Научная статья на тему 'Деятельность Общества изучения Адыгейской автономной области и ее роль в сохранении культурного наследия'

Деятельность Общества изучения Адыгейской автономной области и ее роль в сохранении культурного наследия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / ОБЩЕСТВО ИЗУЧЕНИЯ АДЫГЕИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЦЕННОСТЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ИЗУЧЕНИЯ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ / REPUBLIC OF ADYGEA / THE SOCIETY FOR THE STUDY OF ADYGEA / HISTORICAL SITES / CULTURAL HERITAGE / VALUE / LOCAL HISTORY / THE SOCIETY OF LOVERS OF THE STUDY OF THE KUBAN REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малиш Марьяна Адамовна

В статье охарактеризована деятельность Общества изучения Адыгейской автономной области по сохранению исторических и культурных памятников. Анализируется работа Общества в изучении Адыгеи, которая осуществлялась им совместно с Российской академией материальной культуры, Комитетом по изучению языков и этнических культур народов Северного Кавказа, региональными научными и общественными организациями, институтами, краеведческими обществами. Проблема сохранения историко-культурного наследия представлена как одна из важнейших задач государства. В этом контексте изучены федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также законодательные акты и документы советской власти. Исследуется перспективный план Общества по организации охраны остатков материальной культуры. Выявлено, что Общество занималось в том числе собиранием и возвращением памятников, которые по различным причинам оказались за пределами Адыгеи, а также разработкой маршрутов экспедиций и экскурсий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the Society for the Study of the Adyghe Autonomous Region and Its Role in the Preservation of Cultural Heritage

The paper describes the activities of the Society for the Study of the Adygea Autonomous Region for the preservation of historical and cultural monuments. It analyzes the work of the Society in the study of Adygea, which was carried out jointly with the Russian Academy of Material Culture, the Committee for the Study of Languages and Ethnic Cultures of the Peoples of the North Caucasus, regional scientific and public organizations, institutes, and local history societies. The problem of preservation of historical and cultural heritage is presented as one of the most important tasks of the state. In this context, the Federal Law On Objects of Cultural Heritage (Historical and Cultural Monuments) of the Peoples of the Russian Federation, as well as legislative acts and documents of the Soviet government, were studied. The long-term plan of the Society to organize the protection of the remnants of material culture is investigated. It was revealed that the Society was involved in the collection and return of monuments, which for various reasons were outside Adygea, as well as in the development of routes for expeditions and excursions.

Текст научной работы на тему «Деятельность Общества изучения Адыгейской автономной области и ее роль в сохранении культурного наследия»

УДК 908(470.621)

https://doi.org/10.24158/fik.2019.12.21

Малиш Марьяна Адамовна

Malish Mariana Adamovna

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, культурологии и музееведения Краснодарского государственного института культуры

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ АДЫГЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

PhD in History, Associate Professor, History, Cultural Studies and Museology Department, Krasnodar State Institute of Culture

ACTIVITIES OF THE SOCIETY FOR THE STUDY OF THE ADYGHE AUTONOMOUS REGION AND ITS ROLE IN THE PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE

Аннотация:

В статье охарактеризована деятельность Общества изучения Адыгейской автономной области по сохранению исторических и культурных памятников. Анализируется работа Общества в изучении Адыгеи, которая осуществлялась им совместно с Российской академией материальной культуры, Комитетом по изучению языков и этнических культур народов Северного Кавказа, региональными научными и общественными организациями, институтами, краеведческими обществами. Проблема сохранения историко-культурного наследия представлена как одна из важнейших задач государства. В этом контексте изучены федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также законодательные акты и документы советской власти. Исследуется перспективный план Общества по организации охраны остатков материальной культуры. Выявлено, что Общество занималось в том числе собиранием и возвращением памятников, которые по различным причинам оказались за пределами Адыгеи, а также разработкой маршрутов экспедиций и экскурсий.

Ключевые слова:

Республика Адыгея, Общество изучения Адыгеи, исторические памятники, культурное наследие, ценность, краеведение, Общество любителей изучения Кубанской области.

