Научная статья на тему 'Деятельность органов государственной власти по религиозному воспитанию чинов пограничной стражи в процессе служебно-боевой деятельности в конце 19 - начале 20 вв'

Деятельность органов государственной власти по религиозному воспитанию чинов пограничной стражи в процессе служебно-боевой деятельности в конце 19 - начале 20 вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернявская Елена Васильевна

В статье на основе архивных данных и документальных источников исследуется влияние органов государственной власти на религиозное воспитание офицеров и нижних чинов пограничной стражи в указанный хронологический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов государственной власти по религиозному воспитанию чинов пограничной стражи в процессе служебно-боевой деятельности в конце 19 - начале 20 вв»

Чернявская Елена Васильевна - аспирантка Российский университет дружбы народов; г.Москва.

е-таИ:Ье1епа5489@таИ.ги

Е.В. Чернявская

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО РЕЛИГИОЗНОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧИНОВ ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ В ПРОЦЕССЕ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Религиозно-нравственное воспитание в русской армии со времен Императора Петра I и до начала XX в. сложилось в определенную систему, важнейшими элементами которой были Священное писание, институт военного духовенства, богословские проповеди об армии, Императоре и государстве, воспитательная работа церковных библиотек.

В конце XIX - начале XX вв. Русская православная церковь с ее неоспоримым нравственным авторитетом была незаменимой опорой православного государства. Действие Церкви, с точки зрения интересов государства, сводится к воспитанию личности, так как сфера ее деятельности есть «человеческая душа». Отметим, что государственная идеология Российской империи поддерживалась Русской православной церковью. Церковь, как носительница высшего нравственного начала в обществе, являлась основой для воспитания патриотических чувств, любви к своей Родине у воинов Отельного корпуса пограничной стражи (далее - ОКПС).

Однако ст.65 Т.1 ПСЗРИ гласила, что «в управлении Церковном Самодержавная власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ей учрежденного». Следовательно, вся церковная деятельность осуществлялась только с непременной санкции Верховной власти. Высочайшим указом Император Александр III 12 июля 1890г. утвердил назначение протоиерея Александра Желобовского протопресвитером военного и морского духовенства с включением его в состав Святейшего Правительствующего Синода. От Синода

военное духовенство получало указания, какие методы необходимо было использовать для патриотического и религиозно-нравственного воспитания среди военнослужащих пограничной стражи в соответствии с каноническими правилами Русской Православной Церкви.

В начале XX в. по Высочайшему повелению от 23 января 1900 г. при Главном Штабе была учреждена особая комиссия под председательством члена Военного Совета, генерала от инфантерии графа Д.Н.Татищева, при участии Протопресвитера военного и морского духовенства и представителей от Главного Штаба, для обсуждения вопросов, касающихся удовлетворения религиозных нужд войск и для поднятия их религиозно-нравственного воспитания [18,13-14].

Государственная власть и военное руководство с помощью нормативно -правовых документов закрепляли первенствующее положение православной религии в формировании нравственного облика воинов ОКПС. На укрепление и развитие религиозного чувства было обращено самое серьезное внимание при подготовке будущих офицеров в военных и юнкерских училищах.

Еще в период обучения в кадетских корпусах основная цель нравственного воспитания заключалась в том, чтобы заложить вечные истины христианства и научить воспитанников «Бога бояться и Царя чтить, любить ближнего не словом или языком, но делом и истиною, повиноваться наставникам, покоряться властям и быть готовыми на всякое доброе дело» [3,14.] Для этих целей в каждом кадетском корпусе существовала своя православная церковь. Православная христианская религия и ее догмы были основой духовно-нравственного обучения и воспитания войск. В этом были свои преимущества и недостатки. В конце XIX - начале XX в. в военных и юнкерских училищах будущим офицерам ОКПС преподавали Закон Божий (Историю церкви). Без соответствующей богословской подготовки юнкерам было сложно освоить догматы вероучения, часто слова молитвы произносились без мысли об их значении. К тому же в преподавании священнослужители придерживались строго церковной схемы вероучения, несмотря на то, что примеры жертвенности и мужества первых христиан могли стать основанием для воспитания патриотизма. Будущих офицеров не готовили отстаивать свои монархические и религиозные убеждения в полемике с антирелигиозными пропагандистами. Труд английского естествоиспытателя Ч. Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859), а затем работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896) хотя и прояс-

няли причины эволюции животного мира, однако не являлись доказательством концепции происхождения человека.

