Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
320
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛЮБИТЕЛЬСТВО / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛЮБИТЕЛЕЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДИЙНЫЕ ПРАКТИКИ ЛЮБИТЕЛЬСТВА / НЕОРГАНИЗОВАННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AMATEUR CREATIVITY / MUSICAL AMATEUR ART / GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF AMATEURS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / AMATEUR STUDIO PRACTICES / UNORGANIZED AMATEUR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Головлева Татьяна Александровна, Мацукевич Ольга Юрьевна

В представленной статье анализируется любительство как социокультурный феномен народной художественной культуры, представлена историческая фактология развития любительства в России, выделены специфические особенности функционирования музыкального любительства в условиях студийных практик, выявлены организационно-педагогические условия формирования общекультурных компетенций участников любительских объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF AMATEUR MUSICAL ASSOCIATIONS IN MODERN RUSSIA: SOCIAL AND CULTURAL ANALYSIS

The article discusses amateurism as a social and cultural phenomenon of national art culture, historical facts of Russian amateurism development, specific features of the musical amateurism functioning in terms of studio practices are highlighted, organizational and pedagogical conditions of common cultural competences formation among amateur associations participants are identified.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ»

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

DOI: 10.24412/2310-1679-2020-338-115-121

Татьяна Александровна ГОЛОВЛЕВА,

аспирант кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного институт культуры, педагог любительского объединения - арт-студии музыки и театра «Сцена», Москва, Россия

e-mail: tanue9@mail.ru

Ольга Юрьевна МАЦУКЕВИЧ,

доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного институт культуры, Москва, Россия

e-mail: olgmats@yandex.ru

В представленной статье анализируется любительство как социокультурный феномен народной художественной культуры, представлена историческая фактология развития любительства в России, выделены специфические особенности функционирования музыкального любительства в условиях студийных практик, выявлены организационно-педагогические условия формирования общекультурных компетенций участников любительских объединений.

Ключевые слова: любительское творчество, музыкальное любительство, общекультурные компетенции любителей, организационно-педагогические условия, студийные практики любительства, неорганизованная самодеятельность.

ACTIVITY OF AMATEUR MUSICAL ASSOCIATIONS IN MODERN RUSSIA: SOCIAL AND CULTURAL ANALYSIS

Tatyana A. Golovleva, PhD student at the Department of Management and Technologies of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, teacher of the amateur association, Art studio of music and theater "Stage", Moscow, Russia

e-mail: tanue9@mail.ru

Olga Yu. Matsukevich, D.Sc. in Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Management and Technologies of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: olgmats@yandex.ru

The article discusses amateurism as a social and cultural phenomenon of national art culture, historical facts of Russian amateurism development, specific features of the musical amateurism functioning in terms of studio practices are highlighted, organizational and pedagogical conditions of common cultural competences formation among amateur associations participants are identified.

Keywords: amateur creativity, musical amateur art, general cultural competence of amateurs, organizational and pedagogical conditions, amateur studio practices, unorganized amateur activity.

Актуальность представленной статьи определяется обращением к музыкальному любительству как явлению современного досуга, ещё не получившему всестороннего осмысления в теории социально-культурной деятельности. Музыкальное любительство - это такой вид культуро-творческой активности личности, который структурно и коммуникативно отличается от профессиональной деятельности в области искусства, определяется гедонистическими характеристиками, установками на пассивное времяпрепровождение, не является средством получения материальных дивидендов и в большинстве случаев реализуется на уровне хобби. Именно эти социокультурные особенности любительского творчества делают его одной из наиболее востребованных современных культурных практик и определяют необходимость изучения любительства как динамично изменяющегося явления, имеющего социальное, культурное, педагогическое значение.

