Научная статья на тему 'Деятельность органов крестьянского самоуправления Западной Сибири (1898-1917)'

Деятельность органов крестьянского самоуправления Западной Сибири (1898-1917) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / SELF-GOVERNMENT / КРЕСТЬЯНЕ / PEASANTS / АДМИНИСТРАЦИЯ / ADMINISTRATION / МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гермизеева В.В.

В статье анализируется деятельность органов крестьянского самоуправления Западной Сибири в начале ХХ века. В процессе написания работы использовались архивные материалы: документы волостных правлений и сходов, результаты ревизий органов крестьянского самоуправления крестьянскими начальниками, отчеты непременных членов по крестьянским делам, различные циркуляры и распоряжения вышестоящих инстанций. При исследовании проблемы большое значение придавалось изучению законодательства, прежде всего «Положения о преобразовании общественного управления государственных крестьян Западной Сибири», «Временного положения о крестьянских начальниках» и других. Отдельные сведения о деятельности органов крестьянского самоуправления можно найти в местной периодической печати. Эти источники в совокупности позволяют выделить типичные проблемы, существовавшие на низовом уровне управления. В статье обращено внимание на состояние волостной и сельской администрации, на качественный состав должностных лиц, на контролирующие функции крестьянских начальников. Представлены сведения об основных направлениях деятельности волостных правлений, сельских и волостных сходов, о правах и обязанностях старшин и старост. Круг вопросов, подведомственных органам крестьянского самоуправления, был очень широк. Это наблюдение за качеством дорог, решение проблем в области народного образования и ветеринарного дела, борьба с заразными болезнями, опекунство и многое другое. Показаны положительные и отрицательные стороны работы органов крестьянского самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF PEASANT SELF-GOVERNMENT BODIES IN WESTERN SIBERIA (1898-1917)

The article analyzes the activities of peasant self-government bodies in Western Siberia in the early twentieth century. The following archival materials were used: documents of volost government and assemblies; the audit results of the bodies of peasants self-governments; reports of permanent members of the office of Peasant Affairs; various circulars and orders of higher authorities. In the research great importance was given to the study of laws, primarily «Regulations on the Reform of the Public Governance of State Peasants in Western Siberia», «Provisional Regulations on Peasant Superiors», etc. Specific information on the activities of peasant self-government bodies can be found in the local periodicals. All together these sources allow to highlight typical problems that existed at the lowest level of governance. The article draws special attention to the state of the volost and community administrations as well as the quality of the officials and the supervision functions of peasant superiors. The author presents information about main activities of volost governments, community and volost assemblies as well as about rights and responsibilities of their chiefs and elders. The range of issues under the jurisdiction of peasant self-government bodies was very wide. That is the supervision of the quality of roads, problem resolution in the field of public education and veterinary, combating infectious diseases, guardianship, etc. The article shows both positive and negative aspects of the activities of peasant self-government bodies.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов крестьянского самоуправления Западной Сибири (1898-1917)»

Shilovsliy M. V. Sibirskiy predstavitel'nyy organ: ot zamyslov k dramaticheskomu finalu (yanvar' - noyabr' 1918 g.)// Shilovskij M. V. (otv. red.)- Sibir' v period Grazhdanskoj vojny [Siberian representative body: from projects to the dramatic final (January - November 1918) // Siberia during the Civil war (ed. by M. V. Shilovsky)]. KeMerovo: GOU KRIRPO (1995): 4-18. (In Russian).

Shilovsliy M. V. Vremennoe Vserossiyskoe pravitel'stvo (Direktoriya) 23 sentyabrya - 18 noyabrya 1918 g. [All-Russian Provisional government (the Directory) 23 September-18 November 1918]. Available at: http://www/zaimka.ru/soviet/shilovski5.shtml. (Accessed on 2014. 30 Sept.) (In Russian).

Shishkin V. I. In: Istoriya «beloy Sibiri» [The history of "white Siberia"]. KeMerovo: Kemerovskii gosudarstven-nii universitet. (1997): 7-14. (In Russian).

M. I. Vtorushin

Omsk, Russia

PECULIARITIES OF THE IDEOLOGY OF THE ANTI-SOVIET MOVEMENT IN THE EAST OF RUSSIA AND ITS INFLUENCE ON THE POLITICAL FIGHT IN SIBERIA IN 1918

Abstract. The paper sets up the nature problem of the anti-Soviet movement ideology in Eastern Russia in the epoch of the social and political cataclysms in 1918-1920 and its impact on the political struggle for power in the Siberian region. The purpose of the paper is to reveal the peculiarities of the anti-Soviet political factions' ideological goals during the Civil War in Siberia and the reasons for the supporters of February Revolution to consolidate around the "white idea" of a unitary state.

