Научная статья на тему 'Деятельность митрополита Антония (Храповицкого) в период преподавания в СанктПетербургской духовной академии'

Деятельность митрополита Антония (Храповицкого) в период преподавания в СанктПетербургской духовной академии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
митрополит Антоний (Вадковский) / митрополит Антоний (Храповицкий) / епископ Михаил (Грибановский) / Священное Писание Ветхого Завета / СанктПетербургская духовная академия / кандидатская диссертация / Metropolitan Anthony (Vadkovsky) / Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) / Bishop Mikhail (Gribanovsky) / Holy Scripture of the Old Testament / St. Petersburg Theological Academy / Ph. D. thesis

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дмитрий Андреевич Карпук

В статье с привлечением архивных и опубликованных источников рассматривается преподавательская деятельность иеромонаха, впоследствии митрополита Антония (Храповицкого) в СанктПетербургской духовной академии в 1887–1890 гг. Будущий владыка в высшей богословской столичной школе преподавал Священное Писание Ветхого Завета. Этот предмет не являлся для отца Антония профилирующим, поскольку сначала свое кандидатское сочинение, потом магистерскую диссертацию он посвятил совершенно другой теме, связанной с психологией. Вместе с тем отец Антоний в академии как научный руководитель пользовался огромной популярностью. Так, только в 1889–1890 учебном году под его руководством трудилась пятая часть от общего количества выпускников. В статье делается предположение, что такая популярность была связана не столько с научными успехами отца Антония, сколько с его харизматичной личностью и активной деятельностью как проповедника и воспитателя молодежи на благо Церкви Христовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Activities of Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) During the Period of Teaching at the St. Petersburg Theological Academy

Using archival and published sources, the article examines the teaching activities of the hieromonk, later Metropolitan Anthony (Khrapovitsky), at the St. Petersburg Theological Academy in 1887–1890. The future bishop taught the Holy Scriptures of the Old Testament at the highest theological school in the capital. This subject was not a major for Father Anthony, since first he devoted his candidate’s essay, then his master’s thesis to a completely different topic related to psychology. At the same time, Father Anthony enjoyed enormous popularity at the academy as a scientific director. Thus, only in the 1889–1890 academic year, a fifth of the total number of graduates worked under his leadership. The article makes the assumption that such popularity was associated not so much with the scientific successes of Father Anthony, but with his charismatic personality and active work as a preacher and educator of youth for the benefit of the Church of Christ.

Текст научной работы на тему «Деятельность митрополита Антония (Храповицкого) в период преподавания в СанктПетербургской духовной академии»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 (18) 2024

Д. А. Карпук

Деятельность митрополита Антония (Храповицкого) в период преподавания в Санкт-Петербургской духовной академии

УДК 271.2-726.1:271.2-756(470.23-25)-9 DOI 10.47132/2588-0276_2024_3_161 EDN PWRJEI

Аннотация: В статье с привлечением архивных и опубликованных источников рассматривается преподавательская деятельность иеромонаха, впоследствии митрополита Антония (Храповицкого) в Санкт-Петербургской духовной академии в 1887-1890 гг. Будущий владыка в высшей богословской столичной школе преподавал Священное Писание Ветхого Завета. Этот предмет не являлся для отца Антония профилирующим, поскольку сначала свое кандидатское сочинение, потом магистерскую диссертацию он посвятил совершенно другой теме, связанной с психологией. Вместе с тем отец Антоний в академии как научный руководитель пользовался огромной популярностью. Так, только в 1889-1890 учебном году под его руководством трудилась пятая часть от общего количества выпускников. В статье делается предположение, что такая популярность была связана не столько с научными успехами отца Антония, сколько с его харизматичной личностью и активной деятельностью как проповедника и воспитателя молодежи на благо Церкви Христовой.

Ключевые слова: митрополит Антоний (Вадковский), митрополит Антоний (Храповицкий), епископ Михаил (Грибановский), Священное Писание Ветхого Завета, Санкт-Петербургская духовная академия, кандидатская диссертация.

