Научная статья на тему 'Деятельность региональных специальных уполномоченных органов исполнительной власти по реализации полномочий в сфере государственного экологического надзора в субъекте Российской Федерации'

Деятельность региональных специальных уполномоченных органов исполнительной власти по реализации полномочий в сфере государственного экологического надзора в субъекте Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЗОР / SUPERVISION / ПРОВЕРКА / ПРЕДПИСАНИЕ / АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ / AIR / НЕДРА / ОТХОДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ / WASTE CONSUMPTION / ЛЕСОНАРУШЕНИЯ / МОНИТОРИНГ / INSPECTION / INSTRUCTION / MINERAL RESOURCES / FOREST OFFENCE MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорока Николай Николаевич

Экологический надзор представляет собой постоянное и систематическое наблюдение специальными государственными органами за деятельностью не подчинённых им органов, иных лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. В статье рассматриваются основные направления деятельности региональных органов специальной компетенции, уполномоченных на проведение государственного экологического надзора в Омской области, выявлены особенности его организации и осуществления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сорока Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE REGIONAL SPECIAL AUTHORIZED BODIES OF EXECUTIVE POWER ON IMPLEMEN- TATION OF POWERS IN THE SPHERE OF STATE ECOLOGICAL CONTROL IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Environmental supervision is an ongoing and systematic monitoring by the special state authorities over the activities of not their subordinate agencies and other entities for the purpose of identification and suppression of violations of environmental legislation. In the article the basic directions of activity of regional bodies of special competence authorized to carry out state ecological supervision in the Omsk region, the peculiarities of its organization and implementation

Текст научной работы на тему «Деятельность региональных специальных уполномоченных органов исполнительной власти по реализации полномочий в сфере государственного экологического надзора в субъекте Российской Федерации»

УДК 349.6 © H.H. Сорока

H.H. Сорока

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологический надзор представляет собой постоянное и систематическое наблюдение специальными государственными органами за деятельностью не подчинённых им органов, иных лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. В статье рассматриваются основные направления деятельности региональных органов специальной компетенции, уполномоченных на проведение государственного экологического надзора в Омской области, выявлены особенности его организации и осуществления.

Ключевые слова: надзор, проверка, предписание, атмосферный воздух, недра, отходы потребления, лесонарушения, мониторинг.

^^ ажнейшей правовой мерой, направленной Г^на обеспечение рационального природо-^^пользования и охрану окружающей среды от вредных воздействий, функцией государственного управления является экологический надзор. Значение данной меры заключается в том, что, во-первых, посредством надзорной деятельности в основном обеспечивается принуждение соответствующих хозяйствующих субъектов к соблюдению экологического императива и, во-вторых, результаты проверок нередко являются основанием для привлечения правонарушителей к различным видам юридической ответственности.

Государственный экологический надзор представляет собой деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений [4]. Следует заметить, что составной частью экологического надзора является и деятельность указанных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных экологических требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными субъектами своей деятельности в сфере взаимодействия с окружающей средой или её отдельными компонентами.

Государственный экологический надзор осуществляется в целях сохранения природных экосистем и повышения качества окружающей природной среды для обеспечения провозгла-

шенного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Предметом проверки государственного экологического надзора в общем виде является:

- соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работа очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

- соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

- проверка выполнения требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы;

- своевременность и полнота внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- организация и проведение производственного экологического контроля;

- исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации [14].

Государственный экологический надзор включает в себя, во-первых, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; в области охраны водных объектов; надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; земельный надзор; надзор в области обращения с отходами; во-вторых, федеральный государственный лесной надзор; надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания и сохранения водных биоресурсов; охотничий надзор; надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями, органами регионального экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации.

Указанные полномочия в Омской области при активном взаимодействии осуществляют не только государственные инспекторы федеральных органов исполнительной власти - Управления Росприроднадзора, Управления Россельхоз-надзора, Управления Росреестра, Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству [13], но и специалисты региональных органов исполнительной власти, наделённые соответствующими правомочиями в области охраны окружающей среды.

В системе органов, осуществляющих региональный экологический надзор, особое место занимает Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее по тексту - Министерство). Согласно Положению о Министерстве данный орган осуществляет региональный государственный экологический надзор в следующих сферах:

- в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной участков недр местного значения;

- в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов;

- в сфере обращения с отходами;

- в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения [5].