Не случайно любительские инициативы россиян находят поддержку в программных документах государственной политики и законодательства в сфере культуры [8]. В частности, одной из главных целей Национального проекта «Культура» Правительством РФ на 2019-2024 годы определена необходимость создания комплекса условий для занятий творчеством на любительской (непрофессиональной) основе, способствующих раскрытию творческого потенциала людей, обеспечивающих правовой ресурс художественного культуротворчества [6].

Однако, несмотря на широкий круг источников, посвящённых любительству как явлению современной культуры, сегодня вновь возникает необходимость уточнения определения данного понятия и закономерностей его развития в конкретных исторических условиях, в том числе на различных этапах истории российского общества (аматерное искусство и дилетантизм дворянской культуры XVШ-XX веков, неорганизованное любительство советского и постсоветского периодов XX века, любительство в условиях индустрии досуга начала XXI века).

Также обращает на себя внимание отсутствие единой терминологии любительства, синонимами которого являются хобби, дилетантизм, аматерное искусство, отражающие самодеятельную активность личности в реализации любительского увлечения. Решению этих задач, а именно - осмыслению генезиса любительского творчества и формирования его современных форм, а также анализу понятийного ряда любительства, посвящена данная статья.

Научная разработанность проблематики статьи определяется трудами А. С. Каргина [3], исследованиями Т. И. Баклановой [1], посвящёнными изучению художественной самодеятельности и любительского искусства, монографиями и учебными пособиями о сохранении традиций народного творчества, историческими исследованиями становления любительства в русской культуре Н. Г Михайловой, Ю. М. Лотмана [5], Ю. Е. Соколовского, аматерного искусства Е. Ю. Стрельцовой[11], организации клубных любительских объединений Е. И. Смирновой [10], концепцией неорганизованной самодеятельности В. С. Цукермана [12] и другими.

Вместе с тем в каждом из перечисленных исследований рассматриваются понятия хобби, дилетантизма, аматерного искусства, самодеятельного творчества, и, несмотря на существенные различия, содержание этих понятий характеризует качественно разные стратегии развития любительского интереса. В частности, хобби и дилетантизм определяются поверхностным, сиюминутным увлечением, в то время как аматерное искусство отражает глубину интереса, систематические занятия, высокий уровень мотивации овладения творческими навыками, которые впоследствии могут трансформироваться в профессиональную деятельность. Именно на данную закономерность обращают внимание Т. И. Бакланова [1] и канадский учёный Р. А. Стеббинс [14].

Социально-культурный потенциал досуговых занятий любительским творчеством находит отражение в трудах по педагогической культурологии М. А. Ариарского, педагогике досуга Ю. А. Стрельцова, технологическим аспектам организации любительского творчества Е. И. Григорьевой, Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова [4], менеджменту любительских движений и организаций В. М. Чижикова, педагогической инноватике Н. В. Шарковской, Н. Н. Ярошенко [13] и других.

В перечисленных исследованиях указывается, что история становления и развития любительства в России как феномена народной художественной культуры охватывает периоды XVШ-XX веков. В результате секуляризации культуры и влияния западноевропейского художественного образования на досуговые практики аматерное и дилетантское творчество широко распространилось в среде дворянской аристократии и интеллигенции. Известно, что любительское увлечение музыкой подвигло А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, М. А. Балакирева заняться музыкой профессионально, в то время как великий русский композитор А. П. Бородин продолжал свою профессиональную деятельность в качестве профессора химии, а дипломат и общественный деятель М. Огинский занимался на досуге сочинением полонезов и мазурок.

Надо отметить, что светский характер любительского творчества значительно повлиял на дифференциацию фольклора и традиционной культуры.

Октябрьская социалистическая революция 1917 года и смена политического строя обусловили развитие художественного самодеятельного творчества с ярко выраженной политико-просветительской направленностью и классовым воспитанием народных масс. Таким образом, реализуя социальный заказ, художественная самодеятельность представляла собой гибрид любительского интереса и профессионального исполнительства, имела целостную систему государственного руководства и организации, кадрового обеспечения мастерами искусств, а добровольные любительские общества были ликвидированы. Государственная система художественной самодеятельности обладала мощнейшим образовательным потенциалом, подготовила в среде клубов, кружков и коллективов учреждений культуры очень много профессионалов в области музыкального искусства, знаменитых музыкантов. В их числе народные артисты С. Лемешев, И. Архипова, Г Вишневская, Л. Зыкина, А. Стрельченко и другие.

