Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВЫХ СВЯЩЕННИКОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕК НА КОРАБЛЯХ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВВ.'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВЫХ СВЯЩЕННИКОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕК НА КОРАБЛЯХ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российский императорский флот / судовой священник / флотское духовенство / судовые библиотеки / матросская библиотека / библиотеки на флоте / библиотекарь / Russian Imperial navy / navy chaplain / naval clergy / ship’s libraries / seamen’s library / naval libraries / librarians

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сингх Созонт Сукхдевович, Коноплёва Екатерина Владимировна

Основной и важнейшей сферой деятельности священнослужителя является совершение богослужений. Деятельность судовых священников вне рамок богослужения и особенности их повседневного служения зачастую игнорируются исследователями. В данной статье на основе анализа различных письменных источников предпринята попытка реконструировать деятельность судовых священников по организации библиотек на кораблях Российского императорского флота в конце XIX — начале XX в. Это одно из самых малоизученных направлений историографии флотского духовенства. Авторы в исследовании опирались на периодическую печать, источники личного происхождения, написанные как священнослужителями, так и моряками, делопроизводственные материалы, такие как рапорты, отчеты и клировые ведомости. Был проведен анализ существовавшей на флоте практики создания и комплектации корабельных библиотек, выявлено их разнообразие, включавшее в себя офицерскую, командную и церковную библиотеки, определены особенности функционирования каждой из них. Кроме того, авторы выявили роль судовых священников в организации корабельных библиотек. Была также показана динамика изменения отношения власти к чтению моряков, что напрямую влияло на функционирование морских библиотек. Важно отметить, что многие источники вводятся в научный оборот впервые. Авторы пришли к следующему выводу: несмотря на то что нередко имело место отсутствие инициативы со стороны офицеров или даже определенное противодействие с их стороны, судовые священники имели непосредственное отношение к организации как церковных, так и матросских корабельных библиотек. Отдельные клирики действовали на этом поприще достаточно эффективно, другие были менее успешны. На достижение положительного результата в данном деле влияло слишком большое количество факторов. Так или иначе, судовые священники не могли существенно изменить общую неблагоприятную ситуацию, сложившуюся с библиотечным делом на кораблях Российского императорского флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сингх Созонт Сукхдевович, Коноплёва Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF NAVY CHAPLAINS IN ORGANISING LIBRARIES ON SHIPS OF THE RUSSIAN IMPERIAL NAVY AT THE TURN OF THE 19TH AND 20TH CENTURIES

The main and most important sphere of a clergyman’s activity is divine services. The activities of naval chaplains outside of church service and features of their daily ministry is an understudied topic. This article uses various written sources and attempts to reconstruct the activity of naval priests in organising libraries in ships of the Russian Imperial navy in the late 19th — early 20th centuries. It is one of the least-known spheres in the historiography of the naval clergy. We have used periodicals; private sources, written by both priests and sailors; office records such as reports, accounts, and clerical proceedings. The following topics have been dealt with: making and extending naval libraries; their content, which included officers’, commanders’, and church libraries; features of their functioning. Besides, we have shown the role of naval officers in arranging naval libraries. We have also shown the trends in changing the attitude of the authorities to sailors’ reading, which directly influenced the functioning of naval libraries. It should be noted that many sources have been made public for the first time. We have come to the following conclusion: although there were sometimes the lack of initiative and unwillingness of officers, naval priests had a direct involvement in making both naval church libraries and seamen’s libraries. Some priests were quite successful in this regard, some did not show the same results. There were many factors that determined a good result in this sphere. Anyway, naval priests could not significantly improve the generally unfavourable situation of libraries on the ships of the Russian Imperial Navy.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВЫХ СВЯЩЕННИКОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕК НА КОРАБЛЯХ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВВ.»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Сингх Созонт Сукхдевович, аспирант кафедры истории России

2024. Вып. 116. С. 39-54

Б01: 10.15382Миг112024116.39-54

Историко-филологического факультета ПСТГУ

Россия, г. Москва sozont@inbox.ru

https://orcid.org/0000-0001-8371-8955 Коноплёва Екатерина Владимировна,

магистрант

кафедры русской истории (Х1Х-ХХ1 вв.)

Института истории и социальных наук

Российского государственного педагогического

университета им. А. И. Герцена Россия, г. Санкт-Петербург ant_katerina_92@mail.ru

https://orcid.org/0009-0006-9042-9207

Деятельность судовых священников

ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕК НА КОРАБЛЯХ

Российского императорского флота на рубеже Х1Х—ХХ ВВ.

С. С. Сингх, Е. В. Коноплёва

Аннотация: Основной и важнейшей сферой деятельности священнослужителя является совершение богослужений. Деятельность судовых священников вне рамок богослужения и особенности их повседневного служения зачастую игнорируются исследователями. В данной статье на основе анализа различных письменных источников предпринята попытка реконструировать деятельность судовых священников по организации библиотек на кораблях Российского императорского флота в конце XIX — начале XX в. Это одно из самых малоизученных направлений историографии флотского духовенства. Авторы в исследовании опирались на периодическую печать, источники личного происхождения, написанные как священнослужителями, так и моряками, делопроизводственные материалы, такие как рапорты, отчеты и клировые ведомости. Был проведен анализ существовавшей на флоте практики создания и комплектации корабельных библиотек, выявлено их разнообразие, включавшее в себя офицерскую, командную и церковную библиотеки, определены особенности функционирования каждой из них. Кроме того, авторы выявили роль судовых священников в организации корабельных библиотек. Была также показана динамика изменения отношения власти к чтению моряков, что напрямую влияло на функционирование морских библиотек. Важно отметить, что многие источники вводятся в научный оборот впервые. Авторы пришли к следующему выводу: несмотря на то что нередко имело место отсутствие инициативы со стороны офицеров или даже определенное противодействие с их стороны, судовые священники имели непосредственное отношение к организации как церковных,

© Сингх С. С., Коноплёва Е. В. 2024.

так и матросских корабельных библиотек. Отдельные клирики действовали на этом поприще достаточно эффективно, другие были менее успешны. На достижение положительного результата в данном деле влияло слишком большое количество факторов. Так или иначе, судовые священники не могли существенно изменить общую неблагоприятную ситуацию, сложившуюся с библиотечным делом на кораблях Российского императорского флота.

Ключевые слова: Российский императорский флот, судовой священник, флотское духовенство, судовые библиотеки, матросская библиотека, библиотеки на флоте, библиотекарь.

