Научная статья на тему 'Деятельность социального педагога но формированию социальной компетентности подростков в общеобразовательном учреждении'

Деятельность социального педагога но формированию социальной компетентности подростков в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1026
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гиенко Любовь Николаевна

В статье автор раскрывает деятельность социального педагога по формированию социальной компетентности подростков в общеобразовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность социального педагога но формированию социальной компетентности подростков в общеобразовательном учреждении»

УДК 378.01

Л. Н. Гиенко

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

НО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В условиях меняющегося общества возрастает необходимость готовить подрастающее поколение к жизни, формировать личность, способную адаптироваться к социально - экономическим переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды. Достижение успеха в жизни во многом связывается с наличием и уровнем развития социальной компетентности у выпускников общеобразовательных учреждений, умений взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные сложившейся ситуации решения.

Одной из основных задач воспитания современных школьников является успешное вхождение их в систему социальных отношений, а также освоение ими норм и предписаний, регулирующих эти отношения, ибо одним из базовых требований, предъявляемых индивиду со стороны общества, является регуляция собственного поведения на основе этих норм.

Трудности в понимании причин и механизмов поведения окружающих часто выступают в качестве социальной дезадаптации школьников. Особенно это отмечается в подростковом возрасте. Подросток, находясь в процессе адаптации к меняющимся условиям, испытывает различного рода трудности. С одной стороны, он получает свободу действия, с другой -не имеет достаточного опыта и необходимого объема социальных знаний, умений и навыков. Все это происходит на фоне кризиса подросткового возраста, для которого характерен максимализм восприятия, повышенная конфликтность, некритичность оценок, снижение родительского авторитета и т. д. В связи с этим в современных социально-экономических условиях возрастает роль формирования социальной компетентности подростков.

В этой ситуации важна помощь подростку в процессе развития его социальной компетентности. Одним из каналов поддержки может выступать социально-педагогическая служба общеобразовательного учреждения, особая роль в которой отводится деятельности социального педагога.

Анализ литературы и изучение сложившегося опыта показывают, что практически отсутствуют исследования, посвященные формированию социальной компетентности подростков в общеобразовательных учреждениях.

Анализ литературы показывает, что существует несколько подходов к пониманию социальной компетентности.

Так, в англоязычной литературе представлена прагматическая модель социальной компетентности, которая в широком смысле представляет собой «способность выбирать и достигать желаемых и доступных целей путем обретения контроля над эмоциями и поведением индивида через понимание, установку контактов и влияние на окружающих» [10].

Н. В. Калинина соотносит социальную компетентность с психической устойчивостью индивида и понимает ее как механизм активизации внутренних резервов личности, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья [4].

В работах й. И. Лукьяновой социальная компетентность представлена как личное образование, которое предполагает осознание необходимости принятия «норм» конкретного социума, стремление к его пониманию, определение и выбор возможных и наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения [5].

К этому пониманию, но с учетом возрастной дифференциации, приближаются Вим Слот, Хан Спаниярд (нидерландская модель). Социальная компетентность, по их мнению, состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к ребенку в данный возрастной период со стороны общества, среды, в которой он живет, и его возможностями [6].

Л. М. Иванов, Е. В. Конева адаптировали нидерландскую модель повышения социальной компетентности к российским социокультурным условиям. Они ввели подход, ориентированный на компетенцию и личностный рост. Обращается внимание на положительные силы, имеющиеся в самом человеке и в его окружении [3].

Опираясь на подход И. И. Лукьяновой и нидерландскую модель социальной компетентности, мы определяем ее как совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для социализации подростков, связанных с социальной активностью, организованностью, самостоятельностью, уверенностью в себе, обеспечивающих адаптацию в обществе и способствующих самореализации, самоопределению подростков.

С учетом этого понятия определены 3 базовых составляющих социальной компетентности'. 1) знание своих прав и обязанностей; 2) направленность индивида на достижение определенных конструктивных целей; 3) навыки межличностного взаимодействия.

Базой исследования стали Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей «Сигма»; общеобразовательная школа № 107 г. Барнаула. В исследовании приняли участие 226 подростков в возрасте от 12 до 14 лет.

С целью изучения социальной компетентности подростков мы использовали методики: А. М. Прихожан «Шкала социальной компетентности»; Р. В. Овчаровой по диагностике «помех общения»; К. Роджерса и Р. Даймонда - опросник «Социально психологической адаптированности» (СПА).

