ных вариантов группировки сил (боевого порядка) для конкретной ситуации, планирование действий войсковых сил и непосредственное управление ими в ходе специальных операций [6].
При этом важно понимать истинное понятие экстремальной ситуации. Экстремальная ситуация (лат. ех^етит — крайнее, предельное; situatio — положение) — понятие, посредством которого дается интег-ративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой про-блемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в этих условиях.
В рамках гражданской обороны в ОВД решаются задачи по характеристике экстремальных ситуаций, организации защиты личного состава в экстремальных ситуациях, а также по обеспечению мероприятий гражданской обороны (в военное время, при стихийных бедствиях, катастрофах и т.д.).
Военная топография в ОВД изучает элементы местности, изучение топографических карт с целью планирования возможных действий как своих подразделений, так и противника для успешного проведения специальных операций.
Занятия с личным составом по ТСП позволяют создать проблемные ситуации развития наиболее значимых
служебно-психологических качеств, обеспечивая эффективность выполнения оперативно-служебных задач.
Таким образом, при рассмотрении оперативно-боевой подготовки как системы можно выделить ее структурные элементы и определить взаимосвязь между ними, что позволит выстроить ее более качественно и достигнуть наилучших результатов.
Литература
1. Ноздрачев В.В. Методика совершенствования боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России : автореф... канд. пед. наук М. 2000.
2. Горбенков С.Г. Методика огневой подготовки слушателей образовательных учреждений МВД России : автореф... канд. пед. наук. М., 1997.
3. Иванов А.В. Специальная физическая подготовка слушателей образовательных учреждений Федеральной службы налоговой полиции : автореф... канд. пед. наук. М. 1999. С. 13.
4. Асхамов А.А. Развитие физических качеств у курсантов ссузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях : автореф... кад. пед. наук. СПб., 2007. С. 12.
5. Теория и методика физического воспитания : учебник // под ред Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. изд. 2-е : в 2 т. М., 1976.
6. Боевая подготовка работников органов внутренних дел : учебник // под ред. И.А. Дворяка. М., .1991
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОВД ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
С.В. НОВИКОВ,
адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России
12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право s-v-novikov@ gmail.ru
Аннотация. Рассматриваются основные направления предупреждения экономических преступлений на рынке ценных бумаг, осуществляемые органами внутренних дел.
Ключевые слова: предупреждение преступлений, экономические преступления, рынок ценных бумаг, ОВД.
ACTIVITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES UNDER THE PREVENTION OF THE ECONOMIC CRIMES MADE ON A SECURITIES MARKET
S.V. NOVIKOV,
postgraduate of criminology chair of Moscow university of MIA Russia
Annotation. The main directions of the economic crimes' prevention in the security market, performed by law-enforcement bodies are considered.
Key words: crime prevention, economic crimes, security market, law-enforcement.
В системе субъектов предупредительной деятельности, которая включает в себя органы, руководящие специально-криминологическим предупреждением преступлений, координирующие и планирующие деятельность ее субъектов и определяющие ее основные направления в общегосударственном, территориальном и локальном масштабах, особое место принадлежит органам внутренних дел осуществляющим профилактику преступлений на рынке ценных бумаг. Они обладают особыми возможностями и наиболее действенными средствами для предупреждения преступлений, поскольку владеют уникальной информацией о наиболее криминогенных отраслях и сферах социально-экономической жизни общества.
Предупреждение преступности и отдельных ее видов (на рынке ценных бумаг) следует считать одной из актуальных и важных задач ОВД. Деятельность ОВД по выявлению преступных посягательств и их устранению должна быть активной, с максимальным использованием всех имеющихся возможностей, сил, средств и методов. Анализ этой сферы деятельности, научных разработок показывает, что преступность на рынке ценных бумаг исследовалась эпизодически; недостаточно конкретных рекомендаций по совершенствованию организации и построению этой работы предлагают и ОВД.
Деятельность ОВД не должна ограничиваться выявлением только причин и условий, детерминирующих совершение этих преступлений. Должна собираться, изучаться, анализироваться информация о причинах позитивных изменений, о состоянии, структуре и динамике экономических преступлений (на рынке ценных бумаг в частности). Имеются в виду положительные процессы и явления, которые привели к высоким результатам в борьбе с преступностью, т.е. положительный опыт. Выявление и изучение причин таких изменений играет в организации профилактической деятельности важную роль. Следует признать ошибочными действия тех практических работников, которые не уделяют должного внимания анализу этих причин и, следовательно, не используют в полной мере их профилактический потенциал.
Предупреждение экономических преступлений на рынке ценных бумаг, осуществляемое ОВД должно быть направлена на своевременное пресечение деятельности организованных преступных групп. Пресечение может проводиться как на начальной стадии, т.е. во время создания группы (подбор членов, приискание средств и разных подготовительных действий), так и во время существования преступной структуры.
Предупреждение преступных посягательств может быть эффективным и давать необходимый результат лишь в случае, если базируется на прочном научном фундаменте. Рекомендации по совершенствованию деятельности:
$ активизировать работу с использованием возможностей Центра общественных связей МВД
России по информированию граждан о признаках возможной мошеннической деятельности, а также рекомендовать гражданам информировать ОВД обо всех сомнительных инвестиционных предложениях;
$ осуществлять регулярный мониторинг и анализ рекламных объявлений и иной информации в сети «Интернет», которую активно используют создатели финансовых пирамид;
$ усилить контроль над регионами, в которых работа по выявлению преступлений, связанных с организациями, обладающими признаками «финансовых пирамид», ведется не на должном уровне;
$ в подразделениях, имеющих низкие результаты работы по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в деятельности организаций, имеющих признаки «финансовых пирамид», запланировать проведение рабочих совещаний;
$ проанализировать перспективные материалы, находящиеся в территориальных подразделениях с целью оказания практической помощи по проведению совместных мероприятий, и др.
