Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 4 (142). История. Вып. 29. С. 130-133.
А. В. Чевардин
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ПОЛЬСКОГО ПОСОЛЬСТВА В
ЧЕЛЯБИНСКЕ В 1942 ГОДУ
В статье освещается один из малоизвестных фактов из жизни уральского тыла в годы Великой Отечественной войны - о функционировании в городе Челябинске в 1942 г. представительства польского посольства в СССР, в юрисдикцию которого входили Челябинская и Свердловская области. Рассмотрены вопросы создания, основные этапы деятельности и результаты работы представительства.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, история уральского тыла в годы войны, советско-польские отношения в годы Второй мировой войны.
Многие годы тема Второй мировой войны является одной из наиболее актуальных и популярных в исторической науке. Об этом свидетельствуют дискуссии на страницах научных журналов и монографий. Одна из причин неослабевающего интереса к данной теме - введение в научный оборот все новых данных, дополняющих и расширяющих горизонты исследований.
Данная публикация затрагивает малоизвестную сторону жизни уральского тыла в годы Великой Отечественной войны - создание и функционирование на территории Южного и Среднего Урала организации, осуществлявшей опеку над несколькими тысячами польских граждан. О неразработанности темы можно судить исходя из следующего факта: по данному вопросу историография на русском языке практически отсутствует, лишь в публикациях польских исследователей и мемуарах работников польского посольства в СССР есть краткие упоминания о существовании и работе представительства в Челябинске1.
Данная статья была создана в ходе работы над написанием кандидатской диссертации по теме «Поляки в Свердловской области в 1939 - конце 1940-х гг.». Именно этим можно объяснить использование документов архивов Москвы, Екатеринбурга, Варшавы и отсутствие в данной работе ссылок на челябинские архивы. Для южноуральских исследователей этот материал дает возможность оценить потенциал архивных данных, находящихся за пределами Челябинской области.
Цель данного исследования - изучить деятельность представительства польского посольства в Челябинске в 1942 г. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
проследить вопросы становления данной организации, изучить основные направления и принципы работы, а также провести анализ итогов деятельности польского представительства.
Согласно документам Государственного архива Российской Федерации на Урал (Свердловская, Молотовская, Челябинская области и Башкирская АССР) в течение 1940 г. было депортировано в общей сложности до сорока тысяч2 бывших граждан Польши. Помимо депортированных лиц, на Урал в период 1939-1941 гг. поступали граждане бывшего польского государства, осужденные в Западной Украине и Западной Белоруссии, в том числе, по политиче ским статьям, и прибывшие отбывать срок наказания. Большинство из них было направлено в уральский регион, где располагалась разветвленная лагерная система: БакалЛаг, ИвдельЛаг, БогословЛаг, СевуралЛаг, ВостуралЛаг и т. д.
После восстановления дипломатических отношений между СССР и Польшей на территории Советского Союза была создана сеть представительств (делегатур) польского посольства, главной функцией которой была опека над своими гражданами. Башкирская АССР вошла под юрисдикцию Чкаловской делегатуры, Молотовская область - под опеку польского представительства с центром в городе Кирове. Для остальных двух крупных уральских регионов, Свердловской и Челябинской областей, было решено создать свое собственное представительство.
Город Челябинск имел удобное железнодорожное сообщение с городом Куйбышев, куда были эвакуированы в начале войны все иностранные посольства. К тому же Челябинская область стала одним из тех мест, куда при-
бывали и через которую двигались бывшие польские граждане из северных и восточных регионов РСФСР. Видимо, поэтому было решено открыть польское представительство именно в городе Челябинске. В Свердловске же был организован крупный склад, куда приезжали доверенные лица из разных районов Свердловской области и брали гуманитарную помощь для распределения среди польских граждан3.
Первым руководителем уральской де-легатуры стал Словиковский Генрих Владиславович, 1910 года рождения, уроженец города Мышков, прибывший из Лондона в Москву в октябре 1941 г. в качестве атташе посольства. В январе следующего года он был направлен в Челябинск. Местные власти выделили место для создания польского представительства в самом центре города. Первоначально оно располагалось на главной площади, в гостинице «Южный Урал», затем на улице Цвиллинга, дом 49.
В аппарате челябинского представительства польского посольства работало несколько человек: Артур Шевчик - заместитель представителя (бывший заместитель мэра города Лодзь, польский социалист), Альфред Минц - сотрудник для поручений, юрист, занимался правовыми вопросами представительства, Владислав Захарьясевич - заведующий санэ-вакопункта, Станислава Баламут - секретарь представительства, Мария Курилович - работник по вопросам образования и другие4.
С момента создания представительства активизировалась работа по дальнейшему формированию в Свердловской и Челябинской областях сети доверенных и уполномоченных лиц польского посольства. Работники делега-туры искали места скоплений бывших польских граждан, телеграммами или с помощью уже оповещенных поляков информировали население о создании представительства, о задачах его работы, о необходимости избрания на местах доверенных и уполномоченных лиц.
