29. Military Assistance Agreement Between the United States and Yugoslavia, November 14, 1951. Available at: http://avalon.law.yale.edu/20th_century/yugo001.asp.
30. Hess, J. Oral History Interview with James W. Riddleberger, Washington, April 26, 1972. Available at: http://www.trumanlibrary.org/oralhist/riddle3.htm.
31. McKinzie, R. Oral History Interview with Willis G. Armstrong, Washington, June 12, 1973. Available at: http://www.trumanlibrary.org/oralhist/armstron.htm.
32. Mastny V. NATO in the Beholder's Eye: Soviet Perceptions and Policies, 1949-56 // Woodrow Wilson International Center for Scholars. Cold War International History Project. Working Paper No. 35. Washington, March 2002. Available at: http://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/ACFB01.pdf.
33. FRUS. 1951. Vol. I: National Security Affairs; Foreign Economic Policy. Wash., 1979. P. 839; Lees L. Op. cit. P. 107.
34. Lees L. Op. cit. P. 109.
35. McKinzie, R. Oral History Interview with John C. Campbell, New York, June 24, 1974. Available at: http://www.trumanlibrary.org/oralhist/campbell.htm.
36. FRUS. 1952-1954. Vol. VIII: Eastern Europe; Soviet Union; Eastern Mediterranean. Wash., 1988. P. 595.
37. Ibid. Pp. 598-600.
38. Ibid. Pp. 623-624.
39. Tekst Ankarskog sporazuma, 28. februar 1953. // Balkanski pakt: 1953/1954. S. 311-313; Treaty of Friendship and Collaboration Between the Turkish Republic, The Kingdom of Greece, and the Federal People's Republic of Yugoslavia, February 28, 1953 // The Avalon Project. Documents in Law, History and Diplomacy. Available at: http://avalon.law.yale.edu/20th_century/eu001.asp.
40. Tekst Bledskog ugovora, 9. avgust 1954. // Balkanski pakt: 1953/1954. Pp. 722-726; Treaty of Alliance, Political Cooperation, and Mutual Assistance Between the Turkish Republic, the Kingdom of Greece, and the Federal People's Republic of Yugoslavia (Balkan Pact), August 9, 1954 / / The Avalon Project. Documents in Law, History and Diplomacy. Available at: http://avalon.law.yale.edu/20th_century/eu002.asp.
41. The U. S. in World Affairs. 1956. N.Y., 1957. P. 310; Congressional Record. 1956. Wash., 1956. Vol. 102. Pt. 12. Pp. 5703, 6271, 6277; Kachura J. B. [Kennedy and Yugoslavia: basic approaches and practice of U.S. policy in 1961-1963]. Kiev. 1989. P.4.
42. Hoffman J., Neal F. Yugoslavia and the New Communism. N. Y., 1962. P. 652; Anikeev A. S. Kak Tito ot Sta-lina ushyol: YUgoslaviya, SSSR i SSHA v nachal'nyj period «holodnoj vojny» (1945-1957) [How Tito went from Stalin: Yugoslavia, the USSR and the USA in the initial period of the cold war (1945-1957)]. M. 2002. Pp. 283-293.
43. Documents on American Foreign Relations, 1960 / ed. by R. P. Stebbins and E. P. Adam. N. Y., 1961. P. 96,
68-69.
44. Department of State Bulletin. 1962. Vol. 47. July 16. P. 102. Available at: http://babel.hathitrust.org/ cgi/pt?id=umn.319510012284621;view=1up;seq=108.
45. Mayers D. George Kennan and the Dilemmas of U. S. Foreign Policy. N. Y., 1988. P. 208.
46. Department of State Bulletin. 1962. 583 p. Vol. 47. February 26. P. 343. Available at: http://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=umn.319510012284621;view=1up;seq=349.
47. Department of State Bulletin. 1962. Vol. 47. March 16. P. 393. Available at http://babel.hathitrust.org/ cgi/pt?id=umn.319510012284621;view=1up;seq=399.
48. U. S. News and World Report. 1961. № 17 (Oct. 23); № 18 (Oct. 30.). P. 4.
49. The Washington Post and Times Herald. 1962. May 31. P. 4; Kosmach E. N. Politika SSHA v otnoshenii YUgoslavii v 1943-1980gg. [US policy towards Yugoslavia in 1943-1980] Minsk. 2007. Pp. 236-237.
50. Tito I. B. Izbrannye stat'i i rechi [Selected articles and speeches]. M. 1987. Pp. 245-246.
51. TDepartment of State Bulletin. 1963. Vol. 49. Nov. 11. P. 739-740. URL: http://babel.hathitrust.org/ cgi/pt?id=mdp.39015077199217;view=1up;seq=211; Mayers D. Op. cit. P. 215; Kosmach E. N. Op. cit. Pp. 236-237.
УДК 94(73)"1949/1955" + 94(497.2)"1949/1955"
А. В. Збоев
Деятельность спецслужб США против Болгарии в 1949-1955 гг.*
Статья посвящена операциям специальных ведомств США в отношении Болгарии в 1949-1955 гг., которые были характерны для балканской и восточноевропейской политики Вашингтона в целом на начальном этапе холодной войны. Советско-американская конфронтация 1940-х гг. активизировала разработку Государственным департаментом и вновь созданным Центральным разведывательным управлением программ в рамках политики «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма. В 1948 г. для проведения тайных операций против СССР и его союзников было создано Управление политической координации (УПК). Балканские республики стали одними из первых объектов его деятельности по ослаблению позиций просоветских режимов и подготовки антикоммунистического сопротивления. В отношении Болгарии как од-
© Збоев А. В., 2015
^Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-31-01303. 36
ного из наиболее уязвимых союзников Москвы, в частности, планировались меры полувоенного, политического и психологического характера. Автор рассматривает содержание этих мер, участие политических эмигрантов в их осуществлении, а также проблемы, возникшие при их реализации. Делается вывод об ограниченности эффекта тайных операций вследствие расхождения интересов и возможностей эмигрантских групп, американских спецслужб и официального Вашингтона.
The article is devoted to the covert operations of the USA against Bulgaria in 1949-1955, that were typical for the U.S. Policy in the Balkans and Eastern Europe at the beginning of the Cold War. The Soviet-American confrontation of the 1940s boosted development of programs in the framework of the policy of "Containment" and "Rollback" of Communism by the State Department and the newly created Central Intelligence Agency. Implementation of covert operations against the USSR and its Allies was charged to the Office of Policy Coordination in 1948. Balkan republics became one of the first objects of OPC's activities in the weakening of the pro-Soviet regime and to preparing the anti-communist resistance. In regard to Bulgaria as one of the most vulnerable allies of Moscow, planned paramilitary actions, political and psychological warfare. The author examines contents of these measures, participation of political refugees, and appeared problems. Concluded, that limited effect of covert operations was caused by divergence of interests and capabilities of the emigre groups with those of the U.S. Intelligence and the U.S. Government.
Ключевые слова: Болгария, холодная война, внешняя политика США, ЦРУ, Управление политической координации, СНБ-58, тайные операции, психологическая война, политическая эмиграция.
Keywords: Bulgaria, Cold War, U.S. Foreign Policy, CIA, Office of Policy Coordination, NSC-58, covert operations, psychological warfare, political emigration.
Оформление советской сферы влияния в Восточной Европе по итогам Второй мировой войны стало одним из ключевых факторов в отношениях СССР с его бывшими союзниками по Большой тройке в послевоенные годы. После победы над странами Оси западные лидеры стали рассматривать коммунистическую экспансию как новую главную угрозу и своей национальной, и международной безопасности [1]. На Потсдамской конференции и сессиях СМИД дипломатия Лондона и Вашингтона активно добивалась проведения парламентских выборов и реорганизации просоветских правительств Болгарии, Венгрии и Румынии, однако эти усилия натолкнулись на упорное противодействие Москвы и поддерживаемых ею компартий. Подписание в Париже 10 февраля 1947 г. мирного договора стран Антигитлеровской коалиции с бывшими германскими союзниками в ещё большей степени ограничило возможности Запада воздействовать на внутриполитические процессы по ту сторону «железного занавеса». Ни дипломатическими нотами, ни апелляциями к международным договорённостям, ни обращениями к посредничеству ООН не удалось воспрепятствовать монополизации власти коммунистами в странах Восточной Европы и превращению их в форпосты СССР. Патовая ситуация побуждала западных стратегов искать иные способы воздействия.
К 1947 г. холодная война приобрела отчётливые очертания. План Маршалла и «доктрина Трумэна» наполнили конкретным содержанием стратегию «сдерживания» коммунизма, направленную на предотвращение дальнейшего распространения советского влияния и коммунистической идеологии. Республиканская администрация президента Д. Эйзенхауэра и госсекретаря Дж. Даллеса, считая и такой подход недостаточным, в начале 1950-х гг. взяла на вооружение концепцию «отбрасывания» коммунизма (к границам собственно СССР) и освобождения наций из-под коммунистического господства [2].