Рассматривая вопрос о правовых основах предупредительной деятельности ОВД, необходимо остановиться на информационной составляющей подобного рода деятельности. Информационные основы предупреждения преступлений в сфере экономики предполагают установление информации, используемой ОВД в предупреждении отдельных видов преступлений. Особенности организации предупреждения преступлений рассматриваемой направленности предполагают, как правило, большой объем работы, связанной прежде всего с необходимостью получения и обработки значительного объема информации, поскольку преступные деяния в сфере экономики относятся к категории сложных составов преступлений, регламентированных уголовным законом1.
С целью защиты граждан и государства от преступных посягательств мошенников, ОВД, в соответствии с указаниями руководства МВД России реализован комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в условиях негативных явлений в финансовом и других секторах экономики. В 2009 г. сотрудниками ДЭБ МВД России из «теневого» рынка были изъяты векселя ОАО «Сберегательного банка РФ» и ООО АКБ «Петрокоммерц». Основные поставщики поддельных векселей осуществлялись из Чечни, Дагестана и Латвии.
По результатам проведенного анализа, с 2007 по 2009 г. сотрудниками ОВД выявлено около 2740 финансовых институтов, привлекавших денежные средства населения и не выполнивших свои финансовые обязательства. Из них 518 признаны банкротами или ликвидированы, в отношении 653 возбуждены уголовные дела, по 423 открыто исполнительное судопроизводство.
Проводимые ОВД мероприятия свидетельствуют об активизации деятельности недобросовестных компаний — финансовых пирамид, организаторы которых в условиях повышения доверия к отечественным инвестиционным институтам, а также используя пробелы в законодательстве привлекают, а в последующем похищают денежные средства граждан.
Как правило, такие организации работают по принципу сетевого маркетинга, проводят активную рекламную кампанию по привлечению денежных средств населения под проценты, значительно превышающие среднерыночные; денежные средства привлекаются по договорам займа. Отдельные юридические лица имеют лицензии, выданные ФСФР России, а их сотрудники — квалификационные аттестаты специалистов финансового рынка. Вместе с тем профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг ими практически не осуществляется; полученные лицензии ФСФР России и квалификационные аттестаты специалистов финансового рынка используются в рекламных целях для привлечения денежных средств населения. Фактически их деятельность не относится к сфере деятельности, в отношении которой ФСФР России осуществляет полномочия по контролю и надзору.
Только в истекшем году сотрудниками подразделений экономической безопасности ОВД пресечена деятельность восьми крупных финансовых пирамид, работавших на территории более чем 40 субъектов Федерации. По разным договорам, гарантировавшим выплату большой прибыли (от 40 до 90% в год), более чем 200 тыс. граждан внесли на счета этих организаций более 5 млрд руб., которые в дальнейшем были обналичены либо выведены в офшорные зоны через фирмы-«однодневки».
При определении основных мер по предупреждению экономических преступлений, безусловно, необходимо исходить из криминологической характеристики рассматриваемых деяний. При планировании мер по предупреждению экономических преступлений учитываются наиболее распространенные приемы и способы их совершения. В целях повышения эффективности работы по информированию Президента РФ, федеральных органов государственной власти об угрозообразующих факторах в экономике государства и подготовки предложений по их предупреждению и пресечению организованны сбор, обработка и анализ сведений об угрозах экономической безопасности России и иных значимых негативных явлениях в сфере компетенции органов обеспечения экономической безопасности.
В ходе оценки ситуации, сложившейся в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, установлено широкое проведение расчетов с использованием вексельной схемы, что является криминальным вариантом альтернативной системы денежных переводов, позволяющей недобросовестным хозяйствующим субъектам оставаться вне поля зрения контролирующих и правоохранительных органов. В ходе проведения проверочных мероприятий в отношении законности возмещения НДС по экспортным операциям установлено, что в ряде банков в итоге финансовых операций по переводу денежных средств реального (фактического) их перемещения не происходит, т.е. платежи носят фиктивный характер.
Анализ полученных данных позволяет обеспечить концентрацию сил правоохранительных органов на приоритетных направлениях борьбы с экономической преступностью и как следствие стабилизировать состояние оперативной обстановки путем решения задач, связанных с противодействием криминальному влиянию2.
Таким образом, совершенствование деятельности ОВД по предупреждению экономических преступлений на рынке ценных бумаг видится в повышении информированности сотрудников, усилении взаимодействия подразделений, комплексности проводимых мероприятий, скорейшем внедрении в практическую деятельность ОВД новых приемов и методик предупреждения экономических преступлений. От комплексности зависит степень эффективности профилактической работы служб и подразделений ОВД3. Применение новых приемов и методик предупреждения преступлений, несомненно, позволит на ранних стадиях выявлять лиц, причастных к преступной деятельности, своевременно пресекать их преступную деятельность.
1 Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С.221.
2 Белинский В.В. Предупреждение экономических и налоговых преступлений как одно из приоритетных направлений деятельности подразделений экономической безопасности МВД России // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (14-16 декабря 2005г.). М., 2007. С. 216-217.
3 Карпец И.М. О путях развития криминологии и укрепления ее связи с практикой // Соц. законность. 1984. №10. С. 11.