Вопросы истории формирования судовых библиотек и чтения моряков Российского императорского флота рубежа XIX—XX вв. становились объектом исследования отечественных ученых не очень часто. Можно выделить несколько исследователей, уделявших внимание этому вопросу, — Л. И. Новикову, Н. В. Манвелова, А. М. Панченко и Д. А. Бажанова1. Каждый автор, используя различные источники, приходит к схожим выводам, однако по-разному расставляет акценты.

Л. И. Новикова утверждает, что казенные средства, выделяемые на развитие матросских библиотек, «часто разворовывались»2. А. М. Панченко упоминает негативный пример участия священнослужителя в функционировании библиотеки и приводит пример из произведения А. С. Новикова-Прибоя «Цусима», где упоминается хищение части средств, предназначенных для пополнения библиотеки. На оставшиеся деньги «была приобретена литература лубочного характера. Исключение представляли несколько книжек Л. Толстого, изданные "Посредником", да и те по настоянию священника Паисия были выброшены за борт как "антихристово учение"»3. Д. А. Бажанов сформулировал основные источники пополнения судовых библиотек в начале XX века: «Книжные пополнения могли поступать из трех источников: передаваться Морским министерством, приобретаться на особые суммы или поступать от различных лиц и учреждений»4. В результате исследования и Л. И. Новикова, и Д. А. Бажанов пришли к выводу, что слабая организация командных библиотек, отсутствие актуальной литературы и прессы привели к обращению нижних чинов к нелегальной пропагандистской

1 См.: Новикова Л. И. Военно-морские библиотеки России: история формирования и развития фондов: XVIII — первая четверть XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. URL: https://www.dissercat.com/content/voenno-morskie-biblioteki-rossii-istoriya-formirovaniya-i-razvitiya-fondov-xviii-pervaya-che (дата обращения: 25.01.2020); Манвелов Н. В. На вахте и на гауптвахте: Русский матрос от Петра Великого до Николая Второго. М., 2014; Панченко А. М. Судовые офицерские и матросские библиотеки // Российскому флоту быть! Материалы областной научно-исторической конференции (Новосибирск, 17 нояб. 2006 г.). Новосибирск, 2007. С. 122—132; Бажанов Д. А. Судовые библиотеки на кораблях Балтийского флота в годы Первой мировой войны // Петербургские военно-исторические чтения: Межвузовская научная конференция. С.-Петербург, 17 марта 2018 г.: c6. науч. статей / ред. колл.: А. Б. Николаев (отв. ред. и сост.), Д. А. Бажанов. СПб., 2017. С. 69—77; Он же. Служебные будни российских дредноутов (1914-1917 гг.). СПб., 2021.

2 Новикова Л. И. Указ. соч.

3 Панченко А. М. Указ. соч. С. 129.

4 Бажанов Д. А. Служебные будни российских дредноутов. С. 114.

революционной литературе5. А. М. Панченко сделал иной вывод: «Тем не менее создание корабельных библиотек на судах российского военно-морского флота в дальнейшем стало прочной традицией и свидетельствовало о высоком культурном уровне русских моряков»6. Н. В. Манвелов подробно останавливается на неудачной попытке Морского ведомства издать специализированную литературу для матросов в 1910-х гг.7

Единственной работой, в которой кратко рассмотрено участие судовых священников в организации библиотек на флоте, является статья уже упомянутого Д. А. Бажанова8. Автор отмечает, что во время Первой мировой войны на Балтийском флоте со стороны духовного руководства (протопресвитера, благочинного) не было предпринято значительных усилий по комплектованию судовых библиотек9. Таким образом, деятельность судовых священников по организации библиотек на кораблях Российского императорского флота практически не освещена в историографии. Данное исследование призвано восполнить эту лакуну.

В настоящей статье на основе делопроизводственных материалов (рапорты, отчеты, клировые ведомости)10, источников личного происхождения, написанных священнослужителями11 и моряками12, а также статей протоиерея В. Архангельского13, архимандрита Владимира (Гиганова)14, анонимного судового священниками писателя А. С. Новикова-Прибоя, служившего в период Русско-

5 См.: Новикова Л. И. Указ. соч.; Бажанов Д. А. Судовые библиотеки... С. 77.

6 Панченко А. М. Судовые офицерские... С. 132.

7 См.: Манвелов Н. В. Указ. соч. С. 260.

8 См.: Бажанов Д. А. Роль священников в поддержании нравственного облика военных моряков на кораблях Балтийского флота в годы Первой мировой войны // Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании XIX—XXI веков: материалы регионального этапа XXV международных Рождественских чтений и круглого стола Общественной палаты Ярославской области. Ярославль, 24 октября 2016 г. Ярославль, 2017. С. 168-177.

9 См.: Там же. С. 171.

10 См.: Отчет комиссии главного командира Кронштадтского порта об осмотре броненосца «Император Александр II» после плавания 1896-1901 гг. // Арбузов В. В. «Броненосец Император Александр II». СПб., 1997. С. 84-87; РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 6. Д. 684; Ф. 555. Оп. 1. Д. 151; РГИА. Ф. 806. Оп. 12. Д. 168, 170-173; Оп. 5. Д. 5860, 8942, 9830.

11 См.: Граф Г. Моряки: Очерки из жизни морского офицера 1897-1905 гг. М., 2012; ОР РНБ. Ф. 524. Оп. 2. Д. 358; Сотников Г. П. Из прошлого // Северный колхозник. 1937. № 145. С. 1.

12 См.: Дьяконов Г., свящ. Церковно-религиозная жизнь на корабле «Император Александр II» за два года заграничного плавания (1896-1897 гг.) // Вестник военного духовенства. 1907. № 17. С. 537-541; № 18. С. 568-570; № 19. С. 599-608; Касаткин А., свящ. Пастырь на корабле: Путевые заметки и впечатления священника (из письма на имя о. протопресвитера) // Вестник военного духовенства. 1898. № 17. С. 529-534.

13 См.: Архангельский В., прот. Обозрение о. протопресвитером военного и морского духовенства Г. И. Шавельским судовых церквей Балтийского флота и военно-морских Прибалтийского края // Вестник военного и морского духовенства. 1912. № 15-16. С. 555-575.

14 См.: Владимир (Гиганов), архим. Священнослужитель на корабле во время кругосветного плавания // Вестник военного духовенства. 1894. № 11. С. 331-345.

15 См.: О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 1. С. 11-18; № 2. С. 41-51.

японской войны на флоте16, будет рассмотрена организация судовыми священниками библиотек на кораблях Российского императорского флота.

