Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ РУБЕЖЕЙ В 1960-Е - 1970-Е ГГ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ РУБЕЖЕЙ В 1960-Е - 1970-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / КНР / МВД / МООП / МПВО / ГО / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОСОБЫЙ ПЕРИОД / ВОЕННО-МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ УЧЕНИЯ / USSR / PRC / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS (MIA) / MINISTRY OF PUBLIC ORDER (MPO) / LOCAL AIR DEFENSE (LAD) / CIVIL DEFENSE (CD) / FAR EAST / INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES / SPECIAL PERIOD / MILITARY-MOBILIZATION READINESS / COMMAND-STAFF TEACHING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дорохов Вячеслав Жоржович

Статья посвящена малоисследованной в исторической науке теме - организации военно-мобилизационных мероприятий и гражданской обороны в подразделениях органов внутренних дел Дальнего Востока в 60-е - начале 70-х годов XX в. Историографический обзор имеющихся научных публикаций наглядно подтвердил, данный факт. При этом выяснилось, что в основной своей массе эти работы посвящены событиям 1932-1961 гг., когда данное направление курировало НКВД-МВД, а большинство исследователей изучали в основном общегражданские аспекты, практически не затрагивая мероприятий ГО и военно-мобилизационных вопросов, отрабатывавшихся в подразделениях органов внутренних дел. Показано, что возрастание международной напряженности на Дальневосточных рубежах, а именно ухудшение отношений с КНР во второй половине 60-х гг. XX в., стало мощным стимулом к развитию военно-мобилизационной работы в местных органах правопорядка. Если в начале 60-х гг. в дальневосточных подразделениях повсеместно отмечалась нехватка материально-технических средств (автотранспорта, средств связи, вооружения и др.) и штатной численности, что не позволяло на высоком уровне обеспечивать военно-мобилизационные планы и мероприятия ГО, то уже к началу 70-х гг., «благодаря» провокационным действиям Китая, ситуация кардинально изменилась. На органы внутренних дел Дальнего Востока, на укрепление их материальных и людских ресурсов, на их возможности по обеспечению мероприятий «особого периода» было обращено пристальное внимание со стороны всех органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES TO ENSURE THE DEFENSE CAPABILITY OF THE FAR EASTERN BORDERS IN THE 1960S AND 1970S

The article is devoted to a little explored in historical science topic - the organization of military-mobilization events and civil defense in the divisions of the internal affairs authorities of the Far East in the 60s and early 70s of the XX century. The historiographic review of the available scientific publications clearly confirmed this fact. At the same time, it turned out that predominantly these works are devoted to the events of 1932-1961, when this direction was supervised by the NKVD-MIA, and most researchers studied mainly civilian aspects, practically without touching on civil defense activities and military-mobilization issues worked out in units internal affairs authorities. It is shown that increasing international tension on the Far Eastern borders, or rather, the deterioration of relations with PRC in the second half of the 60s of XX century, became a powerful incentive for the development of military-mobilization work in local law enforcement agencies. If in the early 60's in the Far Eastern divisions there was a general shortage of material-technical means (vehicles, communications, weapons, etc.) and staffing levels, which did not allow providing high-level military-mobilization plans and activities of civil defense organizations, by the beginning of the 70s, “thanks to” the provocative actions of China, the situation has changed dramatically. The internal affairs authorities of the Far East, the strengthening of their material and human resources, and their ability to provide for events of the “special period” received close attention from all state authorities.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ РУБЕЖЕЙ В 1960-Е - 1970-Е ГГ»

9. НурковаВ.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти. Дисс... докт. псих. наук. - М., 2009. - 661 с.

10. РикёрП. Память, история, забвение. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. - 728 с.

11. Ложкин И.Я. Дневники // Прожито. Электронный ресурс. Режим доступа: https://prozhito.org/notes?date=%221928-01-01%22&diaries=%5B161%5D Дата обращения 19.06.2020

12. Николаи Ф.В., Мордвинов А.А. Устная история и исследования памяти: проблемы когерентности методологических установок // Приволжский научный журнал. - 2015. - № 2. - С. 223-227.

13. Нуркова В.В. История как личный опыт // Историческая психология и социология истории. - 2009. - № 1. - С. 5-27.

14. Репина Л.П. Память и знание о прошлом в структуре идентичности // Диалог со временем. - 2007. - № 21. - С. 5-21.

References and Sources

1. Senyavskaya E.S. Istoriya vojn Rossii HKH veka v chelovecheskom izmerenii: problemy voenno-istoricheskoj antropologii i psihologii. - M.: RGGU, 2012. - 332 s.

2. Velikaya Otechestvennaya vojna v sovremennom obshchestvenno-istoricheskom soznanii (istoricheskaya pamyat', vospriyatie, uvekovechenie)/ Pod red. E.I. Pivovar. - M.: Arhiv RAN, 2016. - 215 s.

3. Tazhidinova I.G. Dnevniki Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg.: istoriya povsednevnosti // Vestnik arhivista. - 2012. - № 2. - S. 114-128.

4. Tazhidinova I.G. «ZHizn' na vojne» v dnevnikah sovetskih oficerov 1941-1945 gg. // Vestnik CHelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv. - 2015. - № 4. - S. 150-158.

5. Repina L.P. Istoricheskaya pamyat' i nacional'naya identichnost': podhody i metody issledovaniya // Dialog so vremenem. - 2016. - № 54. - S. 9-15.

6. Vorob'eva O.V., Mordvinov A.A. Diskussii ob istoricheskoj pamyati i ugrozy dlya kul'turnoj identichnosti // Istoriya. Elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal. - 2019. - № 5. - S. 23.

7. Hell'bek J. Revolyuciya ot pervogo lica: dnevniki stalinskoj epohi / Per. s angl. S. CHachko. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie. 2017. - 424 s.

8. Zareckij YU.P. Moya zhizn' dlya gosudarstva: massovaya praktika sostavleniya deloproizvodstvennyh avtobiografij sovetskimi lyud'mi // Novoe literaturnoe obozrenie. - 2019. - № 3. - S. 107-127.