На основе проведенной методики «Шкала социальной компетентности» получены следующие показатели: «Умеет принимать решения и выполнять их»: мальчики - 36,1%, девочки - 50,0%; «Ответственно относится к школьным обязанностям»: мальчики-38,9%, девочки-40,0%; «Выполняет намеченное дело до конца»: мальчики — 38,9%, девочки - 56,7%; «Следит за своей одеждой, обувью, может полностью ухаживать за собой»: мальчики 38,9%, девочки - 36,7%; «Проявляет требовательность к себе»: мальчики 38,9%, девочки - 50,0%; «Владеет средствами, способами достижения цели»: мальчики - 36,1%, девочки - 46,7%; «Можно полностью довериться, положиться»: мальчики - 41,7%, девочки - 43,3%; «Осознает свои затруднения, проблемы, может проанализировать их причины»: мальчики 38,9%, девочки - 46,7%; «Стремится разобраться в себе, понять свои возможности, способности»: мальчики - 38,9%, девочки - 53,3%; «Может работать сосредоточенно, не отвлекаясь»: мальчики - 44,4%, девочки - 56,7%; «Без напоминаний выполняет домашние задания»: мальчики 44,4%, девочки - 52,4%; «Понимает необходимость правил (поведения, выполнения задания и т. п.) и умеет подчиняться им»: мальчики - 43,3%, девочки - 61,9%.

Полученные результаты показал низкий уровень знаний подростков своих прав и обязанностей, а также недостаточное владение умением определять и достигать намеченную цель.

Изучая уровень социально-коммуникативной компетентности, мы установили помехи общения. Помехами общения, снижающими уровень эффективности социально-коммуникативной компетентности, с точки зрения гуманистической концепции, называются: социально-коммуникативная неуклюжесть; нетерпимость к неопределенности; конформизм; повышенное стремление к превосходству над другими людьми; социальная не толерантность; преобладание мотивов избегания неудач и низкий порог чувствительности к блокировке потребностей, стремлений и желаний.

Проведенная диагностика подростков общеобразовательных учреждений позволила определить «помехи общения», возникающие у подростков в процессе взаимодействия: «Социально-коммуникативная неуклюжесть» - 27,47%; «Нетерпимость к неопределенности» - 41,43%; «.Конформизм» — 37,52%; «Повышенное стремление к превосходству над другими людьми» — 67,17%; «Преобладание мотивов избегания неудач и низкий порог чувствительности к блокировке потребностей, стремлений и желаний» - 29,5%; «Социальная не толерантность» - 50,67%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что подростки испытывают затруднения в общении.

Используя опросник социально психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, мы определили интегральные показатели по шкалам: «Адаптация» - 59%; «Самоприятие» - 65%; «Приятие других» -

57%; «Эмоциональная комфортность» - 55%; «Интернальность» - 65%; «Стремление к доминированию» - 37%.

С целью формирования социальной компетентности подростков деятельность социального педагога была направлена на разработку программы «Забота» и ее реализацию в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей «СИГМА» г. Барнаула.

Содержание деятельности в рамках разработанной программы представлено направлениями (блоками), актуализирующими наиболее значимые сферы жизнедеятельности подростков: «Правовой», «Научись общаться», «Досуг», «Я» и моя семья».

I. «Правовой» блок

Цель: сформировать правовые знания подростков и понимание ими своих обязанностей.

Задачи: обеспечение подростков информацией по правовой тематике; включение подростков-волонтеров в социальное проектирование по оказанию социально-правовой помощи и поддержки учащимся; рефлексивная оценка собственного социального опыта с точки зрения правовых норм.

II. Блок «Научись общаться»

Цель: сформировать коммуникативные умения подростков.

Задачи: определение личностных особенностей и особенностей общения каждого подростка; отработка умений отражать эмпатию, вербализовать свои чувства; отработка вербальных и невербальных средств общения, умений сопереживать и выражать симпатию; отработка умении предъявления требовательности к себе, внимания к другим; оказания психологической поддержки друг другу.

III. Блок «Досуг»

Цель: создать условия для проявления социальной активности.

Задачи: развить социальную активность подростков; развить организаторские способности каждого подростка; воспитать чувства товарищества и ответственности; реализовать навыки межличностного общения.

IV. Блок — «Я» и моя семья»

Цель: формировать основы социальной компетентности в семейных отношениях.

Задачи: улучшение внутрисемейных отношений; выбор оптимальной стратегии поведения в конкретных ситуациях; поиск воспитательных ресурсов в семье.

