Научная статья на тему 'Деятельность националистического подполья в Латвии с июня 1940 по июнь 1941 гг'

Деятельность националистического подполья в Латвии с июня 1940 по июнь 1941 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
438
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОДПОЛЬЕ / ЛАТВИЯ / ЛАТВИЙСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ / NATIONALIST UNDERGROUND / LATVIA / LATVIAN NATIONALISTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панин Евгений Николаевич

Автор показал сущность националистического подполья в Латвии перед Второй мировой войной, которое играло вспомогательную роль для гитлеровской Германии в ее планах на мировое господство и позднее в ходе войны в ее кровавых преступлениях против человечества. Прикрываясь «благородными лозунгами защиты Латвии от большевизма», в предвоенный период латвийские националисты и фашисты были орудием в подготовке вермахта к вероломному нападению на Советский Союз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Activity of the Nationalist Underground in Latvia from June 1940 to July 1941

The author showed the essence of the nationalist underground in Latvia before the World War 2 which played an auxiliary role for Hitler Germany in its plans for world domination and later during the war in bloody crimes against humanity. Being covered by noble slogans of protection of Latvia from bolshevism, in the prewar period Latvian nationalists and fascists were the instrument in preparation of treacherous invasion of the Soviet Union.

Текст научной работы на тему «Деятельность националистического подполья в Латвии с июня 1940 по июнь 1941 гг»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ПОДПОЛЬЯ В ЛАТВИИ С ИЮНЯ 1940 ПО ИЮНЬ 1941 гг.

Е.Н. Панин

Автор показал сущность националистического подполья в Латвии перед Второй мировой войной, которое играло вспомогательную роль для гитлеровской Германии в ее планах на мировое господство и позднее в ходе войны - в ее кровавых преступлениях против человечества. Прикрываясь «благородными лозунгами защиты Латвии от большевизма», в предвоенный период латвийские националисты и фашисты были орудием в подготовке вермахта к вероломному нападению на Советский Союз.

Ключевые слова: националистическое подполье, Латвия, латвийские националисты.

Воссоздание объективной истории событий 40-х гг. ХХ столетия в жизни Латвии является одним из важнейших этапов исторического исследования этого прибалтийского государства, исторический путь которого в этот период изобиловал крутыми драматическими поворотами и социально-политическими потрясениями. Только в условиях демократизации многих сторон современного общества стало возможным изучать и анализировать недоступные прежде или искаженные исторические проблемы, связанные с нашей отечественной историей.

В переломный период латвийской истории в конце 1930-х - начале 1940-х гг. проходили исключительно важные события, которые предопределили направленность политического развития этой маленькой прибалтийской страны. Это существование в Латвии фашистской диктатуры К. Ульманиса (май 1934 г. - июнь 1940 г.), попадание латвийского государства в орбиту непосредственных интересов СССР и Германии в конце 1930-х гг., которое в результате пакта Риббентропа-Молотова попало в советскую сферу влияния. Последовавшие там мирные преобразования привели в июне 1940 г. латвийскую общественность к социалистической революции и к вхождению уже Латвийской ССР в состав СССР. Все эти изменения не могли не вызвать отторжения, происходящего у значительной части населения Латвии, которое постепенно стало перерастать в активное сопротивление существующей власти.

С момента вхождения Латвии в состав СССР и до начала Второй мировой войны роль фашистского подполья, т. н. «пятой колонны», в своей основе выполняло немецкое национальное меньшинство (более 62 тыс. чел.),

почти всецело находившееся под контролем немецких национал-социалистических организаций, число которых в 1939 г. доходило до 268 (8 центральных организаций с 67 отделениями и 193 отдельных организаций).

В Риге существовало 66 различных обществ нацистского толка, руководители которых прошли специальную подготовку в Берлине. Германский фашизм в Латвии опирался на немецких баронов и местную немецкую буржуазию, которые были тесно связаны с гитлеровской Германией и больше всех заинтересованы в присоединении Прибалтики к «фатерлянду».