В рассматриваемый период в журнале «Разведчик» отмечалось: «Духовными собеседованиями офицеры не интересуются и таковых даже для офицеров не существует...» [7,130]. Следовательно, требовалась основательная религиозная и научная подготовка офицерских кадров, имеющая своей целью отстаивание православной веры, так как религиозность воспитывалась не только на лекциях Закона Божьего, но и была связана с активным участием в церковной жизни.

В связи с тем, что рассматриваемый период времени характеризовался тотальным, всесторонним воздействием на общественное сознание идей атеизма, по инициативе государственных органов власти и органов церковного управления занятия по Закону Божьему проводились с целью наставления будущих офицеров в православной вере и нравственной жизни, и уже имели основанием не догматическое богословие, а становились более доступными для понимания. Таким образом, перед властными органами встала задача по изменению программы преподавания православного вероучения.

В «Инструкции, определяющей правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах» отмечалось: «В виду преобладающего значения в военном деле нравственной силы, необходимо с особенной заботливостью относиться к возможно большему усовершенствованию нравственной стороны у людей, посвятивших себя этому делу, а так как единственным прочным основанием для развития нравственной силы служат великие истины христианского учения и возбуждаемые ими чувства, то в высшей степени важно, чтобы армия и особенно офицерская среда состояла из людей глубоко религиозных» [4,11].

Высшие органы военно-духовного управления, в пределах специальных задач религиозно-воспитательного воздействия на войска ОКПС, осуществляли свою деятельность с помощью подчиненного им военного духовенства в лице священников, состоящих при полках и других частях пограничной стражи. Полковое духовенство было ответственно за дисциплину, дезертирство и взаимоотношения чинов погранстражи с мирным населением.

Служение полковых священников осуществлялось согласно правилам, прописанным в уставах и инструкциях. Главная задача военных пастырей состояла в том, что, «проповедуя Слово Божие перед военными людьми,

наставлять их в неизменных обязанностях воина: в благочестии, беспредельной верности государю, повиновении начальству и усердии к службе».

Военное духовенство, которое делило с чинами Корпуса все тяготы боевой и мирной жизни, способствовали правильному религиозно-нравственному воспитанию нижних чинов, укреплению в них патриотизма, преданности долгу службы, уважению к верховной монархической власти, предотвращали безнравственные проступки. Содействуя в мирное время обучению солдат элементарной грамотности и Закону Божьему, военные священники проявили в военное время бесстрашие и доблесть, поддерживая дух войск в самые трудные моменты боя.

В конце XIX - начале XX вв. под нравственным воспитанием понималось воздействие на воина таким образом, чтобы развить в нем навык руководствоваться в службе высшими представлениями и побуждениями, которые служат источником военных доблестей, облегчая этому воину победу над чувством самосохранения. Такими высшими побуждениями признавалась религиозность.

На собраниях военного и морского духовенства последний Протопресвитер военного и морского духовенства о. Георгий Шавельский, рекомендовал следующие способы религиозного влияния на чинов ОКПС: проповеди, церковные богослужения, обучение Закону Божьему в учебных командах, церковные праздники, внебогослужебные беседы, посещение казарм священнослужителями в свободное для воинских чинов время, создание церковных библиотек, религиозно просветительная деятельность в частях Корпуса пограничной стражи, борьба с сектантством, пение в полковых храмах и казармах.

Укреплению религиозного чувства в душе воинов, поднятию их нравственности способствовало непосредственное обращение священнослужителей к пастве в проповедях, тем самым поддерживались значение и особая роль религии в воспитательном процессе.