Новый внешнеполитический курс Соединённых Штатов нашёл отражение в череде законодательных актов и директив и в создании ряда новых структур, в чьи функции вошли разработка и осуществление мер по подрыву советского влияния. Так, 18 сентября 1947 г. вступил в силу Закон о национальной безопасности, по которому при президенте США создавались Совет национальной безопасности (СНБ) и Центральное разведывательное управление (ЦРУ) [3].
Ещё до официального принятия на вооружение доктрины т. н. информационно-психологической войны, провозглашённой в директиве СНБ 4/а (17 декабря 1947 г.), многие её элементы использовались американским руководством в отношении союзных Москве государств. Пропаганда западных ценностей и американской военной и экономической мощи стала важным фактором, способствовавшим сближению Югославии с США после конфликта со Сталиным [4].
Во второй половине 1940-х гг. американское руководство уделяло особое внимание различным невоенным и полувоенным инструментам внешней политики, психологической войне и тайным операциям. В директиве СНБ-10/2 от 18 июня 1948 г. было заявлено, что в ответ на «злостную скрытую деятельность СССР... открытая международная деятельность правительства Соединённых Штатов должна быть дополнена тайными операциями» [5]. Их разработка и осущест-
вление были поручены созданному в структуре ЦРУ Управлению специальными проектами (Office of Special Projects, OSP), вскоре переименованному в Управление политической координации (Office of Policy Coordination, OPC) [6] и преобразованному в 1951 г. в Директорат планирования (Deputy Director for Plans, DDP) [7]. Возглавлял эти отделения в 1948-1959 гг. (за исключением января - августа 1951 г., когда пост занимал Аллен Даллес) Фрэнк Гардинер Уизнер, опытный разведчик, бывший руководитель операций УСС в Юго-Восточной Европе.
Большую заинтересованность американские военные и разведывательные службы проявляли в отношении Балканского региона, представлявшегося одним из наиболее вероятных направлений возможной советской экспансии [8]. Проходившая здесь граница между советским и западным блоками не была ещё окончательно зафиксирована. В 1945-1949 гг. ареной скрытого противоборства двух лагерей была Греция, где шла гражданская война прозападного правительства с коммунистическими партизанами; в 1948 г. конфликт Тито со Сталиным, приведший к разрыву связей Югославии с Коминформом, пробил крупную брешь в советском «поясе безопасности». К концу 1940-х гг. Албания оказалась изолированной от остальных стран народной демократии, усилилась угроза западным границам Болгарии и Румынии - далеко не самым сильным союзникам СССР, связанным ограничениями мирного договора 1947 г.
Вновь Балканы превратились в «уязвимое подбрюшье», на этот раз - для СССР, и стали целью первых операций американских и британских спецслужб [9]. Наиболее известной и изученной из них была неудачная попытка свержения в Албании режима Энвера Ходжи руками диверсантов, предпринятая в начале 1950-х гг. [10] О подрывных операциях в отношении других стран известно гораздо меньше, однако опубликованные рассекреченные материалы ЦРУ позволяют в некоторой степени пролить свет на новые неизвестные страницы тайной политики Вашингтона в период холодной войны.
Отношения США с Болгарией (с 1946 г. - Народная Республика Болгария, НРБ), где к власти в сентябре 1944 г. в составе коалиции антифашистских партий пришли коммунисты, изначально развивались в напряжённом ключе. Госдепартамент долгое время отказывался признавать болгарское правительство демократическим и легитимным. Восстановленные после войны отношения (осень 1947 г.) просуществовали чуть более двух лет и были прекращены в феврале 1950 г. в результате очередного дипломатического скандала. Исчерпание возможностей традиционных рычагов воздействия развязывало руки американским спецслужбам.
24 апреля 1950 г. [11] Госдепартаментом США и ЦРУ была утверждена разработанная Отделом политической координации «основная политическая, психологическая и военизированная программа» в отношении Болгарии, получившая название QKSTAIR (позже - BGCONVOY). С целью подрыва власти коммунистов в стране предполагалось организовать подпольные группы, установить связь между ними и американской разведкой и подготавливать обстановку для антиправительственного восстания посредством пропаганды, «экономической войны» и других действий. Помимо этого Болгария была объектом программ SYBILLE и ZRNAUNTLE, направленных на взаимодействие с болгарскими эмигрантами для сбора информации и осуществления подпольной деятельности, и ряда других [12].
Эмигранты из стран Восточной Европы, в большом количестве хлынувшие за пределы «железного занавеса» от преследований со стороны коммунистов, стали объектами пристального внимания западных спецслужб. Беженцами из Болгарии за рубежом было организовано несколько десятков организаций. Наиболее влиятельной из них, признанной и финансировавшейся Госдепартаментом [13], стал Болгарский Национальный Комитет (БНК), созданный в 1948 г. в США известным болгарским политиком доктором Георги Димитровым (Гемето) [14]. Целями организации провозглашались борьба за «освобождение Болгарии от коммунистического и большевистского ига» и «получение болгарским народом права на свободное и независимое существование в завтрашнем свободном демократическом мире» [15].
Схожие цели декларировал Болгарский Национальный Фронт - вторая по значимости эмигрантская коалиция, имевшая репутацию крайне правой, националистической организации [16]. БНФ был создан в Мюнхене в 1947-1948 гг. профессором Иваном Дочевым [17]. Его неоднозначная политическая деятельность в прошлом (во многом с подачи Димитрова он характеризовался в американских документах как «крайний националист», «представитель крайне пронаци-стских сил» [18]), не мешала, тем не менее, американским спецслужбам взаимодействовать с ним в деле разведки и антикоммунистической пропаганды. Имелись сведения о том, что ещё в 19481950 гг. он работал на Информационную службу американских оккупационных сил в Западной Германии и Австрии и позднее продолжал фигурировать в качестве «контрактного агента» в нескольких проектах ЦРУ [19].
БНК и БНФ представляли для ЦРУ ценность благодаря сохранившимся контактам внутри Болгарии, возможностям установления связи с представителями подполья и организации переброски людей как в глубь страны, так и из неё. Кроме того, по согласованию с лидерами эмигрантских комитетов представители спецслужб определяли людей для вербовки в военизированные соединения НАТО и диверсионные группы.
Идея привлечения эмигрантов из Восточной Европы к службе в вооружённых силах стран Запада получила развитие во время Корейской войны. Акты от 30 июня 1950 г. и 19 июня 1951 г. предусматривали набор эмигрантов в армию США. За ними последовали Закон о взаимном обеспечении безопасности (принят Конгрессом 10 октября) и поправка Керстена, предусматривавшие выделение 100 млн долл. ежегодно на осуществление подрывной деятельности против СССР, формирование национальных военизированных подразделений из числа эмигрантов и поддержку подпольных организаций в странах Восточной Европы [20]. По словам инициатора знаменитой поправки сенатора-республиканца Ч. Керстена, это должно было «создать определённую проблему для Джо Сталина на его заднем дворе» [21].
Принятие этих актов инициировало создание добровольческих подразделений, формировавшихся по национальному признаку [22]. Одной из них стала «Болгарская охранная компания» (Bulgarian Guard Company; известна также как Болгарская добровольческая рота 4093), созданная при содействии д-ра Г. Димитрова [23]. Рота из двухсот человек (из которых только двое были американцами - офицер и сержант) базировалась в Западной Германии в районе Франкфурта и преимущественно занималась охраной военных объектов, складов с вооружением и амуницией. К ноябрю 1952 г. «охранные компании» были переданы из ведения УПК под контроль Европейского командования вооружённых сил США и в дальнейшем получили развитие в форме добровольческих подразделений НАТО (VFC - Volunteer Free Company) [24].
Эмигрантскими предводителями в конце 1940-х - начале 50-х гг. разрабатывались планы вторжения в Болгарию для подъёма и поддержки антиправительственного восстания [25]. Однако их попытки добиться дополнительных средств и вооружения на реализацию своих планов не находили отклика американского руководства, сомневавшегося в гарантированном успехе восстания в существовавших условиях [26]. Кроме того, практическая ценность эмигрантских подразделений оспаривалась некоторыми американскими командирами, считавшими их не надёжными и не вполне пригодными на поле боя [27]. Таким образом, их функция оставалась, скорее, политической и идеологической. До расформирования в 1964 г. службу в добровольческой роте прошли около 2500 болгарских молодых людей [28].
Другим направлением военизированной деятельности в рамках тайных операций была подготовка диверсантов для заброски на болгарскую территорию. Кандидаты тщательно отбирались и проходили обучение в специальных лагерях в Греции, Турции и Западной Германии [29]. В августе 1951 г. сообщалось об успешной переброске парашютистов и переходе нескольких небольших групп в 3-4 человека через труднодоступные Пиринские горные районы и встреченном ими лояльном отношении со стороны местного населения [30]. Однако уже в сентябре были получены сведения о судебном процессе в Софии над шестью пойманными диверсантами, из чего сотрудниками УПК был сделан вывод о просчётах в планировании операций и проникновении в ряды агентов тайного информатора, предупредившего милицию о местах вторжения [31]. В связи с этим было решено приостановить операции по проникновению на болгарскую территорию и продолжить их позднее силами меньших по численности, но лучше подготовленных групп [32]. Подготовка агентов в специальных лагерях была продолжена, но о новых перебросках информации не поступало.