Об авторе: Дмитрий Андреевич Карпук

Кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, заведующий кафедрой церковно-исторических и общегуманитарных дисциплин Псково-Печерской духовной семинарии. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3054-387X

Для цитирования: Карпук Д.А. Деятельность митрополита Антония (Храповицкого) в период преподавания в Санкт-Петербургской духовной академии // Русско-Византийский вестник. 2024. №3 (18). С. 161-167.

RUSSIAN-BYZANTINE HERALD

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3 (18) 2024

Dmitry A. Karpuk

The Activities of Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) During the Period of Teaching at the St. Petersburg Theological Academy

UDC 271.2-726.1:271.2-756(470.23-25)-9 DOI 10.47132/2588-0276_2024_3_161 EDN PWRJEI

Abstract: Using archival and published sources, the article examines the teaching activities of the hieromonk, later Metropolitan Anthony (Khrapovitsky), at the St. Petersburg Theological Academy in 1887-1890. The future bishop taught the Holy Scriptures of the Old Testament at the highest theological school in the capital. This subject was not a major for Father Anthony, since first he devoted his candidate's essay, then his master's thesis to a completely different topic related to psychology. At the same time, Father Anthony enjoyed enormous popularity at the academy as a scientific director. Thus, only in the 1889-1890 academic year, a fifth of the total number of graduates worked under his leadership. The article makes the assumption that such popularity was associated not so much with the scientific successes of Father Anthony, but with his charismatic personality and active work as a preacher and educator of youth for the benefit of the Church of Christ.

Keywords: Metropolitan Anthony (Vadkovsky), Metropolitan Anthony (Khrapovitsky), Bishop Mikhail (Gribanovsky), Holy Scripture of the Old Testament, St. Petersburg Theological Academy, Ph. D. thesis.

About the author: Dmitry Andreevich Karpuk

Candidate of Theology, head of graduate school, associate professor of the department of church history

of the St. Petersburg Theological Academy, head of the department of church history and general

humanitarian disciplines of the Pskov-Pechersk Theological Seminary.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3054-387X

For citation: Karpuk D. A. The Activities of Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) During the Period of Teaching at the St. Petersburg Theological Academy. Russian-Byzantine Herald, 2024, no. 3 (18), pp. 161-167.

Митрополит Антоний (Храповицкий) является одним из самых выдающихся архиереев Русской Церкви на рубеже Х1Х-ХХ вв. Вместе с тем даже беглый обзор церковно-административной деятельности владыки со всей наглядностью показывает «строптивый», по меркам синодального периода, характер этой деятельности1. В этой связи изучение его биографии требует от исследователей большой осторожности и внимательности. В данной статье хотелось бы, с использованием как архивных, так и опубликованных источников, обратить внимание на эпизоды, мало или практически совсем не раскрытые в имеющейся литературе. Речь пойдет о периоде преподавания молодого «ученого» монаха в Санкт-Петербургской духовной академии.

Внешняя канва этой деятельности выглядит следующим образом. Будущий митрополит обучался в Санкт-Петербургской духовной академии с 1881 по 1885 гг. 18 мая 1885 г. был пострижен в монашество. Через месяц, 15 июня, был рукоположен в сан иеродиакона. С 15 августа 1885 г. — профессорский стипендиат. Однако через месяц — 16 сентября — отец Антоний был назначен помощником инспектора и тогда же подал прошение на имя ректора академии епископа Арсения (Брянцева) с просьбой уволить его от стипендиатства. Совет академии данное прошение утвер-дил2. 29 сентября 1885 г. был рукоположен в сан иеромонаха.

