Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
692
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ПРОСТИТУЦИЯ / ПОРНОГРАФИЯ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянов Валерий Михайлович

Рассматриваются основные теоретические и прикладные проблемы деятельности сотрудников полиции, возникающие при пресечении административных правонарушений, предусмотренных гл. 6 КоАП РФ. На основе проведенного исследования сформулированы выводы по важности этого направления деятельности полиции. В заключение внесены предложения по повышению эффективности данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Емельянов Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS TO SUPPRESS ADMINISTRATIVE OFFENSES THAT INFRINGE ON THE HEALTH OF THE POPULATION AND PUBLIC MORALITY

The article deals with the main theoretical and applied problems of the activities of police officers that arise in the implementation of the suppression of administrative offenses provided for in Chapter 6 of the Administrative Code of the Russian Federation. Based on the conducted research, conclusions are formulated on the importance of this area of police activity. In conclusion, proposals were made to improve the efficiency of this activity.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ»

УДК 34.400 Б01 10.47475/2618-8236-2021-16307

ББК 67.71

Деятельность сотрудников полиции по пресечению административных правонарушений, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность

В. М. Емельянов

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия

Рассматриваются основные теоретические и прикладные проблемы деятельности сотрудников полиции, возникающие при пресечении административных правонарушений, предусмотренных гл. 6 КоАП РФ. На основе проведенного исследования сформулированы выводы по важности этого направления деятельности полиции. В заключение внесены предложения по повышению эффективности данной деятельности.

Ключевые слова: здоровье населения, общественная нравственность, коронавирусная инфекция, проституция, порнография, наркотические средства.

Одной из задач полиции является защита граждан от противоправных посягательств, в том числе направленных на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие и общественную нравственность. Сотрудники органов внутренних дел должны оказывать первую помощь при угрозе жизни и здоровью людей, содействовать медицинским учреждениям в их работе, обеспечивать общественную безопасность и общественный порядок во время эпидемий [1. С. 17].

На сегодняшний день проблема обеспечения здоровья населения из-за пандемии новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 стоит остро. Необходимость активного предупреждения ее распространения показала, что наряду с деятельностью организаций здравоохранения огромное значение в этом приобрела деятельность полиции, направленная прежде всего на обеспечение соблюдения предпринимаемых ограничительных мер по установлению особого режима. Кроме того, потребовалось решать и иные вопросы, в том числе обусловленные миграционными потоками и невозможностью возвращения иностранных граждан и лиц без гражданства в страну проживания из за ограничений перемещения между государствами.

В компетенцию органов внутренних дел входят четыре группы составов административных правонарушений, включенных в гл. 6 КоАП РФ:

а) посягающие на здоровье населения;

б) посягающие на общественную нравственность;

в) в сфере незаконного оборота наркотических средств;

г) посягающие на санитарно-эпидемиологическое

благополучие населения.

Изучение практических результатов этой деятельности показало, что, по данным ГИАЦ МВД России, за январь — сентябрь 2020 г. сотрудниками органов внутренних дел МВД России было составлено 459 429 административных протоколов за правонарушения против здоровья и общественной нравственности. Из них за незаконный оборот наркотических средств — в отношении 1849 несовершеннолетних. За занятие проституцией были привлечены к ответственности восемь несовершеннолетних1.

Выборочный анализ количества рассмотренных судами дел по деликтам, посягающим на здоровье и общественную нравственность и отнесенным КоАП РФ к компетенции органов внутренних дел, за 2019 — 2020 гг. показал, что общее их количество в 2020 г. увеличилось на 42 436 правонарушений, а число лиц, привлеченных судом к административной ответственности за их совершение, — на 15 594 чел.

В 2019 г. было совершено 337 063 таких правонарушения, к административной ответственности привлечены 255 589 чел. Из них 11 711 нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья, за что к ответственности были привле-чени 9735 чел.

В 2020 г. было совершено уже 379 499 подобных деликтов, привлечены к ответственности судами 271 183 чел.2 Из них 60 941 нарушение

1 ГИАЦ МВД России. Данные за январь — сентябрь 2020 года Сведения о пресеченных административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, учет которых осуществляется в модуле «Административная практика» Сервиса обеспечения охраны общественного порядка».

2 Судебная статистика РФ. Административные правонарушения (Ьйр://з1а1апи-пресс. рф/з1а1з/а^).

48

законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья, за что к ответственности привлечены 36 992 чел.

