Научная статья на тему 'Деятельность органов городского самоуправления Тобольской губер НИИ в борьбе с дороговизной жизни в годы первой мировой войны (1914 февраль 1917 гг. )'

Деятельность органов городского самоуправления Тобольской губер НИИ в борьбе с дороговизной жизни в годы первой мировой войны (1914 февраль 1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ДОРОГО ВИЗНА ЖИЗНИ / FIRST WORLD WAR / CITY SELF-GOVERNMENT / COSTLINESS OF LIFE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чудаков Олег Валерьевич

Рассматриваются основные направления деятельности органов городского самоуправления Тобольской губернии в деле борьбы с дороговиз ной жизни в годы Первой мировой войны (1914 февраль 1917 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work of Tobolsk province administration struggling against high cost of living during the First World War (1914February 1917)

Main activities of Tobolsk province administration struggling against the high cost of living in the First World War (1914 February 1917)

Текст научной работы на тему «Деятельность органов городского самоуправления Тобольской губер НИИ в борьбе с дороговизной жизни в годы первой мировой войны (1914 февраль 1917 гг. )»

УДК 930 О. В. ЧУДАКОВ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В БОРЬБЕ С ДОРОГОВИЗНОЙ ЖИЗНИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914 - ФЕВРАЛЬ 1917 гг.)________________________________

Рассматриваются основные направления деятельности органов городского самоуправления Тобольской губернии в деле борьбы с дороговизной жизни в годы Первой мировой войны (1914 — февраль 1917 гг.).

Ключевые слова: Первая мировая война, городское самоуправление, дороговизна жизни.

В числе многочисленных вопросов, поставленных перед городскими самоуправлениями Западной Сибири военным временем, продовольственный, без сомнения, приобрел наиболее серьезное значение. В крупных городах Западной Сибири сложились все условия для нарастания дороговизны жизни. Расквартирование военных гарнизонов, размещение значительного числа раненых, беженцев и военнопленных способствовало увеличению численности населения в некоторых западносибирских городах почти в 1,5 раза. Приток продуктов питания из деревень по прежним низким ценам был невозможен, а переход части промышленных предприятий на выполнение военных заказов еще более усугубил ситуацию на потребительском рынке.

Признаки надвигавшейся катастрофы стали заметны еще с начала войны. Газеты Тобольской губернии уже с того времени начали писать о повышении цен на те или иные виды товаров. Например, газета «Ермак» в конце июля 1914 г. отмечала, что «...мясо становится продуктом недоступным не только для бедных, но даже для людей среднего достатка» [1]. В Кургане, в частности, цены на предметы первой необходимости увеличивались произвольно, и поэтому тобольский губернатор предложил Городской думе немедленно внести на обсуждение вопрос об установлении таксы на продажу мяса и печеного хлеба [2].

С лета 1915 г., а особенно зимой 1915 — 1916 гг., начинаются сбои в работе местных рынков, что проявилось в недостатке или полном отсутствии таких товаров, как ржаная мука, крупчатка 3 сорта, сахар, керосин, спички, кожа и др. Совершенно исчезли к концу зимы такие необходимые продукты, как картофель, морковь, лук и др. Их можно было достать лишь случайно по ценам, превосходящим нормальные на 200 - 300 % [3].

17 августа 1915 г. в Тобольской губернии было создано местное особое совещание по продовольствию, а при городских управах - продовольственные комиссии из гласных и обывателей (потребителей) в равном количестве с правом решающего голоса. Комиссиям предоставлялось право выяснять потребности местного населения в продуктах первой необходимости, их запасы в местах торговли и т.д. [4]. Однако вскоре обнаружилось, что у этих комиссий отсутствуют какая-либо реальная власть и возможность повлиять на ситуацию.

Одним из первых мероприятий в деле борьбы с дороговизной стало установление Городскими думами такс - фиксированной цены на товары и продукты. Стоит отметить, что ранее действующим законодательством была предусмотрена возможность установления такс лишь органами городского самоуправления и при том, только на хлеб и мясо [5]. Но эта административная мера мало способствовала устранению проблемы дороговизны, имевшей объективный характер. Таксируемые предметы исчезали с рынка или переправлялись в места, где такс не было или их ставки были больше.

В свою очередь, обострение продовольственного вопроса приводило к усилению полицейского контроля за ситуацией. Так, тобольский городской голова просил губернатора «...не отказать в распоряжении о наиболее строгом соблюдении за мясоторговцами со стороны полиции, с привлечением их к судебной ответственности, как за своевольное возвышение цен на мясо, так и за несоответственную сортировку его и отпуск потребителям мяса низшего качества, вместо высшего сорта, что нередко практикуется мясоторговцами» [6].

