Научная статья на тему 'Деятельность полиции г. Омска в конце XIX - начале XX века'

Деятельность полиции г. Омска в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
256
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСК / OMSK / ПОЛИЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИЦИИ / POLICE / ГОРОДОВОЙ / POLICEMAN IN THE RUSSIAN EMPIRE / ПРИСТАВ / ПОЛИЦМЕЙСТЕР / CHIEF OF CITY POLICE / ПОЛИЦЕЙСКАЯ БУДКА / ГОРОДСКАЯ УПРАВА / POLICE HEADQUARTERS / BAILIFF / POLICE WATCH-HOUSE / CITY HEADQUARTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Быков Александр Владимирович

Рассматриваются значимые вопросы деятельности полиции г. Омска в конце XIX начале XX вв.: методы организации охраны общественного порядка, проблемы финансирования, способы стимулирования чинов полиции к добросовестному исполнению обязанностей, противодействие коррупционным правонарушениям. Характерной чертой периода XVIII-XIX вв. выступала большая зависимость от местных условий, которые определяли особенности развития полиции в различных городах. Период конца XIX начала XX вв. отмечен образованием развитых форм и методов полицейской службы, упорядочением взаимоотношений с местными органами выборного управления, что позволяет говорить о постепенном формировании в практике полиции Омска набора тактических приемов, методов охраны общественного порядка, профилактики и пресечения преступлений, в том числе коррупционного характера. При проведении исследования использовались документы фонда Омского полицейского управления из собрания Исторического архива Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police Activity in Omsk in the late 19th - early 20th century

The article dwells on the crucial issues of police activity in Omsk in the late 19th early 20th century: organizational methods of public order security, problems of financing, means of encouraging police ranks to perform their duties with integrity, counteracting corruption. The period of 18th 19th centuries was characterized by major dependence on local conditions which determined the peculiarities of police development in different cities. Late 19th early 20th century is marked by formation of the developed forms and methods of police service, streamlining of relations with local elected government, that gives evidence of gradual formation in police practice in Omsk of tactical means, methods of public order maintenance, prevention of crimes, including corruption. The attempted research was conducted with the use of the documents from the Fund of Omsk Police Headquarters from the collection of Omsk region Historical archive.

Текст научной работы на тему «Деятельность полиции г. Омска в конце XIX - начале XX века»

УДК 351.745 © А. В. Быков, 2018

Деятельность полиции г. Омска в конце XIX — начале XX века

А. В. Быков, Омская академия МВД России. E-mail: aleksandr091070@rambler.ru

Рассматриваются значимые вопросы деятельности полиции г. Омска в конце XIX — начале XX вв.: методы организации охраны общественного порядка, проблемы финансирования, способы стимулирования чинов полиции к добросовестному исполнению обязанностей, противодействие коррупционным правонарушениям. Характерной чертой периода XVIII-XIX вв. выступала большая зависимость от местных условий, которые определяли особенности развития полиции в различных городах. Период конца XIX — начала XX вв. отмечен образованием развитых форм и методов полицейской службы, упорядочением взаимоотношений с местными органами выборного управления, что позволяет говорить о постепенном формировании в практике полиции Омска набора тактических приемов, методов охраны общественного порядка, профилактики и пресечения преступлений, в том числе коррупционного характера. При проведении исследования использовались документы фонда Омского полицейского управления из собрания Исторического архива Омской области.

Ключевые слова: Омск; полиция; управление полиции; городовой; пристав; полицмейстер; полицейская будка; городская Управа.

