Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА ПЕТРОГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Н. Н. ГЛУБОКОВСКОГО В ЭМИГРАЦИИ И СУДЬБА ЕГО НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА ПЕТРОГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Н. Н. ГЛУБОКОВСКОГО В ЭМИГРАЦИИ И СУДЬБА ЕГО НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БОГОСЛОВИЕ / РУССКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЭМИГРАЦИЯ / Н. Н. ГЛУБОКОВСКИЙ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / БОЛГАРИЯ / АРХИВЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шкаровский Михаил Витальевич

Статья посвящена научной деятельности в эмиграции одного из ведущих богословов Петроградской духовной академии и Русской Православной Церкви в целом Н. Н. Глубоковского. Он избежал участи большинства других профессоров Академии и не подвергся репрессиям со стороны советской власти, к которой относился негативно. Покинув Советскую Россию, ученый проживал в Финляндии, Германии, Чехословакии, Королевстве сербов, хорватов и словенцев, но, прежде всего, в Болгарии. В период пребывания в эмиграции Н. Н. Глубоковский еще почти 16 лет занимался плодотворной научной деятельностью, создав целый ряд ценных богословских трудов. Он активно включился в деятельность Болгарской Православной Церкви, сыграв важную роль в создании ее высшего духовного образования. Н. Н. Глубоковский также много сделал для знакомства международной общественности с достижениями русской богословской науки. Архивы ученого в основном сохранились, и некоторые его неопубликованные научные труды были изданы в конце XX - начале XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PETROGRAD THEOLOGICAL ACADEMY PROFESSOR N. N. GLUBOKOVSKY’S ACTIVITIES IN EXILE AND THE FATE OF HIS SCIENTIFIC HERITAGE

The article is devoted to the scientific activity in exile of one of the leading theologians of the Petrograd Theological Academy and of the Russian Orthodox Church as a whole, N. N. Glubokovsky. He escaped the fate of most of the other Academy professors and was not subjected to repression by the Soviet government, which he treated negatively. Having left Soviet Russia, the scientist lived in Finland, Germany, Czechoslovakia, and the Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes, but primarily in Bulgaria. During the emigration period N. N. Glubokovsky was engaged in fruitful scientific activity for almost 16 years, creating a number of valuable theological works. He actively joined the activities of the Bulgarian Orthodox Church, playing an important role in the creation of its higher theological education. N. N. Glubokovsky also did a lot to familiarize the international community with the achievements of Russian theological science. The scholar’s archives have mostly been preserved, and some of his unedited scientific works were published in the late 20th - early 21st centuries.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА ПЕТРОГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Н. Н. ГЛУБОКОВСКОГО В ЭМИГРАЦИИ И СУДЬБА ЕГО НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 4 (7)

2021

М. В. Шкаровский

Деятельность профессора Петроградской духовной академии Н. Н. Глубоковского в эмиграции и судьба его научного наследия

Аннотация: Статья посвящена научной деятельности в эмиграции одного из ведущих богословов Петроградской духовной академии и Русской Православной Церкви в целом Н. Н. Глубоковского. Он избежал участи большинства других профессоров Академии и не подвергся репрессиям со стороны советской власти, к которой относился негативно. Покинув Советскую Россию, ученый проживал в Финляндии, Германии, Чехословакии, Королевстве сербов, хорватов и словенцев, но, прежде всего, в Болгарии. В период пребывания в эмиграции Н. Н. Глубоков-ский еще почти 16 лет занимался плодотворной научной деятельностью, создав целый ряд ценных богословских трудов. Он активно включился в деятельность Болгарской Православной Церкви, сыграв важную роль в создании ее высшего духовного образования. Н. Н. Глубоковский также много сделал для знакомства международной общественности с достижениями русской богословской науки. Архивы ученого в основном сохранились, и некоторые его неопубликованные научные труды были изданы в конце XX — начале XXI вв.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, богословие, русская церковная эмиграция, Н. Н. Глубоковский, Санкт-Петербургская духовная академия, Болгария, архивы.

Об авторе: Михаил Витальевич Шкаровский

Доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: shkarovs@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1918-5319

Для цитирования: Шкаровский М. В. Деятельность профессора Петроградской духовной академии Н. Н. Глубоковского в эмиграции и судьба его научного наследия // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 92-105.

УДК 271.2-9+929

DOI 10.47132/2588-0276_2021_4_92 EDN MUKZHR

RUSSIAN-BYZANTINE HERALD

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 4 (7) 2021

Mikhail V. Shkarovsky

The Petrograd Theological Academy Professor N. N. Glubokovsky's Activities in Exile and the Fate of his Scientific Heritage

UDC 271.2-9+929

DOI 10.47132/2588-0276_2021_4_92 EDN MUKZHR

Abstract: The article is devoted to the scientific activity in exile of one of the leading theologians of the Petrograd Theological Academy and of the Russian Orthodox Church as a whole, N. N. Glubokovsky. He escaped the fate of most of the other Academy professors and was not subjected to repression by the Soviet government, which he treated negatively. Having left Soviet Russia, the scientist lived in Finland, Germany, Czechoslovakia, and the Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes, but primarily in Bulgaria. During the emigration period N. N. Glubokovsky was engaged in fruitful scientific activity for almost 16 years, creating a number of valuable theological works. He actively joined the activities of the Bulgarian Orthodox Church, playing an important role in the creation of its higher theological education. N. N. Glubokovsky also did a lot to familiarize the international community with the achievements of Russian theological science. The scholar's archives have mostly been preserved, and some of his unedited scientific works were published in the late 20th — early 21st centuries.

Keywords: Russian Orthodox Church, theology, Russian ecclesiastical emigration, N. N. Glubokovsky, St. Petersburg Theological Academy, Bulgaria, archives.

About the author: Mikhail Vitalievich Shkarovsky

Doctor of Historical Sciences, Chief Archivist of the Saint Petersburg Central State Archive, Professor of the Church History Department of the Saint Petersburg Theological Academy. E-mail: shkarovs@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1918-5319

For citation: Shkarovsky M.V. The Petrograd Theological Academy Professor N.N. Glubokovsky's Activities in Exile and the Fate of his Scientific Heritage. Russian-Byzantine Herald, 2021, no. 4 (7), pp. 92-105.

