Научная статья на тему 'Деятельность предприятий в условиях недостатка денежных средств'

Деятельность предприятий в условиях недостатка денежных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6082
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кибиткин А. И., Смирнова С. С.

Статья посвящена исследованию причин недостатка денежных средств, мероприятий, необходимых для восстановления нормального количества денежных средств, и возможности устойчивой работы предприятий при недостатке денежных средств - путем применения не только экономических, но и правовых методов выхода из сложившейся ситуации. Приведены примеры различных стратегий финансирования деятельности предприятий, применения законодательства и договорных отношений для повышения стабильности функционирования предприятий при недостаточном количестве денежных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность предприятий в условиях недостатка денежных средств»

Деятельность предприятий в условиях недостатка денежных средств

А.И. Кибиткин, С.С. Смирнова

Факультет менеджмента, экономики и права МГТУ, кафедра финансов и бухгалтерского учета

Аннотация. Статья посвящена исследованию причин недостатка денежных средств, мероприятий, необходимых для восстановления нормального количества денежных средств, и возможности устойчивой работы предприятий при недостатке денежных средств - путем применения не только экономических, но и правовых методов выхода из сложившейся ситуации. Приведены примеры различных стратегий финансирования деятельности предприятий, применения законодательства и договорных отношений для повышения стабильности функционирования предприятий при недостаточном количестве денежных средств.

Abstract. The article deals with problems of money shortage and measures that should be taken to reach necessary amount of money and possibilities of Murmansk region enterprises under the condition of money shortage, while applying not only economical but legislative methods of helping to find the way out of the situation given. The examples of both different financial strategies of the legislation and treaty relations to increase Murmansk region enterprises' operational stability (under the conditions of money shortage) are given.

1. Введение

Устойчивость деятельности предприятия зависит от способности погасить свои обязательства перед кредиторами. Любое невыполнение своих обязательств, скорее всего, повлечет за собой ухудшение репутации предприятия, его устойчивости и, следовательно, его возможностей финансирования своей деятельности. Этот факт определяет такое огромное значение управления оборотным капиталом. Основное внимание должно быть направлено на контроль денежных средств.

В последние годы управление собственным оборотным капиталом стало серьезной проблемой российских предприятий. Типичная финансовая стратегия заключается в следующем: сумма оборотных средств составляет незначительную долю в сумме активов, при этом потребность в оборотных средствах, как правило, финансируется за счет кредиторской задолженности. Из-за преимущественно заемного характера оборотных средств предприятия не выполняют в срок долговые обязательства перед партнерами и бюджетом. Предприятия-поставщики также включены в цепь неплатежей, что оказывает общее депрессивное воздействие на экономику. Результатом такой стратегии является низкий показатель собственного оборотного капитала и высокий риск неплатежеспособности. Сегодняшнее функционирование предприятий характеризуется деятельностью в условиях недостатка денежных средств. Поэтому контроль должен быть сконцентрирован на денежных средствах и предвидении потребностей в них для прогнозирования потенциального дефицита задолго до появления затруднений. При этом актуальным является правовое обеспечение деятельности предприятия с точки зрения возможности высвобождения дополнительного количества денежных средств и устойчивости предприятия в условиях их недостатка. Важным становится умение делать обоснованные прогнозы изменения финансового положения и общего состояния предприятий в условиях кризиса неплатежей, несовершенства Российского и регионального законодательства, отсутствия на предприятиях взаимосвязи между юридическими, бухгалтерскими и экономическими службами.

В связи с этим задачами исследования являются: определение зависимости устойчивости предприятия от количества денежных средств, ее изменение под воздействием экономического регулирования потребности в денежных средствах, привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а также применения законодательства и договорных отношений; разработка основы для практического применения в процессе управления предприятиями, построенной на анализе последствий решений, принятых с учетом финансового и правового обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта в условиях недостатка денежных средств.

