Научная статья на тему 'Деятельность общеобразовательных учебных заведений в казачьей среде зарубежья (1920-1945 гг. )'

Деятельность общеобразовательных учебных заведений в казачьей среде зарубежья (1920-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малышенко Г. И.

В статье исследуются проблемы создания национальных общеобразовательных заведений русских беженцев, деятельность церковных православных и светских национальных школ различных ступеней зарубежной России и отношение к ним правительств, приютивших казаков-эмигрантов, а также выявлены особенности школьного образования казачьей молодежи на территории зарубежного Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of general education institutions at Cossack in 1920 - 1945

In the article, the social general education institutions are analyzed. It covers Russian refugees educational institutions, Orthodox Church and secular social schools activity of the foreign Russian of different levels. The article reveals the Cossack youth general education in Far East.

Текст научной работы на тему «Деятельность общеобразовательных учебных заведений в казачьей среде зарубежья (1920-1945 гг. )»

УДК 930.9: 37:321.2(37)

Г. И. МАЛЫШЕНКО

Институт ветеринароной медицины Омского государственного аграрного университета

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В КАЗАЧЬЕЙ СРЕДЕ ЗАРУБЕЖЬЯ (1920-1945 гг.)

В статье исследуются проблемы создания национальных общеобразовательных заведений русских беженцев, деятельность церковных православных и светских национальных школ различных ступеней зарубежной России и отношение к ним правительств, приютивших казаков-эмигрантов, а также выявлены особенности школьного образования казачьей молодежи на территории зарубежного Дальнего Востока.

С завершением Гражданской войны за пределами России оказалось немало представителей молодого поколения разного возраста. К ним постепенно добавлялись те, кто родился в условиях эмиграции. Все они оказались не только вне родины, но и вне школьного образования. Проблемы создания общеобразовательных учебных заведений на территории разных государств имели свои особенности. В большинстве они были связаны с отношением правительств стран расселения казаков-эмигрантов к русскому образованию. Кроме того, наибольшую опасность представляла политика денационализации молодежи.

Активное участие в организации русских учебных заведений за рубежом приняли бывший профессор Петроградского политехнического института АМ. Аом-шаков, профессор Омского сельскохозяйственного института Г.К. Гинс и другие. Неутомимым организатором школьного образования являлся известный российский просветитель П. Е. Ковалевский. Благодаря их инициативе в Русском Зарубежье были сформированы эмигрантские органы просвещения: Центральный комитет по обеспечению образования русского юношества в Париже, Комитет по иждивению студентов-эмигрантов в Праге и Комитет образовательных учреждений при Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) в Харбине. Комитеты провели большую работу по установлению связей с зарубежными правительствами, общественными благотворительными организациями ради привлечения их к созданию учебных заведений русских беженцев [ 1 ].

Одним из важных мероприятий на пути создания общеобразовательных учебных заведений вне России стал съезд русских академических организаций, состоявшийся осенью 1921 г. в Праге. Он принял решение объединить органы просвещения в единый союз и утвердил устав, который определял основные направления его деятельности. Прежде всего, это касалось открытия национальных учебных заведений, подготовки кадров для будущей России и установления связей с правительственными кругами и общеобразовательными заведениями иностранных государств.

При содействии благотворительных организаций казаков-эмигрантов во многих регионах зарубежной России были созданы национальные общеобразова-

тельные заведения, дававшие возможность молодежи получить среднее образование. К ним относились начальные школы, гимназии, реальные училища, кадетские корпуса и лицеи. Первые русские гимназии возникли благодаря усилиям Земско-Городского комитета в Турции. Особыми учебными заведениями являлись военные училища, которые работали по российским программам дореволюционного времени. Срок обучения в них составлял 2 года с последующим вручением выпускникам соответствующего диплома.