Официально судовые офицерские библиотеки появились в 1859 г., до этого на кораблях Российского императорского флота присутствовали книжные собрания офицеров в кают-компании или же «в каютах командира и старшего офицера»17. Известным примером может служить библиотека шлюпа «Надежда», предназначавшаяся для офицеров и ученых, которые отправились в Первое русское кругосветное плавание (1803-1806)18. Нижние чины не имели возможности пользоваться офицерскими библиотеками19. Немного улучшилась ситуация с чтением на борту в начале 1860-х гг., когда по инициативе некоторых офицеров стали появляться библиотеки для нижних чинов20. Морское ведомство стало выделять какие-то средства для приобретения книг лишь к началу XX в.21 Не все они использовались по назначению22. Самый известный пример описан баталёром броненосца «Орел» А. С. Новиковым-Прибоем: «Из 160 руб., отпущенных казною на приобретение книг. употребили в дело лишь сорок с небольшим руб., вернее — только счет был показан на такую сумму, остальные же деньги где-то присохли. Уже это одно достаточно показывает, как начальствующие заботились о просвещении вверенных им людей»23. В результате от «библиотеки получить что-либо путного — было бы напрасной мечтой. Если не считать несколько научно-популярных книжонок разных авторов, <...> ее наполняли ни к чему не нужные буквари и сказки», а также некоторые рассказы Л. Н. Толстого24.

О том же свидетельствуют воспоминания матроса Г. П. Сотникова25, посвященные плаванию крейсера «Аврора» в 1903-1906 гг. Примечательно, что описание библиотеки присутствует и в рукописи воспоминаний26, и в статье 1937 г.27 с небольшим отличием. В рукописи автор рассказывает о библиотеке так: «На "Авроре" была библиотека, в которой были небольшие брошюры, например "Робинзон Крузо", "Бова-Королевич", "Илья Муромец" и прочие, и их читали не все. Ещё была офицерская библиотека в кают-компании, но книг из нее мат-

16 См.: Новиков-Прибой А. С. Что и как читали матросы? URL: http://www.necropol.org/ novikov-priboy.html (дата обращения: 14.05.2020).

17 Манвелов Н. В. Указ. соч. С. 260.

18 Подробнее см.: Федорова О. М. Книги в просоленных обложках: библиотека шлюпа «Надежда» // Морское наследие. 2015. № 2 (14). С. 72-77.

19 Напр.: ОР РНБ. Ф. 524. Оп. 2. Д. 358. Л. 12 об.

20 См.: Манвелов Н. В. Указ. соч. С. 260.

21 См.: О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 2. С. 43.

22 См.: Новикова Л. И. Указ. соч.

23 Новиков-Прибой А. С. Указ. соч.

24 Там же.

25 Подробнее об этих материалах см.: Иванченко М. Р. Воспоминания моряков крейсера «Аврора» о заграничном плавании 1903-1906 гг. // Военная история России XK-XX веков: Материалы VIII Международной военно-исторической конференции. Санкт-Петербург, 2021 ноября 2015: c6. науч. статей. СПб., 2015. С. 114-123.

26 ОР РНБ. Ф. 524. Оп. 2. Д. 358. Л. 12 об.

27 См.: Сотников Г. П. Указ. соч.

росам не давали»28. В опубликованном варианте отсутствует фрагмент об офицерской библиотеке и есть одно немаловажное дополнение. Перечисляя книги матросской библиотеки, автор отмечает: «...но и таких книг многие читать не могли, так как были неграмотны» 29.

Какую же роль играл в организации библиотеки судовой священник? Приступая к выполнению своих обязанностей, клирик мог поинтересоваться, как организован досуг нижних чинов на борту, в том числе наличием или отсутствием матросской библиотеки (офицерскими библиотеками священник не занимался). При ее отсутствии заботливый пастырь стремился исправить данную ситуацию30. Важно отметить, что создание церковной библиотеки станет обязанностью лишь с принятием Инструкции для судовых священников в 1908 г. До этого библиотечное дело было инициативой священнослужителя.

Анонимный автор писал: «Ввиду особенного духовного склада русского народа, вполне понятно и неоспоримо преимущество духовной библиотеки для команды пред светской»31. Такое спорное утверждение, возможно, связано со сложностями финансирования и организации светской библиотеки. Судовые священники отмечали любовь некоторых матросов «к чтению Слова Божия и душеполезных книг»32. И кто, как не клирик, мог бы заботиться о подборе достойной литературы для паствы. Кроме того, в обстоятельствах службы на флоте не все нижние чины могли присутствовать на беседах и чтениях33. Восполнением пропущенных «общих духовных бесед и частных религиозно-нравственных чтений» становилось «самостоятельное чтение командой "душеспасительных" книг»34. Чтение наряду, например, с пением35 и разговорами36 было разновидностью времяпрепровождения команды в свободное время. У некоторых грамотных матросов были и собственные книги. Но поскольку книги имели далеко не все члены команды, нижние чины обращались к судовому священнику, который мог во время плавания производить закупки «евангелий, молитвенников, житий святых, путеводителей по святым местам»37.

По мнению анонимного автора, именно с помощью священника и через чтение «каждый матрос может самостоятельно заняться разъяснением для себя заинтересовавших его вопросов»38. Иерей Иоанн39 Дьяконов считал необходимым

28 ОР РНБ. Ф. 524. Оп. 2. Д. 358. Л. 12 об.

29 Сотников Г. П. Указ. соч.

30 См.: Касаткин А., свящ. Указ. соч. С. 530.

31 О пастырском служении... С. 43.

32 Дьяконов Г., свящ. Церковно-религиозная жизнь на корабле «Император Александр II». С. 599.

33 См.: О пастырском служении... С. 42.

34 Там же.

35 См.: Граф Г. Указ. соч. С. 39.

36 См.: О пастырском служении... С. 42.

37 Дьяконов Г., свящ. Указ. соч. С. 599.

38 О пастырском служении... С. 42.

39 При публикации воспоминаний редакцией Вестника военного духовенства был ошибочно указан инициал «Г».

расширить полномочия священника, чтобы он заведовал «командной [матросской] библиотекой» и проводил беседы по прочитанным книгам40.