В число самых значительных фигур среди трудившихся в эмиграции русских богословов входит знаменитый экзегет, патролог и историк Церкви Николай Никано-рович Глубоковский (1863-1937). Его жизнь и научную деятельность можно условно разделить на два периода: первые 58 лет прошли в России, где он по праву стал считаться одним из ведущих ученых родной страны, а последние 16 — в различных зарубежных странах. И именно в этот период Н. Н. Глубоковский приобрел европейскую и даже мировую известность.

Будущий профессор родился 6 декабря 1863 г. в с. Кичменгский городок Вологодской губернии в семье священника, окончил церковно-приходскую школу, Никольское Духовное училище и Московскую духовную академию. Первоначально преподавал в Воронежской семинарии, а с 1891 г. 25 лет работал в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1894 г. Н.Н. Глубоковский был назначен экстраординарным

профессором, а в 1898 г. успешно защитил диссертацию на соискание степени доктора богословия и вскоре оказался утвержден в должности ординарного профессора. В 1906-1907гг. профессор был членом Предсоборного присутствия при Святейшем Синоде1.

В 1909 г. Николая Никаноровича избрали членом-корреспондентом Российской императорской академии наук. Он участвовал в подготовке академического «Словаря русского языка». Помимо богословских, профессор написал несколько работ по русской церковной истории. В частности, в одном из архивов Санкт-Петербурга сохранилась рукопись Н. Н. Глубоковского «Московская духовная академия в 1854-1870, 1883 и 1886-1887 годах по переписке профессора В. Н. Протасова». Ученый также принимал участие в подготовке «Русского биографического словаря» А. А. Половцева. Николай Никанорович активно выступал в русской и иностранной печати по церковно-общественным вопросам. При этом он внес важный вклад в разъяснение расхождений различных христианских конфессий (ЦГИА СПб. Ф. 2162. Оп. 1. Д. 1-38).

С 1911 г. Николай Никанорович являлся постоянным членом Училищного Совета при Святейшем Синоде. Он также был избран почетным членом Московской, Киевской и Казанской духовных академий, Московского и Петроградского археологических институтов, членом Общества вспомоществования недостающим студентам Петроградской духовной академии, пожизненным членом Императорского православного палестинского общества, почетным членом нескольких десятков других обществ, учреждений и братств. В 1916 г. Н. Н. Глубоковский был утвержден в звании заслуженного ординарного профессора и избран почетным членом Петроградской духовной академии. Всего ученый опубликовал около 40 значительных работ и большое количество статей, однако целый ряд его трудов остался неопубликованным2.

1 Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в конце XIX — начале XX века. История императорских православных духовных академий. М., 2005. С. 354-357.

2 См.: Богданова Т.А. Н.Н. Глубоковский: судьба христианского ученого. М.-СПб., 2010; Игнатьев А. Памяти профессора Н. Н. Глубоковского // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1966. № 8. С. 57-77; Русские писатели-богословы. Историки Церкви. Исследователи и толкователи

Профессор Николай Никанорович Глубоковский. Петроград, 1916 г.

При этом для Николая Никаноровича особенно важное значение имело его служение в Духовной академии. Позднее ученый так вдохновенно писал о нем: «Кроме священства я не знаю в мире служения выше профессорского. До самого конца академической деятельности для меня аудитория была священным храмом, а профессорская кафедра — святейшим алтарем, куда я неизменно вступал со страхом Божиим и верою...» (АСПбДА.Ф. 1. Оп.2. Д. Протоколы заседания Совета Академии за 2008/2009 учебный год. Т. 2. Ч. 1).

Уже вскоре после Октябрьского переворота возникла угроза ликвидации Петроградской духовной академии. 17 января 1918 г. ее Совет заслушал отчет профессоров Н. Н. Глубоковского и И. Е. Евсеева о поездке в Москву к Патриарху Тихону для сообщения о критическом положении Академии и средствах для ее поддержания (ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906. Л. 7).

Через несколько недель возник план объединения Духовной академии с Петроградским университетом с целью спасения высшего богословского образования в столице3. Н. Н. Глубоковский принял самое активное участие в попытках осуществления этого плана. 10 февраля Советом Духовной академии было принято решение выразить признательность правлению университета4. Эту благодарность вынесли по предложению Николая Никаноровича, представившего в тот же день Совету свой «проект слияния», в котором он сообщил о состоявшемся 8 февраля университетском совещании5.

25 февраля 1918 г. на заседании Совета университета его ректор Э. Д. Гримм сообщил о том, что к нему поступило словесное сообщение ректора Духовной академии епископа Анастасия о полученном от Комиссариата народного просвещения предложении войти в состав Петроградского университета. Заслушав это сообщение, Совет постановил избрать соответствующую комиссию (ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906. Л. 49). Со стороны Академии для ведения переговоров были избраны шесть человек, в том числе профессор Н. Н. Глубоковский. 25 сентября состоялось последнее заседание Комиссии по вопросу слияния Духовной академии с Петроградским университетом, в котором участвовал Николай Никанорович (ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 14. Д. 46. Л. 67). Однако план объединения двух высших учебных заведений так и не был осуществлен6.

В условиях нараставших антирелигиозных гонений, из-за отсутствия финансовых средств и ввиду того, что ее здание было передано советскими властями другой организации, Петроградская академия в декабре 1918 г. прекратила свою деятельность7. Большую часть главного здания Петроградской духовной академии в июне 1919 г. занял Центральный губернский приемно-распределительный пункт для нравственно дефектных мальчиков. Бывшие беспризорники нанесли серьезный ущерб интерьерам здания (ЦГА СПб. Ф. 3201. Оп. 1. Д. 59. Л. 38об; Ф. 7610. Оп. 39. Д. 88. Л. 1-3; Оп. 180. Д. 6391. Л. 254, 269).

Священного Писания. Биобиблиографический указатель. М., 2001. С. 272-273; Платонов А. Глубоковский Николай Никанорович // Русская философия. Энциклопедический словарь. М., 2003; Афанасьев Н.И. Современники. Т.2. СПб., 1910; Аверкий (Таушев), архиеп. Очерк жизни и деятельности профессора Н. Н. Глубоковского // Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе. Джорданвилл, 1966.