Еще в конце 1941 г. посольством Польши в СССР была издана инструкция о положении польских граждан в Советском Союзе, распространявшаяся через сеть представительств. В ней сообщалось, что при назначении человека доверенным лицом следует руководствоваться его профессией, положением и деятельностью в довоенной Польше; необходимо выбирать людей, обладающих
организационными способностями, имеющих достаточное образование, выдержанных, инициативных. По договоренности с властями, уральская делегатура предоставляла местным органам НКВД подробную информацию обо всех доверенных лицах, и должна была обновлять эти данные каждый месяц5.
Сеть польских доверенных лиц в уральском регионе была оформлена весной 1942 г. К этому времени в подавляющем большинстве населенных пунктов региона на общих собраниях были выбраны уполномоченные польских граждан, избраны доверенные лица (одно доверенное лицо могло представлять один или несколько районов), а их кандидатуры были окончательно утверждены в городе Куйбышеве, в польском посольстве.
Деятельность представительства польского посольства по Челябинской и Свердловской областям можно поделить на два периода. Первый период: январь - июль 1942 г. В это время работа представительства под руководством Г. Словиковского шла успешно. К апрелю 1942 г. челябинская делегатура смогла взять на учет 13500 бывших польских граждан, из них детей - 2480 чел., женщин - 5900 чел., мужчин - 5120 чел.6
Примерно с марта-апреля месяца доверенные лица стали получать денежные переводы для распределения среди поляков, затем одежду. В течение лета 1942 г. уральское представительство создавало в местах большого скопления бывших польских граждан пункты для дополнительного питания детей до 16 лет, поэтому уполномоченные должны были найти место для их функционирования. Также открывались польские детские сады и школы. Большинство доверенных лиц получило на руки «Положение о круге компетенции представителей посольства Польской республики», где были четко прописаны их обязанности.
Летом 1942 г. началась работа по подготовке бывших польских граждан к получению польских паспортов. Уполномоченные стали выдавать на заполнение анкеты для получения документа, однако из Челябинска пришел приказ приостановить работу по паспортиза-ции7.
Вся отчетность доверенных лиц поступала в Челябинск почтой обычными либо ценными письмами, редко когда документы отвозились какими-то людьми. Взаимодействие делегату-ры с властями Челябинской и Свердловской
132
А. В. Чевардин
областей также было конструктивным. Благодаря этому в некоторых поселках открылись польские школы, детские сады, ясли, дома престарелых и инвалидов.
Размер помощи, требуемой для своего района на следующий месяц, доверенный обосновывал количеством прошений от польских граждан, нуждающихся в помощи: в их число входили семьи военнослужащих армии Андерса, беднейшие семьи, служащие польских школ, детских садов, детдомов и т. д.
В Челябинск, в уральское представительство, доверенные лица обычно приезжали железнодорожным транспортом, заранее предупредив на месте жительства о своем отъезде и взяв командировочный лист. По железной дороге они получали гуманитарные грузы для своего района. Однако были случаи доставки грузов автомобильным транспортом. Внутри района между поселками доверенные лица, чаще всего, ходили пешком или передвигались с помощью гужевого транспорта.
В конце августа 1942 г. польский посол Станислав Кот писал Владиславу Сикорскому: «Представитель из Челябинска Словиковский привез с собой оригинальное письмо председателя облисполкома, т. е. воеводы, с благодарностью за хорошее сотрудничество и выражающее надежды, что так же будет продолжаться с его заместителем и преемником Шевчиком. Через неделю после этого письма Словиковский был арестован в Куйбышеве, а Шевчик в Челябинске, оба из-за обвинения во враждебной для Советов деятельности»8. Г. Словиковский был арестован органами НКВД 21 июля 1941 г., а через 3 дня освобожден и «выдворен» из СССР за иранскую границу.
Второй период работы представительства - август-октябрь 1942 г. За этот период на посту главы уральской делегатуры сменилось несколько человек. Но активная работа представительства, несмотря ни на что, продолжалась. В августе-сентябре стала распределяться продовольственная помощь (мука, рис), одежда, лекарства, обувь, мыло, продолжали функционировать уже созданная польскими доверенными лицами система оказания помощи в местах компактного проживания бывших польских граждан. Во второй половине 1942 г. недавний житель Западной Украины Данилюк Николай Иванович, проживавший на тот момент в городе Туринск Свердловской области, по совету знакомого поляка Кендзерского записался в список польских граждан: «Они
этот список послали в Свердловск... и нам прислали помощь, дары американские. Нам раздали рубашки, кому пальто, кому костюмы вообще хто чим нуждался. С этих пор нас стали кругом считать за польских граждан»9.
