Научная статья на тему 'Деятельность п-а. Спаака в сфере европейской интеграции'

Деятельность п-а. Спаака в сфере европейской интеграции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1252
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬ-АНРИ СПААК / БЕЛЬГИЯ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УГЛЯ И СТАЛИ / НАТО / PAUL-HENRI SPAAK / BELGIUM / EUROPEAN MOVEMENT / EUROPEAN COAL AND STEEL COMMUNITY / NATO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Криулина Ирина Вячеславовна

В статье рассматривается деятельность бельгийского политика Поль-Анри Спаака, который известен, прежде всего, как один из инициаторов послевоенной европейской интеграции. Он стоял у истоков создания Совета Европы, принимал активное участие в разработке проекта Европейского объединения угля и стали, возглавлял Комиссию, подготовившую Римские договоры об учреждении Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии. Благодаря активной работе по объединению Европы, в 1950-е гг. П-А. Спаак получил титул «Мистер Европа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P-H. Spaak Activities in the Sphere of European Integration

In this article the activities of Paul-Henri Spaak, a Belgian politician, are examined. Mr. Spaak is well-known as initiator of postwar European integration. He was one of the originators of the Council of Europe, participated in development of European Coal and Steel Community project, headed the committee, that elaborated Treaties of Rome about European Economic Community and European Atomic Energy Community. Owing to his active work at European association, in 1950s P-H. Spaak was surnamed «Mr. Europe».

Текст научной работы на тему «Деятельность п-а. Спаака в сфере европейской интеграции»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П-А. СПААКА В СФЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

И.В. Криулина

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается деятельность бельгийского политика Поль-Анри Спаака, который известен, прежде всего, как один из инициаторов послевоенной европейской интеграции. Он стоял у истоков создания Совета Европы, принимал активное участие в разработке проекта Европейского объединения угля и стали, возглавлял Комиссию, подготовившую Римские договоры об учреждении Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии. Благодаря активной работе по объединению Европы, в 1950-е гг. П-А. Спаак получил титул «Мистер Европа».

Ключевые слова: Поль-Анри Спаак, Бельгия, Европейское движение, Европейское объединение угля и стали, НАТО.

Поль-Анри Спаак (Paul-Henri Spaak, 1899—1972гг.) — бельгийский политический и государственный деятель — по праву считается одним из отцов — основателей объединенной Европы. Он родился 25 января 1899 г. в городе Схарбек и был представителем династии известных политиков. Его мать стала первой в Бельгии женщиной-сенатором, от нее он унаследовал интерес к социализму. В 1920 г. Поль-Анри Спаак вступил в коммунистическую Рабочую партию Бельгии, а после получения диплома адвоката стал играть активную роль в политике. В 1932 г. был избран депутатом парламента от Брюсселя, в 1935 г. стал министром транспорта и путей сообщения в кабинете ван Зееланда, в 1936 г. — министром иностранных дел, а в 1938 г. — премьер-министром. После начала Второй мировой войны и вторжения Германии в Бельгию П-А. Спаак находился на положении интернированного во Франции и Испании, но затем смог попасть в Великобританию. В октябре 1940 г. он снова стал выполнять обязанности министра иностранных дел Правительства Бельгии, находящегося в изгнании в Лондоне. С 1944 г. Спаак являлся одним из руководителей бельгийской Социалистической партии, после окончания войны представлял свою страну на Парижской мирной конференции. В целом политическая карьера П-А. Спаака была более чем успешной: он неоднократ-

но занимал посты министра иностранных дел (в 1936—1937, 1938, 1939—1947, 1949, 1954—1957, 1961—1965, 1965—1966) и премьер-министра Бельгии (в 1938— 1939, 1946, 1947—1949).

Вместе с тем Поль-Анри Спаак известен как один из инициаторов послевоенной европейской интеграции, давшей начало Европейскому Союзу. Своей активной деятельностью в этом направлении в 1950-е гг. он даже заслужил шутливый титул «Мистер Европа». Еще во время Второй мировой войны, будучи министром бельгийского правительства в Лондоне, П-А. Спаак в своем меморандуме, адресованном членам английского кабинета консерваторов, писал о необходимости объединения стран Европы. При этом он отмечал, что лидером данного процесса должна стать Великобритания, для чего ей необходимо соблюсти два обязательных условия: первое — Великобритания должна остаться очень мощной державой; второе — она должна быть заинтересована в процветании Европы, отказаться от попыток установления и сохранения европейского равновесия и должна быть готова взять на себя ответственность за верховенство на европейском континенте [6. С. 4].