3 Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов. 19171941 / Сост. Н. Ю. Черепенина и М. В. Шкаровский. СПб., 2000. С. 210.

4 Сорокин В., прот, Бовкало А. А., Галкин А. К. Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Тихоне (1917-1925) // Вестник Ленинградской Духовной Академии. 1990. № 2. С. 43-44.

5 Сосуд избранный. История Российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей Советского государства (1888-1932) / Сост. М. Склярова. СПб., 1994. С. 216-218.

6 См. подробнее: Богданова Т.А., Клементьев А.К. Н.Н. Глубоковский и неудавшаяся попытка объединения в 1918 г. Петроградской духовной академии и Петроградского университета // Санкт-Петербургский университет. 2004. № 7 (3663). С. 42-45.

7 Сосуд избранный. С. 259.

Николай Никанорович воспринял эти события как личную трагедию. В одном из писем того времени он отмечал: «Накануне я обошел на лаврском кладбище все дорогие могилки <...>. Потом я направился и в здание Академии, где прошла вся моя научная жизнь. От ее прежнего здания сохранилась лишь на фронтоне скульптурная фигура Ангела с крестом, а все остальное, включая домовую церковь с алтарем, было скотски опоганено большевицким приютом „дефективных детей", с хулиганами 20-30 лет, которых приходилось выводить на прогулки в академический сад при охране солдат с заряженными ружьями. <...> Я не имел сил и мужества подняться наверх, представлявший отвратительную клоаку <...>. Ограничился я тем, что в пустынном теперь вестибюле распростерся на пол и с молитвою и слезами облобызал те плиты, по которым и сам некогда ходил на дело свое и на делание до страшного вечера. <...> Невыразимо скорбно было на душе»8.

Вскоре после закрытия Академии, 20 декабря 1918 г., Н.Н. Глубоковский был приглашен преподавать в Петроградский университет и 29 ноября 1919 г. утвержден в звании профессора кафедры истории религий в Передней Азии факультета общественных наук, где работал до отъезда за границу в августе 1921 г. В 1918 г. Н. Н. Глубоковский читал лекции в Стокгольмском университете. С 15 марта 1919 по 1921гг. Николай Никанорович работал сотрудником второго отделения четвертой секции Единого государственного архивного фонда и с января 1920 г. был профессором Петроградского Богословского института9.

Не исключая для себя повторения участи расстрелянного советскими властями в Уральске в июне 1919 г. старшего брата Александра (преподававшего в Уральском духовном училище), Н.Н. Глубоковский 29 августа 1921г. по направлению Российской Академии наук выехал в зарубежную командировку и в Советскую Россию уже не вернулся (АСПбГУ. Д. 723а. Л. 40-56). Перед отъездом Николай Никанорович передал на хранение часть своих рукописей и личных документов известному церковному историку К. Я. Здравомыслову, занимавшему ранее должность начальника Архива Святейшего Синода. Эти материалы сохранились и в дальнейшем поступили на хранение в архивы Санкт-Петербурга. Часть личного архива ученому разрешили взять с собой, увез он с собой и рукопись начатого «Библейского словаря». Большая часть библиотеки профессора осталась в ведении поселившегося в его квартире на Невском проспекте прот. Константина Васильевича Попова. В декабре 1924 г. отец Константин смог приехать в Софию и привезти часть оставленных в Петрограде книг10.

13 сентября 1921г. Н.Н. Глубоковский поселился в тогда финляндском городе Вийпури (Выборге), где оставался до мая 1922 г., активно включившись в жизнь Православной Церкви. Свои впечатления от пребывания в стране он описал в газетной статье под псевдонимом Н. Проворов11. С первых недель пребывания Николая Ника-норовича в эмиграции в печати стали появляться его статьи о трагическом положении Русской Православной Церкви в Советской России12.

В мае 1922 г. Н. Н. Глубоковский с супругой прибыл в Германию, а 14 июня приехал в Прагу, где некоторое время работал профессором Русского университета. 3 августа 1922 г. он переехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (будущую Югославию), где был избран профессором созданного в 1920 г. Богословского факультета Белградского университета. В июне 1923 г. ученый вместе с другим русским профессором

8 Глубоковский Н.Н. Академические обеты и заветы: из академических уроков за 1891-1918 учебные годы; Из автобиографических записок; Обращение к выпускникам, учащимся и наставникам Вологодской духовной семинарии. М., 2005. С. 103.

9 Игнатьев А. Памяти Н. Н. Глубоковского... С. 57-59; 35-летие ученой деятельности Н. Н. Глу-боковского. София, 1925.

10 Богданова Т.А. Н. Н. Глубоковский: судьба христианского ученого. С. 709-710.

11 Проворов Н. «Кому живется весело, счастливо на Руси?» // Двуглавый орел. 1921. № 21. 1 (14) декабря.

12 Богданова Т.А., Клементьев А.К. Глубоковский Н.Н. // Православная энциклопедия. Т.11. М., 2006. С. 607.

Александром Павловичем Доброклонским написал «Мнение Богословского факультета по вопросу подлинности хиротонии Англиканской Церкви». В Белградском университете учениками Н. Н. Глубоковского были будущий еп. Савва (Советов); известный богослов прот. Николай Афанасьев; доктор теологии, профессор Оксфордского университета Н. М. Зернов и др. С октября 1922 г. Николай Никанорович участвовал в работе русского религиозно-философского кружка в г. Земуне (сейчас район Белграда). Из-за тяжелых материальных условий жизни и общей неблагоустроенности в Белграде Н. Н. Глубоковский собирался переехать в Польшу, куда его 5 февраля 1923 г. пригласил митр. Варшавский Георгий (Ярошевский) для участия в организации православного Богословского факультета при Варшавском университете, однако трагическое убийство владыки 8 февраля того же года помешало осуществлению этих планов13.