Даниэль Бочковский в своей монографии на польском языке под названием «Время надежды. Граждане Польши в СССР и опека над ними польских представительств в 1940-1943 гг.» пишет, что до июля 1942 г. в Челябинск поступило 130 тонн помощи10. С января по 1 июля 1942 г. уральской делегатуре было выдано 245459 рублей на пособия, 28643 рубля на организацию питания в Челябинской и Свердловской областях. Надо полагать, что эта помощь была ощутимым подспорьем к заработку, который получали бывшие польские граждане, работавшие на советских предприятиях, как и местные жители, ощущавшие на себе дефицит продовольствия, одежды и т. д.
В сентябре-октябре 1942 г. произошли новые аресты среди работников польских делегатур. В Челябинске были арестованы А. Шевчик, А. Минц, В. Захарьясевич, С. Баламут. По решению Политбюро ЦК ВКП (б) за № 38/224 в числе 78 сотрудников польских представительств они были выдворены из Советского Союза. Таким образом, центр уральской делегатуры в городе Челябинске был практически упразднен.
Можно сделать вывод, что появление на Урале польского представительства стало возможным после нормализации советско-польских отношений в июле-августе 1941 г. и достижения обеими сторонами договоренности о создании 20 польских представительств в различных регионах СССР. Местоположение города Челябинска удачно подходило для создания в нем делегатуры. Именно этот город имел удобную железнодорожную связь с Куйбышевым, а также с основным складом гуманитарной помощи на станции Мамлютка. Кроме того, именно из него было удобно осуществлять контроль над передвижениями поляков с севера и востока Советского Союза на юг.
Создание польского представительства на Урале преследовало несколько целей: во-первых, оказание помощи польским гражданам, оказавшимся здесь в период с 1939 по 1941 г., продуктами, промышленными товарами, медикаментами. Во-вторых, установление учета и контроля над скоплениями поляков, избрание среди них доверенных и уполномоченных
лиц для решения различных гуманитарных вопросов на местах и установления диалога с местными властями. В-третьих, сохранение среди поляков национальных традиций, языка и самосознания. Именно для этой цели представители польского посольства создавали школы, детские сады, организовывали различные мероприятия, посвященные польским национальным праздникам.
Следует признать, что за короткое время уральской делегатуре удалось решить многие задачи. Полякам была оказана помощь деньгами, продуктами и вещами, организовано питание детей, появились детские сады и школы. Но и этим деятельность уральской де-легатуры не ограничилась. Сам факт существования польского представительства укреплял надежды бывших польских граждан на повышение их статуса, улучшение условий жизни и работы в Советском Союзе, и на возвращение домой.
История польского представительства на Урале является уникальным явлением новейшей истории России. Регион, всю советскую эпоху считавшийся закрытым для посещения иностранцами, являвшийся основной промышленной базой страны, особенно в период войны с гитлеровской Германией, вдруг покрылся сетью иностранных доверенных лиц с центром в городе Челябинске. Более того, де-легатура обладала своим бюджетом, складами, системой образования, здравоохранения, питания и т.д. И понятно, почему эта система в том или ином виде просуществовала всего около года: с января 1942 г. по март 1943 г. Причем уральское представительство в городе Челябинске было закрыто еще осенью 1942 г., а склады с гуманитарными грузами перешли под советскую юрисдикцию в начале 1943 г.
В конечном итоге, подавляющая часть польских граждан, переживших тяжелые годы войны, благодаря помощи польских организаций (делегатуры, затем сеть опеки Союза польских патриотов) и местных властей, смогла вернуться на родину. Из Челябинской и Свердловской областей за период 1946-1948 гг. выехало в Польшу 15112 человек11.
Примечания
1 См.: Bockowski, D. Czas nadziei : obywatele Rzeczypospolitej Polskiej w ZSSR i opeka nad nimi placowek polskich w latach 1940-1943 / D. Bockowski. - Warszawa : NERITON-IH PAN, 1999; Kot, S. Listy z Rosji do generala Sikorskiego / S. Kot. - L. : Martins Printers, 1955 и др.
2 Чевардин, А. В. Польская ссылка в Свердловской области в 1940-1941 гг. / А. В. Чевардин // Документ. Архив. История. Современность. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006. - С. 82-96.
3 Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААОСО). Ф. 1. Оп. 2. Д. 43951. Л. 144.
4 Там же. Д. 43951. Л. 85, 133, Д. 43621. Л. 2834; Archiwum Wschodni. V - HIAK - 35/260. S. 1.
5 ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 43621. Л. 184.
6 Bockowski, D. Czas nadziei... - S. 309.
7 ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 43951. Л. 17.
8 Kot, S. Listy z Rosji. - S. 368.
9 ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 44029. Л. 39.
10 Bockowski, D. Czas nadziei... - S. 310.
11 Czerniakiewicz, J. Repatriacja ludnosci polskiej z ZSSR : 1944-1948 / J. Czerniakiewicz. - Warszawa : wyd. PWN, 1987. - S. 80-81.