Научная статья на тему 'Деятельность Тамбовского губернского попечительного комитета о тюрьмах'

Деятельность Тамбовского губернского попечительного комитета о тюрьмах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ГУБЕРНСКИЙ ПОПЕЧИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ О ТЮРЬМАХ / ГУБЕРНСКАЯ ТЮРЕМНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ТЮРЬМА / АРЕСТАНТЫ / PENITENTIARY SYSTEM / PROVINCIAL PRISON BOARD OF TRUSTEES / PROVINCIAL PRISON INSPECTION / PRISON / PRISONERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голыбина Маргарита Николаевна

Статья рассматривает основные направления деятельности Тамбовского попечительного комитета о тюрьмах в контексте реформирования пенитенциарной системы во второй половине XIX начале XX в. Изучение и обобщение исторического опыта реформирования тюремной системы на региональном уровне имеет большое значение для жизнедеятельности современных исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF TAMBOV PROVINCIAL PRISON BOARD OF TRUSTEES

The article considers the basic trends of activities of Tambov prison board of trustees in the context of penitentiary system reformation during the period from the second half of 19th beginning of 20th centuries. Studying and summarizing of historical experience of prison system reformation at the regional level is of great importance for functioning of modern reformatory institutions.

Текст научной работы на тему «Деятельность Тамбовского губернского попечительного комитета о тюрьмах»

УДК 343.8

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМБОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА О ТЮРЬМАХ

© Маргарита Николаевна ГОЛЫБИНА

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Второй Тамбовский филиал, г. Тамбов, Российская Федерация, преподаватель кафедры частного права, e-mail: golybina-margo@mail.ru

Статья рассматривает основные направления деятельности Тамбовского попечительного комитета о тюрьмах в контексте реформирования пенитенциарной системы во второй половине XIX - начале XX в. Изучение и обобщение исторического опыта реформирования тюремной системы на региональном уровне имеет большое значение для жизнедеятельности современных исправительных учреждений.

Ключевые слова: пенитенциарная система; губернский попечительный комитет о тюрьмах; губернская тюремная инспекция; тюрьма; арестанты.

Введение. В современной российской правовой системе идет процесс реформирования уголовно-исполнительной системы, рассматриваются законопроекты, касающиеся новых видов наказаний и эффективности их правового применения. Изучение опыта реформирования тюремной системы в середине XIX - начале XX в. имеет значение для законодательной и практической деятельности, ведь использовать положительный исторический опыт функционирования пенитенциарных учреждений сейчас чрезвычайно важно. Изучение опыта тюремных преобразований и их реализация на примере Тамбовской губернии приобретает большое значение и для реформирования современных исправительных учреждений.

Создание и компетенция общества: общероссийский контекст. Становление института правового положения заключенных относится к первой половине XIX в. Значительным явлением в истории русской тюрьмы можно назвать создание в России Попечительного о тюрьмах общества в 1819 г., что положило начало формированию организационно-правовых основ деятельности губернских тюремных комитетов и их уездных отделений. В момент создания Попечительного о тюрьмах общества перед государством стояли схожие с современными проблемы реформирования пенитенциарной системы России. Велись споры о целях и задачах карательной политики, об организации и структуре пенитенциарной системы, о формах и методах воздействия на заключенных, их правах и обязанностях.

Перед инициаторами создания общества встал вопрос гуманизации тюремной системы. В 1819 г. к органам административного и прокурорского надзора, наблюдавшим за тюремной системой, присоединилось вновь образованное по образу и подобию Британского библейского общества с разрешения и под покровительством Александра I «Попечительное о тюрьмах общество» [1] .

Важно отметить, что с момента учреждения общества в 1819 г. оно было исключительно благотворительным, его деятельность носила общественно-частный характер за счет взносов его членов и добровольных пожертвований благотворителей. С 1851 г., получив легитимную возможность распоряжаться всеми сторонами хозяйственной жизнедеятельности тюрем за счет средств, получаемых из государственной казны, общество трансформируется в полугосударственную структуру. В 1855 г., влившись в МВД, оно окончательно утратило статус общественного учреждения и приобрело полуадминистра-тивный характер функционирования, который таковым и оставался вплоть до 1890 г., когда были образованы тюремные инспекции. В результате этого общество вернулось к статусу общественного учреждения вплоть до своего упразднения. После учреждения общества на местах стали образовываться губернские тюремные комитеты, в ведении которых находились уездные отделения. Законодательство определило цели и задачи местных учреждений общества, а их деятельность корректировалось циркулярными распоряжениями сначала МВД, затем Министерства юстиции.