В последующие месяцы Н. Н. Глубоковский стал одним из создателей Богословского факультета Софийского университета. В мае 1923 г. он принял предложение занять кафедру Священного Писания Нового Завета и должность ординарного профессора Богословского факультета. Ученый приехал в Софию из Белграда 11 июля 1923 г. и с этого времени более 14 лет возглавлял кафедру Священного Писания Нового Завета, преподавая, помимо этой дисциплины, новогреческий язык. 19 ноября 1923 г. Н. Н. Глубоковский прочитал первую лекцию на Богословском факультете, и именно этот день позднее считался днем его открытия. Ученому была предоставлена квартира в здании факультета, где он проживал до своей кончины. Вместе с Николаем Никаноровичем в Софии работали и многие его прежние ученики по Духовной академии, в том числе четыре митрополита Болгарской Православной Церкви, а также бывшие коллеги (например, ординарный профессор Петроградской академии прот. Александр Петрович Рождественский). Следует упомянуть, что учеником Н. Н. Глубоковского был и наместник председателя Священного Синода в 1930-е гг. митр. Видинский Неофит.

Дружеские отношения у Николая Никаноровича сложились не только с его учениками и последователями, но и с проживавшими в Болгарии многими известными учеными: бывшим профессором Киевской духовной академии М. Э. Посновым, профессорами М. Г. Попруженко, А. Е. Янишеским, доктором богословия протопр. Стефаном Цанковым, ректором Софийского университета академиком В. Н. Златарским, последним протопресвитером российской армии и флота Георгием Шавельским, который также преподавал в духовных учебных заведениях и писал богословские труды, и др. При этом управлявший русскими храмами и монастырями в Болгарии архиеп. Богу-чарский Серафим (Соболев)14 и его духовные дети по идеологическим и мировоззренческим соображениям относились к Н. Н. Глубоковскому недоброжелательно.

14 июня 1925 г. в Софийском университете состоялось публичное заседание Русской академической группы в Болгарии, посвященное 35-летию научной деятельности Николая Никаноровича. Доклад о трудах Н. Н. Глубоковского сделал его ученик по Санкт-Петербургской духовной академии протопр. Георгий Шавельский. Ко дню своего юбилея профессор получил сотни приветствий от различных организаций, церковных общин, священнослужителей, ученых, общественных, культурных и военных деятелей. Юбилейные мероприятия прошли в Париже, Таллине и некоторых других городах. Русская академическая группа в Болгарии сообщила Архиерейскому Синоду Зарубежной Русской Церкви о юбилее ученой деятельности Н. Н. Глубоковского (ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 70. Л. 6), и это сразу же вызвало активную положительную реакцию в журнале «Церковные ведомости»15.

Постановлением Священного Синода Болгарской Церкви от 11 апреля 1924 г. Н. Н. Глубоковский был назначен членом Комиссии по реформе церковного календаря. Изучив вопрос, профессор составил записку с отрицательным мнением о календарной

13 Там же.

14 В 2016 г. архиеп. Серафим был причислен к лику святых Русской и Болгарской православных Церквей в чине святителя.

15 Церковные ведомости. 1925. № 13-14. С. 9.

реформе, с которым выразили согласие все члены Синода. В июне 1924 г. Николая Ника-норовича выбрали действительным членом Славянского дружества в Болгарии. 16 июня 1929 г. он был избран дописным членом (членом-корреспондентом) Болгарской академии наук. Н. Н. Глубоковский пользовался очень большим авторитетом в христианском мире. Он в значительной степени влиял на церковную политику Болгарии, выступая официальным представителем не признанной другими Православными Поместными Церквами автокефальной Болгарской Церкви. Так, например, Н. Н. Глубоковский представлял эту Церковь на праздновании 1600-летия Первого Вселенского Собора, проходившем в 1925 г. в Лондоне. В августе 1927 г. ученый в качестве главного референта от Православной Церкви участвовал в Лозаннской конференции «Faith and Order». Во многом благодаря усилиям Николая Никаноровича удалось спасти от закрытия Богословский факультет Софийского университета осенью 1932 г. (факультет должен быть закрыться с 15 сентября по решению Совета министров из-за сокращения необходимых расходов)16.

19 декабря 1933 г. на Богословском факультете тепло отметили семидесятилетие Н. Н. Глубоковского, а 20 октября 1935 г. — 45-летие его научной деятельности. При этом большой доклад о жизни и трудах ученого прочитал его ученик по Санкт-Петербургской духовной академии декан факультета о. Христо Димитров17.

Следует указать, что Болгарская Церковь пребывала в схизме, наложенной на нее Константинопольским Патриархатом, и Николай Никанорович сыграл заметную роль в преодолении ее изоляции от православного мира. В определенной степени в результате его усилий, 22 октября 1924 г. Архиерейский Собор Зарубежной Русской Церкви в Сремских Карловцах разрешил русским архиереям совершать литургию совместно с болгарскими иерархами (ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 2. Л. 51-51об). С тех пор сослужения русских и болгарских архиереев стали постоянными18. В этой связи можно упомянуть совместное освящение архиереями двух Церквей, в том числе архиеп. Анастасием (Грибановским) и еп. Дамианом (Говоровым), собора св. кн. Александра Невского в Софии 12-13 сентября 1924 г. В этом торжестве участвовал и Н.Н. Глубоковский. В 1930 г. Сербская Православная Церковь, а в 1933 г. и Румынская Церковь вошли в полное евхаристическое общение с Болгарской Церковью.

Проживая в эмиграции, Н. Н. Глубоковский сотрудничал как с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ), так и с русским Западноевропейским экзархатом митр. Евлогия (Георгиевского), но с середины 1920-х гг. относил себя к юрисдикции Болгарской Православной Церкви. При этом он проявлял интерес к важнейшим событиям в жизни русского церковного зарубежья и нередко принимал в них непосредственное участие19. Так, во время конфликта и разрыва отношений митр. Евлогия

16 Богданова Т.А. Н. Н. Глубоковский: судьба христианского ученого. С. 220.

17 Там же. С. 730-731.

18 Църковен вестник. 1928. № 18. С. 218.

19 Шевченко Т. И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957). М., 2012. С. 32.

Н. Н. Глубоковский в эмиграции, 1928 г.

с Архиерейским Синодом РПЦЗ в 1926-1927гг. Николай Никанорович поддерживал владыку Евлогия, публично и в печати высказываясь о канонических правах митрополита, впрочем, не причисляя себя к «евлогианам». В этот период он даже принял участие в собрании части прихожан русской Никольской церкви в Софии, которое высказалось за переход из Русской Православной Церкви за границей в Западноевропейский экзархат (данный переход не состоялся).

