ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ НКВД СССР НА ОККУПИРОВАННОЙ СОВЕТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ (1941-1944 гг.): ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Р. А, КО ЗЕК В
Московский университет МВД России //7/М. Москаа, гл. Ноч/шш, /.?
Статьи ноешцеиа правовым аспектам деятельности органон НКНД < Ч Ч "I1 на оккупированной еонегекоП к'рритрни в годы Иоинкой Огечсстчпюй войны. Данная тема нтересна самим подходом автора к данной проблеме, гак как ис тричоскне тшроеы оикчавтч с юричимссьимн.
Органы НКВД СССР в спичи с началом Великой Огсчсс! венной войны были вынуждены в краткие сроки перестроить свою деятельное п., чтобы не ЮЛ!.ко противостоят!» спецслужбам гитлеровской Германии, но и организовать разведывательно-диверсионную и иную борьбу против немецко-фашистских захватчиков в тылу противника. В :ггих целях еще 5 июля 1 с>41 г. была сочдана Особая группа при Наркоме внутренних дел СССР, которую возглавил П.А. Судоплатов.
На Особую группу НКВД СССР были возложены следующие функции: разработка и проведение разведывательно-диверсионных операций против гитлеровской Германии и ее сателлитов; организация подполья и партизанской войны; создание нелегальных агентурных сетей на оккупированной территории; руководство специальными радиоиграми с немецкой разведкой е целью дезинформации прот ивника1.
Войска Особой группы при Наркоме НКВД СССР состояли из двух полков, которые делились на батальоны, отряды, огтецгруппы.
25 августа 1941 г. приказом НКВД СССР оперативные группы местных органов госбезопасности, призванные противостоять парашютным десантам и диверсантам противника, были преобразованы в 4-е отделы НКВД/У НКВД прифронтовых республик, краев и областей, оперативно подчиненные Особой группе при НКВД СССР.
3 сентября 1941 г., в связи с расширением объема работ, Особая группа была реорганизована в самостоятельный 2-й отдел НКВД ('ССР. Начальником подразделения остался П.А. Судоплатов. Его заместителями были утверждены Л.И. Эйтингои и В.А. Какучая.
Задачами 2-го Отдела НКВД СССР и вошедших в его оперативное подчинение 4-х отделов территориальных ИКВД/УНКВД, в частности, являлись; формирование в крупных населенных пунктах, захваченных противником, нелегальных резиден-тур и обеспечение надежной связи с ними; направление в оккупированные противником районы маршрутной агентуры с разведывательными и специальными задачами; подготовка и переброска в тыл врага разведывательно-диверсионных групп и обеспечение надежной связи с ними; организация в районах, находящихся под угрозой вторжения противника, резидентур из числа преданных и проверенных на оперативной работе лиц; обеспечение разведывательно-диверсионных групп, одиночных агентов, специальных курьеров и маршрутных агентов оружием, боеприпасами, продовольствием, средствами связи и соответствующими документами2.
В октябре 1941 г. войска при Особой группе НКВД были переформированы в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР. Перед бригадой, помимо прочих, ставились задачи дезорганизации фашистского тыла, выведения из строя коммуникаций врага, линий связи и других объектов; осуществления стратегической, тактической и агентурной разведки; проведения контрразведыва-чельных операций; содействия развитию массового партизанского движения.
Исходя из задач, возложенных на подразделения органов НКВД СССР, можно выделить 4 основных направления их деятельности на оккупированной советской территории. Это разведывательная, диверсионная, контрразведывательная и специальная деятельность.
Инициатива издания правовых актов, касающихся деятельности органов госбезопасности в тот период, принадлежала главным образом Государственному Комитету Обороны, сосредоточившему всю полноту власти в Советском государстве, а также Правительству СССР'.
Деятельность органов НКВД СССР на оккупированной советской территории в годы Великой Отечественной войны являлась составной частью партизанского движения и регламентировалось комплексом нормативно-правовых актов. Можно выделить два вида нормативно-правовых источников: 1) нормативно-правовые акты СССР Конституция 1936 г., директивы, постановления, указы, распоряжения Государственного комитета обороны СССР, Совнаркома СССР и совместные с ним постановления ЦК ВКП(б); 2) ведомственные нормативные документы - директивы, приказы, инструкции, указания центральных и территориальных органов государственной безопасности СССР.