Подобный выбор Спаак объяснял тем, что маленькой стране, вроде Бельгии, вряд ли удалось бы повести за собой другие государства в таком трудном начинании, которое потребует структурной перестройки всего европейского общества, поэтому лидерами и инициаторами объединения должны стать великие державы, и, прежде всего, Великобритания. По мнению Спаака, у Западной Европы уже были все необходимые предпосылки для самого тесного сотрудничества и интеграции: отсутствие серьезных и неразрешимых территориальных споров, сформировавшаяся общность политических, юридических и моральных принципов, а также сопоставимый уровень социального развития [5. С. 234]. С точки зрения П-А. Спаака, идеалом была бы, конечно, мировая организация, но так как нереально было рассчитывать на интеграцию в столь больших масштабах, он решил сосредоточить усилия на создании организации, объединяющей Европу.

Спаак горячо поддержал идею образования Организации Объединенных Наций и принимал активное участие в ее создании. Будучи министром иностранных дел Бельгии, он возглавлял делегацию своей страны на Сан-Францисской мирной конференции и на заседаниях Подготовительной комиссии Организации Объединенных Наций был избран заместителем Председателя этой комиссии. В январе 1946 г. П-А. Спаак стал первым Председателем Генеральной Ассамблеи ООН и занимал эту должность в течение одной сессии [3].

Несмотря на работу в ООН, Спаак не оставлял попыток продвинуться по пути европейского объединения. После Второй мировой войны он неоднократно обвинял Великобританию и США в том, что они сознательно затягивали процесс организации Европы в 1944—1945 годах, чтобы не портить отношений с СССР, который относился враждебно к данной перспективе. Таким образом, много времени было упущено. Видя в коммунизме угрозу для Запада, Спаак заявлял, что сотрудничество с Советским Союзом невозможно, и это еще одна причина для скорейшей интеграции как на европейском, так и на трансатлантическом уровне. Спаак

был активным сторонником принятия «плана Маршалла», который должен был способствовать реконструкции Западной Европы, и считал, что США тоже должны проявлять заинтересованность в решении европейских проблем [7]. Он высоко оценил речь У. Черчилля, произнесенную в 1946 г. в Университете Цюриха, в качестве призыва к объединению Европы и отмечал, что с этого момента европейская идея вступила в новую эру [6. С. 5]. Спаак был уверен, что концепция абсолютного суверенитета больше не актуальна, и, если европейские государства останутся разобщенными и не будут искать новых форм экономического сотрудничества, Западная Европа придет в упадок [5. С. 234].

П-А. Спаак участвовал в работе Европейского конгресса, открывшегося в мае 1948 г. в Гааге, для того, чтобы придать новые силы движению за объединение Европы и сформулировать практические рекомендации. Прямым следствием предложений Гаагского конгресса явилось создание 25 октября 1948 г. так называемого «Европейского движения» — постоянно действовавшей неофициальной организации, главной целью которой было развитие и пропаганда идеи Европейского союза. Почетными президентами Европейского движения были избраны П-А. Спаак, Л. Блюм, У. Черчилль и Де Гаспери, что должно было подчеркнуть наднациональный характер организации и ее независимость от влияния различных партий. Европейское движение стало главной силой, давшей толчок созданию Совета Европы и, в конечном итоге, Европейских экономических сообществ и Европейского Союза [2].

Особую роль в образовании Совета Европы сыграл П-А. Спаак, который благодаря своему международному авторитету и высокому национальному статусу министра иностранных дел сделал все необходимое для рассмотрения предложенных проектов на высшем уровне. В качестве главы бельгийского внешнеполитического ведомства он принимал активное участие во всех дебатах и неоднократно призывал вести политику, открытую компромиссам. Так, в июле 1948 г. христианский демократ де ля Вале Пуизин обратился к П-А. Спааку с предложением поддержать поступивший от Европейского движения проект по образованию европейской организации. Со своей стороны Спаак выразил готовность продвигать данные предложения. В средине августа Международный комитет по европейскому объединению представил меморандум, в котором вышеупомянутый проект был скорректирован, а в сентябре 1948 г. он был официально принят Бельгией и Францией. П-А. Спаак и Р. Шуман договорились о совместных действиях и пригласили другие страны — члены Брюссельского Пакта принять участие в конкретизации предложений Европейского движения. Оба политика полагали, что их необходимо представить на обсуждение европейской общественности.