Исключительное внимание развитию национальных школ и профессиональных учебных заведений для учащейся молодежи из России уделялось в славянских государствах. Большую заботу проявляли власти и общественные организации Королевства Сербии, Хорватии и Словении (Югославия). Здесь была образована Державная комиссия под председательством сербского государственного деятеля Л.А. Иоанновича. В ее состав вошли сербские академики А.И. Белич и С.Р. Кулич, а также представители русской эмиграции: профессора В.Д. Палеолог, С.Н.Плетнев, М.В. Челноков. Позицию югославского правительства изложил академик Белич, заявив, что их государство заинтересовано в подъеме и развитии «тех граней жизни, без которых особенно русский интеллигентный человек считает себя вычеркнутым из культурной жизни, — науки, литературы и искусства, в которых он занимает достойное к общей чести славянства место» [2].

Отзывчивость правительства Югославии к общеобразовательным проблемам беженцев из России объясняется узами дружбы и взаимопомощи между этими славянскими странами. Среди всех слоев югославского общества, особенно Сербии, были живы в памяти героические подвиги русского народа в их борьбе за независимость в прошлом. Чувства признательности к России сохранили они и за оказанную им помощь в годы Первой мировой войны. К тому же, как утверждали многие лидеры российского казачества, само молодое государство Югославии нуждалась в квалифицированных научных, инженерно-технических и культурно-просветительных кадрах.

Большое внимание проблеме обучения молодежи общероссийской эмиграции, включая казачество,

уделяли правительственные круги Чехословакии и президент Т. Масарик. Это объяснялось принадлежностью чехов, словаков, русских к славянскому этносу, между которыми существовали дружеские отношения. Их сближали идеи единства и солидарности всего славянства, которые глубоко коренились в духовной жизни, культурных традициях чехословацкого народа. Кроме того, в основе заботы правительства Масарика о казаках-эмигрантах лежали также политические соображения. Буржуазное по своей природе, правительство надеялось на освобождение России от большевизма и превращение ее в правовое, демократическое государство[3].

Благодаря заботе чехословацкого правительства школьным образованием полностью были обеспечены представители молодого поколения русских эмигрантов. В отличие от других стран здесь для них были открыты средние школы и курсы для подготовки и сдачи экзаменов на аттестат зрелости. Состоявшийся весной 1922 г. в Праге учительский съезд отмечал, что в Чехословакии не было ни одного русского ребенка, который лишался бы возможности посещать школу. Большинство учащихся проживали в интернатах и содержались на средства государства. Выпускники русских средних школ имели право получить образование как в национальных, так и в чешских учебных заведениях.

Проявляли заботу о детях русской эмиграции местные власти Болгарии. К началу 1924 г. здесь функционировали 6 средних учебных заведений и 2 начальные школы. Большим авторитетом среди казаков пользовались русско-болгарская гимназия в Со-фииичастная гимназия В.В. Нератовой. На содержание национальных школ бывших граждан императорской России болгарское правительство выделяло ежегодно до 80 тыс. франков. Благодаря правительственной, финансовой, а также материальной под^ держке русских общеобразовательных школ в славянских государствах была создана система школьного образования, обеспечивавшая обучение детей казаков-эмигрантов [4].

Совершенно иным являлось положение национальной школы зарубежной России на территории государств Западной Европы. Здесь главное внимание было уделено созданию ее отделений, воскресно-четверговых курсов по русским предметам при местных школах, лицеях и колледжах. Эмигранты среди местного населения составляли по численности столь ничтожную часть, что не могли добиваться прав так называемых национальных меньшинств. Особенно это касалось создания школы русским эмигрантам. Только во Франции и Германии были созданы для них национальные гимназии. Крупным русским учебным заведением являлась гимназия в Париже, которая сыграла важную роль в развитии духовной культуры русской диаспоры [5].

Иная политика относительно школьного образования детей казаков-эмигрантов проявлялась в тех государствах, которые получили независимость после свершения Октябрьской революции. Отношение этих государств к образованию национальных меньшинств, включая и русских беженцев, отражало общую антирусскую направленность их политики. Вдали от родины эмигранты вынуждены были заботиться о национальном образовании и воспитании молодого поколения. Исключительно за свои собственные средства они организовывали частные русские школы и культурно-просветительные учреждения. В результате только 20% русской эмигрантской молодежи дальневосточного зарубежья посещало

национальные школы, а 80 % - иностранные учебные заведения. 4/5 часть молодой эмиграции не получала национального образования и теряла представления о культурном наследии русского народа [6|.