Так, Выборгским районным судом Санкт-Петербурга к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ была привлечена жительница города, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо невыполнение выданного законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а именно за то, что допустила в квартиру посторонних лиц, не исполнив выданное ей постановление должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор об изоляции в домашних условиях, как лицу, имевшему контакт с заболевшим новой коронавирусной инфекцией ООУГО-19.

Вывод суда обоснован и базируется на действующем законодательстве, поскольку согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 «О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 7151, коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»2 граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 49. Ст. 4916.

2 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собр. законодательства Рос. Федерации.

1999. № 14. Ст. 1650; 2019. № 30. Ст. 4134.

надзор, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В соответствии с п. 1 ст. 33 этого закона лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством РФ.

Вина в совершении административного правонарушения подтверждена:

— протоколом об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения правонарушения;

— рапортом участкового уполномоченного полиции;

— объяснениями правонарушителя, согласно которым она вину признаёт полностью, обязуется больше не нарушать режим карантина;

— объяснениями, согласно которым установлен факт прихода посторонних граждан для распития спиртных напитков, и факт выхода правонарушителя на улицу;

— постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу об изоляции, медицинском обследовании и медицинском наблюдении, согласно которому предписано соблюдать изоляцию в домашних условиях в течение 14 дней, обеспечив ежедневный доступ медицинского работника.

Правонарушение было совершено в период продолжающегося распространения коронавирусной инфекции (С0УГО-2019) на территории Российской Федерации. Правонарушитель осознавала противоправный характер своих действий, предвидела наступление вредных последствий, сознательно допуская их, тем самым, подвергая опасности не только себя, но и других лиц. Это свидетельствовало об умысле на совершение правонарушения3.

Изоляция в данном случае является самостоятельным ограничением социальных контактов, за нарушение которого предусмотрена юридическая ответственность.

3 Постановление Выборгского районного суда по ст. 6.3 КоАП РФ № 5-525/2020 от 10 апреля 2020 г. (https://sud-praktika.ru/precedent/; дата обращения 20.09.2021).

Деятельность сотрудников полиции по пресечению административных правонарушений.

В целом, согласно статистическим данным, в 2020 г.:

— снизилось количество выявленных фактов побоев, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, проституции, получения доходов от занятия проституцией другим лицом, нарушения правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

— увеличилось количество выявленных фактов нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, нарушения установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних;

— осталось на прежнем уровне количество фактов уклонения от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения в связи с потреблением наркотических средств, пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;

— не выявлено ни одного факта нарушения правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических и психотропных веществ, изготовления юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, и оборота таких материалов или предметов, нарушения установленных законодательством о физической культуре и спорте требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях;

— возросло количество выявленных фактов нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья.

Деятельность полиции по пресечению этих административных правонарушений может вызывать определенные сложности в практическом осуществлении.

В настоящее время сотрудники органов внутренних дел могут составлять административные протоколы по 20 составам административных правонарушений, содержащимся в главе 6 КоАП РФ.

В этих целях в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О поли-

ции»1 сотрудники органов внутренних дел имеют право:

— составлять протоколы об административных правонарушениях;

— получать и истребовать доказательства;

— применять меры обеспечения производства;

— доставлять на медицинское освидетельствование в медицинские организации лиц, совершивших административное правонарушение;

— проводить досмотровые мероприятия;

— осуществлять проверку лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Сотрудники органов внутренних дел осуществляют пресечение правонарушений в пределах полномочий, предоставленных им действующим российским законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами, определяющими конкретные функциональные обязанности сотрудников различных подразделений полиции.

Алгоритм действий сотрудников полиции при выявлении и пресечении данного вида административных правонарушений, заключается в следующих действиях:

— своевременное получение и фиксация информации о совершенном правонарушении;

— выявление правонарушения с использованием личного сыска;

— непосредственное пресечение правонарушения;

— установление очевидцев правонарушения;

— определение обстоятельств, подлежащих доказыванию;

— установление личности правонарушителя;

— осуществление правильной квалификации деяния;

— документирование административного правонарушения;

— составление процессуальных документов о применении мер обеспечения производства;

— направление материала для рассмотрения по существу;

— вынесение постановления по делу об административном правонарушении.

Обеспечивая наряду с другими органами государственной власти соблюдение требований к должному уровню сохранения общественной нравственности,

1 Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Рос. газ. 2011.

8 февр.

