ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 1. www.st-hum.ru
УДК 343.163(470.25)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГГ.
Фролов В.В.
В статье рассматривается деятельность следственных органов прокуратуры Псковской области во второй половине 1960-х гг. - на начальном этапе периода «развитого социализма», характеризующегося отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни советского государства, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни граждан СССР. Данная работа написана на основе ранее неопубликованных материалов и документов Государственного архива Псковской области. При решении исследовательских задач в настоящей статье автор использовал системный, сравнительно-исторический и историко-генетический методы. В заключение исследования делается вывод о том, что в работе следственных органов прокуратуры Псковской области во второй половине 1960-х гг. было достаточно много проблем и недостатков, разрешить которые массово и оперативно в тот период времени было довольно сложно.
Ключевые слова: следственный аппарат прокуратуры, региональная прокуратура, старший следователь, районный следователь, период развитого социализма.
THE ACTIVITY OF THE INVESTIGATION AUTHORITIES OF THE PSKOV REGION'S PUBLIC PROSECUTION OFFICE IN THE SECOND HALF OF THE 1960s Frolov V.V.
The article discusses the activities of the investigative bodies of the Prosecution office of the Pskov region in the second half of the 1960s: at the initial stage of the period of "developed socialism" characterized by the absence of any serious upheavals in the political life of the Soviet State as well as social stability and relatively high standard of living of the citizens of the USSR. This work is written on
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 1. www.st-hum.ru the basis of previously unpublished materials and documents of the State archive of the Pskov Region. The author used systematic, comparative historical and historical genetic methods. In conclusion, the work of the investigation authorities of the Prosecutor's office of the Pskov region in the second half of the 1960s had a lot of problems and shortcomings which at that time were rather difficult to solve on a large scale and speed.
Keywords: investigative apparatus of the Prosecutor's office, regional Prosecutor's office, senior investigator, district investigator, the period of developed socialism.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Псковской области в рамках научного проекта № 18-49-600001 «Место и роль органов прокуратуры в правоохранительной системе Псковской области в 1955-1991 гг.».
После создания в мае 1922 г. Советской прокуратуры надзор за производством предварительного следствия в СССР был возложен на этот правоохранительный институт. Именно с этого времени в Советском государстве начался фактический процесс слияния следственного аппарата с прокуратурой. В послевоенный период следователь прокуратуры являлся самостоятельной процессуальной фигурой, имеющей свои права и обязанности, занимающей своё особое место в системе судебно-прокурорских органов, и играющей важнейшую роль в организации борьбы с преступностью.
В представленной статье мы рассмотрим деятельность следственных органов прокуратуры Псковской области во второй половине 1960-х гг. - на начальном этапе периода «развитого социализма», характеризующегося отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни советского государства, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни граждан СССР.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 1. www.st-hum.ru
В современной научной литературе к исследованию деятельности следственных органов Советской прокуратуры в послевоенный период в той или иной степени обращались такие авторы, как А.К. Аверченко [1], В.О. Пантелеев [6], Д.О. Серов, А.В. Фёдоров [8], Е.Д. Платонов [7], Л.В. Терещенко [9], Д.А. Турчин [10]. При этом данные исследователи в своих трудах практически не уделяли внимания деятельности следственных органов прокуратуры в регионах (автономных республиках, краях, областях) РСФСР.
Во второй половине 1960-х гг. следственный аппарат прокуратуры Псковской области включал в себя следственный отдел областной прокуратуры и следователей городских и районных прокуратур. Следственный отдел региональной прокуратуры возглавлял начальник отдела, в подчинении у которого находились заместитель начальника следственного отдела по надзору за следствием и дознание в органах МВД, прокурор-криминалист, четыре прокурора и три старших следователя [5, л. 8]. В штате городских и районных прокуратур состояло не более 2 следователей (всего в состав прокуратуры Псковской области входили 2 городские и 20 районных прокуратур - В.Ф.).