Большое внимание Н. Н. Глубоковский уделял подготовке нового поколения русских священнослужителей. Следует упомянуть, что при его участии в Королевстве сербов, хорватов и словенцев зародилось знаменитое Русское студенческое христианское движение (РСХД). Его начало было связано с деятельностью возникшего в 1921 г. из русских студентов Богословского факультета Белградского университета кружка св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. На собраниях кружка обсуждались научно-богословские, религиозно-философские, церковно-практические и духовно-нравственные проблемы, и Николай Никанорович неоднократно выступал с докладами на этих заседаниях. Кроме того, он 22 ноября 1923 г. был избран почетным членом этого кружка20.

10-17 сентября 1925 г. в Хоповском монастыре (Королевство сербов, хорватов и словенцев) прошел III съезд Русского христианского студенческого движения, для участия в котором Н. Н. Глубоковский прибыл на два дня из Швеции. По свидетельству митр. Антония (Храповицкого), профессор остался «в восторге от всего виденного и слышанного»21. Позднее ученый состоял куратором Русского христианского студенческого движения в Болгарии. В июле 1925 г. Н. Н. Глубоковский посетил конференцию РХСД в Аржероне (Франция).

В дальнейшем Николай Никанорович активно сотрудничал и со Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже, и с Ученым комитетом, учрежденным при Архиерейском Синоде РПЦЗ, который возглавил митр. Антоний (Храповицкий). В 1934 г. профессор стал членом упомянутого Ученого комитета. В основанном митр. Евлогием (Георгиевским) в Париже Свято-Сергиевском институте Н. Н. Глубоковский неоднократно читал лекции (в июле-августе 1925 г., в октябре-ноябре 1928 г.), 18 июля 1928 г. был избран почетным членом братства прп. Сергия Радонежского при институте, а в сентябре 1935 г. и почетным членом самого Свято-Сергиевского института. В 1930 г. Ученый совет Свято-Сергиевского института посвятил второй выпуск сборника «Православная мысль» 40-летию научной деятельности Н. Н. Глубоковского. Николай Никанорович поддерживал постоянную личную переписку с митр. Антонием (Храповицким), и, кроме того, по приглашению его бывшего ученика Патриарха Сербского Варнавы (Росича) в первой половине 1930-х гг. регулярно летом проживал в г. Сремски Карловцы, где размещалась Патриаршая резиденция22.

В 1935 г. Н. Н. Глубоковский принял участие в реализации плана Патриарха Варнавы по примирению митр. Евлогия с Архиерейским Синодом РПЦЗ. Николай Никанорович приехал в Париж и убедил главу Западноевропейского экзархата (уже перешедшего в юрисдикцию Константинопольского Патриарха) приехать на переговоры об объединении в Югославию. Осенью того же года на совещании русских иерархов в Сремских Карловцах под председательством Патриарха Варнавы было достигнуто соглашение и принят «Проект временного Управления Русской Церкви за границей» («Временное положение»). Все присутствовавшие на совещании архиереи, в том числе митр. Евлогий, подписали «Временное положение», и казалось, что единство Русской Церкви за рубежом было

20 За рубежом. Белград-Париж-Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921-1972) / Под ред. И. М. и М. В. Зерновых. Париж, 1973. С. 23-30.

21 Письма блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). Джорданвилль, 1966. С. 166-167.

22 Клементьев А. К. «.Человек без лицемерия» // Новый журнал. Нью-Йорк, 2007. Кн.249. С. 327-328.

восстановлено23. Правда, в дальнейшем принятый в Белграде проект, прежде всего из-за отказа владыки Евлогия его выполнять, реализован не был.

В период эмигрантской деятельности Н. Н. Глубоковский опубликовал свыше 160 научных книг, статей, заметок, рецензий и интервью, вышедших в Софии, Белграде. Праге, Стокгольме, Париже, Варшаве, Берлине, Женеве, Токио, Срем-ских Карловцах и других городах более чем в 50 иностранных и русских зарубежных изданиях24. В основном его работы издавались в «Ежегоднике Богословского факультета Софийского университета», русских журналах «Православная мысль» (Париж), «Русская мысль» (Прага-Берлин), «Путь» (Париж), «Церковные ведомости» (Сремские Карловцы), научном журнале Богословского факультета Белградского университета «Богословие» и различных других периодических изданиях. Наибольшее количество эмигрантских работ Н. Н. Глубоковского (более 40), в том числе богословских трудов, были изданы в Болгарии.

Николай Никанорович активно интересовался вопросами, касающимися болгарской церковной истории. В частности, по этой тематике им был написан целый ряд статей в Богословской энциклопедии. Среди научных трудов Н. Н. Глубоковского, изданных в эмиграции, следует отметить следующие работы: «Tract on Ortodox Church and the Reunion of Christians» (1924); «Православната Църква и хри-стиянското църковно единение» (София, 1924); «Die Kirchengemeinscheft» (Берлин, 1925); «Граматика на грецкия библейски език Ветхи и Нови Завет» (София, 1927); «Бог-Слово» (Париж, 1928); «Русская богословская наука и ее историческое развитии и новейшем состоянии» (подготовленная еще в 1917 г. по поручению Российской академии наук и изданная в Варшаве в 1928 г.); «Christentum und Kirche» (Берлин, 1929); «Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и его искупительном деле» (София, 1932); «Св. апостол Лука, евангелист и дееписатель» (София, 1932); «Славянская Библия» (1933); «Дидаскалия и Апостольские постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению» (вышедшая в Петрограде в 1916 г. и переизданная в Софии в 1935 г.); «Благовестие христианской свободы в послании св. апостола Павла к Галатам» (вышедшая в Санкт-Петербурге в 1902 г. и переизданная в Софии в 1935 г.); «Петербургская академия во время студенчества Патриарха Варнавы» (Сремски Карловцы, 1936); «Послание к евреям и историческое предание о нем» (София, 1937) и др.25

В 1930-1933 гг. Николай Никанорович завершил, собственноручно переписав начисто, насчитывавший более 2500 страниц и так и не изданный в то время «Объяснительный библейский словарь», над составлением которого начал трудиться с 1905 г. еще в Санкт-Петербурге. В предисловии ученый написал, что он посвящает словарь памяти мученически погибшего от рук большевиков брата Александра26.