При этом, исходя из пп.1 п. 12 Положения, объектом регионального экологического надзора выступает любая хозяйственная и иная деятельность независимо от формы собственности [5].

Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, как на федеральном, так и на региональном уровне в соответствии с правилами статьи 66 Федерального Закона об охране окружающей среды наделены следующими правами:

- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

- посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения;

- выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

- предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований [4].

Одним из основных направлений в деятельности регионального Министерства является реализация полномочий по осуществлению государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха.

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха - это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны атмосферного воздуха посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений. Одной из организационно-правовых форм реализации данных правомочий является проведение проверок [2]. Так, в частности, в 2014 г. государственными инспекторами Министерства при осуществлении государственного экологического надзора в области охраны атмосферного воздуха была проведена 261 проверка, в ходе которой выявлено 238 нарушений. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 3.304 тыс. руб. [9, с. 118].

Осуществление надзора в области охраны атмосферного воздуха продолжалось и в 2015 г. Контролирующими органами зарегистрировано 74 случая превышения максимально разовой предельно допустимой концентрации, в том чис-

ле 62 - сероводорода, 5 - оксида углерода, 5 -пыли, 1 - озон, 1 - оксид азота. По итогам проверок выдано 18 предписаний для устранения нарушений законодательства в области охраны атмосферного воздуха [10].

Проводимые Министерством проверки показали, что основным видом нарушений является отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. За данное нарушение только в 2014 г. к административной ответственности в виде штрафа было привлечено 40 должностных лиц предприятий нефтехимического комплекса на общую сумму 1.542 тыс. руб. [9, с. 119].

К числу распространённых правонарушений в области охраны атмосферного воздуха, выявленных инспекторами в ходе проверок, относятся также и превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ при эксплуатации стационарных источников выбросов крупными промышленными предприятиями, нарушение правил эксплуатации или неиспользование аппаратуры для очистки газов промышленных выбросов и т. д.

Несмотря на наличие в атмосферном воздухе таких загрязняющих веществ как оксид углерода, взвешенные вещества, нафталин, формальдегид и т. д., надзорная деятельность регионального Министерства в рассматриваемой сфере дала определённый результат. Так, в частности, по результатам проведённых в 2015 г. мониторинговых исследований случаев экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха в городе Омске не зарегистрировано, а индекс загрязнения атмосферы определён в 4 единицы (низкий).

Не менее важным направлением в деятельности регионального Министерства является осуществление надзорной деятельности за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Суть государственного надзора в указанной сфере заключается в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений недропользователями действующего законодательства о недрах.

В Омском Прииртышье указанный надзор осуществляют специалисты Управления Роспри-ророднадзора по Омской области и регионального Министерства природных ресурсов и экологии согласно их компетенции. Результатом проводимых данными органами проверок по контролю за соблюдением требований законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по добыче подземных вод, геологическому изучению и разработке месторождений полезных ископаемых, попутному извлечению и использованию русловых песков при ведении работ на водных объектах явилось принятие комплекса мер по противодействию незаконной добыче песка. Так, в частности, 12 лиц,

осуществлявших незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых, привлечены к административной ответственности [9, с. 123]. В Арбитражный суд Омской области регулярно направляются исковые заявления о принудительном прекращении права пользования водным объектом - р. Иртыш, что свидетельствует о тесном взаимодействии с правоохранительными органами.

Одним из направлений регионального экологического надзора является государственный надзор в области обращения с отходами - деятельность по их сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению [3]. Проводимые Министерством проверки и рейды показывают, что наиболее встречающиеся нарушения в области обращения с отходами производства и потребления -отсутствие разрешительных документов, несоблюдение нормативов, установленных разрешительными документами, несоблюдение нормативных документов при эксплуатации свалок твёрдых бытовых отходов, отсутствие в сельских поселениях системы сбора и вывоза отходов, несанкционированное размещение отходов. Так, в 2015 г. в отношении последнего нарушения Министерством было подано 22 исковых заявлений в отношении Администрации г. Омска, Администрации Омского муниципального района, Администраций Знаменского и Исилькульского районов. По 10 исковым заявлениям требования истца были удовлетворены. По 8 искам истец отказался от своих требований в связи с досрочной ликвидацией несанкционированных свалок [10]. В целом, как отмечалось на состоявшемся 28 января 2016 г. заседании Коллегии Министерства природных ресурсов и экологии, наблюдается определённая тенденция к снижению нарушений в рассматриваемой сфере: с 308 в 2014 г. до 87 в 2015 г. [9, с. 134; 10].

