4. Морозов С.В. Из довоенного досье // Международная жизнь. 2007. № 1 - 2.
5. Морозов С.В. «Лебединая песня» маршала, которой так и не суждено было прозвучать // Великая Победа. Интернет-проект. Под общ. ред. С.Е. Нарышкина, А.В. Торкунова. Т. II. МГИМО (Университет) МИД России; РВИО; 2015. Режим доступа: http://histrf.ru/ru/biblioteka/great-victory/great-victory-book/ii-kanun-traghiedii (дата обращения I2.07.20I6)
6. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 558. Оп. 11. Д. 187. Док. 10.
7. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 558. Оп. 11. Д. 188. Док. 4.
8. Служба внешней разведки России. Архив СВР России. Секреты польской политики. Сборник документов (I935 - 1945). Составитель Соцков Л.Ф. М., 2009.
References
I.Avarin V.J. Bor'ba za Tikhij okean. Agressija SShA i Anglii, ikh protivorechija i osvoboditel'naya bor'ba narodov. M., I952.
2.Istorija diplomatii. Pod red. V.P. Potiomkina. T. 3. M.-L., I945.
3.Dirksen G. Moskva, Tokio, London. Dvadtsat' let germanskoj vneshnej politiki. M., 2007.
4. Morozov S.V. Iz dovojennogo dosje // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2007. № 1 - 2.
5. Morozov S.V. «Lebedinaya pesnia» marshala, kotoroj tak i nie suzhdeno bylo prozvuchat' // Velikaya Pobeda. Internetprojekt. Pod obshtch. red. S.E. Naryshkina, A.V. Torkunova. Т. II. MGIMO (Universitet MID Rossii; RVIO; 2015. URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/great-victory/great-victory-book/ii-kanun-traghiedii (data obrashtchenija I2.07.2016)
6. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv socialno-politicheskoj istorii. Fond 558. Opis. II. D. I87. Dok. I0.
7. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv socialno-politicheskoj istorii. Fond 558. Opis. II. D. I88. Dok. 4.
8. Sluzhba vneshnej razvedki Rossii. Arkhiv SVR Rossii. Sekrety Polskoj politiki. Sbornik dokumentov (I935 - I945). Sostavitel' Sotskov L.F. M., 2009.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.202 Нагаева Г.А.1, Вишневецкая В.В.2
1 Кандидат исторических наук, доцент кафедры Общенаучных дисциплин, 2кандидат филологических наук, доцент кафедры Общенаучных дисциплин, Новороссийский политехнический институт (филиал), Кубанский государственный технологический университет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВОРОССИЙСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Аннотация
В статье, с целью определения эффективности деятельности, анализируется работа местного самоуправления в губернском городе Новороссийске в дореволюционный период. Статья написана на основе архивных документов, которые позволяют проследить работу городской думы и местного самоуправления направленные на развитие и становление маленького губернского городка. Благодаря политике Александра III в 1892 г. было принято новое Городовое положение, которое определило общий строй городского самоуправления в последующие десятилетия российской дореволюционной истории. В Положении ограничивалось начало выборности в пользу системы назначения должностных лиц общественного управления и гласных, суживалась сфера самостоятельных действий думы, расширились рамки правительственного контроля.
Ключевые слова: Дума, Управа, гласные, местное самоуправление.
Nagaeva G.A.1, Vishnevetskaya V.V.2
1PhD in History, Assistant professor of the Chair of General scientific disciplines
2PhD in Philology, Assistant professor of the Chair of General scientific disciplines Novorossiysk Polytechnic Institute of KubGTU Branch THE ACTIVITY OF THE NOVOROSSIYSK CITY DUMA IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD
Abstract
In the article, with the purpose of determination of efficiency of activity, work of local self-government in province of the city Novorossiysk in a pre-revolution period is analyzed. This article was written on the basis of archival documents, which allow to observe the work of City Council and local governments aimed at the development and establishment of a small provincial town. Due to the policy of Alexander III, the new city regulations were adopted in 1892, which defined the general system of municipal government in the decades of the Russian pre-revolutionary history. In this regulation the beginning of selectivity in favor of system of appointment ofpublic officials ofpublic management and governors was limited, the sphere of independent actions of the City Council was narrowed, the framework of government control was extended.
