Научная статья на тему 'Деятельность Общественной палаты Россий-ской Федерации в контексте становления гражданского общества'

Деятельность Общественной палаты Россий-ской Федерации в контексте становления гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
536
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / PUBLIC CHAMBER / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / PUBLIC INSTITUTIONS / НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / PEOPLE'S REPRESENTATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / NATIONAL PROJECTS / ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / CIVIL LNITIATIVES / ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТОВ / LEGISLATION EXPERTISE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Типало Е.Е.

В статье проведен анализ Общественной палаты Российской Федерации как института гражданского общества, предпосылок ее формирований, целей и задач деятельности. На основе рассмотрения различных точек зрения социальной ценности данного института и итогов проведенной за период существования работы, автор отмечает специфику этапа становления Общественной палаты в России и ее роли в процессах формирования гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Типало Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Activity of the Russian Federation Public Chamber in the Context of Civil Society Formation

The article analyses the Russian Federation Public Chamber as an institution of civil society as well as the background of its formation, aims and tasks. Evaluating various points of view on the social value of this institution and estimating the results obtained for the period it was established, the author points out specifi c features of the stage when the Public Chamber was formed in Russia and its role in civil society formation processes.

Текст научной работы на тему «Деятельность Общественной палаты Россий-ской Федерации в контексте становления гражданского общества»

циональности типы действия. Норт с данными положениями не согласен и отмечает, что помимо эгоистической максимизации, науке очень часто приходится иметь дело с такими типами действия, которые основаны на самоограничении, аскетизме и альтруизме и являются сильнейшими мотиваторами всех типов социального действия, в том числе того, которое совершается в поле потребительского выбора.

Теоретико-методологический анализ подходов к потребительскому поведению, выработанных в рамках институционализма, позволяет сделать вывод, что данное направление в экономико-социологической науке фактически первым вывело проблему мотивации потребительского поведения за пределы феномена максимизации выгоды. В свою очередь это ознаменовало переход от классических подходов, видящих потребительское поведение рационально осмысленными и эгоистическими, к подходам, рассматривающим поведение потребителей как сложный, социально детерминированный и обусловленный факторами институционального воздействия процесс. Концепция homo economicus, рассматривающая субъекта экономического (в том числе потребительского) поведения

как рационального актора, чьи действия соответственно, поддаются рациональной трактовке, сменилась концепцией, отрицающей возможность точного прогнозирования поведения потребительских субъектов ввиду невозможности учета всех факторов, влияющих на поведение человека и лежащих в основе экономического спроса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бартеньев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах // Библиотека "Полка букиниста". [ Электронный ресурс]. URL: http://society. polbu.ru/bartenev_econhistory/ch42_i.html.

2. Шпалтаков В.П. История экономических учений. Курс лекций // Экономическая теория, политика, право. [Электронный ресурс]. URL: http:// econ-om.narod.ru/Shpaltakov/tema8.htm.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 368 с.

4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начала". 1997. 190 с.

5. Норт Д. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики // Экономика и финансы. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.finansy.ru/publ/north.htm (дата обращения: 20.11.2009).

7 апреля 2011 г.

УДК 342.1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Е.Е.Типало

Становление и развитие гражданского общества в России неразрывно связанно с новыми политическими и экономическими условиями жизни страны и остается одной из основных задач на протяжении всего постсоветского периода истории России. Формирование зрелого гражданское общества было целью политических реформ еще в самом начале становления современного российского государства, хотя впервые о нем заговорили еще раньше,

Типало Елена Евгеньевна - преподаватель истории и социальных наук Донского педагогического колледжа, 344023, г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 92, т. 8(863)2938696.

во времена перестройки. Гражданское общество воспринималось общественным сознанием как необходимое условие существования демократического государства, как важнейший элемент устойчивости демократии.

Гражданское общество - это общество, в котором каждый человек осознает себя гражданином государства, носителем части суверенных прав, которыми в его понимании наделен народ. Указанное понятие вытекает из принципа народовластия, совмещенного

Elena Tépalo - History and Social Science Teacher in Don Teachers' Training College, 92, Lenina Avenue, Rostov-on-Don, 344023, ph. +7(863)2938696.