Организация лесного надзора в Омском Прииртышье осуществляется Главным управлением лесного хозяйства (далее по тексту - Главное управление) - региональном органе специальной компетенции, призванном осуществлять переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области [6]. Актуальность данного вида специфической разновидности государственного контроля заключается в том, что площадь земель лесного фонда Омской области составляет 5,9 млн га, или 42 % от общей площади региона [11].

Важным направлением в деятельности Главного управления является организация и проведение мероприятий по выявлению и пресе-

чению незаконных рубок лесных насаждений. Так, в 2015 году государственными лесными инспекторами проведено 3700 проверок и рейдов, в том числе 1400 - совместно с УМВД России по Омской области, организовано 15 целевых оперативно-профилактических мероприятий, в том числе 3 - с применением авиации. Результатом проверок стало выявление 361 незаконной рубки лесов, ущерб от которой составил 84 млн. рублей [11].

Определённой новацией в осуществлении регионального лесного надзора следует признать применение дистанционного мониторинга использования лесов, благодаря чему количество нарушений, выявленных с помощью данного метода, снижается. Так, по сравнению с 2014 годом их число уменьшилось на 40%, что свидетельствует об эффективности надзорной деятельности государственных инспекторов по своевременному выявлению и пресечению лесо-нарушений [11].

Осуществление государственного лесного надзора предполагает тесное взаимодействие с правоохранительными органами. В соответствии с планом мероприятий по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины на землях лесного фонда, расположенного на территории Омской области на 2011-2014 гг., Главным управлением совместно с УМВД России по Омской области, Прокуратурой Омской области, территориальными подразделениями УГИБДЦ проводилось совместное патрулирование по предотвращению незаконной заготовки древесины и её вывоза. За исследуемый период было выявлено 1952 случая незаконной рубки, а общий объём незаконно заготовленной древесины составил 116.851 тыс. куб. м. [12].

Следует заметить, что, несмотря на нанесённый лесному хозяйству региона значительный материальный ущерб, сумма которого только в 2014 г. составила 104,1 млн. руб. [9, с. 135], в результате принимаемых специалистами Главного управления мер - привлечение правонарушителей к административной ответственности, передача материалов в следственные органы, предъявление нарушителям иска и т. д. - количество нарушений постепенно снижается. Так, в частности, если в 2012 г. было выявлено 589 незаконных случаев незаконной рубки лесных насаждений [7, с. 28], то в 2013 г. - 425 случаев [8, с. 23], а в 2014 г. - 394 случая [9, с. 135].

Однако, несмотря на положительную динамику, основной проблемой, по мнению специалистов Главного управления, является установление виновных лиц, и, как следствие, неполное взыскание ущерба от незаконных рубок, совершенных неустановленными лицами.

Основными видами лесонарушений, наряду с незаконной рубкой лесных насаждений, выявленных государственными лесными инспектора-

ми Омской области в ходе надзорной деятельности, как правило, являются: нарушение правил пожарной безопасности в лесах, нарушение правил использования лесов, нарушение правил санитарной безопасности. По всем выявленным нарушениям выписываются обязательные для исполнения предписания, а за наиболее тяжкие из них виновные лица привлекаются к административной и уголовной ответственности. Так, в частности, только в 2012-2014 гг. за нарушение противопожарного режима в регионе было возбуждено 367 уголовных дел, 90 лиц привлечено к уголовной ответственности [9, с. 136; 7, с. 27; 8, с. 25].

Экологический надзор как правовая мера и элемент государственного управления выполняет не только карательную функцию, но и предупредительную и информационную. Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического надзора, зная о возможной проверке исполнения ими экологического императива, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований природоре-сурсного законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе надзора соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности поднадзорных объектов. В рамках реализации данных функций, в первую очередь, недопущения распространения лесных пожаров, Главным управлением регулярно проводятся профилактические мероприятия: размещение баннеров на выездах из города Омска, информирование населения о складывающейся лесопожарной обстановке и действиях населения при угрозе возникновения чрезвычайных лесопожарных ситуаций, демонстрация роликов по местному населению, показ роликов на противопожарную тематику в городских автобусах.

