Я. Г. ИЩУК,
старший преподаватель кафедры уголовной политики, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
И. Ю. СИНЕЛЬНИКОВ,
доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, кандидат исторических наук (Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя), E-mail: +[email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
УДК 94(47).08:32.019.57
Ya. G. ISHCHUK,
Candidate of Law.
Senior Lecturer at the Department
of the Criminal Policy
(Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia)
I. Yu. SINELNIKOV,
Candidate of History,
Associate Professor at the Department
of the Social Humane Disciplines
(Ryazan' Branch of Moscow University
of the Interior Ministry of Russia named after
V. Ya. Kikotya)
Scientific speciality: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work;
Operative Investigative Activity.
Деятельность правоохранительных структур царской России по борьбе с политическими преступлениями в начале ХХ в.
Law Enforcement Structures' Activity of Royal Russia for the Fight Against the Political Crimes at the Beginning of the 20th Century
В статье исследуются методы работы жандармерии и охранных отделений по борьбе с политическими преступлениями в России в начале ХХ в. Особое внимание уделяется работе агентурного аппарата. Изучаются дела агентов, работавших в Рязанской губернии. Проводится анализ правового регулирования возможности совершения преступных действий агентами. Впервые в научный оборот вводятся новые архивные документы, в частности личные дела агентов.
Цель исследования - анализ государственного реагирования на обострение криминогенно-политической обстановки в стране и акцентирование внимания на методах и формах сыскной работы по противодействию политическим преступлениям.
The article shows the researching of the methods of the gendarmerie's work and security departments for the fight with the political crimes in Russia at the beginning of the 20th century. Special attention is paid for the intelligence apparatus work. Here is an analysis of the legal regulation of possibility of committing criminal acts by agents.
The purpose of the study is to analyze the state response to aggravation of the criminal political situation in the country and focus on to the methods and forms of the detective work to counteraction with the political crimes.
Министерство внутренних дел, жандармерия, охранные отделения, агентурная работа, борьба с политическими преступлениями в начале ХХ века.
Interior Ministry, gendarmerie, security departments, intelligence work, fight against the political crimes at the beginning of the 20th century.
179
Во все времена и во всех государствах политическая полиция всегда играла особую роль в деятельности государственных органов. Призванная следить за «верностью» высших должностных лиц государства, а также осуществлять борьбу с государственными преступлениями, она находилась на особом положении в системе органов государственной власти.
К началу ХХ в. наблюдается рост активности деятельности народнических кружков. Усиление революционного движения, обернувшегося расколом в народнической тактике и идеологии, способствовало переходу наиболее решительно настроенных ее адептов к практике террористической борьбы.
7 февраля 1880 г., спустя два дня после мощнейшего взрыва в Зимнем дворце, организованного С. Халтуриным1, великий князь Константин Константинович записал в своем дневнике: «Мы переживаем время террора с той только разницей, что парижане в революции видели своих врагов в глаза, а мы их не только не видим и не знаем, но даже не имеем понятия об их численности... всеобщая паника» [1].
В числе охранительных органов в царской России в начале ХХ в., выполнявших «полицейские» функции, особое место принадлежало жандармерии и охранным отделениям.
25 июня 1826 г. Высочайшим приказом была учреждена должность Шефа жандармов, на которую был назначен А. Х. Бекендорф [7, с. 98]. Согласно приказу в его подчинение переходили жандармы, состоявшие в полках, а также корпус внутренней стражи. В 1882 г. жандармерия становится частью Министерства внутренних дел, при этом один из заместителей (товарищ министра) становится командиром отдельного корпуса жандармов, который одновременно осуществлял руководство государственной полицией. Ни губернаторы, ни руководители общей полиции, которые подчинялись Министерству внутренних дел, не вправе были вмешиваться в деятельность жандармерии.
Особое положение жандармерии подчеркивалось и специальными требованиями, предъявляемыми к кадрам, которые проходили службу в ней. Так, на службу в жандармерию принимались армейские офицеры православного вероисповедания в возрасте от 24 до 33 лет. Офицеры, имевшие долги и штрафы, наложенные судом, не принимались на службу в жандармерию.
