УДК 94:621.311.1(571.6)
А. В. Маклюков
деятельность органов местного самоуправления по электрификации городов дальнего востока в начале ХХ века
Рассматриваются деятельность органов местного самоуправления по электрификации городов российского Дальнего Востока и развитие электроэнергетики региона в системе городского хозяйства в начале ХХ в.
Ключевые слова: города Дальнего Востока России, органы местного самоуправления, электрификация, электроэнергетика.
Activities of local authorities in electrification of cities of the Russian Far East in the early 20th century. ALEKSEY V. MAKLYUKOV (Far Eastern Federal University, Vladivostok).
The article deals with the issue of activities of local authorities in electrification of the cities in the Russian Far East and the development of electric power industry of the municipal services in the early 20th century.
Key words: cities of the Russian Far East, local authorities, electrification, electric power industry.
Становление и развитие электроэнергетики в России связаны с завершением промышленного переворота в конце 70 - начале 80-х годов XIX в. и началом электротехнической революции. Открытия русских ученых в области электричества, переход к фабрично-заводскому производству создавали благоприятные условия для широкого применения электричества в промышленности и быту. В 1879 г. в Петербурге был освещен электрическим светом Литейный мост, а в 1883-м электричество пришло в Москву [14, р. 33].
На Дальнем Востоке переход к крупному фабричному производству в конце XIX в. только начинался. Первопроходцами в электрификации региона стали военные г. Владивосток. С 1885 г. береговые батареи этого города начали освещаться мощными дуговыми электрическими прожекторами, электричество для которых вырабатывалось с помощью паровых двигателей. В это же время во Владивостоке в Мингородке была построена электростанция мощностью всего несколько киловатт, используемая для освещения складов военно-морского ведомства [12, с. 75].
Первые электростанции на Дальнем Востоке стали появляться у частных лиц в 90-е годы XIX в. «Домовые» энергоблоки обладали малой мощностью и использовались жителями для собственных нужд. Во Владивостоке первые небольшие электрические станции начали работать в магазинах и
конторе торгового дома «Кунст и Альберс», в Благовещенске - в здании торгового дома «И.Я. Чу-рин и К°», в Хабаровске - на мельнице Тифонтая [6, с. 23].
Устойчивый рост численности населения городов Дальнего Востока на рубеже XIX - начала ХХ в., развитие промышленности, жилищно-коммунальной инфраструктуры, увеличение спроса на электрический ток поставили перед органами местного самоуправления вопрос о сооружении электростанций общегородского значения, организации центральной подачи электрической энергии для жилых домов и предприятий. В решении этой задачи местные власти не имели единого подхода.
Органам городского самоуправления предоставлялось несколько юридических форм хозяйственного управления: муниципализация, концессия и подрядная система. При этом большое значение придавалось первой из них. Сущность концессии заключалась в следующем: городская управа заключала с предпринимателем контракт, по которому последний на свои средства открывал какое-либо предприятие, получал от его пользования прибыль в течение определенного срока, по окончании которого оно переходило в ведение муниципалитета. Подряд подразумевал «заказ» на поставку товаров и услуг или сдачу в аренду городской недвижимости, но без перехода права собственности. В решении тех или иных хозяйственных вопросов
МАКЛЮКОВ Алексей Владимирович, аспирант кафедры отечественной истории и архивоведения Школы гуманитарных наук (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: alekseymaklyukov@yandex.ru © Маклюков А.В., 2013
местные власти зачастую исходили из собственного понимания форм управления, хотя нередко прибегали и к опыту городов других регионов.
Об устройстве электрического освещения в городах Дальнего Востока представители местного самоуправления задумались в конце XIX в. С 1896 г. во Владивостокскую городскую управу от различных русских и иностранных фирм поступают предложения об организации в городе электрического освещения и электрического трамвая. Ввиду отсутствия средств городская дума обратилась в Министерство внутренних дел с просьбой о разрешении необходимого займа для города, в чем было отказано. Правительство в этот период основное внимание уделяло развитию более южных портов - Порт-Артура и Дальнего. Тогда военный губернатор Н.М. Чичагов в ноябре 1899 г. добился от правительства разрешения на устройство электрического освещения в г. Владивосток концессионным способом1.