Keywords: City Council, Governor, publics, local self-government.
Начало новому городовому устройству было положено Петром I, когда в 1699 г. была проведена о бщероссийская городская реформа.
В эпоху Екатерины II правовые основы городского самоуправления получили завершенные черты, что было связано с усилением роли городского населения в общественной жизни.
Существенный вклад в развитие местного самоуправления внес Александр II. В 1870 г. им был утвержден проект Городового положения, в соответствии с которым органы городского самоуправления включали: городскую Думу под председательством городского главы и городскую Управу как исполнительный орган городского самоуправления, которые избирались сроком на четыре года.
Александром III в 1892 г. было принято новое Городовое положение, которое определило общий строй городского самоуправления в последующие десятилетия российской дореволюционной истории. В Положении ограничивалось начало выборности в пользу системы назначения должностных лиц общественного управления и гласных, суживалась сфера самостоятельных действий думы, расширились рамки правительственного контроля [1].
В предлагаемой статье предпринята попытка анализа деятельности городской Думы г. Новороссийска в конце XIX - начале XX вв.
Новороссийск был заложен в устье реки Цемес десантом русских войск под командованием генерала Н. Н. Раевского 12(25) сентября 1838 г. В результате поражения России в Крымской войне 22 марта 1860 г. Новороссийск, разрушенный бомбардировками во время войны, был упразднен.
Указом от 10 марта 1866 г. был вновь учрежден портовый город Новороссийск.
23 мая 1896 г. Новороссийск преобразован в губернский город Черноморской губернии [2].
15 февраля 1867 г. распоряжением Главного управления наместника Кавказского была создана Новороссийская городская полиция [3].
До образования городской Управы и Думы в г. Новороссийске всеми делами внутренней жизни города ведала городская полиция совместно с двумя представителями от города или депутатами. Выборы таких депутатов впервые в Новороссийске были проведены в 1868 г. в соответствии с положением от 10 марта 1866 г. о заселении и управлении Черноморского округа и учреждении портовых городов Анапа и Новороссийск [4].
Первые выборы гласных Новороссийской городской Думы состоялись 23 декабря 1895 г. [3] 18 февраля 1896 г. начали действовать Новороссийской городская Дума и Управа [5].
Во главе городской Управы стоял городской голова, избираемый, как и члены Управы, из числа гласных на заседании городской Думы на определенный срок: с 1896 по 1898 гг. городской голова избирался на 2 года, с 1898 г. -на 4 года.
Должность городского головы в разные годы занимали С.М. Пенчул, П.К. Броверман, Н.И. Гомолицкий, П.Р. Бублейников, А.А. Никулин, П.К. Калинин [6].
Выборы гласных в городскую Думу состоялись в 1896 г., 1898 г., 1900 г., 1902 г., 1904 г., 1904 г., 1906 г., 1908 г., 1912 г., 1916 г.
Для руководства различными отраслями городского хозяйства были образованы отделы, каждый из которых возглавлялся членом Управы: распорядительный, финансовый, торгово-хозяйственный, техническо-строительный, воинско-паспортный [4].
На заседаниях городской Думы рассматривались вопросы, из разных сфер жизни общества. Приведем некоторые из них: отчеты Новороссийской городской Управы о расходах городских сумм за год, о штате городской больницы, о содержании городской акушерки и родильного приюта, об открытии детской площадки, об учреждении бюро труда, об устройстве водопровода, об учреждении городского попечительства о бедных, о санитарном состоянии города и др. [7]
Особое внимание местное самоуправление уделяло детям и развитию образования. К началу ХХ в. городской бюджет Новороссийска составлял 200 тысяч рублей в год, из которых до 23% ассигновывалось на народное образование. Например, в 1912 г. в Новороссийской городской Думе рассматривался вопрос о введении всеобщего обучения. Поводом к этому послужили законы от 3 мая 1908 г., 6 июля 1910 г. и 9 мая 1911 г. - об отпуске из государственного казначейства средств на нужды начального образования. Распоряжением Министерства Народного Просвещения были ассигнованы значительные суммы для выдачи из них пособий земствам и городам [8]. В результате в Черноморской губернии значительно выросло число учебных заведений.