Требования к «чистоте кадров» объяснялись важностью той роли, которую отводило правительство и император жандармам в борьбе с го-
сударственными преступлениями, в том числе и с революционным движением.
Положение «Об охранных отделениях» от 9 февраля 1907 г. ввело новую организационную структуру в деле борьбы с политическими преступлениями. В Положении указывалось, что «негласные расследования по делам о государственных преступлениях возлагаются на особо назначаемых для этой цели офицеров корпуса жандармов или состоящих при Департаменте полиции чиновников, с образованием при них, в случае надобности, канцелярии, именуемой охранным отделением» [10]. Таким образом, в начале ХХ в. политический розыск концентрируется в охранных отделениях.
Следует отметить, что всего в арсенале политической полиции было три наиболее часто используемых оперативных метода борьбы: агентура, наружное наблюдение и перлюстрация.
Основная задача агентов — выявление организаторов и руководителей преступной организации. Агенты должны были сообщать о моменте «проявления ими организациями наиболее интенсивной деятельности» с целью пресечения их деятельности. Поэтому считалось допустимым не обращать внимание на совершение более мелких преступлений. Наибольших успехов на этом поприще достиг главный идеолог провокации в России Г. П. Судейкин2. Арестованным народовольцам он «рекомендовал себя как социалиста, сторонника мирной пропаганды, отрицающего только террор и борющегося исключительно с ним. Всем без разбора он делал предложение вступить в агенты тайной полиции — не для предательства людей... а лишь для осведомления о настроениях партии и молодежи».
К концу 1881 г. в руках у Судейкина оказалась весьма эффективная сыскная сеть, которую он и поспешил «набросить» на революционеров. С этого момента полиции удалось нанести ряд превентивных ударов, фактически обескровивших народовольческое движение. К началу 1881 г. были арестованы некоторые активные члены Исполнительного комитета «Народной воли»: Александр Михайлов, Андрей Пресняков, Александр Баранников, Арон Зун-делевич, Николай Морозов. Полиции удалось добиться откровенных показаний от Г. Голь-денберга и И. Окладского.
Одним из наиболее крупных успехов охранки становится разгром (в ночь с 4 на 5 июня 1882 г.) Центральной петербургской группы «Народной воли». Возрожденная членом Исполнительного комитета М. Ф. Грачевским
1 Халтурин Степан Николаевич (21 декабря 1856 [2 января 1857]—22 марта [3 апреля] 1882) - русский рабочий, революционер-террорист, осуществивший террористический акт в Зимнем дворце (1880). Организатор «Северно-русского рабочего союза».
2 Георгий Порфи рьевич Суде йкин (11 [23] апреля 1850 г., Смоленская губерния - 16 [28] декабря 1883 г., Санкт-Петербург) -подполковник Отдельного корпуса жандармов, с 1882 г. инспектор Петербургского охранного отделения.
петербургская группа, помимо налаживания агитационной работы, занималась разработкой покушения на Судейкина, признанного незадолго до этого главной угрозой для партии. Благодаря тому что деятельность народовольцев практически сразу оказалась под пристальным наблюдением полиции, Судейкину удалось проследить все связи действовавшей в Петербурге организации.
Как видим, одним из методов борьбы с революционным движением была провокация. Несмотря на то, что категорически запрещалось агентам провоцировать кого-либо на совершение преступления, т. е. «создавать преступные деяния и подводить под ответственность за содеянное ими других лиц, игравших в этом деле второстепенные роли», практика же показывает обратное. Например, исторически подтверждена деятельность наиболее известного провокатора русской истории — Евно Азефа [6, 13].
С провокацией пытался бороться министр внутренних дел В. Ф. Джунковский3, который прекратил провокаторскую деятельность Р. В. Малиновского4, запретил вербовку учащихся средних учебных заведений в осведомители [3, с. 20].
