Олейник Ольга Сергеевна
Деятельность некоммерческих организаций и иных общественных объединений, посягающих на права граждан: теоретические и социально-политические предпосылки криминологического познания
Раскрываются теоретические и социально-политические предпосылки криминологического познания деятельности некоммерческих организаций и иных общественных объединений, посягающих на права граждан. Рассматриваются потенциальные угрозы, которые представляет деятельность таких организаций и объединений. Выявляются проблемы, препятствующие криминологическому познанию и эффективному предупреждению соответствующих преступлений. Формулируются направления изучения данного феномена в контексте криминологической науки.
Ключевые слова: некоммерческие организации, иные общественные объединения, посягательство, права граждан, криминология, предупреждение преступлений.
The activities of non-profit organizations and other public associations that infringe on the rights of citizens: theoretical and socio-political prerequisites for criminological cognition
The article reveals the theoretical and socio-political prerequisites for criminological knowledge of the activities of non-profit organizations and other public associations that infringe on the rights of citizens. The potential threats posed by the activities of such organizations and associations are considered. The problems hindering criminological cognition and effective prevention of relevant crimes have been identified. The directions of studying this phenomenon in the context of criminological science are formulated.
Keywords: non-profit organizations, other public associations, encroachment, citizens' rights, criminology, crime prevention.
В современном мире значительную роль в развитии гражданского общества играют некоммерческие организации и иные общественные объединения, деятельность которых направлена на достижение целей повышения социального благосостояния в государстве (в сферах благотворительности, охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных потребностей). В то же время, помимо положительных результатов работы некоммерческих организаций и иных общественных объединений, крайне важно учитывать их деструктивный потенциал, который может использоваться для осуществления противоправной деятельности.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается, что традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности подвергаются активным нападкам со стороны иностранных некоммерческих неправительственных,
религиозных, экстремистских и террористических организаций, которые оказывают информационно-психологическое воздействие на индивидуальное, групповое и общественное сознание путем распространения социальных и моральных установок, противоречащих традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации [1].
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» угрозу традиционным ценностям представляет «деятельность экстремистских и террористических организаций ... иностранных некоммерческих организаций, а также деятельность иных организаций и лиц на территории России» [2].
Одним из источников угроз традиционным российским ценностям признана деятельность деструктивных некоммерческих организаций, направленная на искажение нравственных
31
ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России.
Генеральный прокурор РФ И.В. Краснов на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ констатировал: «Кратно возросла антироссийская пропаганда, призывы к насилию и противоправным публичным акциям. Данные процессы сопровождались активизацией западных неправительственных организаций и подконтрольного им российского некоммерческого сектора» [3].
Инструментарий таких организаций и объединений используется для оказания незаконного скрытого воздействия на общественно-политические процессы, нагнетания социальной напряженности, образования новых криминальных идеологических течений, вовлечения граждан в деструктивные объединения, осуществления экстремистской и террористической деятельности, совершения насильственной и корыстной преступности, что несет потенциальную угрозу безопасности государства. Это требует внимания со стороны правоохранительных органов и применения эффективных научно обоснованных мер по предупреждению преступлений, связанных с деятельностью некоммерческих организаций и иных общественных объединений, посягающих на права граждан.
За 2014-2023 гг. было принято 42 126 решений о прекращении деятельности некоммерческих организаций [4]. Из них большая часть принята в отношении некоммерческих организаций, подконтрольных Минюсту России, -41 009. Однако стоит учитывать, что прекращение деятельности некоммерческих организаций не решает проблему их дальнейшего нелегального функционирования.
На данный момент наблюдается стабильный ежегодный рост преступлений, связанных с организацией деятельности экстремистских организаций (ст. 282.2 УК РФ): за 2013-2022 гг. их прирост составил 465,6% [5]. Наметившаяся тенденция объясняется количественным ростом экстремистских организаций с 2017 г. Так, из 104 экстремистских организаций 47 включены в соответствующий перечень с 2017 г. по настоящее время [6].