7 августа 1886 г. отец Антоний был уволен с должности помощника инспектора и 8 августа того же года назначен преподавателем литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей в Холмскую духовную семинарию. Уже через полгода, 17 января 1887 г., архиепископом Холмским и Варшавским Леонтием (Лебединским) за отлично-усердную службу по должности преподавателя награжден набедренником. Еще через полгода, 6 июня 1887 г., епископом Люблинским Флавиа-ном (Городецким) назначен духовником ставленников. Уже после перевода в Петербург постановлением Совета Холмского Православного Свято-Богородицкого Братства от 11 октября 1887 г. за живое сочувствие и содействие целям Братства ему был присвоен знак Братства 2-й степени, «для ношения по установлению»3.

28 августа 1887 г. отец Антоний был зачислен на вакантную кафедру Священного Писания Ветхого Завета в Санкт-Петербургскую духовную академию. 7 и 10 сентября он, по тогдашней традиции, прочитал в присутствии Совета две лекции: первую на тему, избранную им самим: «Введение в учительные книги Ветхого Завета», и вторую, по назначению Совета: «Пророчество патриарха Иакова о Иуде». 11 сентября 1887 г. состоялось утверждение его как исправляющего должность доцента4. 21 декабря 1887 г. иеромонах Антоний блестяще защитил свою магистерскую диссертацию «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности»5. Рецензентами и, по тогдашним правилам, оппонентами выступили

1 См.: Никон (Рклицкий), архиеп. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время (1863-1936). Кн. 1. Нижний Новгород: Изд. Братства во имя святого князя Александра Невского, 2003; Яковлев А.И. Церковный воитель // Антоний (Храповицкий), митр. Избранные труды, письма, материалы. М.: ПСТГУ, 2007. C.IV-LI; Э.П.Р. Антоний (Храповицкий), митр. // Православная энциклопедия. Т.2. М., 2001. С.646-652; Хондзинский П., прот., Павлюченков Н.Н., Дарен-ский В. Ю., Иванов И., свящ, Шкаровский М. В., Базанов П. Н, Гаврилов И. Б. Митрополит Антоний (Храповицкий) — выдающийся русский иерарх, мыслитель, богослов XX в. К 160-летию со дня рождения (1863-1936). Материалы круглого стола научного проекта СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2024. № 3 (18). С. 124-160.

2 Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1885-1886 учебный год. СПб., 1888. С. 47-48.

3 РГИА. Ф. 796. Оп. 169. Д. 465. Л. 5 об.-7 об.

4 Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1887-1888 учебный год. СПб., 1892. С. 13-14, 42-43.

5 Кандидатскую диссертацию отец Антоний писал на тему: «Свобода воли и детерминизм с религиозно-нравственной точки зрения. Сравнительно-критическое исследование. В приложении: Попытка заменить идею свободы воли понятием творческой личности». Руководителем выступил исполняющим должность доцента Н. Г. Дебольский. См. отзыв: Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1884-1885 учебный год. СПб., 1886. С. 251-253.

один из мэтров отечественной философии М. И. Каринский и гораздо менее известный, но также талантливый ученый Ф. А. Тихомиров6. Указ Св. Синода об утверждении соискателя в степени последовал 22 января 1888 г. за № 3507. Будущий митрополит сделал очень серьезный и важный шаг в своей научной карьере. Далеко не все так называемые «ученые» монахи синодальной эпохи достигали даже таких — средних на самом деле для того времени — научных высот.

9 февраля 1888 г. иеромонах Антоний был утвержден в должности доцента. В том же году, 5 апреля, за «примерно-ревностную службу» митрополитом Санкт-Петербургским Исидором (Никольским) был возведен в звание соборного иеромонаха8. С 28 октября 1889 г. по 15 августа 1890 г. иеромонах Антоний, на основании указов Св. Синода, исполнял обязанности инспектора академии вместо тяжело болевшего и находившегося на лечении инспектора архимандрита Михаила (Грибановского). Примечательно, что полагавшееся за этот труд жалованье получал отец Михаил, иеромонах Антоний же исполнял «инспекторские, весьма нелегкие, обязанности безмездно и с отличным усердием и ревностию»9. В этой связи ректор академии епископ Антоний (Вадковский) дважды выступал с ходатайством о вознаграждении иеромонаха Антония разовыми выплатами по 300 руб. И Св. Синод дважды одобрял данные прошения — определениями от 20 февраля 1890 г. за № 38610 и от 5 сентября 1890 г. за № 206511.