Западные ученые-экономисты, занимающиеся вопросами оборотных средств и потоков денежных средств, такие как А.П.Робсон, Р.И.Кеннеди, К.Рэдхэд, М.У.Сасьени, С.Хьюс, М.А.Поукок, А.Х.Тейлор и др., уделяют внимание и проблемам недостатка денежных средств. Наличие у предприятия

средств они обычно связывают с тем, является ли его деятельность прибыльной или нет. Однако такая связь не всегда очевидна. События последних лет - обострение проблемы взаимных неплатежей -подвергают сомнению абсолютную незыблемость прямой связи между этими показателями. Российские предприятия зачастую находятся в условиях, когда по данным бухгалтерского учета имеется наличие прибыли, и одновременно они испытывают значительные затруднения в денежных средствах, которые в конечном итоге могут вызвать не только напряженность во взаимоотношениях с контрагентами, финансовыми органами и контролирующими государственными структурами, работниками, но и в конечном итоге привести к банкротству. Поэтому большое внимание стало уделяться решению вопроса: сможет ли компания расплатиться по своим краткосрочным обязательствам?, проблеме прогнозирования, планирования и управления не только денежными средствами, но и дебиторской и кредиторской задолженностью, прогнозированию возможного банкротства из-за недостатка денежных средств. В настоящее время российские экономисты занимаются решением этих проблем, юристы пытаются обосновать возможность применения законодательства и договорных отношений для того, чтобы предприятие функционировало и при массовых неплатежах. Но только комплексное решение вопросов деятельности предприятий в условиях недостатка денежных средств, обусловленное взаимодействием управленческих, экономических, финансовых и юридических служб предприятия, способно привести к возможности устойчивой и стабильной деятельности предприятия в сложившихся непростых условиях.

Решение вопросов, поставленных в данной статье, основано на практическом опыте работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на Научно-практических конференциях МГТУ, практических семинарах и консультациях, организуемых аудиторской фирмой ЗАО «Нордаудит ЛТД».

2. Управление деятельностью предприятий в условиях недостатка денежных средств

2.1. Ликвидность предприятия

Денежные средства предприятия являются наиболее ликвидной частью текущих активов и включают в себя деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах в коммерческих банках. Для того, чтобы вовремя оплачивать счета поставщиков, предприятие должно обладать определенным уровнем ликвидности, то есть иметь денежные средства. Цена ликвидности увеличивается по мере того, как возрастает запас наличных денег. Предприятие должно иметь денежные средства для ведения текущей деятельности, на случай непредвиденных расходов и на случай вероятных эффективных капиталовложений. Нехватка денежных средств в нужный момент связана с риском прерывания производственного процесса, возможным невыполнением обязательств либо с потерей возможной дополнительной прибыли. Кроме этого, недостаточность денежных средств может привести к недостаточности кредитных ресурсов: при осуществлении продаж покупатели могут оплатить приобретенное в течение нескольких дней или даже месяцев, в результате чего на предприятии образуется дебиторская задолженность. С одной стороны, «нормальный» рост дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении потенциальных доходов и повышении ликвидности. С другой стороны, неоправданная дебиторская задолженность, как и просроченные долги, представляет собой иммобилизацию собственных средств, а превышение ею некоторого предела может привести к потере ликвидности и даже остановке производства. Такая ситуация характерна для современных условий экономической деятельности предприятий Мурманской области с ее хроническими неплатежами.

Для большинства предприятий актуальным является вопрос определения минимально необходимого запаса денежных средств (нижнего предела), при котором сохраняется ликвидность предприятия и его платежеспособность. На начальном этапе деятельности предприятие, как правило, имеет денежные средства и расходует их. При этом запас денежных средств не должен стать меньше заданного уровня безопасности. В противном случае предприятие будет вынуждено либо продавать свои активы, либо взять кредит. Минимально необходимый уровень денежных средств на расчетном счете определяется по средней потребности по оплате счетов, по возможным штрафным санкциям, требованиям банка и др. Он рассчитывается исходя из прогнозируемой и планируемой потребности в денежных средствах (в днях), расхода в день.