При содействии членов Комитета образовательных учреждений и его руководителя профессора Г.К. Гинса в Харбине были открыты три типа русских школ: начальные школы, высшие начальные училища и гимназии. Относительно европейских т осударств образование здесь велось в основном на русском языке. Преподавателями общеобразовательных учреждений являлись люди старой доре! >люционной закалки. Преданные своему долгу, они осознавали свою ответственность перед молодыми эмигрантами. Многие дети казачьей эмиграции посещали занятия А.П. ГантимуровапоисториидревнейГрециии Рима, средневековья и ног;ейшего времени Европы. Очень многое казакам-гимназистам давали «исторические романы Воротовцева, прои ведения Краскова, Бреш-ко-Бреи'кевского, Мережсковского, И. Агневцеваи «12 стульев» Ильфа и Петрова ). Одной из важных проблем русской общеобразовательной школы за рубежом являлось образование и воспитание эмигрантской молодежи в истинно национальном, патриотическом духе на православных началах [7].

Усилиями священнослужителей Иверского братства в Харбине был основан приют "Русский дом". Он являлся учебным заведением молодого поколения эмигрантов и носил характер Российских военно-морскйх училищ и кадетских корпусов. Маленькими матросиками называли харбинцы его питомцев за матросскую форму. Им прививали любовь к родине, природе и историческому прошлому России. Приют оставался для многих детей зарубежного Дальнего Востока семейным очагом, где воспитывалось также юное поколение казачьих станиц. Его процентная доля к остальным воспитанникам русской эмиграции не превышала 41 %.Что касалось выходцев из Забайкалья и других казачьих войск, то их было 26 и 15 процентов соответственно [8].

Кроме приютаи училища при «Русском доме» были открыты 4 класса гимназии, начальные курсы токарного, столярного, переплетного и сапожного ремесла. Преодолевая всевозможные трудности, заведение продолжало вести работу по приему детей - сирот из беднейших слоев русской эмиграции. Всю тяжесть организации их воспитания принял на себя капитан II ранга, воспитанник Кронштадтского кадетского корпуса К. И. Подольский. После августовских событий 1945 г. приют сначала был переименован в лицей Александра Невского, а впоследствии стал 2-й Полной советской средней школой [9].

Благодаря усилиям местного отделения Бюро не менее 10 образовательных заведений были открыты в Хайларе: 8 начальных училищ, 1 школа высшего начального эвена и 1 смешанная гимназия. Местные власти иногда выделяли субсидии на их содержание. Недостающие денежные суммы учебные заведения получали также от населения полосы отчуждения КВЖД. Это позволило охватить обучением детей как казачьих станиц, так и молодое поколение дальневосточной эмиграции. В гимназии преподавались дисциплины «реального» цикла, которые обеспечивали практическое обучение гимназистов к будущей деятельности в области техники, сельского хозяйства или коммерции. К 1923 г. число средних учебных заведений в полосе отчуждения достигало 66, где учились около 10 тыс. детей и работали 227 педагогов 110].

Ради организации учебы молодого поколения казаков-эмигрантов в Тяньцзине был создан Русский

школьный комитет (РШК). Благодаря усилиям его председателя П.В. Вологодского во второй половине 1920 г. в помещении здания бывшего консульства начала функционировать национальная школа. Здесь обучение проходило по учебным программам гимназий. Кроме того, вечерами проводились для молодежи бесплатные курсы по отечествоведению. Основатели курсов читали лекции по трем основным предметам: истории русской литературы, русской истории и географии России [11].

