Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СТУДЕНТ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / STUDENT / SUPPORT / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кремень Фаина Маратовна, Кремень Сергей Анатольевич

Высшие учебные заведения могут оказывать помощь студентам в сопровождении профессионального самоопределения через различные формы и направления работы: взаимодействие с работодателями, организацию дополнительного образования, использование профориентационных технологий. Было проведено исследование с целью выявления взаимосвязи между работой вузов по содействию профессиональному самоопределению, особенностями профессиональных стратегий и трудоустройством выпускников. В качестве методов исследования были использованы: опрос 150 студентов выпускных курсов пяти вузов г. Смоленска, анализ деятельности вузов по изучаемому направлению и анализ данных трудоустройства. Исследование показало, что в профильных вузах количество студентов с целевыми стратегиями заметно преобладает (медицина - 100%, энергетика - 80%, физкультура и спорт - 73%) по сравнению с классическим университетом (63%). Также выявлена положительная взаимосвязь между участием опрошенных в различных мероприятиях, проводимых вузом, и показателями мониторинга по трудоустройству, а также процентом выпускников с активными профессиональными стратегиями. Результаты исследования показали, что эффективность деятельности вуза, зависит от специфики предоставляемого образования и востребованности предлагаемых специальностей на рынке труда, субъективных установок учащихся на получение образования, а также степени фактической реализации вузами мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кремень Фаина Маратовна, Кремень Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES TO SUPPORT STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Higher education institutions can assist students in supporting professional self-determination through various forms and areas of activity: interaction with employers, organization of additional education, use of career guidance technologies. A study was conducted to identify the relationship between the work of universities to promote professional self-determination, the features of professional strategies and the level of employment of graduates. The following research methods were used: a survey of 1504th and 5th-year undergraduate students from five Smolensk universities, analysis of the activities of universities in the studied area and analysis of employment data. The study showed that the number of students with targeted strategies significantly prevails in specialized universities (medicine - 100%, energy - 80%, physical education and sports - 73%) compared to classical University (63%). There is also a positive relationship between the participation of respondents in various events held by the University and the indicators of employment monitoring, as well as the percentage of graduates with active professional strategies. The results of the study showed that the effectiveness of the University’s activities depends on the specifics of the provided education and the demand for the offered specialties in the labor market, the subjective attitudes of students to receive education, as well as the degree of actual implementation by universities of measures aimed at improving the competitiveness of students.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2020. №3

Деятельность по сопровождению профессионального самоопределения студентов

Ф. М. Кремень, С. А. Кремень

(Смоленский государственный университет; e-mail;fmkremen@gmail.com)

Высшие учебные заведения могут оказывать помощь студентам в сопровождении профессионального самоопределения через различные формы и направления работы: взаимодействие с работодателями, организацию дополнительного образования, использование профориентацион-ных технологий. Было проведено исследование с целью выявления взаимосвязи между работой вузов по содействию профессиональному самоопределению, особенностями профессиональных стратегий и трудоустройством выпускников. В качестве методов исследования были использованы: опрос 150 студентов выпускных курсов пяти вузов г. Смоленска, анализ деятельности вузов по изучаемому направлению и анализ данных трудоустройства. Исследование показало, что в профильных вузах количество студентов с целевыми стратегиями заметно преобладает (медицина - 100%, энергетика - 80%, физкультура и спорт - 73%) по сравнению с классическим университетом (63%). Также выявлена положительная взаимосвязь между участием опрошенных в различных мероприятиях, проводимых вузом, и показателями мониторинга по трудоустройству, а также процентом выпускников с активными профессиональными стратегиями. Результаты исследования показали, что эффективность деятельности вуза, зависит от специфики предоставляемого образования и востребованности предлагаемых специальностей на рынке труда, субъективных установок учащихся на получение образования, а также степени фактической реализации вузами мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности студентов.

Ключевые слова: вуз, студент, сопровождение, профессиональное самоопределение, профессиональные стратегии.