Определение оптимального уровня денежных средств основано на необходимости наличия базового запаса денежных средств для выполнения текущих расчетов, необходимости наличия денег для покрытия непредвиденных расходов, целесообразности наличия определенной величины свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности. Кроме

того, современная ситуация требует наличия запаса денежных средств на случай увеличения сроков погашения дебиторской задолженности и общего роста неплатежей.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств увеличивает ликвидность структуры баланса. Оно позволяет предприятию обходиться меньшей суммой оборотных средств и более эффективно их использовать. Высвобождаются денежные ресурсы, ранее вложенные в запасы и заделы. Высвобожденные денежные средства откладываются на расчетном счете предприятия, в результате чего улучшается его финансовое состояние, укрепляется платежеспособность. На оборачиваемость денежных средств, расчетов и прочих активов оказывают влияние в первом приближении два основных фактора: изменение среднегодовой суммы денежных средств, расчетов и прочих активов, и изменение затрат на производство реализованной продукции, плюс факторы других порядков.

Одной из основных составляющих оборотных средств являются производственные запасы предприятия (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция и прочие запасы). Достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Запасы сырья и материалов оправданы, если они покупаются со значительными скидками за опт. В условиях недостаточности денежных средств следует максимально снизить размеры запасов, а значительное количество сырья и материалов приобретать лишь в случае их высокой ликвидности.

Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Большую часть дебиторской задолженности составляют неоплаченные счета за поставленную продукцию. Специфический элемент дебиторской задолженности - векселя к получению, являющиеся, по существу, ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Задача по управлению дебиторской задолженностью

- определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

К текущим обязательствам относится краткосрочная кредиторская задолженность, прежде всего банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий. Основной источник ссуд - коммерческие банки. Кредиты подтверждаются наличием товарно-материальных ценностей. Альтернативный вариант

- продажа предприятием части своей дебиторской задолженности банку с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству (финансирование под уступку денежного требования, глава 43 ГК РФ). Следовательно, одни предприятия могут решить свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога своих текущих активов, другие - за счет частичной их продажи.

Рост кредиторской задолженности, неплатежи свидетельствуют о финансовых затруднениях предприятия. В соответствии с принятым в Российской Федерации Законом о банкротстве и Указом Президента №2204 от 20.12.94г. при непогашении долговых обязательств в течение 3 месяцев предприятие может быть признано несостоятельным, либо сумма задолженности может быть взыскана в бюджет. Поэтому при анализе следует установить причины неплатежей: наличие неоправданной дебиторской задолженности; отвлечение средств в образование излишних запасов; низкий уровень оборачиваемости и рентабельности; иммобилизация оборотных средств.

Управление факторами оборачиваемости осуществляется при непосредственном участии юридических служб предприятия, тесно взаимодействующих с управленческими, экономическими и бухгалтерскими службами, - посредством правового обеспечения, включения в договоры выгодных и целесообразных условий, работы с дебиторами и кредиторами, своевременного истребования исполнения обязательств и применения штрафных санкций, заключения новых договоров.

2.2. Аспекты управления

В условиях недостатка денежных средств и возможной неплатежеспособности необходима активная позиция руководства предприятия. После диагностики состояния устойчивости предприятия и установления причин, вызвавших ее снижение, зачастую можно прийти к выводу, что главной причиной кризиса предприятий Мурманского региона является неудовлетворительная система управления. Таким образом, начинать надо с системы управления предприятия: это недорого и дает самую быструю отдачу.