Так, в проповеди о нравственных качествах и обязанностях православного воина, о совместимости звания воина со званием христианина священнослужитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический говорил: «Похвала воину, когда он верен своей клятве, послушен своим вождям, далек и самой тени измены: но кто вернее, послушнее, неизменнее воина христолюбивого? Честь воину, когда он неустрашим, мужественен, презирает опасности и самую смерть...» [12,120].

В начале XX в. в связи с резко возросшей революционной активностью в обществе, было отмечено резкое падение религиозности в армии. Следствием

этого стал циркуляр военного ведомства от 18 мая 1901г. № 27930 «О мерах для проведения религиозно-нравственного воспитания в войсках», в котором предписывалось командному составу обеспечить содействие священнослужителям в отправлении религиозных обязанностей.

Укоренение религиозности осуществлялось при обучении нижних чинов с помощью инструкций, приказов, положений, памяток.

Прежде всего, следует отметить прямую связь между религиозностью и представлениями о долге воина, что было отражено в «Практических указаниях для обучения молодых солдат пограничной стражи»: «Религиозно-нравственное воспитание солдата для пользы службы необходимо не менее чем и служебно-военное. За хорошо воспитанного в идеях христианства воина можно смело поручиться, что он будет сознательно, честно и добросовестно исполнять обязанности службы, будет верен, послушен, мужественен и предан своему долгу» [13,148].

С этой целью в период обучения молодые солдаты должны были посещать праздничные церковные богослужения в составе всей команды с начальствующими лицами. Подтверждением вышесказанного служит циркуляр ОКПС от 1901г. №74, в котором говорится: «Там, где только возможно, следует увольнять нижних чинов в церковь и просить священников содействовать поднятию нравственности путем религиозно-нравственных бесед. Русский солдат религиозен и почитает священнослужителей» [14,23].

Присутствие начальника на богослужении являлось нравственной обязанностью, так как иногда в дни богослужений храмы посещались исключительно только нижними чинами. В данном случае можно привести следующий пример из архивных данных. Командир 31-й Аму-Дарьинской бригады в циркуляре № 219 доводил до офицеров: «Мною замечено, что гг. офицеры и врачи, находящиеся в Штабе бригады, не посещают церковной службы даже в такие дни, как двунадесятые праздники. Помимо того, что это требует делать Командир Корпуса, обративший внимание на отсутствие некоторых гг. офицеров в церкви во время его пребывания в Штабе бригады - я этого требую и потому, что отсутствие в церкви начальника действует деморализующее на подчиненных нижних чинов» [15,4].

В религиозных обязанностях чинов ОКПС п.868, изложенных в приложении 5 к «Инструкции службы чинов ОКПС», указывается, что «в праздничные дни нижние чины собираются около иконы, старший присутствующий читает

Евангелие, причем желательно, чтобы этим старшим по очереди на постах был Командир отряда, - поют молитвы» [2,144].

В 1910 г. в ОКПС был принят Высочайше утвержденный Устав внутренней службы, в котором X глава «Религиозные обязанности воинских чинов» посвящена мерам по улучшению религиозно-нравственного воспитания воинов. Согласно Уставу внутренней службы (1910) гл^ п.549: «Командиры частей обязаны оказывать содействие своим подчиненным, не исключая прикомандированных, в исполнении религиозных обязанностей, налагаемых на них их вероисповеданием».

Также, первая часть «Пособия командирам отрядов ОКПС для ведения на кордонах занятий с нижними чинами» была посвящена религиозному воспитанию, причем в ней отмечалось, что «Молитву Господню и молитву за Царя и Отечество должно выучить в первый месяц службы» [16,1].

Священники, которые преподавали закон Божий, должны были вводить прибывающих в части молодых солдат в обстановку воинской службы, прививать любовь к военному делу, учить преодолевать страх. Офицеры и нижние чины имели своего духовника, который следил за исполнением ими христианских обязанностей.