Сыграло свою роль и запрещение вывоза ряда продуктов из одной губернии в другую. Некоторые районы Западной Сибири в годы Первой мировой войны вынуждены были поставлять продовольствие для армии и центральных районов страны. Поэтому с началом закупок продовольствия для армии началось и новое подорожание основных продуктов. Объективно оно вызывалось нарушением нормального функционирования рынка. Несмотря на то, что в Тобольской губернии имелся избыток продовольственных запасов, рост цен на них был ощутим. Уже в январе - марте 1915 г. рожь, пшеница, овес, соль, дрова в городах Тобольской губернии подорожали в среднем на 22 %, а к октябрю - ноябрю 1915 г. еще на 40 % [7, 8, 9, 10]. Однако необходимо учитывать, что эти данные городских управ Тюмени, Кургана, Тобольска, Ишима были существенно занижены, на деле рост цен был более стремительным.

Это достаточно быстро проявилось в сокрытии торговцами своих товаров. Например, Тобольское жандармское отделение в конце 1915 г. вынуждено было произвести проверку складов некоторых иностранных фирм в Кургане. С октября 1915 г. иностранные фирмы здесь «прекратили продажу сахара и соли,

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

а если таковые продавались, то в незначительном количестве и по значительно повышенным ценам, объявляя при этом, что запасы этих продуктов совершенно исчерпаны. На возникшем по этому поводу дознании был произведен в складах обыск, причем обнаружено достаточное количество сахара и соли» [11].

Запрещение вывоза и установление произвольной таксировки цен на предметы потребления привело к исчезновению товаров с рынка, а местами и к полному товарному голоду. При отсутствии гибкости в действиях административных властей и органов городских самоуправлений, таксировка цен не смогла следовать в тесном соответствии с рыночными ценами. В результате города, зафиксировавшие таксами цены, ниже действительно существовавших на рынке, оказались на грани полного товарного голода. К сожалению, несмотря почти на повсеместное отрицательное отношение городов к таксировке, последняя по-прежнему играла определенную роль в деле смягчения продовольственного кризиса. Но тем не менее чувствовалась необходимость в иных мерах по борьбе с дороговизной жизни.

Высказываясь за отмену такс и сознавая, что только свободная конкуренция является рычагом установления действительно нормальных цен, городские самоуправления признали за неотложную необходимость выступить на борьбу с дороговизной путем организации муниципальных заготовок предметов первой необходимости для продажи их населению по заготовительным ценам.

Почти повсеместно (в Тюмени и других городах) были учреждены городские продовольственные организации, на которые возлагалось проведение продовольственных операций. В распоряжение городских управ и специальных комиссий передавались солидные средства, отпускаемым Особым продовольственным совещанием или получаемые от займов, заключенных в частных кредитных учреждениях под гарантию государственного казначейства. Для правильного распределения товаров среди населения городские власти заключали соглашения с кооперативными обществами. Органы городского самоуправления почти всех городов Западной Сибири продавали заготовленные продукты из городских лавок и из лавок потребительских обществ.

Сахарный, хлебный, мясной кризисы один за другим потрясали Тобольскую губернию, поэтому городские самоуправления предпринимали попытки делать закупки дефицитных продуктов за счет городских средств и организовывать их продажу в городских продуктовых лавках по заготовительным ценам. В Тюмени 23 сентября 1915 г. была образована подготовительная комиссия, в обязанность которой входила закупка предметов первой необходимости и организация их продажи населению. Для этой цели было закуплено 25 тыс. пудов соли [12]. В ноябре 1915 г. Городская дума ходатайствовала перед Особым совещанием об отпуске Тюменскому городскому самоуправлению ссуды в размере 300 тыс. руб. на производство закупок для населения города [13]. Тобольская городская дума в августе 1916 г. поручила городской управе производить продажу городской муки из своей лавки, а также ходатайствовала о заготовке для города крупчатки и овса и просила разрешения уполномоченных на покупку 1000 пудов коровьего масла и 10 тыс. пудов соли [14]. Курганская городская дума на чрезвычайном заседании 7 декабря

1915 г. предложила городской управе «...продолжать выписку сахара и соли для снабжения этими продуктами население» [15].