В декабре 1964 г. в составе прокуратуры Псковской области было создано отделение по надзору за следствием в органах охраны общественного порядка и дознанием следственного отдела. «Практически же данный отдел начал функционировать только с 1966 г.». В его состав входило два работника -начальник (первым начальником отдела стал В.Н. Сухов - В.Ф.) и прокурор отделения. При этом начальник отделения осуществлял надзор «за Управлением охраны общественного порядка (УООП) Псковского облисполкома и за соблюдением в органах охраны общественного порядка (ООП) ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РСФСР ("О сроке предварительного следствия" [11]), законностью арестов и задержаний граждан органами ООП и контроль за деятельностью городских и районных прокуроров по этим вопросам». Прокурор данного отделения осуществлял надзор за соблюдением ст. 109 УПК РСФСР («Обязательность рассмотрения заявлений и
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 1. www.st-hum.ru сообщений о преступлении» [11]) и за качеством расследования уголовных дел [4, л. 49].
Нельзя не отметить тот факт, что с 1958 по 1964 гг. в составе прокуратуры Псковской области функционировал кабинет криминалистики. Однако в 1964 г. этот кабинет был ликвидирован в связи с тем, что Управление КГБ по Псковской области изъяло у прокуратуры помещение, в котором находился кабинет криминалистики. В результате у прокурора-криминалиста Псковской региональной прокуратуры во второй половине 1960-х гг. в распоряжении был лишь небольшой личный кабинет и фотолаборатория для обработки фотоматериалов. Прокурор-криминалист также имел в своём пользовании библиотеку юридической литературы и учебно-методических пособий, в которой находилось более 270 наименований книг и брошюр. «Кроме книг и брошюр у него в библиотеке были выпуски следующих журналов: "Социалистическая законность", "Советская милиция", "Советская юстиция", "Бюллетень Верховного Суда СССР", "Бюллетень Верховного Суда РСФСР", "Коммунист"» [4, л. 126]. В наличии у прокурора-криминалиста имелись и «фотостенды c таблицами форматом 40х60 см, по следующим темам»:
1) Как произвести фотосъёмку места происшествия (2 шт.).
2) Фотосъёмка трупов с различными повреждениями (9 шт.).
3) Способы выявления и закрепления следов рук (1 шт.).
4) Как произвести масштабную фотосъёмку (1 шт.).
5) Репродукционная рефлексная фотография (1 шт.).
6) Макрофотография (1 шт.).
7) Микрофотография (1 шт.).
8) Оптическое цветоделение (1 шт.).
9) Исследование в ультрафиолетовых лучах (1 шт.).
10) Исследование в инфракрасных лучах (1 шт.).
11) Исследование рукописного текста (1 шт.).
12) Исследование подписей (1 шт.).
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 1. www.st-hum.ru
13) Исследование машинописного текста (1 шт.).
14) Исследование в рентгеновских лучах (1 шт.).
15) Дактилоскопическая экспертиза (1 шт.).
16) Экспертиза обуви (1 шт.).
17) Экспертиза следов автотранспорта (1 шт.).
18) Экспертиза следов орудий взлома (1 шт.).
19) Экспертиза огнестрельного оружия и боеприпасов (2 шт.).
20) Восстановление удалённых штампованных изображений (1 шт.).
21) Исследование оттисков печатей и штампов (1 шт.) [4, л. 126].
По информации заместителя прокурора Псковской области второй половины 1960-х гг. И. Грачёва, представленной в «Отчёте о работе прокуратуры Псковской области по внедрению в следственную практику научно-технических средств», следователи всех городских и районных прокуратур региона во второй половине 1960-х гг. были обеспечены следственными чемоданами, но устаревшего образца. Всего в Псковской области в тот период времени было 28 следственных чемоданов [4, л. 128].
10 декабря 1965 г. в Советском Союзе было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и охраны общественного порядка». В данном нормативно-правовом акте высшие партийные и государственные органы власти Советского государства заявляли об особой важности деятельности следственного аппарата советской прокуратуры, а также уделяли отдельное внимание проблеме устранения недостатков в работе советских следователей.