Анализ многочисленных документов показывает, что партизанская борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков началась с первых дней войны, т.е. до принятия нормативных актов, регламентирующих их деятельность.
Уместно отметить, что советские партизаны боролись на основании основного закона государства - Конституции СССР 1936 г., где в статье 133 прямо написано, что «защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР»4. Измена родине, т.е. нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж - карались, согласно Конституции СССР 1936 года по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние5.
Боевая программа развертывания всенародной борьбы в тылу немецко-фашистских войск была сформулирована в совместной директиве Совнаркома Союза СССР и ЦК ВКП(б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» от 29 июня 1941 г., которая в отношении развертывания партизанского движения сводилась к следующему: «...в занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия. Для руководства всей этой деятельностью заблаговременно, под ответственность первых секретарей обкомов и райкомов создавать из лучших людей надежные подпольные ячейки и явочные квартиры в каждом городе, районном центре, рабочем поселке, железнодорожной станции, в совхозах и колхозах»6.
3 июля 1941 г. эта директива была фактически озвучена И.В. Сталиным в его обращении к советскому народу. В частности, им было сказано: «В занятых врагом рай-
онах нужно создавать партизанские отряды, конные и пешие, создавать диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телеграфной и телефонной связи, поджога лесов, складов и обозов. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом пину, срывать все их мероприятия, при вынужденном отходе частей Красной Армии не оставлять противнику ни одного килограмма хлеба... Колхозники должны угонять весь скот, хлеб сдавать иод сохранность государственным органам для вывоза его в тыловые районы, хлеб, и горючее, которое не может бьпъ вывезено, должно бычъ уничтожено') ,
Постановление ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу германских войск» 18 июля 1941 г. хотя и не являлось законодательным актом, но имело немалое значение. На основании -утого Постановления вырабатывались норматшшо-ираноные акты и строилась зафронтоная работа всех советских государственных органов, в юм числе органов государственной безопасности.
В Постановлении указывалось: «...Для обеспечения широкого развития иаршзпи-ского движения в тылу противника партийные организации должны немедля организовать боевые, дружины и диверсионные группы из числа участников Гражданской войны и из тех товарищей, которые уже проявили себя в истребительных батальонах, в отрядах народног о ополчения, а также из работников НКВД, ПКГЬ и др. В зги же группы должны быть влиты коммунисты и комсомольцы, которые не используются для работы в подпольных ячейках... I(артизаиекие отряды и подпольные группы должны быть обеспечены оружием, боеприпасами, деньгами и ценностями, для чего заблаговременно должны быть в надежных мес тах зарыты и запрятаны необходимые запасы... Необходимо также заблаговременно позаботиться об организации связи подпольных ячеек и партизанских отрядов с советскими районами, для чего их снабдить радиоаппаратами, использовать ходоков, тайнопись и проч., а также обеспечить посылку и печатание на месте листовок, лозунгов, газет»8.
Как видно, в Постановлении уже были упомянуты и органы государственной безопасности, сотрудники которых в первые недели войны встали во главе многих партизанских отрядов.
Постановления ЦК ВЛКСМ, как и партийных органов, явились для молодежи руководством к действию. 3 сентября 1941 г. ЦК ВЛКСМ принял специальное Постановление «О мобилизации комсомольцев на службу в войска Особой группы НКВД СССР». На основании этого постановления в ОМСЬОН НКВД СССР прибыло 800 комсомольцев из Москвы и ряда областей страны9.
На основании приказов Народного Комиссара Обороны СССР строилась работа всех советских партизан и органов, контролирующих их деятельность. Так, Приказ № 00189 от 5 сентября 1942 г. «О задачах партизанского движения», подписанный И.В. Сталиным, явился основой для дальнейшей деятельности советских партизанских формирований, в том числе и деятельности органов госбезопасности на оккупированной советской территории10. В данном приказе говорилось об усилении агентурной разведки, в которой чекисты должны были оказать помощь партизанским формированиям. В частности, там говорилось о беспощадном истреблении фашистских политических деятелей, крупных чиновников и изменников Советского государства11.
Следует отметить, что правовой основой для деятельности территориальных органов государственной безопасности по организации партизанских отрядов и оперативных групп явились директивы Центра, Соответственно для городских и районных аппаратов НКВД-НКГБ - директивные указания начальников областных Управлений.