9. Nurkova V.V. Kurturno-istoricheskij podhod k avtobiograficheskoj pamyati. Diss. dokt. psih. nauk. - M., 2009. - 661 s.

10. Rikyor P. Pamyat', istoriya, zabvenie. - M.: Izdatel'stvo gumanitarnoj literatury, 2004. - 728 s.

11. Lozhkin I.YA. Dnevniki // Prozhito. Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: https://prozhito.org/notes?date=%221928-01-01%22&diaries=%5B161%5D Data obrashcheniya 19.06.2020

12. Nikolai F.V., Mordvinov A.A. Ustnaya istoriya i issledovaniya pamyati: problemy kogerentnosti metodologicheskih ustanovok // Privolzhskij nauchnyj zhurnal. - 2015. - № 2. - S. 223-227.

13. Nurkova V.V. Istoriya kak lichnyj opyt // Istoricheskaya psihologiya i sociologiya istorii. - 2009. - № 1. - S. 5-27.

14. Repina L.P. Pamyat' i znanie o proshlom v strukture identichnosti // Dialog so vremenem. - 2007. - № 21. - S. 5-21.

АХНУДИНОВА САБИНА ЭЛЬДАРОВНА - студентка Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (sabina.kosmos@mail.ru).

МОРДВИНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат философских наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных наук, Приволжский исследовательский медицинский университет (Н. Новгород) (socgumngma@bk.ru). НИКОЛАИ ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор философских наук, доцент, кафедра всеобщей истории, дисциплин классического цикла и права, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (fvnik@list.ru).

AHNUDINOVA, SABINA E. - Student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University.

MORDVINOV, ALEKSANDR A. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of Social Humanity Science, Privolzhsky Research Medical University, N. Novgorod.

NIKOLAI, FEDOR V. - Doctor of Philosophy, Associate Professor, Department of General History, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N. Novgorod.

УДК 94(47).084.9:351.746«196/197»

ДОРОХОВ В.Ж.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ РУБЕЖЕЙ В 1960-Е - 1970-Е ГГ.

Ключевые слова: СССР, КНР, МВД, МООП, МПВО, ГО, Дальний Восток, органы внутренних дел, особый период, военно-мобилизационная готовность, командно-штабные учения.

Статья посвящена малоисследованной в исторической науке теме - организации военно-мобилизационных мероприятий и гражданской обороны в подразделениях органов внутренних дел Дальнего Востока в 60-е - начале 70-х годов XX в. Историографический обзор имеющихся научных публикаций наглядно подтвердил, данный факт. При этом выяснилось, что в основной своей массе эти работы посвящены событиям 1932-1961 гг., когда данное направление курировало НКВД-МВД, а большинство исследователей изучали в основном общегражданские аспекты, практически не затрагивая мероприятий ГО и военно-мобилизационных вопросов, отрабатывавшихся в подразделениях органов внутренних дел. Показано, что возрастание международной напряженности на Дальневосточных рубежах, а именно ухудшение отношений с КНР во второй половине 60-х гг. XX в., стало мощным стимулом к развитию военно-мобилизационной работы в местных органах правопорядка. Если в начале 60-х гг. в дальневосточных подразделениях повсеместно отмечалась нехватка материально-технических средств (автотранспорта, средств связи, вооружения и др.) и штатной численности, что не позволяло на высоком уровне обеспечивать военно-мобилизационные планы и мероприятия ГО, то уже к началу 70-х гг., «благодаря» провокационным действиям Китая, ситуация кардинально изменилась. На органы внутренних дел Дальнего Востока, на укрепление их материальных и людских ресурсов, на их возможности по обеспечению мероприятий «особого периода» было обращено пристальное внимание со стороны всех органов государственной власти.

DOROHOV, V.Z.

THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES TO ENSURE THE DEFENSE CAPABILITY OF THE FAR

EASTERN BORDERS IN THE 1960S AND 1970S

Keywords: USSR, PRC, Ministry of Internal Affairs (MIA), Ministry ofPublic Order (MPO), Local Air Defense (LAD), Civil Defense (CD), Far East, internal affairs authorities, special period, military-mobilization readiness, command-staff teaching.

The article is devoted to a little explored in historical science topic - the organization of military-mobilization events and civil defense in the divisions of the internal affairs authorities of the Far East in the 60s and early 70s of the XX century. The historiographic review of the available scientific publications clearly confirmed this fact. At the same time, it turned out that predominantly these works are devoted to the events of 1932-1961, when this direction was supervised by the NKVD-MIA, and most researchers studied mainly civilian aspects, practically without touching on civil defense activities and military-mobilization issues worked out in units internal affairs authorities. It is shown that increasing international tension on the Far Eastern borders, or rather, the deterioration of relations with PRC in the second half of the 60s of XX century, became a powerful incentive for the development of military-mobilization work in local law enforcement agencies. If in the early 60's in the Far Eastern divisions there was a general shortage of material-technical means (vehicles, communications, weapons, etc.) and staffing levels, which did not allow providing high-level military-mobilization plans and activities of civil defense organizations, by the beginning of the 70s, "thanks to" the provocative actions of China, the situation has changed dramatically. The internal affairs authorities of the Far East, the strengthening of their material and human resources, and their ability to provide for events of the "special period" received close attention from all state authorities.

Военно-мобилизационная работа - исключительно важный аспект работы всех силовых структур страны. Особая роль в ней отводиться территориальным органам внутренних дел, призванным, в условиях предвоенного или военного времени не только обеспечить правопорядок и проведение специальных мероприятий (отработка действий по различным боевым сигналам и сигналам гражданской обороны, укрытие и эвакуация населения, организация ограничительных, контрольных и профилактических мер, оказание первой помощи пострадавшему населению и др.), но и быть готовым к непосредственному участию в боевых действиях.

