ТАЪРИХ ИСТОРИЯ
Ш. Каримов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НПО ПО ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ключевые слова: демократизация гендерных отношений, гендерноеравенство, социальная справедливость, женское движение, неправительственные организации
В последние годы в таджикское общество приходит понимание того, что без демократизации гендерных отношений Таджикистану невозможно стать демократическим обществом. Не случайно, Конституция Республики Таджикистан предоставляет каждому человеку равные права и свободы независимо от его национальности, расовой принадлежности, пола, языка, религиозных верований, политических убеждений, социального положения, знаний и собственности. В ней также ясно определено, что мужчины и женщины имеют одинаковые права (5). Эта норма Конституции является основой тендерного равенства.
Особая роль в реализации тендерного равенства принадлежит НПО. Впечатляет рост количества женских НПО сЗ - в 1995 до 71 - в середине 2000 года, по данным Министерства юстиции. Участие женщин в гражданском обществе не ограничивается только тендерными НПО, ныне женщина занимает более активную позицию во всех секторах.
В 1998 году Правительство предприняло положительные шаги для реализации Платформы действий, принятой на Четвертой Всемирной Конференции по положению женщин в Пекине 1995
года (7). 10 сентября 1998 года было принято Постановление «Об утверждении национального плана действий Республики Таджикистан по повышению статуса и роли женщин на 19982005 годы» (8). Национальный план включает такие направления, как здравоохранение, образование и подготовка кадров, борьба с бедностью, защита прав женщин, предотвращение насилия против женщин, экология.
Изучение тендерных отношений в стране началось с открытием проекта ПРООН «Женщины в развитии» в 1995 году. Был проведен социологический опрос по проблемам насилия в отношении женщин и репродуктивному здоровью, а также изучение женского лидерства, общественных ценностей и тендерных ролей в обществе. Изучение проводилось учеными и такими НПО, как «Традиции и современность», «Открытая Азия», «Ассоциации деловых женщин», «Одамият» (Человечество) и «Женщины науки Таджикистана». В 1999 году был подготовлен и опубликован первый сборник по тендерной статистике (4). В 2000 году в ТГНУ был открыт центр тендерных исследований. Состоялась первая научная конференция и вышел сборник статей «Проблемы тендерных исследований в Таджикистане». Курсы по тендерным учениям (тендер и культура, тендерная статистика, тендерное планирование, тендер в СМИ и т.п.) стали вводиться в высшие учебные заведения, включая ТГНУ и Российско-Таджикский Славянский Университет. (12,53)
В настоящее время перед республикой стоит ряд сложных задач в области обеспечения гражданского примирения и достижения устойчивого мира, преодоления последствий гражданской войны, демократизации, перехода к рыночной экономике, вхождения в мировую систему и т.д., которые безусловно влияют на решение вопросов тендерного равенства. В частности, например, Алла Куватова, директор НПО «Традиция и современность», считает, что главная задача женских организаций в области разрешения конфликтов та же, что и для других НПО: содействовать участию общин и простых граждан в мирном процессе. Представлены частичные данные обеспечения активного участия таджикских женщин в социальной и
политической жизни. Таким образом, женские НПО занимают свое, особое место в таджикском гражданском обществе и могут сыграть особую роль в области разрешения и предотвращения конфликтов. Их количество и влияние растет, в основном, благодаря помощи международных организаций, (см. 11)
Другие считают - это решение экономических проблем. В любом случае, все проблемы, их решение требуют, чтобы одной из главных возможностей в реализации этих задач являлась бы активизация женщин республики через осознание их роли, положения и значения, их места в преобразовании и развитии общества. К тому же в последние годы бедность в Таджикистане приобретает все более четкие «женские» черты, то есть во все большей степени становится уделом в основном женского населения.
Не случайно исходя из этих потребностей современного этапа развития, в республике проводится большая работа по осознанию сущности и значимости решения гендерных проблем и равноправного взаимоотношения полов во всех сферах общественной жизнедеятельности.
