Научная статья на тему 'Деятельность местных советов депутатов трудящихся по решению вопросов социально-экономической жизни в 1946-1953 гг. (на примере Чкаловской области)'

Деятельность местных советов депутатов трудящихся по решению вопросов социально-экономической жизни в 1946-1953 гг. (на примере Чкаловской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / LOCAL AUTHORITIES / ЧКАЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ ПОЛОЖЕНИЕ / FAMILIES OF THE MILITARY PERSONNEL AND THEIR SITUATION / CHKALOVSKY AREA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Устинова Ольга Юрьевна

Статья посвящена анализу мероприятий местных органов власти Чкаловской области по решению вопросов военнослужащих, демобилизованных, инвалидов Отечественной войны и их семей. Анализируются предоставление указанным категориям граждан продовольствия, предметов первой необходимости, а также работа с жалобами и обращениями местных органов власти Чкаловской области в послевоенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Устинова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF LOCAL COUNCILS OF DEPUTIES OF WORKERS FOR THE SOLUTION OF QUESTIONS OF SOCIAL AND ECONOMIC LIFE IN 1946 - 1953 (ON THE EXAMPLE OF CHKALOVSKY AREA)

Article is devoted to the analysis of actions of local authorities of Chkalovsky area for the solution of questions of the military personnel demobilized of disabled people of Patriotic war and their families. Granting to the specified categories of citizens of the food, necessities, and also work with complaints and appeals of local authorities of Chkalovsky area to the post-war period are analyzed.

Текст научной работы на тему «Деятельность местных советов депутатов трудящихся по решению вопросов социально-экономической жизни в 1946-1953 гг. (на примере Чкаловской области)»

УДК 351.85 (470.56)

Устинова О.Ю.

Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: ogau2007@rambler.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В 1946-1953 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ЧКАЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Статья посвящена анализу мероприятий местных органов власти Чкаловской области по решению вопросов военнослужащих, демобилизованных, инвалидов Отечественной войны и их семей. Анализируются предоставление указанным категориям граждан продовольствия, предметов первой необходимости, а также работа с жалобами и обращениями местных органов власти Чкаловской области в послевоенный период.

Ключевые слова: местные органы власти, Чкаловская область, семьи военнослужащих и их положение.

Окончание Великой Отечественной войны поставило перед советским руководством новые задачи. Среди них важное место занимали вопросы удовлетворения нужд военнослужащих, демобилизованных, инвалидов Отечественной войны и их семей. Как союзное, так республиканское и местное руководство осуществляли мероприятия, направленные на решение насущных потребностей военнослужащих и их семей, инвалидов Отечественной войны, семей погибших фронтовиков и др. Непосредственное решение вопросов указанных категорий граждан было возложено на местные органы власти.

Первоочередными задачами в данном направлении стало обеспечение нуждающихся жильем, продовольствием, предметами первой необходимости. Формой взаимодействия граждан и властных структур в решении данных задач стали обращения членов семей военнослужащих, инвалидов Отечественной войны и других в органы местной власти по месту пребывания и жительства.

Непосредственно жалобы и обращения направлялись в отделы социального обеспечения исполкомов местных Советов, на которые была возложена обязанность рассмотрения жалоб и принятия по ним решения. Тем не менее, часть жалоб направлялась в республиканские органы власти, что объяснялось невозможностью решить вопросы семей военнослужащих на местах. Кроме того, местные органы власти ходатайствовали в союзное и республиканское правительство о принятии мер по оказанию помощи семьям военнослужащих, инвалидов войны и др.