При всей важности этого направления работы для государства, к сожалению, за последние годы крупных научных исследований в данной сфере не осуществлялось. Часть ответственности за это лежит на исторической науке, с некой осторожностью подходящей к исследованию данной проблематики. В какой-то мере это объясняется спецификой предмета исследования и его закрытостью. Изначально соответствующая часть как нормативной, так и текущей рабочей документации предназначалась для весьма узкого круга лиц (в территориальном органе внутренних дел этот круг не превышал 10-15 человек, посвященных во все тонкости работы).

Рассекречивание ряда документов, прошедшее на рубеже XX-XXI вв., позволило современным исследователям немного приоткрыть завесу тайны, представив свои суждения на суд публики. При этом тщательному изучению подверглись главным образом гражданские социально-экономические аспекты интересующей темы, относящиеся к событиям 1930-х - 1960-х годов. В данном плане, прежде всего, выделяются ряд диссертаций [1-4]. Определенная часть исследовательского материала нашла отражение в научных статьях, в основном весьма фрагментарно осветивших отдельные исторические и историко-правовые аспекты военно-мобилизационной работы и организации гражданской обороны [5-9]. Очевидно поэтому в 2017 г. Оксана Юрьевна Репухова в своей работе была вынуждена констатировать, что «вопросы военно-гражданской инфраструктурной мобилизационной подготовки до 2000-х гг. не рассматривались как самостоятельный предмет исследований. ... системный подход к исследованию мобилизационной политики и мобилизационной подготовки советского государства на сегодняшний день не сформирован» [4, с.8]. К этому стоит добавить, что еще в большей мере данный вывод справедлив в отношении изучения опыта военно-мобилизационной деятельности органов внутренних дел, долгое время (1932-1961 гг.) возглавлявших данное направление, а после 1961 г. ставших одним из ключевых звеньев Гражданской обороны СССР.

Как видно из краткого историографического обзора, внимание большинства исследователей привлекают события начального этапа истории военно-мобилизационной деятельности, проводившейся в рамках Местной противовоздушной обороны (МПВО), а вот события после 1961 г. так и не стали темой исследований, хотя именно на 1960-1970-е гг. приходятся весьма сложные перипетии истории. Особый интерес представляют события на Дальнем Востоке, где отмечалось разрастание очага международной напряженности (китайско-тайваньский кризис, индо-пакистанский и китайско-индийский конфликты, война во Вьетнаме и др.), напрямую затронувшей и приграничные районы СССР, особенно в связи с нараставшим в 1960-е гг. советско-китайским противостоянием. На фоне отмеченных событий дальневосточные

органы внутренних дел были вынуждены предпринять чрезвычайные усилия по повышению боеготовности, отработке военно-мобилизационных мероприятий.

Масштабы проведенной работы станут более понятными если учесть тот факт, что долгое время в территориальных органах Дальнего Востока, вероятным противником считали США и страны Запада, в связи с чем группы МПВО создавались лишь в ограниченном числе городов. В тоже время, из 18 городов, располагавшихся вдоль советско-китайской границы, данные подразделения имелись только в 5 (Благовещенск, Белогорск, Хабаровск, Владивосток, Уссурийск) [10, л.л.159-162]. И когда в отношениях СССР и КНР стал отмечаться серьезный разлад, на приграничных территориях Дальнего Востока пусть медленно, с ошибками, но началась работа по развертыванию военно-мобилизационных мероприятий, с учетом новых реалий -нахождения вероятного противника в опасной близости от границы.

Подсчет сил и средств, необходимых для выполнения мероприятий «особого периода» (предвоенного времени), проведенный в начале 1960-х гг., показал весьма неприглядную картину: отсутствие каких-либо защитных сооружений для укрытия личного состава, низкий контроль за табельным оружием и режимом секретности, повсеместную нехватку автотранспорта, практически полную недееспособность оперативной связи с удаленными от крупных городов подразделениями и пр. Даже в Приморском крае, имевшем важное военно-стратегическое значение, на вооружении органов внутренних дел имелось лишь 36 радиостанций «Марс», обеспечивавших связь в городе в пределах 15-20 км. [11, л.36]. Еще большей проблемой оказалась повсеместная неготовность личного состава к действиям в условиях «особого периода». Так, проведенная в 1962 г. проверка уровня боеготовности Сахалинского УВД, обслуживавшего регион, полностью включенный в пограничную зону, показала, что не только личный состав органов не знал своих задач, но даже начальники штабов охраны правопорядка и безопасности (ОПБ ГО). В ряде городов острова «...документация службы ОПБ ГО не отработана, не выполнены планы боевой подготовки с личным составом, не проведено штабных тренировок. Занятий с личным составом служб ОПБ ГО не проводятся.» [12, л.2].

Мощным стимулом к изменению подходов к военно-мобилизационным мероприятиям стал Карибский кризис. Например, Хабаровская средняя специальная школа милиции (ХССШМ) МВД РСФСР совместно с УВД Хабаровского края уже в первых числах августа 1962 г. спешно разработали план действий личного состава при введении «Угрожаемого положения», на случай внезапного нападения, при объявлении «воздушной тревоги», сигнала «Химическое» или «Бактериологическое нападение» [13, л.66]. Важность военно-мобилизационных мер прочувствовали на себе не только начальники подразделений, но и все сотрудники органов внутренних дел, когда в октябре 1962 г. МООП РСФСР в приказе «О повышении мобилизационной и боевой готовности частей и учреждений Министерства охраны общественного порядка РСФСР», помимо всего прочего, установило запрет на отпуска личному составу [14, л.174]. На местах дыхание грядущей войны почувствовали настолько близко, что 29 ноября исполком Южно-Сахалинского совета депутатов трудящихся по рекомендации горвоенкомата принял решение о срочном проведении подготовительных мероприятий по оповещению граждан, подлежащих призыву. Областное Управление охраны общественного порядка (УООП) определило лиц, ответственных за организацию оповещения сотрудников милиции, подлежащих призыву в Советскую Армию при мобилизации [15, л.249].

Дополнительным стимулом к дальнейшему укреплению дальневосточных рубежей стало заявление Китая, сделанное им в ноябре 1963 г., о наличии территориальных и пограничных проблем с СССР.