с признанием первичности прав человека. В таком понимании народ выступает носителем высшей государственной власти, представляя сообщество индивидов, полная совокупность общезначимых желаний и потребностей которых и должна определять цели государственной политики [1].

Большинству исследователей гражданское общество представлялось обществом реальных гражданских и политических прав с преобладанием горизонтальных связей между людьми, свободным и добровольным участием граждан в общественных делах и высоким уровнем самоорганизации. Фактически на теоретическом уровне речь шла об обществе свободных и независимых индивидов, сознающих свою ответственность перед непосредственным социальным окружением и перед обществом в целом. А предельно широкое понимание социальной свободы распространяло ее на все без исключения стороны социальной жизни.

Гражданское общество можно рассматривать как результат развития общественных отношений, качественного изменения общественной системы, изменения организационных форм общественной жизни. В качестве определенного пространства общественной жизни гражданское общество представляет собой сферу самопроявления свободных индивидов и их объединений. Эта сфера стоит вне влияния государства, власти; она ограждена от их прямого вмешательства системой законодательства, не допускающего произвольной регламентации процессов в гражданском обществе.

Безусловно, гражданское общество не может возникнуть одномоментно, по мановению "верхов" или желанию "низов", хотя и может быть инициировано сверху, в том числе и со стороны государства, как, например, в России. Оно является результатом достаточно длительного развития цивилизации, культуры правового типа и соответствует развитому состоянию правовой культуры. Можно сказать, что гражданское общество - это особый характер экономических, духовных, нравственных условий жизни, способствующий свободной реализации частных интересов индивидов.

Одним из направлений развития гражданского общества, позволяющим вовлечь его представителей в процесс принятия властных решений, является законодательное

оформление его отношений с органами власти, обеспечивающее поддержание с ними постоянных контактов. Не случайно на определенном этапе возникла идея о формировании института, представляющего интересы широких кругов российской общественности, способного повысить роль объединений граждан в процессе выработки решений органами государственной власти и местного самоуправления.

Таким институтом стала Общественная палата, создание которой можно назвать концентрированным итогом построения гражданского общества России на современном этапе. Возможность ее создания и развития обеспечивается закрепленным в ст. 1 Конституции Российской Федерации положением о том, что Россия есть демократическое правовое государство.

Идея создания Общественной палаты России была сформулирована Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ 2004 г., в котором, в частности, говорилось о целесообразности использования опыта работы общественных палат для дальнейшего роста институтов гражданского общества, накопленного в ряде регионов России [2]. Позднее эта идея прозвучала в выступлении Главы государства 13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства РФ, посвященном последствиям трагических событий в Беслане. По мнению Главы государства, Общественная палата должна стать "площадкой для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы, и, что не менее важно, такая палата должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений и прежде всего законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, которые имеют общенациональное значение" [3].

Итогом реализации законодательной инициативы Президента РФ стало принятие Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации". Вместе с тем сама по себе концепция создания Общественной палаты в истории современной России не является чем-то исключительным. Так, в 1993 г. в целях обеспечения участия общественных объединений в конституционном процессе и учета общественного мнения, согласования интересов различных социальных групп

и слоев общества и обеспечения постоянной связи федеральных органов государственной власти с политическими партиями, движениями, профсоюзными, молодежными и иными общественными организациями, массовыми движениями и религиозными конфессиями, органами местного самоуправления, объединениями товаропроизводителей и предпринимателей по распоряжению Президента РФ была учреждена Общественная палата Конституционного совещания [4].

Общественная палата Конституционного совещания являлась организационной формой взаимодействия общественных объединений с федеральными органами власти Российской Федерации, в рамках которой проводились необходимые политические консультации по широкому кругу социально-политических вопросов. В качестве основной ее задачи отмечалась выработка предложений по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации, дополнительной задачей являлось принятие рекомендаций по политическим, социальным и социально-экономическим вопросам. В Общественную палату Конституционного совещания входили представители политических партий, массовых движений, молодежных и иных общественных организаций, предпринимательских объединений, религиозных конфессий, ассоциаций органов местного самоуправления, общероссийских профсоюзов.