Гласные Думы также оказывали финансовую поддержку желающим продолжить образование. Для этого в Думу подавались прошения следующего содержания:
«От дочери коллежского регистратора Ольги Степановны Калинской
Прошение
О предоставлении стипендии на обучении в Екатеринодарские фельдшерские курсы и акушерские в г. Москве с трехгодичным курсом. По окончании курса обязуюсь возвратить стипендию» [9].
В 1900 г. городская Управа представила на рассмотрение Думы ходатайство правления Черноморского общества содействия воспитанию и защите детей, возглавляемого женой губернатора Черноморской губернии В. Волковой, о выдаче от города субсидий на содержание убежища для бесприютных детей и об отводе планового места под постройку убежища. Управа предложила удовлетворить просьбу Общества, ассигновать ежегодную субсидию, специально на содержание убежища, в размере 150 р., кроме ассигнованных уже 50 р. [10]
В Новороссийске в рассматриваемый период было зарегистрировано несколько благотворительных организаций. Дума, по мере возможности, содействовала этим обществам. В отчете городской Управы о расходах городских сумм за 1900 г. представлены такие данные:
«Пособия благотворительных обществ, не состоящих в ведении города:
Новороссийскому обществу пособия бедным - 800 р.
Новороссийскому обществу вспомоществования учащимся - 150 р.
Обществу вспомоществования учащим и учившим Кубанской области и Черноморской губернии - 100 р.
Пособие на содержание детской площадки - 50 р.» [11].
Для пополнения казны Дума, помимо прочего, сдавала в аренду городской театр и сад. В отчете о выручке театра за 1913 г. указаны цены на билеты в театр 11 мая 1913 г. на спектакль «Тучка золотая»: от 5 р. 20 к. за 1 билет - АванЛожи до 11 коп. в третьем ярусе галерея 1-й ряд. Всего сборов за 1 спектакль - 230 р. 34 к. [12]
Городские власти также сдавали в аренду помещения под магазины и места на рынках. Арендаторы обязаны были выполнять санитарные требования. По существующему правилу на рынках были определены ряды для одного вида товара: мяса, колбасы, хлеба и т.д. Только городская Дума и Управа могли дать разрешение на торговлю другими товаром в ряду.
Авторы, на основании нижеследующих документов, предполагают, что в таких случаях имело место подкупа некоторых чиновников со стороны торговцев. В 1913 г. П.Н. Иванова обращается к властям с заявлением: «Настоящим имею честь покорнейше просить Новороссийскую городскую Управу разрешить мне производить торговлю мясом в моей лавке, находящейся на старом базаре, рядом с мясной лавкой Вандоры, выходящую фасадом, как лавка Вандоры в одну линию».
Пелагея Николаевна имела на старом базаре место № 5, под торговлю колбасой. Рядом находились лавки Вандоры №56, 57, 58, занимающегося торговлей мясом. Управа просьбу Ивановой отклонила «ввиду выделения из мясного ряда» [13].
Гласные заинтересовались этим вопросом, и в заявлении к городскому голове отметили, что «Не зная мотивов отказа Управы, но принимая во внимание, что всякое открытие торгового предприятие промышленности и на потребность населения в том или ином товаре или продукте, мы желали бы, чтобы Управа не ставила тому препятствий...
Интересно было бы знать, на каких условиях арендует г. Вандоро 5 мест для мясных лавок (3 на старом и 2 на новом); т.к. по частным сведениям нам известно, что он, переуступая их другим лицам, наживает крупные суммы, стараясь не допустить конкурентов. А это служит во вред потребителей нашего города . просим, заявление . Ивановой рассмотреть в первое очередное заседание Думы» [14].
Под контролем Думы находились и все гостиницы, кофейни, трактиры и питейные погреба. Эти заведения облагались местным налогом - городским сбором. Например, в 1913 г. заведения трактирного промысла с продажей крепких напитков, облагались сбором в сумме 12000 р., а не торгующими крепкими напитками, в сумме 5000 р. [15]
Неплательщики подвергались взысканию. В городском архиве имеется протокол пристава 1 -го участка города Н. Костина от 23 сентября 1901 г. следующего содержания: «домовладелица Анна Бактуридзе (по Серебряковской улице, собственный дом на новом базаре) несмотря на сделанное ей мною предупреждение продолжать тайно содержать постоялый двор, получая плату за экипажи с лошадьми, оставляемые у нее во дворе по 5 коп. Протокол ... препроводить Его Высокоблагородию, Мировому Судье 1 -го участка г. Новороссийска для привлечения Бактуридзе к ответственности по ст. Устава о наказании, налагаемое Мировыми Судьями» [16].