В «Национальном плане действий по улучшению положения женщин Республики Таджикистан по повышению статуса и роли женщин на 1998-2005 годы», утвержденном Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10 сентября 1998 г. за №363 в области смягчения проблем бедности женщин через экономические механизмы четко указаны следующие направления: «Создание дополнительных рабочих мест в разрезе территориальной сферы деятельности» с учетом уровня безработицы. Развитие и поддержка малого и среднего женского предпринимательства. Выделение адресной и финансовой помощи женщинам - главам семей, беженкам, малоимущим семьям. Выделение льготного кредита для развития частного предпринимательства, выделение определенного процента от фонда приватизации под микрокредиты женщинам». Причем все эти мероприятия предусмотрено реализовать до 2005 года (9).
В этой связи наибольшие возможности для активизации женского фактора имеются в развитии предпринимательства и
— 96 К1 НОМАИ донишгох )
формировании новых форм и методов ведения рыночного хозяйства именно женщинами, как наиболее восприимчивыми к новациям и ответственными не только за самих себя, но и за свои семьи и общины. В сельской местности инициатива женщин в большей степени ориентирована на устойчивый доход домашних хозяйств. Она направлена на производство доходов при микрокредитовании. Инициатива женских НПО в городах больше направлена на расширение знаний о правах человека, на тендерное образование. Деятельность включает издание литературы, информационных листков, газет, плакатов и проведение социологических обследований. Эта деятельность идет на благо как городских, так и сельских женщин. Удается усилить активность женщин в экономической и социальной жизни. Но самым важным моментом является то, что женщины сами разрабатывают проекты и руководят их осуществлением.
В то же время в Таджикистане существует ряд объективных и субъективных факторов, затрудняющих повышение роли женщин в общественной жизни и реализацию их прав и возможностей. Это относится не столько к менталитету местных женщин, которые якобы слабо восприимчивы к рыночным новациям (практика показывает обратную картину - именно женщины в большинстве своем формируют армию предпринимателей, занимающихся «челночным» бизнесом и мелким предпринимательством), а относится скорее к сложившейся административной системе управления и отсутствию действующего законодательства и реального механизма реализации существующих законов (как в области экономической, так и социальной и политической сферах деятельности).
Безусловно, данное явление стало следствием целого комплекса причин, среди которых одной из важнейших является отсутствие равного доступа для женщин и мужчин к образованию (в частности - профессионально-техническому, специальному и высшему), особенно проявившееся в годы гражданской войны в Таджикистане в 1992-1993 гг. и в последующий за ней период (2). В то же время отсутствие достаточного уровня образования среди женской части населения не только препятствует вовлечению
женщин в сферу активного производства и социально-политической деятельности, но также создает для женщин минимальные условия для восприимчивости требований здравоохранения (прежде всего санитарии, гигиены и планирования семьи) и роста культурного уровня.
Помимо этого, отсутствие целенаправленного и эффективного механизма реализации тендерной политики (а в целом - и отсутствие и самой тендерной политики, принятой на государственном уровне, приводит к проявлению таких негативных моментов, как факты насилия по отношению к женщинам. Это не только запрет девушкам на получение образования (в том числе школьного - начального и среднего), не только принуждение к вступлению в брачные отношения в подростковом возрасте, но и многоженство, подростковая проституция и преступность (6, 8-9).
Во многом процесс гармонизации тендерных отношений видится как часть общедемократического процесса. Однако нельзя рассчитывать на то, что демократизация сама по себе автоматически приведет к разрешению тендерных проблем. Напротив, искажение целей и задач тендерного развития может привести к крайним проявлениям феминизма. Последний содержит в себе элементы дискриминации по отношению к мужчинам и поэтому носит недемократический характер (6, 10).