Одно необычное обстоятельство порой способствовало появлению судовых церковных библиотек. Как известно, за оборотом и хранением книг, рукописей и писем на флоте, особенно в военное время, следили органы военной цензуры. При обнаружении или при подозрении на хранение и распространение «преступных изданий» проводилось расследование Уголовными отделениями 1-го Департамента Министерства юстиции41. Особенно условия ужесточились в связи с революционными событиями 1905 года. Матросские библиотеки и до этого времени были достаточно ограниченными, а после разрешалось иметь очень узкий круг литературы, определявшийся на каждом корабле судовым начальством. Например, на «крейсере 1 ранга "Аскольд", который в 1908 году находился во Владивостоке, матросам категорически запрещалось чтение газет и журналов. Из книг допускалось лишь "Житие Святых", специальные издания об особах царствующего дома, рассказы о морской службе»42. Следовательно, церковная библиотека, с точки зрения судового начальства, оказывалась более выгодной, чем светская.

В целом на кораблях Российского императорского флота к началу XX в. были библиотеки трех видов: библиотеки для офицеров, существовавшие на большинстве кораблей, библиотеки для матросов, которые иногда организовывались и действовали в рамках цензуры, и церковные библиотеки, контролировавшиеся священнослужителем, кроме того, были личные собрания книг. Таким образом, священник имел непосредственное обязательное отношение только к церковной библиотеке. Ее создание начиналось с закупки литературы, и опытный судовой священник при назначении на корабль мог предугадать традиционное отсутствие литературы «религиозно-нравственного содержания» и заранее «запастись» таковой. Но чаще всего лишь после выхода в море и выявления состояния библиотеки, уровня ее востребованности43 либо вовсе ее отсутствия44 священник приходил к выводу о необходимости закупки тех или иных книг. В этом отношении, как и во многих других случаях, священник мог оказаться в зависимости от командира корабля. По мнению анонимного автора, «каждый командир, радеющий о духовных нуждах своей команды, придёт на помощь своему священнику в делах открытия судовой духовной библиотеки для команды»45.

Как уже было сказано, для закупки литературы Морским министерством выделялись средства46. Некоторая их часть могла пойти и на книги для духовной библиотеки47. Но для командира это были совершенно не обязательные меры, более того, даже «светская библиотека» могла отсутствовать, что иллюстриру-

40 См.: Дьяконов Г., свящ. Указ. соч. С. 608.

41 См., напр.: ГА РФ. Ф. 124. Оп. 13. Д. 1342. Л. 1, 2.

42 Панченко А. М. Судовые офицерские... С. 130.

43 См.: Дьяконов Г., свящ. Указ. соч. С. 599.

44 См.: Касаткин А., свящ. Указ. соч. С. 530.

45 О пастырском служении... С. 43.

46 См.: Там же.

47 См.: Там же.

ет скорее нежелание командного состава заниматься организацией библиотеки, чем особый интерес нижних чинов к церковной литературе в противовес светской. Так или иначе, средств на закупку литературы могло не быть. Теоретически священник мог приобрести книги на собственные деньги или найти иные их источники, например «употребить на это суммы, ассигнуемые на "церковные книги и ноты"»48. Одним из вариантов выхода из данной ситуации являлось использование денежных сумм, вырученных с продажи свечей и из «кружки для доброхотных пожертвований»49. Кроме того, помощь священнослужителю мог оказать протопресвитер армии и флота.

При выборе книг священнику было необходимо обращаться к специальным спискам — каталогам рекомендованной литературы. Существовал, например, «Каталог магазина духовных и других книг И. Л. Тузова»50, в нем публиковались актуальные на этот год религиозные издания.

Не всегда ситуация с обеспечением библиотеки книгами была совсем уж плачевной, например, судовому священнику крейсера «Герцог Эдинбургский» Александру Касаткину повезло: книги и брошюры для религиозно-нравственного чтения были выписаны «по моей просьбе и моему указанию»51. Примером конкретного числа книг может служить броненосец «Александр II» — в 1896 г. «для чтения команды было приобретено до 130 книг религиозно-нравственного содержания»52. Численность личного состава данного броненосца составляла 616 человек53, а значит, обеспечение книгами было слабым, возможно, по причине недостаточной заинтересованности команды либо, что скорее всего, недостаточного финансирования. К сожалению, священник броненосца не сообщает, на какие средства были приобретены данные книги. По заявлению командира корабля капитана 1 ранга М. А. Броницкого, при отплытии на организацию библиотеки для команды «по неизвестной ему причине, [денег] требовано не было»54. Возможно, предыдущий командир броненосца капитан 1 ранга К. П. Никонов не счел нужным запрашивать средства для этой цели. Впоследствии «на этот предмет сумм не выделялось»55. В связи с этим мы можем полагать, что книги приобрел сам священник из средств, выделенных на «церковные принадлежности» (вино, просфоры, свечи, ладан и т. д.).

Библиотека чаще всего находилась в каюте судового священника. Это объясняется практической пользой: если разместить библиотеку, например, «в жилой палубе», то приходилось бы назначать «определенное время для выдачи

48 О пастырском служении... С. 43.

49 Там же. С. 44.

50 См.: Там же. С. 43.

51 Касаткин А., свящ. Указ. соч. С. 530.

52 Дьяконов Г., свящ. Указ. соч. С. 569.

53 См.: Бережной С. С. Линейные и броненосные корабли. Канонерские лодки. М., 1997. С. 24.

54 Отчет комиссии главного командира Кронштадтского порта об осмотре броненосца «Император Александр II» после плавания 1896-1901 гг. // Арбузов В. В. Броненосец «Император Александр II». СПб., 1997. С. 87.

55 Там же.

книг»56, что ограничивало бы как потенциальных читателей, так и священника. Кроме того, размещение библиотеки в каюте священнослужителя соответствовало Морскому уставу, по которому каюта давалась священнику, «дабы быть доступнее» к команде57. Наиболее удобным временем посещения библиотеки для членов команды был период «после ужина до вечерней молитвы и даже после молитвы до отхода ко сну, т. е. с 7 до 10»58, но не ограничивалось этой возможностью. По мнению анонимного автора, получение книг в библиотеке было удобным поводом для общения со священником наедине59. Однако, «если выдача книг производится в определенное для всех время»60, то терялась возможность индивидуальной беседы из-за очереди и наличия свидетелей разговора: человек «не захочет навлекать на себя подозрений своей секретной продолжительной беседой на виду у всех»61. Священнику нужна была определенная степень эмпатии, если читатель «не спешит уходить и смущенно стоит на одном месте, нужно спешить в таком случае на помощь и навстречу его готовящейся "исповеди", завести разговор о его "домашних", избегая прямо и сразу затронуть "больное место"»62. Стоит отметить, что анонимный священнослужитель здесь приводит пример из собственной практики и дает рекомендацию, но это уникальный случай, у иных авторов-священников выдача книг как повод для беседы не упоминается.