Практически не изученным остаётся вопрос о степени взаимодействия западных спецслужб с т. н. горянским движением («гора» - в переводе с болгарского «лес») - антикоммунистическим и антисоветским подпольем в Болгарии, действовавшим в 1945-1955 гг. Политическая направленность этого движения делала его естественным союзником и адресатом американских программ поддержки сопротивления за «железным занавесом». Вероятно, взаимодействие спецслужб с горянскими командирами было опосредованным и осуществлялось через зарубежные эмигрантские организации. Одна из первых бригад (Кюстендилская группа) ещё весной 1945 г. была создана под руководством Георги Димитрова и носила его имя [33]. Подрывные действия горянских чет отвлекали на себя значительные силы милиции, пока не были разгромлены в начале 1950-х гг. В 1951 г. органами госбезопасности НРБ было раскрыто существование 176 нелегальных групп и организаций общим числом около 1200 участников [34]. По другим данным, в рядах движения насчитывалось до 2000 бойцов и 8000 активных сторонников [35].
Одним из главных направлений подрывной деятельности США в зоне советского влияния стала психологическая война, о которой как о ведущем компоненте политики давления в отно-
39
шении Восточной Европы было заявлено в секретной директиве СНБ-4/а в декабре 1947 г. [36] Её возраставшее значение на фоне прочих направлений подрывной деятельности Вашингтона стало причиной создания дополнительных специальных ведомств, занимавшихся её разработкой. Учреждение в апреле 1951 г. Совета психологической стратегии при Госдепартаменте США позволило президенту Трумэну заявить о начале новой эры в секретных операциях [37].
Экспертами специальных ведомств исследовались психологические особенности населения стран социалистического лагеря, их история, менталитет, обеспеченность радиоприёмниками, на основе чего делались заключения о перспективах воздействия на них американской пропаганды. Так, в одном из аналитических документов ЦРУ отмечалось, что среди болгар были широко распространены традиционные русофильские настроения (хотя сохранялись и проамериканские симпатии), однако советская оккупация и политика коммунистов нанесли по ним сильный удар; несмотря на то, что большинство населения внешне казалось лояльным по отношению к правящему режиму, лишь 15-20 процентов поддерживали его искренне [38]. При таких обстоятельствах западная пропаганда могла рассчитывать на определённый успех. Главным её каналом должно было стать радио (в среднем в Болгарии приходились 3 радиоточки на 100 человек). Также считалось, что в городах высокую эффективность могла обеспечить печатная пропаганда, а в сельской местности - устная [39].
Целью психологической войны провозглашалась борьба с коммунистическим засильем в Болгарии и возвращение её жителям надежды на освобождение, с тем чтобы подтолкнуть их хотя бы к пассивному сопротивлению режиму вместо его пассивного принятия [40].
Вещание на Болгарию со стороны Запада вело несколько радиостанций, чьи передатчики располагались по периметру советского блока, в частности в Греции, Турции и Западной Германии [41]. Несмотря на общую антисоветскую направленность, содержание их передач различалось. Так, «Голос Америки», являвшийся официальным рупором Госдепартамента, повествовал о достижениях американского народа и западной культуры, событиях международной жизни.
«Радио Свободная Европа» (РСЕ) было органом «Национального комитета Свободной Европы» (НКСЕ) - объединения эмигрантских комитетов - и формально не было связано с американским правительством, что делало его риторику более гибкой и свободной от официальных табу [42]. В то же время у истоков как самого НКСЕ, так и РСЕ стояли А. Даллес, Ф. Уизнер, Дж. Кеннан и другие ключевые фигуры разведслужб и Госдепартамента [43], а их финансирование до 1971 г. тайно осуществлялось через ЦРУ [44]. Программы РСЕ записывались в Нью-Йорке, где первоначально располагался его центральный офис, после чего переправлялись в Европу и уже с мюнхенских передатчиков запускались в эфир; позднее для повышения оперативности штаб-квартира была переведена в Мюнхен. Вещание РСЕ велось на всех основных восточноевропейских языках. Первая передача состоялась 4 июля 1950 г. и была направлена на Чехословакию, 11 августа началось вещание на болгарском языке [45].
Ещё одним инструментом «психологической войны» было подпольное «Радио Горянин» (с октября 1953 г. - «Голос сопротивления в Болгарии», вело вещание в 1951-1962 гг.), организованное болгарскими эмигрантами [46]. Документы ЦРУ свидетельствовали о ряде проблем, препятствовавших деятельности радиостанции, но также говорилось и о некоторых успехах в плане воодушевления болгар, нагнетания недовольства несправедливыми действиями коммунистического режима и психологической подготовки страны к сотрудничеству с силами сопротивления в случае войны или революции [47].
Распространение пропагандистских материалов осуществлялось также посредством листовок и саботажных буклетов, которые забрасывались по воздуху и распространялись местными подпольщиками (в документах в их числе упоминалось «Свободное братство» [48]). К середине 1951 г. на болгарскую территорию было сброшено 2 миллиона листовок, затем после длительного перерыва их массовое распространение возобновилось с июня 1953 г. [49]
Тематика радиопередач и содержание листовок согласовывались с представителями УПК. Ими, в частности, было рекомендовано поддерживать болгарский национализм, использовать тему болгарского исторического наследия и подчёркивать оккупационный характер коммунистической власти и политики Кремля [50]. В 1953 г. актуальной темой пропаганды стала смерть Сталина и последовавшие за ней чистки в эшелонах власти Советского Союза (с призывами к сотрудникам болгарской госбезопасности нарушить присягу и избежать судьбы Берии и прочих опальных «особистов»); подписание югославо-греко-турецкого военно-политического союза, июньское восстание в Берлине. Распространялись также религиозные тексты [51].
Эффективность мер психологической войны в отношении Болгарии оценивалась неоднозначно. Британский представитель в Софии Дж. Карвелл в отчёте за 1951 г. докладывал, что деятельность зарубежных радиостанций стала для болгарских властей источником постоянных 40
проблем, особенно после разрыва дипломатических отношений с США; а передачи «Горянина» вызвали настоящий взрыв негодования [52]. В то же время в ежемесячных отчётах ЦРУ регулярно сообщалось, что реакции на проведение операции BGCONVOY не было замечено [53]. Тем не менее говорить о полном равнодушии местных властей не приходится - советские и болгарские органы госбезопасности вынуждены были реагировать контрмерами, организовывать подавление радиосигналов через систему глушения, пресекать распространение иностранной печатной продукции, вести собственную пропаганду на сопредельные западные государства [54]. Американским ответом стало появление новых программ (проект «Troy» 1949 г., «Ring Plan» 1950 г., проект METAPHOR 1954 г. и др.), направленных на усиление мощностей имеющихся передатчиков и создание иллюзии новых тайных радиостанций, вещающих на Болгарию [55].
Говоря о тайных операциях западных спецслужб в Восточной Европе, нельзя также не упомянуть и одну из самых загадочных из них, носившую кодовое название «Расщепляющий фактор» («Splinter Factor», иногда переводят как операция «Раскол»). В 1960-х - 70-х гг. о ней стало известно из журналистских расследований Флоры Льюис и Стивена Стюарта [56]. Исследование судьбы американского коммуниста Ноэля Филда и его семьи, перебравшегося в Венгрию и арестованного в начале 1949 г. по обвинению в шпионаже в пользу Запада, вывело журналистов на следы запутанного заговора, выходящего за рамки заурядного шпионского процесса, каких было немало в годы холодной войны. «Дело Филда» совпало по времени с чистками рядов восточноевропейских компартий от «титоистских» элементов и было использовано для дискредитации наиболее видных представителей сторонников концепции «национального пути к коммунизму», какими были Ласло Райк в Венгрии, Трайчо Костов в Болгарии, Владислав Гомулка в Польше, Рудольф Сланский в Чехословакии и др. Н. Филд был назван службами госбезопасности восточноевропейских стран связующим звеном между американскими спецслужбами и коммунистическими «ренегатами», что якобы подтверждалось его личным знакомством со многими из них и длительной работой в Америке и Европе в довоенные и военные годы. Итогом партийных чисток стали многочисленные аресты и казни, что ускорило утверждение во всей Восточной Европе режимов «сталинистского» типа и усиление атмосферы всеобщей подозрительности и недоверия в высших эшелонах власти.