Составной частью регионального лесного надзора является мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров - система наблюдений, включающая, в частности, в себя такие формы как контроль за лесными пожарами, организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, систему наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств [1]. Так, например, для своевременного обнаружения лесных пожаров на землях лесного фонда Омской области регулярно проводится наземный, авиационный и космический мониторинг, что позволяет оперативно выявлять очаги пожаров и ликвидировать их в день обнаружения.

Таким образом, государственный экологический надзор в Омской области осуществляется преимущественно органами специальной компетенции, деятельность которых характеризуется тем, что, во-первых, эти органы в пределах пре-

доставленных им действующим законодательством правомочий осуществляют надзорную деятельность в отношении органов исполнительной власти регионального и муниципального уров-

ней, хозяйствующих субъектов, граждан по во просам охраны окружающей среды и, во-вторых между субъектами и объектами надзора отсутст вует организационная подчинённость

Библиографический список

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4.12.2006 г. № 200-ФЗ (с изм. на 13. 07. 2015 г.) (редакция, действующая с 1. 01. 2016 г.). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document, свободный.

2. Федеральный закон от 26. 12. 2008 г. (ред. от 13.07.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.10.2015). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document, свободный.

3. Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об отходах производства и потребления». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document, свободный.

4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document, свободный.

5. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области. Утверждено Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 г. № 8 «О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области» (с изменениями на: 02.11.2015). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document, свободный.

6. О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области (с изменениями на: 01.10.2015). Утверждено Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 года № 143. Режим доступа: https://www. docs.cntd.ru/document, свободный.

7. Доклад об экологической ситуации в Омской области в 2012 году. Режим доступа: http://mpr.omskportal.ru itogi2012.pdf, свободный.

8. Доклад об экологической ситуации в Омской области в 2013 году. Режим доступа: http://mpr.omskportal.ru doklad2013.pdf, свободный.

9. Доклад об экологической ситуации в Омской области за 2014 год. /Министерство природных ресурсов и экологии Омской области. - Омск: Изд-во «Стивэс» (ИП Лаврив С. И.), 2015. - 258 с.

10. В Минприроды Омской области подвели итоги 2015 года. Режим доступа: http://mpr.omskportal.ru, свободный.

11. Охрана, защита и воспроизводство лесов Омской области: итоги 2015 года. Режим доступа: http://gulh.omskportal.ru, свободный.

12. Подсчитано автором по: Доклад об экологической ситуации в Омской области в 2011 году. Режим доступа: http://mpr.omskportal.ru itogi2011.pdf, свободный; Доклад об экологической ситуации в Омской области в 2012 году. Режим доступа: http://mpr.omskportal.ru itogi2012.pdf, свободный; Доклад об экологической ситуации в Омской области в 2013 году. Режим доступа: http://mpr.omskportal.ru doklad2013.pdf, свободный;

13. Сорока Н. Н. Деятельность территориальных специальных уполномоченных государственных органов по осуществлению экологического надзора в Омской области [Текст] / Н. Н. Сорока // Политика, право, образование: сборник научных трудов кафедры правоведения, государственного и муниципального управления Омского государственного педагогического университета. Выпуск 7. -Омск, Полиграфический центр КАН, 2015. - С. 12-22.

14. Экологический надзор. Режим доступа: http://www.infoeco.ru, свободный.

References

1. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 4.12.2006 g. № 200-FZ (s izm. na 13. 07. 2015 g.) (redakcija, dejstvujushhaja s 1. 01. 2016 g.). Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document, svobodnyj.

2. Federal'nyj zakon ot 26. 12. 2008 g. (red. ot 13.07.2015) «0 zashhite prav juridicheskih lie i individual'nyh predprinimatelej pri osushhestvlenii gosudarstvennogo kontrolja (nadzora) i municipal'nogo

https://www.consultant.ru/document, svobodnyj.