Как было отмечено выше, преподавание Ветхого Завета для отца Антония было случайностью, но «случайностью» вполне традиционной для системы духовного образования XIX в. Очень часто выпускники духовных академий назначались в духовные школы — чаще семинарии, реже академии — преподавать дисциплины, которые для них в период обучения в академии не являлись профилирующими. После таких назначений молодые преподаватели должны были решать, насколько серьезно они будут заниматься для себя в определенной степени новыми областями богословской науки. Что касается иеромонаха Антония, то он, насколько можно судить по сохранившимся материалам, преподавал Священное Писание Ветхого Завета со всей присущей ему пылкостью и энергией.

Из сохранившихся литографированных курсов академических лекций видно, что отец Антоний в рамках своих занятий затрагивал как общие, так и узкоспециальные темы. Так, например, молодой преподаватель подробно разбирал роль и значение

6 См.: Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1887-1888 учебный год. СПб., 1892. С. 48-57, 140-141.

7 РГИА. Ф. 796. Оп. 169. Д. 382. Л. 10.

8 Там же. Д. 465. Л. 1, 9.

9 Там же. Оп. 171. Д. 347. Л. 1.

10 Там же. Д. 347. Л. 3.

11 Там же. Д. 526. Л. 3.

Обложка литографированного курса лекций иеромонаха Антония (Храповицкого)

герменевтики, как современной, так и схоластической; останавливался на разборе целей, задач и методов науки Священного Писания, отмечая в том числе и существовавшие в богословской науке проблемы: «Каждая из богословских наук берет Библию не в целом, а с интересующей ее стороны: догматической, моральной, канонической и пр. Отсюда понятно, что даже беспристрастные богословы-специалисты, естественно, склонны накоплять, как можно, более библейского материала для своей науки, и таким образом придавать догматическое, или литургическое, или пасторальное значение и тем местам Св. книги, которые его или не имеют, или имеют, но не с посредственною ясностью. Доказательством тому могут служить семинарские учебники в их ссылках на Св. Писание»12. Из сохранившегося курса лекций за 1888/1889 учебный год видно, что отец Антоний подробно рассматривал вопрос о пророчествах в Псалтири, а также по главам разбирал книгу Экклезиаста13.

Отдельного внимания заслуживает деятельность молодого наставника в качестве научного руководителя. Так, только в 1889-1890 учебном году у Храповицкого свои кандидатские диссертации писали 14 студентов, что составило 19% (sic!) от общего количества выпускников. И это при том, что общее количество преподавателей академии, согласно штатам академического устава 1884 г., насчитывало чуть более 30 человек. Все темы так или иначе были связаны с ветхозаветной проблематикой. Так, в том же учебном году у Храповицкого писали следующие студенты: А. Георгиевский «Отличительные черты учения книг Соломоновых и книги Иисуса сына Сирахова»; С. Городцев «Отношение книги Притчей в книге Иова (со стороны содержания)»; В. Григорович «Учение Ветхого Завета о воспитании детей и об изучении премудрости»; П. Знаменский «Разрешение спора о том, признается ли в Ветхом Завете существование языческих богов или нет»; В. Зубарев «Учение Ветхого Завета о молитве»; иеромонах Герман (Иванов) «Св. Тихон как экзегет»; И. Котов «Общие черты в пророчествах Исаии, Осии, Амоса, Михея и Малахии и раскрытие предсказанных ими истин Нового Завета»; Н. Лузгин «Учение Ветхого Завета о призвании и назначении женщины»; В. Люцернов «Из каких элементов ветхозаветного учения могла сложиться молитва Симеона Богоприимца? (о понятиях: мир в смерти, спасение, свет язычникам и слава Израиля)»; Н. Медведков «Изъяснение свящ. повествований о личности Давида до его воцарения»; К. Смирнов «Анализ религиозно-моральных понятий Ветхого Завета, вошедших в пасхальное зачало от Иоанна (слово, свет, жизнь, путь, истина и пр.)»; В. Соболев «Истолкование воскресных утренних прокимнов в связи

