Научная статья на тему 'Деятельность митрополита Антония (Храповицкого) в эмиграции'

Деятельность митрополита Антония (Храповицкого) в эмиграции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монархисты / консерваторы / русская эмиграция / Православие / экуменизм / революция / дневник / литература / публицистика / monarchists / conservatives / Russian emigration / Orthodoxy / ecumenism / revolution / diary / literature / journalism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитрий Игоревич Стогов

Митрополит Антоний (Храповицкий), проживая с 1920 г. за границей, явился одним из создателей Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), возглавлял Высшее русское церковное управление за границей. Вскоре произошел его конфликт с Московским Патриархатом, который закончился разрывом Церквей. Вместе с тем митрополит считал недопустимым какое-либо вмешательство Константинопольского Патриархата в жизнь Русской Церкви. В своих проповедях, трудах и речах митрополит Антоний отстаивал идеи православной самодержавной монархии, осуждал экуменистские и филокатолические взгляды, церковный модернизм, в том числе софиологию. Архимандрит Киприан (Керн), комментируя взгляды митрополита, отмечал, что для него Царь «был догматом веры», «частью его вероисповедного символа». Владыка Антоний добился осуждения РПЦЗ масонства как преступной организации. Он пользовался высоким авторитетом в среде русской эмиграции. В то же время отдельные богословские идеи владыки Антония (о едином естестве человеческом, об искуплении, о первородном грехе) подвергались критике. Скончался в Сремских Карловцах в 1936 г., приняв перед смертью схиму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дмитрий Игоревич Стогов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Activities of Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) in Exile

Metropolitan Anthony (Khrapovitsky), living abroad since 1920, was one of the founders of the Russian Orthodox Church Abroad, headed the Highest Russian Church Administration Abroad. Soon there was his conflict with the Moscow Patriarchate, which ended with the rupture of the Churches. At the same time, the Metropolitan considered unacceptable any interference of the Patriarchate of Constantinople in the life of the Russian Church. In his sermons, writings and speeches, Metropolitan Anthony defended the ideas of the Orthodox autocratic monarchy, condemned ecumenical and philocatolic views, church modernism, including sophology. Archimandrite Cyprian (Kern), commenting on the views of the metropolitan, noted that for him the Tsar “was a dogma of faith”, “part of his religious symbol”. Anthony secured the condemnation by Russian Orthodox Church Abroad of Freemasonry as a criminal organization. He enjoyed high prestige among the Russian emigration. At the same time, certain theological ideas of Anthony (about the single human nature, about redemption, about original sin) were criticized. He died in Sremski Karlovci in 1936, having accepted the schema before his death.

Текст научной работы на тему «Деятельность митрополита Антония (Храповицкого) в эмиграции»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 (18) 2024

Д.И. Стогов

Деятельность митрополита Антония (Храповицкого)

в эмиграции

УДК 271.2(470+571)(1-87)-726.1 DOI 10.47132/2588-0276_2024_3_215 EDN TAWVFL

Аннотация: Митрополит Антоний (Храповицкий), проживая с 1920 г. за границей, явился одним из создателей Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), возглавлял Высшее русское церковное управление за границей. Вскоре произошел его конфликт с Московским Патриархатом, который закончился разрывом Церквей. Вместе с тем митрополит считал недопустимым какое-либо вмешательство Константинопольского Патриархата в жизнь Русской Церкви. В своих проповедях, трудах и речах митрополит Антоний отстаивал идеи православной самодержавной монархии, осуждал экуменистские и филокатолические взгляды, церковный модернизм, в том числе софиологию. Архимандрит Киприан (Керн), комментируя взгляды митрополита, отмечал, что для него Царь «был догматом веры», «частью его вероисповедного символа». Владыка Антоний добился осуждения РПЦЗ масонства как преступной организации. Он пользовался высоким авторитетом в среде русской эмиграции. В то же время отдельные богословские идеи владыки Антония (о едином естестве человеческом, об искуплении, о первородном грехе) подвергались критике. Скончался в Сремских Карловцах в 1936 г., приняв перед смертью схиму.

Ключевые слова: монархисты, консерваторы, русская эмиграция, Православие, экуменизм, революция, дневник, литература, публицистика.

Об авторе: Дмитрий Игоревич Стогов

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина).