Новое изменение политической обстановки быстро нашло свое отражение в плановой документации. Уже в декабре 1963 г. по указанию начальника ГО СССР [16, л.54] территориальные подразделения включили в свои календарные планы на новый 1964 г. проведение многочисленных командно-штабных учений (КШУ). Даже на Сахалине, далеко отстоящем от границ КНР, запланировали проведение 9 КШУ различного уровня, 5 штабных тренировок и 4 учебных сбора [16, л.л. 54-58, 108]. Наращивая военно-мобилизационную готовность, МООП РСФСР в феврале-апреле 1964 г. установило обязательную экипировку личного состава при явке по тревоге [17, л.л.75-76], потребовало организовать на местах при штабах ОПБ ГО специальную оперативно-разведывательную часть [18, л.64.], а также провести

смотр оперативно-технической готовности транспортных средств [18, л.53]. Параллельно с этим министр приказал проводить на местах систематические тренировки по работе в противогазах. В Приморском крае исполнили приказание слишком буквально, приказав «проводить тренировки по пребыванию в противогазах во время работы один раз в месяц, с 10 часов утра, продолжительностью 30 минут» [19, л.52].

Однако большая часть инициированных МООП мероприятий практически не затрагивала материально-техническую составляющую, которая, как уже было отмечено, находилась в регионе весьма в плачевном состоянии. Лишь после того, как в азиатско-тихоокеанском регионе наметился новый виток напряженности, вызванный испытанием ядерного оружия Китаем, агрессией США во Вьетнаме, военным конфликтом между Индией и Пакистаном, начались первые подвижки и в этом направлении.

Коллегия МООП РСФСР, проходившая 20 ноября 1965 г., в ходе обсуждения вопроса «О серьезных недостатках в использовании технических средств в органах милиции МООП РСФСР и мерах по их устранению» наконец обратила свое внимание на подразделения Дальнего Востока, в которых «...слабо развита абонентская телеграфная связь... Совсем нет коротковолновой радиосвязи между УООП и подчиненными органами. » [20, л.112]. По итогам обсуждения во всех дальневосточных территориальных подразделениях были приняты перспективные планы развития средств связи на 1966-1970 гг. При этом, по скромным подсчетам, только для УООП Хабаровского края было необходимо за это время обеспечить поставку 152 радиостанций [20, л.118].

Особое внимание было обращено на вопросы секретности. Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати государственного комитета Совета Министров СССР по печати, под впечатлением от происходившего на Дальневосточных рубежах, за 1965-1966 гг. разработало и направило на места один за другим Циркуляры №1, №2 и №3, включавшие обновленный «Перечень сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, передачах по радио и телевидению» [21, л.3], каждый из которых последовательно расширял список запрещенных тем и документов.

Важность мобилизационной работы на Дальнем Востоке получила свое новое подтверждение фактом окончательного разрыва, произошедшего между дружескими партиями КПСС и КПК в 1966 г., а также перетеканием их идеологических разночтений в плоскость практического противостояния.

Ожидая недружественных действий от своих соседей, МООП РСФСР 1 марта 1966 г. направило в дальневосточные подразделения секретное указание об организации специальной подготовки офицерского и начальствующего состава войск и органов, курсантов и слушателей учебных заведений МООП РСФСР. В документе предлагалось: «Организовать в 1966 г. в системе текущей служебной подготовки изучение офицерским и начальствующим составом войск и органов охраны общественного порядка способов и методов борьбы с диверсионно-разведывательными группами и другими формированиями противника...» [21, л.217]. Важным дополнением в череде предпринятых шагов стало решение о создании пунктов наблюдения за радиоактивностью. Согласно Приказу МООП РСФСР от 18 мая «Об организации на военное время на территории РСФСР сети постов наблюдения за радиоактивностью.» [22, л.1], в течение полугода в Приморском крае были созданы - 58, Хабаровском крае - 22, на Сахалине - 15 постов.

Вершиной мобилизационных мероприятий 1965-1966 г. стало проведение МООП РСФСР республиканских учений по ГО, одним из этапов которых стали командно-штабные учения ГО Дальневосточной зоны, состоявшиеся 8-11 августа 1966 года. На учениях отрабатывались первый и второй этапы «Особого периода» и ликвидация последствий ядерного нападения [23, л.л.65-68].

Череда международных и пограничных провокаций, организованных КНР, отголоски китайской «культурной революции» вынудили руководство региона развернуть масштабную антикитайской пропаганду и оборонно-массовую работу с населением путем активизации шефства воинских частей над школами, устройства военизированных лагерей для детей, расширения работы ДОСААФ с допризывной молодежью, создания из невоеннообязанных мужчин отрядов ополчения для охраны тоннелей, складов, мостов и других особо важных объектов [24, л.40].

21 января 1967 г. был объявлен призыв в Советскую Армию офицеров-политработников запаса. 4 февраля принимается Постановление «Об усилении охраны государственной границы

СССР с Китайской Народной Республикой», в соответствии с которым вдоль советско-китайской границы приступили к укреплению пограничных округов, отрядов и застав, началась передислокация армейских подразделений из центральных округов на Дальний Восток и в Забайкалье [25, л.43]. В данном контексте, в марте 1967 г. вышел приказ МООП СССР «Об укреплении органов милиции в пограничных районах Казахской, Киргизской и Таджикской ССР, Приморского, Хабаровского и Алтайского краев, Читинской и Амурской областей» [26, л.137], предписавший всем руководителям подразделений органов охраны порядка, находящимся вдоль советско-китайской границы «принять меры к повышению бдительности, боеготовности личного состава.». Этот приказ разрешил и давно назревшую проблему с материально-техническим обеспечением. В частности, приказ предписывал в 1 полугодии выделить в распоряжение приграничных органов 1,5 тыс. автоматов Калашникова, новый автомототранспорт (в том числе, сверх штатного расписания), радиостанции УКВ, приборы ночного видения, и многое другое.