12 Антоний (Храповицкий), иером. Лекции по Св. Писанию Ветхого Завета, читанные студентам 1-го и 2-го курсов СПбДА в 1888/9 учебном году. СПб., 1889. С. 3-4, 7.

13 Антоний (Храповицкий), иером. Лекции по Священному Писанию Ветхого Завета, читанные студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1889-90 учебном году. СПб., 1889. 212 с.

Страница из литографированного курса лекций по Ветхому Завету иеромонаха Антония (Храповицкого) с его подписью

с прочими пророчествами о воскресении Мессии»; А. Спановский «Отличительные черты герменевтики Златоуста от прочих знаменитейших отеческих толкователей Ветхого Завета»; иеромонах Арсений (Тимофеев) «Библейское представление Церкви под образами: виноградной лозы, стада, невесты и пр. и их правильное толкование»; Н. Феодосиев «Ветхозаветное представление Церкви под образом дщери Иерусалимской»14. Годом ранее под руководством отца Антония было написано 11 кандидатских сочинений15. Сделаем осторожное предположение, что отец Антоний привлекал студентов не столько как специалист в области Ветхого Завета, каковым он не мог стать за несколько лет преподавательской работы, сколько как активный и харизматичный преподаватель, вдохновитель общества студентов-проповедников16, пример и образец академического — «ученого» — монашества.

Остается только догадываться, каких успехов достигла бы кафедра Священного Писания Ветхого Завета, если иеромонах Антоний занимал ее хотя бы лет десять. Как бы то ни было, указом Св. Синод от 25 июля 1890 г. за № 2812 соборный иеромонах Антоний с возведением на основании § 24 Устава духовных семинарий в сан архимандрита был назначен на должность ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии17. Впоследствии, в 1900 г., Антоний (Храповицкий), будучи епископом Уфимским и Мерзелинским, был избран почетным членом родной академии18.

Подводя итог, можно утверждать, что кратковременный, но усиленный период как изучения, так и преподавания Антонием (Храповицким) Священного Писания не мог не принести пользу будущему выдающемуся архипастырю Русской Православной Церкви. Впоследствии, например, знания по Ветхому Завету позволили владыке вполне профессионально оценить во время ревизии Киевской духовной академии в 1908 г. лекции по Священному Писанию Ветхого Завета профессора В. П. Рыбинского и молодого преподавателя по кафедре библейской истории В. Ф. Иваницкого19. Насколько же серьезным, а главное перспективным было направление, выбранное в рамках своей преподавательской деятельности Храповицким, должны ответить специалисты, занимающиеся библеистикой, проанализировав несколько десятков его отзывов на кандидатские сочинения и два академических курса лекций, сохранившихся до настоящего времени.

Источники и литература

1. Антоний (Храповицкий), архиеп. Отчет по Высочайше назначенной ревизии Киевской Духовной Академии в марте и апреле 1908 года. Почаев, 1909. 72 с.

2. Антоний (Храповицкий), иером. Лекции по Св. Писанию В. Завета, читанные студентам 1-го и 2-го курсов СПбДА в 1888/9 учебном году. Рукопись. Литография. СПб.: Лит. Гробовой, 1889. 228, 187 с.

3. Антоний (Храповицкий), иером. Лекции по Священному Писанию Ветхого Завета, читанные студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1889-90 учебном году. Рукопись. Литография. СПб.: Литография Гробовой, 1889. 212 с.