Summary:

The paper describes the activities of the Society for the Study of the Adygea Autonomous Region for the preservation of historical and cultural monuments. It analyzes the work of the Society in the study of Ady-gea, which was carried out jointly with the Russian Academy of Material Culture, the Committee for the Study of Languages and Ethnic Cultures of the Peoples of the North Caucasus, regional scientific and public organizations, institutes, and local history societies. The problem of preservation of historical and cultural heritage is presented as one of the most important tasks of the state. In this context, the Federal Law On Objects of Cultural Heritage (Historical and Cultural Monuments) of the Peoples of the Russian Federation, as well as legislative acts and documents of the Soviet government, were studied. The long-term plan of the Society to organize the protection of the remnants of material culture is investigated. It was revealed that the Society was involved in the collection and return of monuments, which for various reasons were outside Adygea, as well as in the development of routes for expeditions and excursions.

Keywords:

The Republic of Adygea, the Society for the Study of Adygea, historical sites, cultural heritage, value, local history, the Society of lovers of the study of the Kuban region.

Сохранение историко-культурного наследия было и остается одной из важнейших задач внутренней политики государства, так как способствует популяризации высоких образцов национальной культуры и воспитанию патриотизма. Пренебрежение историко-культурным наследием всегда отражается на жизни нынешнего и будущих поколений, приводит к духовному регрессу, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Понесенные потери не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений.

В Конституции Российской Федерации сказано, что охрана памятников истории и культуры является не только обязанностью граждан, но и задачей органов государственной власти и местного самоуправления [1]. В сфере охраны объектов культурного наследия Российской Федерации центральное место занимает федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ [2]. Данный федеральный закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Он также нацелен на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации, на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной

среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры - конституционная обязанность каждого.

Проблема законодательного закрепления специального статуса памятников истории и культуры Российского государства имеет многовековые корни. Указом Петра I 1718 г. о собирании вещей для Кунсткамеры и указом о необходимости бережного отношения к памятникам было положено начало учету и сохранению объектов культурного наследия. В 1753 г. Елизавета Петровна издала указ, по которому надлежало привести в порядок древности патриаршей ризницы и создать, во-первых, противопожарные условия для хранения и, во-вторых, возможность для осмотра иностранным министрам и прочим знатным особам [3].

В 1820-х гг. по инициативе Николая I был издан ряд указов о запрете разрушать древние здания и сооружения [4]. Следующий шаг - указ «О наблюдении за сохранением памятников», принятый в 1848 г. В 1884 г. гражданским губернаторам был разослан циркуляр министерства внутренних дел «О подтверждении распоряжений о запрещении кладоискательства и о порядке сдачи археологических находок». Но в целом, несмотря на ряд указов, в дореволюционной России не было сформировано полноценного законодательства об охране памятников истории и культуры и не было создано государственных органов, занимавшихся сохранением культурного наследия.

Значительную роль в деле сохранения памятников играли научные общества: Московское археологическое общество (1864), Русское историческое общество (1866), Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1909), Общество защиты памятников искусства и старины (1911). В провинции организовывались ученые архивные комиссии, статистические и церковные историко-археологические комитеты [5, с. 43]. К этому времени прогрессивная и наиболее образованная часть российского общества начинает понимать, что памятники истории и культуры заслуживают охраны. Однако до советского времени единого законодательства в области охраны памятников и культуры не было создано.

С утверждением советской власти в жизни общества происходят значительные перемены, затронувшие и область культуры. Уже в ноябре 1917 г. был обнародован документ советского правительства «Воззвание Совета рабочих и солдатских депутатов», в котором утверждалось, что историко-культурное наследство является воплощением духовной силы предков и принадлежит народу и его надо бережно сохранять [6, с. 142].

В 1918 г. были созданы организационные основы охраны памятников, приняты и опубликованы первые законодательные акты. Заботу о сохранении исторических и культурных ценностей правительство возложило на Народный комиссариат просвещения [7]. Главной преградой на пути государственной охраны памятников истории и культуры была объявлена частная собственность [8, с. 37]. Советская власть национализировала памятники искусства и старины [9].

В начале 1920-х гг. сложилась система государственных учреждений, ведавших охраной памятников. В январе 1924 г. выходит декрет ВЦИК и СНК «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы», согласно которому на местные исполкомы возлагались функции охраны памятников [10].

В мае 1920 г. был основан Северокавказский институт краеведения (Владикавказ). Он имел общее краевое значение и стал координирующим центром краеведческой деятельности в национальных районах Северного Кавказа. Кроме этого, создавались специальные исследовательские учреждения, задачей которых являлось изучение археологических и этнографических памятников. В конце 1920 г. начал свою работу Донской археологический институт [11]. В 1921 г. для собирания, изучения и сохранения архивных материалов, этнографических и археологических памятников в Ставрополе была образована этнолого-археологическая комиссия, фактически ставшая преемницей и продолжательницей научных традиций Ученой архивной комиссии, созданной в 1906 г. [12].