Управление предприятием в условиях недостатка денежных средств предполагает:

- определение минимально необходимого количества денежных средств, их планирование и прогнозирование;

- анализ потребности в оборотных средствах, соответствующей условиям заключенных договоров;

- оптимизацию движения и скорости потока денежных средств;

- экономическое обоснование распределения выручки от реализации и прибыли, создание резервов и страховых запасов;

- необходимость работы с дебиторами (получение задолженности, уплата за их счет налогов, а в необходимых случаях - взыскание штрафных санкций и обращение взыскания на имущество);

- установление календарной очередности платежей по каждой сделке с учетом того, что часть счетов оплачивается в срок, соответствующий условиям договора, другая часть погашается с некоторой просрочкой и, наконец, часть счетов образует безнадежную дебиторскую задолженность;

- расчет возможных последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, применения штрафных санкций и в соответствии с этим - расчет сроков погашения кредиторской задолженности.

В условиях недостаточности денежных средств, обусловленной внешними факторами, при ослабленных дисциплине затрат и контроле дебиторской задолженности финансы требуют нескольких источников: кредиты поставщиков капитала или сырьевых материалов; кредиты потребителей или авансы, когда потребитель приравнивается к партнеру; прямая и косвенная правительственная поддержка; среднесрочный банковский кредит. Кроме этого в России происходит массовое сокращение деятельности, продажи и прибыль снижаются. При таких условиях следует: рассмотреть информацию об областях, где следует принять меры (продажи, рентабельность, себестоимость), проанализировать относительные показатели; увеличить доходы путем контроля за расходами и издержками, снижения инвестированного капитала, продажи излишних активов, ограничения оборотного капитала. Снижение расходов по этим направлениям позволит сократить потребность в средствах, а следовательно, будет возможность снизить кредит и проценты по нему.

Кроме планирования погашения кредиторской задолженности, нехватку оборотных средств пополняют путем "выбивания" кредита в банке-резиденте по более низкой ставке. Это не лучший способ финансового оздоровления предприятия, так как существуют необходимость возврата в достаточно короткие сроки, обязанность уплаты довольно высоких процентов. Лучше взять не денежный, а вексельный кредит с существенно меньшей ставкой или инвестиционный кредит, как наиболее долгосрочный и дешевый. Для уменьшения налогового бремени, отрицательно сказывающегося на рентабельности производства и его финансовой устойчивости, можно произвести их оптимизацию за счет реализации схем неденежной оплаты. В части федеральных налогов использовать инструмент денежных зачетов, а для оплаты в местные бюджеты - векселя администраций. Эффект от таких операций достигает 5-20% от денежной массы налогов.

Из-за объективной неравномерности поступлений и выплат либо в результате непредвиденных обстоятельств возникают проблемы с наличностью. Какой бы не была причина отсутствия наличных денег, последствия для предприятия могут быть очень серьезными. Следовательно, денежную наличность необходимо планировать и анализировать ее движение. Для облегчения этой задачи в зарубежной практике составляют карты прогноза движения денежной наличности Nat West. Они позволяют держать под постоянным контролем все статьи дохода и расхода предприятия. Международным стандартом бухгалтерского учета ООН №7 рекомендовано составлять отчеты об изменениях в финансовом положении предприятия. Их цель - раскрыть реальное движение денежных средств на предприятии, оценить синхронность поступлений и платежей, увязать величину полученного финансового результата с состоянием денежных средств, выделить и проанализировать все направления поступлений и выбытия денежных средств. (Маркаръян, Герасименко, 1997).

В современных условиях массовых неплатежей, сложностей расчетов с покупателями и поставщиками возрастает роль краткосрочного планирования. План нужен для того, чтобы оценить ожидаемые результаты до принятия решения и до того, как ресурсы будут безвозвратно использованы. Если после составления плана появились договора, предусматривающие промежуточные выплаты, их следует внести как корректировку в план. Распределение прибыли в виде дивидендов и налогообложения должны включаться в план кредиторов, чтобы учесть их в потоке денежных средств. При этом желательно, чтобы как можно большая часть потребностей предприятия в постоянном и оборотном капитале удовлетворялась из нераспределенной прибыли. Кроме размеров дивидендов, следует синхронизировать их выплаты в плане с благоприятными периодами кривой потока денежных средств предприятия. Для судебных процессов, санкций, компенсаций, выплат в плане должны быть предусмотрены чрезвычайные и исключительные статьи.