Организация Тамбовского губернского комитета. Тамбовский губернский попечительный о тюрьмах комитет начал свою деятельность с 1832 г. с отделениями в уездных городах. Находился в ведении губернатора. С 1855 г. вошел в систему МВД. В состав комитета входили губернские должностные лица и общественные деятели.

Принятие «Устава Общества попечительного о тюрьмах» 1851 г. наделило его бюрократическими чертами и отрицательно отразилось на его деятельности, т. к. директора Комитетов и Отделений, являющиеся губернской и уездной администрацией, как правило, не проявляли интерес к тюремной сфере, поскольку были обременены выполнением своих непосредственных обязанностей. Поэтому они по объективным причинам нелегитимно передавали свои полномочия по Обществу тюремной администрации, которая при низком образовательном статусе и денежном содержании не могла в полной мере заменить их [2].

Уставные требования и реальное положение заключенных. Устав общества закрепил главное - нравственное исправление преступников и улучшение состояния заключенных. Определялись 5 средств исправления: 1) ближайший постоянный надзор над заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место [3].

Значительна роль общества попечительного о тюрьмах в укреплении правовых гарантий прав заключенных. Каких же?

Право заниматься самообразованием. Из отчетов Тамбовского губернского попечительного о тюрьмах комитета видно, что особое внимание уделено чтению книг нравственного и духовного содержания. В этом процессе велика роль церкви при тюремном замке, духовные лица и директора тюремного отделения снабжают арестантов книгами, а для неграмотных открыта школа, где те обучаются читать и писать грамотными арестантами [4].

При выдаче книг и периодических изданий из тюремной библиотеки необходимо

руководствоваться циркулярами Главного тюремного управления 1908 г. № 51, 61.

Право трудиться. Закреплено в Законе Российской Империи от 6 января 1886 г. № 3447 «О занятии арестантов работами и распределении получаемых от сего доходов», в октябре 1915 г. было утверждено положение Совета Министров о привлечении к обязательным работам подследственных аре-стантов-рецидивистов «О привлечении к обязательным работам подследственных аре-стантов-рецидивистов», Циркуляр Главного Тюремного Управления от 15 декабря 1915 г. № 55. Реализация данного права в провинциальных тюрьмах складывалась следующим образом. Например, в Тамбовской губернской тюрьме, в Моршанской уездной тюрьме, Борисоглебском тюремном замке система трудовой деятельности арестантов регламентирована. В зданиях тюрьмы устроены мастерские. Категория арестантов пригодных к труду зависит от их поведения и дисциплины, звания, пола и здоровья. В распорядке дня в местах заключения Тамбовской губернии на работы отведено 7,5 часов, причем работы ведутся и в праздничные по церковному календарю дни. Используется труд заключенных на внешних работах. Например, уборка улиц, работа на кирпичных заводах Сатина, Замятина, постройка казарм и т. д. Труд арестантов оплачивался, часть денег шла на тюремные нужды, а часть в личные накопления. Труд заключенных на внешних работах оплачивался почти вполовину меньше, чем труд вольных. Причем, имелся частный случай, когда тюремный инспектор при осмотре губернской тюрьмы ходатайствовал о повышении платы арестантам и улучшении условий их труда [5].

В целом картина трудовой деятельности арестантов в уездных тюремных замках была удручающей. Помещений для работы не было, выделялись свободные необорудованные камеры, и часто единственным местом работы были огород при тюремном замке, уборка здания, рубка дров.

Таким образом, рассматривая проблему трудовой занятости заключенных, следует подчеркнуть двоякость ситуации. С одной стороны, принцип воспитания трудом считался одним из ведущих в системе мер воздействия, да и заключенные проявляли интерес к материальному вознаграждению за

труд. С другой стороны, самому государству было сложно обеспечить трудовую занятость в местах лишения свободы, особенно на местном уровне. Ведь это напрямую зависело от экономических возможностей.