На местные органы власти в первую очередь возлагался учет численности военнослужащих, инвалидов Отечественной войны, демобили-

зованных, а также членов их семей. Как сообщалось в отчете о работе за первое полугодие 1946 г. отдела по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при исполкоме Чкаловского областного Совета, всего по области число семей военнослужащих, состоявших на учете в 63 районных и городских отделах по государственному обеспечению на 1 июля текущего года составляло 152761, из них эвакуированных - 3224, трудоспособных членов семей военнослужащих - 175838, не работали -17286, из них инвалидов 1-й и 2-й групп - 5966, многодетных - 8790, получающих пособия -38721, пенсию - 35490. Остронуждающихся семей военнослужащих, состоящих на особом учете в районных и городских отделах по гособеспечению семей военнослужащих на 1 июля 1946 г. по Чкаловской области насчитывалось 17682 человека, за первое полугодие выведено из нужды 4176 семей [1, л. 329]. В указанный период было отремонтировано 8262 квартиры, еще 26076 квартир находилось в очереди на ремонт. В предоставлении квартир нуждалось 1330 семей, в первом полугодии местные органы власти сумели предоставить 1126 квартир. Наибольшие трудности в получении квартир наблюдались в Орске, ставшем в годы войны крупным промышленным центром. В Чкаловском сельском районе местное руководство организовало строительство 85 домов для семей военнослужащих, в Сарак-ташском - для 38 семей, в Пономаревском - для 85 [1, л. 335]. Наибольших успехов в обеспечении нуждающихся жильем добился Саракташский райисполком, сумевший организовать активное восстановление жилого фонда в районе. В 1946 г. здесь было построено 30 домов, приступили к

строительству 38 домов. Финансирование строительства и ремонта жилищ шло по линии Комбанка, который выделил 34 тыс. руб., и сельхозбанка, направившего 17 тыс. руб. [1, л. 336].

Особо остро стоял вопрос продовольственного обеспечения семей военнослужащих. Так, после окончания Великой Отечественной войны в СНК РСФСР начали поступать заявления от семей погибших воинов, семей военнослужащих, демобилизованных и инвалидов Отечественной войны, а также ходатайства областных исполнительных комитетов о помощи указанным семьям в снабжении продовольствием, поскольку в некоторых областях произошли потери картофеля, вызванные неблагоприятными условиями уборки урожая осенью 1945 г. [2, л. 11]. В этой связи Министерство социального обеспечения РСФСР просило СНК РСФСР отпустить за счет сокращения поставок НКО для нужд РККА 68590 тонн картофеля и 17 тыс. тонн овощей по областям. Помощь оказывалась не безвозмездная. Поступивший картофель и овощи планировалось продать на местах, без дальнейших перевозок для нужд семей. В Чкаловской области на продажу предполагалось выставить 500 тонн картофеля для семей военнослужащих [2, л. 11,13].

Стремясь решить вопрос с продовольственным снабжением указанных категорий населения, местные органы власти Чкаловской области оказывали им поддержку в организации индивидуальных огородов. В 1946 г. семьи военнослужащих засеяли 23,5 тыс. га под индивидуальные огороды. Была оказана помощь со стороны колхозов в обработке огородов 8947 семьям. Из фондов районов местные органы власти выдали на семена 369 тонн картофеля [1, л. 341]. Аналогичные шаги предпринимались и в дальнейшем. Решением Чкаловского горисполкома от 14 апреля 1948 г. «Об оказании помощи семьям погибших воинов и инвалидам Отечественной войны и труда в наделении огородными участками земли и об обеспечении их семенами» из 27421 инвалида и семей погибших воинов, состоящих на учете в органах соцобеспечения, учтено 9283 индивидуальных огородника, все они обеспечены индивидуальными земельными участками. Одновременно с этим подворный обход выявил 900 семей, нуждающихся в семенном картофеле. Как правило, это были неработающие престарелые родители погибших воинов. Чкаловский го-

рисполком обязал директора городского торгового отдела до 20 апреля 1948 г. выделить в Чкалове 22 тонны семенного картофеля для обеспечения нуждающихся. Перед заведующим Чкаловским горсобесом и районными отделами ставилась задача проверить все предприятия и обеспечить семенами в полном объеме инвалидов и семей погибших воинов для посадки на индивидуальных огородах. Итоги проверки планировалось обсудить на заседании горисполкома до 25 апреля 1948 г. [3, л. 29]. В целом, в первом полугодии 1948 г., как показала проверка Чкаловского облисполкома, все пенсионеры области, желающие иметь земельные участки под индивидуальные огороды, были обеспечены полностью. Оказана значительная помощь пенсионерам в приобретении семян. В каждом райгоротделе были созданы специальные огородные комиссии, в которые привлечен общественный актив [3, л. 3].