Из документальных источников автору стало известно, что в программу обучения молодых солдат и унтер-офицеров в учебных командах, прежде всего, включали Закон Божий, обучение основным молитвам, объяснение Символа веры и конечно десяти заповедей Господних, знание которых считалось обязательным для каждого рядового стражника и объездчика Корпуса пограничной стражи [13,87].

На уроках по Закону Божьему молодые пограничники получали знания не только из истории России, но и примеры нравственного поведения, основывающиеся на изучении заповедей христианской жизни.

Нижним чинам читали «Нравоучительные наставления, приспособленные к званию воина», в которых пояснялись обязанности воина-христианина: «Христианский воин непрестанно должен иметь ввиду две главные обязанности: во-первых, благочестиво служить Богу, во-вторых, верно служить Государю. Сохраняй во всех случаях верность Государю, ибо ты дал Ему клятву в верности перед Богом.Будь трудолюбив и охотно переноси тягости службы. Еще первому человеку, а в нем и всем человекам Бог дал сию заповедь: в поте лица твоего снеси хлеб твой.» [11,29-30].

Особое внимание уделялось толкованию десяти заповедей Господних. Так, пятая заповедь указывает почитать не только родителей и повиноваться им, а также почитать всех тех, которые выступают вместо родителей, а именно: государя, как отца всего народа и государства, пастырей духовных, воспитателей, начальников и старших возрастом [16,3]. Эта заповедь, как и Дисциплинарный устав ст.1, говорит не только о повиновении подчиненных начальникам, но и о соблюдении чинопочитания. Правильное толкование «Евангелия», относящееся к проблемам воинской службы, пояснялось нижним чинам ОКПС священнослужителями таким образом: «Но против шестой заповеди не грешен тот, кто убивает вооруженного неприятеля на войне - потому что войной мы защищаем Святую Веру, Государя и Отечество наше». [16,3] Величие православия военным священникам рекомендовалось поддерживать «не словом обличения инаковерую-щих, а делом христианского самоотверженного служения как православным, так инославным, памятуя, что и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество» [1,209].

Особую роль в укреплении религиозности в войсках ОКПС служил религиозный обряд принесения присяги на верность службе. Еще до принятия присяги молодому воину священнослужитель обязан был объяснить смысл обряда приведения к присяге, который освящен самим Богом, и последствия, которые ожидали вероотступника.

Во многих мемуарных изданиях отмечается, что сразу после отречения Николая II 2(15) марта 1917г. резко сократилось число солдат, подходивших к исповеди. Они восприняли «отставку» царя, как разрешение их от воинской присяги, которую принесли они Богу, Царю и Отечеству. В архаическом крестьянском сознании, а крестьяне составляли основную массу русской армии, Царь и Бог были связаны воедино, если Царя нет, то и Бога нет. Это было началом крушения Российской империи.

В статье доктора исторических наук Е.Л.Ежукова «Духовное воспитание нижних чинов пограничной стражи: опыт и современность» отмечается, что «первый документ, с которым знакомился воин в пограничной бригаде - присяга на верность его императорскому Величеству начиналась так: Я, нижеподписавшийся, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед святым Его Евангелием, что хочу и должен Его Императорскому Величеству и Престола Наследнику верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови. В заключение же сей моей клятвы, целую слова и крест Спасителя моего.

Аминь». [17,2] Указом Правительствующего Сената от 23 ноября 1899 г. №11608 были внесены изменения в текст «клятвенного обещания на верность службы для воинских чинов из магометян и евреев». Ранее пограничники, принадлежащие не к православному вероисповеданию, вместо клятвы давали обещание «показать правду по совести».

Стоит отметить, что поддержание на высоком уровне патриотических чувств достигалось также посредством церковных праздников. Самый главный праздник Отдельного корпуса пограничной стражи был установлен Императором Александром III в один из 12-и самых почитаемых праздников православия - 21-го ноября в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Таким образом, храмовый праздник отмечался в один день с Корпусным праздником ОКПС. Чины пограничной стражи обращались с молитвами к Пресвятой Богородице, которая была их заступницей и покровительницей. Празднование храмового праздника ОКПС было большим событием в жизни чинов пограничной стражи. Еще один день в православном календаре 1 января - День памяти Преподобного Ильи Муромца, который почитался офицерами и чинами пограничной стражи как духовный покровитель. Этот праздник отмечался в православной религии, как «память Преподобного Ильи Муромца, в 12 веке бывшего».