Несмотря на наличие некоторых общих черт, Общественная палата Конституционного совещания существенно отличалась от созданной в последующем и действующей в настоящее время Общественной палаты как по целям деятельности, поскольку была направлена только на учет общественного мнения в конституционном процессе, т.е. при создании Конституции РФ, так и по порядку участия, поскольку в ее состав могли входить представители политических партий и предпринимательских объединений, и по ряду других, менее значимых признаков.

В дальнейшем в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, подготовки решений Президента РФ и Правительства РФ по важнейшим социальным и политическим вопросам с учетом общественного мнения, создания механизма обратной связи между гражданами, общественными объединениями и органами

государственной власти на базе Общественной палаты Конституционного совещания по распоряжению Президента РФ была образована Общественная палата при Президенте Российской Федерации [5].

Принцип формирования Палаты оставался прежним. Она включала в себя представителей около 250 общественных организаций. Это был скорее политический орган, призванный аккумулировать политические течения, оставшиеся после роспуска Верховного Совета и не прошедшие в Парламент. В последующем в соответствии с предложением ряда политических партий и движений об улучшении взаимодействия федеральных органов государственной власти при создании правовой базы экономических и политических реформ и привлечении к этому процессу широких кругов общественности Указом Президента РФ "О Политическом консультативном совете" Общественная палата при Президенте РФ была преобразована в Политический консультативный совет [6]. При этом состав и функции его остались прежними: обсуждение проектов наиболее важных федеральных законов, выработка предложений Президенту и правительству по вопросам осуществления экономических и политических реформ, информирование Президента о происходящих в обществе процессах и принятие соответствующих рекомендаций.

Анализ функционирования указанных общественных организаций по своей целевой направленности и характеру полномочий, близких к ныне действующей Общественной палате РФ, свидетельствует, что недостаточный опыт реализации демократических процедур на практике, слабость и неструктурированность гражданского общества привели к перерастанию зачатков гражданских инициатив, пусть и инициированных государственной властью, в формальные институты, не имеющие ничего общего с теми идеями, которые преследовались при их создании.

Ныне действующая Общественная палата РФ создана с учетом опыта функционирования предшествующих общественных институтов. Согласно Закону Общественная палата является организационной формой взаимодействия граждан России с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов населения, защиты прав граждан и их объ-

единений при проведении государственной политики, осуществления общественного контроля деятельности органов публичной власти. Концепция создания Общественной палаты построена на закрепленном в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ праве граждан России участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем полномочия Общественной палаты ограничены, а решения носят рекомендательный характер.

Задачи, которые ставятся государством перед Общественной палатой, являются ключевыми в контексте формирования зрелого гражданского общества в Российской Федерации. В частности, к задачам данного общественного института отнесено согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления при решении наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов организации гражданского общества. Такая постановка задач Общественной палаты во многом означает официальное признание слабости другого института - парламента, поскольку анализ норм Закона об Общественной палате и ФЗ Федерального закона от 20 декабря 2002 г. № 175- ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" свидетельствует о дублировании принципов народного представительства.

Идею создания Общественной палаты раскритиковали и авторы резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по России. В многостраничном докладе говорится по этому поводу следующее: "...трудно понять, почему возникла необходимость в создании нового органа, выполнение функций которого обычно осуществляет избранный демократическим путем плюралистический парламент, с одной стороны, и подлинно независимое свободное гражданское общество - с другой". Действительно, если внимательно вчитаться в ст. 1 (Общие положения) и 2 (Цели и задачи Общественной палаты), то нетрудно заметить, что они во многом пересекаются с целями и задачами Государственной Думы, члены которой получили мандат доверия избирателей и которая в идеале должна быть органом, представляющим интересы народа [7].