Безразличие или непонимание большинством населения тендерных проблем тормозит развитие общества во всех сферах. Последние два года тендерными проблемами активно занимаются международные и неправительственные организации, благодаря их усилиям на тендерные проблемы стали обращать внимание государство, некоторые политические партии. Например, в 1999 году женская НПО «Традиции и современность» совместно с Российско-Таджикским Славянским Университетом (РТСУ) при поддержке Бюро «Женщины в развитии» (Правительство Республики Таджикистан/ПРООН) издали учебное пособие «Тендер и культура» для студентов вузов (3). В 1999-2000 учебном году в РТСУ впервые в республике введен учебный курс «Тендер и культура» для студентов гуманитарных факультетов. Введение
— 98 - НОМАИ донишгох )
таких курсов в учебных заведениях республики позволит расширить круг сторонников концепции тендера и развития, а также создать исследовательскую базу для анализа и стратегизации тендерного развития в республике. Региональная программа поддержки тендера и развития ПРООН подготовила две книги для будущих гендерных исследований и тендерного анализа в странах Центральной Азии и Кавказа: руководство по тендерному обучению на русском языке, отразившее опыт стран этого региона, и сборник лучших научных статей для преподавателей и студентов, занимающихся или интересующихся тендерными проблемами. Институт Открытое Общество и НПО «Джомеа ва Пешрафт» разработали тренинговые программы по тендерной тематике. Цель этих программ - обучение гражданского населения прикладным методам тендерного анализа, разработки проектов, контроля за распределением ресурсов. Обучение методам тендерного проектирования позволит активизировать участие женщин в экономической и политической жизни, повысить социальный статус.
Поскольку движение к равенству мужчин и женщин процесс сам по себе длительный и сложный, имеющий еще немало преград, в том числе тендерные стереотипы, то оно требует нового типа мышления, при котором стереотипное восприятие мужчин и женщин уступает место новой философии, определяющей всех людей, независимо от половой принадлежности, как важных носителей перемен и преобразований в обществе.
Несмотря на юридические гарантии, женщины лишены равных возможностей. Для преодоления устоявшихся барьеров требуются специальные государственные меры по созданию равных возможностей для женщин Таджикистана. Главная цель государственной политики должна заключаться не столько в обеспечении одинакового отношения к мужчинам и женщинам, сколько в том, чтобы добиться для тех и других равных результатов. Этот подход направлен на интеграцию равенства и участия в систему социальных услуг, меры поддержки, финансирование.
Очень важно расширить круг женщин-руководителей, женщин-иолитиков, так как женщины, не занимая высоких должностей в парламенте, правительстве и других государственных органах, не могут влиять на принятие государственных решений (1, 34-48). Мужчины же, даже самые умные и справедливые, не могут адекватно выразить интересы женщин. Мужчины и женщины по-разному видят и воспринимают мир, а следовательно, по-разному определяют проблемы общества и пути их решения.
Вместе с тем продвижение женщин во власть не может быть решено без активного участия самих женщин в политической жизни и подготовки женщин-лидеров, способных составить профессиональную конкуренцию мужчинам. Государственная политика должна строиться на гендерных исследованиях и анализе (6, 47).
Несмотря на сложную и противоречивую тендерную ситуацию в Таджикистане, идеи равноправия полов распространены очень широко. Изучение общественного мнения показало, что мнение о необходимости и справедливости равноправия полов в общественном сознании Таджикистана доминирует, при этом необходимость равноправия полов признает и поддерживает большинство женщин - 76%, и мужчин - 75,8%. (10)
Огромный резерв в развитии женского предпринимательства заключается в развитии повсеместного обучения женщин (особенно сельской местности) основам рыночной экономики и становлению мелкого и среднего предпринимательства. При этом наибольшая эффективность достигается, когда обучение организуется и проводится силами самих женских НПО, чутко реагирующих на потребности женщин сельских регионов в организации конкретных видов предпринимательской деятельности.
В этом направлении действуют многие женские НПО различных регионов Таджикистана - такие как: Бюро «Женщины в развитии» (Душанбе); Женский Центр «Бонувон» (Кофарнихонский район); Центр Образования, Информации и Планирования (Г. Худжанд); Ассоциация «Комила» (Душанбе); Ассоциация женщин «Мехрубон» (Турсунзадевский р-н); Женский
— ,0°-< НОМАИ донишгох )
фонд «Ннлуфар» (Варзобскнй р-н); Мадад (г.Хорог); Ассоциация «Женщина и общество» (г. Худжанд); Ассоциация Деловых женщин «Худжанд» (г. Худжанд); Ассоциация Женщин «Саховат» (Аштский р-н); Клуб Деловых Женщин «Леди-Лидер» (г. Курган-Тюбе); Женский центр Кулябской зоны (г. Куляб) и многие другие (6, 66).