Активное участие в этой работе принимали местные ученые, краеведы-любители. Немаловажную роль играло Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО), созданное еще в 1896 г. Членами ОЛИКО были такие видные ученые-краеведы, как Б.М. Городецкий, П.П. Короленко, Е.Д. Фелицын, Ф.А. Щербина. Основу деятельности ОЛИКО составляли сбор, обработка и анализ информации обо всех сторонах экономической и культурной жизни Кубани, а также по ее истории и географии. Исходя из того что регион был богат археологическими и этнографическими памятниками, основной упор делался именно на них. Выделявшиеся средства были весьма незначительны, так как финансирование осуществлялось из местного бюджета. Кроме финансовых ограничений, работу краеведческих обществ в деле охраны памятников истории и культуры осложняло отсутствие четких юридических полномочий.

На фоне общегосударственных тенденций активизировалось развитие краеведения в Адыгее. С января 1925 г. начало свою работу созданное по инициативе местной интеллигенции Общество изучения Адыгейской автономной области (ОИААО), ставившее задачей всестороннее научное изучение истории, культуры, хозяйства, быта народа, его природоиспользования. С этого времени структура органов охраны памятников не раз менялась.

Общество изучения Адыгеи осуществляло деятельность совместно с Российской академией материальной культуры, Комитетом по изучению языков и этнических культур народов Северного Кавказа, региональными научными и общественными организациями, институтами, краеведческими обществами. Кроме этого, были налажены связи с областными органами советской власти и местным населением. В значительной мере этому способствовало его своеобразное положение, которое заключалось в том, что членами Общества являлись многие работники облисполкома, его отделов, практически вся национальная интеллигенция и местные научные силы. Деятельность Общества делала популярной его ярко выраженная национальная окраска. Финансировалось оно за счет местных средств, выделявшихся Адыгейским областным исполнительным комитетом, Адыгейским отделом народного образования и Управлением местного хозяйства Адыгейской (Черкесской) автономной области [13].

Обществом изучения Адыгеи был разработан перспективный план по организации охраны остатков материальной культуры. Проведение учета и принятие мер, предусмотренных специальными декретами и инструкциями по охране памятников на местах, значились среди первоочередных задач. С целью выявления, научного описания и фотографирования памятников были разработаны маршруты экспедиций и экскурсий. Найденные предметы старины и сделанные снимки должны были храниться в местном музее. Важной задачей было составление археологической карты области, без которой организация и проведение охранных работ были невозможны [14].

Будучи самодеятельной краеведческой организацией, Общество изучения Адыгейской автономной области не имело четких юридических полномочий по охране памятников культуры, что затрудняло его деятельность в этом направлении. В охранной работе Общество активно использовало установившиеся контакты с областными органами власти. Но сотрудничество с районным, аульским и сельским звеном было слабым. Здесь, конечно, сказались слабая организационная деятельность, отсутствие филиалов Общества на местах.

Важную роль в работе Общества сыграла инициатива общественности, во многом определившая направление его деятельности, в том числе и культурно-охранительную политику. Энтузиазм местной интеллигенции, подъем национального самосознания народа, пропагандистская деятельность членов Общества обеспечили широкие ряды активных сторонников и участников его дел. Членами Общества, его правления были наиболее видные представители адыгейской интеллигенции: К. Мишуриев, С. Сиюхов, И. Наврузов, М. Паштов, И. Цей, Ю. Бжассо, Г. Крыжановский [15].

Благодаря усилиям Общества изучения Адыгеи удалось выявить и спасти от расхищения и разрушения многие памятники истории и культуры, провести их учет и научное описание. Практически вся работа по сохранению памятников в этот период проводилась Обществом либо центральными и региональными учреждениями и организациями при непосредственном участии его членов. Учитывая отсутствие в автономной области государственных органов охраны, деятельность Общества в этом направлении приобретала особое значение.

Еще одним из видов деятельности Общества изучения Адыгеи стало собирание и возвращение памятников, которые по различным причинам оказались за пределами Адыгеи. Установившиеся связи с краеведческими организациями и различными учреждениями страны помогли Обществу в этой работе. Кроме этого, членам Общества впервые удалось добиться того, чтобы археологические предметы, найденные на территории Адыгеи, после лабораторной обработки возвращались в Адыгею [16].

