БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ — BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE
научный журнал (scientific journal) №5 (май) 2016 г.
http://www. bulletennauki. com
УДК 371.4
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
THE ACTIVITIES OF A SOCIAL PEDAGOGUE IN PREVENTION OF INTER-ETHNIC
CONFLICTS AMONG ADOLESCENTS
©Закирова А. Б.
Бирский филиал Башкирского государственного университета
Бирск, Россия zakirova. alfiya@yandex. ru ©Zakirova A.
Birsky branch of the Bashkir state university
Birsk, Russia zakirova. alfya@yandex. ru ©Молчанов В. А.
Бирский филиал Башкирского государственного университета
Бирск, Россия molchanov-9393@mail.ru ©Molchanov V.
Birsky branch of the Bashkir state university
Birsk, Russia molchanov-9393@mail. ru
Аннотация. В статье рассматривается направление работы социального педагога по профилактике межэтнических конфликтов в подростковой среде. Приводятся формы работы социального педагога исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе.
Abstract. The article considers the direction of the work of a social pedagogue in prevention of inter-ethnic conflicts among adolescents. Are forms of work of a social pedagogue on the basis of the teaching situation in the school.
Ключевые слова: подросток, межэтнические конфликты, профилактика, формы работы.
Keywords: teen, ethnic conflicts, prevention, forms of work.
Проблема межнациональных отношений, представлений и стереотипов о людях другой национальности является актуальной. Для России — многонационального государства — эта проблема всегда относилась к первостепенным и важным. Среди причин возникновения данной проблемы являются: кардинальные социально-политические события в стране, резко изменившие национальный состав социального пространства, обострение межнациональных взаимоотношений, этнические стереотипы. Тем более что этнические стереотипы характеризуются повышенной эмоциональностью и устойчивостью. Все это ставит ребенка в поле социально-психологического напряжения. Поэтому проблема воспитания культуры межнациональных отношений выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.
Многие школы этнически перемешаны, имеют очень разный этнический состав. Наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у детей в подростковом возрасте. Неприязнь определенной группы школьников к какой-то этнической общности, начинает проявляться в насмешках, прозвищах, кличках, которые с трудом переносятся людьми из-за культурных различий.
БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ — BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE
научный журнал (scientific journal) №5 (май) 2016 г.
http://www. bulletennauki. com
В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение. У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями.
Работа по профилактике межэтнических конфликтов может вестись по четырем направлениям:
1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и развитию конфликта.
2. Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования класса.
3. Устранение социально-психологических причин возникновения конфликтов.
4. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Формы работы социального педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания, степень педагогического воздействия — уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг [1, с. 75].
Огромную роль при работе по профилактике межэтнических конфликтов с подростками играет беседа. Успех беседы зависит от предварительного установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу по профилактике межэтнических конфликтов. Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются темы, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципу. При этом переход к новому направлению беседы должно сопровождаться пояснениями, переключениями внимания.
Групповые занятия — тренинги по формированию толерантного отношения к людям иной национальности являются своеобразным мостиком в личностном развитии, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего в настоящем. Они способствуют развитию рефлексии, навыков групповой работы, креативного стиля мышления. Также способствует формированию положительной групповой динамики и соответствующего благоприятного социально-психологического климата. На занятиях происходит усвоение и закрепление ценностей (норм) коллектива, как неотъемлемой составляющей класса.
Одной из главных форм воспитательной работы по профилактике межэтнических конфликтов является классный час. Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа, экскурсии или тематических лекций. В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, социальный педагог часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе классного
научный журнал (scientific journal) http://www. bulletennauki. com
№5 (май) 2016 г.
часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
Организация и проведение общественных мероприятий также является формой работы по сплочению разноэтнического коллектива. В процессе общих дел у учащихся появляется взаимопонимание и взаимоподдержка друг друга.
Социальный педагог должен менять тактику управления по мере развития коллектива, не подавлять и командовать, а направлять и сотрудничать. Высокой эффективности социальный педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив педагогов, включает группу в общественную деятельность и сотрудничает с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.
Таким образом, профилактика межэтнических конфликтов — это сложный и многоплановый процесс, который связан с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение личности в системе внутриколлективных отношений. Важным является понимание того, что коллектив — это динамическая система, в которой постоянно происходят какие-то изменения.
1. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия,
References:
1. Vasilkov Y. V. the Methodology and experience of the social teacher. Moscow, Academy, 2011, 335 p.
Список литературы:
2011. 335 с.
Работа поступила в редакцию
Принята к публикации
15.04.2016 г.
18.04.2016 г.