Франко-бельгийский проект предусматривал создание организации, главным органом которой должна была стать Парламентская Ассамблея, состоящая из представителей европейских парламентов и обладающая обширной компетенцией. Такое радикальное политическое изменение вызвало противодействие Великобритании, не стремившейся идти дальше классического межправительственного сотрудничества. Ситуация осложнялась тем, что большинство руководителей кон-

тинентальных стран, так же как и Спаак, рассматривало Великобританию в качестве необходимого союзника в объединении, что обеспечивало Лондону превалирующее положение при разработке договора о новой организации. Считая, что соглашение в этом вопросе необходимо, П-А. Спаак приложил все усилия для поиска компромисса. В результате 5 мая 1949 г. был заключен договор об учреждении Совета Европы, институциональная структура которого состояла из Комитета министров и Консультативной Ассамблеи, председателем Первой сессии которой стал П-А. Спаак.

Таким образом, вклад Бельгии во главе с П-А. Спааком в создание Совета Европы был более чем значительным. На протяжении всего периода переговоров и консультаций бельгийские представители старались сблизить во многом противоположные позиции Великобритании и Франции. Это было обусловлено тем, что в объединении Европы на основе общеевропейских ценностей и в создании первой европейской Ассамблеи бельгийские политики видели возможность поддержать международный статус своей страны в связи с формированием враждующей биполярной системы [2]. При образовании Совета Европы победила английская точка зрения, предусматривавшая создание межправительственного, а не наднационального органа. Комитет министров полностью подчинил себе Ассамблею, и новая структура не могла быть названа федерацией. Несоответствие реальной организации в первые годы ее существования ожиданиям европейских федералистов привело к пессимистическим настроениям. Разочаровавшись в возможностях Совета Европы, П-А. Спаак подал в отставку с поста председателя Консультативной Ассамблеи и энергично включился в работу созданного в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и подготовку Римских договоров.

Подписание в апреле 1951 г. шестью государствами (Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией) Парижского договора вывели дискуссии о будущем Европы на качественно новый уровень. Одним из институтов ЕОУС стала Общая Ассамблея, председателем которой в 1952—1954 гг. являлся П-А. Спаак. Важной частью деятельности Общей Ассамблеи была разработка предложений по дальнейшей интеграции. Обсуждение данной темы проходило в контексте предложений, сделанных Спааком, который при поддержке правительств Бенилюкса инициировал новую интеграционную программу.

В апреле 1955 г. Спаак обратился к шести странам ЕОУС с предложением выразить свое мнение по поводу продолжения процесса европейской интеграции, а именно, усиления интеграции по секторам производства, особенно подчеркивая широкие перспективы сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии. Эта инициатива была встречена довольно прохладно, что побудило Спа-ака обратить внимание на идеи министра иностранных дел Нидерландов Я. Бейена, который выступал за всеобщую экономическую интеграцию. На основе компромисса между проектом Спаака о частичной интеграции по отраслям производства и предложением Я. Бейена об общей экономической интеграции страны Бенилюкса разработали Меморандум стран Бенилюкса к шести странам — участницам Европейского объединения угля и стали. Наряду с проектом экономического сооб-

щества в документе содержалось почти все, что касалось создания новой организации для развития атомной энергетики в мирных целях. К этой программе был добавлен пункт, выдвинутый Я. Бейеном, о прогрессивном сокращении всех тарифов между шестью странами Сообщества. Договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома), согласно данному плану, предстояло подписать на конференции, где должны были присутствовать представители правительств «шестерки» и Великобритании, а также руководство ЕОУС [4. С. 174].

