Научная статья на тему 'Деятельность межотраслевых предпринимательских конгломератов в международной экономике'

Деятельность межотраслевых предпринимательских конгломератов в международной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КОНГЛОМЕРАТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОГЛОЩЕНИЕ / ОБЪЕДИНЕНИЕ КОМПАНИЙ / КОРПОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вотчель Л. М.

В работе представлена деятельность межотраслевых предпринимательских конгломератов в экономике разных стран и России. Описываются примеры образования крупных корпораций по средствам слияния и поглощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность межотраслевых предпринимательских конгломератов в международной экономике»

Деятельность межотраслевых предпринимательских конгломератов

в международной экономике

The activities of inter-branch business conglomerates in the international

Вотчель Л.М.

к.ф.н., доцент, зав. кафедрой экономики и предпринимательства Магнитогорского государственного университета

votchellm@mail. ru Votchel L.M.

В работе представлена деятельность межотраслевых предпринимательских конгломератов в экономике разных стран и России. Описываются примеры образования крупных корпораций по средствам слияния и поглощения.

Ключевые слова: предпринимательский конгломерат, международная экономика, поглощение, объединение компаний, корпорация. economy

This paper presents the activities of interbranch business conglomerates in the economy of various countries and Russia. Describes examples of the formation of large corporations on mergers and acquisitions of assets.

Keywords: entrepreneurial conglomerate, international economics,

acquisition, business combination, corporation.

Крупные предприятия находятся в постоянном поиске дополнительных источников расширения своей деятельности, среди которых наиболее часто используемыми являются не только слияние и поглощение, но объединение или соединение в единое для достижения предполагаемых целей. Объединение - практически самый распространенный механизм интеграции, к нему обращаются в настоящее время не только самые успешные компании, но и простые индивидуальные предприниматели. Современные рыночные условия позволяют ему становится широко распространенным явлением развития компаний[1].

Объединение капитала является характерной для настоящего этапа развития мировых объединений. Анализ, проведенный в 2004 году в ходе Конференции ООН по проблемам развития торговли (ЮНКТАД), показывает, что число объединений предприятий и поглощений в мировом

масштабе ежегодно возрастает на 43-45%[5]. Этот процесс приводит к росту количества слияний и объединений среди различных предпринимателей РФ.

При таком условии необходимо обладать умениями ориентироваться в типах объединений предприятий, определять основные цели, которые преследуют стороны при совершении сделок объединений, поглощений или уплотнений компаний, оценивать эффективность таких сделок и их возможные последствия[3,4].

Категория «предпринимательство» представляет собой многозначное понятие. Она отражает весьма ощутимый феномен культурно-исторической действительности, и в определении этой категории должны присутствовать два аспекта - исторический и логический. Логическое определение предпринимательства должно вывести сущность этого явления на основе более широкий категорий; историческое определение должно обобщить все сколько-нибудь значимые определения, сформировавшиеся в истории мысли.

Предпринимательская деятельность - это экономическая деятельность по поводу создания и последующего обмена экономических благ в форме купли-продажи. При этом в процессе обмена осуществляется соотношение затрат с результатами деятельности, определяется экономическая эффективность деятельности. Таким образом, целью экономической деятельности выступает прибыль, полученная в сфере производства и обмена экономических благ. Она становится источником расширенного общественного воспроизводства.

В то же время, предпринимательская деятельность представляет собой особый вид экономической деятельности, поскольку ее целью становится получение предпринимательского дохода за счет рискованных нововведений в процессы производства и реализации товарной продукции. В связи с этим, прибыль предпринимателя складывается из двух элементов: нормальной (средней) прибыли и предпринимательского дохода, как формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в хозяйственной сфере. Благодаря предпринимательскому

доходу расширенное воспроизводство получает новый импульс развития, осуществляется его переход в новое качественное состояние[2].

Основой предпринимательской деятельности, как любого вида деятельности, является противоречивое единство объективных и субъективных моментов. В предпринимательской деятельности в неразрывном единстве взаимодействуют особые объективные экономические функции и субъективные свойства того, кто их выполняет в рамках какого-либо предприятия.

