Научная статья на тему 'Деятельность помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС'

Деятельность помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1387
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС»

S.N. SMIRNOV, A.S. BIKAYEV

ACTIVITY OF THE HUMAN RIGHTS ADVISER IN PENAL INSTITUTIONS OF RUSSIA

С.Н. СМИРНОВ,

кандидат юридических наук, доцент,

А. С. БИКАЕВ, слушатель

(Академия ФМИН России)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОМОЩНИКА НАЧАЛЬНИКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФСИН РОССИИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УИС

В настоящее время можно констатировать тот факт, что состояние законности и соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в местах предварительного заключения, а также осужденных в местах лишения свободы является удовлетворительным В связи с гуманизацией уголовной и уголовно-исполнительной политики их численный состав значительно сократился, улучшилось материально-бытовое и медицинское обеспечение и т. д. В то же время некоторые проблемы, касающиеся защищенности прав подозреваемых, обвиняемых1, а также осужденных, продолжают иметь место.

С целью совершенствования работы по обеспечению законности в местах принудительного содержания с 2001 г. в уголовно-исполнительной системе (УИС) введена должность помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС2. Становление и развитие данного института (далее - правозащитник) показало объективную возможность создания эффективного механизма внутрисистемной правозащитной деятельности. Во многих регионах России осужденные, подозреваемые и обвиняемые охотно обращаются со своими проблемами к этой категории сотрудников как в письмах, так и во время их личных визитов в соответствующие подразделения Это позволяет оперативно разрешать те или иные вопросы, своевременно восстанавливать нарушенные права.

Эффективность деятельности правозащитников подтверждается уменьшением потока жалоб, направляемых иным должностным лицам УИС, в прокуратуру по надзору за соблюдени-

ем законности в ИУ, другие инстанции, имеющие возможность вмешиваться в сферу уголовно-исполнительных правоотношений.

Как и любой другой деятельности должностных лиц различных уровней в пенитенциарной сфере, деятельности помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС присущи трудности правового и организационного характера. Остановимся на основных из них.

1. Одной из причин, не позволяющей правозащитникам качественно выполнять свои обязанности, является недостаточная их компетенция в принятии тех или иных управленческих решений. Если обратиться к указанию директора ФСИН России от 28 сентября 2006 г. № 10/1-2571 «О соблюдении прав человека в УИС», то можно отметить, что они не наделены существенными правами воздействия на правонарушителей и предъявления требований об устранении недостатков; могут только получать необходимые сведения, осуществлять прием, рассматривать жалобы, обращения, подготавливать заключения по результатам проверок, доклады, ходатайствовать перед начальником территориального органа о принятии соответствующих мер, то есть реальных рычагов воздействия пока не имеют. Все их возможности опосредованы только властью непосредственного начальника. Вот почему, если это лицо не имеет должного авторитета в среде сотрудников подразделения, работа может быть лишь формальной.

2. Стоит закрепить в полномочиях помощника начальника территориального органа ФСИН

• •

Уголовно-исполнительное право

2008. № 2

□. □. □ и □ □ ПО □□□ □ СЕ

России по соблюдению прав человека в УИС обязанность согласования с ним проектов приказов о поощрениях и взысканиях, применяемых к персоналу. В практике хотя и редко, но имеются случаи обращения сотрудников УИС к правозащитнику ввиду несогласия с наложенными на них взысканиями. С урегулированием данного полномочия, помимо придания большей объективности управленческим решениям начальника ФСИН России по конкретному региону, будет возложена дополнительная ответственность и на правозащитника, а также поднят уровень его авторитета среди служащих.

В то же время нельзя не отметить и тот факт, что за помощью к рассматриваемому должностному лицу сотрудники УИС обращаются не так часто. Связано это с тем, что многие из них (57 %) боятся соответствующей реакции со стороны вышестоящего руководства.