Данные официальной статистики свидетельствуют о низком уровне регистрации преступлений, связанных с деятельностью некоммерческих организаций и иных общественных объединений, посягающих на права граждан (ст. 239 УК РФ). Всего за 2013-2022 гг. было зарегистрировано 76 преступлений, предусмотренных ст. 239 УК РФ [4]. Это вполне объяснимо, так как в ряде случаев некоммерческие
организации и иные общественные объединения, посягающие на права граждан, перестают быть таковыми и принимают принципиально иную форму организованной преступной деятельности.
В большинстве случаев такие организации и объединения трансформируются в экстремистские сообщества, что обусловлено изменением содержания идеологии, лежащей в основе формирования убеждений, ценностей и мировоззрения, определяющих экстремистские установки, в частности связанные с религиозной и политической идеологией. Также следует учитывать, что большинство некоммерческих организаций и иных общественных объединений, посягающих на права граждан, признанных экстремистскими, изначально основывали свою деятельность на экстремистской идеологии. В качестве примера можно привести религиозную организацию «Свидетели Иеговы» (экстремистская организация, запрещенная на территории Российской Федерации) [7], деятельность которой сопряжена с призывами к отказу от семейных ценностей, медицинской помощи, возбуждением религиозной вражды, распространением экстремистских материалов и т.д. [8]. Еще одним примером является организация «Фонд борьбы с коррупцией» (экстремистская организация, запрещенная на территории Российской Федерации) [9], в деятельности которой установлены факты побуждения граждан к совершению противоправных деяний (ч. 2 ст. 239 УК РФ), а именно призывы россиян «к участию в несогласованных митингах» [10], направленных на дестабилизацию общественно-политической ситуации в государстве.
Деятельность некоммерческих организаций и иных общественных объединений, посягающих на права граждан, сопряжена с насилием, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. Изучение материалов уголовных дел, связанных с преступлениями, предусмотренными ст. 239 УК РФ, позволило привести примеры подобных организаций и объединений: это религиозная организация «Церковь Последнего Завета», религиозная группа «Орда», религиозная группа «Страна души», реабилитационный центр «Мост», религиозная группа «Ашрам Шамбала» (религиозная организация, запрещенная на территории Российской Федерации), «Оренбургский городской благотворительный фонд самосовершенствования», религиозная группа «Бога Кузи», религиозная группа «Ученики Христа», благотворительная общественная организация
32
«Преображение России», религиозная организация «Орден Пути» и др.
Как отмечает О.Б. Ермакова, такие организации и объединения появляются в наиболее нестабильные периоды общественного развития, когда традиционные социальные механизмы оказываются неспособными справиться с возникающими проблемами, которые личности приходится решать самостоятельно [11]. Для подтверждения этой точки зрения можно привести примеры функционирования некоторых из них. Так, отдельные реабилитационные центры позиционируют свою деятельность как общественно полезную, но применяют физическое или психическое насилие в отношении лиц, страдающих от наркотической зависимости, с целью склонения их к совершению определенных действий, в том числе противоправных, и последующего их удержания.
Также стоит учитывать, что некоторые религиозные объединения, посягающие на права граждан, прикрываются религиозной, образовательной и культурной деятельностью. Как отмечает Ю.Ю. Думби, большинство подобных религиозных объединений лишь декларируют себя в качестве религиозных для реализации личных целей руководства таких объединений [12]. Одним из факторов, влияющих на их появление, выступает кризис в духовно-нравственной сфере общества, на который легко накладывается идеология деструктивных религиозных объединений.
В качестве еще одного примера можно назвать незаконную деятельность благотворительных организаций, результаты которой свидетельствуют о нецелевом расходовании денежных средств, финансировании экстремистской и террористической деятельности, совершении иных противоправных действий, посягающих на права граждан. Одной из главных причин использования криминогенного потенциала благотворительных организаций является отсутствие надлежащего контроля за их деятельностью со стороны органов государственной власти.
Необходимо обратить внимание на некоммерческие организации и иные общественные объединения, деятельность которых связана с проведением курсов личностного роста с использованием технологии лайфспринг. Эта технология основана на провокативной психологии, которая может привести к возникновению психических расстройств у участников. Привлекательность подобных курсов для населения обусловлена установлением первоначальной минимальной стоимости, а также
предоставлением возможности развития определенных навыков и качеств, способствующих улучшению материального состояния и решению каких-либо личностных проблем. Однако в реальности такие курсы направлены исключительно на материальное обогащение тех, кто организует их проведение.