О трудностях, встававших на пути семей военнослужащих, инвалидов Отечественной войны и др., свидетельствует характер поступавших жалоб и обращений. В первом полугодии 1946 г. в Чкалов-ский областной отдел по гособеспечению поступило 887 жалоб, в районные отделы - 16893 обращения [1, л. 349]. Областной отдел по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих проверил отделы райисполкомов, организации и учреждения по вопросу рассмотрения жалоб и заявлений; чаще всего проверялись районные финансовые отделы и районные уполномоченные Министерства заготовок. В Ак-Булакском районе по вопросу работы с жалобами и заявлениями проверен 21 сельсовет, 8 предприятий и организаций. Ак-Булакский райисполком заслушал вопрос о рассмотрении жалоб и заявлений районного уполномоченного Министерства заготовок. Кировский отдел по гособеспечению Чкалова проверил завод №47, швейные фабрики №1 и №2, завод Автозапчасть. В Чкалове и Орске специально обсуждался вопрос о рассмотрении жалоб и заявлений от семей военнослужащих в райисполкомах и его отделах на горисполкомах. Трикотажная фабрика Чкалова проверена городским отделом по государственному обеспечению. По материалам проверки директор вызывался на бюро райкома партии. В результате проведенных проверок положение с разбором жалоб улучшилось [1, л. 350].

В Чкаловский областной отдел социального обеспечения в 1948 г. поступило 309 жалоб, из

них разрешено 297 и 12 находились на контроле. Поступившие жалобы и заявления главным образом касались оказания материальной и денежной помощи (166), лечения (59), трудоустройства и профобучения (42), предоставления льгот (19). В проверяемых районах жалобы и заявления рассматривались и удовлетворялись правильно, переписка с ними находилась в удовлетворительном состоянии [3, л. 7].

Не менее значимым являлся вопрос с назначением материального содержания семей военнослужащих, инвалидов войны и др. Как следовало из проведенной в 1946 г. проверки деятельности комиссий по назначению пособий и пенсий, в ряде районов Чкаловской области ситуация оставалась напряженной. Дела рассматривались не в установленный срок. В Гавриловском районе комиссия по назначению пособий и пенсий заседала только 2 раза в месяц. 43 заявления, вследствие их неправильного оформления, не разбирались на протяжении 1 - 3 месяцев. Комиссия не контролировала своевременность выплаты пенсий и пособий. По итогам проверки заведующему отделом решением райсовета и приказом по областному отделу по гособеспечению семей военнослужащих объявлен выговор. Сложности возникали и в Кувандыкском районе. Здесь было расхищено 105 тыс. руб. [1, л. 352]. Члены комиссии привлечены к ответственности. Чкаловский облисполком принял решение «О расхищении средств в Кувандыкском районе», согласно которому райисполкомы обязывались улучшить работу отделов гособеспечения и бытового устройства семей военнослужащих и работу комиссии. Областной военкомат разослал отношение всем райвоенкоматам о непосредственном их участии в работе комиссии и ответственности их за правильное назначение пособий и пенсий. Областной финансовый отдел направил аналогичное отношение всем заведующим райфинотделам [1, л. 353].