В. Рохлин, исполнявший во второй половине 1960-х гг. обязанности начальника следственного отдела прокуратуры Псковской области, в «Информационно-методическом письме от 13 июня 1966 г.» выделяет ряд следующих недостатков в работе следователей и следственных структур прокуратуры Псковской области:
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 1. www.st-hum.ru
1. Со стороны прокуратуры не всегда качественно проводились проверки по соблюдению органами охраны общественного порядка требований ст. 109 УПК РСФСР и инструкции «О порядке учета заявлений граждан, сообщений учреждений, предприятий и организаций о преступлениях и осуществлениях контроля за их рассмотрением» от 25 августа 1964 г.
В частности, В. Рохлин отмечает, что в 1965 г. в Псковской области «имелись факты несвоевременной регистрации и не регистрации преступлений, укрытия преступлений от регистрации, путем необоснованных, по надуманным мотивам отказов в возбуждении уголовных дел, грубого нарушения ст. УПК РСФСР в органах охраны общественного порядка». Данные упущения в работе были характерны в первую очередь для органов охраны общественного порядка г. Пскова, г. Великие Луки, Опочецкого и Невельского районов Псковской области. В свою очередь сотрудники прокуратуры не всегда успешно выявляли такого рода недостатки в работе органов ООП [3, л. 9].
2. Осмотры мест происшествий следователями иногда проводились поверхностно, «без применения или с неумением применения научно-технических средств». Зачастую «следы преступления не выявлялись, а выявленные следы не закреплялись должным образом, а значит, затем и не исследовались». Кроме этого, «в большом числе дел к материалам не приобщались фотоснимки» [3, л. 9].
3. При расследовании уголовных дел, где преступник был не установлен (особенно дел о кражах), следователями допускалась неоправданная волокита. Такие дела лежали без движения по 40-55 дней. Работа по ним проводилась в течение первого периода, при невыполнении ряда необходимых следственных действий и не выяснении существенных моментов [3, л. 10].
4. Часть своих расследований сотрудники прокуратуры проводили некачественно, без проверки всех версий и обстоятельств. «Не устранялись существенные противоречия, что приводило к не установлению преступника и преждевременному приостановлению дел» [3, л. 9].
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 1. www.st-hum.ru
5. При расследовании уголовных дел следователями прокуратуры допускались следующие грубые нарушения норм УПК РСФСР:
а) вещественные доказательства достаточно часто должным образом не осматривались, не использовались, к делу не приобщались, вследствие чего теряли своё доказательное значение;
б) имели место грубые нарушения ст. 168 УПК РСФСР («Основания для производства обыска»): обыски проводились в ряде случаев без санкции прокурора, а в отдельных случаях (Невельский и Куньинский районы) без достаточных оснований;
в) по ряду дел следователи не признавали граждан потерпевшими и не разъясняли им их права;
г) не выяснялись причины и условия, способствовавшие преступлениям, а значит, и не принимались меры к их устранению [3, л. 10].
6. Отсутствовало должное (эффективное) взаимодействие следователей прокуратуры с оперативными работниками милиции. По значительной части уголовных дел не имелись совместные планы оперативно-следственных мероприятий [3, л. 11].
Прокурор Гдовского района Псковской области А. Дементьев в своём докладе «Об итогах работы административных органов Гдовского района по борьбе с преступностью и правонарушениями в 1965 г.» отмечает, что «в деле борьбы с преступностью важное значение имеет работа следователей, от умения и настойчивости которых зависит оперативность и качество расследования уголовных дел, а значит, тем самым достигается эффективность борьбы с преступностью» [2, л. 6].
А. Дементьев выделяет ряд наиболее существенных недостатков в работе районных следователей Гдовского района, которые были характерны и для большинства следователей других районов Псковской области:
1. Планирование работы при расследовании уголовных дел районными следователями производилось недостаточно эффективно, отсутствовали
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 1. www.st-hum.ru сводные планы одновременного расследования нескольких уголовных дел, «в результате чего отдельные дела длительное время находились без движения».