На основании выше проведенных данных по определениям предпринимательство и конгломерат можно сделать вывод, что предпринимательский конгломерат - это группа различных индивидуальных предпринимателей, работающих в разнообразных областях, возможно занимающихся совершенно разным бизнесом, но подпадающих под одну корпоративную структуру, с участием материнской компании и несколько (или много) дочерних компаний.

Крупные конгломераты, объединяющие группы, в настоящее время включают сети предприятий — являются локомотивами развитой экономики среди ведущих стран мира. Они формируют долговременные связи, конгломераты создают социальные среду и взаимоотношения, которые могут выходить за рамки экономик и рынков.

Как правило, конгломераты образуются путём поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.

Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам (например, страны БРИКС), а также многопрофильным компаниям. Для России, с развитием различных форм производства, специфичны промышленные предпринимательские конгломераты (ППК) не редкость в мировой экономической системе. Среди наиболее мощных (глобальных) корпораций мира, зачастую, труднее назвать те, которые не являются конгломератами —

отраслевыми или многоотраслевыми. Более того, диверсифицированные компании несвязанного типа — японские кейрецу (например, Mitsubishi) и корейские чеболи (Daewoo) — вообще являются основой экономики этих стран. Много предпринимательский конгломератов в Европе и в США. Период известного увлечения конгломератами на Западе приходится на 60-е годы, когда доля конгломеративных слияний и поглощений составляла около 20% и 70% соответственно.

Зарубежные конгломераты имеют богатую историю, насчитывающую не одно десятилетие, а то и более 100 лет. Сегодня многие из них реализуют стратегию своего развития как сети глобальных корпораций и имеют чеканную формулировку своей миссии.

В условиях скудости госбюджета и частных инвестиций главным резервом развития российских ППК является стратегическое управление на основе плодотворной концепции холдинга. Появившись в Европе в 20-е годы XIX века, она, особенно в штабных структурах, рассматривалась как выдающаяся. Постепенно штабной холдинг стал промежуточной формой объединения предприятий и средством управления в экономике западной цивилизации. Развиваясь и разрешая дилемму собственности и контроля, холдинги «освоили» мультидивизиональные структуры, появившиеся в США в 20-е годы ХХ века ( GeneralMotors и DuPont).

В Азии, включая Японию и Южную Корею, структуры формализованы по-другому, они менее прозрачны. Здесь широко развито перекрестное владение акциями. В настоящее время управление конгломератами стало еще более изощренным, основанным на сетевых и матричных решениях, сочетании мультидивизионального и функционального подходов и пр. И поэтому мировой, весьма разнообразный и поучительный опыт с трудом поддается ассимиляции на наших необъятных просторах.

В российских условиях идея холдинга, загипнотизировавшая директоров и бывших министров,- но табуированная Госкомимуществом в 1992 году, явочным порядком получила развитие почти пятью годами позже. Однако

это только начальное и необходимое, но недостаточное условие. Успех зависит, во-первых, от правильного выбора типа холдинга (финансовый, управляющий, смешанный и др.). Во-вторых, от выбора организации структуры управления (как известно, серьезные сложности в этом вопросе возникали даже у мировых лидеров — IBM и GeneralMotors, а для японских конгломератов вообще характерна перманентная реорганизация управления). В-третьих, от кадров, которые решают все. В-четвертых, от одного, пожалуй, самого прискорбного обстоятельства; я имею в виду то, что большинство компаний в составе российских конгломератов еще не являются, строго говоря, современными корпорациями.

В связи с этим важнейшей проблемой для отечественных ППК становится превращение входящих в них предприятий в корпорации, которые обладали бы необходимыми экономическими размерами, адекватным «corporategovernance», едиными стандартами менеджмента и учета, привлекательным корпоративным имиджем и культурой, то есть всем тем, без чего невозможно достижение высокого уровня капитализации и геоконкурентоспособности.- Даже в «Норильском никеле», одной из наиболее эффективных российских компаний, намерены серьезно поработать в этой области, особенно, если учесть критерии рейтингов типа «Global-500». Иной и более длинный путь предстоит пройти Новолипецкому металлургическому комбинату и «Пермским моторам», которые тоже входят в клуб «национальных чемпионов», но тем не менее пределов для совершенства и роста практически нет.