В своей книге С. Стюарт писал о том, что кровавая политическая перетряска стала следствием намеренной провокации ЦРУ, задуманной Алленом Даллесом и осуществлённой руками польского полковника-перебежчика Йозефа Святло. «Цель Даллеса состояла в том, чтобы показать коммунизм таким ужасным, каким он сам его себе представлял. Коммунисты-националисты делали коммунизм приемлемым для народа, и поэтому они подлежали устранению» [57]. Так, по мнению журналиста, американские спецслужбы чужими руками устранили наиболее перспективных политиков враждебного лагеря, лишив его значительной части интеллектуального и творческого потенциала и подорвав взаимное доверие между СССР и его союзниками (а это, как отмечает отечественный автор Э. Макаревич, впоследствии вылилось в кризисы 1956 и 1968 гг., «польские события» и подъём диссидентского движения [58]).
Однако главная проблема работы Стюарта - отсутствие в ней достоверных ссылок на подтверждающие документы (сам автор объяснял это тем, что его информаторы, в том числе бывшие и действовавшие сотрудники спецслужб, согласились дать информацию только на условиях анонимности) - не позволяет историкам уверенно опираться на него в своих исследованиях без серьёзных оговорок. Одни авторы допускают истинность версии Стюарта [59], другие считают, что она могла быть подсказана кем-то из недоброжелателей Даллеса в британской разведке [60] или сотрудником одной из восточноевропейских служб безопасности, прикрывавшим происками американцев собственные просчёты [61].
Действительно, предположение, что американцы расчищали дорогу «ортодоксальным», «промосковским» коммунистам Восточной Европы и способствовали устранению их конкурентов по партии для дискредитации коммунистической идеи, представляется спорным и сделанным уже постфактум. Кроме того, такая линия противоречила политике поощрения «титоизма» и прочих «еретических» версий коммунизма в целях раскола монолитного советского блока, как это было заявлено в директиве СНБ-58/2, посвященной политике США в Восточной Европе [62]. Многие детали операции «Расщепляющий фактор» и степень участия в ней американских спецслужб доподлинно не установлены, чтобы делать окончательные выводы, и остаётся только надеяться, что новые документальные открытия и исследования позволят прояснить спорные вопросы этой истории.
Операции американских спецслужб в Восточной Европе рубежа 1940-х - 1950-х гг. оказались в большинстве своём проваленными. Весьма вероятно, что неудачные действия в Албании, обернувшиеся безрезультатной потерей большого количества лояльных агентов, убедили руко-
41
водителей ЦРУ и Госдепартамента воздержаться от слишком открытых и агрессивных действий в других странах, в результате чего разрабатывавшиеся болгарские и румынские программы сошли на нет, так и не оказав практически никакого заметного эффекта. Исследовательница С.-Дж. Корк отмечает, что вопреки стараниям ЦРУ восточноевропейские режимы к 1953 г. имели даже более прочные позиции, чем в 1948 г. [63]
Операция BGCONVOY 30 июня 1955 г. была официально прекращена, а её исполнители переключились на другие направления, хотя уже с середины 1954 г. этот проект находился в стадии постепенного свёртывания [64]. «Радио Горянин» и болгарские военные формирования в ВС НАТО просуществовали до начала 60-х гг., БНК фактически прекратил существование после смерти своего лидера Г. Димитрова в 1972 г., и их деятельность так и не была отмечена какими-либо выдающимися достижениями. За всё время существования социалистическая Болгария оставалась самым верным и сравнительно «спокойным» союзником СССР и Организации Варшавского договора.
Анализ достижений и неудач позволил сотрудникам УПК выделить ряд проблем при проведении задуманных целей. Первоначально отмечались проблемы технического характера - нехватка оборудования и персонала [65]. Недостаточным было количество экспертов, владеющих языком, для работы с болгарскими эмигрантами [66]. Относительно малочисленной была и сама болгарская диаспора, что затрудняло подбор квалифицированных кадров для участия в американских программах, особенно с учётом связей многих эмигрантов с бывшими коллаборационистскими профашистскими режимами [67]. Постепенно проблемы с эмигрантскими организациями и их лидерами выдвинулись на первое место в оперативных отчётах. Росли подозрения, что Георги Димитров и Иван Дочев использовали помощь США для удовлетворения собственных политических амбиций при том, что их деятельность не отвечала ожиданиям американского руководства [68]. О нараставшем недовольстве методами работы и претензиями лидера БНК говорит заключение, сделанное одним из сотрудников УПК в отчёте за апрель 1952 г., что «любые операции с агентами Димитрова не могут считаться ни действенными, ни безопасными с точки зрения ЦРУ» [69].
Кроме того, эффективные мероприятия советских и болгарских органов государственной безопасности, болгарской милиции позволили минимизировать последствия подрывной деятельности со стороны Запада. Своевременный перехват диверсантов, пересекавших болгарскую границу, внедрение правительственных агентов в подпольные организации и на радиостанции вынуждали представителей спецслужб прерывать деятельность по тем или иным направлениям и впредь действовать осторожнее [70].
Тайная деятельность стран Запада по ослаблению власти коммунистов в странах Восточной Европы и их выводу из советской сферы влияния нигде, кроме как в Югославии, не достигла поставленных целей и отчасти сама стала фактором консолидации советского лагеря, оформившегося в 1955 г. в военно-политический блок. Политика США в отношении Болгарии после Второй мировой войны характеризовалась постоянным давлением по каналам официальной дипломатии (до разрыва отношений в 1950 г.) и через Организацию Объединённых Наций, посредством усиления военной угрозы на болгарских границах (доктрина Трумэна, принятие Греции и Турции в НАТО, создание Балканского пакта), ведением «психологической войны» и тайных операций. Однако эти меры только усиливали враждебность между Востоком и Западом, поддерживали в восточноевропейских странах атмосферу «осаждённой крепости» и укрепляли их зависимость от СССР. Вместо освобождения «угнетённых народов» действия Запада провоцировали новые репрессии, дальнейшее «закручивание гаек» и гонку вооружений, отвлекавшую значительную часть ресурсов от развития социальной сферы, что, конечно, не исключает доли ответственности Москвы в этих процессах.
Первые годы холодной войны стали временем чрезвычайно активной, но не всегда, на наш взгляд, хладнокровной и последовательной разработки всевозможных стратегий, директив, планов действий на случай Третьей мировой войны с применением атомного оружия и т. д. Стремительно увеличивались финансирование и персонал ЦРУ и других специальных подразделений, поощрялась разработка операций, направленных на уменьшение советского влияния в мире [71]. Оценки и прогнозы западных политиков зачастую оставались неоправданными. В 1952 г. будущий госсекретарь Дж. Даллес предвещал, что через 2, 4 года или 10 лет большая часть европейских народов высвободится из-под советского влияния [72]. Однако осенью 1956 г. Вашингтон воздержался от вмешательства в венгерские события, чем дал понять, что не намерен рисковать ввязыванием в войну с СССР ради независимости отдельных государств. Это во многом дискредитировало «освободительную» риторику Вашингтона, его официальных и неофициальных ор-
ганизаций [73], способствовало взаимному разочарованию американского руководства и эмигрантских комитетов.
Итоги первого десятилетия после окончания Второй мировой войны показали, что деятельность спецслужб не стала универсальным и эффективным средством внешней политики Соединённых Штатов. Международная стабильность и безопасность были недостижимы без средств традиционной дипломатии и активных усилий со стороны и США, и СССР по совместному урегулированию разногласий и преодолению конфликтов. Этот же вывод применим к отношениям Вашингтона с Софией, которые со второй половины 50-х гг. стали возвращаться в русло возобновления диалога [74].
Примечания
1. 1. Winkler A. M. The Cold War: A History in Documents. N. Y., 2000. P. 26-31, 36-39.
2. Rositzke H. The CIA's Secret Operations: Espionage, Counterespionage and Covert Action. London, 1977.
Р. 154.
3. ЦРУ было создано на базе Группы центральной разведки (Central Intelligence Group, CIG), учреждённой 22 января 1946 г. и бывшей, в свою очередь, организацией-преемником Управления стратегических служб (Office of Strategic Services, OSS) - военной разведки США времён Второй мировой войны. Руководителем ЦРУ являлся Директор центральной разведки (Director of Central Intelligence, DCI). В первое послевоенное десятилетие этот пост занимали С. Соерс (январь - июнь 1946 г.), X. Ванденберг (июнь 1946 г. - май 1947 г.), Р. Хиленкоттер (май 1947 г. - октябрь 1950 г.), У. Биделл Смит (октябрь 1950 г. - февраль 1953 г.), А. Даллес (февраль 1953 г. - ноябрь 1961 г.).
4. Юнгблюд В. Т., Костин А. А. Стратегия информационно-психологической войны и югославская политика США в 1946-1947 гг. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2011. № 131. С. 20.
5. Об управлении специальными операциями (Директива 10/2 Совета национальной безопасности США). 18 июня 1948 г. // Хрестоматия по новейшей истории стран Европы и Америки (1918-2009 гг.): учеб. пособие / сост. Ю. М. Кузьмин. 2-е изд., доп. Киров, 2009. С. 187-188; Containment: Documents on American Policy and Strategy, 1945-1950 / ed. by T. H. Etzold, J. L. Gaddis. N. Y., 1978. P. 125-128.