Священное право и обязанность учительствовать, осуществлять процесс патриотического и православного воспитания молодежи всегда имела Русская православная церковь (РПЦ). Это являлось свидетельством бескорыстного ее служения тем, кто против собственной воли оказался за пределами казачьих земель. Свое служение она всегда исполняла не только через проповедь в храме, но и через устройство специальных духовных и общего типа школ разной ступени. При содействии местных властей Харбина был открыт институт Святого Владимира с тремя факультетами: богословским, политехническим и восточно-экономическим. Обучение было платным, что и позволяло окупать расходы по выплате жалованья преподавателям, а также содержать институт. Тут обучались учащиеся старших классов гимназии Бюро, правительственной гимназии и реального Алексе-евского училища. Привлекая Библию, педагоги, прежде всего, укрепляли чувство уважения к старшему поколению. Немалую роль в деле воспитания молодежи играли правления казачьих станиц. После включения политехнического и восточно-экономического факультета в состав Северо-Маньчжурского университета богословский факультет был переименован в Свято-Владимирский Богословский институт! 12].

Под воздействием правления Маньчжурского общества в Шанхае были созданы Русское коммерческое училище, гимназия и реальное училище. Впоследствии из бюджета общества пришлось выделить в особую смету расходы по школьному образованию. К тому же существенную помощь оказывало руководство шанхайского Казачьего союза и благотворительные организации русских беженцев. Несмотря на всевозможные трудности, они с воодушевлением приняли участие в постройке Свято-Николаевского военно-приходского храма. Согласно мнению большинства казачьей эмиграции, Русская православная церковь и школа являлись центрами укрепления знаний у молодого поколения военной истории Российского государства [13].

Во второй половине 1930-х гг. правительство Маньчжоу-Го приступило к осуществлению реформы общеобразовательных русских школ. Предполагалось разделить их на три ступени: народную, повышенную, высшую народную. Тем самым классические гимназии и реальные училища упразднялись. Это в корне подрывало традиции национальных учебных заведений беженцев и вызывало у них критику. Лишившись государственной поддержки, русские школы вступали в новый период своего существования. Те учебные заведения, которые не могли или не хотели реформироваться, были закрыты. Спустя некоторое время вышло распоряжение об установлении нового учебного года с 1 января по 31 декабря [14].

Проводимая марионеточным правительством Маньчжоу-Го реформа школьного образования приводила к закрытию реальных училищ при православных церквях. Благодаря митрополиту Мелетию,

епархиальному совету и эмигрантской общественности перед местными властями было возбуждено ходатайство о сохранении училищ как народных и повышенных общеобразовательных заведений. После его отклонения представители духовенства обратились к министру народного благополучия с просьбой открыть Харбинскую духовную семинарию и 1 -й подготовительный класс Свято-Алексеевской семинарии в Модягоу. Не имея достаточных материальных средств, духовные семинарии вынуждены были вначале привлекать временных педагогов. Впоследствии под воздействием настоятелей приходов и общественных деятелей стали формировать постоянный состав кадров преподавателей. Кроме общеобразовательных предметов в программу семинарий входили специальные дисциплины: пастырское богословие, история христианской Церкви и другие. Семинарии предоставляли возможность их выпускникам поступать в высшие светские, духовные учебные заведения. Бывших семинаристов могли без сдачи вступительных экзаменов зачислить на богословский факультет института Святого Владимира [15].

В 1935 г. при Богословском факультете института Святого Владимира по инициативе кружка студентов было основано Братство Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Его первым председателем стал декан факультета, архимандрит Василий (Павловский) . Вскоре под руководством Братства был учрежден издательский комитет во главе с E.H. Сумароковым. Благодаря его усилиям были изданы несколько томов Житий святых, Часослов, Служебники до 18-ти наименований отдельных книг религиозного содержания. Издательский комитет выпустил несколько номеров журнала «Вестник Братства». Помимо издательской деятельности и обслуживания церковных нужд православных церквей предметами обихода Братство уделяло внимание религиозному просвещению и нравственному совершенствованию паствы епархии. Внешняя деятельность заключалась в установлении связей с одноименными религиозными сообществами на территории Сербии, Греции, Румынии, Польши, Австралии, США и Канады [16].