В зарубежных СМИ создание Общественной палаты также не прошло незамеченным. Так, Фред Уэйр приводит мнение экспертов о том, что Общественная палата может стать "пусковой площадкой нового конституционного проекта, который либо продлит срок полномочий Президента, либо вернет его к руководству страной в соответствии с новой системой власти. Общественная палата станет чем-то вроде параллельного парламента" [8].

Нельзя оставить без внимания и позицию эксперта по Восточной Европе, юриста, профессора Кельнского университета Ангели-ки Нусбергер. По ее мнению, сама концепция Общественной палаты свидетельствует о неправильном понимании идеи гражданского общества. Президент намерен отчасти лично, отчасти опосредованно назначать членов Общественной палаты. Но гражданское общество не создается декретами, оно формируется снизу. Государство, подчеркивает Нусбергер, не должно диктовать гражданскому обществу свою волю. В лучшем случае Общественная палата будет выступать в роли потемкинской деревни в обществе фиктивной демократии. В худшем случае деятельность Палаты приведет к демонтажу ныне существующих в России структур гражданского общество: вместо того, чтобы интересоваться мнением реальных его представителей на местах, власть будет ограничиваться заявлениями Общественной палаты. И это будет уже не диалог государства с гражданами, а монолог, который государство будет вести само с собой [9].

Отмеченные неоднозначные позиции относительно социальной значимости Общественной палаты РФ как института гражданского общества не повлекли за собой отказа от данной конструкции взаимодействия государства и общества. Общественная палата функционирует, реализуя задачи, поставленные перед ней государством. Фактически данный социальный институт является еще одним подтверждением выбранного Россией особенного пути формирования гражданского общества не путем внутренних процессов саморазвития общества, а императивно самим государством.

Анализ деятельности Общественной палаты РФ позволяет отметить ряд положительных результатов функционирования данного института гражданского общества.

Важнейшей мерой развития гражданского общества является стимулирование участия граждан и широкой общественности в делах государства. Возможны самые разные формы такого участия: совместная выработка правил и стандартов для разных социальных секторов, общественный контроль, разнообразные публичные процедуры - наблюдение граждан за деятельностью органов государственной и местной власти, проведение консультаций в формате общественных советов, осуществление экспертиз. Это может быть и социальный заказ институтам гражданского общества на выполнение тех или иных работ.

В частности, Общественная палата проанализировала, как граждане участвуют в осуществлении национальных проектов [10]. Выяснилось, что многие считают их исключительно государственным начинанием, где нет места общественной инициативе. Поэтому Общественная палата предпринимает меры для вовлечения в активную работу заинтересованных в их успешной реализации граждан и общественных организаций для создания институтов общественного контроля за ходом осуществления проектов. Так, комиссия Общественной палаты по развитию гражданского общества и участию общественности в реализации национальных проектов проводит в ряде регионов экспертные "круглые столы", чтобы побудить людей воспринимать масштабную деятельность государства как свое дело. На их заседания приглашались благополучатели этих проектов - учителя, родители, фермеры и др. Их суждения помогли органам власти внести необходимые коррективы в ход реализации проектов, привлечь на свою сторону население. Эта деятельность, по убеждению членов Общественной палаты, должна охватить всю страну, чтобы россияне говорили государству, как и что нужно сделать, чтобы добиться результатов [11].

С привлечением граждан и их объединений к реализации государственной политики тесно связана деятельность Общественной палаты по выдвижению и поддержке гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений. Принятие Закона об Общественной палате дополнительно и своевременно усилило одну из важнейших функций гражданского общества по отношению к государству -функцию общественной экспертизы проектов

нормативных правовых актов. Ее реализация позволяет предварительно, еще до принятия соответствующего закона или подзаконного нормативного правового акта проинформировать государство и общество о его недостатках или даже рисках, связанных с принятием такого акта. В этом направлении производится экспертиза многих законопроектов.