Содержание деятельности социального педагога по данной программе направлено на формирование социальной компетентности подростков. В процессе реализации программы мы подготовили подростков - волонтеров, которые проводили групповые занятия со сверстниками по правовой тематике, осуществляли социальное проектирование по оказанию социально-правовой помощи и поддержки друг другу и окружающим, что обеспе-

чило их знаниями по правовой тематике и способствовало формированию осознания своих прав и обязанностей.

С целью развития коммуникативных умений на занятиях обсуждались качества, важные для межличностного общения, изучались возможности использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с окружающими.

В ходе занятий подростки искали (каждый) свои слабые стороны в межличностном общении и осуществляли поиск ресурсного состояния посредством рефлексии собственных достижений, строили перспективы развития, что способствовало значительному снижению «помех общения».

Проявлению социальной активности подростков способствовали проводимые коллективные творческие дела, мероприятия, конкурсы. Подростки учились планировать свою деятельность, исполняли ведущие и второстепенные роли, тем самым развивали свои организаторские способности; формировали чувства товарищества, ответственности.

В ходе реализации программы проводилась работа и с родителями подростков. Анализировались и проигрывались на занятиях конкретные семейные ситуации, давались рекомендации, способствующие фокусированию положительных влияний семьи на воспитание подростка.

Реализация разработанной программы «Забота» по формированию социальной компетентности подростков в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) позволило отметить положительную динамику социальной компетентности в экспериментальной группе. Полученные данные приведены в таблице (см. ниже).

Социальная компетентность подростков (среднее значение), в %

Сфера социальной компетентности Возраст

12 лет 13 лет 14 лет

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Самостоятельность 78,9 81,5 76,7 84,3 60 84,4

Уверенность в себе 81,1 82,9 77,8 81,9 80,7 83,3

Отношение к своим обязанностям 75,6 76,9 72,2 80,6 83,3 85

Развитие общения 75,6 76,4 68,3 82,2 70,3 79,4

Организованность, развитие произвольности 71,1 75,6 71,7 75,7 70,6 76,7

Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями 72,8 73,8 66,7 73,3 73,9 75,1

Как видно из таблицы, фактически по всем показателям социальной компетентности наблюдается положительная динамика, причем, подростки (14 лет) имеют более высокий результат по сферам «Самостоятельность» (84,4%) и «Развитие общения» (79,4%). Изменился коэффициент социальной

компетентности: у мальчиков от - «-0,2» до «0,3» и у девочек от — «-0,2» до «0,2», произошли изменения в поведенческой сфере участников экспериментальной группы.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что реализация разработанной нами программы по формированию социальной компетентности подростков содействует овладению ими системой знаний о социальной действительности и о себе, социальными умениями и навыками, элементами самоконтроля, умением использовать личный опыт, адекватно адаптироваться в определенных ситуациях, принимать соответствующие решения.

Библиографический список

1. Болотов, В. А, Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

2. Гиенко, JJ. Н. Становление социальной компетентности подростков / JI. Н. Гиенко // Актуальные проблемы психологии и педагогики: материалы региональной студенческой научно-практической конференции / под ред. В. Г. Бабина, В. П. Долговых, Н. В. Долговой, Л. В. Чубинидзе. -Горно-Алтайск: изд-во ГорноАлтайский государственный университет. - 2005. - С. 17-22.

3. Иванов, J1. М. Применение нидерландской модели повышения социальной компетенции подростков / Л. М. Иванов, Е. В. Конева// Вестник психологической и социально-реабилитационной работы. - 2001, - № 2. - С. 30-76.

4. Калинина, Н. В. Формирование социальной компетенции как механизма укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н. В. Калинина // Психол. наука и образование. - 2001. - № 4. — С. 17-21.

5. Лукьянова, И. И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетенции у подростков / И. И. Лукьянова // Психол. наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 41-47.

6. Слот, В. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам, ориентированная на социальную компетенцию / В. Слот, X. Спанярд // Вестник психологической и социально-реабилитационной работы. -2000. ~ № 1. - С. 30 ~ 45,

7. Хуторской, А. В. Ключевые компетенциикаккомпонентличностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003 - № 2 - С 58-64,

8. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. - М. - 2007 — 208 с.

9. Ewart, С. К., Jorgensen, R. S., Suchday S., Chen E., Matthews K. A., Measuring Stress Resilience & Coping in Vulnerable Youth. The Social Competence Interview. Psychological Assessment. - 2002. — 14. P. 339-352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.