Согласно официальным данным православных национальных учебных заведений насчитывалось не более 130. Ввиду прекращения поступлений учебников из Советской России духовная миссия приступила к их изданию по всем дисциплинам программы средних учебных заведений. Спустя некоторое время в ее типографии стал печататься журнал « Русское обозрение». Впервые были опубликованы монументальные труды некоторых членов миссии относительно востоковедения. Большой популярностью среди казаков-эмигрантов, кадетов Сибирского и Хабаровского корпусов пользовался журнал «Китайский бла-говестник» [17].

Несмотря на тяжелые условия жизни, занятия курсантов Сибирского и Хабаровского корпусов были возобновлены сразу же после прибытия в Шанхай. Их руководители изыскивали различные пути пополнения корпусной кассы, создания различных комиссий и комитетов помощи воспитанникам. Весной 1923 г. был создан Международный комитет для переселения кадетских корпусов в Сербию. После очередного 19-го выпуска первыми отбыли из Китая подначаль-ством генерала Е.В. Руссет воспитанники Сибирского корпуса [18].

Помимо кадетских корпусов в шанхайском порту оказались юнкера Читинского военного училища (ЧВУ), основанного атаманом Г. М. Семеновым на территории Забайкалья. ЧВУ представляло собой не

только школу, но и воинскую часть, которая прошла боевое испытание в боях против частей Народно-революционной освободительной армии Дальневосточной республики. Это учебное заведение давало своим питомцам военную подготовку, предусматривало решение образовательных задач и проведение лагерных сборов. Ради улучшения своего материального положения юнкерами было создано "Общество взаимопомощи воспитанников ЧВУ", имевшего отделения в Тяньцзине, Харбине, других регионах дальневосточного зарубежья, а также в Австралии. Спустя некоторое время Тяньцзинским отделением стал издаваться информационный бюллетень Общества взаимопомощи воспитанников ЧВУ [19].

Ежегодно читинцами устраивались традиционные балы, насыщенные различными концертными номерами. Под звуки гимнов Маньчжоу-Го, императорской России и Японии юнкера в полной форме выстраивались на сцене. Затем оркестр исполнял марш читинцев, который завершал официальное открытие бала. Центральным номером программы являлась декорация привала воспитанников училища. У «костра» перед палаткой группа юнкеров поел ? «утомительного перехода» расположилась на ночлег. Возле них находилось несколько винтовок. В условиях полной тишины зала были слышны звуки колокольного звона. Спустя некоторое время участники хора исполняли атаманский гимн. После сигнала отбоя А. П. Бакшеев и представитель атамана Семенова генерал Л.Ф. Власьевский поздравляли участников бала.

Под воздейс твием правления Харбинского общества Читинского поенного училища проводилисьлекции по автомобильно-броневому делу во главе с одним из лучших военных специалистов барона Дель-вита. Попутно читались и другие дисциплины приме-нителы-ю к методам ведения военных действий в современных условиях. Обществом читинцев устраивались вечера для членов Союза казаков, Русского полка Шанхайского волонтерского корпуса и велась переписка со многими читинцами Австралийского континента. Многие из них при поддержке редакции журнала «Рубеж» получали сборник «Подчасок», на страницах которого обсуждали проблемы создания начальных школ для казачат [20].

В большинстве школ казачатам прививали понятие о строе, уделяли внимание гимнастике и пользованию оружием, а где позволяли средства, то верховой езде и джигитовке. Одновременно стали открывать начальные школы, которые посещали девочки из казачьих семей. Как будущие матери семейств, они должны были овладеть знаниями о нравственных устоях российского казачества. Помимо того общественность решала проблему физического воспитания казачьей молодежи. Благодаря поддержке Союза казаков, Христианского союза молодых людей (ХСМА) и других организаций наметилась тенденция массового вовлечения молодых людей в спортивные мероприятия. Заместитель председателя Бюро В. Н. Кислицын призвал всех эмигрантов принять участие в организации работы инструкторов детских площадок. Ради достижения ее при 2-м отделе БРЭМа был создан спортивный отдел, усиливший работу по созданию детских спортивных площадок [21].