6. Вновь созданное УПК заменило собой Группу специальных процедур (Special Procedure Group, SPG) Управления специальных операций (Office of Special Operations, OSO), уже имевшегося в структуре ЦРУ и занимавшегося разработкой первых подрывных операций на подконтрольных Москве территориях. В результате с конца 1948 г. до конца 1950 г. УСО и УПК существовали параллельно, нередко соперничая друг с другом и не всегда согласовывая свои операции. В 1951 г. эти подразделения были объединены в Директорат планирования ЦРУ. Corke S.-J. US Covert Operations and Cold War Strategy: Truman, Secret Warfare and the CIA, 1945-1953. L., 2007. P. 94-95.
7. Callanan J. Covert Action in the Cold War: US Policy, Intelligence and CIA Operations. L.; N. Y., 2009. P. 2; Richelson J. T. A Century of Spies: Intelligence in the Twentieth Century. N. Y., 1997. P. 244-245.
8. См.: Збоев А. В. Болгария в условиях «военной тревоги» начала 1950-х гг. на Балканах // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4(1). С. 89-95.
9. Первая операция американских спецслужб против коммунистических режимов на Балканах, начатая в конце 1949 г., была направлена против Албании (кодовое название BGFIEND в американской версии, или VALUABLE в британской). В апреле 1950 г. была утверждена программа QKSTAIR (BGCONVOY) в отношении Болгарии, в августе 1951 г. - программа QKBROIL в отношении Румынии. Сходство программ проявлялось как в общих целях - ослаблении правящих просоветских режимов и подготовке антикоммунистического сопротивления, так и в методах - взаимодействии с эмигрантскими комитетами, подготовке диверсантов, развёртывании пропаганды. См.: OBOPUS BG FIEND VOL. 1 (COUNTRY PLAN ALBANIA)_0001.pdf. URL: http://www.foia.cia.gov/document/519a2b76993294098d50f3c0; QKBROIL_0002. URL: http://www.foia. cia.gov/document/5197c261993294098d50d9a1
10. Corke S.-J. Op. cit. P. 85-88; Callanan J. Op. cit. P. 74; Блум У. Убийство демократии. Операции ЦРУ в период холодной войны. М., 2013; Covert Operations. Albania - 1949-1958 // GlobalSecurity.org. URL: http://www.globalsecurity.org/intell/ops/albania.htm
11. Процесс согласования операции начался ещё в январе 1950 г., когда дипломатические отношения между США и НРБ ещё формально существовали, но уже находились в стадии глубокого кризиса. BGCONVOY_0001. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edbd
12. Research Aid: Cryptonyms and Terms in Declassified CIA Files. Nazi War Crimes and Japanese Imperial Government Records Disclosure Acts. URL: http://www.archives.gov/iwg/declassified-records/rg-263-cia-records/second-release-lexicon.pdf. Pp. 13, 48, 54, 64.
13. Киряков Б. България зад граница // Съпротивата срещу комунистическия режим в България (1944-1989 г.): Сборник материали от национална научна конференция, НБУ, 23-24 март 2011 г. / ред. кол. Л. Стоянов, Ж. Лефтеров. С. 79-80. URL: http://ebox.nbu.bg/anti/
14. Георги Михов Димитров («Гемето» - по инициалам «ГМ») (1903-1972) - лидер Болгарского земледельческого народного союза. В годы Второй мировой войны возглавлял некоммунистическое крыло антифашистского сопротивления в Болгарии. В 1941-1944 гг. под эгидой британской разведки создал в Палестине Болгарский национальный комитет и радиостанцию «Свободная и независимая Болгария». Вер-
нулся на родину после вступления туда советских войск и установления режима Отечественного фронта. Выступая против монополизации власти в стране коммунистами, стал жертвой преследований, был обвинён в подготовке антиправительственного заговора и помещён под домашний арест. С помощью британских и американских дипломатов покинул страну в сентябре 1947 г. и возобновил политическую деятельность за рубежом в качестве лидера болгарской политической эмиграции. В 1947 г. был одним из создателей т. н. Земледельческого комитета, в 1948 г. воссоздал БНК в качестве антикоммунистической организации, участвовал в работе ряда других эмигрантских организаций в США. Nekola M. Georgi M. Dimitrov (19031972). Voice of exiled Bulgarians and peasant activists // Transatlantic Perspectives: Europe in the Eyes of European Immigrants to the United States, 1930-1980. URL: http://www.transatlanticperspectives.org/ en-try.php?rec=158
15. Kokoncheva M. Democracy in Exile: The Bulgarian National Committee and G. M. Dimitrov // The Inauguration of "Organized Political Warfare": The Cold War Organizations Sponsored by the National Committee for a Free Europe / Free Europe Committee / ed. by K. K. Lynn. Saint Helena, 2013. P. 373; Groueff S. My Odyssey. N. Y., 2003. P. 238-239.
16. DOCHEV, IVAN VOL. 1_0119. URL: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d50999d; DOCHEV, IVAN VOL. 1_0116. URL: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d509997
17. Иван Димитров Дочев (1905-2005) в межвоенные годы возглавлял антикоммунистическую студенческую организацию и был одним из руководителей болгарских национальных легионов. В годы Второй мировой являлся мэром города Силистра. Покинул Болгарию накануне вступления в страну Красной армии осенью 1944 г. в качестве одного из министров профашистского правительства Александра Цанкова. В Австрии и Западной Германии приступил к консолидации правых сил эмигрантских кругов в рамках Болгарского национального фронта, Антибольшевистского союза. В 1951 г. перебрался в Торонто, в 1964 г. - в Нью-Йорк. Издавал на собственные средства первую в Америке газету антикоммунистического содержания на болгарском языке. DOCHEV, IVAN VOL. 2_0047. URL: http://www.foia.cia.gov/document/ 51966ec3993294098d5098f4
18. DOCHEV, IVAN VOL. 1_0064. URL: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d5099b4; DOCHEV, IVAN VOL. 1_0072. URL: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d5099b7
19. В американских документах И. Дочеву было присвоено множество псевдонимов - DELIA, Code 307/7, Ivan DIMITROFF, GOMACE, MEMACE. См. Research Aid: Cryptonyms and Terms in Declassified CIA Files...; DOCHEV, IVAN VOL. 2_0005. URL: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d5098d2; DOCHEV, IVAN VOL. 2_0008. URL: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d5098d0; DOCHEV, IVAN VOL. 2_0057. URL: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d509906
20. По параграфу 101а закона 10 октября 1951 г. ассигновалась сумма на поддержку «любых отобранных лиц, которые проживают в Советском Союзе, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании. или лиц, бежавших из этих стран, для того, чтобы либо сформировать из этих людей отряды вооружённых сил, поддерживающих организацию Североатлантического договора, либо для других целей, когда президент решит, что подобная помощь будет способствовать обороне Североатлантического района и безопасности Соединённых Штатов». Цит. по: Орлик И. И. Империалистические державы и Восточная Европа (1945-1965). М., 1968. С. 126.
21. Puddington A. Broadcasting Freedom: The Cold War Triumph of Radio Free Europe and Radio Liberty. Lexington, 2000. Р. 84.
22. Borhi L. Hungary in the Cold War, 1945-1956: Between the United States and the Soviet Union. Budapest; N. Y., 2004. P. 286.
23. См. Appendix 10: Bulgarian Volunteer Company in NATO (1951-1964) // Bulgaria for NATO / ed. by O. Minchev, V. Ratchev, M. Lessenski. 2002 Р. 373-378. http://iris-bg.org.server10.host.bg/files/chapter5.pdf ; Кръстева Д. Българска национална доброволческа рота 4093 - в НАТО преди пълноправното членство // Национален военноисторически музей. URL: http://www.militarymuseum.bg/Izdania/Vestnik/Vestnik_may-June_2010/VoennaIstoria/text03-1.html; Георгиева Р.-С. Атлантическата легия, 1951 // Килията «Сърп и чук». Разкази от подземията на НРБ (сборник). Кн. 2. URL: https://decommunization.files.wordpress.com/ 2014/05/kiliya-surp-book-2-2014.pdf С. 38-44.
24. Мирошников С. Н. «Корпус волонтёров свободы» - нереализованный американский проект холодной войны // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 65-71; Granville J. The First Domino: International Decision Making During the Hungarian Crisis of 1956. College Station, 2004. P. 182-187; Kov-rig B. Of Walls and Bridges: The United States and Eastern Europe. N. Y., 1991. P. 64; Carruthers S. L. Cold War Captives: Imprisonment, Escape and Brainwashing. Berkeley, 2009. P. 71.
25. DOCHEV, IVAN VOL. 1_0097. URL: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d50991d; DOCHEV, IVAN VOL. 2_0054. URL: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d5098e4;
26. Foreign relations of the United States (FRUS), 1949. Vol. V. Eastern Europe; the Soviet Union. Р. 279, 282; Oral History Interview with John C. Campbell. Р. 206. URL: http://www.trumanlibrary.org/oralhist/ camp-bell.htm#206.