Государственная поддержка женских НПО стимулировала рост женского движения. 1997-99 гг. -это годы активного развития женских НПО. В конце 1999 г. в Таджикистане насчитывалось свыше 50 различных женских НПО, которые отражают довольно широкий спектр интересов. Женщины-руководители НПО составляют 35% от общего количества руководителей всех НПО, зарегистрированных в Республике Таджикистан.
Женские НПО Таджикистана работают в основном в следующих направлениях тендерного развития:
содействие становлению гражданского общества через осознание роли женщины в демократических преобразованиях;
активизация женского движения для преодоления последствий войны и достижения стабильного мира и согласия;
осуществление равных возможностей для сельских женщин во всех сферах жизни, защита их интересов и прав;
правовое воспитание и образование девушек и женщин; организация различных видов обучения с целью обучения и повышения активности женщин во всех сферах общественно-политической и экономической жизни;
поддержка и развитие женского предпринимательства; повышение роли женщин в науке, культуре, художественном творчестве, прикладном искусстве и эффективное использование их творческого потенциала;
исследование проблем насилия против женщин и реабилитация жертв насилия;
защита репродуктивных прав и репродуктивное просвещение населения.
- рабочие места; создание двух швейных цехов и одного кулинарного.
Одновременно следует подчеркнуть, что по мере того, как права женщин расширяются, многие стоящие перед женщинами проблемы, которые раньше рассматривались как частные, начинают рассматриваться как проблемы всего общества. Особенно остро тендерная несправедливость выражена в сельских районах, которая усугубляется плохими коммуникациями, отсутствием доступа к информации и образованию, низкой миграционной подвижностью сельских женщин, нищетой и рядом других факторов.
Одной из особенностей настоящего периода женского движения Таджикистана является его распространение в сельской местности. Если до 1996 г. все женские НПО были сосредаточены в столичном в Душанбе и Худжанде, то сегодня одна пятая часть всех НПО находится в сельских районах и маленьких городах. Помимо этого, городские НПО расширяют свою деятельность в сельских районах и распространяют здесь следующие виды продукции и услуги:
правовое просвещение на основе информационных листков и бюллетеней для женщин;
переводы с английского и русского языков на таджикский важных правовых международных и государственных документов;
выездные тренинги и семинары по репродуктивному здоровью, по организации деятельности сельских НПО, по предпринимательству;
освещение тендерных вопросов по телевидению и радио; привлечение сельских женщин-лидеров к участию в международных, региональных, республиканских и областных семинарах и т.д. (6, 115-116);
По мере расширения «третьего сектора» женское неправительственное движение направляет усилия на совершенствование женской сети, так как возникает постоянно растущая потребность в получении знаний и опыта по управлению этими организациями, появляются новые устойчивые тенденции к распространению накопленного опыта со стороны более зрелых организаций и их лидеров. Рождается новый вид сотрудничества между зарубежными и местными организациями - формирование
— 102НОМАИ донишгох 5
корпуса таджикских тренеров, благодаря чему появился ряд негосударственных организаций, способных проводить консультации, обучение, тренинги по вопросам управления деятельностью таких организаций. Возникает основа для взаимообучения, партнерства и обмена опытом между НПО Таджикистана. Перед женским движением Таджикистана стоит задача наиболее полной реализации своего потенциала и возможностей.
Реализуется Национальный план действий Республики Таджикистан по повышению статуса и роли женщин на 1998-2005 гг. Однако если де-юре в Таджикистане нет никакой дискриминации в отношении женщин и им предоставлены равные права с мужчинами, то де-факто женщины имеют ограниченные возможности реализации своих прав по сравнению с мужчинами. На пути достижения фактического равенства мужчин и женщин необходимо преодолеть целый ряд экономических, политических, культурных и иных барьеров. Государству и его структурам принадлежит ведущая роль в преодолении этих барьеров (6, 116117).