14 См.: Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1889-1890 учебный год. СПб., 1894. С. 256-271.

15 Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1888-1889 учебный год. СПб., 1894. С. 231-247.

16 См.: Рункевич Н. Десятилетие проповеднической деятельности духовной академии // Церковный вестник. 1897. № 48. Стб. 1592.

17 РГИА. Ф. 796. Оп. 171. Д. 478. Л. 1.

18 Отчет о состоянии С.-Петербургской духовной академии за 1900 г. // Христианское чтение. 1901. № 3. С. 337.

19 См.: Антоний (Храповицкий), архиеп. Отчет по Высочайше назначенной ревизии Киевской Духовной Академии в марте и апреле 1908 года. Почаев, 1909. С. 45, 54-55.

4. Антоний (Храповицкий), иером. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности // Христианское чтение. 1888. № 1-2. С. 190-198.

5. Антоний (Храповицкий), митр. Избранные труды, письма, материалы. М.: ПСТГУ, 2007. 1056 с.

6. Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1884-1885 учебный год. СПб.: Тип. Ф. Елеонского и К°, 1886. 263 с.

7. Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1885-1886 учебный год. СПб.: Тип. Ф. Елеонского и К°, 1888. 384 с.

8. Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1887-1888 учебный год. СПб.: Тип. А. Катанского и К°, 1892. 398 с.

9. Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1888-1889 учебный год. СПб.: Тип. А. Катанского и К°, 1894. 281 с.

10. Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1889-1890 учебный год. СПб.: Тип. А. Катанского и К°, 1894. 367 с.

11. Магистерский коллоквиум // Церковный вестник. 1887. № 51-52. С. 921.

12. Никон (Рклицкий), архиеп. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время (18631936). Кн. 1. Нижний Новгород: Изд. Братства во имя святого князя Александра Невского, 2003. 720 с.

13. Отчет о состоянии С.-Петербургской духовной академии за 1900 г. // Христианское чтение. 1901. № 3. С. 336-368.

14. РГИА. Ф. 796. Оп. 169. Д. 382. Об утверждении и.д. доцента С.-Петербургской духовной академии иеромонаха Антония (Храповицкого) в степени магистра богословия. 11 л.

15. РГИА. Ф.796. Оп.169. Д.465. О возведении в сан архимандрита и.д. инспектора С.-Петербургской духовной академии академического соборного иеромонаха Михаила (Грибановского), и в звание соборного иеромонаха доцента той же академии иеромонаха Антония (Храповицкого). 11 л.

16. РГИА. Ф. 796. Оп. 171. Д. 347. По предложению о назначении доценту С.-Петербургской духовной академии иеромонаху Антонию единовременного вознаграждения за исполнение инспекторских обязанностей. 4 л.

17. РГИА. Ф. 796. Оп. 171. Д. 478. О замещении вакантных должностей ректоров в С.-Петербургской и Самарской духовных семинариях. 3 л.

18. РГИА. Ф. 796. Оп. 171. Д. 526. По предложению о назначении вознаграждения архимандриту Антонию за исполнение обязанностей инспектора С.-Петербургской духовной академии. 4 л.

19. Рункевич Н. Десятилетие проповеднической деятельности духовной академии // Церковный вестник. 1897. №48. Стб. 1592-1593.

20. Хондзинский П., прот, Павлюченков Н. Н., Даренский В. Ю, Иванов И., свящ., Шкаров-ский М. В., Базанов П. Н., Гаврилов И.Б. Митрополит Антоний (Храповицкий) — выдающийся русский иерарх, мыслитель, богослов XX в. К 160-летию со дня рождения (1863-1936). Материалы круглого стола научного проекта СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2024. № 3 (18). С. 124-160.

21. Э. П.Р. Антоний (Храповицкий), митр. // Православная энциклопедия. Т. М., 2001. С. 646-652.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.