Еще одна серьезная задача переходного периода — создание внутреннего рынка конгломерата и управление межкорпоративными цепочками спроса. В крупных ППК до трети оборота приходится на их внутренний рынок. Здесь у россиян непочатый край работы (справедливости ради отметим, что некоторые банки занимались этим до эпохи ГКО).

Применительно к группе «Интеррос» перспективен для изучения такой вариант развития внутреннего рынка: «Норильский никель» поставляет

металл «Пермским моторам», где его используют для производства газотурбинных электростанций. Их в свою очередь получает СИДАНКО, обеспечивая свои нефтедобывающие установки, удаленные от магистральных линий электропередач. При этом в качестве топлива- для электростанций можно использовать попутныйгазоконденсат. Подобные цепочки, если они стратегически оправданы, консолидируют конгломерат, повышают совокупный платежеспособный спрос и отдачу использованных денежных потоков, требуя, конечно же, тщательной организации. И это, как говорится, только начало. Еще более масштабные проекты возможны в партнерстве с другими топливно-энергетическими конгломератами — «Газпромом», РАО «ЕЭС России», «ЛУКойлом», «Сургутнефтегазом».

Концентрируя мировой опыт по решению множества задач, связанных со стратегическим управлением ПК, можно выделить два базисных аспекта деятельности конгломерата как группы (сети) корпораций: (1) перспективное развитие и (2) повышение эффективности деятельности.

Первый аспект подразумевает:

— разработку и реализацию стратегии и миссии всего промышленного блока,

— стратегическое планирование промышленной политики (разработка приоритетов, прогнозов и программ развития и планов их реализации),

— продвижение необходимых предложений в органах государственной власти,

— анализ тенденций глобального развития промышленности и прогнозирование- ситуации на рынках продукции,

— SWOT-анализ и проектирование стратегической устойчивости корпораций ПК, включая сотрудничество и конкуренцию с другими группами,

— разработку научно-технологической и инновационной политики,

— сотрудничество с транснациональными корпорациями,

— привлечение прямых иностранных инвестиций и стратегических инвесторов,

— сотрудничество с международными организациями, рейтинговыми агентствами, консалтинговыми фирмами в области стратегического планирования.

Второй аспект требует кропотливой работы по созданию системы управления группой корпораций и по повышению рыночной капитализации конгломерата, что предполагает:

— разработку кадровой политики (формирование органов управления, переподготовка и повышение квалификации высших руководителей корпораций),

— подготовку материалов для руководства по стратегическим вопросам, включая IntemalManage-mentReport,

— финансовый аудит корпораций,

— реструктуризацию корпоративной сети,

— подготовку годовых и среднесрочных планов по совершенствованию структуры управления,

— обеспечение единых стандартов управленческого учета и менеджмента корпораций,

— ассимиляцию- западных технологий ведения группового бизнеса,

— осуществление межкорпоративных проектов с синергетическим эффектом.

В российских конгломератах названные аспекты только прорисованы в большей или, пока к сожалению, в меньшей степени.

1) Крупные корпорации, созданные государством и приватизированные по индивидуальным схемам: «Газпром», РАО «ЕЭС России», корпорация «Компомаш», «Российская электроника». «Газпром» отличает глобальная стратегия, РАО «ЕЭС России» движется в этом же направлении. Другие корпорации характеризуются вертикальной и горизонтальной интеграцией.

2) Государственные компании: - ГКНПЦ им. М. Хруничева, холдинг «Ленинец», федеральные центры, «Оборонпромкомплекс» возникли в результате инициативной диверсификации основной деятельности.

3) Крупные частные корпорации: «Уралмашзаводы» (тяжелое

машиностроение), группа «Сибирский алюминий» (металлургия, авиация), группа «Ренова» (добывающая промышленность, металлургия, химия).