It was found that the anti-Soviet political bloc during the initial period of the Civil war included three main ideological movements that reflected an objective balance of socio class and political forces in Siberia. The interests of these political groups were in acute contradictions due to different understanding of the future state structure of Russia. The socialists upheld the principle of Federation, the officer-cadet groups defended the idea of a unitary state and the Siberian regionalists advocated a confederal state structure. Different ideological preferences resulted in a fierce struggle for power. In the end, the winners were the representatives of the movement, which defended the unitary state principle, marked as the «white idea». This political choice in favor of the military dictatorship of the Unitarians was backed by the fact that Siberian commercial and industrial circles and cooperators, who previously supported the regionalist movement in the anti-Soviet political bloc, fully understood the need to recreate the single Russian market. They required this to solve historical «Siberian issues» associated with overcoming the negative colonial legacy of the pre-revolutionary development of the region.

The results of the study can be used when writing works on the history of Siberia, when teaching courses on the Russian history, courses on the history of the 1917 revolution and the Civil war.

Keywords: anti-Soviet ideology; White idea; White movement; Civil war; democratic counter-revolution;.

About the author: Mikhail Ivanovich Vtorushin, Candidate of Historical Sciences, Senior Lecture at the Department of State and Municipal Management and Customs Affairs.

Place of employment: Omsk State Technical University

Вторушин M. И. Особенности идеологии антисоветского движения на востоке России и ее влияние на политическую борьбу в Сибири в 1918 году // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 1. С. 8-16.

Vtorushin М. I. Peculiarities of the ideology of the anti-soviet movement in the east of Russia and its influence on the political fight in Siberia in 1918 // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 1. P. 8-16.

УДК 94 В. В. Гермюеева

Омск, Россия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ КРЕСТЬЯНСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1898-1917)

Аннотация. В статье анализируется деятельность органов крестьянского самоуправления Западной Сибири в начале XX века. В процессе написания работы использовались архивные материалы: документы волостных правлений и сходов, результаты ревизий органов крестьянского самоуправления крестьянскими начальниками, отчеты непременных членов по крестьянским делам, различные циркуляры и распоряжения вышестоящих инстанций. При исследовании проблемы большое значение придавалось изучению законодательства, прежде всего «Положения о преобразовании общественного управления государственных крестьян Западной Сибири», «Временного положения о крестьянских начальниках» и других. Отдельные сведения о деятельности органов крестьянского самоуправления можно найти в местной периодической печати. Эти

источники в совокупности позволяют выделить типичные проблемы, существовавшие на низовом уровне управления. В статье обращено внимание на состояние волостной и сельской администрации, на качественный состав должностных лиц, на контролирующие функции крестьянских начальников. Представлены сведения об основных направлениях деятельности волостных правлений, сельских и волостных сходов, о правах и обязанностях старшин и старост. Круг вопросов, подведомственных органам крестьянского самоуправления, был очень широк. Это наблюдение за качеством дорог, решение проблем в области народного образования и ветеринарного дела, борьба с заразными болезнями, опекунство и многое другое. Показаны положительные и отрицательные стороны работы органов крестьянского самоуправления.

Ключевые слова: самоуправление; крестьяне; администрация; местное управление; Западная Сибирь.

Сведения об авторе: Виктория Викторовна Гермизеева, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории.

Место работы: Омский государственный технический университет.

Контактная информация: 644050, Россия, г.Омск, пр. Мира, д. 11; тел.: 8(3812)65-23-08, e-mail: vika-germ@mail.ru.

Организация и деятельность органов крестьянского самоуправления в разные годы находилась в сфере внимания исследователей. Эти вопросы нашли отражение в дореволюционных работах A.A. Кауфмана, М.Н. Соболева,

B.Ю. Григорьева, Н.Я. Новомбергского,

C.П. Швецова и других. В советской и современной историографии проблема разрабатывалась в исследованиях JI.M. Горюшкина,

A.Т. Топчего, В.Н. Никулина, JI.M. Дамешека,

B.Н. Худякова, И.В. Островского, Н.Ф. Иван-цовой, Н.Г. Суворовой, Е.А. Крестьянникова и других.

В работе использованы законодательные акты, такие как «Положение о преобразовании общественного управления государственных крестьян Западной Сибири», «Временное положение о крестьянских начальниках» (1898) и другие. Большое значение имеет изучение архивных документов, в частности, приговоров волостных и сельских сходов Тобольской и Томской губерний. Омского уезда Акмолинской области, решений волостных судов, анализ предписаний крестьянских начальников, прошений и жалоб крестьян. Эти материалы позволяют охарактеризовать взаимоотношения между крестьянами и органами крестьянского самоуправления, помогают изучить основные направления деятельности, позволяют выделить типичные проблемы, существовавшие на этом уровне управления. Отдельные сюжеты по интересующей нас теме присутствуют в местной периодической печати начала XX в.

Органы крестьянского самоуправления в указанный период состояли из волостных правлений, волостных и сельских сходов, волостного суда и непосредственно должностных лиц. По закону от 2 июня 1898 г. в Тобольской и Томской губерниях был учрежден институт крестьянских начальников, на которых была возложена всесторонняя «опека» и «попечительство» над крестьянским населением, забота

об их хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспевании. Крестьянские начальники имели право надзора за всем крестьянским общественным управлением. Прежде всего, он выражался в праве ревизий волостных и сельских управлений и волостных судов (Соболев 1905: 89).