В апреле 1900 г. Владивостокская городская управа сделала объявления в газетах о вызове концессионеров, на которые откликнулись русские, немецкие, французские и американские фирмы. Также она обратилась в Севастопольскую, Тамбовскую, Орловскую и другие городские управы с просьбой выслать образцы реализованных договоров с концессионерами - для выработки собственного договора. Однако переписка как с русскими, так и иностранными фирмами не приводила к положительным результатам: одни отказывались от концессии и предлагали выступить в качестве подрядчика, другие требовали подробных сведений и проектов строительства электростанции, которых управа не могла предоставить. Например, акционерное общество «Сименс и Гальске» расходы в размере 6000 руб. на командировку своего инженера во Владивосток просило взять на счет города2.
В октябре 1901 г. инженер М.М. Балихов от имени торгового дома «Комптон и Швабе» обратился во Владивостокское городское общественное управление с предложением устройства электрического освещения и трамвая сроком концессии на двадцать один год. По данному обращению городская дума избрала особую комиссию, которая совместно со специалистами и предпринимателями должна была разработать технические проекты и условия концессии. Первое заседание комиссии, в которой работали М.А. Ющенко, М.И. Суворов, М.М. Балихов и др., состоялось 2 ноября 1901 г.3
1 Российский государственный исторический архив Дальнего Востока, далее РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 233. Л. 185.
2 РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 233. Л. 111.
3 РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 233. Л. 186.
Место для строительства электростанции комиссией было первоначально определено на Первой Речке, затем расположение станции определили в Жариковском овраге, где планировалось поместить также трамвайное депо. Были составлены проекты концессионных договоров по строительству и эксплуатации электростанции и трамвая. Получив выработанные комиссией проекты, инженер М.М. Балихов выехал в Европейскую Россию и в телеграмме от 30 марта 1902 г. сообщил, что торговый дом «Комптон и Швабе» принимает все условия и до окончательного заключения договора переводит залог в размере 5000 руб.4
Однако на заседании 5 апреля 1902 г. Владивостокская городская дума постановила пересмотреть технические проекты в связи с требованием Министерства внутренних дел электрические провода по улицам Светланская и Алеутская провести под землей. Это решение было передано по телеграфу торговому дому «Комптон и Швабе», и возвращен залог. В своем ответе от 22 ноября 1902 г. торговый дом при условии заключения концессии сроком на 38 лет предложил: «1. Устроить... как электрическое освещение города, так и в частных и казенных домах... 5. За концессию установить городу 200 дуговых фонарей для освещения улиц. 6. Вместо паровых двигателей будут установлены паровые турбины... 12. Срок выкупа городом станции через 20 лет после начала эксплуатации.» [10, с. 386]. Дальнейшие переговоры с торговым домом и другими фирмами не привели к положительным результатам, а начавшаяся Русско-японская война отодвинула решение вопроса об электрификации Владивостока.
К обсуждению вопроса о строительстве электрических сооружений, освещения и трамвая во Владивостоке вновь приступили в марте 1906 г. Рассмотрев предложения фирм по строительству на концессионных началах, городская дума принимает решение: электрическую станцию, освещение и трамвай как высокодоходные предприятия сооружать на средства города. Для более правильного определения стоимости электрических сооружений Владивостокская управа сделала запросы в Санкт-Петербург, Пермь, Варшаву и другие города. За образец была взята Пермская городская электростанция. Согласно постановлению городской думы от 10 декабря 1907 г. стоимость электрических сооружений определялась финансовой комиссией в 646 195 руб.5
Но вопрос о строительстве городской электростанции оказался непростым. В 1908-1910 гг.
4 РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 233. Л. 238.
5 РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 358. Л. 23.