50

полиция тем самым участвует в пресечении возникновения и развития возможного девиантного поведения, возникающего вследствие нарушения этих требований. В основе любого деликта наряду с другими составляющими лежат и нарушения норм общественной нравственности.

Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных законом1.

Административное принуждение, применяемое в этих целях полицией, обладает следующим характерными чертами:

1. Оно применяется в области действия правоотношений, урегулированных нормами административного права.

2. Эти меры применяются полицией наряду с другими государственными органами [2. С. 236].

Деликты, посягающие на общественную нравственность, нарушают нормальную жизнедеятельность общества, искажают понимание должного поведения в обществе, причиняют вред духовному состоянию человека и общества в целом. Эти отношения, как отмечает О. А. Дизер, складываются в местах, открытых для свободного посещения граждан, к которым он обоснованно относит и быстроразвивающееся киберпространство [3]. Использование сети Интернет увеличило возможности правонарушителей в расширении круга потерпевших и значительно повышает их общественную опасность. При этом формы противодействия таким деликтам ограничены.

Последствия занятия проституцией связаны с опасностью для жизни и здоровья лица, оказывающего сексуальные услуги, из-за нелегальности занятия, не исключающего насилие со стороны клиента или возможности заражения заболеванием, передающимся половым путем.

Изготовление порнографических изображений несовершеннолетних и их оборот посягают на правовые гарантии обеспечения законных интересов ребенка на нормальное нравственное развитие. Порнографические изображения несовершеннолетних, как и пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, может являться причиной развития такого тяжкого преступления, как педофилия.

Считаем, что данные деликты наносят огромный вред нормальному развитию детей и фактически

1 Ст. 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

являются преступлениями, так как представляют особую общественную опасность для охраняемых законом интересов несовершеннолетних. Существует целесообразность криминализации данных деликтов в уголовном законодательстве.

Правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств наносят вред здоровью и являются основой для совершения тяжких и особо тяжких преступлений.

Нарушение антидопинговых требований в спорте ведет к причинению вреда здоровью лиц занимающихся спортом, в том числе несовершеннолетних, и отрицает честное отношение к достижению спортивных результатов.

Для доказательства факта совершения отдельных рассматриваемых в настоящей статье деликтов необходимо обязательное назначение экспертиз, что обусловливает необходимость проведения административного расследования и, соответственно, особую подведомственость.

Назначение экспертизы требует осознанного и юридически правильного понимания и определения, необходимых и достаточных ее результатов. Эффективность использования полученных доказательств также, в свою очередь, зависит от профессиональных качеств сотрудника.

Полученные доказательства, их исследование и правильная оценка дают возможность юридически грамотно определить состав правонарушения, понять и полностью установить, на что именно и в какой форме посягает деликт, кто является субъектом деликта, кто фактически совершил правонарушение, а также вину лица.

Осуществление этого направления деятельности полиции также невозможно без постоянного совершенствования мер правового и организационного воздействия, в целях повышения ее эффективности, что также вызывает определенные сложности.

Правовое регулирование деятельности сотрудников полиции по пресечению административных правонарушений имеет комплексный характер и регламентируется нормами различных отраслей права.

Это обусловлено тем, что рассматриваемая деятельность направлена на охрану общественных отношений, защита которых требует использования разнообразных методов, в том числе административно-правовых.

В этих условиях большое значение приобретает совершенствование административно-правового регулирования организации и деятельности полиции в данном направлении.

Деятельность сотрудников полиции по пресечению административных правонарушений.

Деятельность полиции по выявлению и пресечению правонарушений, посягающих на здоровье населения, стала особо важной составляющей в период применяемых в Российской Федерации мер по борьбе с распространением СОУГО-19. Юридическая наука не всегда успевает своевременно реагировать на быстрые изменения ситуации, возникающие в реальности. Однако в условиях угрозы распространения СОУГО-19 законодатель своевременно точечно внес изменения и дополнения в КоАП РФ, а именно ст. 6.3 была дополнена частями 2 и 3, а гл. 20 — статьей 20.6.1. Изменились и юрисдикционные полномочия контролирующих органов, что так же подчеркивает необходимость своевременного совершенствования административно-правового регулирования организации и деятельности всей системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации [4. С. 4].

До 2020 г. протоколы по ст. 6.3 КоАП РФ имели право составлять только сотрудники органов, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что снижало эффективность их деятельности в период пандемии СОУГО-19, заражаемости коронавирусом.