Однако не только церковные праздники воздействовали на нравственное воспитание пограничников. Ежедневное духовное воспитание войск было законодательно заложено в армейских уставах и в «Инструкции службы чинов ОКПС».

Так, на основании Устава внутренней службы в приказах по частям корпуса объявлялось распределение времени, где в ежедневном расписании указывалось, когда и где должны проводиться молитвы. Например, в главе VI п.297 указывается, что после окончания утреннего осмотра командир отдает приказ: «на молитву»; по этой команде нижние чины поворачиваются к образу, а если перед образом места достаточно, то подходят к нему и поют хором Молитву Господню и молитву за Царя». В той же главе п.312 в обед нижние чины в столовой по команде поют общую молитву. Также согласно Инструкции службы чинов ОКПС: «Общая молитва должна быть перед выходом в ночной наряд, причем нижние чины поют молитву Господню, молитву за Царя» [2,125].

Однако, не только в мирное время чины пограничной стражи нуждались в духовной помощи, но и в Русско-Японскую и Первую мировую войну у офицеров и нижних чинов существовал обычай брать с собой напечатанную типограф-

ским способом листовку, на которой была «Молитва воина, идущего в бой» со словами: «Господи Боже, спаситель мой. По неизреченной любви Твоей Ты положил за нас душу свою; Ты заповедал и нам полагать души наши за друзей наших. Исполняя святую заповедь свою и уповая на Тебя, безбоязненно иду я положить на брани живот мой за Веру, Царя и Отечество и единоверных братьев моих...» [5,8].

Исторические документы свидетельствуют, что принятое Святейшим Синодом определение об обнародовании Высочайшего Манифеста о войне с Германией являлось «патриотическим актом высокой важности». Объявление манифеста по военным церквям, как выполнение государственного акта оповещения о начале войны, было сосредоточено «на испрошении благословения и помощи у Бога». [8,18] Священный Синод взял на себя заботы о лазаретах для раненых и больных воинов, о снабжении теплыми вещами. В его компетенцию входила санитарная и духовная помощь раненым и больным воинам, «увековечение памяти воинов, павших на брани». Во время войны священнослужители своим примером мужества и героизма поднимали боевой дух русских солдат. Они ободряли и благословляли свою паству быть готовыми сложить голову за веру и Отечество, оказывали помощь раненым напутствовали умирающих под пулеметным огнем.

Можно привести многочисленные примеры из периодических изданий начала XX века о подвигах военных священников в годы Первой мировой войны. Так, в статье газеты «Русский инвалид» описывался подвиг полкового священника, который был убит на Юго-Западном фронте: «...Он поучал солдат не уподобляться предателю-Иуде и не оставлять своих сражающихся товарищей, покидая под тем или иным предлогом свои места в окопах.. .и отвечал поучениями на тему: «не бойтесь от убивающих тело, а душе не могущих повредить». И являя пример полного пренебрежения к своему бренному телу, он бесстрашно шел по открытому полю» [9,4].

Еще один пример героического подвига священника на фронте в 1914 г. также из газеты «Русский инвалид»: «О геройской смерти полкового священника А.П.Вознесенского, павшего в то время, когда с крестом в руке он обходил окопы, находясь только в 600 шагах расстояния от неприятеля. По словам донесения, неприятель видел, что священник идет в руке с крестом и, тем не менее, стрелял в него, избрав мишенью.» [6,1].

Говоря о патриотическом и нравственном воспитании офицеров и нижних чинов пограничной стражи, необходимо отметить, что идеями православия была проникнута вся система воспитания в ОКПС. Только вера в Бога и в победу поднимала боевой дух частей Пограничной стражи в период войн. Недаром гениальный русский полководец А.В.Суворов оставил такой завет русским воинам: «Молитесь Богу - от Него победа!».