В период жизни в Болгарии Н. Н. Глубоковский продолжал развивать свои прежние обширные межцерковные контакты, принимая активное участие в многочисленных международных конференциях и симпозиумах, где выступали представители различных конфессий. Николай Никанорович активно работал вплоть до своей кончины, при этом значительная часть его научного наследия осталась не неопубликованной: «Объяснительный Библейский словарь», «Толкование на Апокалипсис», обзор «Русское богословие», «Воспоминания» и некоторые другие труды.

18 марта 1937 г. в 23 часа 30 минут Н.Н. Глубоковский скончался в Софии в русском госпитале Красного Креста от тяжелой болезни почек. Отпевание в кафедральном соборе Святой Недели 21 марта совершил митр. Софийский Стефан (Шоков Георгиев)

23 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 583-590; Гласник. Београд, 1935. № 30. С. 560.

24 Игнатьев А. Памяти Н. Н. Глубоковского. С. 75-77.

25 См.: Русские писатели-богословы. С. 272-273; Платонов А. Глубоковский Николай Никанорович // Русская философия. Энциклопедический словарь. М., 2003.

26 Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад; Джорданвилль, 2007. С. 19.

в сослужении пяти епископов, двух архимандритов и 40 священников27. В надгробном слове, сказанном при отпевании профессора, митр. Стефан назвал его «великой опорой» Богословского факультета Софийского университета, отметив: «Николай Никанорович не имел себе равного в сфере всесторонней и разнообразной культуры, которой он достиг усердным трудом и систематическим совершенствованием богатых своих дарований. <...> Профессор доктор Н. Н. Глубоковский поистине был феноменом. Он имел классическое духовное равновесие, законченный характер, гениальный ум с гениальным сердцем и памятью.»28

Затем митр. Стефан положил на тело почившего горсть земли, взятой Н. Н. Глубоков-ским перед отъездом из России на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Похоронили Николая Ни-каноровича в тот же день на русском участке городского кладбища Софии. 20 апреля 1937 г. в парижском Свято-Сергиевском богословском институте состоялось посвященное его памяти открытое собрание, в котором участвовало много русских известных богословов, философов и церковных историков. При этом с докладами и воспоминаниями выступили: профессор А. В. Карташев, прот. Георгий Флоровский, прот. Николай Сахаров, прот. Иоанн Ктитарев, прот. Феодор Бокач, прот. Иоанн Никаноров29.

В марте 1944 г. в результате авиационных налетов английской и американской авиации было практически полностью разрушено здание Болгарского Священного Синода и Синодальной библиотеки. При этой бомбардировке в здании Синода сгорела и значительная часть драгоценной библиотеки и рукописей Н. Н. Глубоковского, которые передала (или, по другим сведениям, продала) Священному Синоду вдова ученого Анастасия Васильевна (ЦДА. Ф. 791к. Оп. 2. Е. х. 13. Л. 29-34).

Некоторые труды Николая Никаноровича были изданы лишь посмертно, например, работа «Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова», вышедшая в 1966 г. в Джорданвилле (США) и в 2002 г. в Санкт-Петербурге. Вскоре Центр изучения церковной истории русского зарубежья при Московской духовной академии совместно со Свято-Троицкой духовной семинарией РПЦЗ подготовил к изданию «Объяснительный Библейский словарь», над которым ученый трудился

27 Профессор доктор Н. Н. Глубоковский. Надгробное слово, сказанное митрополитом Софийским Стефаном, при отпевании профессора Н. Н. Глубоковского // Церковный вестник ЗападноЕвропейской епархии. Париж. 1937. № 6-7. С. 17; Клементьев А. К. «.Человек без лицемерия». С. 328-329.

28 Там же.

29 Богданова Т.А., Клементьев А.К. Глубоковский Н. Н. С. 697.

Могила Н. Н. Глубоковского в Софии

с перерывами значительную часть своей жизни и считавшийся в России утраченным. Словарь был издан в Москве в 2007 г. к 70-летию со дня смерти Н. Н. Глубоковского.

Память о выдающемся богослове продолжала жить и в Советском Союзе. Так, уже через год после открытия Ленинградской духовной академии на совещании ее профессоров с митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) 26 июня 1947 г. было решено заказать для Актового зала, наряду с портретами Святейших Патриархов Тихона, Сергия, Алексия I, самого владыки Григория и И. В. Сталина, также портрет профессора Н. Н. Глубоковского (АСПбДА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 9-16). Нужно было иметь большую гражданскую смелость, чтобы в это время рядом с портретом Сталина поместить портрет ученого, который уехал в эмиграцию и там открыто выражал негативное отношение к советской власти. Данный факт также свидетельствует о том, что в родной для Глубоковского Академии его считали одним из крупнейших в ее истории ученых. Осенью 1952 г. профессор Ленинградской духовной академии А. И. Макаровский (вскоре подвергнутый аресту) по своей инициативе, но с благословения митр. Григория, провел с учащимися беседу «Воспоминание об учителе», посвященную Н. Н. Глубоковскому в связи с 15-летием его кончины (АСПбДА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 7. Л. 127).