3. Некоторые сложности возникают и при подготовке правозащитниками отчетов по результатам своей деятельности, направляемых в центральный аппарат. Остановимся лишь на одном примере. Так, учитывая различные показатели по своей линии работы, помощники начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС должны отражать данные о количестве осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях ФСИН России, больных туберкулезом, ВИЧ-инфицированных, с нарастающим итогом с начала года. Данное требование (о нарастающем итоге) может повлечь за собой двойной учет. В частности, если в каком-то регионе данных лиц, находящихся в следственном изоляторе, на начало года было 10 человек, то к концу отчетного периода они могут быть переведены в исправительные учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы. Получается, что сначала они были указаны в статистике как подозреваемые и обвиняемые, а в последующем еще и как осужденные. Таким образом, их численность может возрасти в два раза, что говорит о необходимости совершенствования соответствующей формы отчетности.

4. Проблемным остается и вопрос штатов правозащитников. В каждом подразделении функционирует лишь один помощник начальника территориального органа по соблюдению прав человека в УИС, хотя ранее обозначенное указание директора ФСИН России позволяет иметь в штатах большее их число (п. 3). Это не позволяет утверждать, что ему посильно справиться с рассмотрением всех поступающих

жалоб, тем более посетить все учреждения, входящие в структуру территориального органа. В этом аспекте стоит обратиться к опыту Рязанской области. В указанном субъекте РФ в качестве эксперимента в каждом исправительном учреждении функции правозащитника возложены на кого-нибудь из числа авторитетных сотрудников либо привлечены бывшие работники ИУ (пенсионеры) на общественных началах, тем самым введены помощники начальников ИК по соблюдению прав осужденных (хотя официально функции также возложены на заместителей начальников ИК по кадрам и воспитательной работе). Кроме того, в составе самодеятельных организаций создаются самостоятельные секции по защите прав осужденных, что не противоречит ни ст. 111 УИК РФ, ни ведомственным нормативным актам3 . Это, несомненно, позволит незамедлительно решать часть вопросов, касающихся прав осужденных, на местах.

Власть в жизни общества необходима при всех недостатках и ошибках в управлении. Но ее действия, сопровождающиеся множеством искажений и нарушений закона, нуждаются в исправлении в наиболее простой и наименее дорогостоящей для граждан форме. По этой причине в настоящее время предлагаются различные альтернативные и дополнительные пути и средства, эффективные и полезные для решения правовых конфликтов через посредничество или примирение участвующих сторон.

Нарушения прав человека в местах принудительного содержания свидетельствуют о необходимости совершенствования старых и разработки новых эффективных механизмов защиты прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в целях их ресоциализации и дальнейшей социальной адаптации на свободе. В связи с этим существующая с недавних пор деятельность помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС по обеспечению контроля за состоянием прав и законных интересов человека в пенитенциарной системе требует дальнейшего теоретического обоснования и совершенствования нормативно-правового регулирования.

Несмотря на то что правозащитники во многом дублируют задачи и функции прокуратуры по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях, очевидно, что они не имеют достаточных властных полномочий при осуществлении своей деятельности. Создание данного института является прямым про-

Уголовно-исполнительное право

2008. № 2 • •

□□□□□□□□□□□□ □□□□□□□□□ □□□□□□□□□□.

должением развития гуманистических идей в Российской Федерации.

1 См., напр.: О недостатках в организации режима и надзора в следственных изоляторах и тюрьмах уголовноисполнительной системы: Обзор ФСИН России от 27 марта 2007 г. № 10/1-802; О недостатках в организации режима и надзора в следственных изоляторах и тюрьмах уголовноисполнительной системы: Указание директора ФСИН России от 25 июля 2007 г. № 10/1-2064.

2 В настоящее время его деятельность урегулирована указанием директора ФСИН России от 28 сентября 2006 г. № 10/1-2571 «О соблюдении прав человека в УИС», которое утвердило «Примерные служебные обязанности помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе».

3 См.: Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний: Утв. приказом Минюста России от 8 июня 2005 г. № 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.