E-mail: bel-grigorij@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7619-7642

Для цитирования: Стогов Д.И. Деятельность митрополита Антония (Храповицкого) в эмиграции // Русско-Византийский вестник. 2024. № 3 (18). С. 215-225.

RUSSIAN-BYZANTINE HERALD

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3 (18) 2024

Dmitrii I. Stogov

The Activities of Metropolitan Anthony (Khrapovitsky)

in Exile

UDC 271.2(470+571)(1-87)-726.1 DOI 10.47132/2588-0276_2024_3_215 EDN TAWVFL

Abstract: Metropolitan Anthony (Khrapovitsky), living abroad since 1920, was one of the founders of the Russian Orthodox Church Abroad, headed the Highest Russian Church Administration Abroad. Soon there was his conflict with the Moscow Patriarchate, which ended with the rupture of the Churches. At the same time, the Metropolitan considered unacceptable any interference of the Patriarchate of Constantinople in the life of the Russian Church. In his sermons, writings and speeches, Metropolitan Anthony defended the ideas of the Orthodox autocratic monarchy, condemned ecumenical and philocatolic views, church modernism, including sophology. Archimandrite Cyprian (Kern), commenting on the views of the metropolitan, noted that for him the Tsar "was a dogma of faith", "part of his religious symbol". Anthony secured the condemnation by Russian Orthodox Church Abroad of Freemasonry as a criminal organization. He enjoyed high prestige among the Russian emigration. At the same time, certain theological ideas of Anthony (about the single human nature, about redemption, about original sin) were criticized. He died in Sremski Karlovci in 1936, having accepted the schema before his death.

Keywords: monarchists, conservatives, Russian emigration, Orthodoxy, ecumenism, revolution, diary, literature, journalism.

About the author: Dmitrii Igorevich Stogov

Candidate of Sciences in History, Associate Professor of the Department of Culture history, state

and law, Saint-Petersburg State Electrotechnical University "LETI".

E-mail: bel-grigorij@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7619-7642

For citation: Stogov D. I. The Activities of Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) in Exile. Russian-Byzantine Herald, 2024, no. 3 (18), pp. 215-225.

В настоящее время многие исследователи обращаются к богатому наследию консервативных мыслителей и публицистов начала ХХ в., что обусловлено, в том числе, так называемым «консервативным поворотом», который наблюдается во властных структурах и в обществе в целом. Множество исследовательских работ, вышедших за последние десятилетия, так или иначе касаются деятельности правых (монархических) организаций Царской России1. Сравнительно меньшее количество работ посвящено судьбам правых в рассеянии, в эмиграции, в условиях которой многие консерваторы продолжали свою деятельность с 1920-х гг.2 В настоящей статье рассмотрим эмигрантскую деятельность митрополита Антония (Храповицкого), видного иерарха Русской Православной Церкви, известного консервативного мыслителя, одного из активных участников монархического движения3.

Напомним, что под термином «правые» мы понимаем те силы, которые выступают (выступали) за сохранение традиционного уклада (социально-экономического, политического, религиозного)4. Для России начала ХХ в. традиционным укладом являлся самодержавный монархический строй. Соответственно, консерваторы того периода выступали с монархических позиций. Нередко их также именуют черносотенцами. Первоначально это слово стали использовать оппоненты правых, и оно носило уничижительную характеристику: противники монархистов стремились подчеркнуть якобы низкое социальное происхождение своих оппонентов, поскольку в Московской Руси «черными сотнями» именовали облагаемое податями (тяглое) население посадов (т.н. «черных слобод»). Вскоре значительная часть консерваторов стала использовать это понятие, тем самым подчеркивая народный характер монархического движения5.

Среди крупных монархических организаций Царской России выделим следующие: «Русское собрание», «Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела», «Русская монархическая партия», «Союз русских людей», «Отечественный патриотический союз» и др. Претерпев системный кризис в предреволюционный период6, эти организации были ликвидированы новыми властями в ходе Февральской революции 1917 г., редакции правых газет были разгромлены7.