Активно шла борьба с революционным движением и на периферии. Так, согласно архивным документам Государственного архива Рязанской области, наиболее результативным являлись сведения, предоставляемые агентом, действовавшим под псевдонимом Марк. Агент Марк, будучи крестьянином из Курской губернии села Сковороднево5, был внедрен в революционную организацию, действовавшую в Егорьевском уезде Рязанской губернии. На протяжении 1909—1910 гг. он активно поставлял сведения о ее деятельности в губернское жандармское управление.
В одном из донесений Марк сообщал о местонахождении находящегося в розыске полицией секретаря Московского областного комитета РСДРП. При этом он указывал пароль для связи: «Спросить Владимира Николаевича, сказать от Максима, чтобы указал квартиру Дмитрия или Александра». Марк сообщал, что Дмитрий был беглым ссыльным, и давал при этом подробное описание его внешности [2].
В другом сообщении Марк указывал о местонахождении гектографа6 [11, с. 304], при-
3 Владимир Федорович Джунковский (7 сентября 1865 г. -21 февраля 1938 г.) российский политический, государственный и военный деятель, шеф жандармов, губернатор Москвы.
4 Рома н Вацлавович Малино вский (18 марта 1876 г., Варшава - 5 ноября 1918 г., Москва) - российский политический деятель, член ЦК РСДРП, большевик, известный своим провокаторством.
5 Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. 1292. ОП. 2. Д. 97. Л. 25.
6 Упрощенный печатный прибор для размножения машинописного или рукописного текста и иллюстраций.
надлежащего Егорьевской социал-демократической организации: «...гектограф может быть спрятан в завалине избы налево от входа, там же должны быть и неоконченные печатные отчеты о профсоюзах» [2].
Следует отметить, что такая информация была крайне важна в борьбе с революционным движением. Так, только за 1905-1907 гг. (из сохранившихся в ГАРО дел фонда ГЖУ) в производстве находилось более сотни уголовных дел за распространение прокламаций и хранение нелегальной литературы. В числе лиц, привлекаемых к ответственности по этому преступлению, были и крестьяне, и интеллигенция (учителя, врачи, студенты), и даже священники [2].
Еще одним надежным источником информации становятся агенты наружного наблюдения — филеры. От филера требовалось, чтобы он был «политически и нравственно благонадежным», выносливым, терпеливым и т. п. Слежка велась негласно, чтобы не выдать себя. Когда требовалась особая конспиративность, наблюдение велось целой бригадой из двух-трех филеров. При необходимости слежка велась из экипажа или из окна квартиры напротив, чтобы обеспечить максимальную скрытность агентов.
Одним из первых нормативных актов в ХХ в., регулирующих деятельность агентуры, была Инструкция по организации и ведению внутреннего (агентурного) наблюдения от 10 февраля 1907 г. (далее - Инструкция 1907 г.) [9]. Помимо организации ведения наблюдения, в ней предусматривались и правовые основы этой деятельности, в том числе и такие, которые затрагивали область уголовно-правовых отношений. Так, агентам категорически запрещалось провоцировать кого-либо на совершение преступления.
Инструкция 1907 г. рекомендовала агентам ограничивать свое участие внутри преступной организации только «ролью пособника и посредника в конспиративных делах, когда деятельность ограничивается сферой участия в замыслах или приготовлениях к преступлению» [9]. Таким образом, внедренные лица фактически становились соучастниками преступлений, участвуя в их приготовлении.
Однако Уголовное уложение 1903 г. не содержало правовых оснований исключения уголовной ответственности агентов за соучастие в преступлении и за любую из стадий его совершения. Поэтому Инструкция 1907 г. ориентировала агентов на их участие в незначительных преступных действиях, так как такое деяние «фактически неуловимо формальным дознанием и следствием и дает возможность оставлять на свободе сотрудника и близких к нему» [9]. Фактически можно констатировать, что лицам
предписывалось формировать у агентов навыки по уклонению от уголовной ответственности.
