48
ACTIVITIES OF THE STAVROPOL CUSTOMS POST FOR IMPLEMENTATION OF CUSTOMS CONTROL AFTER RELEASE OF THE GOODS
Kravchenko Elena Sergeevna, Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol
In article are considered indicators of activity of customs body regarding realization of customs control.
Keywords: customs body; control; release of the goods.
УДК 339.543 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО ТАМОЖЕННОГО
ПОСТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
© Кравченко Е.С., 2012
КРАВЧЕНКО Елена Сергеевна,
студентка,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
В статье рассмотрены показатели деятельности таможенного органа в части осуществления таможенного контроля.
Ключевые слова: таможенный орган; контроль; выпуск товаров.
Результативность таможенного контроля заключается в обеспечении перемещения товаров через таможенную границу РФ с соблюдением законов и норм, определенных таможенным законодательством России. Гарантию соблюдения этих норм при перемещении товара обеспечивает только достаточно полный таможенный контроль. Вместе с тем упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, и сокращение времени таможенного оформления не позволяют осуществлять достаточно полный таможенный контроль непосредственно при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В этих условиях возрастает роль таможенного контроля после выпуска товаров, при этом развитие данного направления таможенного контроля включено в ряд приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
В целях усиления таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств, создания эффективного механизма таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств ФТС России разработана Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств, устанавливающая курс на содействие внешней торговле и обеспечение экономической безопасности государства в современных условиях. Это относится и к контролю таможенной стоимости. Однако на сегодняшний день отсутствуют конструктивные методики контроля таможенной стоимости после выпуска ввезенныхтоваров.
Вместе с тем анализ данных бухгалтерского и управленческого учета является наиболее эффективным подходом к контролю таможенной стоимости после выпуска товаров.
В Ставропольском крае государственные интересы России во внешнеэкономических отношениях обеспечивает Минераловодская таможня. В настоящее время Минераловодская таможня является неотъемлемой частью экономической, хозяйственной, социальной жизни Ставропольского края, обеспечивая рабочие места, скорейшее прохождение и оформление грузов, выполняя правоохранительные функции и участвуя в формировании доходной части федерального бюджета.
Сегодня Ставропольский край активно занимается международным экономическим сотрудничеством. Из края экспортируются сельскохозяйственная продукция, высокотехнологичная и наукоемкая продукция с высокой добавленной стоимостью, продукция химического комплекса - словом то, что обусловлено производственным и перерабатывающим потенциалом местной экономики. А ввозится технологическое оборудование,оборудование связи, топливо,продукты нефтепереработки, транспортные средства и многое другое, без чего в крае трудно наладить нормальную жизнь. Из стран дальнего зарубежья интенсивнее всего развиваются связи с Германией, Италией,
Болгарией, ближнего зарубежья - с Украиной, Узбекистаном, Казахстаном, Белоруссией, а всего Ставропольская таможня имеет дело с большим количеством участников внешнеэкономических отношений. В настоящее время их 495.
Население Ставропольского края составляет 2 707,3 тыс. человек, из них: городское население - 1 540,45 тыс. человек (56,9%); сельское - 1 166,85 тыс. человек. В Ставрополе, проживает 363,7 тыс. человек. В состав края входят 26 районов, 10 городов краевого подчинения, 10 городов районного подчинения, 18 рабочих и курортных поселков.
Ставропольский край характеризуется следующими экономическими показателями: ВРП на душу населения 66 058 руб.; годовая добыча нефти и конденсата ок. 1 млн тонн; годовая добыча попутного газа около 130 млн м3; годовая добыча природного газа около 320 млн м3; годовое производство зерна 6 380 тыс. тонн; внутренний региональный продукт 178,7 млрд руб.; годовая выработка первичной электроэнергии около 700 млн кВт ч.
Промышленный потенциал, представленный следующими отраслями промышленности: машиностроение (электротехническое оборудования, станки, приборы, автокраны, автоприцепы), электроэнергетика, добыча и переработка нефти и газа, пищевая (винодельческая, масложировая и консервная в Георгиевске, сахарная в Ставрополе), химическая (минеральные удобрения в Невинномысске, оргсинтез в Будённовске), строительных материалов (стекольная в Минеральных Водах), легкая (шерстяная в Невинномысске, кожевенная в Будённовске), мебельная, микробиологическая (Ставрополь), обеспечивает загруженность таможенных органов Ставропольского края.
В Ставрополе таможенная служба существует с 1989 года, когда был создан Ставропольский таможенный пост Минераловодской таможни, который впоследствии был преобразован в Ставропольскую таможню. В результате проводимой реформы таможенной службы России, в мае 2010 года Ставропольская таможня вновь была преобразована в Ставропольский таможенный пост Минераловодской таможни.
Зона деятельности Ставропольского таможенного поста достаточна обширна. В регионе его деятельности находятся крупнешие внешнеторговые операторы региона: компании входящие в состав Концерна "Энергомера" и ряд других.