Владивостокская городская дума еще продолжала рассматривать предложения по изысканию средств на строительство станции, делая постоянные запросы военному губернатору Приморской области, Министерству внутренних дел и Министерству финансов на разрешение получения кредита. Необходимо отметить, что к тому времени во Владивостоке работали четыре частные электростанции (торговых домов «Кунст и Альберс», «Чурин и К°», Радомышельского и Чирвинского), которые обеспечивали электричеством Русско-китайский банк, театр и гостиницу «Тихий океан», здания фирмы «Кунст и Альберс», магазины Пташникова, Лан-гелитье, Чурина, Заварзина, Янковского, а также частных абонентов.
В феврале 1911 г. военный губернатор уведомил, что Владивостокская городская управа для строительства будет пользоваться кредитом в пределах, не превышающих общую сумму задолженности города. Сибирский торговый банк согласился открыть кредит в форме отдельного текущего счета под 7% годовых. 16 февраля 1911 г. проект центральной электростанции, разработанный инженером С.К. Токаржевским по поручению технико-строительной комиссии, был рассмотрен и одобрен экспертами и специалистами. Станцию было решено построить около Безымянной батареи на улице Тюремной, 20. Стоимость электрической станции и сети определялось в 564 000 руб.6 Договор на ее строительство был заключен с «Всеобщей компанией электричества» 5 марта 1911 г.7
Для проектирования, строительства и эксплуатации сооружений электростанции, уличного освещения, трамвая и телефонной сети при Владивостокской городской управе был организован отдел электрических сооружений, первым заведующим которого был назначен городской инженер-электрик С.К. Токаржевский. В марте 1911 г. началось строительство городской станции, а уже в январе-феврале 1912 г. проводились испытания электрооборудования и электросети. К 18 февраля они закончились, и станция мощностью 1350 кВт пущена в постоянную эксплуатацию8. Это была самая мощная электрическая станция, построенная на Дальнем Востоке в начале ХХ в.
28 марта 1911 г. Владивостокская городская дума подписала контракт с А.К. Громадзским и Х.А. Циммерманом на строительство и эксплуатацию электрического трамвая, а 27 мая им был передан подряд на его строительство. Сооружение трамвайной линии протяженностью 5,5 км было за-
6 РГИА ДВ. Ф. 159. Оп. 1. Д. 6. Л. 171.
7 РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 408-а. Л. 42.
8 РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 408-а. Л. 51.
вершено 16 октября 1912 г., горожан обслуживало 10 вагонов. Город имел право через пять лет после начала платного движения выкупить у концессионеров трамвай (предприятие) за 150 тыс. руб.9
Несколько иначе решался вопрос об электрификации города в Хабаровске. Хабаровская городская дума приступила к обсуждению вопроса об электрическом освещении и пуске электрического трамвая в центральной части города в марте 1901 г. Тогда же была создана специальная комиссия по решению этого вопроса из состава городской управы и гласных В.Ф. Петрова, Е.С. Москалева, Д.С. Богданова и др., а также приглашенных специалистов [2, с. 169]. Обсуждение комиссией этого вопроса затягивалось из-за отсутствия общего подхода и понимания, в результате конкретных предложений выработано не было.
К рассмотрению этого вопроса Хабаровская городская дума вернулась 18 ноября 1905 г., когда начальник Хабаровских артиллерийских мастерских полковник С.Н. Ванков обратился с заявлением в думу об устройстве в городе электрического освещения. После отказа главнокомандующего войсками в Маньчжурии генерала А.Н. Куропаткина ассигновать 17 тыс. руб. для устройства электрического освещения военного собрания Хабаровского гарнизона и дома командующего войсками Приамурского военного округа Ванков предложил группе хабаровских купцов и членам городской управы образовать «Товарищество на вере по электрическому освещению города» [8, с. 2]. Рассмотрев заявление Ванкова, городская дума передала обсуждение этого вопроса в недавно образованную водопроводно-канализационную комиссию. 13 декабря 1905 г. Хабаровская городская дума, заслушав доклад комиссии, постановила: «1. Принципиально признать устройство в г. Хабаровске электрического освещения желательным. 2. Отвести учреждаемому товариществу необходимый для предприятия участок земли на определенных условиях. 3. Вступить в это товарищество, приобретая 20 паев на сумму 10 000 руб.» [2, с. 208-209]. Таким образом, товарищество было организовано и представлено двумя ответственными сторонами -Ванковым и членами городской управы.