В сложившейся обстановке дальневосточные подразделения активно включились в работу по укреплению военно-мобилизационной системы. За год только в Приморском крае в рамках подготовки к действиям в условиях «Особого периода» провели 6 штабных тренировок и 4 учения [27, л.52]. Рекорд поставили на Сахалине, где только по плану УООП организовали 21 КШУ по операционным направлениям, линиям служб или по районам и 7 совместных КШУ в рамках службы ГО области, района или города [28, л.л.63-65].

К ноябрю 1967 г. в ожидании провокаций со стороны Китая уровень мобилизационной готовности дальневосточных подразделений МООП СССР поднялся на небывалую ранее высоту. Закрепляя достигнутые результаты, в декабре было введено в действие Положение «О службе охраны общественного порядка гражданской обороны СССР», давшее нормативную базу руководителям органов правопорядка по организации работы «.по подготовке органов милиции к действиям в «Особый период»» [29, л.408].

Актуализируя важность и ответственность проведения данной работы, Министр охраны общественного порядка СССР в своем Распоряжении №1с от 4 января 1968 г. указал: «Главной задачей оперативной и боевой подготовки в 1968 учебном году считать дальнейшее повышение боевой готовности системы гражданской обороны Министерства охраны общественного порядка СССР» [30, л.л.161-162]. Вслед за этим, 5 апреля 1968 г. Министр утвердил «Инструкцию по организации гражданской обороны в системе МООП СССР», в I разделе которой указывалось: «Гражданская оборона в системе МООП СССР является частью общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время.» [31, л.л.1-5]. По мере углубления советско-китайских противоречий, министерство во все возрастающем числе направляло на места один за другим документы, конкретизировавшие те или иные нюансы мобилизационных мероприятий и боевой подготовки личного состава органов внутренних дел.

О том, что именно Дальневосточное направление становится наиболее опасным документально засвидетельствовал и очередной Циркуляр №6 «Перечня сведений, запрещенных к опубликованию. », изданный в августе 1968 г., вводивший запрет на представление в свободный доступ данных о составе рабочих и служащих по возрасту и полу по 12 территориям РСФСР, 4 из которых относились к Дальнему Востоку (Хабаровский край, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области) [32, л.183].

1968 г. оказался для дальневосточников перенасыщенным мероприятиями МОБ и ГО. Только УВД Приморского края за год, помимо плановых мобилизационных учений и сборов по тревоге, приняло участие в 3 КШУ, организованных Управлением ГО Дальневосточной оперативной зоны, 6 КШУ и 7 штабных тренировках краевого ГО, а также в ряде тренировок и учений районного и городского уровней. Отметим также проведенную в это время Всесоюзную военно-спортивную игру «Зарница» с участием частей советской армии и флота, пограничных войск [33, л.174].

Тем не менее, как показали события марта-августа 1969 г., этого оказалось недостаточно. Первым в долго отлаживаемой мобилизационной схеме не сработало руководящее звено - МВД СССР, и ГО СССР, которые в первые часы и дни пограничного конфликта, по существу, оказались в ступоре, не предприняв никаких решений, не введя в действие мероприятий «Особого периода», фактически сложив ответственность за происходившее на плечи местных руководителей. Растерянность отмечалась также в партийных и советских органах страны. Предоставленные

самим себе территориалы, не имея юридических прав, не смогли в полной мере развернуть предусмотренные «Особым периодом» схемы и планы взаимодействия. Более того, в ряде подразделений, руководители, обладая лишь минимумом информации, вообще не предприняли никаких шагов - даже по элементарной проверке наличия вооружения и боеприпасов [34, л.278]. И только благодаря тому, что пограничный конфликт оказался локализован в пространстве и во времени, бездействие и ошибки руководителей всех уровней в правоохранительной сфере не привели к трагичным последствиям.

Конечно, ключевые решения по укреплению дальневосточных рубежей были проведены, но с большим опозданием. Первый шаг сделало Министерство обороны СССР, издавшее 26 марта директиву «О призыве в 1969 г. офицеров запаса на действительную военную службу». МВД СССР ограничилось приказом о повышении политической бдительности, объявив призыв офицеров запаса во внутренние войска МВД СССР только 7 мая [35, л.84]. Параллельно с этим на Дальнем Востоке в период с 3 по 25 апреля состоялись крупномасштабные войсковые учения, с отработкой вопросов мобилизации гражданского автотранспорта и специальной техники [36, л.118]. Начальник ГО СССР своей директивой от 29 апреля потребовал от местных руководителей: «.разработать конкретные мероприятия, связанные с приемом, размещением, всестороннем обеспечением и укрытием от оружия массового поражения рассредотачиваемого и эвакуируемого населения» [37, л.261].

Пограничные заставы в инициативном порядке занялись обучением жителей пограничной зоны основам владения автоматическим оружием. А МВД СССР своим приказом упростило процедуру принятия решения на выдачу автоматического оружия. Теперь, при введении «Особого периода», решение о вооружении личного состава передавалось на усмотрение местных начальников УВД [38, л.л.10-11]. К апрелю «проснулись» и партийные органы, проведя специальные заседания, посвященные разработке плана действий в условиях военной опасности. Хабаровский крайком КПСС смог собраться 1 апреля [39, л.л.3; 8-9.], Амурский обком КПСС - 8 апреля [40, л.1]. 30 мая ЦК КПСС и СМ СССР издали постановление «О формировании резервных полков особого назначения» (РПОН) [41, л.225.] вдоль советско-китайской границы, в соответствии с которым в июле-августе из числа невоеннообязанных мужчин в возрасте 50-60 лет, а также невоеннообязанных женщин до 40 лет, не имевших детей было сформировано в Приморском крае - 6 РПОН, [42, л.л.1-56] в Хабаровском крае - 5 [43, л.л.230-232], в Амурской области - 4 [44, л.л.2-21].