Целенаправленная деятельность священнослужителей, получавшая постоянную поддержку со стороны командования, способствовала ограждению чинов погранстражи от различных пороков, в частности - пьянства. С 1909 г. по указу Святейшего Синода священникам стали преподавать правила борьбы с алкоголизмом. С этой целью Протопресвитером военного и морского духовенства Г. И. Щавельским 30 мая 1914 г. издается «Устав общества трезвости», как приложение № 41 к Уставу внутренней службы. В соответствии с уставом ст.1 «Общество трезвости открывается при церкви воинской части, военных управлений и учреждений в честь Св. Пророка Иоанна Крестителя». Цель этого общества -«борьба с пьянством, а также распространение христианской нравственности и благочестия среди воинских чинов».

Из устава следует, что «средством для достижения цели общества служат: беседы, чтения с картинками, распространение книг и брошюр назидательного характера, торжественные богослужения». Особая роль в этой работе возлагалась на библиотеки, которые должны были привлечь нижних чинов к чтению книг по истории, географии, естествознанию, гигиене.

Необходимо отметить особую ответственность полковых священников, которую они несли по закону «за несоблюдение ими предбрачных предосторожностей». Офицеры ОКПС должны были иметь жен с соответствующим социальным положением. Ограждая чинов ОКПС от женщин с сомнительной репутацией, священнослужители тем самым стояли на защите нравственных норм поведения чинов погранстражи. Протопресвитер военного и морского духовенства во избежание нарушения правил Свода военных постановлений о вступлении в брак офицеров и нижних чинов ОКПС обратился с ходатайством, о том, чтобы командиры войсковых частей выдавали разрешение на заключение брака, которые включали бы необходимые сведения о женихе и невесте согласно ст.26 С.В.П. разд^, ч.П, кН.УП [10,32].

Истинная обязанность полковых священников состояла в том, что они являлись наставниками в вере в Бога, должны были учить человеколюбию, вну-

шать понятие святости присяги и верности службы отечеству и знамени, своим примером подтверждать сказанное в своих проповедях.

Таким образом, религиозное мировоззрение являлось основой патриотического и нравственного воспитания чинов пограничной стражи в конце XIX - начале XX вв. К наиболее характерным чертам системы воспитания чинов ОКПС следует отнести ее религиозную направленность, подчиненность идеям самодержавия, опору на народные обычаи, традиции и национальное своеобразие России, учет специфики пограничной стражи. Императоры России, Шеф пограничной стражи и командование Корпуса этим направлениям воспитания уделяло пристальное внимание.

Х.Золотарев В. А. Во имя России. Российское государство, армия и воинское воспитание. М., 1999.

2. Инструкция службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи. СПб, 1912.

3. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1908.

4. Инструкция, определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах. СПб., 1900. Типография М.М.Стасюлевича.

5. ОПИ ГИМ. Ф. 137. Оп. 1. Ед. хр. 1177.

6. ОПИ ГИМ. Ф. 137. Оп. 1. Ед. хр. 1180.

7. Разведчик.1910. № 1009.

8. Рункевич С.Г. Великая отечественная война и церковная жизнь. Распоряжения и действия Святейшего Синода в 1914-1915 гг.Кн.1. Петроград,1916.

9. Русский инвалид. 1915. №202.

10. Сборник циркуляров ОКПС за 1896 г. СПб., 1897.Типография штаба ОКПС.

11. Смелым Бог владеет, или где отвага, там и победа и о внутреннем благосостоянии солдата. СПб., 1867.

12. Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. СПб-М., 1901. Товарищество М.О.Вольф Т.3.

13. ЦПМ ФСБ России.Док.ф.Д-455.

14. ЦПМ ФСБ России. Док.ф. Д-501.

15. ЦПМ ФСБ России.Док.ф.Д-579.

16. ЦПМ ФСБ России.Док.ф.Д-729.

17. ЦПМ ФСБ России.Науч.архив.НА-1091.

18.Цитович Г. А. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.