Создание подобных корпораций требует времени и свободных средств для поглощений, а также стратегической воли для слияния и диверсификации.

4) Региональные конгломераты: в Москве в первую очередь АФК «Система», в Татарстане корпорация, созданная вокруг банка «Ак Барс», в Башкорстане — вокруг « Башкредитбанка», в Иркутске — вокруг компании «Иркутскэнерго», в Екатеринбурге — вокруг компании «Интерурал» и пр.

Отличительная особенность этих структур заключается в том, что созданы они из-за незавершенности процесса разделения хозяйственной деятельности и государственного управления и включают крупные предприятия (ТЭК, ВПК, связь, транспорт, коммунальное хозяйство, банковский сектор, инвестиционные фонды).

5) Федеральные кооперационные конгломераты, созданные вокруг корпоративных структур, учрежденных государством, или вокруг бывших или действующих федеральных органов, которые сочетают функции государственного регулирования и хозяйственной деятельности. Наиболее крупные из них созданы под эгидой Управления делами президента РФ, Минатома, Федеральной контрактной корпорации, Государственной инвестиционной корпорации.

6) Финансово-промышленные группы (де-юре): «Уральские заводы», «Сокол», «Интеррос», «Сибирь», «Восточно-сибирская группа», « АтомРудМет», «Центр-регион». В 1993-1995 гг. подобных конгломератов было создано довольно много, однако их иерархическое начало (по сравнению с проектно-договорным) было весьма ослаблено. К тому же

отсутствие реальных совместных проектов собственников и финансистов не позволило многим из них развернуть свою деятельность.

7) Российские отделения транснациональных корпораций, руководители

которых поначалу были представлены в Консультативном совете по иностранным инвестициям при правительстве РФ: многоотраслевые

(Daewoo, Samsung, LG), машиностроительные (Вое^, АВВ, иТС, GeneralElectric, Siemens), финансовые (AIG).

Доля в экономике России, в первом приближении, определяется объемом прямых иностранных инвестиций (объем производства до 4% ВВП).

8) Кооперационные (сетевые и оболочечные) структуры, созданные на основе контрактов и, по большей части, без отношений собственности, например на основе франчайзинга («Довгань»).

9) Многоотраслевые предпринимательские конгломераты: холдинговая компания «Интеррос», финансово-промышленные группы (де-факто) Инкомбанка, «СБС-Агро», банка «Российский кредит», группы «Мост», «Альфа-групп», «Роспром-Юкос», «ЛогоВАЗ — Объединенный банк».

К августу 1998 года они были наиболее консолидированы. Сегодня ряд из них в сложном положении. В недавнем прошлом наиболее известными ПК этого типа были концерны «Бутек», «Гермес» и «Олби», компания «Микродин».

Несмотря на значительное число сопряженных со сделками слияний и поглощений проблем и,как следствие, неудач большого числа этих сделок, данные транзакции остаются доминирующей стратегией расширения бизнеса на современном этапе. Многие исследователи сходятся в мнении, что, несмотря на некий спад сделок слияний и поглощений в начале XXI в., к концу первого десятилетия объем этих сделок превысил рекордный 2000 г. с устойчивой тенденцией к росту.

Библиографический список

1. Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. / Пер. с англ. - М.: Издательство. Фин-пресс, 2000. - 272с.

2. Вотчель Л.М., Викулина В.В. Предпринимательство как феномен бытия «человека экономического»: монография / Л.М. Вотчель, В.В. Викулина. - Магнитогорск: МаГУ, 2011 - С. 38

3. Люблинский Р.Н., Оскорбин Н.М. Методы декомпозиции при оптимальном управлении непрерывными производствами. - Томск: Изд-во Томе, ун-та, 1989.-221 с.

4. Портер М.Э. Конкуренция.: пер. с англ.: Уч. Пос. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2004, - 495 с.

5. Радыгин А. Р., Шмелев Н. Проблемы слияний и поглощений в корпоративном секторе. // Общество и экономика. - 2004. - №12 - С. 166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.