Вместе с тем необходимо в корне пересмотреть подходы к улучшению положения женщин и осознать, что нельзя улучшить положение женщин без изменения социальных отношений между мужчинами и женщинами, без государственных мер по созданию условий для равных возможностей мужчинам и женщинам. Актуален вопрос разработки концепции государственной тендерной политики и внедрения тендерного планирования, включения тендерного фактора в государственные программы страны.
Многие лидеры считают, что гражданская война была вызвана, главным образом, экономическим упадком и падением жизненного уровня, особенно в сельской местности, где женщины чаще всего не заняты в производстве за пределами своих хозяйств. Во время войны было убито немало мужчин. Все заботы об обеспечении семей легли тяжким бременем на женщин. Статус женщин в таджикском обществе остается исключительно низким, а их возможности разрешения конфликтов -невостребованными.
Лидеры женских организаций считают, что участие женщин в политической, экономической и социальной жизни общества будет содействовать консолидации мирного процесса, но, по их мнению, это произойдет только тогда, когда изменится традиционный менталитет общества. Соответственно, большинство проектов женских организаций направлено на повышение статуса женщин. Их стратегия охватывает широкий спектр действий от попыток лоббирования законов до решения специальных вопросов на уровне семьи и общины.
Таким образом, мы можем со всей ответственностью подчеркнуть, что демократизация тендерных отношений в обществе является одним из главных условий демократизации самого общества и трансформации его в гражданское. Можно констатировать, что тендерная политика Республики Таджикистан постепенно формируется и развивается. Действуют и институциональные механизмы. При этом следует признать, что в основном государственная политика замыкается на чисто женских проблемах или преимущественно на проблемах женщины и семьи, то есть не нацелена на тендерные отношения и установление тендерного баланса в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдушукурова Т., Бозрикова Г. Механизмы государственной тендерной политики. - Душанбе, 1999
2. Бобосадыкова Г. Защита прав женщин и Конституция Республики Таджикистан //Конституционное развитие Таджикистана и США. Душанбе, 1996
3. См. Тендер и Культура. Учебное пособие для вузов. -Душанбе, 1999
4. Тендерная статистика в Республике Таджикистан. -Душанбе, 1999
5. Конституция Республики Таджикистан : ст. 17 ч. 1 и 2
6. Национальный отчет «Тендерные отношения в Таджикистане», 1999
7. «О Положении женщин в мире» Платформа действий. -Пекин, 1995
8. «Об утверждении национального плана действий Республики Таджикистан по повышению статуса и роли женщин на 1998-
— ,04- НОМАИ донишгох
2005годы.: Пост. Правительства Республики Таджикистан от 10.09.1988г. №313
9. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 10.08.1998, №363
10. Результаты социологического обследования НПО Аналитический центр «Шарк»
11. Ресурсы примирения. Accord/ Лондон,2001
12. Таджикистан. Отчет по человеческому развитию, 2000
Деятельность НПО по демократизации гендерных отношений
Ш. Каримов
Ключевые слова: демократизация гендерных отношений, гендерное равенство, социальная справедливость, равный доступ, женское движение
В статье анализируется процесс демократизации гендерных отношений в Таджикистане как одно из главных условий демократизации самого общества и его трансформации в гражданское и отмечается, что гендерная политика Республики Таджикистан все еще находится на стадии ее формирования и развития.
NGOs Activities on Democratization of Gender Relations Sh.Karimov
Key words: democratization of gender relations, gender equality, social justice, equal access, women's movement
The article entitled "NGOs Activity on Democratization of Gender Relations " is devoted to the analysis of the whole situation in the process of formation and development of gender and social equality movement in Tajikistan. The article based on analytical research has pointed out the general tendency and main specificities of democratization of the gender equality process and their impact on the process of formation and development of civil society in the country.