Совместно с Хабаровским городским головой И.И. Еремеевым Ванков в 1906 г. выпустил брошюру «Общие условия пользования электрической энергией из центральной станции Товарищества на вере по освещению Хабаровска электричеством». Товарищество объявляло, что электроэнергия будет подаваться всякому заявителю независимо от его общественного положения с 16 до 4 ч утра; по мере
9 РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 401. Л. 33.
накопления специальных заявок абонентов намечалась и дневная подача [5].
15 января 1906 г. состоялось первое общее собрание пайщиков товарищества по эксплуатации электрической энергии, среди которых присутствовало и четыре представителя от городской управы. В феврале 1906 г. городская дума утвердила проект Ванко-ва на строительство электростанции и предоставила земельный участок. Ванков заказал оборудование для электростанции у германской фирмы «Всеобщая компания электричества» (AEG). В мае Товарищество приступило к строительству. Затем Ван-ков предложил создать под своим учредительством «Товарищество на паях для освещения электричеством города Хабаровска». Между Товариществом и городским управлением был заключен договор, в который вошли все ранее разработанные пункты [7].
1 ноября 1906 г. на улицах Хабаровска вспыхнули электрические дуговые фонари. Жители города, пользовавшиеся услугами электрического освещения, стали пайщиками Товарищества. Мощность построенной электростанции составила 335 кВт (в 1910 г.), она действовала по трехфазной системе постоянного тока, линии электропередачи имели напряжение в 500-550 вольт [11]. Это была первая городская электростанция общего пользования на Дальнем Востоке.
Неоднократно поднимало с 1900 г. вопрос об электрическом освещении и Благовещенское городское общественное управление. Но более детально к обсуждению этой проблемы Благовещенская городская дума приступила после обращения к ней представителя «Русского общества Всеобщей компании электричества» инженера К.М. Знанец-кого в августе 1907 г. с предложением устройства в городе электрического освещения10. Тогда дума постановила: «1. Для обсуждения вопроса электрического освещения избрать комиссию из гласных Э.И. Шеффера, И.О. Мокшина, В.Е. Буянова. 3. Разослать жителям опросные листы о том, кто желает осветить свою квартиру электричеством...»11. Опросные листы показали, что большая часть опрошенных отдает предпочтение электрическому освещению перед керосиновым.
После этого комиссия, в работе которой приняли участие и специально приглашенные специалисты электротехники, пришла к выводу о необходимости строительства городской электростанции фирмой «Всеобщая компания электричества». В ходе выбора формы хозяйственного управления предприятием единогласно пришли к решению, что город не может всецело взять на себя строительство
10 РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 3. Д. 310. Л. 2.
11 РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 3. Д. 310. Л. 2.
и эксплуатацию электростанции из-за отсутствия свободного капитала. Не может и передать это дело полностью в частные руки, и поэтому необходимо образовать товарищество на паях. Общий капитал товарищества составляет 250 000 руб., из которого 50 000 руб., или 1/5 часть, принадлежат городу. Также принято решение, что в правление паевого товарищества обязательно входит лицо, избираемое городской думой для влияния на дела товари-щества12. В итоге Благовещенская городская дума, не сильно расходуя городской бюджет и имея рычаги управления в созданном по своей инициативе товариществе на паях, нашла решение в деле электрификации города.