Чрезвычайно много внимания стало уделяться отработке вопросов ГО. За 1969 г. только в УВД Амурской области состоялись 17 учений (6 областных и 5 городских штабных учений, а также 6 командно-штабных учений городов и районов) [45, л.200], на Сахалине - 12 [37, л.45]. И это, не считая ежеквартальных тренировок городских и районных подразделений по сбору личного состава по тревоге.

Ожидания новых провокаций с китайской стороны вынуждали прорабатывать различные сценарии негативного развития событий. 21 октября 1969 г. Н. Щелоков своим Приказом «Об использовании бронетранспортеров войсковых частей МВД СССР при действиях в сложных условиях оперативной обстановки» [38, л.185] разрешил Дальневосточным органам использовать бронетехнику при розыске и задержании вооруженных преступников, при ликвидации массовых беспорядков, массовых неповиновений заключенных и в борьбе с десантами и диверсионно-разведывательными группами противника. Обновляя нормативную базу, 17 ноября МВД СССР ввело в действие новое Положение о службе охраны общественного порядка гражданской обороны СССР [38, л.237], где подробнейшим образом раскрывалась роль, место и задачи милиции в случае введения «Особого периода» или военного времени.

В 1969-1970 гг. удалось решить многие из вопросов, не находивших своего решения годами. Так, В Приморском крае, где с 1967 г. затягивалось строительство станции коротковолновой связи УВД, ее ввели в строй уже 20 июля 1969 г. [46, л.58]. Была организована «КВ» связь с 20 органами внутренних дел края, а в 8 горрайорганах для МВД провели абонентскую телеграфную связь [47, л.261]. В Амурской области обком КПСС обязал строительные организации обеспечить монтаж и ввод в действие в 1970 г. радиостанции мощностью 1000 квт. [48, л.48]. На Сахалине, где с 1966 г. затягивалось строительство резервной станции правительственной «ВЧ», также в ускоренном порядке приступили к возведению помещения

станции, запуск которой был назначен на 1970 г. [49, л.л.132-133]. Да и в целом финансирование капитального строительства Дальневосточных подразделений за этот год возросло на 2,3 млн. рублей [50, л.57]. Благодаря активной работе Министерства, подразделения УВД Восточной Сибири и Дальнего Востока за краткий период смогли нарастить дополнительную штатную численность на 559 единиц и 82 новых автомобиля.

Уточняя состояние дел с мобилизационной готовностью, в июне 1970 г. в Москве состоялось масштабное совещание руководителей гражданской обороны союзных республик, министерств и ведомств СССР и РСФСР, признавшее необходимым, продолжить совершенствование ГО, особенно в части организации противорадиационных укрытий личного состава органов внутренних дел [51, л.л.131-133]. Помимо этого, было принято решение возложить на плечи органов внутренних дел организацию учета эвакуируемого гражданского населения в «Особый период» [52, л.л.112-116]. Министерство уделило внимание и вопросам перестройки своих предприятий на случай войны, издав Инструкцию «О мобилизационной готовности ИТУ МВД СССР к производству оборонной продукции в «Особый период»» [53, л.129]. Правительство СССР, со своей стороны, поставило перед местными руководителями задачу по подготовке населенных пунктов и объектов народного хозяйства к светомаскировке [54, л.90].

В целом, к 1970 г. на Дальнем Востоке было осуществлено многое из того, что необходимо было сделать еще 5-6 лет назад в части повышения боеготовности подразделений органов внутренних дел, но постоянно откладывалось, как по экономическим, так и по политическим соображениям.

Литература и источники

1. Кен О.Н. Мобилизационное планирование в контексте внутренней политики и международного положения СССР: 19271935 гг. Дисс. ... докт. ист. наук. - СПб., 2004.

2. ГуковА.А. Организационно-правовые основы деятельности местной противовоздушной обороны НКВД-МВД СССР (19321960): историко-правовой аспект. Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.

3. Крюкова Л.В. Становление и развитие местной противовоздушной обороны (МПВО) на Ставрополье (1930-е - начало 1960-х годов). Дисс. ... канд. ист. наук. - Пятигорск, 2010.

4. Репухова О.Ю. Карелия в мобилизационной политике советского государства в 1920-1930-х гг. Дисс. ... канд. ист. наук. -Саранск, 2017.

5. Ясинский В.В. Отечественный опыт мобилизационной подготовки экономики: уроки мировых войн // Военно-исторический журнал. - 2011. - №10.

6. Корзун Л. Работа в гражданской обороне была интересной// Гражданская защита. - 2012. - № 4.

7. Багдасарян А.О. Перспективные направления исторических исследований по Гражданской обороне // Вестник МГУ. Общественные науки. - 2018. - Вып.1.

8. Харкевич Л.А. Вопросы осуществления мобилизационной подготовки и мобилизации в современных условиях// Вестник ТГУ. - 2003. - Т.9. - № 4.

9. Жирнов Ю.Н. Мобилизационная подготовка органов внутренних дел в системе мобилизационной готовности Российской Федерации: правовые аспекты // Академическая мысль. - 2018. - №4.

10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.Р-9415. Оп.3. Д.1369.

11. Архив Управления МВД России по Приморскому краю (АУМВД России по ПК). Ф.12. Оп.1. Д.348.

12. Архив Управления МВД России по Сахалинской области (АУМВД России по СО). Ф. 1. Оп. 1. Д.224.

13. Архив Управления МВД России по Хабаровскому краю (АУМВД России по ХК). Ф.80. Оп.9. Д.3.

14. АУМВД России по ПК. Ф.12. Оп.1. Д.31.

15. АУМВД России по СО. Ф.1. Оп.1. Д.225.

16. АУМВД России по СО. Ф.1. Оп.1. Д.243.

17. АУМВД России по ХК. Ф.40. Оп.1. Д.407.

18. АУМВД России по ПК. Ф.2. Оп.1. Д.340.

19. АУМВД России по ПК. Ф.12. Оп.1. Д.339.

20. АУМВД России по ХК. Ф.35. Оп.20. Д.7.

21. АУМВД России по ХК. Ф.39. Оп.1. Д.424.

22. АУМВД России по ХК. Ф.39. Оп.1. Д.428.