2.3. Поток денежных средств

Поток денежных средств также подлежит планированию. Концепция скорости потока денежных средств, то есть скорости, с которой ресурсы становятся доступными для использования, является

существенным фактором при любой текущей ожидаемой устойчивости предприятия. Важность этой концепции заключается в том, что руководство контролирует движение ликвидных средств, поступающих в его распоряжение, и если этот поток имеет достаточно высокую скорость, то руководство должно быть способно покрыть те обязательства, которые имеют преимущественные права на доступные ресурсы.

Управление потоками денежных средств является одним из важнейших направлений деятельности административно-управленческих и экономических служб предприятия, обеспечивающим краткосрочную ликвидность. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ потока денежных средств, его прогнозирование, составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, определяется: рутинностью - денежные средства используются для выполнения текущих операций; поскольку между входящими и исходящими потоками денежных средств всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете; и предосторожностью - деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей. При таких условиях необходимо управлять денежными средствами. Основные принципы управления денежными средствами основаны на расчете оборачиваемости денежных средств. При этом сокращение в динамике цикла оборачиваемости денежных средств (финансового цикла) положительно влияет на устойчивость предприятия. Основные этапы обращения денежных средств в ходе производственной деятельности представлены на рисунке 1. Здесь финансовый цикл представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, а операционный цикл - общее время, в течение которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности.

Размещение заказа Поступление сырья и Продажа готовой Получение платежа

на сырье и сопроводительных документов продукции от покупателя

Производственный процесс Период обращения дебиторской задолженности -----------------------------------------

к / -- - Период обращения эедиторской задолженност ...............Опер и 1ЦИОННЫЙ ЦИКЛ................/

/-......Финансовый цикл......./

Рис. 1. Этапы обращения денежных средств.

Если сокращение операционного цикла может быть сделано за счет ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности, то финансовый цикл может быть сокращен как за счет данных факторов, так и за счет некоторого некритического замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.

Важная часть входящего потока денежных средств - это прибыль, которая обеспечивает рост чистых активов, первоначального излишка ликвидных ресурсов. Средства, получаемые от продаж, должны в первую очередь, использоваться для покрытия общих периодических расходов, а остаток остается в ликвидной форме и доступным для других расходов. Значительная часть планируемого, поступающего и контролируемого потока денежных средств предназначается на оплату сырья, выплату заработной платы и другие расходы. Чтобы непрерывно осуществлять продажи и покрывать расходы, должен существовать непрерывный поток товаров и других материальных ценностей в бизнес и из него. Фактически нет возможности распоряжаться той частью входящего потока средств, которая должна быть использована для осуществления повторяющихся платежей с целью покрытия затрат. Любое значительное невыполнение обязанностей по платежам означает угрозу непрерывности деятельности предприятия.

2.4. Правовые способы снижения финансовой напряженности

Наряду с экономическими методами (выявление причин недостатка оборотных средств, мероприятия, необходимые для восстановления нормального количества оборотных средств, ускорение оборачиваемости оборотных средств, выбор стратегии финансирования текущих активов), предприятиям необходимо применять правовые способы обеспечения устойчивой финансово-хозяйственной деятельности. К таким способам относятся: включение в условия договоров авансовых платежей

покупателями и заказчиками, заключение договоров мены (бартер предполагает безденежные расчеты), осуществление расчетов с применением векселей, перемена лиц в обязательстве (переход прав кредитора к другому лицу по договору цессии на основании закона или путем перевода долга). Применение этих договоров в хозяйственной деятельности предприятий имеет ряд особенностей, игнорирование которых может привести к серьезным последствиям.