Некоторые общест венные деятели казачества отстаивали идею организации ремесленных курсов. Согласно их утверждению, дети казаков-эмигрантов после окончания гимназии или военного училища в России не могли получить высшее образование на чужбине. Нередко руководству станичных правлений приходилось решать проблему устройства своих

детей во многие мастерские ради изучения ими какого-нибудь ремесла. Благодаря приобретенным знаниям молодое поколение имело возможность не только заработать себе на жизнь, но и наладить собственное производство. Неоднократно приходилось обращаться представителям казачьей эмиграции к руководителям правлений БРЭМа, Союза казаков с предложением открытия ремесленных курсов шитья дамского и мужского платья, кройки, торного и сапожного отделов. К тому же обсуждалась проблема открытия курсов мастеров, которые позволяли приобрести навыки изготовления конской упряжи, гак как большинство казаков дальневосточного чарубежья были заняты сельскохозячт-чт.еннымпроизводством [22].

Одним из главных общественных мероприятий русского зарубежья являлся "День русского ребенка". Непосредственным руководителем проведения этого праздника г. дальневосточной эмиграции являлось собрание Общества попечения о русских детях. Программа торжества была заранее разработана правлениями Бюро, Союза ка:- ак.ов на Дальнем Востоке п другими общественно-политическими органи-зацнямл. В здании Железнодорожного собрания Харбина проходили концертные мероприятия. В них участвовали воспитанники всех общеобразовательных учебных заведений. Целыо проведения торжества являлось не только демонстрирование успехов национальных школ, но, главным образом, сбор средств, предназначенных многим нуждавшимся школьникам в учебных пособиях или теплой одежды. Некоторым учащимся оказывалась помощь в виде бесплатных завтраков. Однако эти средства были недостаточными для удовлетворения всех нужд школьной бедноты [23].

Ради придания Дню русского ребенка «общеим-церского характера» в комиссию по его проведению входили представители местных властей государства Маньчжоу-Го. В помещениях Центрального русского клуба (ЦРК) и районных отделениях выступали с докладами общественные деятели зарубежного Дальнего Востока. Под сводами Коммерческого собрания перед казаками-эмигрантами выступил председатель Харбинского комитета помощи русским беженцам (ХКПРБ) В.И. Колокольников, отметивший, что эмигранты являлись частью русского народа. «Своими вековыми усилиями представи тели русской нации, — продолжал он, — построили величайшее по своим размерам государство. И где бы ни находились бывшие граждане Российской империи, они также были творцами национальной русской культуры» [24].

Итак, за пределами родных областей российского казачества с первых дней изгнания стали функционировать, созданные усилиями эмигрантской общественности, национальные общеобразовательные учебные заведения. В отличие от западной ветви зарубежной России на территории дальневосточного зарубежья была создана единая система школьного образования молодого поколения русских эмигрантов.

Библиографический список

1 Тимонин Е.И. Национальная культура русского зарубежья (1920- 1930гг.). - Омск, 1997. - С.21.

2. Там же. - С.22.

3. Там же.

4. Там же - С.23.

5. Там же. - С.27,

6. Черникова Д., Дроздов М. Русский клуб в Шанхае // Молодой международник. - Владивосток, 2000. - С. 23.

7. Морозова Д. Г. Второе поколениехарбинцев// Проблемы Дальнего Востока. — Владивосток, 1994. — №5. — С. 141.

8. Аверьянов Ю.Г. Православие и традиции казачества // Казаки России. - М,Санкт-Петербург. - 1996. - С. 18.

9. На сопках Маньчжурии. Ассоциация «Харбин». — (Харбин). - 1999. - №66. - июнь. - С.1.

10. ГАХК. Ф. 830. оп. 2. д. 16. л. 192.

И. Гун-Бао. - (Харбин). - 1937. - 27апреля.

12. Там же.

13. Нилус O.E. Исторический обзор Китайской Восточной железной дороги. 1896 - 1923гг. - Харбин, 1923. - T.l. - С.645.

14. ТаскинаЕП. Русский Харбин,- М„ 1998,- С.31.

15. Россия. - (Нью-Йорк). — 1937. — Эфевраля.