На уровне волости действовали волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной суд. Волостные сходы состояли из сельских и волостных должностных лиц, замещаемых по выбору: волостного старшины, его помощников, сельских старост, сборщиков податей, судей волостных судов, а также из крестьян, избиравшихся от каждого селения и поселка по одному от каждых десяти дворов (Свод узаконений и распоряжений: 171). В случае, если волость состояла из одного сельского общества, то волостной сход заменялся сельским. Количество волостных и сельских учреждений было велико. Так, в Тобольской губернии в начале XX в. насчитывалось 255 волостей и 2 320 сельских обществ (Дунин-Горкавич 1904: 14). Главное место в волостных сходах отводилось волостному старшине, но если на последнего поступала жалоба, то первое место предоставлялось одному из сельских старост.

В ведении волостного схода находились вопросы, связанные с выбором должностных лиц, решение хозяйственных и общественных дел, назначение опекунов и попечителей и другие. Например, по предписанию тобольского губернатора Н.Л. Гондатти от 24 ноября 1907 г. крестьянские начальники должны были объявить на волостных сходах о правилах пользования казенным лесом и о необходимости взятия на вырубку специальных билетов (Сибирские и тобольские губернаторы: 425). Решения волостного схода признавались действительными, когда на сходе присутствовали волостной старшина (или заменяющее его лицо) и не ме-

нее двух третей крестьян, имеющих голос на сходе (Свод узаконений и распоряжений: 176).

Волостной старшина являлся лицом ответственным за сохранение порядка и спокойствия в волости. В пределах ведомства волостного правления он был обязан, по предписаниям местной полиции, объявлять законы и распоряжения правительства, задерживать бродяг, беглых и дезертиров и представлять их полицейскому начальству, оперативно действовать при чрезвычайных ситуациях (пожарах, наводнениях, повальных болезнях), предупреждать и пресекать преступления и проступки, созывать и распускать волостной сход, наблюдать за сельскими старостами и другими должностными лицами, следить за порядком в училищах, больницах и общественных заведениях, в случае их учреждения за счет волостного общества (Свод узаконений и распоряжений: 178-180). Таким образом, волостной старшина ведал большим кругом вопросов, поэтому на эту должность должен был избираться грамотный и распорядительный человек. После введения института крестьянских начальников волостной старшина и прочие должностные лица крестьянского самоуправления были обязаны исполнять все законные требования крестьянских начальников. Например, согласно отчету непременного члена по крестьянским делам Тобольского губернского управления A.A. Ольшевского при ревизии крестьянских учреждений Тарского уезда в 1913 г., отмечалось, что крестьянский начальник М.А. Рубцов таким образом организовал деятельность подведомственных учреждений, что волостные правления оперативно представляют ему информацию обо всем, что происходит в селениях (ГБУТО ГАТ. Ф. 479. Оп. 2. Д. 116. JL 8). Крестьянский начальник 1-го участка Омского уезда в октябре 1910 г. обращал внимание волостных старшин на плохое поступление недоимок по ссудам, числящихся за крестьянами, в казну и отмечал необходимость «немедленно приступить к взысканию с населения недоимок по ссудам посредством описи и продажи имущества», чтобы причитающиеся с населения платежи были внесены полностью (ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 30. Л. 65).

В то же время тобольский губернатор Д.Ф. Гагман в ходе поездки по губернии и знакомства с личным составом волостных должностных лиц летом 1909 г. отмечал, что волостные сходы часто избирали в старшины крестьян лишь по причине дошедшей до них очереди «отбыть службу по выборам и по соображению

с их имущественной состоятельностью, обеспечивающей взыскание возможной растраты денежных сумм», а крестьянские начальники использовали практику утверждения в должности без сбора сведений о том или ином кандидате (Сибирские и тобольские губернаторы: 434). Но в то же время Д.В. Гагманом было отмечено, что среди волостных старшин, несомненно, были лица, которые хорошо разбирались в своих обязанностях и исполняли их «толково и разумно».

Волостные правления состояли из старшины, сельских старост, сборщиков податей там, где они были. Правления рассматривали дела о расходах из волостных сумм, о продаже частного крестьянского имущества по взысканиям казны, принимали решения по определению и увольнению должностных лиц, служащих по найму. По другим вопросам старшина только советовался с правлением, а распоряжался по своему усмотрению (Свод узаконений и распоряжений: 183-187). Но со временем функции волостных правлений стали гораздо шире. Например, в их ведении находилась выдача паспортов и удостоверений личности, а также решение всех связанных с этим вопросов. В частности, от имени волостных правлений публиковалась информация о признании недействительными тех или иных документов в связи с утратой последних. Так, Барнаульское волостное правление Барнаульского уезда Томской губернии просило считать недействительным паспорт, выданный Богдановским волостным правлением Прилукского уезда Полтавской губернии на имя крестьянина В.К. Кравченко (Томские губернские ведомости 1915. 11 ноября).