Police Activity in Omsk in the late 19th — early 20th century

A. V. Bykov, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs (Omsk, Russia). E-mail: aleksandr091070@rambler.ru

The article dwells on the crucial issues of police activity in Omsk in the late 19th — early 20th century: organizational methods of public order security, problems of financing, means of encouraging police ranks to perform their duties with integrity, counteracting corruption. The period of 18th — 19th centuries was characterized by major dependence on local conditions which determined the peculiarities of police development in different cities. Late 19th — early 20th century is marked by formation of the developed forms and methods of police service, streamlining of relations with local elected government, that gives evidence of gradual formation in police practice in Omsk of tactical means, methods of public order maintenance, prevention of crimes, including corruption. The attempted research was conducted with the use of the documents from the Fund of Omsk Police Headquarters from the collection of Omsk region Historical archive.

Keywords: Omsk; police; police headquarters; policeman in the Russian Empire; bailiff; chief of city police;

police watch-house; city headquarters.

В 2018 г. отмечается 300-летний юбилей российской полиции, эта дата стимулирует интерес к истории отечественных органов охраны правопорядка. На первый взгляд, имеется значительное количество научных работ, учебной литературы по данной теме, изучены вопросы нормативной правовой основы создания и деятельности полиции, общие принципы комплектования, учреждения штатов, обязанности полиции и т. д. Характерной чертой периода XVIII-XIX вв. являлась большая зависимость от местных условий, которые определяли особенности развития полиции в различных городах. Эта специфика дает

возможность решить одну из главных задач исторического познания — выявить положительный и негативный опыт, предостеречь от ошибок и применить забытые, но полезные новации предков. Актуальным является и изучение региональных аспектов деятельности полиции. Конец XIX — начало XX вв. обусловлен формированием развитых форм и методов полицейской службы, упорядочением взаимоотношений с местными органами выборного управления. При проведении исследования использовались документы фонда Омского полицейского управления из собрания Исторического архива Омской области

(ГИАОО). При цитировании архивных документов сохранены особенности стиля и орфографии оригинала, что позволяет лучше прочувствовать дух времени. Ряд приводимых источников вводится в научный оборот впервые.

Основным нормативным правовым актом, регламентировавшим деятельность полиции в Российской империи, являлись Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний ', утвержденные Высочайшим указом 25 декабря 1862 г. Полиция Российской империи имела двойственную природу. Профессор Н. С. Нижник пишет: «С одной стороны, полиция выступала как средство поддержания повседневного порядка, регулирования общественной жизни в общих интересах безопасности и благополучия, с другой — как орудие противодействия явному или неявному неподчинению власти, как субъект, способный применить негативные санкции в случаях неповиновения воле органов государственной власти» [1, с. 303]. Отметим, что в Омске, как и во многих удаленных от центра власти городах, политическо-охранительная деятельность общей полиции носила незначительный характер. Основной заботой полиции являлись поддержание общественного порядка, обеспечение исполнения распоряжений центральной и местной властей.

Полицией города руководил полицмейстер, возглавлявший Городское полицейское управление, созданное в Омске в 1832 г. [2, с. 103]. В полицейском отношении город делился на несколько секторов во главе с частным приставом, их количество и обслуживаемая ими территория зависели от численности жителей и размеров городской застройки. Если в середине XIX в. в Омске действовали две части, то в 1916 г. их было уже 5 [2, с. 105]. Каждый сектор делился на участки (ранее — околотки). Околоточные надзиратели являлись помощниками частных приставов и непосредственно руководили работой старших и младших городовых.

Значительная часть средств на содержание полиции выделялась из городского бюджета, что сохраняло зависимость штатной численности и оснащения полиции от размера доходов конкретного города. Городская управа ежемесячно перечисляла деньги на жалование и «квартирные» нижним чинам, на наем квартир чинам Управления полиции и повивальным бабкам, входившим в штат управления. За счет Управы приобретались обмундирование, снаряжение, дрова и т. д. Например, на жалование нижним

чинам Омской полицейской команды за июль 1889 г. старшим городовым было выделено по 11 руб. 8 коп. (в списке 10 чел.), младшим городовым — по 9 руб. 66 коп. (в списке 55 чел.) 2.