В теоретических источниках указывается, что период любительского творчества заканчивается с наступлением новой системы самодеятельного художественного творчества [1; 3; 5; 10 ;11; 12]. Вместе с тем нами установлено, что музыкальное любительство продолжало развиваться в студийных и латентных формах городского фольклора, песенном творчестве репрессированных, авторской эстрадной песне и т.д. Одна из первых исследователей любительства в системе художественной самодеятельности Е. И. Смирнова уточняет, что «любительство или, по-другому, хобби, представляет собой личностно мотивированный интерес субъекта к виду любительской деятельности. Оно выполняет образовательные и воспитательные функции, благодаря чему может стать государственным инструментом для формирования и развития личностного потенциала поколения» [10]. Таким образом, имея общие черты с фольклором и само-

деятельностью, неорганизованное любительство становилось обособленным социокультурным феноменом на многие десятилетия, вплоть до хрущёвской «оттепели» 1955-1960-х годов.

В данном контексте весьма интересна точка зрения В. С. Цукермана, раскрывающего сущность любительства как неорганизованной самодеятельности, которой свойственна неформальность коммуникаций. В понимании автора, процесс любительского творчества не регламентирован, форма общения носит консультативный характер, отсутствует жёсткий контроль. Вместе с тем «по сравнению с коллективами художественной самодеятельности оно отличается дилетантизмом» [12].

Приведём некоторые факты. Ярким примером проявления музыкального любительства стала первая советская молодёжная субкультура -стиляги. Популярная танцевальная музыка джаза и рок-н-ролла прочно укрепилась в среде советской молодёжи, сформировав отдельную ветвь культуры - рок-культуру. В послевоенные годы субкультура не подвергалась яростному гонению со стороны партии, стиляги стали объектом критики и преследований позднее, начиная с 1955 года, - за внешний вид и увлечение твистом и рок-н-роллом [7].

В 1968 году открылся постоянно действующий Всероссийский Грушин-ский фестиваль авторской песни под Самарой. Широко известными стали авторские песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Юлия Кима, Владимира Высоцкого, семейного дуэта Сергея и Татьяны Никитиных и других.

С наступлением 1970-х годов начинается эпоха застоя и заорганизации художественной самодеятельности. Многим музыкантам-любителям приходится делать выбор: либо присоединяться к деятельности концертных филармонических организаций, регламентирующих репертуар, либо оставаться в тени «неогранизованной самодеятельности» [12]. В этот период были созданы вокально-инструментальные ансамбли «Голубые гитары», «Самоцветы», «Весёлые ребята» и другие. Уход ярчайших представителей отечественного рока в официальную музыкальную сферу положил начало толерантности государственной культурной политики к роковой эстетике.

Таким образом, к концу 1970-х годов в Москве осталось около десяти популярных рок-групп («Високосное лето», «Воскресенье») и некоторые джазовые ансамбли. Однако в 1980-е годы в Ленинграде наблюдалось становление новых музыкальных течений рок-элиты («Машина времени», «Земляне»). Повсеместно любители нового направления проводили «квартирники», вели звукозапись. Легализация рок-музыки наступила лишь в эпоху перестройки.

В определённой мере принятие Положения о любительских объединениях [9] предопределило новый вектор государственной культурной политики в расширении спектра любительских интересов россиян, обогатив практику учреждений культуры в легитимизации любительства. С введе-

нием управленческих механизмов государственно-частного и некоммерческого партнёрства в России стали проводиться фестивали и смотры любительского творчества, пользовались большой популярностью авторские песни уже упомянутых Б. Окуджавы, Ю. Визбора и Ю. Кима, а также А. Розенбаума, братьев Г. и А. Заволокиных и других.

