Научная статья на тему 'Деятельность общественных организаций в сфере исполнения наказаний второй половины XIX - начала XX веков'

Деятельность общественных организаций в сфере исполнения наказаний второй половины XIX - начала XX веков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВО ПОПЕЧИТЕЛЬНОЕ О ТЮРЬМАХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балала А. В.

В статье проведен историко-правовой анализ участия общественных организаций в исполнении наказаний в России. Важное значение для реформирования мест лишения свобод Российского государства в первой половине XIX столетия имело учреждение Общества попечительного о тюрьмах, которое внесло весомый вклад в становление и развитие цивилизованной пенитенциарной системы. На современном этапе развития российской пенитенциарной системы значительный интерес представляет обращение к историческому опыту создания налаженной системы построения и функционирования органов общественного контроля в сфере назначения и исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность общественных организаций в сфере исполнения наказаний второй половины XIX - начала XX веков»

Балала А.В.

Деятельность общественных организаций в сфере исполнения наказаний второй половины XIX - начала XX веков

Важное значение для реформировании мест лишения свобод Российского государства в первой половине XIX столетия имело учреждение Общества попечительного о тюрьмах, история возникновения которого, а также основные функции подробно рассмотрены в диссертационной работе Ю.Ф. Соцкого [1] «Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в дореволюционной России». Данное Общество, по мнению Ю.Ф.Соцкого, внесло весомый вклад в становление и развитие цивилизованной пенитенциарной системы нашего государства. Не случайно в настоящее время традиции тюремных филантропов возрождаются [2, с. 38], что продиктовано объективной необходимостью построения правового государства и гражданского общества.

Первым и основополагающим нормативным актом, регулирующим деятельность общественных организаций в пенитенциарной системе, были «Правила для Общества попечительного о тюрьмах», утвержденные Императором 19 июля 1819 года. В соответствии с Правилами в России учреждалось Общество попечительное о тюрьмах, состоявшее под эгидой Императора. Целью деятельности указанного Общества были: разработка и внедрение различных средств нравственного и духовного исправления заключенных; надзор за отбывающими наказание в виде лишения свободы; размещение их по роду преступлений и обвинений; наставление их в правила христианского благочестия и доброй нравственности, привлечение к социально-полезной трудовой деятельности; контроль за справедливым наложением на провинившихся дисциплинарных взысканий [3, с. 64].

Под эгидой Общества попечительного о тюрьмах создавались аналогичные региональные организации, осуществляющие основные направления деятельности, закрепленные «Правилами для Общества попечительного о тюрьмах». Такого рода филиалы Общества действовали во всех крупных губерниях Империи, представляя общероссийскую разветвленную сеть, с некоторой долей децентрализации. Однако различные общественные комиссии, комитеты и общества периодически отчитывались о своей деятельности перед Императорским обществом. Например, отчеты Санкт-Петербургского тюремного комитета за пятилетний период (с 1818 по 1823 гг.) показывают, что членами комитета были организованы переплетная и сапожная мастерские, обучены грамоте и арифметике 347 несовершеннолетних заключенных, на расчетный счет Общества поступило членских взносов на сумму 263 488 руб. 53 коп. [4].

Первостепенной задачей Общества попечительного о тюрьмах было учреждение тюремных комитетов и комиссий в различных регионах Российской империи. В 1837 году было учреждено 38 губернских тюремных комитетов, а в 1840 году - 48 губернских комитета и 115 уездных отделений Общества попечительного о тюрьмах, к 1845 году функционировало 49 губернских комитетов и 217 уездных отделений [5].

Вместе с тем по причине нестабильности либеральных и гуманистических настроений в правящих кругах государства к пятидесятым годам XIX столетия деятельность тюремных филантропов пришла в упадок. Помимо политических к причинам такого упадка можно отнести устаревшее законодательство, регулирующее сферу деятельности системы попечительных тюремных организаций, а также отсутствие разграничения компетенций между Обществом попечительным о тюрьмах и Вторым департаментом полиции, осуществлявшим государственный надзор и контроль за функционированием пенитенциарной системы, что на практике порождало дублирование одних и тех же функций различными ведомствами.

В ноябре 1851 года был утвержден новый нормативный акт, регулирующий деятельность тюремных комитетов, - «Устав Общества попечительного о тюрьмах», консолидировавший помимо основных положений «Правил для Общества попечительного о тюрьмах» результаты практической и правоприменительной деятельности Общества и его подразделений.

С 1855 года Общество было присоединено к Министерству внутренних дел с присвоением министру звания президента Общества попечительного о тюрьмах. Такое объединение, по замыслу Николая I, должно было принести значительную пользу в деле о попечении заключенных и улучшении состояния мест заключения. Однако слияние функций государственных органов с общественной организацией не разрешило основных проблем тюремного ведомства: строительства новых мест лишения свободы, улучшения материального и бытового положения заключенных, устранения противоречий в пенитенциарном законодательстве.

К середине XIX в. в России сформировалась определенная система нормативных актов, регулирующих назначение и исполнение наказаний. Основные из них - «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». «Устав о ссыльных», «Свод учреждений и уставов о содержащихся под

стражею», «Инструкция смотрителю губернского тюремного замка». Во второй половине XIX в. эти документы дополнились многочисленными циркулярами, касающимися отдельных вопросов реализации наказаний, связанных с лишением свободы. Таким образом, этот институт оказался отрегулированным комплексно и достаточно полно, но содержание правовых актов и других решений в сфере назначения и исполнения наказаний было абстрагировано от реального состояния дел. Во второй половине XIX в. такое противоречие стало объектом повышенного общественного внимания. Основной и первостепенной задачей Общества попечительного о тюрьмах стала подготовка и представление теоретически и практически обоснованных и мотивированных предложений по совершенствованию и гуманизации системы назначения и исполнения наказаний.

На современном этапе развития российской пенитенциарной системы значительный интерес для ученых, законодателей и правоприменителей представляет обращение к историческому опыту создания налаженной системы построения и функционирования органов общественного контроля в сфере назначения и исполнения наказаний. В силу конституционно закрепленных гуманистических принципов, контроль и надзор негосударственных, самостоятельных финансово и политически организаций в пенитенциарной сфере должны стать одними из основных институтов зарождающихся в демократической России гражданского общества и правового государства.

Литература

1. Соцкий Ю.Ф. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в дореволюционной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1998.

2. Бабушкин А. Попечительство о тюрьмах - российские исторические традиции // Преступление и наказание. 1994. № 7.

3. Сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. Пермь, 1903.

4. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 1. Делопроизводство 1. Д. 129. Л. 101. 5. ГАРФ. Ф. 123. Оп. 2. Д. 4. Л. 86.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.