В начале 1939 г. в пропагандистской литературе Германии уже слышались голоса о том, что немцы, несмотря на все трудности в Латвии, организованы и укрепились в небольших колониях и можно требовать их автономии. Остается лишь еще больше укрепить колонистов, снабжая их недвижимым имуществом. Из Германии было дано указание немцам в Латвии, особенно молодежи, собирать различные материалы о якобы невыносимой там жизни немцев и их угнетении со стороны латышей. Эти материалы как «наглядное» доказательство помещались в германской печати. Местные немцы посылали свои «материалы» в центральное издательство национал-социалистической партии Германии (НСДАП) в Данциге.

Немецкие организации объединялись в Немецко-балтийское национальное общество в Латвии, деятельность которого непосредственно направлялась из Берлина. В Кенигсберге существовал Великогерманский прибалтийский союз, который состоял из немцев -граждан Германии и стран Прибалтики. Указанные организации по существу являлись

филиалами национал-социалистической партии Германии, ее рупором по распространению шовинистических идей Гитлера. Германия через инструкторов и агентов, направляемых в прибалтийские страны, вела усиленную агитацию за колонизацию последней, ее присоединение к Германии. Совместно с Союзом заграничных немцев, находившемся в Берлине, готовились специальные кадры пропагандистов для Латвии, Литвы и Эстонии.

Германия уделяла большое внимание молодежной организации Союз немецкой молодежи в Латвии, задача которой состояла в том, чтобы развивать нацистский дух среди молодежи немецкой национальности и готовить «пятую колонну» на особый период. Об активизации деятельности союза свидетельствовал его количественный рост: в 1935 г. -1500 членов, в 1937 г. - 2400, в 1938 г. - 3200 и, наконец, в 1939 г. - 4550 чел. [1].

Руководители немецкой молодежи Латвии постоянно поддерживали контакты с Берлином, откуда получали инструкции и материальную помощь. Летом 1938 г. в Бреслау на спортивный праздник под видом экскурсии немецкой молодежи Латвии выехали руководители гитлеровской агентуры -местные немцы. Перед приезжими выступали главари нацистской партии - Г. Гиммлер, Х. Боле и Э. Кох.

В своей речи Г. Гиммлер сказал, что немцев из Латвии Германия поддерживает даже в большей степени, чем, например, судетских немцев, потому что латвийские немцы более важны, ибо они являются немецким форпостом на Востоке в борьбе против Коминтерна и Советской России.

Во главе гитлеровской пропаганды на Прибалтику стоял «теоретик» германского нацизма А. Розенберг, по происхождению прибалтийский немец. Принципы нацистской идеологической обработки сводились к следующему: каждый немец должен помнить, что он является членом великой немецкой нации, которой руководит национал-социалистическая партия; все немцы, живущие за границей, должны быть объединены, организованы и воспитаны в национал-социалистическом духе, они должны быть готовы к задачам, какие им поставит отечество.

Наряду с идеологической обработкой, местная гитлеровская агентура, используя

определенные возможности, проводили активную работу по военной подготовке среди молодежи. Молодые немцы под видом игр, спортивных занятий и экскурсий проходили военную и специальную подготовку - ведение уличных боев, организация массовых беспорядков, распространение ложных слухов. Военное обучение проводилось по строго организованной системе.

Организации немецкого национального меньшинства имели тесные связи с общественными и государственными деятелями буржуазной Латвии, с работниками государственного аппарата и армии. В замаскированном виде существовали организации СА, СС и Гитлерюгенд. Местные немцы активно шпионили в пользу фашистской Германии. Широкая сеть легальных и нелегальных немецких организаций, безвизовый въезд в Латвию позволили разведывательным органам Германии создать там из числа немецкого национального меньшинства разведывательный аппарат для ведения подрывной работы с целью осуществления плана “Drang nach Osten”.

Латышские фашистские организации Я. Штельмахера и Г. Целминя, филиалы русских белогвардейских организаций - «Общерусского воинского союза», «Братства русской правды», «Союза ливонцев» и «Национально-трудового союза нового поколения» -являлись активными помощниками представителей Германии в Латвии.