Ведомственные нормативные акты позволяют увидеть недостатки, которые имелись при формировании чекистами партизанских отрядов. Так, в Директиве Народного Комиссара Государственной Безопасности СССР от 16 июля 1941 г. за № 222 отмечалось, ч'го в организации партизанских отрядов, предназначенных для действия в тылу противника, допускался целый ряд недостатков: отрады комплектовались наспех из людей неопытных, не знающих местных условий и не владеющих оружием; партизаны, посылаемые на боевую работу, достаточно не инструктировались .
В директиве начальников УНКГБ и УНКВД Калининской области начальникам ГО, РО НКВД и МРО Н.КГБ «О недостатках в руководстве партизанским движением и мерах по их устранению» от 29 июля 1941 г. говорится о недопустимости и преступности организации перебрасывания в тыл противника неподготовленных диверсионных групп и партизанских отрядов1'.
Несмотря па 'ути указания по улучшению организации и заброски в тыл партизанских отрядов и диверсионных групп, из-за тяжелейшего положения Красной Армии на фронтах, осенью положение не изменилось. 'Гак, в директиве НКВД СССР Начальнику УНКВД по Калининской области «О мероприятиях но развертыванию партизанского движения» от 11 сентября 1941 г. указано, что «работа УНКВД Калининской области но подготовке и развертыванию партизанского движения в районах, захваченных противником, поставлена явно неудовлетворительно»14.
Важным нормативным актом явилось указание НКВД СССР № 07435 «Об организации деятельности в тылу противника партизанских отрядов, истребительных и диверсионных 1рупп» от 6 декабря 1941 г. Оно с предельной четкостью сформулировало задачи диверсионной деятельности: диверсионные группы имеют назначение - совершать систематические взрывы, поджоги, порчу и разрушения на промышленных предприятиях, электростанциях и железных дорогах в тылу противника15. Таким образом, были определены основные объекты диверсий, способы совершения и некоторые вопросы тактики использования сил и средств. Суть их сводилась к нанесению ущерба противнику, не вступая с ним в боевое соприкосновение.
Подводя итоги, нужно о тметить, что деятельность органов НКВД СССР в тылу противника в полной мере регламентировалась нормативно-правовыми актами СССР. Участвуя в партизанском движении, чекисты четко выполняли постановления, приказы, директивы и указания ГКО, СНК, ЦШГ1Д и НКВД СССР.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ОСНАЗ. От бригады особого назначения к «Вымпелу». 1941-1981 гг. - М., 2001. - С. 15.
2 Там же.
3 Государственный Комитет Обороны (ГКО) был образован 30 июня 1941 г. совместным решением ЦК ВКП(б), Президиума Верховного Совета СССР и Совнаркома СССР. См,: История второй мировой войны 1939-1945. - М., 1975. - Т. 4. - С. 52.
4 Сборник законов СССР 1938-1975. - М., 1975.-С. 22.
5 Там же.
6 РГАСПИ. - Ф. 17. -Оп. 1.-Д. 401.-Л. 8-11.
7 Сталин И, В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. - М., 1952. - С. 15.
8 КПСС в резолюциях и решениях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. -8-е изд., испр. и доп. - М., 1971. - Т. 6. - С. 23-24.
9 Коровин В.В, Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. - М.: Русь, 1998.-С. 138.
10 РГАСПИ. - Ф. 69. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 12-17.
11 Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. - М., 2003.- Кн. 2.-Т. 3.-С. 210.
|?‘ Архив УФСБ России по Тверской области. - Ф. 1. - Он. 1. Д. 15. Л. 178. п Там же. - Д. 13. Л. 145 -147.
14 Там же. - Л. 179.
15 Там же. Л. 189.
THE STATIC SECURITY ORGANS ACTIVITY ON THE OCCUPIED SOVIET TERRITORY (1941 1944): JURIDICAL REGULATION
r.a. Kom:v
Moscow University of Ministry olTutcrnul Affairs of Russia 12, I 'olyjnti Str., Moscow, / / '/VW Russia
The articlc is dedicated to the legal foundations of the State Security Organs activity on the occupied Soviet territory during the Cireat Patriotic War. This issue is renuukable for the author’s approach to this problem, bccau.se historical aspects are combining with the legal ones here.