Право на медицинское обеспечение. Устав о содержащихся под стражей предусматривал лечение больных арестантов за счет казны. Рапорт больницы Тамбовского тюремного замка в 90-е гг. XIX в. дает информацию о содержании больных арестантов. Согласно табелю для больниц, установленному приказом Общественного Призрения и Земства на больного арестанта выделялось в сутки 65 копеек и на медикаменты по 3 копейки, тогда как содержание здорового арестанта составляло 6 копеек в сутки [6]. Статистика смертности в тюремной больнице не высока. Но общая ситуация в сфере медицинского обеспечения уездных тюрем губернии на фоне периодических вспышек эпидемий оставляла желать лучшего. В начале XX в. Главное тюремное управление обращается к губернаторам с призывом усилить осмотр пересыльных и содержание больных арестантов, а тюремной администрации принять к действию рекомендации доктора медицины Гурьева, опубликованные в журнале «Тюремный вестник» [7].

Право отправлять религиозные обряды. Духовное и нравственное воспитание арестантов было приоритетным направлением в системе мер исправления. При этом оно основывалось на религиозных началах. Практически при всех тюрьмах Тамбовской губернии была церковь. В распорядок дня арестантов обязательно входили чтение молитвы утром и вечером; обучение в большинстве случаев проходило по книгам религиозного характера; в праздничные дни арестанты, не занятые работами, участвовали в богослужении [8]. Религиозные деятели, как правило, входили в число тюремной администрации, что накладывало определенный отпечаток на специфику ведения тюремных дел.

Право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами было закреплено в Уставе о содержании под стражей. Жалобы арестантов на тюремную администрацию были связаны с грубым обращением, с тяжелыми условиями содержания, с процветанием взяточничества с арестантов за назначение их на платные хозяйственные работы по

тюрьме [9]. Анализ фондов Тамбовской губернской тюремной инспекции дает информацию о ходе разбирательства по частным жалобам арестантов. В тюрьмы выезжал тюремный инспектор для изучения обстоятельств дел, и на основании проделанного им расследования Тамбовская губернская тюремная инспекция давала ответ. Как правило, жалобы не подтверждались и оставались без движения, ссылаясь на клевету арестантов.

Конечно, эту информацию нельзя считать абсолютной, т. к. превышение своих полномочий тюремной администрацией имело место быть как в столичных тюрьмах, так и в провинциальных. Но проблема заключается в том, что сложившаяся пенитенциарная система не могла допустить огласки подобных дел за пределами тюрьмы.

Тамбовский губернский попечительный о тюрьмах комитет сосредотачивал в своих руках и распоряжался всеми финансовыми средствами, поступавшими для обеспечения пенитенциарной системы. Источники поступления финансовых средств и их пропорции в Тамбовском губернском попечительном о тюрьмах комитете в целом соответствуют ситуации в других российских губернских попечительных о тюрьмах комитетах.

Финансовых средств, выделяемых казной для обеспечения деятельности пенитенциарной системы, было недостаточно. Большая часть из них тратилась на продовольствие для арестантов. При выделении государством денег на продовольствие для арестантов часто не учитывалось повышение цен или сезонные изменения цен в губернии. Отчеты Тамбовского губернского комитета попечительного о тюрьмах свидетельствуют о том, что директоры тюрем губернии не раз обращались с просьбой увеличить содержание больных арестантов и кормовые деньги на продовольствие здоровых арестантов. Казенных средств периодически не хватало для обеспечения арестантов продовольствием, в связи с чем дополнительно привлекались средства из частных пожертвований. Пожертвования чаще делались в виде продуктов питания. Тамбовский губернский попечительный о тюрьмах комитет экономил казенные средства, выделявшиеся на пропитание арестантам. Сэкономленные казенные деньги пополняли капитал комитета. Такая практика была характерна не только для

Тамбовского губернского попечительного о тюрьмах комитета, но и для других подобных губернских тюремных комитетов в России.