Митрополит Григорий очень хотел приобрести для Ленинградской академии оставшиеся после смерти Н. Н. Глубоковского в Болгарии труды этого знаменитого богослова. Согласно завещанию от 21 августа 1931 г., все его рукописи, книги и бумаги переходили в собственность жены Анастасии Васильевны Глубоковской, которая, в свою очередь, 23 марта 1939 г. завещала их душеприказчику ученого Ивану Кон-дратьевичу Пучкову. При этом часть библиотеки и рукописей Николая Никаноровича, как уже упоминалось, 30 марта 1944 г. погибла в результате бомбардировки30.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, 18 мая 1945 г., Святейшему Патриарху Алексию I сообщили, что живущий в Софии наследник ученого И. К. Пучков предложил приобрести неизданные рукописи Н. Н. Глубоковского, который перед смертью выразил желание передать их в Россию. За данные рукописи Пучков просил выплатить деньги, необходимые для установки памятника на могиле ученого. Руководство Совета по делам Русской Православной Церкви планировало провести об этом переговоры с экзархом Болгарской Церкви Стефаном (Шоковым) (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 16. Л. 101; Д. 576. Л. 138). Однако затем приобретение рукописей из-за постепенно разгоравшейся в СССР борьбы с экуменизмом было временно отложено31. Уже 13 сентября 1945 г. протопр. Георгий Шавельский писал русскому историку-эмигранту В. А. Маевскому, что, по всей видимости, дело продажи рукописей в Москву закончится разговорами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На существование опасности «ухода» работ Н. Н. Глубоковского из поля зрения священноначалия указал в своем письме от 12 мая 1949 г. в Московскую Патриархию и настоятель Болгарского подворья в Москве архимандрит Мефодий (Жерев). После длительных переговоров Патриарх Алексий I 23 июля 1949 г. известил председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпова о согласии Московской Патриархии уплатить за рукописи 50 тыс. рублей и просил «на означенную сумму выдать болгарскую валюту». Карпов запросил мнение посольства СССР в Болгарии, а его сотрудники, основываясь на мнении архиеп. Богучарского Серафима (Соболева), в ответном письме от 6 сентября оспорили ценность рукописей Глубоковского как «активного приверженца экуменизма», труды которого были написаны «с этих позиций» (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 576. Л. 126, 137-138, 173-176).

К этому сообщению был приложен негативный отзыв духовного сына архиеп. Серафима архим. Пантелеимона (Старицкого) от 17 августа 1949 г. Ознакомившись с ответом, Г. Г. Карпов 7 сентября написал резолюцию о необходимости отказать Патриарху в приобретении трудов Глубоковского32.

30 Православная Русь. 1944. № 9-10. С. 15.

31 Даниленко Б., прот. Русские богословы и церковные историки в европейской эмиграции XX века // Церковно-исторический вестник. 1999. № 4-5. С. 230.

32 Там же. С. 230.

В результате покупка рукописей в советский период проведена не была. Не помогли ходатайства митр. Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) и новое письмо Святейшего Патриарха Алексия I Г. Г. Карпову от 22 февраля 1952 г. о желании приобрести «очень ценные в научном отношении рукописи Глубоковского» за 32686, 5 рублей, т.к. за эту цену договорились с наследниками (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 988. Л. 1-3).

Еще 11 октября 1952 г. митр. Григорий записал в дневнике: «Вечером меня посетил проф. Макаровский и беседовал о разных делах Академии. 1) О книгах Н. Н. Глубоковского, оставшихся в Болгарии после его смерти, и о доставке их в Россию от его душеприказчиков. Если их предполагает взять Моск[овская] Академия (если Патриархия уплатит деньги), то мы могли бы перепечатать его труды для Лен[инградской] Дух[овной] Академии»33. Однако эти хлопоты также закончились неудачей.

После кончины И. К. Пучкова рукописи, по его завещанию, перешли к вдове русского церковного историка-эмигранта, бывшего коллеги по Богословскому факультету Софийского университета и друга Глубоковского профессора Михаила Эммануилови-ча Поснова Елене Григорьевне Посновой (она ухаживала за Анастасией Васильевной Глубоковской до ее кончины 15 февраля 1945 г.). Уезжая из Болгарии, Е. Г. Поснова вывезла рукописи и отдала их жившей в Бельгии дочери Ирине Михайловне Посно-вой. В 1962 г. она с согласия своей матери передала часть рукописей Глубоковского экзарху Патриарха Московского в Западной Европе митр. Николаю (Еремину). Владыка Николай, в свою очередь, переслал их одному из учеников Н. Н. Глубоковского по Богословскому факультету Софийского университета, известному богослову, архиерею Русской Православной Церкви за границей архиепископу Аверкию (Таушеву). Владыка Аверкий с 1952 г. был ректором Свято-Троицкой духовной семинарии этой Церкви в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), в архив которой и поступили рукописи Глубоковского, в том числе машинопись «Объяснительного Библейского словаря».

Оставшаяся в Болгарии значительная часть рукописей ученого в дальнейшем временно затерялись. Лишь в 2002 г. многие материалы архива Н. Н. Глубоковского были найдены у одного из пожилых болгарских священников в Софии проректором Московской духовной академии иером. Петром (Еремеевым), перевезены в Россию и затем переданы в Архив Академии (в Троице-Сергиевой лавре). Эта часть архива была упакована, надписана учеником Н. Н. Глубоковского профессором Мариновым и сложена в чемодан. Опись данных документов была опубликована в журнале «Церковь и время»34. При этом некоторые хранившиеся ранее у И. М. Посновой материалы оказалась в частном собрании в Париже.

В настоящее время документы Н. Н. Глубоковского, в том числе его рукописи, находятся в нескольких местах. Архивные фонды с дореволюционными документами Николая Никаноровича хранятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге (Ф. 194 — биографические документы, рукописи, переписка, фотографии и т.д.), в Российском государственном историческом архиве (Ф. 834. Оп. 4. Д. 1067, 1068, 1069 — более 40 семинарских и академических сочинений; Ф. 802. Оп. 17. Д. 263 — дипломы) и в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (Ф. 2162, 38 дел). В последнее собрание входят личные документы ученого: свидетельство о рождении; диплом об окончании Московской духовной академии и утверждении в степени кандидата богословия; диплом Санкт-Петербургской духовной академии об утверждении в степени доктора богословия; переписка о научных трудах и наградах (1896-1916гг.); формулярные списки о службе (1908-1914гг.); уведомление ректора Петроградской духовной академии об утверждении Н. Н. Глубоковского в звании заслуженного ординарного профессора Академии (1916 г.). В фонде

33 Александрова-ЧуковаЛ.К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2007. № 34. С. 119.

34 См.: Чапнин С. Уникальный архив Николая Глубоковского вернулся в Россию // Церковный вестник. 2003. № 24 (277); Петр (Еремеев), иером. Софийский архив Н. Н. Глубоковского // Церковь и время. 2003. № 2 (23). С. 140-156.