Далеко не каждый священник мог стать библиотекарем. Так, по мнению архимандрита Владимира (Гиганова), по причине низкого уровня образования многие судовые иеромонахи зачастую считали, что «та или другая книга достойна внимания потому, что она религиозного содержания, хотя под своим внешним покровом проводит христианские идеи в искаженном виде; а если известная какая-либо книга по внешней форме изложения не имеет религиозного вида, хотя и проводит высокие христианские идеи, презирается ими как нечто соблазнительное и безнравственное»63. Таковые священнослужители при исполнении обязанностей библиотекаря способны были принести больше вреда. Конечно, есть и положительные примеры. Так, командир учебного судна «Минин» капитан 1-го ранга А. Г. Петц в августе 1907 г. писал протопресвитеру, что священник Дмитрий Удимов «обучал грамоте нижних чинов, заведовал [их] библиотекой, которую с большим умением дополнил, вел духовные беседы и говорил прекрасные проповеди»64. Упомянутый священник был очень хорошо образован, так что очевидна связь между уровнем образования священника и возможностью полноценно заниматься библиотечным делом.

В случаях, когда в наличии было достаточное количество книг и большое число грамотных и заинтересованных членов команды, организовывались

56 О пастырском служении. С. 44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57 См.: Морской устав 1885. СПб., 1885. С. 373.

58 О пастырском служении... С. 45.

59 См.: Там же.

60 Там же.

61 Там же.

62 Там же.

63 Владимир (Гиганов), архим. Священнослужитель на корабле во время кругосветного плавания // Вестник военного духовенства. 1894. № 11. С. 336.

64 РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 5860. Л. 190.

дополнительные передвижные «библиотеки-читальни»65. Некоторые матросы «затрудняются брать большую книгу, боясь не "одолеть" ее; другие — как это ни странно и ни прискорбно — стесняются или боятся из ложного стыда перед священником и товарищами, а, пожалуй, и просто ленятся идти к нему за книгой; третьи, наконец, просто не имеют времени для чтения и находят, что "не стоит" брать книг», этим объясняется актуальность создания «читален»66.

Традиционно устроителем читальни был судовой священник, но существуют и иные примеры: нижние чины броненосца «Александр II» проявили инициативу, и «с разрешения командира на корабле организована была матросская читальня»67, что подчеркивает немалую роль чтения в жизни нижних чинов.

Сами «подвижные читальни» были придуманы полковым протоиереем Ев-лампием Якиманским68. Это были небольшие библиотеки, расположенные в наиболее удобных местах, чтобы дать матросам возможность читать «в тот свободный час, который окажется в его распоряжении и в который у него явится охота почитать»69. «Читальни» представляли собой «рамы со вставленными в них газетами и журналами»70 и были созданы таковыми, чтобы «брошюры не рвались и не трепались»71. Состав «читальни» не ограничивался типичными книгами вроде Евангелия, молитвословов, житий святых и т. д.72, по мнению анонимного автора, «полезно выписывать, если позволяют условия плавания, один-два общедоступных духовных журнала»73. Оптимально она «должна состоять преимущественно из небольших книжечек и брошюр религиозно-нравственного содержания»74. При этом литературу «каждую неделю следует менять, чтобы за-охотить читателя»75. При выборе места для «читальни» священник руководствовался в том числе идейными соображениями: лучше всего было «класть книжки у образных киотов»76, которые «хорошо и даже необходимо иметь. в каждом отделении жилой палубы <...> таким образом, отсюда изливался. свет Христов, просвещающий всякого человека через хорошую книгу»77. Таким образом, при наличии у команды желания судовой священник и корабельное начальство нередко организовывали «читальни», что делало литературу более доступной для нижних чинов, а регулярная замена ассортимента могла пробудить в них дополнительный интерес.

В 1910-е гг. ситуация с корабельными библиотеками стала меняться к лучшему. В 1911 г. Морское ведомство в четыре раза увеличило количество средств

65 См.: О пастырском служении. С. 46; Дьяконов Г., свящ. Указ. соч. С. 599.

66 О пастырском служении. С. 46.

67 Дьяконов Г., свящ. Указ. соч. С. 569.

68 См.: О пастырском служении. С. 46.

69 Там же.

70 Жукова Л. В. Военное духовенство и благотворительность в годы Русско-японской войны // XXI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 2011. № 21. Т. 2. С. 166.

71 О пастырском служении. С. 46.

72 См.: Дьяконов Г., свящ. Указ. соч. С. 599.

73 О пастырском служении. С. 47.

74 Там же.

75 Там же.

76 Там же.

77 Там же.

на покупку литературы «на одного нижнего чина на морскую кампанию» (20 копеек вместо 5), и «было решено выделять на каждом вновь строящемся крупном корабле помещение под книгохранилище»78. В 1910-е гг. на многих кораблях Российского императорского флота появились библиотеки, но, как правило, это были лишь единицы флота, находившиеся в заграничном плавании. Современный историк Д. А. Бажанов так описывает ситуацию, сложившуюся с корабельными библиотеками к 1914 г.: «При участии корабля в заграничном плавании на офицерскую и командную библиотеки выделялось от 350 до 500 руб., в зависимости от численности экипажа, во внутреннем плавании рассчитывать можно было только на береговые, находившиеся при Морских собраниях, в экипажах или береговых ротах»79. Выделяемых средств по-прежнему было недостаточно, книжные коллекции оставались скудными, к офицерским библиотекам нижние чины так и не допускались, а судовое начальство, по цензурным соображениям, не допускало свободного хождения литературы и прессы80. Таким образом, организация судовых библиотек для нижних чинов была бессистемной81, что предопределило заинтересованность матросов в чтении и распространении нелегальной литературы82.

Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобовский, занимавший эту должность в 1890—1910 гг., поддерживал инициативу своих подчиненных священников по созданию библиотек в сухопутных и морских подразделениях, но эта деятельность никак не регламентировалась. Ситуация изменилась в 1908 г., когда была принята Инструкция для судовых священников, в которой говорилось, что для «укрепления тех религиозных начал, которые судовой священник насаждает в команде, он заботится об устройстве для нее церковной библиотеки и заведует ею»83. Теперь организация церковной библиотеки стала обязанностью судового священника.