В сентябре 1906 г. В газете «Амурский вестник» появилось объявление о приеме взносов от пайщиков «Товариществом по эксплуатации электрической энергии в г. Благовещенске». К ноябрю 1906 г. из числа 2500 паев городу принадлежало 500, торговому дому «И.Я. Чурин и К°» - 300, предпринимателю П.В. Мордину - 250, мещанскому обществу Благовещенска - 50 и т.д., всего принято взносов на 2016 паев13. 30 января 1907 г. между Товариществом и городским управлением был заключен договор: «1. Благовещенское городское общественное управление дает обязательство не разрешать иному предпринимателю, кроме паевого Товарищества, устройство и эксплуатацию электрических установок... 2. Обязательства принимаются на 25 лет. 3. По истечении первых 12 лет город имеет право выкупить все предприятие. 4. Товарищество обязуется устроить станцию и уличное освещение в течение первого года со дня заключения договора. 9. Плата за отпускаемую электроэнергию частным абонентам не превышает 40 коп. кВ/час. 10. Плата за отпускаемую электроэнергию городу не может быть выше 20 коп. кВ/час.»14.
Благовещенская городская управа предоставила в бесплатное пользование участок земли на берегу р. Амур под строительство станции, которое началось в апреле 1907 г. Уже к сентябрю этого года правление Товарищества на заказ оборудования и постройку станции израсходовало все денежные средства и обратилось в управу с просьбой сделать взнос на сумму 25 000 руб., что было полной неожиданностью для городского управления. Несмотря на дефицит бюджетных средств, городская дума постановила выдать необходимую сумму15.
Общее собрание пайщиков Товарищества 8 марта 1908 г. для завершения постройки электрической
12 РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 3. Д. 310. Л. 7.
13 РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 3. Д. 310. Л. 137.
14 РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 3. Д. 310. Л. 147-149.
15 РГИА ДВ. Ф. 766. Оп. 1. Д. 41. Л. 99 об.
станции приняло решение обратиться в городское управление как самому крупному пайщику с предложением взять оставшиеся свободные паи на сумму 60 000 руб. и завершить строительство16. После длительного обсуждения этого вопроса Благовещенская городская дума 28 ноября 1908 г. постановила: «1. Паевое товарищество по эксплуатации электрической энергии со всем его активом и пассивом переходит путем выкупа в собственность Благовещенского городского общественного управления... 2. .бывшие пайщики получают от городского управления внесенные за пай деньги в полной сумме равными частями в течение 5 лет, начиная с 1909 г.»17. Таким образом, построенная в ноябре 1908 г. электрическая станция перешла в муниципальную собственность. Для управления предприятием при городской управе был создан электрический отдел.
После Владивостока, Хабаровска и Благовещенска об электрическом освещении задумался и уездный город Никольск-Уссурийский. В 1906 г. там было образовано Уссурийское товарищество электричества, с которым городское общественное самоуправление заключило договор на устройство электрической станции. Она вступила в строй в 1909 г. и стала снабжать электроэнергией общественные здания, дома зажиточных горожан, обеспечивать уличное освещение [4, с. 63]. В Никольск-Уссурийском вопрос об электрификации города решался так же, как и в Хабаровске.
С 1912 г. обсуждался вопрос о постройке электрического трамвая и электростанции в городской думе Николаевска-на-Амуре. В 1914 г. правительство Российской империи утвердило программу развития речного и морского торгового порта в Николаевске-на-Амуре. В инфраструктуру порта входила и электростанция. Первая электростанция на городские средства была построена в 1915 г. Ее мощность составляла 90 кВт18.
В соседнем городе Зея в 1913 г. мещанин В.С. Яворский заключил договор с управой на аренду участка городской земли для устройства электрической станции. Но из-за небольшого числа жителей (на 1910 г. 5354 чел.)19 и всего 40 подключившихся абонентов через год Яворский оказался в убытке и, не найдя поддержки у местных властей, оставил свое дело20.
В Петропавловске-Камчатском первая коммунальная электростанция была построена в августе 1914 г. младшим чиновником А.П. Жуковским с
16 РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 3. Д. 310. Л. 315.