Зачастую организации и объединения, посягающие на права граждан, остаются вне поля правоохранительного контроля. Одной из причин этого является то, что сотрудники правоохранительных органов не всегда обладают необходимыми компетенциями в области предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 239 УК РФ. В частности, необходимо учитывать специфику их совершения, связанную с всесторонней маскировкой противоправной деятельности, отсутствием источников информации о криминальных практиках некоммерческих организаций и иных общественных объединений, посягающих на права граждан, или ее дефицитом.
Проблема предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 239 УК РФ, возникает не только в общественно-политической плоскости, обусловлена не только пробелами правоохранительной практики. Значительную роль здесь играет отсутствие научной информации о противоправной деятельности исследуемых организаций.
Отдельные аспекты, связанные с деятельностью некоммерческих организаций и иных общественных объединений, посягающих на права граждан, были затронуты в работах П.В. Агапова, Б.Ш. Бейбулатова, В.А. Бурков-ской, В.В. Воробьева, Е.А. Дмитровой, О.Б. Ермаковой, М.Г. Козловской, В.В. Пилявцева, А.В. Ростокинского, Д.Н. Саркисова, С.Н. Фри-динского.
Ряд криминологических исследований, посвященных изучению религиозных объединений, посягающих на права граждан, был проведен Н.Б. Вагиной, М.М. Василенко, А.В. Демидовым, Ю.Ю. Думби, Е.В. Касторской.
В рамках существующих научных трудов анализируются довольно узкие аспекты рассматриваемой проблемы. До сих пор в теории криминологии не представлены комплексные исследования, посвященные изучению преступлений, связанных с деятельностью некоммерческих организаций и иных общественных объединений, посягающих на права граждан, и их предупреждению. Проблемы криминологического сопровождения правоохранительной и законодательной деятельности не позволяют обеспечить качественное предупреждение исследуемых преступлений.
33
Учитывая важность рассматриваемой проблемы и острую нехватку криминологической информации, полагаем необходимым определить основные направления изучения деятельности некоммерческих организаций и иных общественных объединений, посягающих на права граждан: понятие, признаки и классификация некоммерческих организаций и иных общественных объединений, посягающих на права граждан; их структура;
криминологические показатели преступлений, предусмотренных ст. 239 УК РФ;
характеристика лиц, совершающих такие преступления;
криминогенные факторы, их обусловливающие; особенности механизма их совершения; виктимизация населения и последующее формирование криминогенных качеств личности;
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ. правовой системы «Гарант» (дата обращения: 10.11.2023).
2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента Рос. Федерации от 9 нояб. 2022 г. № 809. Доступ из справ. правовой системы «Гарант» (дата обращения: 10.11.2023).
3. Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры Рос. Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Президент РФ». URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/70678 (дата обращения:
10.11.2023).
4. Отчет по форме № 1-ЮР [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog. gov.ru/rn77//related_activities/statistics_and_ analytics/forms/11892431/ (дата обращения:
01.02.2024).
5. Сводный отчет по России (данные ГИАЦ МВД России). Статистический отчет по форме № 494 (4-ЕГС) «О состоянии преступности и результатах расследования преступлений» (2013-2022 гг.).
6. Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстре-
механизм вовлечения лиц в деятельность таких организаций и объединений;
состояние теории и практики предупреждения этого криминального явления;
совершенствование превентивной деятельности, способной повысить эффективность предупреждения таких преступлений.
В заключение отметим, что общественно-политические и теоретические предпосылки, а также потребности правоохранительной практики вызывают необходимость проведения комплексного исследования преступлений, связанных с деятельностью некоммерческих организаций и иных общественных объединений, посягающих на права граждан, и разработки научно обоснованных мер по предупреждению этого криминального явления.
1. On the National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. July 2, 2021 No 400. Access from the legal reference system "Garant" (date of access: 10.11.2023).
2. On approval of the Foundations of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values: decree of the President of the Russian Federation d.d. Nov. 9, 2022 No 809. Access from the legal reference system "Garant" (date of access: 10.11.2023).