Дальнейшее развитие ситуации произошло с приходом на должность протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Шавельского, а также кадровой реформы 1911—1912 гг., в результате которой на флот пришло много образованных священнослужителей. Была организована специальная комиссия, которая издала каталоги книг, рекомендованных для военных и морских церковных библиотек84.

В целом можно сказать, что судовые священники достаточно хорошо зарекомендовали себя в качестве организаторов библиотек. Однако ситуация могла кардинально различаться в зависимости от конкретного корабля, что нашло отражение в клировых ведомостях судовых церквей. Например, в 1914 г. на крейсере «Громобой» корабельная церковная библиотека состояла из «20 томов», в церковной библиотеке линкора «Слава» не было книг вовсе, на линкоре

78 Манвелов Н. В. Указ. соч. С. 260.

79 Бажанов Д. А. Судовые библиотеки... С. 70.

80 Подробнее см.: Там же. С. 69—77.

81 См.: Панченко А. М. Судовые офицерские... С. 131.

82 См.: Бажанов Д. А. Судовые библиотеки... С. 74.

83 РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 6. Д. 684. Л. 20 об.

84 См.: Панченко А. М. Классификация военных библиотек русской армии // Библио-сфера. 2015. № 1. С. 36.

«Цесаревич» — «139 томов», на линкоре «Император Павел I» — «147 томов», а на линкоре «Андрей Первозванный» церковная библиотека состояла из «50 томов»85. Эти, хоть и ограниченные, данные показывают, что в 1910-е гг. судовая церковная библиотека была распространенным явлением, но библиотечные фонды в них оставались крайне скудными, особенно учитывая численность команды. Возможно, на многих кораблях церковные библиотеки вовсе стали формальностью, и священники относились к своей обязанности по организации библиотеки не всегда ответственно. В этой связи показателен пример, указанный выше: церковная библиотека на линкоре «Слава» есть, а книг в ней нет.

В источниках упоминается информация о том, что в 1910-е гг. судовые священники заведовали не только церковными, но и командными библиотеками. Так, на линейном корабле «Андрей Первозванный» была читальня и библиотека, которой судовой священник Дмитрий Андреев «заведует, внимательно наблюдая за самим чтением команды, в необходимых случаях давая соответствующие указания и руководя выбором чтения»86.

В отчете за 1916 год благочинный 2-й бригады крейсеров Балтийского флота священник Иоанн Спицын писал, что все находившиеся в его подчинении судовые священники обучают грамоте матросов и заведуют командными библиоте-ками87. Но эту ситуацию нельзя назвать обычной для всех кораблей Российского императорского флота. Возможно, ситуация, сложившаяся на кораблях 2-й бригады, была связана с личностью благочинного: иерей Иоанн был практически профессиональным библиотекарем, поскольку в делопроизводственных материалах он упоминался как «исполняющий должность заведующего командной библиотекой»88. Сохранилась даже его библиотекарская отчётность, что является уникальным случаем. Согласно отчету, который был составлен священником Иоанном в качестве библиотекаря командной библиотеки крейсера «Россия», к 1 января 1913 г. библиотечный фонд состоял из 1238 книг89. В течение 1913 г. библиотека пополнилась 240 книгами, 55 были потеряны, 45 пришли в негодность ввиду ветхости. Итого к 1 января 1914 г. библиотечный фонд насчитывал 1378 книг90. Священник отмечает, что в журнале учета книг за год было сделано около 4 тыс. записей о выдаче книг91. 55 книг, указанные потерянными, были не возвращены матросами в библиотеку. Священнослужитель доводит до сведения командира корабля эту информацию и приводит поименный список матросов, не вернувших литературу, а также перечисляет названия книг. Среди них, например, были «Отцы и дети», «Собрание сочинений Толстого», «Война и мир», «Тайные чудеса Божьего мира», «Австралия», «Адмирал Нахимов»,

85 РГИА. Ф. 806. Оп. 12. Д. 168. Л. 2 об.; Д. 170. Л. 2 об.; Д. 171. Л. 2 об.; Д. 172. Л. 2 об.; Д. 173. Л. 2 об.

86 Архангельский В., прот. Обозрение о. Протопресвитером военного и морского духовенства Г. И. Шавельским судовых церквей Балтийского флота и военно-морских Прибалтийского края // Вестник военного и морского духовенства. 1912. № 15-16. С. 563.

87 РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 9830. Л. 24 об.

88 РГА ВМФ. Ф. 555. Оп. 1. Д. 151. Л. 30.

89 Там же. Л. 31 об.

90 Там же.

91 Там же.

«Патриарх Никон», «Среди мумий», «Самоучитель эсперанто», «Шинель» и «Вокруг света»92. Этот список, отчасти, показывает круг интересов некоторых матросов.

Наибольшей популярностью среди нижних чинов, по словам библиотекаря, пользовалась беллетристика — романы, повести, рассказы. Этот раздел, считал иерей Иоанн, необходимо пополнить93. Также матросы любили читать журналы «Природа и люди», «Витязь», «Свет», «Русское чтение, «Знамя», «Кронштадтский вестник», «Колокол», «Миссионерское обозрение» и др.94 Кроме того, клирик привлекал матросов к чтению следующим способом: «После каждой прочитанной мною лекции по отечественной истории ко мне всегда обращаются нижние чины с просьбой рекомендовать им книгу, в которой они могли бы сами прочитать и как бы удостовериться в слышанном на лекции»95. В результате у нижних чинов повышался интерес к военно-исторической и патриотической литературе96. Из этих жанров любимыми книгами были: «Князь Серебряный», «Война и мир», «Богдан Хмельницкий» и «Юрий Милославский»97. По словам священника, отдел «книг религиозно-нравственного содержания также имеет своих читателей»98. Из них наибольший интерес вызывала литература о мучениках первых веков, объяснения богослужения и нравоучения Православной Церкви99. Была и еще одна категория книг, интересовавших матросов, — учебники по общеобразовательным предметам100. Таким образом, командная библиотека крейсера «Россия» в 1913 г. содержала около 1200—1300 книг различного содержания. В это время личный состав корабля насчитывал, не считая священника, 911 человек — 45 офицеров и 866 нижних чинов101. Поскольку офицеры не пользовались командными библиотеками (во всяком случае упоминания о таких случаях отсутствуют), то читателями были 866 нижних чинов — это примерно полторы книги на моряка. По словам библиотекаря, книги брали около 4 тыс. раз, что говорит о высоком интересе матросов к литературе и о потенциале этого направления внебогослужебной работы священнослужителя с личным составом. Кроме того, отец Иоанн Спицын, будучи благочинным, вероятно, мог оказывать своим подчиненным компетентную помощь в библиотечном деле, содействуя организации библиотек и на других кораблях бригады.