17 РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 3. Д. 310. Л. 315.
18 РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 2613. Л. 16.
19 РГИА ДВ. Ф. 939. Оп. 1. Д. 5. Л. 3.
20 РГИА ДВ. Ф. 939. Оп. 1. Д. 6. Л. 11.
разрешения генерал-губернатора. Частная станция мощностью всего 12 кВт подавала энергию для освещения магазинов и частных домов на центральной улице Большой [13, с. 60].
Таким образом, городские власти по-разному подходили к решению данного вопроса. Успешность электрификации отдельных городов региона зависела от спроса на электрическую энергию, стоимости энергии и прибыльности электростанций.
Стоимость электрической энергии, отпускаемой абонентам на муниципальных и частных электростанциях определялась по-разному. Тариф муниципальных станций рассчитывался в интересах города и утверждался постановлением городской думы, на станциях частных фирм - общим решением акционеров или владельцем. Поэтому в городах Дальнего Востока и других регионов в начале ХХ в. существовала различная стоимость электроэнергии. Во Владивостоке при наличии счетчиков она составляла 28 коп. за кВт/ч, в Благовещенске - 30 коп., в Хабаровске, Никольск-Уссурийском и Петропавловске-Камчатском - 40 коп. за кВт/ч [5, 6, 13].
Несмотря на достаточно высокую стоимость электрической энергии, спрос на нее продолжал расти. Электрический ток «проникал» во все сферы жизнедеятельности общества. Владельцы фирм и предприятий были особенно заинтересованы в таком виде энергии. К июню 1914 г. число абонентов Владивостокской городской электростанции станции достигало 178521. В первый же год эксплуатации станции выяснилось, насколько велик спрос на электроэнергию во Владивостоке. Станция работала при значительной перегрузке. Уже в марте 1913 г. стал рассматриваться проект расширения электростанции и электросети на сумму 417 866 руб., а в июне 1914 г. из Германии был заказан новый турбогенератор мощностью 2250 кВт22. На расширение Благовещенской городской электростанции в 1916 г. было заложено 145 438 руб.23.
Следует отметить, что муниципальные электрические станции стали высокодоходными предприятиями города и «электробизнес» приносил внушительную прибыль. Владивостокская городская электростанция в первый год эксплуатации (1912 г.) дала 88 598 руб., а уже в 1915 г. - 309 333 руб. чистой прибыли24. Благовещенская городская станция за 1912 г. принесла 140 818 руб. годового дохода25. Даже в небольшом городе Николаевске-на-Амуре
21 РГИА ДВ. Ф. 159. Оп. 1. Д. 15. Л. 171.
22 РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 499. Л. 7, 8.
23 РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 2. Д. 1373. Л. 3
24 РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 500. Л. 18 а.
25 РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 2. Д. 1055. Л. 12
муниципальная электростанция в 1915-1916 гг. в среднем давала 50 000 руб. годовой прибыли.
Доходность электростанций подталкивала городские власти к выкупу их у частных фирм или строительству собственных. Вместе с тем значительно меньшая стоимость электрической энергии муниципальных станций по сравнению с частными заставляла местные власти искать выход из энергетической монополии.
В январе 1908 г. в Хабаровской городской думе обсуждали проблему освещения городских улиц и возможности перехода вновь к керосиновым фонарям, которые обходились городу дешевле электрических. Предполагалось, в частности, для контроля над стоимостью электрической энергии выкупить у акционерного общества электростанцию, однако после двухлетнего обсуждения этого вопроса по финансовым соображениям от этой идеи отказались. Хабаровская дума решила усилить освещение городских улиц керосиновыми фонарями. В 1913 г. в городе имелось 54 электрических, 15 керосиновых, 20 керосиново-калильных фонарей [3, с. 47].