Государство фактически во многом переложило на губернские комитеты заботу об обеспечении финансовыми средствами тюремные учреждения. В этой ситуации в более выигрышном положении находились тюремные комитеты столиц или комитеты крупных торгово-промышленных городов европейской России, имевшие возможность привлекать большие суммы частных пожертвований на функционирование тюремной системы. Губернские комитеты в провинции, куда можно отнести и Тамбовскую губернию, обладали меньшими возможностями в деле привлечения частных вкладов. Внутри губернии распределение частных средств не было равномерным. Уездные отделения Тамбовского губернского попечительного о тюрьмах комитета самостоятельно занимались сбором частных средств. При этом денег, собранных на арестантов, было меньше, чем в губернском центре. Вследствие этого можно сделать вывод о том, что качество содержания арестантов (пища, одежда, медицинское обслуживание) в уездах было ниже. Привлечение частных средств тюремными комитетами была старой российской традицией содержания арестантов.

Еще одним источником пополнения капитала Тамбовского губернского попечительного о тюрьмах общества были доходы от работ арестантов. В целом этот источник средств был незначителен, в связи с ограниченными возможностями организации работ для арестантов. Тем не менее, в уездных отделениях комитета от заработков арестантов зависело решение повседневных задач.

Очевидным остается, что для решения задач по улучшению и упорядочению содержания арестантов в местах лишения свободы необходимо было выделение значительных казенных финансовых средств на содержание тюремного персонала, на покупку одежды, инструментов, инвентаря, ремонт и модернизацию уже построенных тюремных зданий.

Заключение. Таким образом, необходимо отметить, что особое место в системе губернского тюремного управления по-прежнему занимает губернский попечительный о тюрьмах комитет, причем играет не послед-

нюю роль в намеченных государством преобразованиях в пенитенциарной политике.

Во-первых, это связано с тем, что в состав попечительного комитета входили губернские чиновники; механизм управления местами заключения в Тамбовской губернии недостаточно отлажен, он находится на пороге реформирования с сочетанием принципов старого уклада.

Во-вторых, приоритетным направлением деятельности попечительного комитета было исправление лиц, находящихся в местах лишения свободы, путем систематических проверок соблюдения заключенными режима содержания; размещение их по степени тяжести совершенных преступлений; обустройство тюремных школ для неграмотных заключенных; привлечение их к трудовой деятельности, стимулированной материальным вознаграждением; организация морально-нравственного воспитания заключенных.

В-третьих, преобразования в пенитенциарной системе требовали крупных финансовых вложений, что в масштабах империи было затруднительно. Тамбовский губернский попечительный о тюрьмах комитет сосредоточил в своих руках и распоряжался всеми финансовыми средствами, причем этих средств, выделяемых казной для обеспечения деятельности пенитенциарной системы, было недостаточно. Поэтому на губернском уровне попечительный комитет о тюрьмах во многом сам обеспечивал источники финансовой поддержки и был единственной организацией, в компетенцию которой входило решение тюремных вопросов.

1. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. Спб., 1889. С.133.

2. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М., 1960. Т. 1. С. 333.

3. Тальберг Д. Общество попечительное о тюрьмах // Журнал гражданского и уголовного права. 1878. Кн. 5.

4. ГАТО (Гос. архив Тамбовской области). Ф. 59 - Тамбовский губернский комитет попечительный о тюрьмах. Оп. 1. Д. 363. Л. 19-21.

5. ГАТО. Ф.716. Оп. 3. Д. 14. 97 л.

6. ГАТО. Ф. 59. Оп. 1. Д. 766. Л. 91-94.

7. ГАТО. Ф. 716 - Тюремное отделение Тамбовского губернского правления. Оп. 2. Д. 19. 45 л.

8. ГАТО. Ф. 716. Оп. 2. Д. 66. Л. 23-24.

9. ГАТО. Ф. 716. Оп. 2. Д. 24. 31 л. Поступила в редакцию 13.11.2011 г.

UDC 343.8

ACTIVITY OF TAMBOV PROVINCIAL PRISON BOARD OF TRUSTEES

Margarita Nikolayevna GOLYBINA, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Second Tambov branch, Tambov, Russian Federation, Lecturer of Private Law Department, e-mail: golybina-margo@mail.ru

The article considers the basic trends of activities of Tambov prison board of trustees in the context of penitentiary system reformation during the period from the second half of 19th - beginning of 20th centuries. Studying and summarizing of historical experience of prison system reformation at the regional level is of great importance for functioning of modern reformatory institutions.

Key words: penitentiary system; provincial prison board of trustees; provincial prison inspection; prison; prisoners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.