Еще в 1912 г. во время посещения кораблей Балтийского флота протопресвитер Георгий Шавельский, осмотрев читальню и библиотеку линейного корабля «Андрей Первозванный», высказал пожелание, «чтобы и на других кораблях

92 РГА ВМФ. Ф. 555. Оп. 1. Д. 151. Л. 55-56.

93 Там же. Л. 32.

94 Там же.

95 Там же. Л. 32-32 об.

96 Там же. Л. 32.

97 Там же.

98 Там же.

99 Там же.

100 Там же. Л. 33.

101 См.: Мельников Р. М. Крейсер I ранга «Россия» (1895-1922). Самара, 2007. ТО^ Шр8://сооШЪ.сош/Ь/292844/геаа?у8сШ=Шше9ука365584308 (дата обращения: 22.03.2023).

священники заведовали командной библиотекой»102. В ответ на это благочинный иерей Александр Щеглов «доложил, что при всём желании духовенства осуществить это не всегда возможно, т. к. г.г. офицеры не хотят считаться с мыслью, что это — естественное дело пастыря, а чаще всего устраняют священника от этой обязанности»103. Таким образом, если до кадровой реформы флотского духовенства священники зачастую не могли быть заведующими корабельных библиотек по причине низкого уровня образования, то теперь — ввиду несогласия морских офицеров.

Подводя итог, можно утверждать, что на кораблях Российского императорского флота организация библиотек для нижних чинов была поставлена достаточно слабо. Библиотека, организованная священнослужителем, могла состояться при стечении многих обстоятельств: при наличии интереса со стороны нижних чинов, при проявлении инициативы священнослужителем и поддержке командного состава, а также при наличии средств на покупку литературы. Такие случаи закономерно являлись скорее редкостью, чем правилом. Ситуация несколько улучшилась в 1910-х гг., когда и Морское ведомство, и протопресвитер стали уделять библиотечному делу больше внимания. На многих кораблях были организованы церковные библиотеки, а как минимум на пяти кораблях Российского императорского флота командными библиотеками заведовали священнослужители. Подобные библиотеки до 1910-х гг. размещались в каюте священнослужителя, что было удобно как для духовенства, так и для команды. Кроме того, подобное размещение и свободное время выдачи книг давало возможность священнослужителю ближе познакомиться с личным составом. Где размещались библиотеки, которыми заведовали священники в 1910-е гг., установить не удалось, но можно предположить, что они оставались там же. Не менее важной была возможность создавать судовые читальни, которые могли сыграть важную роль в просвещении команды и делали литературу доступнее для команды. В целом работа по устройству библиотеки на корабле требовала от священнослужителя знания литературы и высокого уровня образованности, иначе клирик мог не только не способствовать просвещению моряков, но и навредить. Возможно, из-за наличия случаев, в которых священники-библиотекари проявили себя не с лучшей стороны, в 1910-е гг. духовенство столкнулось с тем, что офицеры не хотели допускать их до библиотечной деятельности. Отдельные судовые священники действовали на этом поприще достаточно эффективно, но они не могли существенно изменить общую ситуацию, сложившуюся с библиотечным делом на флоте.

Список литературы

Арбузов В. В. Броненосец «Император Александр II». СПб., 1997.

Архангельский В., прот. Обозрение о. протопресвитером военного и морского духовенства Г. И. Шавельским судовых церквей Балтийского флота и военно-морских Прибалтийского края // Вестник военного и морского духовенства. 1912. № 15-16. С. 555575.

102 Архангельский В., прот. Обозрение о. протопресвитером военного и морского духовенства Г. И. Шавельским. С. 563.

103 Там же.

Бажанов Д. А. Роль священников в поддержании нравственного облика военных моряков на кораблях Балтийского флота в годы Первой мировой войны // Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании XIX—XXI веков: материалы регионального этапа XXV международных Рождественских чтений и круглого стола Общественной палаты Ярославской области. Ярославль, 24 октября 2016 г. Ярославль, 2017. С. 168-177.

Бажанов Д. А. Служебные будни российских дредноутов (1914-1917 гг.). СПб., 2021.

Бажанов Д. А. Судовые библиотеки на кораблях Балтийского флота в годы Первой мировой войны // Петербургские военно-исторические чтения: Межвузовская научная конференция. С.-Петербург, 17 марта 2018 г.: сб. науч. ст. / ред. колл.: А. Б. Николаев (отв. ред. и сост.), Д. А. Бажанов. СПб., 2017. С. 69-77.

Бережной С. С. Линейные и броненосные корабли. Канонерские лодки. М., 1997.

Владимир (Гиганов), архим. Священнослужитель на корабле во время кругосветного плавания // Вестник военного духовенства. 1894. № 11. С. 331-345.

Граф Г. Моряки: Очерки из жизни морского офицера 1897-1905 гг. М., 2012.

Дьяконов Г., свящ. Церковно-религиозная жизнь на корабле «Император Александр II» за два года заграничного плавания (1896-1897 гг.) // Вестник военного духовенства. 1907. № 17. С. 537-541; № 18. С. 568-570; № 19. С. 599-608.

Жукова Л. В. Военное духовенство и благотворительность в годы Русско-японской войны // XXI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 2011. № 21. Т. 2. С. 165-167.

Иванченко М. Р. Воспоминания моряков крейсера «Аврора» о заграничном плавании 1903-1906 гг. // Военная история России XIX-XX веков: Материалы VIII Международной военно-исторической конференции. Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2015: сб. науч. статей. СПб., 2015. С. 114-123.

Касаткин А., свящ. Пастырь на корабле. Путевые заметки и впечатления священника (из письма на имя о. протопресвитера) // Вестник военного духовенства. 1898. № 17. С. 529-534.

Манвелов Н. В. На вахте и на гауптвахте: Русский матрос от Петра Великого до Николая Второго. М., 2014.

Мельников Р. М. Крейсер I ранга «Россия» (1895-1922). Самара, 2007. URL: https:// coollib.com/b/292844/read?ysclid=lfiuie9vkd365584308 (дата обращения: 22.03.2023).

Новикова Л. И. Военно-морские библиотеки России: история формирования и развития фондов: XVIII — первая четверть XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. URL: https:// www.dissercat.com/content/voenno-morskie-biblioteki-rossii-istoriya-formirovaniya-i-razvitiya-fondov-xviii-pervaya-che (дата обращения: 25.01.2020).