Как следует из архивных материалов, Чка-ловский областной отдел по государственному обеспечению семей военнослужащих осуществлял периодические проверки деятельности подведомственных районных отделов, направляя их работу. К примеру, в первом полугодии 1946 г. состоялось пять таких проверок в Абдулинском, Буранном, Ново-Покровском, Ново-Троицком, Павловском районах. За первое полугодие было вызвано в облотдел с отчетом о работе отдела 48

заведующих, 6 старших инспекторов и 1 старший бухгалтер Орского городского отдела. На исполкоме облсовета было рассмотрено 11 вопросов, среди которых: «О выполнении постановления СНК СССР №2436 от 21.09.1945 г. и решения исполкома облсовета №1295 от 9.10.1945 г. «О мероприятиях по оказанию помощи семьям погибших воинов, семьям военнослужащих, демобилизованным и инвалидам Отечественной войны», «Об оказании продовольственной помощи хлебом», «О неудовлетворительном состоянии работы по материально-бытовому обеспечению семей военнослужащих в Белозерском районе», «О мерах помощи учащимся - детям семей погибших, инвалидов Отечественной войны, семей военнослужащих и демобилизованных», «О мерах по улучшению обслуживания семей погибших воинов, семей военнослужащих и демобилизованных из РККА» [1, л. 355].

Вопрос улучшения обслуживания семей военнослужащих 26 февраля 1946 г. обсудила пятнадцатая сессия Чкаловского облсовета. Решением №378 от 13 марта 1946 г. утверждался план мероприятий Чкаловского облсобеса по выполнению этих положений. Было принято решение в десятидневный срок организовать проверку прохождения жалоб и заявлений в отделах собеса, обеспечить регулярный созыв заседания районной комиссии по назначению пенсий инвалидам войны и труда, не допуская случаев единоличного разрешения вопросов о назначении пенсии работниками райсобесов. Кроме того, планировалось организовать проведение не реже 1 раза в полугодие финансовых ревизий райсобесов местными финансовыми органами [4, л. 121].

Проверяя выполнение решения пятнадцатой сессии Чкаловского облсовета от 26 февраля 1946 г. облисполком отмечал в целом улучшение работы органов соцобеспечения. На промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах трудоустроено 91% инвалидов Отечественной войны, обучено новым профессиям 103 человека. Обучались в госпиталях, учебном кабинете и на различных предприятиях 972 человека. С начала 1946 г. повышена квалификация 12076 трудоспособных членов семей военнослужащих. Отремонтирована 181 квартира. Проведена сплошная проверка правильности назначения и выплаты пособий и пенсий в 34 райсобесах и 48 отделах по гособеспечению. Обследовано 34 райсобеса и

все районные отделы по государственному обеспечению [5, л. 25]. Тем не менее, неудовлетворительно была организована работа по трудовому устройству инвалидов войны в Абдулинском, Адамовском, Бузулукском районах. Не открыт дом отдыха для инвалидов [5, л. 26].

С целью активизации работы местных органов власти с семьями военнослужащих проводились совещания различного уровня. 27 февраля 1946 г. состоялось совещание заведующих городскими и крупными сельскими районными отделами по гособеспечению семей военнослужащих, на котором присутствовали 15 заведующих отделами [1, л. 356]. Осуществленные меры позволили мобилизовать работу отделов, что было особенно актуально ввиду текучести кадров. Так, за второй квартал 1946 г. сменилось 9 заведующих отделами по причинам: как не обеспечивших работу районного отдела 4 заведующих (Адамовский, Зиянчуринский, Краснопартизанский, Чкалов-ский сельский). Заведующего Орским горотделом выдвинули на должность председателя Орского райсовета. По другим причинам сменилось 4 заведующих (Абдулинский, Бугурусланский, Кагано-вичский (г. Чкалов), Ново-Троицкий) [1, л. 359].