Таким образом, можно отметить, что Общество изучения Адыгейской автономной области было озабочено вопросом сохранности памятников на протяжении длительного времени, благодаря его деятельности были возвращены многие культурные ценности Адыгеи.

В последние годы историко-культурное наследие все чаще рассматривается как одна из основ устойчивого развития общества, поэтому совершенно оправданным стал подобный опыт работы Общества в деле сохранения исторического и культурного наследия.

Ссылки:

1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. 4 авг. Ст. 4398.

2. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федер. закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ : ред. от 23 июля 2013 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 1 янв. 2014 г. // Там же. 2002. № 26. 1 июля. Ст. 2519.

3. Сохранение памятников церковной старины в России в XVIII - начале ХХ в. : сборник документов. М., 1997. С. 140.

4. Там же. С. 148.

5. Киндзерская М.А. Музейное дело и сохранение историко-культурных памятников России (начало ХХ в. - конец 1930-х гг.) : дис. ... канд. культурологии. Краснодар, 2004. 159 с.

6. Дубов И.В. Музееведение. Исторические и краеведческие музеи. СПб., 2004. 411 с.

7. Пхачияш С.М. Проблемы защиты культурных ценностей и охрана культурного наследия в Республике Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. 2004. № 1-2. С. 195.

8. Шадже А.М. Охрана памятников истории и культуры на Северном Кавказе: первая половина 20-х гг. XX в. : дис. ... канд. ист. наук. Майкоп, 1992. 173 с.

9. О национализации нотных музыкальных магазинов, складов, нотопечатен и нотоиздательств // Декреты советской власти. М., 1968. Т. 4. С. 238-239 ; О национализации запасов книг и иных печатных произведений // Там же. М., 1976. Т. 8. С. 59-60 ; О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства // Там же. М., 1973. Т. 6. С. 180-181 ; Об отмене права частной собственности на архивы русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях // Там же. М., 1971. Т. 5. С. 412.

10. Шадже А.М. Указ. соч. С. 43.

11. ГАКК. Ф. Р-365. Оп. 2. Д. 268. Л. 2.

12. ГАРФ. Ф. 2307. Оп. 10. Д. 12. Л. 62-65.

13. Шадже А.М. Деятельность Общества изучения Адыгеи по охране памятников истории и культуры (1925-1927 гг.) // Культура и быт адыгов (этнографические исследования) : сборник статей. Майкоп, 1991. С. 405.

14. Охрана и изучение памятников искусства и старины в Адыгее // Вопросы краеведения в Адыгейско-Черкесской автономной области. Вып. V. Краснодар, 1926. С. 47.

15. Кандауров И.А. О недвижимых объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) и принимаемых мерах по их охране в Республике Адыгея. Майкоп, 2005. С. 10.

16. Там же.

References:

Dubov, IV 2004, Museology. Historical and Local History Museums, St. Petersburg, 411 p., (in Russian). Kandaurov, IA 2005, About Immovable Objects of Cultural Heritage (Historical and Cultural Monuments) and Measures Taken to Protect Them in the Republic of Adygea, Maykop, p. 10, (in Russian).

Kindzerskaya, MA 2004, Museum Business and Preservation of Historical and Cultural Monuments of Russia (Beginning of the Twentieth Century - End of the 1930s), PhD thesis, Krasnodar, 159 p., (in Russian).

Phachiyash, SM 2004, 'Problems of the Protection of Cultural Property and the Protection of Cultural Heritage in the Republic of Adygea', Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1-2, p. 195, (in Russian).

Preservation of Church Antiquities in Russia in the 18th - early 20th Century: Collection of Documents 1997, Moscow, p. 140, (in Russian).

'Protection and Study of Monuments of Art and Antiquity in Adygea' 1926, Voprosy kraevedenia v Adygeysko-Cherkesskoy avtonomnoy oblasti, vol. V, Krasnodar, p. 47, (in Russian).

Shaje, AM 1991, 'Activities of the Society for the Study of Adygea for the Protection of Monuments of History and Culture (1925-1927)', Kultura i byt adygov (etnograficheskie issledovania): sbornik statey, Maykop, p. 405, (in Russian).

Shaje, AM 1992, Protection of Historical and Cultural Monuments in the North Caucasus: the First Half of the 1920s, PhD thesis, Maykop, 173 p., (Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Ездина София Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.