Гласные пытались контролировать и нравственность горожан. В разные годы в Думе обсуждались вопросы о переводе домов терпимости в более отдаленные улицы, о финансировании смотрового пункта для проституток, о принятии городским управлением участия в надзоре за проституцией в г. Новороссийске [17].
Иногда на заседаниях Думы выносились неожиданные темы. Так, в 1900 г. городские мужи рассматривали вопрос о гоночных костюмах для женщин, суть которого сводилась к следующему: разрешать или нет женщинам -велосипедистам открытую одежду в летний период. В итоге гласные решили, что на дорогах города из-за этого может быть создана аварийная ситуация, и постановили «гоночные (декольтированные) костюмы, при езде по городу не допускаются» [18].
Таким образом, местное самоуправление Новороссийска пыталось охватить все сферы жизни губернского города. Заседания Думы проходили регулярно, не реже одного раза в месяц. В ее состав входили уважаемые люди города. По мнению авторов, городские Дума, Управа и полиция действовали слажено и организовано. Однако, не все решения и не всегда имели положительный результат.
Литература
1. Виноградов В.Ю. Становление и развитие системы городского самоуправления в пореформенный период Российской империи :1870-1914 гг. Дис. ... д-ра. ист. наук. М., 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-gorodskogo-samoupravleniya-v-poreformennyi-period-rossiiskoi-#ixzz4DcEGuCk7
2. Г.А. Нагаева - Архитектурное наследие Новороссийска как объект познавательного туризма //Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: сб. науч. ст. /отв. ред. И. И. Горлова; редкол. Т. В. Коваленко, Н. А. Костина, А. В. Крюков. — М.; Краснодар: 2015. - С. 158-165.
3. Пономарев, В.В. Государственно-правовая политика Российской Империи по охране общественного порядка в Черноморской губернии XIX - начала XX века : Историко-правовой аспект // автореф. дис. кан. юр. наук. - СПб. -2003. - С. 19.
4. Управление архива муниципального образования г. Новороссийск (далее УАМОН). Ф.2. Оп.1. Предисловие к описи. Л.2.
5. Кавказ. 1896. 6 марта.
6. УАМОН. Ф. 2. Оп. 1. Д. 565. Л. 1; Д. 900. Л. 40 обр.; Д. 192. Л. 25; Д. 370. Л. 41.
7. УАМОН. Ф. 2. Оп. 1. Д. 192. Лл. 56, 127; Д. 370. Лл. 29 об., 151-152, 251, 301 об.
8. УАМОН. Ф.2. Оп.1. Д.658. Л.12.
9. УАМОН. Д.227. Л.125.
10. УАМОН. Д.192. Л.250.
11. УАМОН. Д. 370. Л. 151.
12. УАМОН. Д.708. Л. 3.
13. УАМОН. Д. 694. Л. 20-20 обр.
14. УАМОН. Д. 694. Л. 23-23 обр.
15. УАМОН. Д.658. Л.304-306.
16. УАМОН. Д.234. Л.174.
17. УАМОН. Д.103. Лл.1-2; Д.566. Л.490; Д. 658. Л.105.
18. УАМОН. Д.192. Л.223.
References
1. Vinogradov V.Ju. Stanovlenie i razvitie sistemy gorodskogo samoupravlenija v poreformennyj period Rossijskoj imperii :1870-1914 gg. Dis. ... d-ra. ist. nauk. M., 2005. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-gorodskogo-samoupravleniya-v-poreformennyi-period-rossiiskoi-#ixzz4DcEGuCk7
2. G.A. Nagaeva - Arhitekturnoe nasledie Novorossijska kak ob#ekt poznavatel'nogo turizma //Kul'turnoe nasledie Severnogo Kavkaza kak resurs mezhnacional'nogo soglasija: sb. nauch. st. /otv. red. I. I. Gorlova; redkol. T. V. Kovalenko, N. A. Kostina, A. V. Krjukov. — M.; Krasnodar: 2015. - S. 158-165.