23. АУМВД России по ПК. Ф.12. Оп.2. Д.14.

24. Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф.П-68. Оп.3. Д.641.

25. Государственный исторический архив Сахалинской области (ГИАСО). Ф.53. Оп.7. Д.280.

26. АУМВД России по ХК. Ф.39. Оп.1. Д.437.

27. АУМВД России по ПК. Ф.12. Оп.2. Д.47.

28. АУМВД России по СО. Ф.1. Оп.1. Д.273.

29. АУМВД России по ХК. Ф.39. Оп.1. Д.438.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. АУМВД России по ХК. Ф.39. Оп.1. Д.456.

31. АУМВД России по ХК. Ф.39. Оп.1. Д.448.

32. АУМВД России по ХК. Ф.39. Оп.1. Д.458.

33. АУМВД России по ПК. Ф.12. Оп.2. Д.91.

34. АУМВД России по ХК. Ф.35. Оп.33. Д.1.

35. АУМВД России по ХК. Ф.39. Оп.1. Д.468.

36. ГАПК. Ф.П-68. Оп.3. Д. 10.

37. АУМВД России по СО. Ф.1. Оп.1. Д.301.

38. АУМВД России по ХК. Ф.39. Оп.1. Д.461.

39. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф.35. Оп.96. Д.158.

40. Государственный архив Амурской области (ГААО). Ф.П-1. Оп.27. Д.687.

41. ГАХК. Ф.35. Оп.96. Д.167.

42. ГАПК. Ф.П-68. Оп.50. Д.88.

43. ГАХК. Ф. П-35. Оп.96. Д.167.

44. ГААО. Ф. П-1. Оп.32. Д.97.

45. Архив Управления МВД России по Амурской области (АУМВД России по АО). Ф.40. Оп.406. Д.1298.

46. АУМВД России по ПК. Ф.12. Оп.2. Д.93.

47. АУМВД России по ПК. Ф.12. Оп.2. Д.104.

48. ГААО. Ф.П-1. Оп.27. Д.684.

49. ГИАСО. Ф.53. Оп.7. Д.298.

50. АУМВД России по ХК. Ф.35. Оп. 28. Д. 24.

51. АУМВД России по ХК. Ф.39. Оп.1. Д.477.

52. АУМВД России по ХК. Ф.39. Оп. 1. Д.471.

53. АУМВД России по ПК. Ф.12. Оп.2. Д.140.

54. АУМВД России по СО. Ф.1. Оп.1. Д.314.

References and Sources

1. Ken O.N. Mobilizacionnoe planirovanie v kontekste vnutrennej politiki i mezhdunarodnogo polozheniya SSSR: 1927-1935 gg. Diss. ... dokt. ist. nauk. - SPb., 2004.

2. Gukov A.A. Organizacionno-pravovye osnovy deyatel'nosti mestnoj protivovozdushnoj oborony NKVD-MVD SSSR (1932-1960): istoriko-pravovoj aspekt. Diss. ... kand. yurid. nauk. - M., 2006.

3. Kryukova L.V. Stanovlenie i razvitie mestnoj protivovozdushnoj oborony (MPVO) na Stavropol'e (1930-e - nachalo 1960-h godov). Diss. ... kand. ist. nauk. - Pyatigorsk, 2010.

4. Repuhova O.YU. Kareliya v mobilizacionnoj politike sovetskogo gosudarstva v 1920-1930-h gg. Diss. ... kand. ist. nauk. - Saransk, 2017.

5. Yasinskij V.V. Otechestvennyj opyt mobilizacionnoj podgotovki ekonomiki: uroki mirovyh vojn // Voenno-istoricheskij zhurnal. - 2011. - №10.

6. Korzun L. Rabota v grazhdanskoj oborone byla interesnoj// Grazhdanskaya zashchita. - 2012. - N° 4.

7. Bagdasaryan A.O. Perspektivnye napravleniya istoricheskih issledovanij po Grazhdanskoj oborone // Vestnik MGU. Obshchestvennye nauki. - 2018. - Vyp.1.

8. Harkevich L.A. Voprosy osushchestvleniya mobilizacionnoj podgotovki i mobilizacii v sovremennyh usloviyah// Vestnik TGU. -2003. - T.9. -№ 4.

9. Zhirnov YU.N. Mobilizacionnaya podgotovka organov vnutrennih del v sisteme mobilizacionnoj gotovnosti Rossijskoj Federacii: pravovye aspekty // Akademicheskaya mysl'. - 2018. - №4.

10. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F.R-9415. Op.3. D.1369.

11. Arhiv Upravleniya MVD Rossii po Primorskomu krayu (AUMVD Rossii po PK). F.12. Op.1. D.348.

12. Arhiv Upravleniya MVD Rossii po Sahalinskoj oblasti (AUMVD Rossii po SO). F.1. Op.1. D.224.

13. Arhiv Upravleniya MVD Rossii po Habarovskomu krayu (AUMVD Rossii po HK). F.80. Op.9. D.3.

14. AUMVD Rossii po PK. F.12. Op.1. D.31.

15. AUMVD Rossii po SO. F.1. Op.1. D.225.

16. AUMVD Rossii po SO. F.1. Op.1. D.243.

17. AUMVD Rossii po HK. F.40. Op.1. D.407.

18. AUMVD Rossii po PK. F.2. Op.1. D.340.

19. AUMVD Rossii po PK. F.12. Op.1. D.339.

20. AUMVD Rossii po HK. F.35. Op.20. D.7.

21. AUMVD Rossii po HK. F.39. Op.1. D.424.

22. AUMVD Rossii po HK. F.39. Op.1. D.428.

23. AUMVD Rossii po PK. F.12. Op.2. D.14.

24. Gosudarstvennyj arhiv Primorskogo kraya (GAPK). F.P-68. Op.3. D.641.

25. Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Sahalinskoj oblasti (GIASO). F.53. Op.7. D.280.