В местных изданиях можно встретить объявления, публикуемые от имени волостных правлений, о розыске хозяев пригульного скота и его продаже. В газете «Томские губернские ведомости» за 15 апреля 1909 г. подобная информация была напечатана от имени Кулун-динского и Панюшевского волостных правлений Барнаульского уезда, Вознесенского волостного правления Каннского уезда и других (Томские губернские ведомости 1909. 15 апреля). Это лишь единичные примеры, но такие объявления были регулярными. От имени Во-роновского волостного правления Томского уезда в декабре 1916 г. была опубликована информация о продаже с публичного торга приблудного скота (Томские губернские ведомости 1916. 18 декабря).

Волостные правления должны были контролировать ситуацию, связанную с распространением различных заболеваний - доносить информацию до районных врачей, фельдшеров, крестьянских начальников, в случае обнаружения заболеваний должны оказывать содействие медицинскому персоналу, обеспечивать его передвижение во время эпидемий, «иметь строгое наблюдение и попечение за естественными и искусственными водоемами, как то котлованами, прудами, озерами и колодцами, вода которых употребляется населением для питья и в пищу», иметь тщательный надзор за свалочными местами, наблюдать за чистотой дворов и жилых помещений, следить, чтобы в селениях не было тайной продажи водки и других крепких напитков (ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 109. Л. 24).

Необходимость решения большого количества самых разных вопросов зачастую приводила к формализму и небрежности при выполнении должностных обязанностей. Так, при анализе статистического материала в Омском уезде было обнаружено много недостатков в представляемых волостными правлениями сведениях (о размере посевной площади, количестве посеянного и собранного хлеба, скотоводстве, ярмарочной торговле, о заводской и фабричной промышленности), при этом они часто присылались с опозданиями (ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 109. Л. 16). Власти неоднократно указывали крестьянским учреждениям на необходимость предварительной проверки информации, но ситуация повторялась из года в год.

При волостном правлении велась книга приказов, книга приговоров волостного схода, книга решений волостных судов, книга сделок и договоров. Ведение их было возложено на волостного писаря. Число исходящих документов в волостных правления за год могло быть довольно большим и по отдельным правлениям составляло около 10 тысяч. Согласно отчету за 1912 г., в Павлоградском волостном правлении Омского уезда насчитывалось 6 274 входящих бумаги и 9 703 исходящих документа (ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 183. Л. 3 об.). В.Ю. Григорьев справедливо отмечал, что к началу XX в. волостное правление превратилось в «низшее универсальное бюрократическое учреждение, которое состоит в распоряжении каждого из обращающихся к нему присутственных мест и лиц, пользующихся означенным учреждением главным образом для своих сношений с сельскими обществами» (Григорьев 1905: 52).

Сельское общественное управление представляли сельский сход, староста, его помощники, сельский писарь. Сельский сход состоял из назначенных по выбору сельских должностных лиц и крестьян-домохозяев, принадлежащих к составу сельского общества. Сельский староста был первым должностным лицом органов крестьянского самоуправления на уровне села. На эту должность могли претендовать приписанные к общине крестьяне-домохозяева - главы крестьянских хозяйств, которые пользовались земельными наделами. Необходимым условием было отсутствие судимости и положительная характеристика претендента в целом. Именно староста занимал первое место на сельском сходе, за исключением случаев, когда сходы собирались для учета должностных лиц или принесения на них жалоб. При таких обстоятельствах первое место предоставлялось волостному старшине.

На сельских сходах выбирались должностные лица, решались вопросы об увольнении членов общества и приеме новых, назначались опекуны и попечители, осуществлялись семейные разделы, совещались и ходатайствовали об общественных нуждах, благоустройстве, призрении, обучении грамоте, назначали сборы на мирские расходы, осуществляли раскладку всех лежащих на крестьянах казенных податей, земских и мирских денежных сборов и натуральных повинностей, назначали жалование должностным лицам, избранным сельским обществом (Свод узаконений и распоряжений: 133— 134). Среди проблем в деятельности сельских сходов можно выделить опекунские дела. Тобольский губернатор Д.Ф. Гагман в результате поездки по губернии в 1909 г. отмечал, что сельские сходы часто не проверяли прихода и расхода имущества и денег, вверенных опекунам, составляли учетные приговоры без действительной проверки имущества (Сибирские и тобольские губернаторы: 435).

Дела на сельском сходе решались большинством голосов, но по отдельным вопросам требовалось согласие не менее двух третей всех крестьян.

В пределах ведомства сельского общественного управления сельский староста исполнял следующие обязанности: созывал и распускал сельский сход, предлагал вопросы на его рассмотрение, приводил в исполнение приговоры схода, распоряжения волостного управления, наблюдал за состоянием мостов, дорог, находящихся на территории общества, следил за исправным отбыванием крестьянами разного

рода повинностей, наблюдал за порядком в общественных заведениях, учрежденных сельским обществом, исполнял все приказы волостного старшины по делам полицейского ведомства (Свод узаконений и распоряжений: 166).

Сельский писарь нанимался сельским сходом, по указанию сельского старосты он вел всю письменную отчетность по общественным делам.