Вместе с тем допускалась и возможность более активных действий лиц, состоящих в совершении тяжких преступлений. В таких случаях агент должен был спрашивать разрешение на это у лица, осуществляющего руководство агентурой. Последний же предпринимал все меры для недопущения совершения преступления, сохраняя при этом интересы агента.
Каждый случай возможности участия агента в совершении преступления подлежал глубокому анализу. Рассматривались все стороны необходимости получения информации, соотносилась ее ценность и значение для дела с вредом, который мог наступить в результате совершения преступления. В случае недостаточной ценности оперативной информации по сравнению с преступлением агенту рекомендовалось под благовидным предлогом уклониться от его совершения.
Политическим розыском в регионах занимались губернские и областные жандармские управления (ГЖУ и ОЖУ), жандармско-поли-цейские управления железных дорог (ЖПУ ж/д, которые начинают привлекаться к борьбе с революционным движением с 1906 г.), охранные отделения, районные охранные отделение, розыскные пункты.
В 1861 г. начинается создание жандармско-полицейских управлений железных дорог, которые обеспечивали порядок на железнодорожном транспорте и осуществляли охрану железнодорожных линий и прилегающих к ним сооружений. Вплоть до начала революции 1905 г. правительство не привлекало эти подразделения к борьбе с революционным движением. Однако резкий подъем стачечной борьбы, в ходе которой немалую роль сыграли выступления железнодорожников, вынудил правительство задействовать ЖПУ ж/д для «обеспечения непрерывности и правильности сообщений», предоставив жандармским офицерам право предварительного задержания и производства «во всякое время обысков во всех без исключения помещениях» [5, с. 36].
Формирование губернских жандармских управлений началось в России еще в 1867 г. В тот период на них возлагались обязанности как по проведению политического розыска, так и самого дознания по государственным преступлениям. После создания охранных отделений в их компетенции остается только проведение дознаний по политическим делам.
В начале XX в. главными в системе негласного расследования государственных преступлений становятся районные охранные отделения и розыскные пункты [12, с.48]. Уже осенью 1902 г. во многих городах создаются розыскные
пункты и охранные отделения. В таких условиях функции ГЖУ стали меняться. В основном за ними остаются обязанности по производству дознаний по политическим делам.
Такое изменение полномочий было мотивировано тем, что прежняя работа с секретными сотрудниками офицеров жандармерии находилась на крайне низком уровне, они не могли найти общего языка с разночинцами, да и в среде жандармов это было предосудительным делом [4, с. 19].
По предложению М. И. Трусевича7 начинается создание районных охранных отделений, координирующих работу органов политического сыска в масштабе нескольких губерний. Этот шаг, с одной стороны, децентрализовал систему политического розыска, с другой — централизовал, объединил и направил эту деятельность в определенном регионе.
Таким образом, политический сыск Российской империи укрепился структурно и профессионально, на него тратились огромные денежные средства [8, с. 29]. Государство не считало огромные затраты, направленные на деятельность политического сыска и его секретной агентуры, что приносило свои результаты. Так, состав Департамента политической полиции перед февральскими событиями 1917 г. насчитывал 10 тысяч секретных сотрудников, в результате чего Азеф, Татаров, Дегаев, Жученко, Малиновский8 и многие другие нанесли сильнейшие удары русскому революционному движению. Из-за этих полицейских провокаторов Департамент политического сыска имел неопровержимые сведения о деятельности съездов революционных организаций, совещаниях фракций этих партий в Государственной думе, их численном составе, а также настроениях эмиграции.
В завершение необходимо констатировать, что несмотря на обширную агентурную сеть, возможности тратить достаточные средства на борьбу с политическими преступлениями, имеющуюся информацию о лицах и организациях, совершающих их, органы политического сыска так и не смогли эффективно противостоять нарастающему революционному движению. Кризис всех сторон жизни российского общества наносил все более мощные удары по монархической государственности. Правоохранительный аппарат оказался не в состоянии обеспечить политическую ста-
7 Максимилиан Иванович Трусевич (1863 г. - не ранее 1921 г.) - русский государственный деятель, директор Департамента полиции, сенатор. Родился в семье потомственных дворян Черниговской губернии Трусевичей 3 июля 1863 г. Окончил Императорское училище.