27. Borhi L. Op. cit. P. 286.
28. Киряков Б. Указ. соч. С. 94-95.
29. BGCONVOY_0006. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1. Hazard E. W. Cold war crucible: United States foreign policy and the conflict in Romania, 1943-1953. Boulder, 1996. P. 207-208.
30. BGCONVOY_0008. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda7
31. BGCONVOY_0009. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50ed9e
32. BGCONVOY_0010. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edaf; BGCONVOY_0012. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edae
33. Желев Д. Тероризмът не е от вчера // Нова Зора. 2006. № 49 (12 декември). URL: http://www.novazora.net/2006/issue49/story_08.html
34. Илиев Н. Въоржената антикомунистическа съпротива: Сборник. София, 2007. С. 9.
35. Detrez R. Historical Dictionary of Bulgaria. Third Edition. Lanham, 2015. P. 225.
36. Юнгблюд В. Т., Костин А. А. Указ. соч. С. 9.
37. Mitrovich G. Undermining the Kremlin: America's strategy to subvert the Soviet Bloc, 1947-1956. N. Y., 2000. P. 59; Corke S.-J. Op. cit. P. 104. Как и многие прочие учреждения, Совет просуществовал недолго и был расформирован указом Д. Эйзенхауэра от 2 сентября 1953 г. Dwight D. Eisenhower: "Executive Order 10483 -Establishing the Operations Coordinating Board," September 2, 1953. Online by Gerhard Peters and John T. Woolley, The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=60573.
38. Psychological Warfare Intelligence Estimate (February 5, 1951). URL: http://www.foia.cia.gov/ docu-ment/cia-rdp80r01731r003500180018-0
39. Ibid. P. 33.
40. BGCONVOY_0026. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc6
41. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 137. Д. 583. Л. 35; РГАСПИ. Ф. 575. Оп.1. Д. 93. Л. 158-160; FRUS. 1951. Vol. IV. Pt. 2. Р. 1207.
42. Granville J. Op. cit. P. 166.
43. Puddington A. Op. cit. Р. 8, 10.
44. Официально НКСЕ содержался за счёт частных пожертвований, однако их доля не была существенной. В 1956 г. годовой бюджет РСЕ составлял 21 млн долл., из которых от ЦРУ поступило 16. В 1971 г. сенатор К. Кейс заявил, что из 34 млн долл., израсходованных Радио «Свобода» и «Свободная Европа», 30 были получены от ЦРУ, всего же за 20 лет деятельности ими было поглощено более 500 млн долл. американских налогоплательщиков. Петрусенко В. Тайное становится явным: ЦРУ и средства массовой информации. М., 1978. С. 103; Granville J. Op. cit. P. 165; Callanan J. Op. cit. P. 62.
45. Prados J. Presidents' secret wars: CIA and Pentagon covert operations since World War II. N. Y., 1986. P. 34; Гласът на Свободна България (1950-1957 г.) / Радио „Свободна Европа" (1957-2004 г.) // Predavatel. URL: http://www.predavatel.com/bg/istoriya/rfe
46. BGCONVOY_0006. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1; Радио „Го-рянин" (1951-1962 г.) // Predavatel. URL: http://www.predavatel.com/bg/istoriya/radio-goryanin
47. BGCONVOY_0013. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edb0. P. 3.
48. BGCONVOY_0007. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda0. Р. 2.
49. BGCONVOY_0006. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1; BGCONVOY_0028. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edab; BGCONVOY_0030. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50ed9a; BGCONVOY_0033. URL: http://www.foia.cia. gov/document/5197c269993294098d50edc0.
50. BGCONVOY_0023. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edbb; РГАСПИ. Ф. 575. Оп. 1. Д. 132. Л. 71. FRUS. 1949. Vol. V. Р. 13.
51. BGCONVOY_0025. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edaa; BGCONVOY_0030. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50ed9a
52. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1134. Л. 152.
53. BGCONVOY_0006. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1
54. РГАСПИ. Ф. 575. Оп. 1. Д. 93. Л. 77, 126, 139-140; Д. 132. Л. 58-59.
55. BGCONVOY_0035. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edac; Corke S.-J. Op. cit. P. 88.
56. Lewis F. Red Pawn: The Story of Noel Field. L., 1965; Stewart S. Operation splinter factor. Lippincott, 1974.
57. Стюарт С. Операция «Раскол». М., 2003. С. 189.
58. Макаревич Э. Предисловие // Стюарт С. Указ. соч. С. 27-28.
59. Aldrich Richard. The Hidden Hand: Britain, America and Cold War Secret Intelligence. Woodstock, 2002. P. 176-179; Corke S.-J. Op. cit. P. 110.
60. Powers T. The Man who Kept the Secrets, N. Y., 1979. Блум У. Указ. соч. С. 621-622.
61. Hodos G. H. Show Trials. Stalinist Purges in Eastern Europe, 1948-1954. N. Y.; Westport; L., 1987.
62. FRUS. 1949. Vol. V. Р. 24, 51; Corke S.-J. Op. cit. P. 77.
63. Corke S.-J. Op. cit. P. 2.
64. BGCONVOY_0046. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc8; BGCONVOY_0047. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edb6
65. BGCONVOY_0009. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50ed9e
66. FRUS, 1951. Vol. II. Europe: political and economic developments (in two parts). Pt. 2. P. 1329.
67. Численность болгар, покинувших родину и нашедших убежище в странах Запада, согласно данным Б. Василевой, к июлю 1952 г. достигла 2000 чел. (Василева Б. Българската политическа емиграция след Втората световна война. Исторически очерк. София, 1999. С. 54). Другие авторы называют цифру 10-12 тысяч политических мигрантов к 1970-м гг. (Христов Х. Елена Стателова, Василка Танкова, „Прокудените", ИК
„Жанет-45", 2002 г., 463 страници. (рецензия). URL: http://desebg.com/2011-01-06-11-54-16/1061-2013-01-27-11-34-26). Puddington A. Op. cit. Р. 37.
68. BGC0NV0Y_0006. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1; BGC0NV0Y_0010. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edaf; BGCONVOY_0014. URL: http://www.foia.cia.gov/ document/5197c269993294098d50edc3; BGCONVOY_0015. URL: http://www.foia. cia.gov/document/ 5197c269993294098d50edc9; BGC0NV0Y_0025. URL: http://www.foia.cia.gov/document/ 5197c269993294098d50edaa; BGC0NV0Y_0026. URL: http://www.foia.cia.gov/document/ 5197c269993294098d50edc6
69. BGC0NV0Y_0026. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc6
70. BGC0NV0Y_0006. URL: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1
71. Петрусенко В. Указ. соч. С. 26.
72. Боев И. Балканите в глобалната политика на САЩ. 1945 - 1973. София, 1986. С. 114.
73. Puddington A. Op. cit. Р. 90; Tudda C. «Reenacting the Story of Tantalus». Eisenhower, Dulles, and the Failed Rhetoric of Liberation // Journal of Cold War Studies. 2005. Vol. 7. № 4. P. 26, 35.
74. В марте 1959 г. НРБ и США договорились о возобновлении дипломатических отношений и обмене дипломатическими представителями. В 1966 г. дипломатические миссии в Софии и Вашингтоне были возведены в ранг посольств.
Notes
1. Winkler A. M. The Cold War: A History in Documents. N. Y., 2000. P. 26-31, 36-39.
2. Rositzke H. The CIA's Secret Operations: Espionage, Counterespionage and Covert Action. London, 1977.
Р. 154.
3. The CIA was established on the basis of the Central Intelligence Group (Central Intelligence Group, CIG), established on 22 January 1946 and of the former, in turn, the organization - successor of the office of strategic services (the office of strategic services, OSS) - U.S. military intelligence during the Second world war. The head of the CIA was the Director of Central intelligence (Director of Central Intelligence, DCI). In the first postwar decade, this post was held by C. Soyers (January - June 1946), H. Vandenberg (June 1946 - may 1947), R. Hillenkoetter (may
1947 - October 1950), W. Bidell Smith (October 1950 - February 1953), A. Dulles (February 1953 - November 1961).
4. Jungblud V. T., Kostin A. A. Strategiya informacionno-psihologicheskoj vojny iyugoslavskaya politika SSHA v 1946-1947 gg. [Strategy of the information-psychological war and Yugoslav policy of U.S. in 1946-1947] // Izves-tiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena - News of Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. 2011, No. 131, p. 20.
5. Ob upravlenii special'nymi operaciyami (Direktiva 10/2 Soveta nacional'noj bezopasnosti SSHA). 18 iyunya
1948 g.- About the Directorate of special operations (Directive 10/2 of National Security Council of USA). June 18, 1948 // Khrestomatiya po novejshej istorii stran Evropy i Ameriki (1918-2009 gg.): ucheb. posobie - Reading book on the recent history of Europe and America (1918-2009.): tutorial / comp. Yu. M. Kuzmin. 2nd publ., add. Kirov. 2009. Pp. 187-188; Containment: Documents on American Policy and Strategy, 1945-1950 / ed. by T. H. Etzold, J. L. Gaddis. N. Y., 1978. Pp. 125-128.