Новиков-Прибой А. С. Что и как читали матросы? URL: http://www.necropol.org/novikov-priboy.html (дата обращения: 14.05.2020).

О пастырском служении в русском военном флоте // Вестник военного духовенства. 1905. № 1. С. 11-18; № 2. С. 41-51.

Панченко А. М. Классификация военных библиотек русской армии // Библиосфера. 2015. № 1. С. 28-40.

Панченко А. М. Судовые офицерские и матросские библиотеки // Российскому флоту быть! Материалы областной науч.-ист. конференции. Новосибирск, 17 нояб. 2006 г. Новосибирск, 2007. С. 122-132.

Сотников Г. П. Из прошлого // Северный колхозник. 1937. № 145. С. 1.

Фёдорова О. М. Книги в просоленных обложках: библиотека шлюпа «Надежда» // Морское наследие. 2015. № 2 (14). С. 72-77.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2024. Vol. 116. P. 39-54 DOI: 10.15382/sturII2024116.39-54

Sozont Singh, Graduate Student, Department of Russian History, Faculty of History and Philology, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

Moscow, Russia sozont@inbox.ru https://orcid.org/0000-0001-8371-8955

Ekaterina Konopleva, Graduate Student,

Department of Russian History (19th — 21st Centuries), Institute of History and Social Sciences, Russian State Pedagogical University St. Petersburg, Russia ant_katerina_92@mail.ru https://orcid.org/0009-0006-9042-9207

Activities of Navy Chaplains in Organising Libraries on Ships of the Russian Imperial Navy at the Turn of the 19th and 20th Centuries

S. Singh, E. Konopleva

Abstract: The main and most important sphere of a clergyman's activity is divine services. The activities of naval chaplains outside of church service and features of their daily ministry is an understudied topic. This article uses various written sources and attempts to reconstruct the activity of naval priests in organising libraries in ships of the Russian Imperial navy in the late 19th — early 20th centuries. It is one of the least-known spheres in the historiography of the naval clergy. We have used periodicals; private sources, written by both priests and sailors; office records such as reports, accounts, and clerical proceedings. The following topics have been dealt with: making and extending naval libraries; their content, which included officers', commanders', and church libraries; features oftheir functioning. Besides, we have shown the role of naval officers in arranging naval libraries. We have also shown the trends in changing the attitude of the authorities to sailors' reading, which directly influenced the functioning of naval libraries. It should be noted that many sources have been made public for the first time. We have come to the following conclusion: although there were sometimes the lack of initiative and unwillingness of officers, naval priests had a direct involvement in making both naval church libraries and seamen's libraries. Some priests were quite successful in this regard, some did not show the same results. There were many factors that determined a good result in this sphere. Anyway, naval priests could not significantly improve the generally unfavourable situation of libraries on the ships of the Russian Imperial Navy.

Keywords: Russian Imperial navy, navy chaplain, naval clergy, ship's libraries, seamen's library, naval libraries, librarians.

References

Arbuzov V. (1997) Bronenosets "Imperator Aleksandr II". St. Petersburg (in Russian).

Bazhanov D. (2021) Sluzhebnye budni rossiiskikh drednoutov (1914—1917 gg.). St. Petersburg (in Russian).

Bazhanov D. (2017) "Sudovye biblioteki na korabliakh Baltiiskogo flota v gody Pervoi mirovoi voiny", in A. Nikolaev, D. Bazhanov (eds) Peterburgskie voenno-istoricheskie chteniia. Me-zhvuzovskaia nauchnaia konferentsiia. St. Petersburg, 17.03.2018, St. Petersburg, pp. 69—77 (in Russian).

Bazhanov D. (2017) "Rol' sviashchennikov v podderzhanii nravstvennogo oblika voennykh mo-riakov na korabliah Baltiiskogo flota v gody Pervoi mirovoi voiny", in Voprosy patrioticheskogo i dukhovno-nravstvennogo vospitaniia v otechestvennom obrazovanii XIX—XXI vekov: materialy regional'nogo etapa XXVmezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh chtenii i kruglogo stola Obshchest-vennoipalaty Iaroslavskoi oblasti, Yaroslavl', 24.10.2016, Yaroslavl, pp. 168—177 (in Russian).

Berezhnoi S. (1997) Lineinye i bronenosnye korabli. Kanonerskie lodki. Moscow (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fiodorova O. (2015) "Knigi v prosolennykh oblozhkakh: biblioteka shliupa 'Nadezhda'". Mor-skoe nasledie, 2015, vol. 2 (14), pp. 72—77 (in Russian).

Graf G. (2012) Moriaki. Ocherki iz zhizni morskogo ofitsera 1897—1905gg. Moscow (in Russian).

Ivanchenko M. (2015) "Vospominaniia moriakov kreisera 'Avrora' o zagranichnom plavanii 1903—1906 gg.", in Voennaia istoriia Rossii XIX—XX vekov. Materialy VIII Mezhdunarodnoi voenno-istoricheskoi konferentsii. St. Peterburg, 20—21.11.2015, St. Petersburg, pp. 114—123 (in Russian).

Manvelov N. (2014) Na vakhte i na gauptvakhte. Russkii matros ot Petra Velikogo do Nikolaia Vto-rogo. Moscow (in Russian).

Mel'nikov R. Kreiser Iranga "Rossiia" (1895-1922), available at https://coollib.com/b/292844/ read?ysclid=lfiuie9vkd365584308 (15.01.2024).

Novikov-Priboi A. Chto i kak chitali matrosy?, available at http://www.necropol.org/novikov-priboy.html (15.01.2024).

Panchenko A. (2015) "Klassifikatsiia voennykh bibliotek russkoi armii". Bibliosfera, 2015, vol. 1, pp. 28-40 (in Russian).

Panchenko A. (2007) "Sudovye ofitserskie i matrosskie biblioteki", in Rossiiskomu flotu byt'! Materialy konferentsii (Novosibirsk, 17.11.2006), Novosibirsk, pp. 122-132 (in Russian).

Sotnikov G. (1937) "Iz proshlogo". Severnyi kolkhoznik, 1937, vol. 145, p. 1 (in Russian).

Zhukova L. (2011) "Voennoe dukhovenstvo i blagotvoritel'nost' v gody russko-iaponskoi voiny", in XXI Ezhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, Moscow, vol. 2 (21), pp. 165-167 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 09.05.2023

The article was submitted 09.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.