Молодёжь является одной из наиболее перспективных групп населения и определяет будущее и успешность развития любой страны . Важнейшими факторами, отражающими эффективность политики государства в трудовой сфере, являются показатели трудоустройства молодых специалистов, которые могут зависеть как от внешних или объективных факторов (спрос и предложение на определённые специальности, уровень экономического развития страны, гибкость и качество образовательной системы, специфика региональной занятости и т .д .), так и от внутренних или субъективных факторов (поведение выпускников на рынке труда, мотивация и успешность усвоения студентами учебной программы, мотивы выбора профессии и т д )

Молодые специалисты обладают целым рядом преимуществ: высокие показатели мобильности (трудовой, социальной), открытость или

меньшее сопротивление инновационным идеям, желание самореализоваться и совершенствоваться, более долгий период предстоящей работоспособности, высокий образовательный уровень . Помимо положительных особенностей, исследователи выделяют и ряд специфических черт, которые негативно сказываются на адаптации молодёжи на рынке труда: отсутствие практического трудового опыта; направленность в своей работе не на конкретные и практические ориентиры, а на идеалы, сформированные в учебном заведении; социальная незрелость, вследствие которой могут возникать излишняя эмоциональность, максимализм и проблемы в выстраивании взаимоотношений в коллективе; неустойчивость профессиональных предпочтений молодёжи; несоответствие требований работодателей квалификациям выпускников; отсутствие навыков эффективного поведения при поиске работы молодыми специалистами [3; 5].

Важнейшей задачей вузов и одним из критериев его эффективности является подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к трудоустройству и эффективной деятельности на современном рынке труда, а период вузовского обучения является важным этапом профессионального самоопределения . На нем студенты не только получают профессиональную подготовку, но и переживают проблемы профессионального выбора, актуализирующиеся как кризисные этапы, наиболее отчётливо проявляющиеся в первый и последний годы профессионального обучения . Если у первокурсников должны сформироваться механизмы адаптации к процессу обучения через формирование мотивации профессионального выбора, основанной на осознании соответствия специальности личным интересам и склонностям, то у старшекурсников осмысление будущей профессии связано с представлениями о её востребованности в обществе и перспективах трудоустройства, что способствует смене учебной мотивации на социально-профессиональную [2]. В этой связи миссия вуза должна быть направлена на формирование у студентов не только профессиональных компетенций, но и активных профессиональных стратегий как «элемента жизненной стратегии, определяемой как долгосрочный план достижения цели в сфере профессиональной самореализации, и как собственно процесс нахождения (смены) и реализации оперативных целей жизнедеятельности и средств их достижения» [4: 414-415].

Изучение стратегий, связанных с профессиональным развитием, является актуальной междисциплинарной сферой исследований . Многочисленные исследования в отечественной науке рассматривают отдельные стороны профессиональных стратегий . Так, А . А . Борисова, беря за основу критерии ориентации на самореализацию в профессии и активность в продвижении своей карьеры, выделяет 4 вида стратегий занятости: активно-целевая, пассивно-целевая, активно-внецелевая

(случайная) и внецелевая [1] Мы считаем, что системная работа по профессиональному развитию студента в вузе способствует формированию у него стратегии активного типа, позволяющей человеку выбрать профессию в соответствии со своими особенностями и предпочтениями, получать от неё удовлетворение, максимизировать усилия во время обучения, приобретать все необходимые профессиональные навыки и умения, формировать компетенции, ранний опыт трудовой деятельности, нацеленность на продвижение по карьерной лестнице

Изучение опыта работы российских вузов показывает, что в настоящее время помимо традиционных форм работы с работодателями и студентами постепенно начинают внедряться новые формы и методы, способствующие формированию субъектной позиции на рынке труда, и как следствие повышающие эффективность трудоустройства .