Одним из направлений деятельности местных органов власти Чкаловской области стало решение вопросов обустройства инвалидов Отечественной войны. Для этой категории граждан создавались специализированные дома инвалидов. Организация их работы не раз становилась объектом проверок. Так, 6 января 1947 г. в Головский дом инвалидов был командирован заведующий сектором соцучреждений Н.П. Аверкиев для проверки состояния дома и оказания практической помощи. В доме инвалидов проживало 89 постояльцев, из них 2 человека - инвалиды Отечественной войны, 24 инвалида труда, прочих 62 человека, 3 ребенка. «Палаты доделаны. Остальные помещения - столовая, контора, красный уголок, мастерские - не достроены». Для дома инвалидов местные органы власти в Верхне-Озерном сельсовете приобрели деревянный дом, который, однако, еще не успели перевезти. Дом инвалидов располагал своей пахотной землей в 165 га. Скот насчитывал 14 коров, 13 рабочих быков и 7 лошадей [6, л. 189]. Для оказания помощи Головскому дому инвалидов местные органы власти организовали пошив одеял, облсобес выделил 30 простыней, 40 меховых жилетов, 25 ватных фуфаек, 10 ватных брюк,

20 хлопчатобумажных гимнастерок, 20 хлопчатобумажных брюк, выдал 45 пар ботинок и 20 пар дамских галош, 1009 предметов разной одежды из американских подарков, радиоприемник «Родина», библиотеку на 70 книг. При посредничестве местного исполкома заготовлено 300 куб. метров дров, подвезено 70 куб. метров дров. По решению Чкаловского облисполкома за №28 от 28 января 1947 г. дому инвалидов выделен лесосечный фонд на 50 куб. метров, в то числе деловой древесины 100 куб. метров [6, л. 190].

Аналогичная ситуация сложилась в доме инвалидов, расположенном в с. Городище Краснохолмского района, который был создан в январе 1947 г. на базе бывшего дома престарелых колхозников. Местная администрация выделила под него три деревянных дома. Плановый контингент составлял 60 человек, однако проживало в доме 44 человека. Поведенная проверка установила бедственное положение постояльцев. Инвалиды в материальном отношении обеспечивались очень плохо [6, л. 191]. В целях улучшения материального обеспечения инвалидов облсобес предоставил из своих фондов 10 новых зимних полупальто, 15 новых дамских сорочек, 15 новых хлопчатобумажных платьев, радиоприемник «Родина», 700 американских подарков, 100 кг утиля для переработки на одежду. Для нужд отопления и строительных работ решением Чкаловского облисполкома №28 от 28 января 1947 г. выделен лесосечный фонд в 200 куб. метров, в том числе 56 куб. метров деловой древесины [6, л. 192].

Сложную ситуацию отмечали местные органы власти в Имангуловском доме инвалидов Октябрьского района. При плановом контингенте 110 человек фактически в нем проживало 130 человек. Все помещения требовали капитального ремонта. Не хватало одеял, матрацев. Питание инвалидов осуществлялось за счет фондовых пайков, получаемых в централизованном порядке из Октябрьского райпотребсоюза, и пополнялось из продуктов, полученных от подсобного хозяйства дома [6, л. 193]. На основе материалов проверки финансовой и хозяйственной деятельности дома издан приказ №15/а/ от 8 февраля 1947 г. по областному отделу социального обеспечения: директор дома получил строгий выговор. Облсобес для улучшения материальной обеспеченности дома инвалидов выдал постояльцам 20 полупальто, 1420 американских подарков, радиоприемник,

библиотеку на 100 книг, мануфактуры 250 метров и другие вещи [6, л. 194]. В целом, как свидетельствуют архивные материалы, в положении домов инвалидов, несмотря на предпринимаемые местными органами власти шаги, имелись серьезные недостатки. Областное руководство направляло руководящих работников для проведения проверок, устранения выявленных недостатков в работе. Итоги проверок и меры по устранению недостатков в работе вносились на заседания облисполкома.

