1. Одесский биографический справочник [Электронный ресурс] // URL: Ланге Николай Николаевич (odessa-memory.info) (дата обращения: 28.12.2020).
2. Сайт Второй Санкт-Петербургской Гимназии: Учителя XIX-XX веков [Электронный ресурс] // URL: Ланге Николай Николаевич (2spbg.ru) (дата обращения: 28.12.2020).
3. Степанов С.С. Николай Николаевич Ланге (1858-1921) [Электронный ресурс] // Журнал «Школьный психолог», №18, 2020 // URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200201808 (дата обращения: 29.12.2020)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СМЫСЛ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ
Михайлова Дарья - магистрант Московского института психоанализа
Аннотация
В статье рассматриваются определения субъективного благополучия, одним из компонентов которого является экзистенциально-деятельностное благополучие. Данный феномен отражает событийно-смысловую насыщенность жизнь.
Ключевые слова: деятельность, смысл, субъективное благополучие личности, экзистенциально-деятельностное благополучие, вовлеченность.
ACTIVITY, SENSE AND SUBJECTIVE WELL-BEING OF THE PERSONALITY Mikhailova Daria - Master's student at the Moscow Institute of Psychoanalysis Abstract
The article examines subjective well-being, one of the components of which is existential-activity well-being. This phenomenon reflects the event-semantic richness of life.
Key words: activity, meaning, subjective well-being, existential-activity well-being, involvement.
Деятельность, смысл жизни и счастье представляются взаимосвязанными феноменами, которые влияют друг на друга, и в своей взаимосвязи могут наполнить жизнь и сделать ее богаче. Отечественный исследователь Р.М. Шамионов разработал инструмент для диагностики общего показателя субъективного благополучия личности, одним из компонентом которого является экзистенциально-деятельностное благополучие. По мнению автора, этот компонент является важной составляющей субъективного благополучия личности, и он объединяет характеристики прилагаемых усилий для достижения благополучия и результативность таких усилий. Также экзистенциально-деятельностное благополучие личности отражает событийно-смысловую насыщенность жизнь. Далее представляется целесообразным разобрать и описать отдельно две эти составные части экзистенциально-деятельностного благополучия личности, а именно усилия по достижению благополучия и событийно-смысловую насыщенность жизни.
Усилия, прилагаемые для достижения благополучия и их результативность можно выступает в роли деятельности, подчиненной определенному мотиву. Осознавание субъектом своего мотива деятельности позволяет ему же самому оценивать результативность и эффективность прилагаемых усилий. Когда человек понимает, что ему нужно для достижения благополучия, какими путями можно этого благополучия достичь, то он может ставить цели, разбивать цели на маленькие и двигаться в своему благополучию и своему замыслу. Выполнение намеченных действий, достижение целей приносит человеку удовольствие, которое в свою очередь относится к аффективному компоненту субъективного
благополучия личности. Отсутствие в сознании человека четко представленной цели и того, для чего человек к этой цели стремится не позволяет выстраивать четко свою деятельность, оценивать эффективность, получать удовольствие от достижения. Взгляд на жизнь такого человека без сознательного осмысленного мотива и подчиненных ему целей - некое броуновское движение, которое никогда не прекращается, результат которого предсказать невозможно, оценить результативность усилий тоже.
Также с экзистенциально-деятельностным благополучием и общим субъективным благополучием личности связан компонент жизнестойкости - вовлеченность. Вовлеченность позволяет получать человеку удовольствие от своей деятельности. Человек вовлеченный делает что-то не под действием внешних стимулов, а под влиянием внутренней мотивации. Мадди, который разрабатывал конструкт жизнестойкости, рассматривал вовлеченность, как убежденность найти в происходящем нечто стоящее для личности. Тогда любая деятельность, даже та, которая на первый взгляд может выглядеть абсолютно бессмысленной и бесполезной может приобретать иное качество, она может стать источником развития личности, или же личности наделяет деятельность своим субъективным смыслом. В таком подходе, даже вынужденная деятельность может стать наделенной смыслом, развивающей личность и даже приносящей удовольствие. А наличие положительных эмоций, как минимум в виде удовольствия, позволяет повышать субъективное благополучие личности. Подобное размышления перекликаются с описанным М. Чиксентмихайи состоянием потока, которое автор и описывал как переживание, сопровождающее полную вовлеченность в то, что делаешь. Потоковые переживания можно научится испытывать, это не то, что дано от природы и неизменно. Сознательное и волевое придание смысла тому, что делаешь может позволить человеку чувствовать подобное состояние потока.