При ухудшении криминогенной обстановки в городе штаты полиции могли быть увеличены. Так, в феврале 1896 г. в условиях роста числа грабежей и краж городская Дума дополнительно выделила средства на наем пяти конных стражников, которые привлекались частными приставами для ночных объездов 3.

Дополнительные городовые могли наниматься и за счет частных лиц, например, содержателей домов терпимости для несения постовой службы возле их заведений 4. На основании закона об учреждении полиции на частные средства, начавшего действовать в Сибири с 1900 г., городовые получали жалование за счет частных лиц, но служили на общих основаниях, равно как и другие члены полицейской команды [3, с. 161].

С 1868 г. на основании циркуляра Министерства внутренних дел от 14 марта комплектование штатов полиции производится посредством вольного найма [4, с. 72], прежняя система направления на службу военнослужащих из гарнизонов прекращается. Это повысило требовательность личного состава к денежному довольствию, наполнять штаты стало сложнее, поскольку желающих служить за низкую плату было немного, что влекло некомплект личного состава и перегруженность чинов полиции. Так, в ночь на 29 марта 1913 г. омский полицмейстер при проверке 3-й части обнаружил, что дежурные (околоточный надзиратель и городовые) крепко спали. Однако наказания не последовало. В изданном приказе по данному случаю было сказано: «Принимая во внимание, что дежурным полицейских частей, за недостаточностью штата полиции, приходится на другой день нести службу, разрешаю отдыхать после 23 час. до 6 час. утра дежурным в частях околоточным надзирателям и городовым только по очереди и не снимая оружия» 5. Такое решение свидетельствует о регулярной проблеме переработки чинов полиции.

В конце XIX в. все большее внимание уделяется стимулированию чинов полиции к усердной службе и повышению их профессионального уровня. В качестве мер поощрения применялись повышение окладов за выслугу лет, премирование за заслуги. Например, в ноябре 1908 г. околоточному надзирателю 4-й части была выдана денежная награда в 50 руб.

1 Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXXVII. Отделение 2. СПб., 1865. № 39087. С. 588.

2 ГИАОО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 936. Л. 33.

3 Там же. Д. 1003. Л. 2.

4 Там же. Д. 1196. Л. 109.

5 Там же. Д. 223. Л. 9.

за энергичный розыск и задержание лиц, подозреваемых в совершении грабежа 6.

Управление полиции формировало фонд для премирования отличившихся чинов из средств, выделенных на содержание полиции, но не использованных в связи с некомплектом личного состава. Иногда это приводило к спорам с городской Управой, которая считала, что деньги (выделенные, но неистраченные) должны быть возвращены 7.

Нижние чины полиции, прослужившие не менее 5 лет при «беспорочном поведении», могли награждаться серебряной медалью «За беспорочную службу» на Анненской ленте для ношения на груди. Правда, чтобы иметь право сохранить медаль после увольнения, необходимо было прослужить в целом не менее 10 лет. В 1897 г. (точная дата в документе отсутствует) в полицейское управление от Военного губернатора были присланы три медали для награждения городовых, прослуживших 5 лет: Перфильева, Сартакова и Дурнова. Одна медаль была возвращена, поскольку Сартаков к тому времени уволился со службы 8.

К допускавшим нарушения по службе применялись меры взыскания, в том числе денежные штрафы, арест, назначение на пост вне очереди. Так, приказом Омского полицмейстера на 19 и 20 февраля 1912 г. № 39 исполняющий обязанности околоточного надзирателя 4-й части за неисполнение поручения частного пристава о проверке постоялых дворов был подвергнут аресту на одни сутки 9. Городовые, отсутствовавшие в ночь на 22 января 1912 г. на своих постах, лишились части жалования: приказом полицмейстера их оштрафовали на 3 руб. каждого 10.

Непосредственную деятельность по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, санитарному надзору, исполнению иных многочисленных обязанностей, возлагавшихся на полицию, осуществляли околоточные надзиратели и городовые. Именно они тесно соприкасались с населением, по ним общество судило о полиции.