Вновь к вопросу о выкупе электрической станции Хабаровская городская дума вернулась в январе 1915 г. Предполагалось постепенно, не прибегая к займам, в течение 8-10 лет путем приобретения акций у акционерного общества выкупить электрическое предприятие26. Однако переговоры и затягивание решения этого вопроса не привели к положительным результатам, электростанция перешла в собственность города путем национализации только в 1923 г.27 Так же дело обстояло и в Никольск-Уссурийском, где в течение 1912 г. городская дума рассматривала вопрос о возможности выкупа предприятия у «Уссурийского товарищества электричества». Но финансовые затруднения так и не позволили реализовать этот проект [9, с. 160].
С первых шагов электрификации городские чиновники столкнулись с массой проблем, решение которых приводило к необходимости разработки правил и норм потребления электричества, организации учета ее использования, контроля за расчетами с абонентами и сбора недоимок. Общие принципы взаимоотношений между поставщиком энергии и потребителем, на основании которых последний получал свет, а поставщик оплату за услугу, были определены в договоре между сторонами. Эти принципы, лежащие в договорной системе, определялись и утверждались городской думой. Каждый житель, пожелавший осветить свой дом электричеством, должен был подать заявление в
26 Государственный архив Хабаровского края, далее ГАХК. Ф. И-285. Оп. 1. Д. 30. Л. 15 об.
27 ГАХК. Ф. 1151. Оп. 1. Д. 22. Л. 6.
контору станции. Затем он подписывал обязательства, где были оговорены условия поставки электрической энергии и ее оплаты.
Технически сложное оборудование, новизна вида деятельности, отсутствие позитивного опыта устройства электростанции и обеспечения бесперебойного электрического освещения городских улиц, жилых домов и предприятий приводили к различным проблемам на начальном этапе электрификации городов. Например, на Владивостокской городской станции только за 1915 г. из-за технических неполадок 4 раза происходила ее остановка, с 28 по 31 декабря 1915 г. из-за разрыва трубопровода Владивосток оставался без электричества трое
суток28.
Кроме того, с началом эксплуатации муниципальных и частных электростанций возникала проблема обеспечения противопожарной безопасности, охраны труда служащих и рабочих станции и их социального страхования. В условиях динамичного развития электроэнергетики региона эта проблема заметно обострилась, так как количество трудящихся на энергопредприятиях неуклонно росло. Например, на Владивостокской городской электростанции в 1913 г. трудилось свыше 55 чел. (такая численность рабочих была на среднем промышленном заводе), на Благовещенской городской станции в 1909 г. - 27 чел.29.
Случаи травмирования и гибели рабочих фиксировались как на частных, так и на городских электростанциях. Например, на Благовещенской электростанции 4 ноября 1916 г. погиб рабочий П.И. Кириллов. Его вдова, Н.М. Кириллова, оставшись с сыном без кормильца, обратилась в городскую управу с заявлением о выплате компенсации. Согласно закону от 2 июня 1903 г., ст. 12 и 19, городская управа назначила Н.М. Кириловой выплату единовременного пособия за смерть мужа в размере 1126 руб. 60 коп.30
Можно заключить, что в начале ХХ в. органы местного самоуправления городов Дальнего Востока активно содействовали частным лицам и непосредственно участвовали в организации электрического освещения. Наиболее крупными являлись муниципальные электростанции, построенные концессионным (Благовещенск) или хозяйственным (Владивосток) способом. По времени начала строительства электростанций муниципальные власти Дальнего Востока заметно отставали от городов Европейской России. Тем не менее электрификация в регионе быстро набирала
28 РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 503. Л. 78 а.
29 РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 2. Д. 893. Л. 97.
30 РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 2. Д. 1055, Л. 18.
Электростанции общего пользования в городах Дальнего Востока. 1906-1917 гг.