2. Районные следователи крайне редко выступали перед населением с докладами и беседами на правовые темы, недостаточной была и связь следователей с общественностью при расследовании уголовных дел и в деле предупреждения преступности.
3. Районные следователи редко обращались за помощью к оперативным работникам МВД, а «последние сами не желали проявить инициативу в этом вопросе». По мнению А. Дементьева, «отсутствие хороших контактов между следственными и оперативными мероприятиями - одна из основных причин того, что многие уголовные дела оставались нераскрытыми» [2, л. 8].
Для устранения большей части вышеобозначенных недостатков и упущений в работе следственных органов региональной прокуратуры начальник следственного отдела прокуратуры Псковской области В. Рохлин определил ряд следующих рекомендаций своим подчинённым:
1. Изучить и обобщить имеющиеся уголовные и уголовно-розыскные дела о нераскрытых преступлениях, дать конкретные указания по каждому из них, а результаты обобщения обсудить на совместном совещании работников районных (городских) прокуратур и оперативных работников милиции.
2. По каждому делу о нераскрытом преступлении добиться создания оперативной группы в составе следователя прокуратуры и оперативных работников органов милиции, а также составления ими совместного плана оперативно-следственных мероприятий.
3. С учётом указаний городских и районных прокуратур установить конкретные сроки выполнения следственных мероприятий и осуществлять постоянный надзор за их исполнением.
4. Периодически, 1 -2 раза в месяц, проверять уголовные и уголовно-розыскные дела о нераскрытых преступлениях, с заслушиванием сообщений следователя прокуратуры и оперативного работника органов милиции о ходе
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 1. www.st-hum.ru розыска и расследования, о выполнении совместных планов оперативно-следственных мероприятий [3, л. 12].
5. Систематически, не реже раза в месяц, проводить проверку в органах милиции законности в деле регистрации рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений граждан о преступлениях, и при необходимости привлекать нарушителей ст. 109 УПК РСФСР к ответственности.
В. Рохлин был убеждён в том, что «быстрое и безусловное раскрытие каждого преступления важнейшая задача прокурорского надзора, а поэтому на территории всей [Псковской] области было необходимо организовать целеустремлённую работу по выполнению этой задачи» [3, л. 12].
В заключение следует отметить, что в работе следственных органов прокуратуры Псковской области во второй половине 1960-х гг. было достаточно много проблем и недостатков, разрешить которые массово и оперативно в то время было довольно сложно. Несмотря на это, следственным органам региона удавалось выполнять свою основную обязанность - бороться с преступностью, поддерживая правопорядок и законность на территории Псковской области.
Список литературы:
1. Аверченко А.К. Процессуальный статус советского следователя (19171991) // История следствия в России / Под общей ред. Д.О. Серова, А.В. Федорова. М.: Юрлитинформ, 2017. С. 136-164.
2. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 390.
3. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 411.
4. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 413.
5. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 528.
6. Пантелеев В.О. Единый следственный орган РСФСР и СССР: замыслы и законопроекты // История следствия в России / Под общ. ред. Д.О. Серова, А.В. Федорова. М.: Юрлитинформ, 2017. С. 198-221.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2019. № 1. www.st-hum.ru
7. Платонов Е.Д. История становления и развития прокурорского надзора за органами предварительного следствия // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 201-204.
8. Серов Д.О., Фёдоров А.В. Советское следствие в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, 1941-1959 гг. // Российский следователь. 2015. № 21. С. 50-55.
9. Терещенко Л.В. Развитие органов следствия в советский период // Очерки новейшей камералистики. 2013. № 3. С. 82-83.
10. Турчин Д.А. Выводы из ближайшей истории органов прокуратуры и следствия в России // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1998. № 2. С. 166-172.
11. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик [сайт]. 2019. URL: https://goo.gl/da5t5J (дата обращения: 06.02.2019).
Сведения об авторе:
Фролов Василий Владимирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики Псковского государственного университета (Псков, Россия).
Data about the author:
Frolov Vasiliy Vladimirovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Public Relations and Journalism Department, Pskov State University (Pskov, Russia).
E-mail: [email protected].