Должности волостного старшины, сельского старосты, их помощников, судей волостных судов замещались по выбору. Писари, смотрители магазинов и другие лица назначались по усмотрению общества, либо по выбору, либо по найму. К кандидатам предъявлялись следующие требования: возраст не моложе 25 лет, не опороченные по суду. Срок службы для всех должностных лиц, кроме сборщика податей, ограничивался одним трехлетнем, после чего они могли быть избраны снова, но должны были выразить свое согласие. Для лиц, служащих по найму, срок не устанавливался.

Избранный обществом на какую-либо должность не мог отказаться от нее без особых на то оснований. Так, уважительными причинами считались следующие: возраст (более 60 лет), болезни, замещение ранее должности по выбору. Кроме того, сход мог уволить избранного и по другим причинам, которые признавались уважительными (Свод узаконений и распоряжений: 231).

Лица, занимавшие должности волостного или сельского писаря, играли важную роль в деятельности органов крестьянского самоуправления. Так, волостной писарь заведовал всей письменной частью волостного правления. Найм и смена этих должностных лиц зависели от волостного схода, а помощники нанимались и сменялись волостным правлением (по представлению волостного писаря). В приговоре Любомировского волостного схода в феврале 1910 г. о найме писаря отмечалось, что «он должен был быть по делопроизводству волостного правления и суда человеком сведущим и опытным, а также отвечающим своему назначению» (ИАОО. Ф. 20. Он. 1. Д. 106. Л. 13). Крестьянский начальник 1-го участка Омского уезда в 1913 г. обращал внимание волостных старшин на «крайне небрежное отношение к делу как волостных, так и сельских писарей». Среди основных недостатков назывались следующие: бумаги не подшиваются, ведутся весьма небрежно, на отдельных документах отсутствуют подписи и печати волостных

старшин и сельских старост, в представляемых приговорах часто нет сведений о числе участников схода и количестве домохозяев, имеющих право голоса (ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 138. Л. 22).

По закону лица, служащие по выбору, освобождались от натуральных повинностей. Размер жалованья или иного вознаграждения лицам, служащим по выбору или по найму, зависел полностью от общества. В некоторых случаях жалованье могло не назначаться. Так, в томской газете «Сибирская жизнь» в 1905 г. была опубликована заметка под названием «Что стоят сельским обществам сельские старосты», в которой указывалось, что должность сельского старосты важная, требующая от исполнителя толковости, честности, но, в то же время, она бесплатная, и это обстоятельство порождало множественные злоупотребления и растраты, серьезно отражалось на материальном положении сельского общества. Решить проблему автор заметки предлагал назначением жалованья и регулярным контролем за расходованием общественных денег (Сибирская жизнь 1905. 28 июня). В отдельных волостях Тобольской губернии волостными старшинами выбирали людей имущественно состоятельных и вознаграждения им также не назначали (Сибирские и тобольские губернаторы: 433). Тем не менее, чаще всего должностным лицам крестьянского самоуправления в исследуемый период жалованье все же назначалось.

Министерство внутренних дел еще в конце 1915 г. обращало внимание на возможность повышения мирского обложения для увеличения окладов содержания должностных лиц. Так, в феврале 1916 г. Любомировскому волостному старшине было предписано «при первом же волостном сходе [...] назначить писарю приличное жалованье, учитывая дороговизну теперешней жизни и дать хотя бы по одному помощнику» (ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 138. Л. 39).

Таким образом, на волостную и сельскую администрации возлагалась большая ответственность за положение дел в волости и на селе. Важная роль отводилась взысканию недоимок по ссудам, в крайних случаях представители волостного и сельского управления имели право продавать описанное имущество (ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 103. Л. 114). Компетенция волостных органов самоуправления была шире сельских. М.Н. Соболев отмечал, что к началу XX в. органы крестьянского самоуправления бюрократизировались и превратились в низшие

органы административной власти. При этом в волостных правлениях сосредоточились все дела по управлению в пределах волости, они «сделались большими присутственными местами, к которым обращаются все губернские власти за справками, для исполнения распоряжений» (Соболев 1905: 96).

Местные власти придавали большое значение участию органов крестьянского самоуправления в вопросе поддержания дорог в должном состоянии, хотя среди архивных документов нередки свидетельства о негативных явлениях в этом направлении. Так, в январе 1916 г. председатель Тарского уездного распорядительного комитета обращал внимание волостных старшин на серьезные проблемы: «Дорожные участки в пределах уезда, благодаря обилию снегов и частым буранам, находятся в весьма плохом состоянии, об исправности таковых сельские общества совершенно не заботятся, а со стороны волостных и сельских властей по обыкновению не имеется никакого наблюдения за исправлением» (ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 209. Л. 20).

