Научная статья на тему 'Деятельность органов управления сельским хозяйством Чувашии по проведению землеустроительных работ в 1920-е годы'

Деятельность органов управления сельским хозяйством Чувашии по проведению землеустроительных работ в 1920-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ЧУВАШИИ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / AGRICULTURE OF CHUVASHIA / GOVERNMENT / LAND MANAGEMENT / NEW ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончарова Светлана Валерьевна

Рассмотрена деятельность органов управления сельским хозяйством Чувашии по проведению землеустроительных работ в годы новой экономической политики с целью ликвидации недостатков общинного землепользования. Изучены ход, темпы и основные результаты землеустройства. Определены источники финансирования работ и обеспеченность хозяйственных органов квалифицированными кадрами в этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF AGRICULTURE DEPARTMENT OF CHUVASHIA ON LAND MANAGEMENT WORKS IN 1920S

This article considers the activities of agriculture department of Chuvashia on land management works during the New Economic Policy period which were conducted in order to eliminate the disadvantages of communal land tenure. The author analyzes the course, rates and the main results of land management. The author also defines the sources of finansing of works and provision of economic agencies with qualified personnel during this period.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов управления сельским хозяйством Чувашии по проведению землеустроительных работ в 1920-е годы»

УДК 631.11 (470.344)"1920/1929"

С.В. ГОНЧАРОВА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ ЧУВАШИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В 1920-е ГОДЫ

Ключевые слова: сельское хозяйство Чувашии, органы управления, землеустройство, новая экономическая политика.

Рассмотрена деятельность органов управления сельским хозяйством Чувашии по проведению землеустроительных работ в годы новой экономической политики с целью ликвидации недостатков общинного землепользования. Изучены ход, темпы и основные результаты землеустройства. Определены источники финансирования работ и обеспеченность хозяйственных органов квалифицированными кадрами в этот период.

S.V. GONCHAROVA ACTIVITIES OF AGRICULTURE DEPARTMENT OF CHUVASHIA ON LAND MANAGEMENT WORKS IN 1920s Key words: agriculture of Chuvashia, government, land management, new economic policy.

This article considers the activities of agriculture department of Chuvashia on land management works during the New Economic Policy period which were conducted in order to eliminate the disadvantages of communal land tenure. The author analyzes the course, rates and the main results of land management. The author also defines the sources of finansing of works and provision of economic agencies with qualified personnel during this period.

Экономическое развитие Чувашии в годы нэпа являлось предметом изучения многих исследователей. Однако некоторые аспекты развития народного хозяйства в 1920-е гг. требуют более детального изучения. Современный уровень развития исторического знания и разнообразие источников нэповского времени позволяют достаточно полно осветить осуществление государственного землеустройства в 1920-е гг.

К началу 1920-х гг. Чувашская автономная область (ЧАО) продолжала оставаться одним из наименее землеустроенных регионов страны. Причиной такого положения являлось сохранение установленного обычаем общинного землепользования. Особенностью чувашских земельных общин было то, что многие из них (285 из 733) были сложными, т.е. крупными, объединявшими до 30-40 деревень с земельной площадью 15-20 тыс. дес. земли [13. С. 93]. Проведение государственных землеустроительных работ было призвано ликвидировать неизбежные недостатки общинного землепользования (чересполосицу, дальноземелье и т.д.). Кроме того, Чувашия, при высокой плотности населения, выделялась среди других регионов значительным малоземельем. Большинство крестьянских хозяйств ЧАО в годы нэпа имело посевы от 0,1 до 3,38 га, т.е. относилось к числу малопосевных [12. С. 230]. Землеустройство должно было ослабить остроту этой проблемы.

С момента организации Чувашской автономии задача проведения землеустроительных работ была возложена на органы управления сельским хозяйством области. 22 июля 1920 г. в составе Областного земельного отдела был организован землеустроительный подотдел. В феврале 1922 г. по распоряжению Наркомзема РСФСР он был преобразован в отдел землеустройства и мелиорации Областного земельного управления [2]. Созданный в 1925 г. Наркомат земледелия ЧАССР также включал в себя отдел (управление) землеустройства, мелиорации и государственных земельных имуществ [8]. Указанные структурные подразделения ведали кадастром и учетом государственного земельного фонда; составлением и выполнением плана землеустроительных работ; подготовкой и формированием кадров соответствующих технических работников [4].

При земельном управлении ЧАО, а затем при Наркомземе ЧАССР работала земельная комиссия, образованная 14 июля 1922 г. для разбора спорных земельных дел [4, 6]. В регулировании землепользования и проведения землеустроительных работ большую роль сыграли земельные комиссии уездов и волостей, созданные в 1923 г. при уездных земельных управлениях. Они защищали интересы общественного сектора, решали вопросы лишения прав землепользования лиц, порвавших связь с сельским хозяйством, служителей религиозных культов, спорные дела по наделам и приусадебным участкам [13. С. 94].