Немаловажный вопрос - трудоустройство военнослужащих, инвалидов Отечественной войны, демобилизованных. В 1946 - первом полугодии 1947 г. в Чкаловскую область по демобилизации из армии прибыло большое количество офицерского и рядового состава. Райисполкомы и райкомы партии провели серьезную совместную работу по их трудоустройству, особенно в марте - апреле 1947 г. Однако, как свидетельствуют архивные материалы, в последнее время эта деятельность ослабилась. Так, не выполнялся пункт 7 Закона о демобилизованных в части представления работы не ниже занимаемой вернувшимся до ухода в армию. Кроме того, демобилизованные неудовлетворительно обеспечивались жильем. Отдельные представители по несколько месяцев искали работу. В этих условиях на районные комитеты партии и райисполкомы возлагалась обязанность в десятидневный срок проверить и обсудить вопрос о трудоустройстве демобилизованных по району на бюро райкома ВКП(б) с заслушиванием персонально ответственного за эту отрасль заместителя председателя горрайисполкома, не допуская и в дальнейшем случаев ослабления работы по выполнению закона о демобилизованных по трудоустройству и материально-бытовому обслуживанию. Итоги проверки необходимо было сообщить уже к 1 августа 1947 г.[7, л. 33].

В первом квартале 1948 г. состоялась очередная проверка работы по трудоустройству и материально-бытовому обслуживанию семей погибших воинов, инвалидов войны и труда по Чкаловской области. Произведенной проверкой 4 районных отделов социального обеспечения Чкалова, городского отдела соцобеспечения Бу-гуруслана, Бугурусланского сельского райсобеса и поступивших материалов из 30 районных и городских отделов установлено, что органы соцобеспечения Чкаловской области в основном

правильно организовали работу по трудоустройству и материально-бытовому обслуживанию семей погибших воинов, инвалидов войны и труда. К работе привлечены партийные, профсоюзные, советские и хозяйственные организации, депутаты городских и районных Советов. При горрайсоветах созданы постоянно действующие комиссии по вопросам социального обеспечения, при исполкомах - комиссии по трудоустройству инвалидов Отечественной войны. За пять месяцев 1948 г. райисполкомы рассмотрели около 300 вопросов о работе отделов соцобеспечения. На 1948 г. разработаны и утверждены горрайи-сполкомами планы практических мероприятий по бытовому и трудовому устройству семей погибших воинов, инвалидов войны и труда. По неполным данным, в первом квартале 1948 г. отделы соцобеспечения трудоустроили 480 инвалидов Отечественной войны, 62 инвалида труда и 6867 членов семей погибших воинов. Не работающих инвалидов 3-й группы осталось только 169 человек, хотя на 1 января 1948 г. было 393 человека. В течение первого квартала 1948 г. обучено 443 инвалида Отечественной войны, 48 инвалидов труда и 441 человек из состава семей погибших воинов [3, л. 1]. Произведенная выборочная проверка качества трудоустройства на предприятиях ряда городов и районов области показала, что в подавляющем большинстве случаев инвалиды Отечественной войны определены на работу в соответствии с заключением ВТЭК, многие инвалиды вернулись на свою прежнюю работу. Значительная часть инвалидов, особенно молодые, приобрели новые специальности [3, л. 3].

Анализируя ситуацию с состоянием работы по материально-бытовому обслуживанию и трудовому устройству семей погибших воинов, инвалидов Отечественной войны и труда в первом квартале 1948 г., Чкаловский облисполком отметал, что на 1 апреля 1948 г. в Чкаловской области проживало: рядового и сержантского состава 27719 человек (трудоустроено 92,3%), офицерского состава 2962 (трудоустроено 89,9%). Трудоустроено в госпромышленности и промкооперации 4285, из них рабочие 2387, ИТР - 308, служащих -1066, в сельском хозяйстве - 14170, в том числе в колхозах - 11924, в прочих сельскохозяйственных предприятиях - 2246 [3, л. 8]. При Чкалов-ском горсовете создана постоянно действующая комиссия по соцобеспечению, председателем

которой являлся бывший заведующий облсо-бесом, депутат Шлюндин. Комиссия проверяла состояние трудового устройства и материально-технического обслуживания инвалидов войны, труда и семей погибших воинов на предприятиях и поэтому вопросу заслушивала руководителей предприятий. В районных и сельских Советах эту работу вели культурно-бытовые комиссии [3, л. 16, 17]. Основным недостатком в работе собесов по материально-бытовому обслуживанию являлось недостаточное привлечение общественного актива к работе райсобесов и слабая связь инспекторов с активом [3, л. 18].