В целях проведения общественной экспертизы законопроектов Общественная палата и Государственная Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии. В 2009 г. благодаря поправкам в законодательство был установлен порядок, в соответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты. С начала своей деятельности Палата провела экспертизу более 150 проектов федеральных законов и правительственных нормативных актов, среди которых законы о целевом капитале, о саморегулируемых организациях, о работе с обращениями граждан, о военном призыве, о местном самоуправлении и многие другие.

Например, принципиальным для развития отношений государства и общества стал законопроект об обращениях граждан. Текст документа на стадии его рассмотрения в Го -сударственной Думе РФ был разослан Общественной палатой в некоммерческие организации по всей стране, в первую очередь тем, кто непосредственно занимается оказанием помощи гражданам, рассмотрением их жалоб, взаимодействием с органами власти. Полученные от них ценные замечания и дополнения вошли в экспертное заключение Общественной палаты. В мае 2006 г. Федеральный закон №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" был принят с учетом практически всех поправок.

Важным вопросом в работе Общественной палаты стала также экспертиза проекта Федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации". При его подготовке Комитет Государственной Думы по делам национальностей тесно взаимодействовал с экспертами Общественной палаты, учел все их принципиальные замечания и поправки.

Общественная палата, осуществляя задачу общественного контроля за деятельностью государственных органов исполнительной

власти и органов местного самоуправления, практически сразу же включилась в работу по защите прав человека в России, активно вмешиваясь в конфликтные ситуации, где права человека и гражданина нуждались в срочной защите. Эту работу вела прежде всего Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы.

Для изучения одной из острейших проблем современного российского общества в Общественной палате была образована подкомиссия по проблемам противодействия коррупции в Российской Федерации. При ее непосредственном участии в 2006 г. создана интеллектуальная основа для формирования базы данных "Реестр коррупционных ниш", подготовлены памятки антикоррупционной направленности для граждан.

Особого внимания заслуживает задача поддержки со стороны государства общественных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества. Такую поддержку получают сегодня более трети российских некоммерческих организаций. Мероприятиями, проведенными совместно Общественной палатой и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и направленными на определение приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, стали конкурсы для некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. В ходе этих конкурсов были выявлены наиболее активные и эффективно работающие организации, достойные государственной поддержки. Перечень этих организаций в качестве рекомендации был направлен главе государства. Данные предложения и легли в основу списка организаций, получивших целевое финансирование из бюджета Российской Федерации. Конкурсы помогли поддержать инфраструктуру российских сетевых некоммерческих организаций, ресурсных центров, а также ряд инициативных социальных проектов. Перечень организаций, рекомендованных Общественной палатой для государственной поддержки, был доведен до сведения широкой общественности.

Общественная палата осуществляет планомерную работу по привлечению граждан и их объединений к обсуждению вопро-

сов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации и реализации права граждан на распространение. Защита прав журналистов и свободы слова в региональных средствах массовой информации - объект специального мониторинга Общественной палаты. Практически на каждом ее заседании рассматривались случаи, которые могли оцениваться как нарушение свободы слова и негативно отразиться на работе печатной и электронной прессы.

При активном содействии Палаты внимание руководства страны было вовремя привлечено к проекту прокладки нефтепровода в природоохранной зоне озера Байкал (проект был изменен), принято решение об ограничении игорного бизнеса, состоялись многие другие важные для страны и ее гражданского общества решения. 10 июня 2008 г. был принят Федеральный закон №76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Во исполнение Закона Общественная палата стала координатором работы по формированию общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации. К сентябрю 2009 г. эти комиссии приступили к работе уже в 70 субъектах Федерации [12].