Возвращаясь к событийно-смысловой насыщенности жизни как ко второй части экзистенциально-деятельностного благополучия, важно отметить, что здесь могут быть два аспекта. Первый аспект - это то, как человек воспринимает события, случившиеся в его жизни случайно или под влиянием других людей. Второй - это то, как человек воспринимает себя, свою способность влиять на свою жизнь, творить свою жизнь, наполнять жизнь значимыми и важными событиями. Восприятие случившегося может быть у разных людей совершенно разными. Однако, путь человека, который реагирует на случившееся как на важный и ценный опыт, будь то даже негативные события или на первый взгляд незначительные, человека, который интегрирует опыт и выносит из него жизненные уроки, человека с жаждой познаний, будет наполнен смыслом. Восприятие человека самого себя как творца своей жизни способствует увеличению субъективного благополучия. Человек уверен, что его счастье в его руках и действует соответственно такому убеждению, что в свою очередь и дает свои плоды. Существует мнение, что все в голове человека, но может и не все, но многое. Если есть то, где человек не властен, то он властен над своим восприятием и это тоже выбор. В итоге субъективное благополучие - это выбор. Выбор не один и на всю жизнь, а постоянный, непрерывный и непрекращающейся выбор, который человек может осуществлять каждое мгновение своей жизни.
Литература
1. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности //Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2018. - Т. 11. -№. 60. - С. 8-8.
2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
3. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. - Альпина Паблишер, 2019.
ДЕТСТВО КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ - БУДУЩИХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Сидорова Дарья - курсант МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя
Научный руководитель: Ульянова Ирина Валентиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя
Аннотация
В работе описаны различные стороны детства. Автор делает акцент на необходимости работы с собственным детством, рефлексии и осознания ключевых моментов. Ключевые слова: детство, рефлексия, образование, благодарность, отношение к детству
CHILDHOOD AS A TOPICAL PHENOMENON IN THE PROCESS OF TRAINING COURSERS - FUTURE INSPECTORS FOR MINORS
Sidorova Daria - cadet of the V.Ya. Kikotya
Scientific adviser: Ulyanova Irina Valentinovna, Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy, Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya
Abstract
The work describes various aspects of childhood. The author emphasizes the need to work with
one's own childhood, reflection and awareness of key points.
Keywords: childhood, reflection, education, gratitude, attitude to childhood
Как правило, детство - это самый беззаботный, счастливый и незабываемый период в жизни человека. Вместе с тем - это важнейший этап для формирования личности, развития её взглядов и убеждений. Именно детство (официально в России - это период от 0 до 18 лет) является той культурной, социально-педагогической, психологической основой, благодаря которой в перспективе укрепляется нравственность ребенка, подростка, юношества.
Детство активно изучается в рамках физиологии, психологии, социологии, культурологии, педагогики. Это динамическое социальное состояние в пределах возрастного периода от рождения до совершеннолетия, для которого характерны специфические признаки, особая субкультура и особые социальные связи, взаимоотношения.
Детство - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.
В свое время, В.А. Сухомлинский справедливо отметил: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Курсантам образовательных организаций МВД России - будущим инспекторам по делам несовершеннолетних (ПДН), как и будущим социальным педагогам, учителям, необходимо глубоко, обстоятельно изучать проблематику детства. Наряду с этим им важно осмыслять реалии собственного детства как, своего рода, актуального ресурса для самовоспитания и профессионального роста.