Служба околоточных надзирателей нередко рассматривается как прообраз участковых уполномоченных. В общем виде обязанности околоточных надзирателей можно разделить на три группы:

1) надзор за соблюдением порядка в общественных местах, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений;

2) надзор за населением за исполнением распоряжений центральных и местных властей, правил

6 Там же. Д. 1195. Л. 10.

7 Там же. Д. 936. Л. 39-39 об.

8 Там же. Д. 1015. Л. 6, 7.

9 Там же. Д. 1168. Л. 26.

10 Там же. Д. 1168. Л. 2.

11 Там же. Д. 223. Л. 22.

торговли, соблюдением санитарных и противопожарных норм;

3) суточное дежурство в участковом управлении. Во время дежурства надзиратели должны были помогать приставу и заменять его в случае отсутствия.

Околоточные обязаны были хорошо знать обстановку на своем участке и живущих там людей, на них возлагалась обязанность производить дознание по уголовным преступлениям, задерживать подозреваемых в совершении преступлений. Должность околоточного надзирателя являлась офицерской.

Околоточные надзиратели непосредственно руководили городовыми. Основная форма несения службы последних — постовая служба с элементами патрулирования. Городовые выставлялись на посты на площадях, возле мостов, на рынках и в других местах, где необходимо было соблюдать общественный порядок. При несении службы они периодически обходили прилегающую к посту территорию. Городовые должны были оказывать населению помощь, поэтому им запрещалось при исполнении служебных обязанностей заходить во дворы, торговые и питейные или увеселительные заведения (если это не было продиктовано необходимостью пресекать нарушения порядка). Так, запрет на посещение заведений содержался в приказе Омского полицмейстера от 20 апреля 1913 г. № 84: «До моего сведения дошло, что подведомственные мне чины полиции позволяют в свободное время от службы заходить в трактирные заведения, распивать пиво и спиртные напитки и играть на бильярдах. Посещение чинами полиции пивных и иных трактирных заведений с целью угощения или игры нахожу недопустимыми и совершенно воспрещаю. Заходить в такие заведения чины полиции могут только по делам службы» п.

В первой половине XIX в. в городах появляются полицейские будки — небольшие строения, предназначенные для размещения полицейских служителей, стационарные полицейские посты. Такие будки размещались на площадях, возле перекрестков крупных улиц, возле мостов и переправ, в иных ключевых точках города. Одновременно эти помещения должны были служить наблюдательными пунктами, опорными пунктами несения службы городовыми, местами для первичного доставления задержанных. Предусматривалось, что будки одновременно должны служить жильем для нижних чинов полиции, что позволяло организовать постоянное полицейское

наблюдение, доступность городовых для населения. Строительство и содержание будок осуществлялось из городских доходов, в некоторых случаях полностью или частично строительство и ремонт оплачивались частными лицами. В архивном фонде Омского городского полицейского управления содержатся документы о проведенной в 1888 г. ревизии будок. Как выяснилось, многие из них были непригодны не только для проживания, но и для несения службы, требовали ремонта. Часть из них была отремонтирована на средства городской Управы и занята под жилье городовыми 12.

Важным направлением деятельности полиции являлось проведение профилактических мероприятий, преимущественно накануне и во время праздников. В праздничные дни полиция несла службу в усиленном варианте — увеличивалось количество постов, чины полиции должны быть готовы в любое время прибыть на службу в неурочные часы, запрещалось отлучаться с обслуживаемых территорий.

Одной из мер противодействия совершению правонарушений являлось размещение полицейских в форме или в гражданской одежде в местах наиболее вероятного совершения преступлений: на рынках, возле питейных и увеселительных заведений, у театра, публичных домов и т. п. Усиливался надзор за продажей спиртного, устраивались облавы в целях изъятия нелегального алкоголя. Так, в приказе Омского полицмейстера с 6 на 7 января 1910 г. отмечалось, что поддержанию общественного порядка во время Рождественских праздников во многом способствовало изъятие накануне «более 60 ведер пива и значительное количество вина из разных притонов» 13.