26. AUMVD Rossii po HK. F.39. Op.1. D.437.

27. AUMVD Rossii po PK. F.12. Op.2. D.47.

28. AUMVD Rossii po SO. F.1. Op.1. D.273.

29. AUMVD Rossii po HK. F.39. Op.1. D.438.

30. AUMVD Rossii po HK. F.39. Op.1. D.456.

31. AUMVD Rossii po HK. F.39. Op.1. D.448.

32. AUMVD Rossii po HK. F.39. Op.1. D.458.

33. AUMVD Rossii po PK. F.12. Op.2. D.91.

34. AUMVD Rossii po HK. F.35. Op.33. D.1.

35. AUMVD Rossii po HK. F.39. Op.1. D.468.

36. GAPK. F.P-68. Op.3. D.10.

37. AUMVD Rossii po SO. F.1. Op.1. D.301.

38. AUMVD Rossii po HK. F.39. Op.1. D.461.

39. Gosudarstvennyj arhiv Habarovskogo kraya (GAHK). F.35. Op.96. D.158.

40. Gosudarstvennyj arhiv Amurskoj oblasti (GAAO). F.P-1. Op.27. D.687.

41. GAHK. F.35. Op.96. D.167.

42. GAPK. F.P-68. Op.50. D.88.

43. GAHK. F. P-35. Op.96. D.167.

44. GAAO. F. P-1. Op.32. D.97.

45. Arhiv Upravleniya MVD Rossii po Amurskoj oblasti (AUMVD Rossii po AO). F.40. Op.406. D.1298.

46. AUMVD Rossii po PK. F.12. Op.2. D.93.

47. AUMVD Rossii po PK. F.12. Op.2. D.104.

48. GAAO. F.P-1. Op.27. D.684.

49. GIASO. F.53. Op.7. D.298.

50. AUMVD Rossii po HK. F.35. Op. 28. D. 24.

51. AUMVD Rossii po HK. F.39. Op.1. D.477.

52. AUMVD Rossii po HK. F.39. Op. 1. D.471.

53. AUMVD Rossii po PK. F.12. Op.2. D.140.

54. AUMVD Rossii po SO. F.1. Op.1. D.314.

ДОРОХОВ ВЯЧЕСЛАВ ЖОРЖОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, заместитель начальника кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России (Хабаровск). DOROHOV, VYACHESLAV Z. - Ph.D. in History, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Social and Humanitarian and Economic Disciplines, Far Eastern Legal Institute of Internal Affairs Ministry of Russia, Khabarovsk (dorohov@mail.ru).

УДК 94(470.62+470.63):661.152;63«1966/1980»

СЕРОГОДСКИЙ Н.А., АЛЕКСЕЕНКО О.И. КУРС НА ХИМИЗАЦИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ

НА ЮГЕ РОССИИ (1960-1980-е гг.)

Ключевые слова: СССР, РСФСР, Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, колхоз, совхоз, химическая промышленность, минеральные удобрения.

В статье рассматриваются проблемы развития химизации в сельском хозяйстве на Юге России в 1960-1980-е гг. Показано, что в этот период значительно возросли мощности предприятий, производящих минеральные удобрения, увеличились их поставки сельскому хозяйству. Это способствовало увеличению урожайности сельскохозяйственных культур, но в тоже время негативно влияло на состоянии окружающей среды. Из-за нарушения соотношения питательных веществ, рекомендуемого наукой для зерновых и технических культур, недостатка складских помещений для хранения удобрений усиливалось негативное воздействие минеральных удобрений на природу и происходило загрязнение почвы и водоемов.

SEROGODSKY, N.A., ALEKSEENKO, O.I. THE COURSE TO AGRICULTURAL CHEMICALIZATION AND ITS IMPLEMENTATION IN THE SOUTH OF RUSSIA (1960-1980)

Keywords: USSR, RSFSR, Krasnodar region, Rostov region, Stavropol region, agro-industrial complex, agriculture, collective farm, state farm, chemical industry, mineral fertilizers.

In the article considers the problems of the development of chemicalization in agriculture in the South of Russia in the 1960-1980s. It is shown that during this period, the capacity of enterprises producing mineral fertilizers increased significantly, and their supplies to agriculture increased. This contributed to an increase in crop yields, but at the same time had a negative impact on the environment. Due to the violation of the ratio of nutrients recommended by science for grain and industrial crops, the lack of storage facilities for storing fertilizers it increased the negative impact of mineral fertilizers on nature and there was contamination of soil and reservoirs.

Актуальность исследования опыта химизации сельского хозяйства России в 1960-1980 гг. определяется необходимостью поиска путей повышения рентабельности и конкурентоспособности аграрной сферы современной российской экономики в условиях борьбы за обеспечение продовольственной безопасности страны. Именно это заставляет обратиться к изучению практики ускоренной индустриализации сельского хозяйства в СССР с середины 1960-х по 1980-е гг. В этот период партийно-государственная власть уделяла значительное внимание техническому оснащению, мелиорации и химизации сельского хозяйства. В частности, 1 апреля 1965 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об обеспечении сельского хозяйства тракторами, сельскохозяйственными машинами, транспортными средствами, землеройной техникой и минеральными удобрениями в 1966-1970 гг.», которое способствовало увеличению поставок государством минеральных удобрений колхозам и совхозам [1, с.494].

Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края находятся в наиболее благоприятных условиях для развития аграрной сферы и являются крупными зерновыми регионами. В связи с этим именно здесь стала создаваться база для развития промышленности по производству минеральных удобрений и средств защиты растений [2]. Крупнейшим предприятием по выпуску минеральных удобрений стал Невинномысский химический комбинат, история которого восходит к Невинномысскому азотнотуковому заводу, строительство которого началось еще в1954 году. В декабре 1962 г. все мощности первой очереди предприятия начали свою работу. В это же время на предприятии выпустили первый продукт - аммиак - базовое сырье для производства минеральных удобрений. С января 1963 г. завод стал называться Невинномысским химическим комбинатом. С 1965 г началось производство продукции органического синтеза -бутилового спирта и карбамида, себациновой и уксусной кислоты, в 1970 г. вступил в строй

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.