Активизация национального немецкого меньшинства в Латвии, усиленная подготовка из его числа кадров на особый период, ряд провокаций, направленных на обострение отношений между немцами и латышами давали основание полагать, что гитлеровская экспансия после захвата Чехословакии пойдет в сторону Балтийских стран. Как свидетельствуют архивные документы, план гитлеровцев был таков: в целях постепенного присоединения Латвии, Эстонии и Литвы к Великой Германии гитлеровцы объединяют всех немцев, проживающих в Прибалтике.

Пронемецки настроенная латвийская молодежь по заранее разработанному плану провоцирует беспорядки и столкновения с расчетом иметь жертвы. В то же время усиливает свою деятельность печать местных немцев и местный «фюрер» объявляет, что немцы хотят освободиться от чужого ига и

присоединиться к Германии. Германия посылает свои моторизованные части на помощь «угнетенным своим братьям», чтобы защищать земли своей культуры и колонизации. Согласно гитлеровской программе, была важна не численность немцев, а были нужны наличие «немецких колоний» и их боевых организаций [2].

В 1920-1930-е гг. с Запада в Латвию все более активно проникали идеи фашизма, и в их укреплении главная роль принадлежала молодым офицерам и, в целом, полуобразованной «золотой молодежи» из зажиточных слоев латвийского общества. Типичный пример этому - «вечный» студент Латвийского университета А. Шилде. Позже, телевидение независимой Латвии 10 августа 1990 г. дало ему характеристику как «носителю духа латышского народа». На самом деле в 1920-е гг. он «варился в котле» этих «ястребов» и «стражей отчизны», «соколов» и всяческих других активных националистов, усваивая от офицеров их звериную ненависть к революционному рабочему классу, с которым они кроваво рассчитывались в 1919-1921 гг. В 1930 г. А. Шилде стал редактором первого рупора фашистской идеологии - журнала «Университет», который издавало объединение латышских корпораций и филистеров.

В 1932 г. была создана фашистская организация «Угунскрутс» («Огненный крест»), которая в мае 1933 г. была переименована в «Перконскрутс» («Громовой крест»), и

А. Шилде стал одним из руководителей этой партии. «Перконкрустс» издавала одноименную газету, каждый номер которой был увенчан девизом «За латышскую Латвию!». Десятилетия спустя, осенью 1990 г., этот лозунг был официально провозглашен на 3-м съезде Народного фронта Латвии [3].

Свою лепту в фашизацию Латвии в 1930-е гг. старались внести фюрер Латвийской национал-социалистической партии адвокат Я. Штельмахер, имевший свою газету «Национал-социалист», обрамленную голубым орлом со свастикой и имевшую 2 девиза: «Латыши всех классов объединяйтесь!» и «Суверенную власть государства - латышскому народу!». Статьи в каждом номере имели ярый антисемитский и антикоммунистический характер. При этом часто встречались прямые перепечатки с немецкой национал-социалистической литературы такого же

содержания, которые без совести рисовали страшнейшие картины ужасов с участием евреев и коммунистов [4].

О наступлении фашизма в Латвии в 1930-е гг. серьезно предупреждали латышские коммунисты и социал-демократы. Лидер социал-демократов Ф. Мендерс предупреждал в августе 1933 г. во время заседания Сейма: «Фашизм - это чума, которую необходимо остановить в начальной стадии всем здравомыслящим людям. Одна из черт фашистского движения начинается с крикливости, вторая - что за ними стоят господа с седыми бородами и латышские общества с довольно знакомыми словами... Эти фашисты являются козырями правого крыла латышского общества» [5].

Из трофейных документов гитлеровской полиции безопасности и СД известно, что разведкой нацистской Германии до начала Великой Отечественной войны на территории Советской Латвии удалось создать мощную «пятую колонну» численностью 30-40 тыс. чел. Из них сотрудникам НКВД удалось арестовать и 14 июня 1941 г. выслать только около 5 тыс. активных ее участников, в т. ч. почти всех их главарей [6]. Но активная масса членов «пятой колонны» дождалась прихода гитлеровской армии и вступила в карательные органы, из которых самыми многочисленными были латышские полицейские батальоны.