Так, договор мены (бартер) - это двусторонний, взаимообязывающий, возмездный, письменный договор, в котором должны найти отражение предмет договора, срок договора, то есть сроки и порядок передачи товаров, а при доплате - сроки и порядок доплаты. Следует обратить внимание на цену договора: она должна соответствовать рыночным ценам реализации за аналогичную продукцию на момент исполнения сделки. В противном случае Госналогслужбы вправе предъявить штрафные санкции за занижение налога на прибыль.

В договоре уступки прав требования должно быть определено право, переходящее "новому кредитору", то есть должно быть обосновано как само появление права требования (ссылка на договор либо нормативный акт), так и его действительность (должны быть переданы все документы по первоначальной сделке). Должен быть оговорен объем прав, переходящих по договору уступки; время заключения договора. Эти условия являются существенными. Долговые расчеты юридических лиц в данном случае осуществляются без выпуска векселя, то есть дополнительного выпуска ценной бумаги, являющейся долговым обязательством. Кредитор, переуступающий свое право, т.е. долг, должен выбывать из обязательства. Таким образом, содержание в договоре условий о возмездной основе уступки долга и указании обязанности "нового кредитора" перечислить полностью или часть требуемой суммы "старому кредитору" является недопустимым для данного договора, так как, оставаясь правообладающим лицом, первоначальный кредитор изменяет лишь фактический источник получения долга, что не соответствует законодательству и влечет недействительность сделки. Возмездный договор возможен только в случае финансирования под уступку прав требования, но в этом случае в качестве "нового кредитора" должно выступать лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности такого вида. Если же до заключения договора об уступке прав требования у "нового кредитора" существует обязательство перед старым кредитором, то признать сделку недействительной очень проблематично. В результате происходит зачет взаимных требований между кредиторами, что в какой-то степени позволяет развязать взаимные неплатежи.

Перевод долга - это консенсуальный, трехсторонний ("новый" и "старый" должники, кредитор), возмездный, взаимообязывающий договор. В договоре отражается сумма долга, условия перевода долга и порядок возмещения новому должнику его произведенных в связи с данным договором затрат. Этот договор наиболее приемлем в условиях недостатка оборотных средств.

Благодаря взаимозачетам хозяйствующие субъекты "развязывают" свою дебиторско-кредиторскую задолженность. В действующем законодательстве детально не оговорен порядок его оформления, что, в свою очередь, дает определенную свободу выбора наиболее приемлемых средств и методов его проведения для предприятий. Как правило, на практике все сводится к составлению акта сверки взаимных задолженностей с приложений писем руководителей предприятий кредиторов-должников о производстве зачета, но встречаются варианты составления многосторонних договоров, предметом которых также является погашение долгов.

2.5. Работа с дебиторами и кредиторами

С помощью строгого контроля клиенты должны быть приучены платить своевременно. Это снижает неэффективный сбыт. Двойной контроль за старыми индивидуальными долгами и общим отношением долгов к объему продаж обычно бывает достаточен, если он сочетается со специальной проверкой репутации новых клиентов.

Чем больше срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. В условиях недостатка денежных средств отвлечение средств в дебиторскую задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности самого предприятия-кредитора и ослабляет ликвидность его баланса. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, определенная часть не будет получена (возвращена). Для выявления реальности взыскания долгов с покупателей и долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить, имеются ли акты сверки расчетов или письма, в которых дебиторы признают свою задолженность, не пропущены ли сроки исковой давности. Необходимо при этом реализовывать все удержания по договорам. Кроме этого, с целью своевременного получения оплаты за поставленную продукцию и предотвращения неплатежей используются предоставление скидок с договорной цены при досрочной оплате и различные формы долгосрочного погашения дебиторской задолженности: продажа долгов банку (факторинг); получение

ссуды в банке на оплату обязательств, превышающих остаток средств на расчетном счете (овердрафт), учет векселей (дисконт) и т.д.

Существует и иной метод борьбы с неплатежами: уплата предприятием налогов путем обращения задолженности на его дебиторов. Для этого в налоговую инспекцию представляют соответствующие документы, а после списания Госналогинспекцией сумм со счетов дебиторов предприятие-кредитор закрывает дебиторскую задолженность и соответствующую сумму налогов - как уплаченную. Предприятие-дебитор при этом списывает кредиторскую задолженность.