Отдельной задачей, поставленной перед Общественной палатой, является осуществление международного сотрудничества и участие в работе международных организаций (а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях) в рамках своей компетенции. Это объясняется тем, что существование в глобальном информационном, политическом, культурном пространстве невозможно без успешного решения задачи тесного сотрудничества Общественной палаты с международными и иностранными организациями в соответствии с целями, определенными законодательством. Палата ведет большую международную деятельность. Она - полноправный член Международной Ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭССИ); подписан Меморандум с Европейским социально-экономическим комитетом. Проведен ряд важных международных мероприятий, таких как Международный семинар по проблемам европейской и глобальной энергетической безопасности 30 июня 2008 г., Третий

форум общественной дипломатии 15 декабря

2008 г, слушания по проблемам развития российско-американских отношений 3 июля

2009 г. (накануне визита в Россию президента США Б. Обамы). Делегации и представители Палаты активно участвуют в установлении контактов с представителями общественных организаций зарубежных стран.

Отношение общества к Общественной палате весьма показательно. По результатам опроса, проведенного ВЦИОМ, среди ведущих достижений Общественной палаты россияне в первую очередь называют участие этого органа в решении социальных проблем (5 %). Наши сограждане указывают также на помощь в разрешении конфликта вокруг сноса частных домов в Южном Бутове (2 %), защиту прав детей, в том числе участие в судьбе Г. Агеева, а также защиту интересов И.Беленькой, борьбу с дедовщиной, в том числе расследование дела А. Сычева (по 1 %). Достижения этого органа в наибольшей степени известны жителям Центрального округа (16 %), москвичам и петербуржцам (20 %), респондентам со средним специальным образованием и высокообразованным россиянам (10-11 %), а также обеспеченным согражданам (19 %) [13].

Подводя итог, необходимо отметить, что создание социального института, позволяющего обеспечивать учет общественного мнения и связь между общественными объединениями граждан и органами власти, является необходимым. Именно таким институтом должна стать Общественная палата РФ. Как институт гражданского общества она должна объединить на демократических принципах граждан и представителей их объединений для достижения взаимопонимания с властными структурами всех уровней, выработки согласованной позиции по ключевым, жизненно важным вопросам, касающимся большей части населения. Очевидно, что при отсутствии общественного согласия при решении важнейших социальных и политических вопросов невозможна консолидация сил государства и гражданского общества и, следовательно, поступательное, динамичное развитие государства в целом.

Создание механизма поддержания постоянного диалога между представителями гражданского общества и органами власти способно существенно повысить возможности их взаимодействия. В этой связи за-

крепление правового статуса Общественной палаты на уровне федерального закона означает важный шаг в развитии общественных институтов, способных оказывать влияние на властные решения.

В то же время становление Общественной палаты РФ как института гражданского общества находится на начальном этапе. Общественная палата РФ является институтом гражданского общества, именно поэтому ей, как и обществу в целом, в условиях российской действительности свойственна относительная незрелость. Вместе с тем анализ деятельности Общественной палаты РФ за последние годы позволяет сделать вывод о том, что формирование положительной практики реализации ею своих полномочий набирает обороты и при сохранении отмеченной тенденции способно оказать существенное влияние на формирование гражданского общества в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добрынин Н.М. Формирование зрелого гражданского общества как обязательное условие становления нового федерализма: генезис, эволюция и возможности // Право и политика. 2005. № 7. С. 4-14.

2. Российская газета. 2004, 27 мая.

3. Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 г. (полный текст) // Российская газета. 2004, 14 сент.

4. Распоряжение Президента РФ от 11 октября 1993 г. № 686-рп "Об утверждении Положения об Общественной палате Конституционного совещания" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 42. Ст. 4000.

5. Распоряжение Президента РФ от 16 февраля 1994 г. № 78-рп "Об Общественной палате при Президенте Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 592.

6. Указ Президента РФ от 25 июня 1996 г. № 989 "О Политическом консультативном совете" // СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3232.

7. См.: Грудцына Л.Ю. Общественная палата -спектакль национального масштаба // Адвокат. 2006. № 5. С. 24-32.

8. The Christian Science Monitor [Электронный ресурс]. Url: www.csmonitor.com (на англ. яз.).

9. DW-WORLD.DE. DEUTSHE WELLE [Электронный ресурс]. Url: www.dw-world.de (на англ. яз.).

10. Ежегодный доклад Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации, утв. Протоколом пленарного заседания Общественной палаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.