В период празднования Масленицы особенно актуальным являлось недопущение чрезмерно быстрой езды во время традиционных катаний 14.

Усиленное полицейское наблюдение применялось не только в праздничные дни. Например, в приказе по Омской городской полиции № 51 на 1 марта 1908 г. содержалось следующее распоряжение: «В виду получения завтрашнего числа разными лицами пенсий предлагаю Г.г. Приставам 3 и 4 частей выставить от вверенных мне частей по два городовых в переодетом виде около аптеки Розенплентера, по Александровской улице около Кафедрального Собора и Казначейства, но так, чтобы городовые не стояли на одном месте во избежания подозрения со стороны злоумышленников» 15. Такая тактика позво-

12 Там же. Д. 895. Л. 5, 5 об., 7, 8, 10, 12, 16, 16 об.

13 Там же. Д. 1235. Л. 4.

14 Там же. Д. 1196. Л. 81.

15 Там же. Д. 1196. Л. 86.

16 Там же. Д. 1235. Л. 4, 81; Д. 1196. Л. 81.

17 Там же. Д. 1151. Л. 6 об.

ляла своевременно пресечь преступления, поскольку криминальным элементам были хорошо известны определенные учреждения, где люди получали деньги. Выставление городовых в гражданской одежде основывалось на имевшемся опыте. Преступники, видя чина полиции в форме, могли ориентироваться в ситуации и совершать грабежи в другом месте, где не видели явного присутствия сил полиции.

Зимой (особенно в праздничные дни) важна была такая работа полицейских, как доставление лежащих на улице пьяных в участок. Таким образом были спасены здоровье и жизнь многих людей.

Архивные документы свидетельствуют об эффективности принимаемых мер. В ряде приказов полицмейстера отмечается сохранение порядка и недопущение роста преступлений (или вовсе их отсутствие) в праздники 16.

В начале XX в. на основании закона «Об организации сыскной части» от 6 июля 1908 г. в Омске образовано сыскное отделение третьего разряда, в штат входило всего восемь человек: начальник отделения, два надзирателя и пять городовых [5, с. 23]. Но даже при такой небольшой численности раскрываемость преступлений в Омском сыскном отделении в 1913 г. составляла: убийств — 50%; грабежей — 56; краж — 37; конокрадства и скотокрадства — 39%. Для Сибири это были неплохие показатели [6, с. 23].

На полицию возлагались и иные обязанности, связанные с интересами жителей города. Служащие полиции должны были следить за чистотой улиц и площадей, их пригодностью для движения пешеходов и транспорта, принуждать владельцев домов очищать снег, лед, посыпать улицы песком или золой в зимнее время, а летом очищать тротуары и водосливные канавы. В этом отношении показательно распоряжение в приказе Омского полицмейстера от 5 ноября 1904 г.: «Обязываю Чинов вверенной мне полиции строго следить, чтобы тротуары каждое утро к 7-ми часам были очищены от снега и посыпаны песком или золой, а где таковых нет, то, чтобы снег для прохода пешеходов очищали на три аршина от домов и усадеб; за не исполнение сего виновные мною будут подвергаемы взысканию» 17.

Решала полиция и отдельные проблемы, возникающие в жизни города. Примером может служить ситуация, случившаяся в октябре 1896 г. На рынках города значительно повысились цены на продовольствие, что вызвало недовольство жителей. Виновниками дороговизны были перекупщики, скупавшие