16. ТаскннаБ.П. Указ.соч.- С.30.

17. Родина. - Москва, 1995. - №2. - С. 27.

18. Кочубей О.И., Печерица В.Ф. Указ. соч. - С. 11.

19. Информационный бюллетень правления Общества читин-цев в Шанхае. -Тяньцзинь, 1935. - №10. - С. 7.

20. Владивосток. - (Владивосток). - 1994. - 20декабря.

21. ГАХК. Ф.830. оп. 2.д. 7.л. 25.

22. Рупор. - (Харбин). - 1936. - 22апреля.

23. ГАХК. Ф. 830. оп. 2. д. 20. л. 29.

24. Там же. Ф. 1128.0П. 1.д. 138. л. 72.

МАЛЫШЕНКО Геннадий Иванович, доцент кафедры гуманитарных наук.

Поступила в редакцию 30.06,06. © Малышенко Г. И.

УДК 061.213:947 (571.1) J.B. МАМОНТОВА

Омский государственный технический университет

МОЛОДЁЖНЫЕ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1991-2004 гг.

Автором проанализирован процесс становление современных молодёжных общественных организаций в Западной Сибири, выделены его этапы. В статье предпринята попытка дать объективную оценку развитию молодёжных общественных организаций, что позволило выявить место и роль указанных организаций в общественно-политической жизни региона конца XX - начала XXI века. Материалы могут быть использованы при формировании научно-обоснованной государственной молодёжной политики в регионе, в дальнейших научных поисках и прикладных разработках в области истории общественных молодёжных организаций Западной Сибири, кроме того • при преподавании курса новейшей отечественной истории в вузах и при подготовке учебных пособий для педагогов, работающих с молодёжью.

В конце 1980-х гг. комсомольские организации Западной Сибири, как и в СССР в целом, находились в кризисном положении. Численность Омской областной комсомольской организации составила к 1 января 1 990 г. лишь 80 % от численности 1987 г. [ 1 ], а Тюменской областной комсомольской организации - 79 % [2]. Наиболее сильно к началу 1990 года численно сократились организации Кемеровской и Новосибирской областей. Так, с 1987 по 1989 гг. Новосибирская областная комсомольская организация потеряла в своём составе 93410 комсомольцев (почти треть) (3, с. 4]. В период с 1985 г. по 1989 г. при сокращении общей численности молодёжи Кемеровской области на 33 тыс. человек сокращение рядов комсомольцев произошло на 78 тыс. [4]. В 1990 г. в Западно-Сибирском регионе Кемеровская область была лидером по сокращению приёма: по сравнению с 1989 годом приём в комсомол там сократился в 4,3 раза (5]. По количеству сдавших комсомольские билеты лидировала Новосибирская область [6]. В целом по региону к концу 1990 г. большинство организаций ВЛКСМ распалось.

Автор согласен с В. Д. Полкановым в том, что процессы демократизации лишь стимулировали центробежные силы в комсомоле. Истоки кризиса более

сложны и глубоки. Это, прежде всего, противоречия между провозглашённым общественно-политическим статусом ВЛКСМ и его массовостью, идейной размытостью, аморфностью задач и целей; жёсткой, закостенелой организационной структурой комсомола и демократической природой молодёжного Союза; высоким динамизмом процессов в молодёжной среде и заторможенным реагированием на них комсомольского аппарата; провозглашением первичек как основы организации и игнорированием вышестоящими органами их прав, неумение комсомольского аппарата улавливать тенденции развития первичек; изначальной моделью единой молодёжной организации и требованием времени социального плюрализма и многовариантности [7, с. 12].

Согласно решению XXII чрезвычайного съезда ВЛКСМ, принявшего Декларацию, прекращающую деятельность комсомола как всесоюзной структуры, правопреемником ВЛКСМ стал Ленинский коммунистический союз молодёжи РСФСР (8]. 19-20 октября 1991 г. было произведено переименование этой организации в Российский Союз Молодёжи (РСМ). Отныне декларировалось, что организация отказывается от политической деятельности как главного направления работы и ориентируется, в первую оче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.