К концу 1915 г. в ряде городов Западной Сибири резко обнаружился топливный кризис (несмотря на увеличение в регионе добычи угля). О недостатке топлива в городах, из-за резкого уменьшения подвоза дров из деревень, писали все сибирские газеты.

Для решения топливного вопроса Курганская городская дума еще весной 1915 г. постановила построить городской дровяной склад. Однако склад городом не был организован. Между тем «...цены на дрова поднялись до 12 — 13 руб. за сажень березовых дров. Чем ближе к осени и зиме, тем труднее осуществима организация городом дровяного склада, так как заготовки дров в окрестных лесах были небольшие, благодаря недостатку рабочих рук, а запас заготовленных дров скупается частными торговцами» [16]. В связи с этим гласный Ф.Д. Смолин находил «...целесообразным пойти на путь замены дровяного отопления городских зданий каменным углем» [17].

Однако главная задача продовольственных комиссий — «способствовать нормальному положению рынка, путем конкуренции не допускать искусственного взвинчивания цен, понижением стоимости продуктов до минимума побуждать к тому же частных торговцев» — не была выполнена. Действия комиссий превращались в своего рода благотворительность, когда, например, заготовленный сахар или топливо продавались по довольно низкой цене.

Муниципальные заготовки, несомненно, сдерживали резкое повышение цен, но действия городов были далеки от того, чтобы своей планомерностью и решительностью внести значительные коррективы в местную торгово-промышленную жизнь. Городские продовольственные организации, представленные в большинстве цензовым элементом, далеким от настойчивой борьбы с дороговизной, страдали отсутствием инициативы столь необходимой в деле обеспечения продовольствием народных масс.

В марте 1916 г. было начато обсуждение возможности введения карточной системы на предметы первой необходимости. Тюменская городская дума на заседании 29 декабря 1916 г. утвердила представление городской управы о правилах отпуска муки крупчатки в Тюмени по карточной системе [18].

Повсеместный рост цен в стране вызвал беспокойство правительства. В начале 1916 г. министр внутренних дел обратился к губернаторам и градоначальникам с циркулярной телеграммой, в которой, в частности, сообщал: «Государю императору в непрестанных заботах о беднейшем населении империи благоугодно было Высочайше повелеть мне обратить внимание местных властей на необходимость в настоящее время самой решительной и планомерной борьбы с возрастающим в стране недостойном переживаемого момента взвинчиванием цен на предметы первой необходимости» [19].

Неконструктивность предложений министра, которые сводились к мерам усиления «наблюдательной деятельности» со стороны полиции и жандармерии за ценами, вполне выявила непонимание верховной властью серьезности экономической ситуации в стране. Тем более что правительство заботило не ухудшение положения населения, а обеспечение армии. Созданное в Петрограде Особое совещание по продовольственному делу наделяло своих представителей, занятых снабжением армии, чрезвычайными полномочиями, вплоть до реквизиции продовольствия по твердым ценам, установленной для каждой местности. 30 июня 1916 г. появился Закон «О мерах к сокращению потребления населением мяса и мясных продуктов от крупного рогатого скота, телят, овец, ягнят, свиней и

поросят». Закон вводил так называемые мясопустные дни — во вторник, среду, четверг и пятницу не разрешалась продажа мяса и мясных продуктов.

В годы Первой мировой войны кооперация, развиваясь как элемент рыночного хозяйства, играла роль своеобразного буфера. Она попыталась восполнить вызванный войной пробел в рыночных механизмах регулирования экономики —налаживала разрушенные связи, организуя сбыт и закупку определенных товаров. Помимо того кооперация способствовала защите тех социальных слоев, которые не могли самостоятельно выстоять перед лицом растущей дороговизны и прогрессирующего развала экономики.

Городским общественным управлениям, лишенным права делать фактические проверки товарных запасов и определять себестоимость продуктов, заготовляемых частными предпринимателями, осталась лишь узкая сфера деятельности: производить собственные заготовки и распределять их между потреби телями.

Приступив к организации заготовок, городские самоуправления с самого начала своей деятельности наладили тесное взаимодействие с кооперативами, имевшими почти повсеместно готовый торговый аппарат. В Тюмени, Тобольске и других городах представители кооперативов были привлечены в состав продовольственных органов. Многие города в своей продовольственной деятельности постарались опереться на потребительские кооперативы, стараясь укрепить последние их финансированием. Но не везде, впрочем, кооперативы встречали помощь со стороны городских самоуправлений. Курганская городская дума, например, не удовлетворила ходатайство правления местного общества потребителей о предоставлении ему ссуды в размере 50 тыс. руб. [20]. Однако в целом доминировала линия на установление тесного взаимодействия между органами городского самоуправления и кооперативами, а случаи, имевшие место в Омске и Кургане, были скорее исключением из правил.