оптом продукты у крестьян ранее разрешенного времени начала торговли. Полицмейстером было отдано распоряжение: «Немедленно установить строжайший надзор на улицах города и за городом, по которым главным образом замечен приезд крестьян на базар с продуктами, за тем, чтобы покупка переторговцами продуктов вне базара и не в установленное время отнюдь не было допускаемо, а при обнаружении сего, без снисхождения привлекать виновных к законной ответственности за нарушение обязательных постановлений Омской Городской Думы» 18. В данном случае полиция выступает одновременно как блюститель интересов государства и городского населения. Дороговизна продуктов вызывала недовольство населения, а любое недовольство рассматривалось как потенциальная угроза государству. Кроме того, полиция обязана была надзирать за исполнением предписаний местных органов управления, в данном случае — Городской Думы. Полиция содержится за счет городских доходов, в том числе и самих горожан, а потому обязана заботиться об их благополучии.

Извечной проблемой являлась коррупция среди чинов полиции. Борьбе со взяточничеством уделялось значительное внимание. Исходя из установленных правил, чиновник при получении взятки был обязан задержать дававшего взятку, доложить о случившемся начальству и сдать полученные деньги. Руководство переправляло полученные деньги по иерархической лестнице наверх вплоть до губернатора. Уличенные в получении взятки увольнялись со службы и могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Использовались и меры поощрения. Полицейским, доложившим о даче взятки, доставившим начальству взяткодателя и сдавшим полученные в ка-

честве взятки деньги или иные ценности, объявляли благодарность. Использовали и такую форму, как премирование чинов полиции за представление начальству сведений о получении взятки и передачу этой суммы. Премия могла приравниваться и даже превышать сумму денежных средств, данных в качестве взятки, особенно если ранее эти чины полиции уже демонстрировали таким образом честность и неподкупность. Например, городовому 3-й части г. Омска Дементьеву за представление начальству полученной взятки в сумме 1 руб. 50 коп. Акмолинский губернатор распорядился выдать из средств Омского полицейского управления награду в сумме 2 руб. Городовой 1-й части г. Омска Иван Колыгаев получил премию в размере 3 руб. за передачу начальству 50 коп., данных ему извозчиками в виде взятки. Можно предположить, что таким образом формировалась мотивация к антикоррупционному поведению и «отучению» населения от стремления решить проблемы с полицией через взятки [7, с. 249].

Изучение архивных источников позволяет говорить о сформированности в практике полиции Омска набора тактических приемов, методов охраны общественного порядка, профилактики и пресечения преступлений. Некоторые применяемые меры актуальны и в настоящее время: например, премирование чинов полиции за задержание взяткодателя, полицейский контроль мест наиболее вероятного совершения преступлений (в месте перехода по льду между левым и правым берегом реки Омь) и др. Наилучшие результаты в деле охраны общественного порядка и борьбы с преступностью достигаются при условии внимания к делам, добросовестности, инициативности как руководства, так и рядового состава полиции.

Список литературы

1. Нижник Н. С. О неизбежности краха полицейского государства в России в 1917 году // Великая Российская революция 1917 года в истории и судьбах народов и регионов России, Беларуси, Европы и мира в контексте исторических реалий XX — начала XXI века : мат-лы междунар. науч. конф. Витебск, 2017.

2. Храпова Н. С. Омское городское полицмейстерское управление // Омский краевед. 2017. № 7.

3. Альмухаметова М. Ш. Основные этапы реорганизации полиции во второй половине XIX — начале XX века (на примере Западной Сибири) // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 12.

4. Андреева И. А., Зайцева Е. С. История органов внутренних дел России : учебное пособие. Омск, 2017.

5. Коновалов И. А. Организационно-правовое развитие полиции в Сибири в первой половине XIX века // Вестник Омского государственного университета. Серия «Право». 2011. № 4.

6. Петров А. В. К вопросу о функциях полиции Урала и Западной Сибири в начале XX века: историко-правовой аспект // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2012. № 7.

7. Быков А. В., Быкова А. Г. Приказы Омского полицмейстера как источник по истории борьбы с коррупцией в полиции в начале XX века // Вестник архивиста. 2014. № 2.

18 Там же. Д. 1003. Л. 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.