6. The newly created Code of criminal procedure replaced Special Procedure Group (Special Procedure Group, SPG) of Office of Special Operations (Office of Special Operations, OSO), already existing in the structure of the CIA and responsible for drafting the first subversive operations on Moscow-controlled territory. As a result from late 1948 to late 1950, OSO and the SPG existed in parallel, often competing with each other and not always agreeing its operations. In 1951 these units were combined into a Directorate of planning of CIA. Corke S.-J. US Covert Operations and Cold War Strategy: Truman, Secret Warfare and the CIA, 1945-1953. L., 2007. Pp. 94-95.
7. Callanan J. Covert Action in the Cold War: US Policy, Intelligence and CIA Operations. L.; N. Y., 2009. P. 2; Richelson J. T. A Century of Spies: Intelligence in the Twentieth Century. N. Y., 1997. Pp. 244-245.
8. See: Zboev A. V. Bolgariya v usloviyah «voennoj trevogi» nachala 1950-h gg. na Balkanah [Bulgaria in a "military raid" of the beginning of the 1950s in the Balkans] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of Vyatka State University of Humanities. 2011, No. 4(1), Pp. 89-95.
9. The first operation of American intelligence services against the Communist regimes in the Balkans, begun in late 1949, was directed against Albania (code name BGFIEND in the American version, or VALUABLE in British). In April 1950 the program QKSTAIR (BGCONVOY) against Bulgaria was approved, in August 1951 - the program QKBROIL against Romania. The similarity of the programs they came up with common goals - the weakening of the ruling ProSoviet regimes and the preparation of anti-Communist resistance and methods - interaction with the émigré committees, training of terrorists, the deployment of propaganda. See: OBOPUS BG VILLAIN VOL. 1 (COUNTRY PLAN FOR ALBANIA)_0001.A PDF. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/ 519a2b76993294098d50f3c0; QKBROIL_0002. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/ 5197c261993294098d50d9a1
10. Corke S.-J. Op. cit. P. 85-88; Callanan J. Op. cit. P. 74; Bloom U. Ubijstvo demokratii. Operacii CRU v period holodnoj vojny [The murder of democracy. CIA operations during the cold war]. M. 2013; Covert Operations. Albania - 1949-1958 / / GlobalSecurity.org. Available at: http://www.globalsecurity.org/intell/ops/albania.htm
11. The process of harmonization of the operation began in January 1950, when diplomatic relations between the U.S. and Bulgaria formally still existed, but were already in the stage of deep crisis. BGCONVOY_0001. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edbd
12. Research Aid: Cryptonyms and Terms in Declassified CIA Files. Nazi War Crimes and Japanese Imperial Government Records Disclosure Acts. Available at: http://www.archives.gov/iwg/declassified-records/rg-263-cia-records/second-release-lexicon.pdf. Pp. 13, 48, 54, 64.
13. Kiryakov B България зад граница // Съпротивата срещу комунистическия режим в България (1944-1989 г.): Сборник материали от национална научна конференция, НБУ, 23-24 март 2011 г. / ed. by L. Stoyanov, J. Lefterov. Pp. 79-80. Available at: http://ebox.nbu.bg/anti/
14. Georgi Mihov Dimitrov ("Gemeto" - on the initials "GM") (1903-1972) - the leader of the Bulgarian agrarian people's union. During the Second world war he led the noncommunist branch of anti-fascist resistance in Bulgaria. In 1941-1944 under the auspices of British intelligence he created in Palestine the Bulgarian national Committee and radio station "Free and independent Bulgaria". He returned home after the entry of Soviet troops there and establishing the regime of the National front. Speaking out against the monopolization of power in the country by the Communists, he was the victim of harassment, was accused of training anti-government conspiracy and placed under house arrest. With the help of British and American diplomats he left the country in September 1947, and resumed his political activities abroad as the leader of the Bulgarian political emigration. In 1947 he was one of the founders of the so-called Agricultural Committee, in 1948 he recreated BNK as an anti-Communist organization, and participated in a number of other emigrant organizations in the USA. Nekola M. Georgi M. Dimitrov (1903-1972). Voice of exiled Bulgarians and peasant activists / / Transatlantic Perspectives: Europe in the Eyes of European Immigrants to the United States, 1930-1980. Available at: http://www.transatlanticperspectives.org/ entry.php?rec=158
15. Kokoncheva M. Democracy in Exile: The Bulgarian National Committee and G. M. Dimitrov // The Inauguration of "Organized Political Warfare": The Cold War Organizations Sponsored by the National Committee for a Free Europe / Free Europe Committee / ed. by K. K. Lynn. Saint Helena, 2013. P. 373; Groueff S. My Odyssey. N. Y., 2003. Pp. 238-239.
16. DOCHEV, IVAN VOL. 1_0119. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/ 51966ec3993294098d50999d; DOCHEV, IVAN VOL. 1_0116. URL: http://www.foia.cia.gov/document/ 51966ec3993294098d509997
17. Ivan Dimitrov Dochev (1905-2005) in the interwar years he was the head of the anti-Communist student organisation and was one of the leaders of Bulgarian national legions. During the Second world he was the mayor of the city of Silistra. He left Bulgaria prior to the entry into the country of the red army in autumn 1944 as one of the Ministers of the Pro-fascist government of Alexander Tsankov. In Austria and West Germany he proceeded to consolidate right-wing emigre circles in the framework of the Bulgarian national front, the Anti-Bolshevik Union. In 1951 he moved to Toronto, in 1964 - to New York. He published on his own means America's first anticommunist newspaper in Bulgarian. DOCHEV, IVAN VOL. 2_0047. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d5098f4
18. DOCHEV, IVAN VOL. 1_0064. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/ 51966ec3993294098d5099b4; DOCHEV, IVAN VOL. 1_0072. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/ 51966ec3993294098d5099b7
19. In American documents I. Dochev has been awarded numerous aliases - DELIA, Code 307/7, Ivan DIMITROFF, GOMACE, MEMACE. См. Research Aid: Cryptonyms and Terms in Declassified CIA Files...; DOCHEV, IVAN VOL. 2_0005. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d5098d2; DOCHEV, IVAN VOL. 2_0008. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d5098d0; DOCHEV, IVAN VOL. 2_0057. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/51966ec3993294098d509906
20. Under section 101A of the act of October 10, 1951, was appropriated amount to support "any selected persons who are residing in the Soviet Union, Poland, Czechoslovakia, Hungary, Romania, Bulgaria, Albania or... persons who have fled these countries, in order to form the military forces supporting the North Atlantic Treaty organization from these people or for other purposes when the President determines that such assistance will contribute to the defense of the North Atlantic area and the security of the United States." Cit. by: Orlik I. I. Imperial-isticheskie derzhavy i Vostochnaya Evropa (1945-1965) [Imperialist powers and Eastern Europe (1945-1965)]. M. 1968. P. 126.
21. . Puddington A. Broadcasting Freedom: The Cold War Triumph of Radio Free Europe and Radio Liberty. Lexington, 2000. Р. 84.
22. Borhi L. Hungary in the Cold War, 1945-1956: Between the United States and the Soviet Union. Budapest; N. Y., 2004. P. 286.
23. See: Bulgarian Volunteer Company in NATO (1951-1964) // Bulgaria for NATO / ed. by O. Minchev, V. Ratchev, M. Lessenski. 2002 Рp. 373-378. Available at: http://iris-bg.org.server10.host.bg/files/chapter5.pdf ; Кръстева Д. Българска национална доброволческа рота 4093 - в НАТО преди пълноправното членство // Национален военноисторически музей. Available at: http://www.militarymuseum.bg/Izdania/ Vestnik/Vestnik_may-June_2010/VoennaIstoria/text03-1.html; Георгиева Р.-С. Атлантическата легия, 1951 // Килията «Сърп и чук». Разкази от подземията на НРБ (сборник). Кн. 2. Available at: https://decommunization.files.wordpress.com/2014/05/kiliya-surp-book-2-2014.pdf Pp. 38-44.
24. Miroshnikov S. N. «Korpus volontyorov svobody» - nerealizovannyj amerikanskij proekt holodnoj vojny ["The corps of volunteers of freedom" - an unrealized American project of cold war] // Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta - Herald of the Tomsk State University. 2013, No. 366, pp. 65-71; J. Granville J. The First Domino: International Decision Making During the Hungarian Crisis of 1956. College Station, 2004. P. 182-187; Kov-
rig B. Of Walls and Bridges: The United States and Eastern Europe. N. Y., 1991. P. 64; Carruthers S. L. Cold War Captives: Imprisonment, Escape and Brainwashing. Berkeley, 2009. P. 71.