8 Азеф, Татаров, Дегаев, Жученко, Малиновский - секретные агенты и главным образом полицейские провокаторы.
бильность в регионах огромной страны в момент социальных катаклизмов.
Безусловно, опыт организации сыскной работы требует современного переосмысления,
а уроки прошлого необходимо учитывать при формировании современной уголовной политики в области противодействия преступлениям против государственной власти.
Список литературы:
References:
1. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 109. 1 эксп. 1880. Д. 98. Л. 28—28об.
2. Государственный архив Рязанской области. Ф. 1292. ОП. 2. Д. 97. Л. 25.
3. Дунаева А. Ю. Генерал-лейтенант В. Ф. Джунковский в действующей армии 1917 г.: от февраля к октябрю // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2007. № 4.
4. Коновалов И. А. Реформа политической полиции в Сибири во второй половине XIX в. // История государства и права. 2014. № 22.
5. Логачёва Н. В. Роль подразделений Министерства внутренних дел и губернаторов в борьбе с революционным движением в Российской империи в 1870—1880 гг. // Вестник ПензГУ. 2013. № 1.
6. Лурье Ф. М. Полицейские и провокаторы. СПб., 1992.
7. Министерство внутренних дел: исторический очерк, 1802—1902 / сост. С. А. Адрианов. СПб., 1901.
8. Мойсинович А. М. Политический сыск в России в конце XIX — начале ХХ в.: текст лекций. Ярославль, 2010.
9. Московское охранное отделение. 1914.
10. Положение об охранных отделениях. URL: https://www.hrono.ru (дата обращения: 02.10.2018).
11. Словарь русского языка: в 4-х т. 4-е изд., стер. М., 1999. Т. 1.
12. Шныров А. Е. Особенности правоохранительной деятельности специализированных органов Российской империи по охране первых лиц государства накануне и в годы Первой мировой войны // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4.
13. Шубинский В. И. Азеф. М., 2016.
1. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. F. 109. 1 ehksp. 1880. D. 98. L. 28-28ob.
2. Gosudarstvennyj arhiv Ryazanskoj oblasti. F. 1292. OP. 2. D. 97. L. 25.
3. Dunaeva A. Yu. General-lejtenant V. F. Dz-hunkovskij v dejstvuyushchej armii 1917 g.: ot fevralya k oktyabryu // Izvestiya VUZov. Po-volzhskij region. Gumanitarnye nauki. 2007. № 4.
4. Konovalov I.A. Reforma politicheskoj policii v Sibiri vo vtoroj polovine XIX v. // Istoriya go-sudarstva i prava. 2014. № 22.
5. Logachyova N. V. Rol' podrazdelenij Minis-terstva vnutrennih del i gubernatorov v bor'be s revolyucionnym dvizheniem v Rossijskoj imperii v 1870-1880 gg. // Vestnik PenzGU. 2013. № 1.
6. Lur'e F. M. Policejskie i provokatory. SPb., 1992.
7. Ministerstvo vnutrennih del: istoricheskij ocherk, 1802-1902 / sost. S. A. Adrianov. SPb., 1901.
8. Mojsinovich A. M. Politicheskij sysk v Rossii v konce XIX — nachale XX v.: tekst lekcij. Yaroslavl', 2010.
9. Moskovskoe ohrannoe otdelenie. 1914.
10. Polozhenie ob ohrannyh otdeleniyah. URL: https://www.hrono.ru (data obrashcheniya: 02.10.2018).
11. Slovar' russkogo yazyka: v 4-h t. 4-e izd., ster. M., 1999. T. 1.
12. Shnyrov A. E. Osobennosti pravoohranitel'noj deyatel'nosti specializirovannyh organov Rossijskoj imperii po ohrane pervyh lic gosudarstva nakanune i v gody Pervoj mirovoj vojny // Vest-nik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 4.
13. Shubinskij V.I. Azef. M., 2016.
183