1 июня 1955 г. открылась конференция министров иностранных дел «шестерки» в Мессине. За основу для соглашения был принят Меморандум Бенилюкса, в который внесли лишь несколько смягчающих моментов, а также было предложено описание рабочей процедуры. Проект распространения опыта ЕОУС на хозяйственные структуры стран-членов в целом вызвал всеобщее одобрение. Уже 2 июня на свет появилась резолюция, согласно которой создавался Комитет, состоявший из делегатов и правительственных экспертов. Он должен был подготовить доклад для министров, которые брали на себя обязательство дать дальнейшие инструкции по доработке договоров. П-А. Спаак был назначен председателем данного Комитета. Следует отметить, что проекты получили единогласную поддержку в Комитете, но немцы и французы голосовали за них по разным причинам. Первые видели возможность получить доступ к атомным разработкам, пусть и для мирных целей, вместе с тем учреждение Экономического сообщества было их главной задачей, а Евратом — лишь промежуточным этапом. Французы, напротив, считали Сообщество по атомной энергии актуальной идеей, воплощение которой обеспечит энергетическую независимость Западной Европы, а Экономическое сообщество — недоработанной структурой с отдаленными перспективами реализации. Главным автором текстов обоих договоров был Пьер Юри, что никак не уменьшает заслуг Спаака в защите и пропаганде новых сообществ, именно он четко наметил перспективу их развития. Однако приходилось ждать, пока договоры будут окончательно согласованы, так как по политическим соображениям они могли быть подписаны только одновременно [1].

Благодаря активной посреднической деятельности П-А. Спаака, компромисс был найден, Комитет благополучно завершил свою работу, и 25 марта 1957 г. в Риме состоялось торжественное подписание странами «шестерки» договоров о создании Европейского Сообщества по атомной энергии и Европейского Экономического Сообщества, вступивших в силу 1 января 1958 года. С конца 1950-х годов после образования ЕЭС наступает период подъема европейской экономики. Возвращение в июне 1958 г. во Франции к власти генерала де Голля совпало с возобновлением дискуссий по политическим и институциональным аспектам европейского строительства. Французские планы в области политической организации Европы так, как они были представлены на соответствующей пресс-конференции Шарля де Голля и в виде проектов Фуше, вызвали у П-А. Спаака и других бельгийских политиков три принципиальных замечания.

Первое. Согласно данным инициативам принципы общего рынка заменялись в пользу конфедеративной Европы. П-А. Спаак опасался, что учреждение полити-

ческой Европы межправительственного типа с центром в Париже, за что выступал де Голль, не сможет привести к созданию действительной Европы сообществ и снизит роль уже существующих Европейских Сообществ до уровня исполнительных органов, откуда возникал риск их постепенной замены классическим межправительственным союзом. Помимо защиты общеевропейских интересов, речь здесь шла и о практических выгодах для Бельгии — отстаивании прав города Брюсселя считаться столицей всей Европы.

Второе. Бельгийские дипломаты опасались, что перестройка Европы в соответствии с французскими планами окажется поводом для Франции (или в перспективе для Германии) играть роль неоспоримого лидера европейской интеграции.

Наконец, третье. П-А. Спаак расценивал политику, проводимую генералом де Голлем, как направленную на обособление Европы от англо-саксонского мира [4. С. 177]. Сам Спаак оставался горячим сторонником привлечения США, и особенно Великобритании, в европейские дела и неоднократно заявлял, что невозможно рассматривать европейскую внешнюю политику вне сотрудничества с этими странами. Следует отметить, что большинство бельгийских политиков традиционно видели в поддержке Лондона самые верные гарантии независимости своей страны. П-А. Спаак сознавал, что промедление со вступлением Великобритании в ЕЭС, равно как и присоединение ее к Сообществам, могло привести к негативным последствиям: промедление могло ослабить позиции «шестерки» в Европе и создать ощущение отсутствия политической безопасности у граждан стран — членов ЕЭС; при вступлении Великобритании в ЕЭС могло произойти примирение с мыслью о создании слабо интегрированного союза, так как Великобритания только усилила бы лагерь «минималистов», выступающих за исключительно межгосударственное сотрудничество [1].

Несмотря на веские причины для противодействия, П-А. Спаак постарался не отвергать бесповоротно французские предложения. Такая несколько двойственная политика объяснялась тем фактом, что большинство политических, экономических и общественных деятелей Бельгии осознавали, что Франция все-таки играет основополагающую роль в европейской интеграции. Отсюда делался вывод: так как Франция является неизбежным партнером, не нужно категорически отказываться от выдвигаемых ею предложений, а продолжать переговоры, кое в чем даже уступать, чтобы взамен добиться смягчения французских позиций в других областях интеграции, либо получить компенсации в рамках НАТО.