Планирование погашения кредиторской задолженности противоположно планированию дебиторов. Здесь следует ставить вопросы: о каком времени кредита можно договориться, или какое время можно предположить до урегулирования долгов и соответственно, какое давление могут оказывать кредиторы для сокращения до минимума времени погашения кредита. Может быть полезна классификация кредиторов по следующим признакам:

- Статус (налогообложение, страхование и т.п.), когда в случае задержки могут быть применены не только экономические, но и юридические санкции.

- Важность, когда любая задержка поставок может быстро и отрицательно повлиять на деятельность предприятия.

- Зависимость, когда поставки предприятия составляют значительную часть производства поставщика, и он не может их уменьшить. С такими поставщиками можно договориться об отсрочке платежа или пролонгированном кредите при учете его собственных проблем, связанных с ликвидностью, и соблюдении правил деловой этики.

- Скидки, когда существенные финансовые преимущества предлагаются за раннее погашение задолженности.

Особенно важна эта классификация при имеющихся проблемах с ликвидностью. При этом важно учитывать, что хорошая репутация и хорошие отношения с контрагентами обеспечиваются своевременными платежами. Тем не менее, в условиях недостатка денежных средств часть проблем можно решить путем кратковременного использования средств, предназначенных для погашения кредиторской задолженности, но только в том случае, когда применение кредитором штрафных санкций не приведет предприятие к чрезмерным убыткам и потере устойчивости.

2.6. Организация управления предприятием

Информация для управления обеспечивается данными бухгалтерского учета. Усиливается роль и значение взаимосвязи между бухгалтерскими и юридическими службами предприятия. Для этого важно вести учет по каждой организации (дебитору либо кредитору), по каждому договору, по срокам погашения на основе первичных документов. Здесь же следует отражать обязательства, обеспеченные векселями, и авансы. Ранжирование задолженности по срокам погашения согласно заключенным договорам следует осуществлять с момента принятия обязательств в бухгалтерском учете: до одного года - краткосрочная, более одного года - долгосрочная. Метод ранжирования помогает руководству предприятия рационально управлять задолженностью (активами) и всеми расчетными операциями. Необходимо также своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым относятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет и др.; кредиторская задолженность по претензиям; сверхнормативная задолженность по устойчивым пассивам; товары отгруженные, не оплаченные в срок; поставщики и покупатели по претензиям; задолженность по расчетам возмещения материального ущерба; задолженность по статье «прочие дебиторы».

В случае, когда предприятие функционирует в условиях недостатка денежных средств, фактически сокращаются расходы, находящиеся под управлением руководства. Если предыдущий уровень денежных средств был удовлетворительным, то их сумма после понесения убытков не позволит предприятию работать без каких-либо ограничений уровня активности. Попытка уклониться от естественных ограничений такого положения приведет к снижению ликвидности. Если такие условия -краткосрочные, то следует выявить их причину. Если же это происходит в течение нескольких лет, то стабильный и непрерывный недостаток денежных средств будет снижать способность предприятия к продолжению своей деятельности. Развитие подобной ситуации требует закрытия бизнеса или, если перспективы будущих доходов достаточно реальны, реорганизации или передачи под контроль управленческой организации. Мало осознать проблему, надо определить: отражает ли она фундаментальные долгосрочные изменения, которые предприятие не сможет преодолеть, или это краткосрочные проблемы, которые будут разрешены. В этом случае возможны два решения: двигаться дальше, преодолевая трудности, либо сворачивать деятельность на ранней стадии с целью сведения к минимуму потенциальных убытков.