25. DOCHEV, IVAN VOL. 1_0097. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/ 51966ec3993294098d50991d; DOCHEV, IVAN VOL. 2_0054. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/ 51966ec3993294098d5098e4;
26. Foreign relations of the United States (FRUS), 1949. Vol. V. Eastern Europe; the Soviet Union. Р. 279, 282; Oral History Interview with John C. Campbell. Р. 206. Available at: http://www.trumanlibrary.org/ oral-hist/campbell.htm#206.
27. Borhi L. Op. cit. P. 286.
28. Kiryakov B. Op. cit. Pp. 94-95.
29. BGCONVOY_0006. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1. Hazard E. W. Cold war crucible: United States foreign policy and the conflict in Romania, 1943-1953. Boulder, 1996. P. 207-208.
30. BGCONVOY_0008. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda7
31. BGCONVOY_0009. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50ed9e
32. BGCONVOY_0010. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edaf; BGCONVOY_0012. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edae
33. Желев Д. Тероризмът не е от вчера // Нова Зора. 2006. № 49 (12 декември). Available at: http://www.novazora.net/2006/issue49/story_08.html
34. Илиев Н. Въоржената антикомунистическа съпротива: Сборник. София, 2007. С. 9.
35. Detrez R. Historical Dictionary of Bulgaria. Third Edition. Lanham, 2015. P. 225.
36. Jungblud T. V., Kostin A. A. Op. cit. P.9.
37. Mitrovich G. Undermining the Kremlin: America's strategy to subvert the Soviet Bloc, 1947-1956. N. Y., 2000. P. 59; Corke S.-J. Op. cit. P. 104. Like many other institutions, the Council did not last long and was disbanded by the decree of D. Eisenhower on September 2, 1953. Dwight D. Eisenhower: "Executive Order 10483 - Establishing the Operations Coordinating Board," September 2, 1953. Online by Gerhard Peters and John T. Woolley, The American Presidency Project. Available at: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=60573.
38. Psychological Warfare Intelligence Estimate (February 5, 1951). Available at: http://www.foia.cia.gov/ document/cia-rdp80r01731r003500180018-0
39. Ibid. P. 33.
40. BGCONVOY_0026. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc6
41. Russian state archive of socio-political history (RGASPI). F. 17. Sh. 137. File 583. Sh. 35; RGASPI. F. 575. Sh.1. File 93. Sh. 158 to 160; FRUS. 1951. Vol. IV. Pt. 2. P. 1207.
42. Granville J. Op. cit. P. 166.
43. Puddington A. Op. cit. P. 8, 10.
44. Officially NCSE was financed by private donations, but their share was not significant. In 1956 the annual budget of the RSU was $ 21 million, 16 of which came from CIA. In 1971, Senator K. Case said that from 34 million, spent by Radio "Liberty" and "Free Europe", 30 were from the CIA, during 20 years of activity they have absorbed more than 500 million of American taxpayers. Petrusenko V. Tajnoe stanovitsya yavnym: CRU i sredstva massovoj informacii [Secret is revealed: the CIA and the media]. M. 1978. P. 103; Granville J. Op. cit. P. 165; J. Cal-lanan Op. cit. P. 62.
45. Prados J. Presidents' secret wars: CIA and Pentagon covert operations since World War II. N. Y., 1986. P. 34; Гласът на Свободна България (1950-1957 г.) / Радио „Свободна Европа" (1957-2004 г.) // Predavatel. Available at: http://www.predavatel.com/bg/istoriya/rfe
46. BGCONVOY_0006. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1; Радио „Горянин" (1951-1962 г.) // Predavatel. URL: http://www.predavatel.com/bg/istoriya/radio-goryanin
47. BGCONVOY_0013. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edb0. P. 3.
48. BGCONVOY_0007. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda0. Р. 2.
49. BGCONVOY_0006. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1; BGCONVOY_0028. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edab; BGCONVOY_0030. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50ed9a; BGCONVOY_0033. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc0.
50. BGCONVOY_0023. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edbb; РГАСПИ. Ф. 575. Оп. 1. Д. 132. Л. 71. FRUS. 1949. Vol. V. Р. 13.
51. BGCONVOY_0025. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edaa; BGCONVOY_0030. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50ed9a
52. RGASPI. F. 82. Sh. 2. File 1134. Sh. 152.
53. BGCONVOY_0006. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1
54. RGASPI. F. 575. Sh. 1. File 93. Sh. 77, 126, 139-140; File 132. Sh. 58-59.
55. BGCONVOY_0035. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edac; Corke, S.-J. Op. cit. P. 88.
56. F. Lewis, Red Pawn: The Story of Noel Field. L., 1965; S. Stewart, Operation splinter factor. Lippincott,
1974.
57. Stuart S. [Operation "Split"]. M. 2003. P. 189.
58. Makarevich E. [Foreword] // Stuart S. Op. cit. Pp. 27-28.
59. Aldrich Richard. The Hidden Hand: Britain, America and Cold War Secret Intelligence. Woodstock, 2002. P. 176-179; Corke S.-J. Op. cit. P. 110.
60. Powers T. The Man who Kept the Secrets, N. Y., 1979. Bloom W. Op. cit. Pp. 621-622.
61. Hodos G. H. Show Trials. Stalinist Purges in Eastern Europe, 1948-1954. N. Y.; Westport; L., 1987.
62. FRUS. 1949. Vol. V. Р. 24, 51; Corke S.-J. Op. cit. P. 77.
63. Corke S.-J. Op. cit. P. 2.
64. BGCONVOY_0046. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc8; BGCONVOY_0047. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edb6
65. BGCONVOY_0009. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50ed9e
66. FRUS, 1951. Vol. II. Europe: political and economic developments (in two parts). Pt. 2. P. 1329.
67. The number of Bulgarians who have left their homeland and found refuge in Western countries, according to B. Vasilyeva, by July 1952, reached 2000 people (Vassileva B. Българската политическа емиграция след Втората световна война. Исторически очерк. Sofia. 1999. P. 54). Other authors put the number at 10-12 thousand political workers to the 1970s, (H. Hristov Elena Statelova, Vasilka Tankova, „Прокудените", ИК „Жанет-45", 2002, 463 pages. (review). Available at: http://desebg.com/2011-01-06-11-54-16/1061-2013-01-27-11-34-26) Puddington A. Op. cit. R. 37.
68. BGCONVOY_0006. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1 BGCONVOY_0010. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edaf BGCONVOY_0014. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc3 BGCONVOY_0015. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc9 BGCONVOY_0025. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edaa; BGCONVOY_0026. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc6
69. BGCONVOY_0026. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50edc6
70. BGCONVOY_0006. Available at: http://www.foia.cia.gov/document/5197c269993294098d50eda1
71. Petrusenko V. Op. cit. P. 26.
72. Boev I. Балканите в глобалната политика на САЩ. 1945 - 1973. Sofia. 1986. P. 114.
73. Puddington A. Op. cit. R. 90; C. Tudda "Reenacting the Story of Tantalus". Eisenhower, Dulles, and the Failed Rhetoric of Liberation // Journal of Cold War Studies. 2005. Vol. 7. No. 4. Pp. 26, 35.
74. In March 1959, the NRB and the United States agreed to resume diplomatic relations and exchange diplomatic representatives. In 1966 diplomatic mission in Sofia and Washington were elevated to the rank of embassies.
УДК 94 (437+47+73)"1939/45"
А. В. Зорин
Советский Союз и Чехословакия накануне холодной войны:
американский взгляд*
Статья посвящена изучению истоков холодной войны в Центральной Европе. Автор пытается проанализировать американский взгляд на политику Советского Союза в отношении одной из стран региона - Чехословацкой Республики. Имея выгодное географическое положение, прозападные и пророссийские симпатии, эта страна могла стать хорошей площадкой для налаживания сотрудничества между двумя сверхдержавами. Однако вскоре после окончания Второй мировой войны она превратилась в часть советской сферы влияния. В статье делается попытка выяснить, допускали ли американцы в годы войны и непосредственно после ее окончания возможность использования Чехословакии в качестве платформы для сотрудничества с СССР, какие планы выстраивали в отношении этого государства, как воспринимали деятельность советских войск на освобождённой территории. В целом на примере Чехословакии рассматривается начало развития советско-американского конфликта в послевоенной Центральной Европе.
The article is devoted to studying of the Cold War origins in Central Europe in 1945. The author tries to find out the American view of the Soviet policy towards the Czechoslovak Republic. Having favorable geographical position, pro-Western and pro-Russian sympathies, this country could become a good platform for cooperation between two superpowers. However, soon after the Second World War it became a part of the Soviet sphere of influence. The author tries to answer, whether Americans allowed to use Czechoslovakia as a platform for cooperation with the Soviet Union during the war and immediately after it, which plans did they have for that state and how did they perceive Soviet troops activity in the liberated Czechoslovak territory. In general, on the Czechoslovak example considered the beginning of the Soviet-American conflict in post-war Central Europe.
© Зорин А. В., 2015
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-31-01303.