Об объемах загрузки сотрудников Ставропольского таможенного поста свидетельствуют следующие показатели. В 2011 году доля экспорта в товарообороте края составила около 60,73%. Участниками внешнеэкономической деятельности края в 2011 году осуществлено экспортных операций на 1 105,95 млн долл. США, что выше объемов 2010 года на 336,32
млн долл. США. При осуществлении экспортных операций участники ВЭД края отдавали предпочтение странам дальнего зарубежья. Стоимостные объемы экспорта в эти страны оцениваются в 828,43 млн долл. США с долей в JN экспорте 74,91%. Соответственно, на страны СНГ пришлось 277,52 млн долл. США (25,09%).
Функционирование в крае ряда крупных химических производств обеспечивает преобладание в экспорте химической продукции. Стоимостные объемы ее экспорта в 2011 году оцениваются в 718,87 млн долл. США или 65,0% ^
к общему объему экспорта 2011 года, повысившись на 26,43% по сравнению с 2010 годом. Преобладающими были объемы экспорта удобрений (47,01% или 519,88 млн долл. США), главными потребителями которых являлись Бразилия, Соединенные Штаты, Индия, Украина, Индонезия, Малайзия, Мексика и Турция; органические соединения (7,77% или 85,89 млн долл. США), главными потребителями которых являлись Турция, Финляндия, Бельгия, Украина, и Италия;дубильные экстракты, красители, пигменты, краски и лаки (5,65% или 62,51 млн KNT\ долл. США), главными потребителями которых K '
являлись Германия, Сингапур, Китай, США, Корея и Малайзия; пластмассы и изделия из них (2,08% или 23,0 млн долл. США), главными потребителями которых являлись Украина, Азер- 49
байджан, Киргизия, Абхазия и Турция; парфюмерные и косметические средства (1,13% или 12,54 млн долл. США), главными потребителями которых являлись Украина, Узбекистан, Азербайджан, Туркмения и Киргизия. Также в менее значимых объемах из края экспортировались прочие химические продукты (7,07 млн долл.
США), продукты неорганической химии (4,48 млн долл. США), мыло и поверхностно-активные вещества (1,74 млн долл. США) и другая продукция. Снижение зафиксировано по продуктам неорганической химии, пластмассам и изделиям из них, каучуку и резине, а также парфюмерным и косметическим средствам.
Объемы экспорта продовольственных товаров и сельхозсырья в 2011 году оказались выше объемов 2010 года на 185%, составив 246,7 млн долл. США (22,31 % в стоимостных объемах экспорта). Главной статьей экспорта данной укрупненной группы товаров являлись злаки, экспорт которых увеличился, составив 130,2 млн долл. США. Также следует отметить высокие объемы экспорта продукции мукомольно-крупяной промышленности, объемы которой в отчетном периоде составили 62,73 млн долл. США (5,67% стоимостных объемов экспорта). Из остальной экспортируемой продукции текущего года следует выделить овощи (19,88 млн долл.
США), жиры и масла (11,77 млн долл. США), остатки отходов пищевой промышленности, корма для животных (6,77 млн долл. США), алкогольную и безалкогольную продукцию (5,81 млн долл. США), готовые продукты из зерна, муки
50
(4,33 млн долл. США), масличные семена (4,09 млн долл. США), а также сахар и кондитерские изделия из него (0,3 млн долл. США). Основными реципиентами продовольственныхтоваров и сельхозсырья выступали такие страны, как Азербайджан, Австрия, Турция, Грузия, Иран, Туркмения, Ливия, Италия, Египет и Украина, на долю которых приходится 20,6% стоимостных объёмов экспорта данных товаров.
Удельный вес машиностроительной продукции в объеме экспорта составил 6,92% или в абсолютном выражении 76,53 млн долл. США. Относительно 2010 года стоимостные объемы увеличились на 32,84%. Машиностроительная продукция представлена, главным образом, оптоволокном, счетчиками, приборами и аппаратурой для измерения контроля, летательными аппаратами,частями подвижного состава, печами, лабораторным оборудованием, прицепами и полуприцепами, частями двигателей, которые поставляли главным образом в Корею, Тайвань (Китай), Украину, Японию, Китай,
Узбекистан, Иран, Южную Осетию, Азербайджан, Молдову.
В 2011 году на Ставропольском таможенном посту товарооборот в общем объеме товарооборота Минераловодской таможни составил 46,29% (табл. 1).
Таблица 1 - Товарооборот в зоне деятельности Ставропольского таможенного поста
В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза к основным задачам таможенных органов относится осуществление таможенного контроля. Таможенный контроль -важнейший комплексный институт таможенного дела. Каждую форму таможенного контроля можно рассматривать как самостоятельную административную процедуру, характеризующуюся специфическими задачами, особым предметом, порядком и методами проведения, совокупностью прав и обязанностей таможенных органов и проверяемыхлиц.
По результатам ведомственного контроля за 2011 год таможнями Северо-Кавказского таможенного управления доначислено более 24 млн рублей, взыскано почти 23 млн. Более 98% этих сумм приходится на Минераловодскуютаможню (табл. 2).