Город Год начала эксплуатации Первоначальная мощность, кВт Мощность в 1917 г., кВт Источник энергии Собственник
Хабаровск 1906 160 390 Уголь Акционерное общество электрической энергии г. Хабаровск
Благовещенск 1908 480 1062 Дрова Уголь Городская управа
Никольск-Уссурийский 1909 155 295 Дизель Уссурийское товарищество электричества
Владивосток 1912 1350 3600 Уголь Городская управа
Петропавловск-Кам- чатский 1914 12 - Дрова Частный владелец А.П. Жуковский
Николаевск-на-Aмуре 1915 90 - Дрова Городская управа
Источники: [11, с. 203]; Электричество. 1909. № 9. С. 308; РГИА ДВ. Ф. 755. Оп. 2. Д. 788. Л. 13 об; Ф. 159. Оп. 1. Д. 6. Л. 171; Ф. 28. Оп. 1. Д. 499. Л. 10; Ф. 1133. Оп. 1. Д. 2613. Л. 16; Ф. 702. Оп. 2. Д. 823. Л. 2; Ф. 52. Оп. 1. Д. 48. Л. 6; ГАХК. Ф. 1151. Оп. 1. Д. 22. Л. 8.
силу. Например, Владивостокская городская электрическая станция, построенная в 1912 г., по своей мощности к 1917 г. превосходила самую крупную в Сибири Иркутскую городскую станцию [1, с. 31].
Городские центральные электростанции общего пользования со сложной структурой и оборудованием являлись наиболее рентабельными предприятиями города. Электричество постепенно вытесняло другие источники энергии, освещало улицы и жилые дома, объекты социальной инфраструктуры, внедрялось на промышленных предприятиях. Тем не менее недостаточная мощность станций и высокая стоимость электрической энергии не удовлетворяли потребительского спроса.
Несмотря на все трудности, электрификация, безусловно, способствовала росту местной экономики, изменению социально-культурного облика городов, развитию благоустройства и транспортной системы. Например, во Владивостоке в дореволюционный период успешно удалось реализовать проект электрического трамвая.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев В.В. Электрификация Сибири. Историческое исследование. Ч. 1. 1885-1950 гг. Новосибирск: Наука, 1973. 284 с.
2. Бодиско А.М. Из жизни Хабаровска. Хабаровск, 1913. 304 с.
3. Известия Хабаровского городского общественного управления. Хабаровск, 1913. № 9/10. 139 с.
10.
11
12.
13.
14.
Калинин В.А. Краткий исторический очерк г. Никольск-Уссурийского. Никольск-Уссурийский: Электротипогр.
С.К. Гуского, 1913. 90 с.
Общие условия пользования электрической энергией из центральной станции товарищества на вере по освещению г. Хабаровска электричеством. Хабаровск, 1906.
Позняк Т.З. Жилищные и бытовые условия в дальневосточных городах (вторая половина XIX - начало XX в.) // Россия и АТР. Владивосток, 2008. № 1. С. 18-32.
Проект договора товарищества на паях для освещения города Хабаровска электричеством. Хабаровск, 1906. 25 с. Савченко С. Н., Шестаков А.В. До плана ГОЭРЛО. История развития электроэнергетики на Дальнем Востоке // Энергетик ДГК. 2010. 19 окт.
Сергеев О.И., Лазарева С.И., Тригуб ГЯ. Местное самоуправление на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале ХХ в. Владивосток: Дальнаука, 2002. 296 с. Систематический сборник постановлений Владивостокской городской думы за 1901-1912 гг. Владивосток, 1913. Спутник: Адрес-календарь и торгово-промышленный указатель Дальнего Востока / сост. И.С. Кларк. Иркутск: Паровая типогр. П. Макушина, 1911. 280 с.
Тарасов П.В. О начальном этапе развития электроэнергетики Приморья // Вопросы экономики Дальнего Востока. Благовещенск: Амур. кн. изд-во, 1960. Т. 2. С. 75-84. Хлыпалов В.М. Электрификация Петропавловска-Кам-чатского (1910-1970 гг.) // Краевед. записки. Петропав-ловск-Камчат.: Дальиздат, Камчат. отд-ние, 1991. Вып. 7. С. 60-81.
Coopersmith J. The Electrification of Russia, 1880-1926. Ithaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, 1992. 274 р.