В годы Первой мировой войны к обязанностям органов крестьянского самоуправления добавились вопросы о призрении семей, о военнопленных и привлечении их на полевые работы в условиях военного времени, возросло количество отчетов для местной администрации, что неизбежно увеличивало нагрузку на должностных лиц крестьянского самоуправления. Тобольский губернатор H.A. Ордовский-Танаевский в октябре 1916 г. в своем циркуляре обращался к крестьянским начальникам, чтобы они, используя органы крестьянского самоуправления, разъяснили населению важность заготовки хлеба для армии и установления твердых цен вплоть до нового урожая (ИАОО. Ф. 183. Оп. 1. Д. 1462. Л. 11). Увеличился объем работы в связи с мобилизацией, необходимо было отслеживать списки лиц, подлежащих призыву. В случае уклонения от службы по тем или иным причинам органы крестьянского самоуправления должны были обеспечить поиск и явку таких лиц по принадлежности. Так, Не-любинское волостное правление Томского уезда в апреле 1915 г. разыскивало крестьянина И.В. Бурзаковского для привлечения его к отбытию воинской повинности (Томские губернские ведомости 1915. 26 апреля).

Крестьянские начальники рассматривали все приговоры волостных и сельских сходов, имели право надзора за действиями должностных лиц крестьянского самоуправления, а в

случае отдельных проступков могли подвергнуть их аресту до семи дней. Например, крестьянский начальник 1-го участка Омского уезда в марте 1910 г. предлагал Любомировскому волостному старшине уволить писаря, «как ведущего нетрезвую жизнь», и «подыскать человека трезвого, знающего делопроизводство волостного правления» (ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 104. Л. 27). Крестьянские начальники обязаны были проводить ревизии органов крестьянского самоуправления, но подобная работа не всегда проводилась регулярно. Согласно отчету непременного члена по крестьянским делам Тобольского губернского управления А.П. Нарышкина по результатам ревизии крестьянских учреждений Тюменского уезда в 1908 г., работа крестьянского начальника 2-го участка A.B. Иляхинского организована таким образом, что наблюдение за деятельностью волостных правлений представляется затруднительным (ГБУТО ГАТ. Ф. 345. Оп. 1. Д. 3. Л. 12). В журнале «Сибирские вопросы» обращалось внимание на деятельность крестьянского начальника 1-го участка Туринского уезда Тобольской губернии П.Е. Суетина, который проводил ревизии волостных правлений «весьма оригинально» - «то не был по несколько лет, то приезжал по несколько раз в год». При подобном подходе не удивителен был факт обнаружения растрат не крестьянским начальником, а волостным счетчиком (Сибирские вопросы. 1910, 10-11, 76). Конечно, были должностные лица, которые ответственно относились к своим обязанностям, не только посещали волостные правления, но и помогали им решать различные вопросы. Так, в отчете непременного члена А.П. Нарышкина о деятельности крестьянских учреждений Ялуторовского уезда Тобольской губернии за 1908 г. отмечалось, что надзор крестьянского начальника 4-го участка Р.Ф. Дагае-ва за волостными правлениями не ограничивается периодически производимыми проверками, т. к. при каждой поездке по участку он лично просматривает все книги правлений и читает все решения волостного суда. При таком подходе к делу, по мнению А.П. Нарышкина, «ни одна ошибка, ни один промах в делопроизводстве волостного правления не останется незамеченным» (ГБУТО ГАТ. Ф. 345. Оп. 1. Д. 3. Л. 47).

Среди сохранившихся архивных документов есть свидетельства о недостаточно ответственном отношении волостных и сельских должностных лиц к своим обязанностям. Так, при ревизии крестьянских учреждений Тарско-

го уезда A.A. Ольшевским отмечено, что за общие проступки на службе волостных и сельских должностных лиц крестьянским начальником 3-го участка Тарского уезда И.А. Юв-ченко было подвергнуто административному взысканию 55 лиц в 1912 г. и за 6 месяцев 1913 г. - 24 человека (ГБУТО ГАТ. Ф. 479. Он. 2. Д. 116. Л. 25).

Контроль за деятельностью волостных судов, как правило, выявлял отдельные недостатки при разбирательстве дел и их производстве. В частности, в решениях не всегда подробно объяснялись обстоятельства дела, отсутствовали мотивировка, ссылка на закон и показания свидетелей, заочные решения объявлялись порой небрежно и без указания времени, что существенно затрудняло установление срока для обжалования, исковые прошения принимались от имени поверенных, без предоставления доверенностей, при апелляционных жалобах дела часто были не прошнурованы и не пронумерованы (ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 138. Л. 20). В таких случаях крестьянские начальники и их съезды поручали волостным старшинам разъяснять недостатки судьям и заведующим делопроизводством суда, чтобы последние относились к обязанностям внимательно, в противном случае виновные могли быть подвергнуты строгому взысканию вплоть до увольнения со службы. В документах описываются разные курьезные случаи. Так, обращая внимание на необходимость более ответственного отношение к делу, крестьянский начальник 1 -го участка Омского уезда приводил в пример следующую ситуацию: в решении Белоусовского

волостного суда от 22 февраля 1914 г. № 14, согласно резолютивной части, крестьянин Лаврентий Ивко обязан был заплатить 17 руб. 50 коп., но кому - неизвестно. При изучении дела оказалось, что истцом являлся Кондрат Ивко, а ответчиком - Лаврентий Алексеенко, с которого и взыскивались деньги, в резолютивной же части все имена были перепутаны (ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 138. Л. 49). Подобные обстоятельства существенно тормозили работу съездов крестьянских начальников по апелляционным жалобам сторон на решения волостных судов.