Многие вузы широко используют различные способы информирования студентов о профессиях, востребованных в региональной экономике, через проведение ярмарок вакансий (дней карьеры), во время которых организуется непосредственное взаимодействие с потенциальными работодателями, студенты имеют возможность познакомиться с ситуацией на рынке труда, узнать требования конкретных работодателей к соискателям, спрогнозировать свой будущий уровень заработной платы и т.д. Данное направление деятельности может иметь разные организационные формы и масштабы: от мероприятий на отдельных кафедрах или в отдельных университетах до областных ярмарок при поддержке региональных центров занятости и кадровых агентств

Развитие профессиональной позиции невозможно без включения в непосредственную деятельность, которая как правило осуществляется в ходе учебных и производственных практик, а также стажировок, в процессе прохождения которых студенты получают реальный профессиональный опыт развитая и разнообразная система организации практик и стажировок, а также иные формы взаимодействия с работодателями, например, включение их в учебный процесс в качестве преподавателей (обязательное требование профстандарта), является существенным условием полноценного знакомства с будущей профессией, пониманием возможностей карьерного роста

В контексте современной концепции непрерывного образования и динамично меняющегося рынка труда дополнительное профессиональное образование становится уже традиционным способом расширения возможностей трудоустройства Вузы постоянно обновляют и расширяют спектр программ дополнительного образования и повышения квалификации с учетом востребованности определенных профессий и отельных компетенций в экономике регионов . К освоению данных программ всё чаще прибегают студенты очной формы, видя в них возможность повышения конкурентоспособности

Еще одной формой работы, направленной на развитие траекторий профессионального самоопределения, активных профессиональных стратегий, компетенций саморазвития и карьерного планирования являются различные образовательные технологии, которые используют вузы, ориентированные на системное сопровождение трудоустройства выпускников . Со студентами различных курсов проводят профориен-тационную диагностику, позволяющую выявлять динамику личност-но-профессионального развития; занятия в форме лекций, тренингов и деловых игр, направленных на развитие способностей к самопознанию, самоорганизации, построению индивидуальных траекторий профессионального развития, формирование коммуникативных компетенций и навыков командной работы

Очевидно, что формирование студента как субъекта будущей профессиональной деятельности будет эффективнее осуществляться при комплексном использовании различных форм деятельности . Подобная работа проводится как правило в рамках отдельной вузовской структуры, ориентированной на содействие профессиональному развитию (отделы / центры содействия трудоустройству, отделы практик и трудоустройства, центры развития карьеры и т.п .). Данные подразделения, как правило, выполняют ряд функций:

- осуществляют сопровождение студента в процессе обучения: про-фориентационные мероприятия, занятия по развитию активных карьерных стратегий, развитию навыков поведения на рынке труда;

- организуют взаимодействие с работодателями: согласование образовательных программ, практики, стажировки;

- проводят аналитическую работу по мониторингу рынка труда и трудоустройству выпускников

С целью выявления взаимосвязи между деятельностью вузов по профессиональному сопровождению студентов и их профессиональными стратегиями было проведено исследование в пяти вузах г Смоленска: ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», ФГБОУ ВО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия», ВО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет», филиал ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»» в г. Смоленске . Анализ деятельности каждого вуза осуществлялся по следующим критериям: показатели трудоустройства выпускников, мероприятия, направленные на сопровождение профессионального самоопределения, проводимые вузом; степень включенности студентов в проводимые мероприятия; профессиональные стратегии занятости студентов выпускных курсов Для исследования использовались следующие методы:

1 . письменный опрос для выявления информированности студентов о мероприятиях, проводимых вузом и их оценки, а также для определения типов профессиональных стратегий . В анкетировании приняли участие по 30 студентов выпускных курсов каждого вуза (всего 150 человек);

2. анализ информационных ресурсов (официальных сайтов высших учебных заведений города Смоленска; официального сайта Министерства науки и высшего образования РФ с данными мониторинга трудоустройства выпускников высших учебных заведений)

По итогам опроса студентов были определены стратегии профессиональной занятости (по классификации А . А. Борисовой [1]) (Рис . 1).