Но несмотря на все принятые меры, к концу

1916 г. ситуация с продовольствием заметно ухудшилась. Сложившаяся ситуация на потребительском рынке Западной Сибири была характерна для всей России. Центральные органы власти не смогли воспользоваться имевшимися у них полномочиями, чтобы хоть сколько-нибудь ослабить напряжение в обеспечении населения товарами первой необходимости. В частности, правительственные мероприятия (как, например, реквизиции, запрещения вывоза и пр.) не только не смягчали, но в некоторых случаях обостряли рост цен. Действия городских самоуправлений, направленные, главным образом, на таксировку продуктов и на их закупку для перепродажи городскому населению, сталкивались с препятствиями, связанными с отсутствием дееспособного центрального продовольственного органа, с расстройством транспорта, с недостатком городских финансовых средств, необходимых для закупочных операций, с неприспособленностью к борьбе с дороговизной жизни органов городского самоуправления, ограниченных в своей компетенции Городовым положением 1892 г.

В военное время свободная торговля и частная инициатива не могли обеспечить снабжение страны продовольствием. Расстройство транспорта, недостаток рабочих рук, массовые закупки для армии, составлявшие огромную долю спроса на продовольственные продукты, нарушили налаженные каналы обращения товаров, расстроили нормальный товарообмен и вызывали необходимость государственного вмеша-

тельства в регулирование цен, подвоз продуктов, распределение их среди населения. Попытки же усиления государственного вмешательства в рыночные механизмы, недоверие со стороны властей к обществу привели к тому, что свободный рынок принял искаженные формы и стал восприниматься населением негативно. Провал в организации продовольственного дела в годы Первой мировой войны стал одним из главных факторов недовольства политикой правительства среди широких слоев населения.

Таким образом, Первая мировая война с сопутствующими ей явлениями, отразилась на всех сторонах деятельности западносибирских городов. Глубокий тыл отразил на себе в достаточной мере колоссальное потрясение народнохозяйственной жизни страны. Финансовые затруднения городов переплелись с новыми задачами, возложенными на них переживаемым моментом. Растущая дороговизна жизни, граничащая местами с продовольственным кризисом, громадный наплыв беженцев и военнопленных, помощь раненым и больным воинам, призрение семейств призванных воинов, материальное содействие делу обороны страны и многое другое, взятое вместе, помимо напряжения финансовых сил городских самоуправлений потребовали приспособления их к новым формам общественной работы, к признанию того, что органы городского самоуправления не в состоянии в должной мере справиться с неожиданно надвинувшимися проблемами.

Библиографический список

1. Ермак. — 1914. — 28 июля.

2. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1166. Л. 239.

3. Сибирские записки. — 1916. — № 2. — С. 128.

4. Обзор продовольственного дела в отдельных губерниях и областях империи // Известия Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу. — 1916. — № 20. — С. 24.

5. Городовое положение 11 июня 1892 г. со всеми к нему приложениями, узаконениями, касающимися городских управлений, разъяснения по городским делам по март 1910 г. / сост. А.А. Колычев. — СПб., 1910. — Ст. 63. — С. 130.

6. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1276. Л. 346.

7. ТФ ГАТюмО. Ф. И-335. Оп. 1. Д. 42. Л. 314.

8. ТФ ГАТюмО. Ф. И-417. Оп. 1. Д. 557. Л. 81, 94-95.

9. ТФ ГАТюмО. Ф. И-417. Оп. 1. Д. 576. Л. 136-137.

10. ТФ ГАТюмО. Ф. И-417. Оп. 1. Д. 577. Л. 15-16.

11. Самосудов В.М. Паразитизм иностранного капитала в сельском хозяйстве Западной Сибири // Из истории Западной Сибири и Омской области. — Омск : Изд-во ОГПИ, 1963. — Вып. 20. — С. 35.

12. ТФ ГАТюмО Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1277. Л. 347.

13. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1277. Л. 419.

14. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1354. Л. 439, 453.

15. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1306. Л. 345.

16. Сибирская жизнь. — 1915. — 26 июля.

17. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1306. Л. 244.

18. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1393. Л. 389.

19. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1393. Л. 64.

20. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1390. Л. 212.

ЧУДАКОВ Олег Валерьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории и документоведения.

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 12.01.2009 г.

© Чудаков О.В.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.