Таким образом, волостные и сельские учреждения и их должностные лица занимались решением самых разных задач. Это подготовка различных документов о справочных ценах, борьба с вредителями полей, кражей скота, организация ночных караулов, решение вопросов о народном здравии, образовании, опекунские дела и многое другое.

В 1898 г. был введен институт крестьянских начальников, который серьезно пошатнул независимость крестьянского самоуправления. К сожалению, деятельность волостных и сельских учреждений не была лишена недостатков. Результаты ревизий должностных лиц периодически выявляли растраты общественных сумм, злоупотребление служебным положением и многое другое. В исследуемый период волостные и сельские учреждения несли ответственность за все, что происходило на подведомственной им территории, но не имели возможности проводить самостоятельную политику.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГБУТО ГАТ - Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске»

ИАОО - Исторический архив Омской области

ЛИТЕРАТУРА

ГБУТО ГАТ. Ф. 345. Оп. 1. Д. 3. ГБУТО ГАТ. Ф. 479. Оп. 2. Д. 116.

Григорьев В. Ю. 1905. Волостное земство в Сибири и основы его действительности // Сибирские вопросы 1, 33-65.

Дунин-Горкавич А. А. 1904. Справочная книжка Тобольской губернии. Тобольск: Типография Епархиального Братства

ИАОО. Ф. 183. Оп. 1. Д. 1462. ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 30. ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 103. ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 104. ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 106. ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 109. ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 138. ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 183. ИАОО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 209.

Свод узаконений и распоряжений правительства об устройстве сельского состояния и учреждений по крестьянским делам, с воспоследовавшими по ним разъяснениями, содержащимися в решениях Правительственного Сената и распоряжениях высших правительственных учреждений. 1900 / Горемыкин И. JI. (сост.). Т.1. СПб.: Типография Д.В. Чичинадзе.

Сибирская жизнь. 1905. 28 июня.

Сибирские вопросы. 1910. № 10-11, 76.

Сибирские и тобольские губернаторы: исторические портреты, документы. 2000 / Коновалов В.В. (ред.). Тюмень: Тюменский издательский дом.

Соболев М. Н. 1905. К вопросу о реформе крестьянского управления в Сибири // Сибирские вопросы 1, 86-99.

Томские губернские ведомости. 1909. 15 апреля.

Томские губернские ведомости. 1915. 11 ноября.

Томские губернские ведомости. 1915. 26 апреля.

Томские губернские ведомости. 1916. 18 декабря.

REFERENCES

The State Archives in the city of Tobolsk. Fund 345. Inventory 1. Case 3. (In Russian).

The State Archives in the city of Tobolsk. Fund 479. Inventory 2. Case 116. (In Russian).

Grigorev V. U. In: Sibirskie voprosy [Siberian Question] No. 1 (1905): 33-65. (In Russian).

Dunin-Gorkavich A.A. Spravochnaya knizhka Tobolskoj gubernii [Reference book of Tobolsk province]. Tobolsk: Tipografiya Eparkhialnogo Bratstva, 1904. (In Russian).

Historical Archives of the Omsk Region. Fund 183. Inventory 1. Case 1462. (In Russian).

Historical Archives of the Omsk Region. Fund 20. Inventory 1. Case 30. (In Russian).

Historical Archives of the Omsk Region. Fund 20. Inventory 1. Case 103. (In Russian).

Historical Archives of the Omsk Region. Fund 20. Inventory 1. Case 104. (in Russian).

Historical Archives of the Omsk Region. Fund 20. Inventory 1. Case 106. (In Russian).

Historical Archives of the Omsk Region. Fund 20. Inventory 1. Case 109. (In Russian).

Historical Archives of the Omsk Region. Fund 20. Inventory 1. Case 138. (In Russian).

Historical Archives of the Omsk Region. Fund 20. Inventory 1. Case 183. (In Russian).

Historical Archives of the Omsk Region. Fund 20. Inventory 1. Case 209. (In Russian).

Svod uzakonenij i rasporyazhenij pravitelstva ob ustrojstve selskogo sostoyaniya i uchrezhdenij po krestyanskim delam, s vosposledovavshimi po nim razyasneniyami, soderzhashhimisya v resheniyakh Pravitelstvennogo Senata i rasporyazheniyakh vysshikh pravitelstvennykh uchrezhdenij [Code of legislations and government orders on the organisation of the peasants' lifestyle and institutions for peasant affairs, with clarifications on them contained in the decisions of the Government Senate and orders of the higher government agencies]. Ed. by Goremykin I. L. SPb.: Tipografiya D.V. Chichinadze. V.l (1900). (In Russian).

Sibirskaya zhizn [Siberian life]. 1905. June 28th. (In Russian).

Sibirskie voprosy [Siberian questions]. No. 10-11 (1910): 76. (In Russian).