также хранится переписка об избрании ученого попечителем Духовных училищ, членом различных обществ и братств, поздравительные письма, телеграммы и адреса; печатные издания о юбилеях Н. Н. Глубоковского; документы и переписка о его предках (1797-1918 гг.); письма профессору от родственников и знакомых; сочинения ученого: «Московская духовная академия в 1854-1870, 1883 и 1886-1887 годах по переписке проф. В. Н. Потапова» (Рукопись, 1917 г.) и др.

Материалы же зарубежного периода жизни и деятельности выдающегося ученого (в том числе некоторые неизданные рукописи научных трудов) в настоящее время находятся в Архиве Свято-Троицкой духовной семинарии Русской Православной Церкви за границей в Джорданвилле, Центральном государственном архиве в Софии (Централен държавен архив. Ф. 1442 — рукописи статей Н. Н. Глубоковского, опубликованных в иностранных периодических изданиях), частном собрании в Париже и в Архиве Московской духовной академии, куда они поступили из Болгарии в 2002 г. Отдельные книги и документы Николая Никаноровича также хранятся в Синодальной библиотеке Московского Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II, расположенной в московском Свято-Андреевском монастыре, Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга и Архиве Санкт-Петербургского государственного университета.

Таким образом, один из ведущих богословов Петроградской духовной академии и Русской Православной Церкви в целом Н. Н. Глубоковский избежал участи большинства других профессоров Академии, которые подверглись репрессиям со стороны советской власти. В период пребывания в эмиграции Николай Никанорович еще почти 16 лет занимался плодотворной научной деятельностью, создав целый ряд ценных богословских трудов. Кроме того, ученый, по слову Д. Мережковского, действительно был «не в изгнании, а в послании». Он активно включился в деятельность Болгарской Православной Церкви, сыграв важную роль в создании ее высшего духовного образования. Н. Н. Глубоковский также много сделал для знакомства международной общественности с достижениями русской богословской науки.

Источники и литература

1. Архив Санкт-Петербургского государственного университета (АСПбГУ). Д. 723а. Л. 40-56.

2. Архив Санкт-Петербургской Духовной Академии (АСПбДА). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1; Д. 7; Оп. 2. Д. Протоколы заседания Совета Академии за 2008/2009 учебный год. Т. 2. Ч. 1.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 6343. Оп. 1. Д. 2; Д. 70; Ф. 6991. Оп. 1. Д. 16; Д. 576; Д. 988.

4. Центральный государственный архив Болгарии в Софии (Централен държавен архив — ЦДА). Ф. 791к. Оп. 2. Е. х. 13.

5. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 3201. Оп. 1. Д. 59; Ф. 7240. Оп. 14. Д. 46; Ф. 7610. Оп. 39. Д. 88; Оп. 180. Д. 6391.

6. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 277. Оп. 1. Д. 3906; Ф. 2162. Оп. 1. Д. 1-38.

7. Аверкий (Таушев), архиеп. Очерк жизни и деятельности профессора Н. Н. Глубоковского // Глубоковский Н..Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе. Джорданвил-ль, 1966.

8. Александрова-Чукова Л.К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2007. № 34. С. 109-123.

9. Афанасьев Н.И. Современники. Т. 2. СПб., 1910.

10. Богданова Т.А. Н. Н. Глубоковский: судьба христианского ученого. М.-СПб., 2010.

11. Богданова Т.А., КлементьевА.К. Глубоковский Н.Н. // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 606-607.

12. Богданова Т.А., Клементьев А.К. Н. Н. Глубоковский и неудавшаяся попытка объединения в 1918 г. Петроградской духовной академии и Петроградского университета // Санкт-Петербургский университет. 2004. № 7 (3663). С. 42-45.

13. Гласник. Београд, 1935. № 30.

14. Глубоковский Н. Н. Академические обеты и заветы: из академических уроков за 18911918 учебные годы; Из автобиографических записок; Обращение к выпускникам, учащимся и наставникам Вологодской духовной семинарии. М., 2005.

15. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, Джорданвилль, 2007.

16. Даниленко Б., прот. Русские богословы и церковные историки в европейской эмиграции XX века // Церковно-исторический вестник. 1999. №4-5. С. 229-231.

17. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евло-гия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994.

18. За рубежом. Белград-Париж-Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921-1972) / Под ред. И. М. и М. В. Зерновых. Париж, 1973.

19. Игнатьев А. Памяти профессора Н. Н. Глубоковского // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1966. № 8. С. 57-77.

20. Клементьев А.К. «.Человек без лицемерия» // Новый журнал. Нью-Йорк, 2007. Кн. 249. С. 325-331.

21. Петр (Еремеев), иером. Софийский архив Н. Н. Глубоковского // Церковь и время. 2003. №2 (23). С. 140-156.

22. Письма блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). Джорданвилль, 1966.

23. Платонов А. Глубоковский Николай Никанорович // Русская философия. Энциклопедический словарь. М., 2003.

24. Православная Русь. 1944. №9-10.

25. Проворов Н. «Кому живется весело, счастливо на Руси?» // Двуглавый орел. 1921. № 21. 1 (14) декабря.

26. Профессор доктор Н. Н. Глубоковский. Надгробное слово, сказанное митрополитом Софийским Стефаном, при отпевании профессора Н. Н. Глубоковского // Церковный вестник Западно-Европейской епархии. Париж. 1937. № 6-7. С. 17.

27. Русские писатели-богословы. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания. Биобиблиографический указатель. М., 2001.

28. Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов. 19171941 / Сост. Н. Ю. Черепенина и М. В. Шкаровский. СПб., 2000.

29. Сорокин В., прот., Бовкало А.А., Галкин А.К. Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Тихоне (1917-1925) // Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 2. С. 39-48.

30. Сосуд избранный. История Российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей Советского государства (1888-1932) / Сост. М. Склярова. СПб., 1994.

31. Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в конце XIX — начале XX века. История императорских православных духовных академий. М., 2005.

32. Церковные ведомости. 1925. № 13-14.

33. Църковен вестник. 1928. № 18.

34. Чапнин С. Уникальный архив Николая Глубоковского вернулся в Россию // Церковный вестник. 2003. № 24 (277).

35. Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957). М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.