3. Extended meeting of the Board of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation [Web resource] //Official website of the President of the Russian Federation. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70678 (date of access: 10.11.2023).
4. Report on form No 1-JUR [Web resource] // Official website of the Federal Tax Service. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77//related_activities/ statistics_and_analytics/forms/11892431/ (date of access: 01.02.2024).
5. Summary report on Russia (data from the GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia). Statistical report on form No 494 (4-USGS) "On the state of crime and the results of crime investigation" (2013-2022).
6. The list of public associations and religious organizations in respect of which the court has adopted a decision that has entered into force to liquidate or ban activities on the grounds provided for by Federal Law dated July 25, 2002 No 114-FZ "On Countering Extremist Activities" [Web resource] // Official website of the Ministry of Justice of the Russian Federation. URL: https://
34
мистской деятельности» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства юстиции Рос. Федерации. URL: https://minjust. gov.ru/ru/documents/7822/ (дата обращения: 01.02.2024).
7. Решение Верховного Суда Рос. Федерации № АКПИ17-238 от 20 апр. 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда Рос. Федерации. URL: https://vsrf. ru/stor_pdf.php?id=1538264 (дата обращения:
10.11.2023).
8. Приговор Октябрьского районного суда г. Томска № 1-417/2019 от 5 нояб. 2019 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/ NrJVsFDv6jor/(дата обращения: 10.11.2023).
9. Решение Московского городского суда № 3а-1573/2021 от 9 июня 2021 г. [Электронный ресурс] // Судебные решения РФ. URL: httpsV/судебныерешения. рф/58476469 (дата обращения: 04.10.2023).
10. Приговор Московского городского суда № 2-0064/2023 от 4 авг 2023 г. [Электронный ресурс] // Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы. URL: https:// mos-gorsud.ru/mgs/services/cases/first-criminal/ details/057b36a0-fae1-11ed-993d-bd8d5ddf83 ae?codex=239&year=2023&formType=fullForm &courtInternalName=mgs (дата обращения:
03.02.2024).
11. Ермакова О. Б. Организация объединения, посягающего на личность и права граждан: уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011.
12. Думби Ю.Ю. Обеспечение криминологической безопасности личности от влияния общественно опасных религиозных объединений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
minjust.gov.ru/ru/documents/7822/ (date of access: 01.02.2024).
7. Decision of the Supreme Court of the Russian Federation No AKPI17-238 d.d. Apr. 20, 2017 [Web resource] // Official website of the Supreme Court of the Russian Federation. URL: https:// vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1538264 (date of access: 10.11.2023).
8. Verdict of the Oktyabrsky District Court of Tomsk No 1-417/2019 d.d. Nov. 5, 2019 [Web resource] // Judicial and regulatory acts of the Russian Federation. URL: https://sudact.ru/ regular/doc/NrJVsFDv6jor/ (date of access:
10.11.2023).
9. Decision of the Moscow City Court No 3a-1573/2021 d.d. June 9, 2021 [Web resource] // Judicial decisions of the Russian Federation. URL: https://cyde6HuepeweHua.RF/58476469 (date of access: 04.10.2023).
10. Verdict of the Moscow City Court No 2-0064/2023 d.d. Aug. 4, 2023 [Web resource] // Official portal of the courts of general jurisdiction of the city of Moscow. URL: https:// mos-gorsud.ru/mgs/services/cases/first-criminal/ details/057b36a0-fae1-11ed-993d-bd8d5ddf8 3ae?codex=239&year=2023&formType=fullFo rm&courtInternalName=mgs (date of access:
03.02.2024).
11. Ermakova O.B. Organization of an association that encroaches on the personality and rights of citizens: criminal law and criminological aspects: auth. abstr. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Krasnodar, 2011.
12. Dumbi Yu.Yu. Ensuring the criminological security of the individual from the influence of socially dangerous religious associations: auth. abstr. ... Candidate of Sciences in Jurisprudence. Moscow, 2009.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Олейник Ольга Сергеевна, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: olga.litvinova.2000@list.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
O.S. Oleinik, Adjunct of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: olga.litvinova.2000@list.ru
35