На момент создания землеустроительный подотдел имел в своем составе лишь заведующего и 2 землемеров. В дальнейшем, после ходатайства в центральные органы власти, подотдел получил несколько техников-землеме-ров. Ввиду малого количества специалистов, переданных Наркоматом земледелия Татарской АССР, одной из главных задач подотдела была срочная подготовка необходимых технических кадров. В феврале 1921 г. были организованы землемерно-технические курсы, продолжавшие свою деятельность и в 1922 г. Окончившие курсы направлялись для проведения землеустроительных работ в уездные земельные управления. В 1922 г. штат отдела землеустройства в Областном земельном управлении составлял 21 чел., в 1925 г. -38 чел. [2, 5]. В штате землемеров, откомандированных в уезды, в 1923/24 хозяйственном году числилось 27 чел. [3] Расширение в 1927/28 г. объема землеустроительных работ поставило задачу увеличения и землеустроительного персонала. В 1928 г. землеустроительный аппарат Наркомата земледелия составил 89 чел. [7], в 1929 г. - 110 чел. [9] К работам по землеустройству привлекались студенты землеустроительных вузов и техникумов.

Финансирование землеустроительных работ первоначально планировалось полностью осуществлять за счет средств, полученных от населения. В своих отчетах за 1921-1922 гг. отдел землеустройства отмечал, что для ЧАО, истощенной голодом, выполнение плана землеустроительных работ на платной основе невозможно, и просил центральные орагны оказать финансовую помощь [2]. В связи с этим был сделан вывод о целесообразности освобождения беднейшей части населения от платы за землеустройство. Для этого был создан бедняцкий фонд, финансировавший землеустройство хозяйств малообеспеченных крестьян. С 1925/26 г. средства на проведение работ начали поступать из местного и государственного бюджетов. Доходы землеустроительного аппарата за 1922-1928 гг. составили 488 693 руб., в том числе было получено: с населения - 119 488 руб.; из местного бюджета ЧАССР за 1925-1927 гг. - 1861 руб.; из государственного бюджета на «освобождение» бедноты от платы за 1925-1928 гг. - 266 254 руб.; из средств, отпущенных на сплошное землеустройство, - 101 090 руб. [10].

В республике не полностью были выявлены группы крестьян, землеустройство которых проводилось за счет государства. Кредиты на землеустройство распределялись вне зависимости от числа бедняков в обществе, а по признаку задолженности за землеустроительные работы всех селений и использовались всеми сельскими жителями [12. С. 233]. Израсходование бедняцкого фонда представляется в следующем виде: из 266 254 руб. были использованы на освобождение от платы не бедноты, а вообще населения только 152 831 руб., т.е. 57,4%, а остальные средства были использованы отделом землеустройства «явно незаконно» и «не по прямому назначению» [10]. К тому же Наркомат земледелия ЧАССР с очень большим опозданием доводил информацию о распределении кредита на землеустройство бедняков до местных органов власти. В 1927 г. местные земельные органы получили информацию о наличии средств на землеустройство беднейших хозяйств, как и в предыдущие годы, с опозданием на 8-9 месяцев [1].

Землеустройство шло медленными темпами. В условиях острой нехватки средств и специалистов объем проведенных в 1920-1922 гг. работ являлся весьма незначительным: было землеустроено лишь 30,3 тыс. га. В конце 1922 г. в стране был принят Земельный кодекс, в котором подчеркивалось, что земля составляет собственность рабоче-крестьянского государства. Осуществляя меры, предусмотренные кодексом, земельные органы постепенно наращивали темпы землестройства: в 1923 г. - 49,5 тыс. га, в 1924 г. - 57,4 тыс. га, в 1925 г. -42,7 тыс. га, в 1926 г. - 103,7 тыс. га, в 1927 г. - 111 тыс. га, в 1928 г. - 180 тыс. га [14. С. 137]. Всего за 1923-1928 гг. в Чувашии межселенные и внутриселенные работы были проведены на площади 5б3,4 тыс. га, или на 56% всей удобной земли [13. С. 94]. (Для сравнения: площадь землеустройства до революции составляла 78 тыс. га). При проведении землеустроительных работ одновременно нарезались правильные севообороты. Тем самым преследовалась цель обеспечения перехода от традиционной трехпольной системы земледелия к многопольной.