В ходе Гражданской войны (1918-1922) многие правые пали жертвами красного террора (А. И. Дубровин, Б. В. Никольский, П. Ф. Булацель и др.), другие умерли от болезней (В. М. Пуришкевич, Г. Г. Замысловский и др.), третьи выжили и скончались в СССР естественной смертью (К. Н. Пасхалов, Н. Н. Жеденов, А. И. Соболевский и др.), четвертые эмигрировали8. Следует отметить, что эмигрантов среди монархистов было сравнительно немного. В основном эмигрировали те из них, кто продолжал

1 КирьяновЮ.И. Русское собрание, 1900-1917. М., 2003; Степанов С.А. Черная сотня. Что они сделали для величия России. М., 2013; Правая Россия. Жизнеописания русских монархистов начала ХХ века / Сост. А. А. Иванов, А. Д. Степанов. СПб., 2015.

2 Подробнее см.: Стогов Д.И. Судьба лидеров правых партий в годы Гражданской войны // Гражданская война в России: проблемы истории и историографии: сб. докл. межвуз. науч. конф., г. Санкт-Петербург, 29 ноября 2013 г. / Отв. ред.д.и. н., проф. В. В. Калашников. СПб., 2014. С. 157-165.

3 Публикация подготовлена на основе доклада в Санкт-Петербургской духовной академии на онлайн-круглом столе, посвященном юбилею митр. Антония. См.: Хондзинский П., прот, Павлюченков Н. Н, Даренский В. Ю., Иванов И., свящ, Шкаровский М. В., Базанов П. Н, Гаврилов И. Б. Митрополит Антоний (Храповицкий) — выдающийся русский иерарх, мыслитель, богослов XX в. К 160-летию со дня рождения (1863-1936). Материалы круглого стола научного проекта СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2024. № 3 (18). С. 124-160.

4 Правые партии. Документы и материалы: В 2 т. / Сост. Ю. И. Кирьянов. М., 1998. Т. 1. 19051910 гг. С. 5.

5 Степанов С.А. Черная сотня. Что они сделали для величия России. С. 20.

6 Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914гг.): автореф. дис. ... д. ист. н. Воронеж, 2006. С. 46.

7 Степанов С.А. Черная сотня. Что они сделали для величия России. С. 563.

8 Подробнее см.: Стогов Д.И. Судьба лидеров правых партий в годы Гражданской войны. С. 160-165.

Генерал Петр Николаевич Врангель, середина 1920-х гг.

заниматься патриотическом деятельностью в рамках Белого движения (Н. Е. Марков, Д. П. Голицын (Муравлин), А. А. Римский-Корсаков, В. В. Шульгин, митрополит Евло-гий (Георгиевский), митрополит Антоний (Храповицкий) и др.)9.

Рассмотрим деятельность в эмиграции митрополита Антония (Храповицкого), который до революции являлся одним из лидеров правомонархического движения. Митрополит Антоний (Алексей Павлович Храповицкий; 1863-1936), почетный председатель Почаевского отдела «Союза русского народа», первый архиерей — член «Русского собрания», в марте 1920 г. эмигрировал из Новороссийска в Грецию, некоторое время жил в Пантелеимоновском монастыре на Афоне. На Святой горе он планировал остаться и пробыл там около пяти месяцев. Затем, в сентябре 1920 г., владыка Антоний был вызван генералом П. Н. Врангелем в Севастополь для управления приходами в Крыму, однако вследствие наступления на Крым красных 6/19 ноября 1920 г. эвакуировался вместе с армией Врангеля и беженцами в Константинополь. В этот же день на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович» в порту Константинополя совместно с митрополитом Одесским Платоном (Рождественским), архиепископом Полтавским Феофаном (Быстро-вым) и епископом Севастопольским Вениамином (Федченковым) владыка Антоний участвовал в заседании Временного высшего церковного управления на Юге России. РПЦЗ считает этот день началом ее создания.

Еще проживая в годы Гражданской войны в Екатеринодаре, митрополит Антоний являлся председателем Временного высшего церковного управления юго-востока России (ВВЦУ). Первоначально он считал, что деятельность ВВЦУ за границей следует прекратить, а Поместные Церкви должны взять на себя окормление многочисленных беженцев из России. Когда митрополит узнал о намерении Врангеля сохранить армию для возможной в перспективе борьбы с большевиками, владыка изменил свою точку зрения и стал считать, что российскую церковную организацию за границей нужно сохранить. 2 декабря 1920 г. была получена грамота Вселенской Патриархии, согласно которой русские архиереи-беженцы получили разрешение образовать «временную комиссию (эпитропию) под высшим управлением Вселенской Патриархии»10.

14 февраля 1921 г. митрополит Антоний перебрался в Королевство сербов, хорватов и словенцев (в Сербию), с февраля-марта 1921г. проживая до своей кончины в городе Сремски-Карловцы (здесь митрополиту была предоставлена резиденция, бывший дворец Карловацких патриархов). Вскоре владыка Антоний был избран почетным председателем Рейхенгалльского съезда, в работе которого принимал активное участие. После съезда он посетил вдовствующую Императрицу Марию Федоровну, передав ей по поручению съезда просьбу собрать Романовский совет для избрания местоблюстителя Царского Престола.

Митрополит Антоний являлся председателем Карловацкого церковного собора (Всезаграничного русского церковного собрания, впоследствии названного Собором,

9 Там же. С. 164.

10 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) // Православная энциклопедия. URL: https:// www.pravenc.ru/text/116026.html (дата обращения: 10.03.2023).

Митрополит Антоний в Пантелеймоновском монастыре на Афоне, апрель 1924 г.

ноябрь-декабрь 1921 г.). Вскоре митрополит возглавил «Высшее русское церковное управление за границей» (ВРЦУ), образованное Собором. В течение 15 лет митрополит Антоний являлся председателем Собора архиереев и Архиерейского Синода РПЦЗ, с 1931г. по решению Архиерейского Синода РПЦЗ носил титул «Блаженнейший». На Соборе РПЦЗ были приняты различные документы с резкой критикой советской власти. Вскоре после этого, 5 мая 1922 г., вышел указ от имени Святейшего Патриарха Тихона, согласно которому ВРЦУ было упразднено. Одновременно подтверждалось каноническое право митрополита Евлогия (Георгиевского) на управление православными русскими приходами в Западной Европе11. 10 ноября 1923 г. последовал новый указ от имени Патриарха Тихона, которым это решение еще раз подтверждалось. Этим указам руководящие органы РПЦЗ во главе с митрополитом Антонием не подчинились.

Митрополит Антоний активно поддержал Белое движение на Дальнем Востоке. Вскоре во Владивостоке монархической организацией «Вера, Царь и Народ» было опубликовано воззвание владыки Антония к представителям Белого движения на Дальнем Востоке. Митрополит считал необходимым создание народного ополчения в целях защиты «Православной веры и русского обычая». При этом владыка Антоний проводил аналогии с призывами Нижегородской рати, которая осуществила поход на Москву в 1612 г. Митрополит заявлял, что новое ополчение должно в первую очередь возродить «старую Россию, настоящую русскую православную Россию с Царем из потомков Патриарха Филарета и Михаила Федоровича Романова»12.

На Архиерейском Соборе РПЦЗ, который состоялся 31 мая 1923 г., высшим органом церковного управления за рубежом был провозглашен Архиерейский Собор, созывавшийся каждый год. Его председателем являлся митрополит Антоний. В межсоборное время управление Церковью осуществлялось через Архиерейский Синод,

11 Степанов А. Антоний (в миру Храповицкий Алексей Павлович) // Черная сотня. Историческая энциклопедия / Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов, отв. ред. О. А. Платонов. М., 2008. С. 36.

12 Цит. по: Саблин И. Дальневосточная республика: от идеи до ликвидации / Пер. с англ. А. Терещенко. М., 2020. С. 373.

главой которого также являлся владыка Антоний. Между тем, русские приходы в Западной Европе и Америке составляли автономные митрополичьи округа, которые возглавлялись, соответственно, митрополитами Евлогием (Георгиевским) и Платоном (Рождественским) и получили соответствующие указы Патриарха Тихона13.

Митрополит Антоний в течение 1920-х гг. неоднократно путешествовал. Так, с апреля по октябрь 1924 г. он посетил святые места православного Востока, в том числе Александрию, где встретился с Патриархом Фотием, а также Иерусалим, где имел беседу с Патриархом Дамиа-ном. Кроме того, владыка Антоний посетил Патриарха Александрийского Григория, который вместе с митрополитом Триполийским Александром (который впоследствии стал Патриархом Антиохийским) финансировал издание «Опыта христианского православного катехизиса», составленного митрополитом Антонием. В октябре-ноябре 1925 г. владыка Антоний побывал в Румынии (по приглашению священноначалия Румынской Православной Церкви)14.

25-27 июня 1926 г. в Сремских Карловцах состоялся очередной Архиерейский Собор РПЦЗ, который в связи с кончиной 7 апреля 1925 г. Патриарха Тихона принял решение признать Местоблюстителем Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), а также потребовал полного подчинения себе всего русского церковного зарубежья. Митрополиты Евлогий и Платон не согласились с этим решением, признав за Собором только «морально-общественное, но отнюдь не каноническое и не судебно-административное значение». В результате от РПЦЗ отошли Западноевропейский и Североамериканский митрополичьи округа15.

При митрополите Антонии произошел разрыв РПЦЗ с Московским Патриархатом (после декларации митрополита Сергия (Страгородского) о признании советской власти). 5 сентября 1927 г. Временный заграничный архиерейский Синод РПЦЗ выслушал послание заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода (коллегиальный орган высшего управления Русской Православной Церкви) от 16/29 июля 1927 г. (так называемую «Декларацию митрополита Сергия»)16.

9 мая 1928 г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Временный при нем Патриарший Священный Синод постановили (за № 104)

13 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) // Православная энциклопедия. URL: https:// www.pravenc.ru/text/116026.html (дата обращения: 10.03.2023).

14 Там же.

15 Там же.

16 Антоний (Храповицкий), митр. Избранные труды. Письма. Материалы. М., 2007. С. 786.

Окружное послание Архиерейского Синода РПЦЗ к печальному десятилетию захвата власти в России большевиками. Сремски-Карловци, октябрь 1927 г.

упразднить Высшее русское церковное управление17. Тех, кто откажется исполнить постановление о ликвидации Управления или, по крайней мере, порвать с этим Управлением, предполагалось «предать соборному суду»18.

13 сентября 1929 г. владыка Антоний в специальном «Воззвании к православным русским людям» признал право на Престол великого князя Кирилла Владимировича с 1924 г., хотя ранее он признавал «Верховным вождем» великого князя Николая Николаевича. Кроме того, митрополит Антоний хорошо относился к королю Югославии (Королевства сербов, хорватов и словенцев) Александру I Карагеоргиевичу, который в свое время рассматривался в РПЦЗ как один из возможных претендентов на русский престол. Также митрополит приветствовал возвращение на престол в 1935 г. греческого короля Георга II, который ранее находился в изгнании19.

28 августа 1932 г. митрополит подписал Соборное послание РПЦЗ, осудившее масонство как преступную организацию; масонов же следовало, согласно этому документу, отлучать от Церкви20.

Тем временем противостояние между Московским Патриархатом и РПЦЗ продолжалось. 22 июня 1934 г. вышел указ заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода (в Москве) № 50 «О Карловацкой группе». Указ предписывал запретить в священно-служении ведущих иерархов РПЦЗ, в том числе «бывшего Киевского митрополита Антония»21. В документе также говорилось о необходимости предания архиереев и клириков Карловацкой группы церковному суду22. Впрочем, как известно, данный суд так и не состоялся23.

На этот указ митрополита Сергия вскоре отреагировали в РПЦЗ. Так, уже 10 сентября 1934 г. Архиерейский Собор в Сремских Карловцах принял специальное

17 Цит. по: Переписка по вопросу об отношении митрополита Сергия к Русской Зарубежной иерархии // URL: http://krotov.info/acts/20/1930/19340722.html (дата обращения: 10.03.2023).

18 Там же.

19 Цит. по: Григориевич Б. Русская Православная Церковь в период между двумя мировыми войнами // Русская эмиграция в Югославии. М., 1996. С. 115.

20 Окружное послание Собора архиереев Русской Православной Церкви Заграницей ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии сущим. 28 августа 1932, Сремские Карловцы // Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968. Т.1 / Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Нью-Йорк, 1968. Стлб. 269-271.

21 Цит. по: Переписка по вопросу об отношении митрополита Сергия к Русской Зарубежной иерархии // URL: http://krotov.info/acts/20/1930/19340722.html (дата обращения: 10.02.2023). См. также: О Карловацкой группе // Журнал Московской Патриархии. 1934. № 22. Официальный отдел.

22 Там же.

23 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 438. Л. 108.

Митрополит Антоний за рабочим столом, 1934 г. Автограф: «Моему дорогому и верному сотруднику в защите Православия Юрию Павловичу Граббе. 1935 г. 1-14 мая»

постановление. Оно полностью отвергало указ митрополита Сергия. Документ подписали 18 епископов, в том числе митрополит Антоний (Храповицкий).

Также митрополит Антоний подверг резкой критике акт об усвоении заместителю Патриаршего Местоблюстителя титула «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский», оглашенный 27 апреля 1934 г. 7 августа 1934 г. он написал письмо митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию, в котором говорил о «незаконной узурпации прав» митрополитом Сергием24. Современный исследователь, комментируя это письмо, вполне справедливо отмечает, что митрополит Антоний «по-видимому, плохо представлял себе условия, в которых действовал митрополит Сергий»25.

Вместе с тем владыка Антоний резко осуждал всяческие вмешательства Константинопольского Патриархата во внутреннюю жизнь Русской Церкви. Так, 16 октября 1924 г. после того, как Константинополь признал обновленческий Синод высшим церковным управлением в России, владыка Антоний выразил протест. Также он осуждал попытки Фанара подчинить себе диаспору Русской Церкви.

Отстаивая чистоту Православной веры, владыка Антоний боролся с различными проявлениями церковного модернизма. Так, в 1935 г. Архиерейский собор РПЦЗ, который возглавлял митрополит Антоний, признал еретическим учение протоиерея Сергия Булгакова, декана Православного богословского института в Париже, о Софии, Премудрости Божией26.

Несмотря на попытки со стороны Московской Патриархии урегулировать конфликт с РПЦЗ (путем посредничества Патриарха Сербского Варнавы), до конца своей жизни митрополит Антоний (Храповицкий) по-прежнему оставался в жесткой оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) и его политике признания советской власти. Сохранил он и монархические убеждения. В частности, в Послании от 12/25 сентября 1929 г. в связи с событиями на КВЖД (попытка китайцев установить контроль над Китайско-Восточной железной дорогой, являвшейся в то время советско-китайским предприятием) митрополит, отстаивая идеалы монархизма, заявлял о необходимости, подобно Смутному времени начала XVII в., спасения Родины и Церкви от врагов27.

Многие известные деятели русской эмиграции оставили свидетельства о митрополите Антонии. В частности, архимандрит Киприан (Керн), много общавшийся в Сербии с владыкой Антонием, впоследствии отмечал: «Прежде всего, это был исключительно церковный человек, то есть у него была исключительно церковная аксиология и критериология»28.

Далее отец Киприан описал особенности церковного служения покойного митрополита: «Отсутствие аффектации делало его службу чрезвычайно осмысленной, прозрачной, строгой и иконописно классической. Это был классик богослужения»29.

По словам архимандрита Киприана, митрополит Антоний, служа в храме, всяческим образом демонстрировал традиционализм: «Митрополит был сама трезвость во всех отношениях <...>. Терпеть не мог коленопреклонений, правильно замечая, что коленопреклонение появилось к нам с Запада, от католиков, а стоял за метания, т.е. земные поклоны, сохранившиеся на всем Востоке.»30

24 Галкин А.К. Документы Московской Патриархии: 1934 год // Вестник церковной истории. 2010. № 3-4 (19-20). С. 176.

25 Там же.

26 Степанов А. Антоний (в миру Храповицкий Алексей Павлович) // Черная сотня. Историческая энциклопедия. С. 36.

27 Послание Председателя Русского Заграничного Синода, Митрополита Киевского и Галиц-кого Антония православному населению Дальнего Востока // Церковные ведомости, издаваемые при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей. Июль-декабрь 1929 г. № 13-24 (176-187). С. 1-2.

28 Киприан (Керн), архим. Воспоминания о Митрополите Антонии (Храповицком) // URL: https://www.rocorstudies.org/ru/2012/10/04/vospominaniya-o-mitropolite-antonii-xrapovickom/ (дата обращения: 10.03.2023).

29 Там же.

30 Там же.

Как свидетельствует мемуарист, митрополит Антоний резко отрицательно относился к католицизму и всему, что с ним связано: «Он отрицал у католиков все, кроме права называться еретиками. Их таинства — не таинства. Их священство — не священство. Их иерархия безблагодатна. Известен его афоризм, что папа — простой мужик»31.

Наконец, архимандрит Киприан свидетельствует о монархических убеждениях митрополита Антония: «У митрополита была своя Православная вера в Царство и Царя, вера чисто византийская, теократическая. Царь не был для него политической формулой, как для всех бюрократов, политиков или просто „союзников". Царь — это был догмат веры. Это была часть его вероисповедного символа»32.

Вместе с тем некоторые религиозно-философские воззрения митрополита Антония были подвергнуты критике в эмигрантской среде. Поводом для критики явилось решение Архиерейского Синода РПЦЗ от 27 марта 1925 г. о замене в процессе преподавания катехизиса святителя Филарета (Дроздова) на катехизис митрополита Антония. Ряд иерархов Зарубежной Церкви выразили в связи с этим протест. После этого 22 апреля того же года владыка Антоний подал в Синод заявление, попросив определение о замене катехизиса отменить. В «Окружном послании» от 23 июля 1926 г. митрополит Антоний подтвердил отказ от официального утверждения своего катехизиса33.

Архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) во второй половине 1920-х гг., проживая в Болгарии, составил критический доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате искупления. В первой главе своего доклада резкой критике владыка Феофан подверг учение владыки Антония о едином естестве человеческом. Ссылаясь на преподобного Максима Исповедника и других святых отцов, архиепископ Феофан утверждал, что единое естество человеческое понимается в богословии только логически отвлеченно, но не в качестве метафизической или физической реальности34. Далее архиепископ, в противовес мнению митрополита Антония, делал вывод о том, что невозможно коллективное богообщение.

Позднейшие эмигрантские богословы также подвергали критике учение митрополита Антония об искуплении. В частности, протоиерей Иоанн Мейендорф считал учение митрополита об искуплении «явно несовместимым с православным пониманием»35. В свою очередь, протоиерей Георгий Флоровский определял направление богословской мысли митрополита Антония как «моралистический психологизм». Однако, как указывают авторы «Православной энциклопедии», «Антоний не был основоположником этого направления. Оно возникло в русском богословии в конце XIX в. как попытка оживить находившуюся под влиянием схоластики богословскую мысль, придав ей характер „нравственного монизма" (по определению Антония)»36.

Архиепископ Феофан (Быстров) также критиковал учение владыки Антония о первородном грехе. Митрополит Антоний считал: «.необходимо предположить, что осуждены мы не за прародительский грех, а за наши собственные грехи, которые от века были ведомы Всеведающему Богу»37. Ссылаясь на труды святых отцов как древних времен (Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина и др.), так и более современных (свт. Филарета (Дроздова)), а также на определения Карфагенского и Трулль-ского Соборов, владыка Феофан пишет о том, что на самом деле имел место «переход

31 Там же.

32 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) // Православная энциклопедия. URL: https:// www.pravenc.ru/text/116026.html (дата обращения: 10.03.2023).

34 Феофан (Быстров), архиеп. О догмате Искупления // URL: http://www.holytrinitymission. org/books/russian/dogmat_iskuplenia_theophan_poltavskij.htm#_Toc47846266 (дата обращения: 10.03.2023).

35 Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 366.

36 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) // Православная энциклопедия. URL: https:// www.pravenc.ru/text/116026.html (дата обращения: 10.03.2023).

37 Феофан (Быстров), архиеп. О догмате Искупления // URL: http://www.holytrinitymission.org/ books/russian/dogmat_iskuplenia_theophan_poltavskij.htm#_Toc47846266 (дата обращения: 10.03.2023).

наследственной греховной порчи от Адама ко всем людям через самое их рождение»38. Аналогичной точки зрения на учение митрополита Антония о первородном грехе придерживался митрополит Елевферий (Богоявленский)39.

В последние годы своей жизни владыка Антоний уже не мог вставать и ходить. Перед кончиной он принял схиму. Скончался владыка 10 августа 1936 г. в Сремских Карловцах. Патриарх Сербский Варнава 12 августа совершил отпевание митрополита в соборной церкви Белграда. Отметим, что при жизни он оказывал покойному неизменное покровительство и защиту. Владыка Антоний был похоронен в Белграде в склепе Иверской часовни40. В 1945 г. в Югославии находился Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, который совершил панихиду по митрополиту Антонию. Так уже после кончины владыки произошло его символическое примирение с Матерью-Церковью.

Подводя итоги, отметим, что митрополит Антоний (Храповицкий) и в эмиграции ревностно отстаивал идеи православной монархии, критиковал экуменизм, фило-католицизм, церковный модернизм (в том числе софиологию), осуждал масонство как преступную организацию. Архиерей пользовался большим авторитетом среди эмигрантов. Однако некоторые его богословские идеи (о едином естестве человеческом, об искуплении, о первородном грехе) подвергались критике.

Источники и литература

1. Антоний (Храповицкий), архиеп. Избранные труды. Письма. Материалы. М.: ПСТГУ, 2007. 1056 с.

2. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/116026.html (дата обращения: 10.03.2023).

3. Галкин А. К. Документы Московской Патриархии: 1934 год // Вестник церковной истории. 2010. № 3-4 (19-20). С. 169-252.

4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 6. Д. 438.

5. Григориевич Б. Русская Православная Церковь в период между двумя мировыми войнами // Русская эмиграция в Югославии. М.: Индрик, 1996. С. 111-115.

6. Киприан (Керн), архим. Воспоминания о Митрополите Антонии (Храповицком) // URL: https://www.rocorstudies.org/ru/2012/10/04/vospominaniya-o-mitropolite-antonii-xrapovickom/ (дата обращения: 10.03.2023).

7. Кирьянов Ю.И Русское собрание, 1900-1917. М.: РОССПЭН, 2003. 352 с.

8. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. 448 с.

9. Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914гг.): ав-тореф. дис. ... д-ра ист. н.: 07.00.02. Воронеж, 2006. 46 с.

10. Переписка по вопросу об отношении митрополита Сергия к Русской Зарубежной иерархии // URL: http://krotov.info/acts/20/1930/19340722.html (дата обращения: 10.03.2023).

11. Послание Председателя Русского Заграничного Синода, Митрополита Киевского и Галицкого Антония православному населению Дальнего Востока // Церковные ведомости, издаваемые при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей. Июль-декабрь 1929 г. № 13-24 (176-187). С. 1-2.

12. Правая Россия. Жизнеописания русских монархистов начала ХХ века / Сост. А. А. Иванов, А. Д. Степанов. СПб.: Царское дело, Русская народная линия, 2015. 736 с.

38 Там же.

39 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) // Православная энциклопедия. URL: https:// www.pravenc.ru/text/116026.html (дата обращения: 10.03.2023).

40 Степанов А. Антоний (в миру Храповицкий Алексей Павлович) // Черная сотня. Историческая энциклопедия. С. 36.

13. Правые партии. Документы и материалы в 2-х тт. / Сост. Ю. И. Кирьянов. М.: РОССПЭН, 1998. Т. 1. 1905-1910 гг. 720 с.

14. Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968 / Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Нью-Йорк, 1968. Т. 1. 761 с.

15. Саблин И. Дальневосточная республика: от идеи до ликвидации / Пер. с англ. А. Терещенко. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 480 с.

16. Святая Русь. Русский патриотизм: Большая энциклопедия русского народа. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2003. 928 с.

17. Степанов С.А. Черная сотня. Что они сделали для величия России. М.: Яуза-пресс, 2013. 672 с.

18. Стогов Д.И. Судьба лидеров правых партий в годы Гражданской войны // Гражданская война в России: проблемы истории и историографии: сб. докл. межвуз. науч. конф., г. Санкт-Петербург, 29 ноября 2013 г. / Отв. ред.д.и. н., проф. В. В. Калашников. СПб., 2014. С. 157-165.

19. Феофан (Быстров), архиеп. О догмате Искупления // URL: http://www.holytrinitymission. org/books/russian/dogmat_iskuplenia_theophan_poltavskij.htm#_Toc47846266 (дата обращения: 10.03.2023).

20. Хондзинский П., прот, Павлюченков Н. Н., Даренский В. Ю, Иванов И., свящ, Шкаров-ский М. В., Базанов П. Н., Гаврилов И.Б. Митрополит Антоний (Храповицкий) — выдающийся русский иерарх, мыслитель, богослов XX в. К 160-летию со дня рождения (1863-1936). Материалы круглого стола научного проекта СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2024. № 3 (18). С. 124-160.

21. Черная сотня. Историческая энциклопедия / Сост. А.Д. Степанов, А.А. Иванов, отв. ред. О. А. Платонов. М.: Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008. 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.