Полиция получила возможность контролировать соблюдение правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Законодательством установлены новые административные штрафы за нарушение режима самоизоляции.

Внесение этих новелл и изменений также свидетельствует о повышении роли органов внутренних дел в охране данной сферы общественных отношений. Своевременное введение нового состава правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1. КоАП РФ, активировало деятельность полиции по пресечению нарушений правил поведения, вводимых федеральными и региональными органами власти в условиях пандемии СОУГО-19.

Деятельность полиции наряду с деятельностью других органов государственной власти стала важной составляющей при осуществлении проводимых мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сотрудники полиции принимали непосредственное участие:

— в обеспечении соблюдения карантинных ограничений;

— выявлении и пресечении административных правонарушений, связанных с нарушением этих ограничений и привлечением виновных к ответственности;

— охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в том числе в местах дислокации обсервационных пунктов и лечебных учреждений;

— предупреждении возникновения заболеваний среди задержанных лиц;

— информировании граждан о необходимости принимать меры для защиты себя и своих близких от заражения;

— выявлении и пресечении деликтов, посягающих на здоровье населения.

В качестве предложений для повышения эффективности профилактики рассматриваемых административных правонарушений считаем необходимым:

1) Признать повторность совершения указанных деликтов обстоятельством, влекущим уголовную ответственность. Повторность должна иметь значимый квалифицирующий характер, указывающий на высокую степень общественного вреда деяния.

2) Ввести соответствующую ответственность за вовлечение несовершеннолетних в распространение порнографической продукции изготовление материалов с детской порнографией любым лицом, как физическим, так и юридическим, поскольку оно представляет повышенную общественную опасность и является преступным деянием.

Список литературы

1. Федяев, Е. А. Взаимодействие милиции с органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения / Е. А. Федяев // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2006. — № 3 (27). — С. 17—19.

2. Бахрах, Д. Н. Административное право России: учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Д. Н. Бахрах. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2011. — 622 с.

52

3. Дизер, О. А. Административно-правовая защита общественной нравственности: дис. ... д-ра юрид. наук / О. А. Дизер. — Омск, 2019. — 475 с.

4. Мележик, Л. М. Организационно-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Л. М. Меле-жик. — Саратов, 2010. — 33 с.

Дата поступления: 22.10.2021

Дата принятия к опубликованию: 27.10.2021

Сведения об авторе

Емельянов Валерий Михайлович — Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ. law@csu.ru

Библиографическое описание: Емельянов, В. М. Деятельность сотрудников полиции по пресечению административных правонарушений, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность / В. М. Емельянов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2021. — Т. 6, вып. 3. — С. 47 — 52. — БОТ: 10.47475/2618-8236-2021-16307.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2021. Vol. 6, iss. 3. Pp. 47—52.

Activities of Police Officers to Suppress Administrative Offenses That Infringe on the Health of the Population and Public Morality

V. M. Yemelanov

Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Tyumen, Russia. law@csu.ru

The article deals with the main theoretical and applied problems of the activities of police officers that arise in the implementation of the suppression of administrative offenses provided for in Chapter 6 of the Administrative Code of the Russian Federation. Based on the conducted research, conclusions are formulated on the importance of this area of police activity. In conclusion, proposals were made to improve the efficiency of this activity.

Keywords: public health; public morality; corona virus infection; prostitution, pornography, narcotic drugs.

References

1. Fedyaev E. A. Vzaimodeystvie militcii s organami ispolnitel'noy vlasti v sfere okhrany zdorov'ia i sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiia naseleniia [Interaction of militia with executive authorities in the field of health protection and sanitary-epidemiological well-being of the population]. Psihopeda-gogika v pravookhranitel'nykh organakh [Psychopedagogy in law enforcement agencies], 2006, no. 3 (27), pp. 17—19. (In Russ.).

2. Bahrakh D. N. Administrativnoe pravo Rossii [Administrative Law of Russia]. Moscow, Eksmo, 2011. 622 p. (In Russ.).

3. Dizer O. A. Administrativno-pravovaia zashchita obshchestvennoy nravstvennosti [Administrative and legal protection of public morality. Thesis]. Omsk, 2019. 475 p. (In Russ.).

4. Melezhik L. M. Organizatcionno-pravovoe obespechenie sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiia naseleniia v Rossiyskoy Federatcii [Organizational and legal support of sanitary and epidemiological well-being of the population in the Russian Federation. Abstract of thesis]. Saratov, 2010. 33 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.