По результатам контрольных мероприятий, проведенных сотрудниками Ставропольского та-
моженного поста, в Ставропольском таможенном посту возбуждено 59 дел об административных правонарушений, что на 1,7% выше уровня 2010 года. Дела об административных правонарушениях выявляются на этапе таможенного оформления и таможенного контроля, должностными лицами ОТД, ОТО и ТК, ОСТП поста. Результаты этой деятельности представлены в таблице 3.
Таблица 2 - Стоимостная оценка таможенного контроля после выпуска товаров
Таблица 3 - Количество дел об АП возбуждённых структурными подразделениями поста
В структуре возбужденных дел об административных правнонарушениях по субъектам правонарушения преобладают юридические лица. Этот факт подтверждают данные таблицы 4.
В качестве основной проблемы таможенного контроля после выпуска товаров является постконтрольтаможенной стоимости. Для разработки методики контроля таможенной стоимости после выпуска вве-зенныхтоваровустановлена иерархия факторов, влияющих на величину таможенной стоимости.
Таблица 4 - Распределение возбужденных дел об АП по субъектам правонарушения
Методика контроля достоверности заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров должна состоять из: системы исходныхданных, необходимыхдля контроля таможенной стоимости после выпуска товаров, пяти этапов самой методики и алгоритма реализации методики контроля достоверности заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров.
Таможенный орган Доначислено тыс. руб. Взыскано тыс. руб. Возвращено тыс. руб.
2011 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г.
Дагестанская 16,52 2 918,96 4,49 456,86 0 0
Минераловодская 24 291,57 34 887,36 22 931,3 1 442,77 2 325,89 574,69
Северо-Осетинская 0 91,20 С 91,20 0 85,64
Структурными подразделениями СКТУ 3,78 3,78 0 —
ВСЕГО 24 311,88 37 897,53 22 939,60 1 990,83 2 325,89 660,33
Наименование подразделения С 05.05.2010 г. 2011 год
ОТО и ТК 17 10
отдел таможенного досмотра 31 38
ОСТП 9 10
отдельные должности по АР 1
Итого 58 58
Таможенный орган Объем, тонн Статистическая стоимость, тыс. долл.
Ставропольский таможенный пост 742 680,01 794 924,62
Минераловодская таможня 1 798 778,69 1 717 331.88
Доля таможенного поста 41,29% 46,29%
Субъект АП С 05.05.10 г. по 31.12.10 2011 г.
Физические лица 18 24
Юридические лица 38 35
Должностные лица 2 —
Неустановленные лица — —
Методика контроля достоверности заявленной таможенной стоимости ввезенныхтоваров должна основываться на проверке данных бух-
галтерского учета и отчетности импортера после выпуска товара сданными, заявленными при таможенном оформлении товара.
о
RESEARCH OF INDICATORS OF THE ANALYSIS OF EFFICIENCY OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES OF THE MANAGING SUBJECT Savchenko Oksana Borisovna, Student
Belozerova Svetlana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economics and Management E-mail: svetlana_050579@mail.ru
North-Caucasian Federal University, Stavropol
In work are considered approaches to the analysis of efficiency of foreign trade activities of the managing ^ subject.
Keywords: efficiency; foreign trade activities.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЭД ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
В статье рассмотрены подходы к анализу эффективности внешнеэкономической деятельности хозяйствующего субъекта. Ключевые слова: эффективность; внешнеэкономическая деятельность.
УДК 338.26
I--------
©
©
Савченко О.Б., 2012 Белозерова С.В., 2012
51
Внешнеторговая деятельность является составной частью ВЭД и, безусловно, роль внешнеторговых операций является приоритетной: именно они, внешнеторговые операции, "опосредуют любую ВЭД, а потому их современная роль и значение остаются определяющими в комплексе ВЭД. Под внешнеторговой деятельностью понимают деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Торговая политика - это составная часть экономической деятельности государства. Целью торговой политики РФ является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Торговую политику можно условно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешнеторговая политика направлена на регулирование внешней торговли государства. Стратегия внешнеторговой политики определяется тем набором методов, инструментов и средств, которые позволят решить задачи, стоящие перед ним в области обеспечения экономической безопасности. Современная стратегия внешнеторговой политики России нацелена на интенсивную интеграцию страны в мировое хозяйство, эффективное использование в международном обмене конкурентных преимуществ российской экономики, а также последовательное преодоление присущих ей трудностей и проблем.
На рисунке 1 схематично представлена система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также представлена взаимосвязь с внешней средой.
Независимо от выгод, получаемых странами в результате участия в международном обмене продукцией в материально-вещественной форме, хозяйствующие субъекты не вступают во внешнеэкономические отношения до тех пор, пока не поймут, что существуют возможности для организации эффективного экспорта и импорта товаров. Кроме этого, предприятия располагают ограниченными ресурсами, они, соответственно, должны решать, использовать их внутри страны или на международном уровне. Поэтому, прежде чем осуществлять
САВЧЕНКО Оксана Борисовна,
студентка
БЕЛОЗЕРОВА
Светлана
Викторовна,
кандидат
экономических наук, доцент, кафедра Экономики и управления Svetlana_050579@mail.ru
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь