УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 5, ч. 2 Гуманитарные науки 2009
УДК 316.354:298.9
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩИНЫ В НОВОМ РЕЛИГИОЗНОМ ДВИЖЕНИИ (на примере свидетелей Иеговы, Общества Сознания Кришны и Церкви Христа в Казани)
А. С. Астахова Аннотация
Статья посвящена рассмотрению основных аспектов деятельности общин, существующих в рамках таких новых религиозных движений, как Свидетели Иеговы, Международное Общество Сознания Кришны, Церковь Христа. В частности, производится сравнение структур общин, особенностей миссионерской деятельности, ритуалов и выявляется характер воздействия данных учений на стиль жизни их последователей.
Ключевые слова: община, новое религиозное движение, миссионерская деятельность, ритуал, стиль жизни.
Религиозная община представляет собой важную часть религиозной организации. В общине верующие непосредственно взаимодействуют между собой, совместно проводят ритуалы, приобщаются к конфессиональным ценностям. В Казани в настоящий момент функционируют десятки религиозных организаций, которые часто обозначают как новые религиозные движения (НРД). Для исследователей сложность заключается в определении критерия «новизны»: хронологического рубежа, позволяющего четко разграничить, какие религии считать «старыми», а какие - «новыми». Французский исследователь Райнер Флаше предлагает обозначать как «новые» все религии, возникшие после второй половины XIX в. [1, с. 253]. Данный подход Флаше послужил одной из теоретических основ проведенного исследования.
Социологическим анализом религиозных общин занимался Макс Вебер. В работе «Социология религии» Вебер пишет, что община формируется «лишь как продукт повседневности в результате того, что пророк и его ученики гарантируют постоянное благовествование и дарование благодати, а также создают экономическую основу для распространения учения» [2, с. 123].
По Веберу, не всякая совокупность верующих есть религиозная община. В частности, приверженцы пророка, поддерживающие коммуникации с ним, но не друг с другом, не являются общиной. Общинная религиозность подразумевает определенную совместную деятельность.
Активный член религиозной общины в своей деятельности преследует цель достичь спасения в той мере, в какой это предусмотрено в рамках исповедуемой религии. Вебер выделил 3 модели поведения, которые трактуются во многих
религиях как «пути к спасению» и оказывают значительное влияние на стиль жизни члена общины.
1. Ритуальные акты культа и церемоний как при богослужении, так и в повседневной жизни. Активный участник общины, желающий достигнуть спасения, чаще всего совершает максимально доступное ему количество религиозных ритуалов.
2. Социальные действия - очень разнообразные, но главное, позитивно влияющие на «спасение» и формирующие положительный образ общины. Это может быть и простое повседневное совершение мелких добрых дел, и занятие благотворительностью, и многое другое.
3. Самоусовершенствование. Индивидуальное самосовершенствование не во всех религиях признается приоритетным направлением духовного развития, однако, так или иначе, путь к спасению чаще всего состоит из переходов с достигнутого уровня религиозности на более высокие.
Таким образом, активный член религиозной общины, с одной стороны, вовлечен в ритуальную религиозную деятельность, связанную с непосредственным отправлением культа. С другой стороны, он осуществляет, на первый взгляд, нерелигиозную по форме деятельность, руководствуясь не в последнюю очередь религиозными мотивами. Соответственно, принадлежность к общине воздействует на стиль жизни индивида по нескольким направлениям.
В настоящей статье будут представлены результаты наших включенных наблюдений над спецификой структуры, над различными аспектами деятельности религиозных объединений Казани, а также над стилем жизни членов этих организаций. Исследование проводилось с февраля 2006 по сентябрь 2008 года в нескольких общинах города, относящихся к религиозным организациям Свидетели Иеговы, Общество сознания Кришны и Церковь Христа.
Свидетели Иеговы - крупная религиозная организация, одно из самых старых новых религиозных движений. В Казани существует семь общин Свидетелей Иеговы, именуемых собраниями, в том числе одно собрание для глухонемых. Наши наблюдения проводились в одном русскоязычном собрании, а также в квартире, которую снимают Свидетели Иеговы, приехавшие в Казань из других городов. Общее количество последователей учения Свидетелей Иеговы непосредственно в столице Татарстана составляет около 500 человек. Следует отметить, что с 2000 года рост численности общины происходит во многом за счет миграции Свидетелей Иеговы из других городов. Оказывается, большинство из них приехали сюда в результате специально провозглашенной кампании с целью распространения учения Свидетелей Иеговы, поскольку Казань считается недостаточно «опроповедованным городом». Проповедь заключается в регулярном последовательном обходе квартир, проводимом для ознакомления как можно большего количества людей с иеговистской интерпретацией Библии. Миссионерская деятельность считается обязательной составляющей праведности. Несмотря на то что всячески подчеркивается ее добровольный характер, на собраниях периодически отмечается, что проповедование - это своего рода вклад в «небесный банк заслуг», а отчеты о количестве часов, проведенных в проповеди, должны регулярно сдаваться руководству общины. Свидетели Иеговы также занимаются изучением Библии с теми, кто заинтересовался
организацией. Изучающих Библию приглашают на собрания по воскресеньям, могут приглашать на конгрессы, но полноправными членами общины они не считаются.
Казанское отделение Международного Общества Сознания Кришны (МОСК) фактически состоит из одной общины. По численности казанские кришнаиты уступают иеговистам. Однако, в отличие от Свидетелей Иеговы, МОСК имеет собственный храм в поселке Юдино. Возможно, это связано с тем, что Свидетели Иеговы составляют общину мирян. Пожертвования осуществляются добровольно, и нет монахов, которые отдают все имущество в пользу организации. Среди кришнаитов такая практика существует: как правило, монахи оставляют все мирские дела и уходят жить в ашрам (кришнаитский храм). Надо заметить, что монахов в казанской общине сравнительно немного, в основном это приезжие из других городов.
Рассмотрим пути пополнения общины и различные способы проявления миссионерской активности. Миссионерская деятельность не относится к культовой, но по своему содержанию является религиозной, поскольку направлена на удовлетворение нужд общины и связана с религиозными представлениями о распространении учения как о необходимой составляющей спасения.
Представители Общества Сознания Кришны, в отличие от Свидетелей Иеговы, не занимаются адресным проповедованием. Основные пути распространения учения - раздача литературы на улице и проведение праздников, а также лекций по медитации. Уличное распространение религиозной литературы способствует не только проповедованию учения, но и добыванию денег для общины, поскольку книги кришнаиты «дарят» за пожертвования.
В наиболее сложном положении находится казанская община последователей Церкви Христа (ЦХ). Численность членов этой организации, в отличие от групп, рассмотренных выше, крайне мала, и не доходит даже до двух десятков последователей. Собрания проводятся на квартире у руководителей казанской «беседы» (принятое в ЦХ название общины). На более раннем этапе своего развития данная религиозная группа находилась в лучшем положении: арендовала для встреч залы и кинотеатры. Возможно, в тот момент Церковь Христа в Казани получала внешнюю поддержку, вероятнее всего, от духовных братьев из США. Система пожертвований в ЦХ включает «десятину»: каждый член общины должен жертвовать в нее десятую часть своих доходов. Однако при малой численности общины и ориентации на ее пополнение за счет представителей студенчества, которые не обладают большим количеством собственных финансовых ресурсов, общину вряд ли можно назвать процветающей. Распространение учения Церкви Христа в Казани осуществляется в основном через знакомых, каких-либо масштабных мероприятий по привлечению людей не проводится.
Однако следует отметить, что в целом миссионерская деятельность общин в рамках новых религий более активна, чем в рамках традиционных, например православия или ислама.
Результаты проведенного исследования показали, что рассматриваемые общины значительно различаются по численности членов, проводимой хозяйственной политике, применяемым методам распространения вероучения.
Далее рассмотрим особенности ритуальной деятельности в рамках каждой общины.
Обозначим религиозный ритуал как любые формальные действия, следующие установленному образцу и выражающие посредством символа некий значимый в пределах сообщества смысл. Ритуалы - это практическая составляющая религии, они в первую очередь имеют сакральный смысл, а не служат сугубо утилитарным целям [3, с. 398].
Французский исследователь новых религиозных движений Райнер Флаше отмечает, что в большинстве новых религий культовая деятельность менее развита по сравнению с традиционными религиями. Он связывает это с тем, что ритуальная деятельность большинства подобных религиозных общин являются «самодеятельностью»: их членами являются миряне, никогда не имевшие духовного образования. Флаше также считает, что в новых религиях обожествляется и ритуализируется повседневность.
Свидетели Иеговы имеют наименее развитую ритуальную практику. На изучениях и собраниях читаются коллективные молитвы, когда один проговаривает молитву в произвольной форме, а другие слушают и после произносят «аминь», также поются гимны. Индивидуальные изучения Библии на дому и общие собрания проводятся по единой схеме: чтение абзаца из литературы, изданной Свидетелями Иеговы, ответы на вопросы после каждого абзаца. Подобные мероприятия практически лишены символического ритуализированного наполнения. Единственный религиозный праздник в году у Свидетелей Иеговы - вечеря воспоминания Христа - представляется нам наиболее важным ритуалом в жизни общины Свидетелей Иеговы. В течение всего вечера в собрании произносятся доклады и речи о вкладе Иисуса Христа в спасение человечества. На столе, находящимся рядом с докладчиком, стоят бокалы с вином и тарелка с кусочками незаквашенного хлеба. Наиболее торжественный момент главного праздника в году называется «воспоминание». Большинство представителей организации просто передают хлеб и вино из рук в руки. И только некоторые избранные, претендующие на то, что после Армагеддона войдут в «небесное правительство» Христа, могут вкусить от «даров». Примечательно, что конкретных способов определения избранности в ответ на мой вопрос предложено не было.
У Свидетелей Иеговы существуют также ритуалы перехода, в первую очередь, крещение, которое осуществляется в специальных бассейнах во время областных конгрессов, которые проходят 1 раз в год. В целом ритуальная практика Свидетелей Иеговы развита достаточно слабо.
Коллективные молитвы и пение гимнов - важные ритуалы и в Церкви Христа. После каждого собрания осуществляется причащение хлебом. Есть также информация о том, что в ЦХ существует специфическая разновидность исповеди: один из членов общины берет слово и начинает подробно рассказывать всем о своих прегрешениях. Однако данный ритуал проводится лишь для действующих членов общины, поэтому мы не были допущены к участию в нем.
В целом в центр жизни общины в обоих рассмотренных случаях ставятся «беседы о Библии» с собратьями и миссионерская деятельность.
Значительно в большей степени развита культовая деятельность в общинах Международного Общества Сознания Кришны.
Основа ритуальной практики у кришнаитов - маха-мантра: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе харе, / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». «Преданным» (то есть кришнаитам) рекомендуется произносить ее в день более полутора тысяч раз. Примечательно, что маха-мантра выступает основой как индивидуального ритуального действия (подобно молитве), так и коллективного. В общине, на своих встречах, кришнаиты часами поют ту же мантру, это называется киртан. В отличие от Церкви Христа и Свидетелей Иеговы, члены МОСК всячески подчеркивают свою связь с религией, ответвлением которой явилось данное движение, то есть с индуизмом. Особое значение кришнаиты придают праздникам. Праздники используются в том числе и для привлечения в общину новых членов. На подобных мероприятиях кришнаиты подчеркивают экзотичность своей религии соответствующими одеяниями, украшением сцены, танцами, игрой на музыкальных инструментах.
Исследовательский интерес для нас, как для социологов, представляло влияние активного участия в деятельности общины на стиль жизни ее членов.
Можно выделить следующие особенности стиля жизни активного участника общины.
• Разрыв с прошлым. Прошлое в НРД маркируется как «безнравственное». Так, представители Церкви Христа, характеризуя свое прошлое, нередко используют фразу: «До того, как я спасся».
• Круг общения, как правило, сужается до сообщества адептов данной религии. У Свидетелей Иеговы и кришнаитов постоянно подчеркивается исключительность их религиозных организаций, следовательно, люди, не принадлежащие к общине, рассматриваются ими как «непреданные», «непосвященные». При этом нельзя сказать, что представители НРД полностью прекращают общение за пределами своей организации. Адепты вынуждены иметь связи с окружающим миром на работе, а также в процессе миссионерской деятельности. В Церкви Христа, возможно, в силу малочисленности общины, наблюдается более терпимое отношение к общению с представителями других религий.
• Необходимость уделять общине большое количество времени может вынудить адепта пойти на некоторые жертвы (например, сократить затраты времени на развитие карьеры, досуг, общение с близкими и прочее). Свидетелям Иеговы необходимо трижды в неделю присутствовать на собраниях, а также несколько раз в год участвовать в конгрессах, которые могут проходить несколько дней. Кроме того, в обязанности каждого действующего Свидетеля входит проповедь «по домам», а также проведение «изучений». Желательно ежедневно уделять время самостоятельному чтению Библии и литературы организации. Большие временные затраты на участие в делах общины присутствуют и в других новых религиях.
• Регулирование семейно-брачных отношений. В рамках общины поощряется семейная жизнь исключительно с представителями общины. Если индивид только собирается заключить брак, ему настойчиво рекомендуют искать пару в рамках НРД. Будущий союз должен быть одобрен руководством общины. На собраниях Свидетелей Иеговы неоднократно подчеркивалось пагубное воздействие браков с «нехристианами», которые приводят к «духовному падению». Адепты Церкви Христа также должны получать разрешение от «наставников»
на начало романтических отношений и брак. Кришнаиты, собирающиеся вступить в брак, должны получить парный гороскоп от гуру и, соответственно, его разрешение.
• Специфический сленг. Подобный «внутренний язык» в немалой степени служит интеграции внутри группы, когда только «преданные» могут понимать, о чем идет речь. Особенно развит подобный «язык» у кришнаитов, которые даже получают новое «ведическое» имя.
• Влияние на повседневные привычки. Некоторые аспекты влияния на повседневные привычки индивида мы можем оценить как положительные. Например, отказ от курения. Во всех рассмотренных нами в данной главе НРД не рекомендуется курить. Более сложное отношение в обществе вызывает отказ от употребления мяса, практикуемый кришнаитами. Причем если отказ от употребления мяса взрослым человеком является его правом, то отсутствие мяса и рыбы в рационе детей может негативно отразиться на их росте и развитии. Таким образом, даже повседневные привычки индивида, состоящего в НРД, меняются под влиянием его религиозной принадлежности.
Произведенный анализ различных аспектов функционирования отдельных религиозных общин города Казани позволяет заключить, что, несмотря на выявленные особенности вероучения, хозяйственной деятельности, ритуалов, общины Свидетелей Иеговы, Общества Сознания Кришны и Церкви Христа имеют сходные черты. Структура общины включает в себя несколько уровней: руководители, постоянно действующие члены общины и «новички», только начинающие свой путь в общине, не являющиеся ее полноправными членами. Примечательно, что границы общины в новых религиях более четкие по сравнению с традиционными религиями, где велик процент «номинальных верующих», принимающих мало участия в делах конфессии. В рассмотренных НРД также оказывается схожее влияние на стиль жизни адептов: ограничение круга общения только единоверцами, регулирование общиной семейно-брачных отношений, изменение повседневных привычек.
Summary
A.S. Astahova. Community Activity in New Religious Movement (on the example of Jehovah’s Witnesses, International Society for Krishna Consciousness and Church of Christ in Kazan).
The article regards the principal aspects of activities of communities existing as a part of new religious movements such as Jehovah’s Witnesses, International Society for Krishna Consciousness, and Church of Christ. In particular, communities’ structures are compared, as well as specifics of missionary work and rituals, and the influence on the followers’ lifestyle is considered.
Key words: community, new religious movement, missionary work, rituals, lifestyle.
Литература
1. Флаше Р. Новые религии // Религии современности. История и вера / Ccct. П. Антес;
пер. с фр. - М.: Прогресс, 2001. - С. 249-278.
2. Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества / Пер. с нем. -М.: Юрист. 1994. - С. 78-308.
3. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. - М.: Экономика, 2004. - 620 с.
Поступила в редакцию 27.10.08
Астахова Анастасия Сергеевна - аспирант кафедры социологии Казанского государственного университета.
E-mail: astahova_a@list.ru