70,0

СмолГУ СГМУ СФМЭИ СГСХА СГАФНСТ

■ активно-целевая пассивно-целевая ■ активно-внецелевая Ввнецелевая

Рис. 1. Распределение студентов вузов по типам стратегий, в%

В целом целевые стратегии преобладают над внецелевыми, однако их соотношение различается от 100% в медицинском университете до 63,3% в СмолГУ и 53,3% в сельскохозяйственной академии . В профильных вузах выше количество студентов, ориентированных на работу по полученной специальности . Однако важным фактором, также оказывающим влияние на предпочтение целевых стратегий, является востребованность получаемой профессии на рынке труда и её экономический статус . Предпочтение активно-нецелевых стратегий свидетельствует о том, что многие студенты ещё не определились, собираются ли они работать по полученной специальности При этом высокая доля студентов с активными стратегиями может косвенно указывать

на эффективность проведенных в вузе различных мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению

Изучение официальных сайтов вузов показало в 4-х вузах из 5 (кроме СФ МЭИ) наличие подразделений, отвечающих за трудоустройство выпускников, однако объем проводимых мероприятий различается, также как формы и методы проводимой работы . Большинство вузов ограничиваются стандартным набором направлений работы: организацией практик и мониторингом трудоустройства выпускников, практически не представлена индивидуальная работа со студентами (помощь в составлении карьерных планов, написании резюме и т .п .). Несмотря на отсутствие специального подразделения в энергетическом институте регулярно проводятся встречи с работодателями, также вуз предлагает возможность платно пройти компьютерную диагностику «Профкарь-ера», которая вместе с консультацией психолога помогает определить направления развития карьеры Во всех вузах функционируют подразделения дополнительного образования с широким набором программ переподготовки и повышения квалификации На сайтах большинства вузов есть разделы «Вакансии» или «Трудоустройство», где можно ознакомиться с актуальными предложения трудоустройства из различных регионов страны с указанием данных о требуемых специалистах, размере заработной платы, социальных гарантиях и т д

Сопоставление официальной информации о деятельности вузов с опросом студентов показывает, что существует расхождение между заявленными мероприятиями и фактически проводимой работой Большинство опрошенных студентов СмолГУ, СГМУ, СФ МЭИ (7080%) не осведомлены о наличии в своем вузе специального подразделения, занимающегося содействием трудоустройству . В СГСХА о таком отделе знают 36,7% опрошенных, и только в СГАФКСТ 76,7% слышали о его существовании . Соответственно, по 73,3% опрошенных студентов СмолГУ и СГАФКСТ, по 86,7% студентов СГМУ и СФ МЭИ никогда не участвовали в мероприятиях, направленных на развитие активных стратегий занятости, компетенций эффективного трудоустройства Только 43,3% опрошенных студентов из СГСХА отметили, что принимали участие в подобных мероприятиях Еще 43,3% выпускников данного вуза и 60% выпускников филиала СФ МЭИ принимали участие во встречах с работодателями Проинформированы о возможностях различных форм дополнительного образования около половины опрошенных в каждом вузе (от 43,3% до 63,3%)

Результаты мониторинга трудоустройства выпускников смоленских вузов, проведенного Министерством высшего образования и науки рФ в 2018 г. , представлены на Рис . 2 .

Планка в 70%, которая является показателем эффективности работы вуза по трудоустройству выпускников, преодолена всеми вузами,

однако наиболее высокие результаты у профильных вузов (медицинской и энергетической направленности) . При этом самый низкий результат также у профильного вуза сельскохозяйственной направленности, несмотря на его активную и разнообразную работу .

90% 85%

Смол ГУ СГМУ СФМЭИ СТСХА СГАФКСТ

рис. 2. Показатели трудоустройства вузов по мониторингу Минобрнауки (2018 г.)

Таким образом, деятельность вузов по развитию профессионального самоопределения студентов не является единственным условием, определяющим развитие профессиональных стратегий выпускников и успешность их трудоустройства .