Итак, идеология фашизма в Латвии в годы диктатуры К. Ульманиса укрепилась, особенно среди армейских офицеров, среди членов военно-профашистской организации айзсаргов, представителей крупного капитала и госчиновников. Не миновали этой участи и представители латышской интеллигенции: врачи, адвокаты и учителя. Одновременно многие офицеры и чиновники «вождя» К. Ульманиса стали агентами спецслужб гитлеровской Германии. К ним можно отнести таких, как генералы Х. Розенштейн и

О. Данкерс, подполковники Я. Фрейманис,

В. Вейсс, Э. Грапманис и А. Гейне, бывший начальник политохранки Латвии К. Алпс, начальник агентурного отдела политохранки Р. Штиглиц и др. [7].

Таким образом, делая выводы, целесообразно отметить:

1) сущность фашистского подполья в Латвии в период с 14 июня 1940 г. по 22 июня

1941 г. заключается в том, что оно играло вспомогательную роль для гитлеровской Германии в ее планах на мировое господство и, позднее, в ходе войны, в ее кровавых преступлениях против человечества. Прикрываясь «благородными лозунгами защиты Латвии от большевизма», в предвоенный период латвийские националисты и фашисты были орудием в подготовке вермахта к вероломному нападению на Советский Союз;

2) нелегальное националистическое движение в Латвии формировалось в условиях политического и военного влияния Германии, затрагивающего почти всю Европу перед Второй мировой войной. Советская Латвия не была исключением из общих правил, а наоборот, после свержения буржуазной профашистской диктатуры К. Ульманиса для Абвера были созданы наилучшие условия и соответствующие «кадры», недовольные социалистическими преобразованиями в Латвии и готовые для осуществления там действий по свержению конституционного строя;

3) до начала войны немецким спецслужбам удалось создать на территории Советской Латвии мощную «пятую колонну» численностью 30-40 тыс. чел., которые с началом войны совершали многочисленные сабо-тажи и диверсии в латвийских городах и на тыловых коммуникациях Красной Армии, террористические акты в отношении советских и партийных работников Латвийской ССР, а с приходом немецко-фашистских войск начали служить в гитлеровских оккупационных учреждениях, тюрьмах, комендатурах и латышских полицейских батальонах,

совершая кровавые преступления против человечества.

1. ЦГАИЛ (Центральный гос. арх. истории Латвии). Ф. Р-252. Оп. 1. Д. 26. Л. 75.

2. ЦГАИЛ. Ф. Р-191. Оп. 1. Д. 24. Л. 17.

3. Социал-демократ. 1933. 15 авг.

4. ЦГАИЛ. Ф. Р-82. Оп. 1. Д. 39. Л. 252.

5. Анфилов В.А. Бессмертный подвиг. М., 1971.

С. 275.

6. ЦГАИЛ. Ф. Р-82. Оп. 1. Д. 39. Л. 252.

7. Борьба за Советскую Прибалтику в Великой Отечественной войне. 1941-1945: в 3 кн. Рига, 1966. Кн. 1. С. 95.

Поступила в редакцию 25.07.2008 г.

Panin E.N. The Activity of the Nationalist Underground in Latvia from June 1940 to July 1941. The author showed the essence of the nationalist underground in Latvia before the World War 2 which played an auxiliary role for Hitler Germany in its plans for world domination and later during the war - in bloody crimes against humanity. Being covered by “noble slogans of protection of Latvia from bolshevism”, in the prewar period Latvian nationalists and fascists were the instrument in preparation of treacherous invasion of the Soviet Union.

Key words: nationalist underground, Latvia, Latvian nationalists.

Literature

1. CSAHL (Central State Archives of the History of Latvia). Fund R-252. Inventory. 1. Folder 26. List. 75.

2. CSAHL. Fund Р-191. Inventory 1. Folder 24. List 17.

3. Social-Democrat. August 15, 1933.

4. CSAHL. Fund Р-82. Inventory 1. Folder 39. List 252.

5. Anfilov V.A. Unfadable act of courage. Moscow, 1971. P. 275.

6. CSAHL. Fund Р-82. Inventory 1. Folder 39. List 252.

7. Struggle for Soviet Baltics in the Great Patriotic War of 1941-1945: in 3 books. Riga, 1966. Book 1. P. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.