Исходя из вышеизложенного, для устойчивой работы предприятия в условиях недостатка денежных средств собственникам и руководителям предприятий необходимо организовать административно-управленческий аппарат таким образом, чтобы тесное взаимодействие между юридическими, бухгалтерскими и экономическими службами позволило предприятию рассчитывать возможные последствия принимаемых решений и эффективно осуществлять деятельность даже при ограниченном количестве финансов.

3. Заключение

Обеспечение устойчивости предприятия осуществляется как финансовыми, так и правовыми методами. Одним из важнейших финансовых факторов является обеспеченность предприятия денежными средствами. Целесообразно при этом определить минимальный уровень денежных средств, осуществлять планирование и прогнозирование их поступлений и расходования.

В условиях недостатка денежных средств предприятиям необходимо осуществлять мероприятия по обеспечению краткосрочными финансами, такие как:

- банковская ссуда - наиболее очевидное средство ликвидации затруднений;

- факторинг долгов предприятия: от простых финансовых сделок (аванс под проценты) до полного изъятия у предприятия функций управления счетами-фактурами и кредитом - выкуп долгов со скидкой. При этом происходит немедленная реализация фондов и снимается ответственность за взимание средств по счетам. Недостаток этого метода заключается в том, что предприятие получает меньше, чем могло бы; связи с контрагентами ухудшаются из-за жестких мер факторинговой компании;

- покупка в рассрочку и лизинг. Здесь преимущества в виде льгот по налогообложению прибыли (минус арендные платежи);

- акцептные кредиты-векселя, а под них выдаются деньги от продажи векселя. По стоимости этот метод примерно равен банковской ссуде;

- кредитный контроль - это откладывание на более поздний срок выплат кредиторам как по согласованию с ними, так и без него, в зависимости от характера и трудности возникших проблем. Но здесь следует четко классифицировать кредиторов на тех, кому необходимо уплатить точно в срок, и тех, разрыв с которыми принесет минимальный ущерб. Можно договориться с контрагентами об изменении графиков оплаты, но это приведет к увеличению окончательной стоимости предмета договора. Можно приостановить выплату дивидендов и т.д.;

- применение правовых методов обеспечения устойчивости предприятий в условиях недостатка денежных средств.

Проблемы управления дефицитом денежных средств должны отражаться в Плане во входящих и исходящих потоках. Если же существует долговременный дефицит, то следует пересмотреть деятельность предприятия, принимаемые решения и структуру управления полностью. Для этого нужно резко сократить расходы, сократить инвестиции в оборотный капитал, изменить программу капиталовложений. Реализация предложений и выводов, изложенных в настоящей работе, по мнению авторов, должна оказать положительное влияние на совершенствование организации управления и руководства предприятиями в условиях недостатка денежных средств, способствовать преодолению кризиса неплатежей.

Литература

Альберт В., Косалос Л., Рывкина Р. Государство - создатель механизма неплатежей. Сегодня, 31 декабря, с.11, 1994.

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: как управлять контрактом? М., Финансы и

статистика, 384с., 1995. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М., Финансы и статистика, 315с., 1995. Витрянский В. Правовые средства преодоления кризиса неплатежей. Закон, №1, с.80-83, 1995. Дербенева Г., Конишанов Я. Экономический механизм взаиморасчетов предприятий. Экономист, №9, с.94-96, 1995.

Долженкова Л.Д. О подходах к решению проблемы неплатежей. Деньги и кредит, №8, с.39-43, 1994. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.,

Финансы и статистика, 429с., 1995. Козлов С., Яуров С. К вопросу о неплатежах: действовать необходимо, но правомерно. Экономическая газета "Экономика и жизнь", №16, ВПК, с.3, 1995.

Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. М., Приор, 180с., 1997.

Новоселова Л.А. Ответственность за просрочку платежа. Вестник Высшего Арбитражного суда РФ, №12, с.37-142, 1994.

Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Управление денежным оборотом предприятия. Учебник для

ВУЗов. М., Банки и биржи, 256с., 1995. Тропаревская Л.Е. Предприятие в кризисе неплатежей. Финансы, №2, с.11-14, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.