Исполнение землеустроительных дел тянулось от 3 до 7 лет. Например, Никольско-Шуматовская дача землеустраивалась с 1923 по 1928 г., Чурашев-ская дача - с 1922 по 1929 г. Затяжной характер дел по землеустройству не давал населению в полной мере получить тот хозяйственный эффект, какой они должны были извлечь. В частности, крестьянство не удобряло землю, что сказалось на снижении урожайности всех культур в Чувашии. Безусловно, существовали объективные причины столь длительных сроков проведения землеустроительных работ. Размежевание задерживалось, главным образом, из-за того, что пахотные участки деревень были разными не только по плодородию, но и по площадям на душу населения. Поэтому интересы разных деревень сложных общин порой расходились весьма резко [11. С. 85]. Но были и причины субъективного характера, тормозившие процесс землеустройства. Так, в докладе Наркомата рабоче-крестьянской инспекции ЧАССР в 1929 г. отмечалось, что «затяжка землеустроительных дел, если в первый период работ (1922-1925 гг.) частично объяснялась недостаточностью средств, которые поступали от населения, и ход землеустройства зависел от аккуратности взносов населения, то начиная с 19251926 г. вина за медлительность землеустроительных дел целиком падает на руководителей Наркомата земледелия, в частности, на руководителей отдела землеустройства. Тем более, ассигнование из бюджета было получено значительно больше выполненной площади, и средств хватало с избытком» [10].

Деятельность органов управления сельским хозяйством Чувашии по землеустройству в 1920-е гг. характеризуется медленными темпами и длительными сроками проведения работ. Несмотря на скромные результаты, итоги землеустроительных работ в 1920-1927 гг. стали одним из важнейших рычагов подъема индивидуального крестьянского хозяйства в условиях нэпа, а для 1928-1929 гг. и важнейшим условием организации коллективного землепользования. Именно в 1920-е гг. в большинстве районов Чувашии землеустройство было проведено впервые, тем самым были упорядочены крайне запутанные земельные отношения.

Литература и источники

1. Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф. П-1. Оп. 9. Д. 8.

Л. 85.

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. Р-196. Оп. 1. Д. 28. Л. 57.

3. ГИА ЧР. Ф. Р-196. О . 1. Д. 805. Л . 48.

4. ГИА ЧР. Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 4. Л. 378-385.

5. ГИА ЧР. Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 8. Л. 32.

6. ГИА ЧР. Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 150. Л . 30.

7. ГИА ЧР. Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 416. Л. 80-81.

8. ГИА ЧР. Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 417. Л. 311-316

9. ГИА ЧР. Ф. Р-197. Оп. 1. Д. 607. Л. 55.

10. ГИА ЧР. Ф. Р-354. Оп. 1. Д. 274. Л. 77-78.

11. История Чувашии новейшего времени: в 2 кн. Чебоксары: ЧГИГН, 2001. Кн. 1. 19171945. 261 с.

12. Орлов В.В. Этнополитические и социально-экономические аспекты развития Чувашии в 20-е годы XX века. М.: Изд-во РГАЗУ, 2009. 396 с.

13. Очерки истории сельского хозяйства и крестьянства Чувашии / отв. ред. А.М. Шорников. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. Ч. 1. 302 с.

14. Сельское хозяйство и крестьянство Чувашской АССР. 1920-1937 гг. (Осуществление коллективизации): сборник документов / отв. ред. А.М. Шорников. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1990. 432 с.

ГОНЧАРОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА - аспирантка кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (svetlana-goncharova7@rambler.ru).

GONCHAROVA SVETLANA VALERYEVNA - post-graduate student of Russian History Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 327(47+57)"1945/1964

А.Г. ЕРЕМИН

ИДЕОЛОГИЯ И ПРАГМАТИЗМ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СССР 1945-1964 ГОДОВ

Ключевые слова: внешняя политика, государственная идеология, международные отношения, социалистический лагерь, международные противоречия, мирное сосуществование.

Показано, что внешнеполитические реалии послевоенного времени определялись не столько борьбой идеологий, сколько прагматическими интересами Советского Союза и стран Запада.

A.G. EREMIN

IDEOLOGY AND PRAGMATISM IN THE FOREIGN POLICY OF USSR 1945-1964

Key words: foreign policy, State ideology, international relations, the Socialist camp, international contradictions, peaceful coexistence.

The article shows that the political realities of post-war time defined not so much struggle of ideologies, but rather pragmatic interests of the Soviet Union and Western countries.

В своей внешнеполитической деятельности Советский Союз, как и любое государство, руководствовался определенными теоретическими посылками, которые, несомненно, отражали внутренние проблемы, состояние и интересы общества. Внешняя политика СССР традиционно опиралась на соблюдение ленинского принципа мирного сосуществования государств различных социально-политических систем и на принцип пролетарского социалистического интернационализма. Согласно данной теории, в дальнейшем развитой И.В. Сталиным, государства с различными общественно-экономическими и политическими укладами временно могут существовать параллельно друг с другом.

В итоге внешнеполитическая доктрина СССР получила окончательное оформление в трудах И.В. Сталина, сформулировавшего ряд принципиальных тезисов в области международных отношений. Во-первых, войны неизбежны пока существует империализм: «чтобы устранить неизбежность войны, нужно уничтожить империализм» [7. С. 36]. Во-вторых, СССР окружен непримиримыми врагами, поэтому искреннее сотрудничество с ними невозможно по причине их постоянного стремления уничтожить социалистическое государство. В-третьих «...Октябрьская революция создала в лице пролетарской диктатуры мощную и открытую базу мирового революционного движения, которой она никогда не имела раньше и на которую она может теперь опереться».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.