Организация музыкального любительства в современной индустрии досуга в России осуществляется как государственными, так и коммерческими учреждениями культуры и индивидуальными предпринимателями. Целостность явления любительства определяется сохранением традиций дилетантизма и аматерного искусства, опытом развития в парадигме художественной самодеятельности как в традиционных практиках учреждений культуры, студийных формах дополнительного образования, так и в неинституциональных формах.

Внедрение платных услуг в значительной мере повлияло на создание конкурентной среды, поэтому многие руководители коллективов создают автономные от учреждений культуры любительские студии, понимая перспективность развития любительской деятельности в современной индустрии досуга по месту жительства. Активно развиваются интернет-коммуникации в продвижении любительского творчества, создаются новые форматы и платформы творческого общения.

Новая реальность виртуального общения создаёт новые коммуникации любителей музыки. Поэтому в целях продвижения музыкальных любительских сообществ и объединений в современной индустрии досуга целесообразно расширить коммуникационную палитру художественно-творческих практик, воспитывать устойчивый интерес населения к музыкальному творчеству. К числу перспективных форматов популяризации музыкального любительства можно отнести организацию совместных постановок с профессиональными музыкантами; участие в различных концертах, фестивалях, выступлениях на городских площадках, в социальных мероприятиях; мастер-классы с освещением данных культуротвор-ческих событий в средствах массовой информации и социальных сетях.

Таким образом, можно констатировать, что музыкальное любительство в современных условиях представляет собой многоуровневую систему реализации творческого интереса: от дилетантского увлечения и сиюминутного хобби до мотивированного участия в процессе создания музыкальных текстов. Характер коммуникаций любителей зависит от уровня самоорганизации и самодеятельной активности личности в продвижении творческого интереса. Социально-культурный анализ исторических этапов развития музыкального любительства обуславливает необходимость уточнения либо пересмотра научных подходов к определению любительства как неорганизованной самодеятельности. Это два разных явления досуговой культуры, функционирующих на принципе самодеятельной активности личности.

Список литературы

1. Бакланова Т. И. Теория и история народной художественной культуры : учеб-

ник. - Москва : МГУКИ, 2004. - 84 с.

2. Головлева Т. А. Студийные практики развития музыкального любительства:

социально-культурный аспект // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2020. - № 1 (36). - С. 108-114.

3. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: история, теория,

практика : [учебное пособие для вузов культуры и искусств]. - Москва : Высшая школа, 1988. - 270, [1] с.

4. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. - Москва : МГУКИ, 2004. - 539 с.

5. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворян-

ства. - Санкт-Петербург : Азбука, 2015. - 602 с.

6. Национальный проект «Культура 2019-2024» [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/rf/culture/projects/natsional-nyy-proyekt-kul-tura

7. Невская Т. Н. Становление молодёжной рок-культуры в СССР в конце 50-х -

начале 80-х годов XX века // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2008. - № 77. - С. 343-349.

8. Основы законодательства РФ о культуре [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс : [веб-сайт]. - Электронный данные. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1870

9. Положение о любительских объединениях и клубе по интересам. - Москва :

[Б. и.], 1986. - 7 с.

10. Смирнова Е. И. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях. - Москва : Просвещение, 2007.

11. Стрельцова Е. Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования : диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук : 13.00.05 / Стрельцова Елена Юрьевна. - Москва, 2005. - 419 с.

12. Цукерман В. С. Народная культура как социальное явление : диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук : 09.00.01 / Цукерман Владимир Самойлович . - Челябинск, 1984. - 403 с. : ил.

13. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник. - Москва : МГУКИ, 2007. - 360 с.

14. Stebhins R. A. (19920 Amateurs, Professionals and Serious Leisure. Montreal, QC and Kingston, ON: McGillQueen's University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.