3. Federal'nyj zakon ot 24.06.1998 g. № 89-FZ (red. ot 29.12.2015) «Ob othodah proizvodstva i potreblenija». Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document, svobodnyj.

4. Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 g. № 7-FZ (red. ot 29.12.2015) «Ob ohrane okruzhajushhej sredy». Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document, svobodnyj.

5. Polozhenie o Ministerstve prirodnyh resursov i jekologii Omskoj oblasti. Utverzhdeno Ukazom Gubernatora Omskoj oblasti ot 24 janvarja 2011 g. № 8 «0 sozdanii Ministerstva prirodnyh resursov i jekologii Omskoj oblasti i merah po sovershenstvovaniju dejateinosti otdel'nyh organov ispolniteinoj vlasti Omskoj oblasti» (s izmenenijami na: 02.11.2015). Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document, svobodnyj.

6. 0 sozdanii Glavnogo upravlenija lesnogo hozjajstva Omskoj oblasti (s izmenenijami na: 01.10.2015). Utverzhdeno Ukazom Gubernatora Omskoj oblasti ot 26 dekabrja 2007 goda № 143. Rezhim dostupa: https://www. docs.cntd.ru/document, svobodnyj.

7. Doklad ob jekologicheskoj situacii v Omskoj oblasti v 2012 godu. Rezhim dostupa: http://mpr.omskportal.ru itogi2012.pdf, svobodnyj.

8. Doklad ob jekologicheskoj situacii v Omskoj oblasti v 2013 godu. Rezhim dostupa: http://mpr.omskportal.ru doklad2013.pdf, svobodnyj.

9. Doklad ob jekologicheskoj situacii v Omskoj oblasti za 2014 god. /Ministerstvo prirodnyh resursov i jekologii Omskoj oblasti. - Omsk: lzd-vo «Stivjes» (IP Lavriv S. I.), 2015. - 258 s.

10. V Minprirody Omskoj oblasti podveli itogi 2015 goda. Rezhim dostupa: http://mpr.omskportal.ru, svobodnyj.

'\'\.0hrana, zashhita i vosproizvodstvo lesov Omskoj oblasti: itogi 2015 goda. Rezhim dostupa: http://gulh.omskportal.ru, svobodnyj.

12. Podschitano avtorom po: Doklad ob jekologicheskoj situacii v Omskoj oblasti v 2011 godu. Rezhim dostupa: http://mpr.omskportal.ru itogi2011.pdf, svobodnyj; Doklad ob jekologicheskoj situacii v Omskoj oblasti v 2012 godu. Rezhim dostupa: http://mpr.omskportal.ru itogi2012.pdf, svobodnyj; Doklad ob jekologicheskoj situacii v Omskoj oblasti v 2013 godu. Rezhim dostupa: http://mpr.omskportal.ru doklad2013.pdf, svobodnyj;

13. Soroka N. N. Dejateinost' territorial'nyh special'nyh upolnomochennyh gosudarstvennyh organov po osushhestvleniju jekologicheskogo nadzora v Omskoj oblasti [Tekst] /N.N. Soroka // Politika, pravo, obrazovanie: sbornik nauchnyh trudov kafedry pravovedenija, gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Vypusk 7. - Omsk, Poligraficheskij centr KAN, 2015. - S. 12-22.

14. Jekologicheskij nadzor. Rezhim dostupa: http://www.infoeco.ru, svobodnyj.

THE ACTIVITIES OF THE REGIONAL SPECIAL AUTHORIZED BODIES OF EXECUTIVE POWER ON IMPLEMENTATION OF POWERS IN THE SPHERE OF STATE ECOLOGICAL CONTROL IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Nikolay N. Soroka,

associate Professor, Omsk state pedagogical University

Abstract. Environmental supervision is an ongoing and systematic monitoring by the special state authorities over the activities of not their subordinate agencies and other entities for the purpose of identification and suppression of violations of environmental legislation. In the article the basic directions of activity of regional bodies of special competence authorized to carry out state ecological supervision in the Omsk region, the peculiarities of its organization and implementation.

Key words: supervision, inspection, instruction, air, mineral resources, waste consumption, forest offence monitoring.

Сведения об авторе:

Сорока Николай Николаевич - доцент кафедры правоведения, государственного и муниципального управления Омского государственного педагогического университета (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: nnsoroka@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 29.02.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.