Так, летом 1959 г. после провала переговоров по политическому Союзу П-А. Спаак заявил, что Бельгия выдвигает два требования: наднациональный принцип построения и британский противовес. По французскому проекту эти два условия не соблюдались, Бельгия же считает необходимым добиться выполнения хотя бы одного из них. Так как французская позиция делает невозможным создание наднационального союза, Бельгия выступает за то, чтобы Великобритания была, по крайней мере, одним из членов Сообществ [4. С. 178—179]. Разногласия между странами «шестерки» не имели характера выбора между Европой отдельных государств и Европой наднациональной. Ни одно из правительств, в том числе

и бельгийское, не выражало готовности подписать соглашение о реальной конфедерации. Говоря о наднациональности, П-А. Спаак оставлял за скобками такие проблемы, как независимость от национальных правительств европейского исполнительного органа и введение прямого действия европейского права на граждан, понимая, что на тот момент государства Европы еще не были готовы к такому серьезному шагу. Таким образом, споры шли не о характере союза, а о степени слабости конфедеративных связей [1].

Что касается самой идеи политической интеграции, то первоначально П-А. Спаак оставался сторонником европейского объединения, но в большей степени в экономическом плане, чем в плане общей внешней политики. Во время разработки Комиссией Фуше договора о политическом союзе Спаак не раз заявлял, что, по его мнению, проведение политических консультаций с участием стран «шестерки» является «плохой инициативой», а Бельгии и Нидерландам следует объединить свои усилия в недопущении реализации этого проекта. Он даже официально уведомил Вашингтон о том, что намерения «шестерки» проводить политические консультации вызывают у него серьезные возражения [4. C. 178]. Впоследствии в первой половине 1960-х годов бельгийские политические деятели, в том числе и Спаак, во многом пересмотрели в сторону одобрения оценки французских проектов по созданию политического союза.

Следует подчеркнуть, что наряду с активным участием в деле европейской интеграции, П-А. Спаак оставался убежденным сторонником расширения и укрепления трансатлантических связей. Еще в 1948 г. Спаак принимал участие в подготовке Брюссельского пакта — документа, положения которого впоследствии были перенесены в текст Северо-Атлантического договора, а также в разработке параллельной организационной структуры — Западно-Европейского Союза. В 1957—1961 гг. Спаак занимал пост Генерального Секретаря НАТО. В 1966 г. П-А. Спаак оставил политическую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Браницкий А.Г. Интеграционные процессы в Западной Европе в 1955—1966 гг.: успехи и болезни роста // www.cir.nnov.ru/pages/issues/vestnik/9999-0200_West_MO_2003_1/27.pdf

[2] Калашникова Н.В. Образование Совета Европы, его структура и основные направления деятельности // orel3.rsl.ru/dissert/kalashnikova_n_v/EBD_508_kalaschnikovaNV.pdf

[3] Председатель первой сессии Генеральной Ассамблеи // www.un.org/russian/basic/mainorg/ gapres/bio1.htm

[4] Стеландр И. Бельгия и начало Европейского сообщества 1950—1963 гг. // История европейской интеграции (1945—1994). — М.: ИВИ РАН, 1995.

[5] Huizinga J.H. Mr. Europe. A political biography of Paul-Henri Spaak. — L.: Weidenfeld& Nicolson, 1961.

[6] SpaakP-A. Face to face with Europe. — L.: Conservative political centre, 1967.

[7] Spaak P-A. The Atlantic Alliance and its future. (Text of the speech given by M. Paul-Henri Spaak at the closing session of the Conference on the North Atlantic Community, Bruges, Belgium, 14 September 1957) // www.nato.int/docu/speech/1957/s19570914.htm

P-H. SPAAK ACTIVITIES IN THE SPHERE OF EUROPEAN INTEGRATION

I.V. Kriuolina

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

In this article the activities of Paul-Henri Spaak, a Belgian politician, are examined. Mr. Spaak is well-known as initiator of postwar European integration. He was one of the originators of the Council of Europe, participated in development of European Coal and Steel Community project, headed the committee, that elaborated Treaties of Rome about European Economic Community and European Atomic Energy Community. Owing to his active work at European association, in 1950s P-H. Spaak was surnamed «Mr. Europe».

Key words: Paul-Henri Spaak, Belgium, European movement, European Coal and Steel Community, NATO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.