К началу 1948 г. в области насчитывалось 7,7 тыс. остронуждающихся семей, из них 5243 семьи погибших воинов, 1843 - инвалидов Отечественной войны и 669 - инвалидов труда. Как показала проверка, райгоротделы соцобеспечения часто неправильно относили отдельные семьи к остронуждающимся. В итоге, в числе остронуж-дающихся семей числились такие, которые имели свой дом, крупный скот, огород, небольшой состав семьи и трудоустроенных. Общий заработок семьи обеспечивал прожиточный минимум. По неполным данным, в первом квартале 1948 г. выведено из нужды 78 семей погибших воинов, инвалидов войны и труда. Во многих городах и районах области осуществлялось шефство и опека предприятий, колхозов, МТС, над инвалидами 1-й группы, и остронуждающимися семьями [3, л. 3]. Шефствующие организации оказывали семьям помощь в ремонте и предоставлении квартир, обеспечивали топливом, снабжали одеждой, обувью и вручали нуждающимся денежное пособие. В Сорочинском районе шефство предприятий, организаций было организовано над 14 семьями воинов и инвалидами 1-й группы. В Красном сельсовете силами художественной самодеятельности поставлен концерт, средства от которого пошли в

фонд помощи. Была куплена мануфактура и обувь, 7 центнеров хлеба [3, л. 4].

В 1948 г. проведена сплошная проверка правильности представления льгот семьям погибших воинов и инвалидам Отечественной войны. По результатам проверки вскрыто и устранено 500 случаев нарушений прав семей. В области числились 450 опекунских советов и 1945 общественных активистов. Однако проведенная проверка на местах показала, что о существовании этих опекунских советов на предприятиях и в организациях не знали. Инспектора райсо редко выезжали в сельсоветы, в колхозы, подворного обхода семей не организовывали, а счетоводы при выезде в сельсоветы свою работу ограничивали просмотром хозяйственных книг сельсовета (Бугурусланский, Ново-Троицкий, Саракташский и др.). Учет семей погибших воинов и особенно остронуждающихся в Чкалове и в районах еще не закончен [3, л. 5].

Таким образом, местные органы власти Чка-ловской области в первые послевоенные годы осуществляли мероприятия по оказанию помощи семьям военнослужащих, демобилизованным, инвалидам Отечественной войны, что выразилось в первую очередь в организации предоставления продовольствия, предметов первой необходимости и жилья. Основной формой взаимодействия власти и указанных категорий населения стали жалобы и обращения, направляемые в местные организации социального обеспечения. Как показало исследование, местные Советы уделяли серьезное внимание работе с жалобами, устраняя недостатки в их рассмотрении и принятии по ним решений на различных уровнях, что позволило преодолевать трудности в оказании помощи остронуждающимся гражданам. Тем не менее, часть жалоб и обращений оставалась неудовлетворенной вследствие различных причин.

14.12.2015

Список литературы::

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-415. Оп. 2. Д. 27.

2. ГАРФ. Ф. А-415. Оп. 2. Д. 24.

3. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 973.

4. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. Р-1014. Оп. 4. Д. 12. Т. 1.

5. ГАОО. Ф. Р-1014. Оп. 4. Д. 36.

6. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 850.

7. Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. 14. Оп. 11. Д. 2.

Сведения об авторе:

Устинова Ольга Юрьевна, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Оренбургского государственного аграрного университета, доцент, кандидат исторических наук, 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, д. 18, тел. (3532) 775932, e-mail: ogau2007@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.