Фактические показатели эффективности деятельности вуза, выражающиеся в количественном отношении трудоустроившихся выпускников, зависят от нескольких факторов:

специфики предоставляемого образования и востребованности предлагаемых специальностей на рынке труда;

степени фактической реализации вузами мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности студентов;

субъективных установок учащихся на получение образования . Можно сделать вывод о том, что результативность трудоустройства является следствием не только образовательных факторов, но и экономических, в частности востребованности профессии на рынке труда, которая выступает отражением объективных экономических и социальных процессов

Литература

1 . Борисова А. А . Стратегии трудоустройства студентов вузов. // Известия

ИГЭА. 2012. № 4(84). C. 96-100. 2. Зеер Э. Ф. , Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности . // Психологический журнал . 1997. Т . 18 . № 6 . С . 35-44.

3 . Иванова Е. В . Молодёжный рынок труда: проблемы сбалансированно-

сти . // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3(257). С. 89-91 .

4 Кремень Ф М , Кремень С А Формирование профессиональных стратегий молодежи в условиях вузовской подготовки . // Известия Смоленского государственного университета. 2017. 4(40). С. 413-423.

5. Руденко Г . Г . , Савелов А. Р . Специфика положения молодежи на рынке труда. // Социологические исследования . 2002. № 5. С. 101-107.

Сведения об авторах

Кремень Фаина Маратовна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы Смоленского государственного университета. E-mail: fmkremen@gmail.com

Кремень Сергей Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Смоленского государственного университета. E-mail: skremen@yandex.ru

Activities то support students' professional self-determination in higher education institutions

F. M. Kremen, S. A. Kremen

Higher education institutions can assist students in supporting professional self-determination through various forms and areas of activity: interaction with employers, organization of additional education, use of career guidance technologies. A study was conducted to identify the relationship between the work of universities to promote professional self-determination, the features of professional strategies and the level of employment of graduates. The following research methods were used: a survey of 150 4th and 5th-year undergraduate students from five Smolensk universities, analysis of the activities of universities in the studied area and analysis of employment data. The study showed that the number of students with targeted strategies significantly prevails in specialized universities (medicine - 100%, energy -80%, physical education and sports - 73%) compared to classical University (63%). There is also a positive relationship between the participation of respondents in various events held by the University and the indicators of employment monitoring, as well as the percentage of graduates with active professional strategies. The results of the study showed that the effectiveness of the University's activities depends on the specifics of the provided education and the demand for the offered specialties in the labor market, the subjective attitudes of students to receive education, as well as the degree of actual implementation by universities of measures aimed at improving the competitiveness of students.

Key words: higher education institution; student; support; professional self-determination; professional strategies.

References

1 . Borisova A. A. Strategii trudoustrojstva studentov vuzov [Strategies for university students' employment], Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii [Bulletin of the Irkutsk State Academy of Economics], 2012. № 4(84). pp. 96-100.

2. Zeer Je . F. , Symanjuk Je Je . Krizisy professional'nogo stanovlenija lichnosti [Crises of professional development], Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 1997. T. 18. № 6. pp . 35-44.

3 . Ivanova E. V . Molodjozhnyj rynok truda: problemy sbalansirovannosti [Youth labor market: problems of balance]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2012. № 3(257). pp 89-91

4. Kremen' F . M. , Kremen' S . A . Formirovanie professional'nyh strategij molodezhi v uslovijah vuzovskoj podgotovki [Formation of professional strategies of youth under the conditions of university education] Izvestija Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Smolensk State University] 2017 4(40) pp 413-423

5. Rudenko G. G. , Savelov A . R . Specifika polozhenija molodezhi na rynke truda [Specific situation of young people in the labour market], Sociologicheskie issledovanija [Sociological Studies]. 2002. № 5 . pp . 101-107 .

About the Authors

Kremen Faina Maratovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate

Professor, Chair of the Department of Social Work Smolensk State University,

Russia. E-mail: fmkremen@gmail.com

Kremen Sergei Anatol'evich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate

Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Smolensk State

University, Russia. E-mail: skremen@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.