Sibirskie i tobolskie gubernatory: istoricheskie portrety, dokumenty [Siberian and Tobolsk governors: historical portraits, documents]. Ed. by Konovalov V. V. Tyumen: Tyumenskij izdatelskij dom, 2000. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sobolev M. N. In: Sibirskie voprosy [Siberian questions]. No. 1 (1905): 86-99. (In Russian).

Tomskie gubernskie vedomosti [Tomsk Provincial Gazette]. (1909): April 15th. (In Russian).

Tomskie gubernskie vedomosti [Tomsk Provincial Gazette]. (1915): April 26th. (In Russian).

Tomskie gubernskie vedomosti [Tomsk Provincial Gazette]. (1915): November 11th. (In Russian).

Tomskie gubernskie vedomosti [Tomsk Provincial Gazette]. (1916): December 18. (In Russian)

V. V. Germizeeva

Omsk, Russia

ACTIVITIES OF PEASANT SELF-GOVERNMENT BODIES IN WESTERN SIBERIA (1898-1917)

Abstract. The article analyzes the activities of peasant self-government bodies in Western Siberia in the early twentieth century. The following archival materials were used: documents of volost government and assemblies; the audit results of the bodies of peasants self-governments; reports of permanent members of the office of Peasant Affairs; various circulars and orders of higher authorities. In the research great importance was given to the study of laws, primarily «Regulations on the Reform of the Public Governance of State Peasants in Western Siberia», «Provisional Regulations on Peasant Superiors», etc. Specific information on the activities of peasant self-government bodies can be found in the local periodicals. All together these sources allow to highlight typical problems that existed at the lowest level of governance. The article draws special attention to the state of the volost and community administrations as well as the quality of the officials and the supervision functions of peasant superiors. The author presents information about main activities of volost governments, community and volost assemblies as well as about

rights and responsibilities of their chiefs and elders. The range of issues under the jurisdiction of peasant self-government bodies was very wide. That is the supervision of the quality of roads, problem resolution in the field of public education and veterinary, combating infectious diseases, guardianship, etc.

The article shows both positive and negative aspects of the activities of peasant self-government bodies.

Key words: self-government; peasants; administration; local government; Western Siberia.

About the author: Victoria Victorovna Germizeeva, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Russian History.

Place of employment: Omsk State Technical University.

Гермизеева В. В. Деятельность органов крестьянского самоуправления Западной Сибири (1898-1917) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 1. С. 16-24.

Germizeeva V. V. Activities of peasant self-government bodies in Western Siberia (1898-1917) // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 1. P. 16-24.

УДК 361.7 С. В. Ерохина

Ярославль, Россия

«ДЕНЬ КОЛОСА РЖИ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ПРАЗДНИКА В НАЧАЛЕ XX в. (на примере малых городов Ярославской губернии)

Аннотация. Объектом исследования являются исторические процессы, связанные с историей становления и деятельности медицинских обществ в стране и благотворительных организаций в провинции в конце XIX - начале XX вв. Предметом исследования являются содержание и особенности процесса возникновения и развития объединений медицинского и благотворительного характера на материалах Ярославской губернии. Цель статьи - комплексное изучение истории деятельности населения малых провинциальных городов. Решение задач достигнуто выявлением роли этих обществ в системе образования и отражением истории их деятельности. В статье использовались научные принципы - историзм и объективность. Методологическая основа статьи - диалектический метод, разрабатывающий общие принципы познания реальности в ее развитии. Рассматриваются причины активного развития социально-культурной благотворительности малых провинциальных городов Ярославской губернии в начале XX в. Проанализированы социокультурные инициативы добровольных объединений медицинской и благотворительной направленности. Выявлен состав организаций и прослежено вовлечение в культурную деятельность городского социума. Рассматривается краткая история новой акции в разных крупных городах страны. Дана характеристика символу праздника - ржаному колосу. Показана историческая справка по голоду в России в конце XIX - начале XX вв. Доказана ведущая роль местной интеллигенции в формировании новой культурной среды провинциальных городов. В результате в статье представлены две модели зарождения обществ медицинской и благотворительной направленности в малых провинциальных городах. Первый путь создания таких объединений - открытие филиальных отделений таких обществ в провинции. Второй способ - создание организаций по инициативе местного населения. Деятельность этих организаций имела большое значение для региона, потому что государственная политика в этом на правлении была недостаточно активной.

Ключевые слова: малый провинциальный город; благотворительность; медицина; культурная среда; интеллигенция; голод; колос ржи; досуг.

Сведения об авторе: Софья Викторовна Ерохина, аспирант кафедры рекламы и связей с общественностью Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Место работы: Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей.

Контактная информация: 150003, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14, тел.: 89109744034, e-mail: sojer2014@mail.ru.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в России возникает активное общественное движение, направленное на организацию масштабной помощи больным и страждущим. С самого начала это движение возникало сверху, распространяясь к 1910-м гг. в гуще народных масс, при поддержке интеллигенции. Способствовала такому

подъему общественного сознания и многолетняя, хорошо организованная филантропическая деятельность императорской фамилии. В вопросах благотворительности связь государства и частного капитала была совершенно обыденной: финансово независимые представители общества часто исполняли различные админи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.