3. Ponomarev, V.V. Gosudarstvenno-pravovaja politika Rossijskoj Imperii po ohrane obshhestvennogo porjadka v Chernomorskoj gubernii XIX - nachala XX veka : Istoriko-pravovoj aspekt // avtoref. dis. kan. jur. nauk. - SPb. - 2003. - S. 19.
4. Upravlenie arhiva municipal'nogo obrazovanija g. Novorossijsk (dalee UAMON). F.2. Op.1. Predislovie k opisi. L.2.
5. Kavkaz. 1896. 6 marta.
6. UAMON. F. 2. Op. 1. D. 565. L. 1; D. 900. L. 40 obr.; D. 192. L. 25; D. 370. L. 41.
7. UAMON. F. 2. Op. 1. D. 192. Ll. 56, 127; D. 370. Ll. 29 ob., 151-152, 251, 301 ob.
8. UAMON. F.2. Op.1. D.658. L.12.
9. UAMON. D.227. L.125.
10. UAMON. D.192. L.250.
11. UAMON. D. 370. L. 151.
12. UAMON. D.708. L. 3.
13. UAMON. D. 694. L. 20-20 obr.
14. UAMON. D. 694. L. 23-23 obr.
15. UAMON. D.658. L.304-306.
16. UAMON. D.234. L.174.
17. UAMON. D.103. Ll.1-2; D.566. L.490; D. 658. L.105.
18. UAMON. D.192. L.223.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.222 Соловьева Е.А.
ORCID: 0000-0002-1902-127Х, Кандидат исторических наук, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова СИСТЕМА ПРИЗРЕНИЯ ДВОРЯНСКИХ ДЕТЕЙ-СИРОТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
(НА МАТЕРИАЛАХ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Аннотация
Статья посвящена деятельности дворянской опеки, являющейся местным сословным учреждением социального характера. Она занималась опекой вдов и сирот, личных и потомственных дворян, в частности, управляла их имуществом. Автор анализирует структуру дворянской опеки, количество имений, находящихся под опекой, причины опеки, наличие отчетов опекунов и денежных книг опек. На основе анализа материалов ревизий делопроизводства опек, проводимых губернским правлением, устанавливается, что в губернии существовало 6 видов опек, с преобладанием опеки по малолетству. Значительное внимание уделяется проблеме сохранения сиротских капиталов, в условиях финансовых махинаций членами опек со счетами и имениями опекаемых.
Ключевые слова: дворянская опека; дворянское собрание; местное управление; губернское правление; ревизии; Симбирская губерния.
Soloveva E.A.
ORCID: 0000-0002-1902-127Х, PhD in History, Ul'yanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ul'yanov SYSTEM OF CONTEMPT OF NOBLE ORPHAN CHILDREN IN THE SECOND HALF OF THE XIXth CENTURY (ON MATERIALS OF THE SIMBIRSK PROVINCE)
Abstract
Article is devoted to activities of the noble guardianship which is local class organization of social nature. She was engaged in guardianship of widows and orphans, personal and hereditary noblemen, in particular, managed their property. The author analyzes structure of noble guardianship, quantity of the manors which are under guardianship, the guardianship reasons, availability of reports of trustees and cash books of guardianship. On the basis of the analysis of materials of the audits of clerical work of noble guardianship which are carried out by provincial board it is established that in the province there were 6 types of guardianship, with prevalence of guardianship on the early childhood. The considerable attention is paid to a problem of preserving the orphan equities, in the conditions offinancial frauds by members of noble guardianship with accounts and manors of sponsored.
Keywords: noble guardianship; nobility assemly; local management; provincial board; audits; Simbirsk province.
Согласно изданному 7 ноября 1775 г. «Учреждению о губерниях» дворянское сословие получило свой суд: уездный суд - в уездах; верхний земский суд - в губерниях. Эта же реформа при уездных судах создала новое учреждение - дворянскую опеку, состоящую из уездного предводителя дворянства, уездного судьи и дворян-заседателей уездного суда [5]. Таким образом, до судебной реформы 1864 г. своя дворянская опека существовала в каждом уезде.