Научная статья на тему 'Деятельность социального педагога по профилактике межэтнических конфликтов среди подростков'

Деятельность социального педагога по профилактике межэтнических конфликтов среди подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / TEEN / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ETHNIC CONFLICTS / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ФОРМЫ РАБОТЫ / FORMS OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Альфия Борисовна, Молчанов Вячеслав Александрович

В статье рассматривается направление работы социального педагога по профилактике межэтнических конфликтов в подростковой среде. Приводятся формы работы социального педагога исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF A SOCIAL PEDAGOGUE IN PREVENTION OF INTER-ETHNIC CONFLICTS AMONG ADOLESCENTS

The article considers the direction of the work of a social pedagogue in prevention of inter-ethnic conflicts among adolescents. Are forms of work of a social pedagogue on the basis of the teaching situation in the school.

Текст научной работы на тему «Деятельность социального педагога по профилактике межэтнических конфликтов среди подростков»

БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ — BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE

научный журнал (scientific journal) №5 (май) 2016 г.

http://www. bulletennauki. com

УДК 371.4

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

THE ACTIVITIES OF A SOCIAL PEDAGOGUE IN PREVENTION OF INTER-ETHNIC

CONFLICTS AMONG ADOLESCENTS

©Закирова А. Б.

Бирский филиал Башкирского государственного университета

Бирск, Россия zakirova. alfiya@yandex. ru ©Zakirova A.

Birsky branch of the Bashkir state university

Birsk, Russia zakirova. alfya@yandex. ru ©Молчанов В. А.

Бирский филиал Башкирского государственного университета

Бирск, Россия molchanov-9393@mail.ru ©Molchanov V.

Birsky branch of the Bashkir state university

Birsk, Russia molchanov-9393@mail. ru

Аннотация. В статье рассматривается направление работы социального педагога по профилактике межэтнических конфликтов в подростковой среде. Приводятся формы работы социального педагога исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе.

Abstract. The article considers the direction of the work of a social pedagogue in prevention of inter-ethnic conflicts among adolescents. Are forms of work of a social pedagogue on the basis of the teaching situation in the school.

Ключевые слова: подросток, межэтнические конфликты, профилактика, формы работы.

Keywords: teen, ethnic conflicts, prevention, forms of work.

Проблема межнациональных отношений, представлений и стереотипов о людях другой национальности является актуальной. Для России — многонационального государства — эта проблема всегда относилась к первостепенным и важным. Среди причин возникновения данной проблемы являются: кардинальные социально-политические события в стране, резко изменившие национальный состав социального пространства, обострение межнациональных взаимоотношений, этнические стереотипы. Тем более что этнические стереотипы характеризуются повышенной эмоциональностью и устойчивостью. Все это ставит ребенка в поле социально-психологического напряжения. Поэтому проблема воспитания культуры межнациональных отношений выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.

Многие школы этнически перемешаны, имеют очень разный этнический состав. Наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у детей в подростковом возрасте. Неприязнь определенной группы школьников к какой-то этнической общности, начинает проявляться в насмешках, прозвищах, кличках, которые с трудом переносятся людьми из-за культурных различий.

БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ — BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE

научный журнал (scientific journal) №5 (май) 2016 г.

http://www. bulletennauki. com

В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение. У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями.

Работа по профилактике межэтнических конфликтов может вестись по четырем направлениям:

1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и развитию конфликта.

2. Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования класса.

3. Устранение социально-психологических причин возникновения конфликтов.

4. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

Формы работы социального педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания, степень педагогического воздействия — уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг [1, с. 75].

Огромную роль при работе по профилактике межэтнических конфликтов с подростками играет беседа. Успех беседы зависит от предварительного установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу по профилактике межэтнических конфликтов. Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются темы, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципу. При этом переход к новому направлению беседы должно сопровождаться пояснениями, переключениями внимания.

Групповые занятия — тренинги по формированию толерантного отношения к людям иной национальности являются своеобразным мостиком в личностном развитии, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего в настоящем. Они способствуют развитию рефлексии, навыков групповой работы, креативного стиля мышления. Также способствует формированию положительной групповой динамики и соответствующего благоприятного социально-психологического климата. На занятиях происходит усвоение и закрепление ценностей (норм) коллектива, как неотъемлемой составляющей класса.

Одной из главных форм воспитательной работы по профилактике межэтнических конфликтов является классный час. Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа, экскурсии или тематических лекций. В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, социальный педагог часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе классного

научный журнал (scientific journal) http://www. bulletennauki. com

№5 (май) 2016 г.

часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

Организация и проведение общественных мероприятий также является формой работы по сплочению разноэтнического коллектива. В процессе общих дел у учащихся появляется взаимопонимание и взаимоподдержка друг друга.

Социальный педагог должен менять тактику управления по мере развития коллектива, не подавлять и командовать, а направлять и сотрудничать. Высокой эффективности социальный педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив педагогов, включает группу в общественную деятельность и сотрудничает с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

Таким образом, профилактика межэтнических конфликтов — это сложный и многоплановый процесс, который связан с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение личности в системе внутриколлективных отношений. Важным является понимание того, что коллектив — это динамическая система, в которой постоянно происходят какие-то изменения.

1. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия,

References:

1. Vasilkov Y. V. the Methodology and experience of the social teacher. Moscow, Academy, 2011, 335 p.

Список литературы:

2011. 335 с.

Работа поступила в редакцию

Принята к публикации

15.04.2016 г.

18.04.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.