Научная статья на тему 'Деятельность местных органов власти ДАССР в 1946-1950 гг. : успехи и проблемы'

Деятельность местных органов власти ДАССР в 1946-1950 гг. : успехи и проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТЫ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ВЛАСТИ / ДАГЕСТАН / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТРУДНОСТИ / ВЫБОРЫ / ADVICE / RECOVERY PERIOD / AUTHORITIES / DAGESTAN / INDUSTRY / DIFFICULTIES / ELECTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муслимова Наида Тагировна

В статье рассмотрены основные аспекты деятельность местных органов власти Дагестана в 1946-1950 гг. Отмечено, то, что внимание исполнительных органов власти было сосредоточено решении задач восстановительного периода. Активно решались вопросы улучшения медицинского обслуживания трудящихся, школьного образования и т.д. Выявлено расширение масштаба деятельности Советов в связи с ростом хозяйственного и культурного строительства и укрепление работы Советов, совершенствованием методов их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность местных органов власти ДАССР в 1946-1950 гг. : успехи и проблемы»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 2, 2018

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ДАССР В 1946-1950 ГГ.:

УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ

Муслимова Наида Тагировна к.и.н., м.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. Tagir-muslimov@yandex.ru Аннотация:

В статье рассмотрены основные аспекты деятельность местных органов власти Дагестана в 19461950 гг. Отмечено, то, что внимание исполнительных органов власти было сосредоточено решении задач восстановительного периода. Активно решались вопросы улучшения медицинского обслуживания трудящихся, школьного образования и т.д. Выявлено расширение масштаба деятельности Советов в связи с ростом хозяйственного и культурного строительства и укрепление работы Советов, совершенствованием методов их работы. Ключевые слова:

Советы, восстановительный период, власти, Дагестан, промышленность, трудности, выборы.

Naida T. Muslimova PhD (In History), Junior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation Tagir-muslimov@yandex.ru Annotation:

The article describes the main aspects of the activity of the local authorities of Dagestan in 19461950. It was noted that the attention of the executive authorities was focused on solving the tasks of the recovery period. Actively addressed the issues of improving the health care of workers, schooling, etc. The expansion of the scale of the activities of the Soviets in connection with the growth of economic and cultural construction and the strengthening of the work of the Soviets and the improvement of the forms and methods of their work have been revealed.

Keywords:

Advice, recovery period, authorities, Dagestan, industry, difficulties, elections.

После победоносного завершения Великой Отечественной войны Дагестан, как и вся страна, вернулся к мирному созидательному труду. Перед органами власти республики стояла задача восстановления в короткий срок народного хозяйства и его дальнейшего развития. Промышленность и сельское хозяйство должны были превзойти довоенный уровень. На основе роста производства, товарооборота, планировалось увеличение ассигнований на культуру, жилищное строительство и культурно-бытовое обслуживание. Имелось в виду превысить довоенный уровень доходов населения более чем на 30 %. В решении этих задач местные органы власти призваны были сыграть большую роль. Сразу после войны были приняты решения, которые были направлены на улучшение жилищно-бытовых условий и ускорение культурного строительства в республике.

Большую помощь республике в решении экономических и социальных проблем оказывала Российская Федерация. 20 августа 1945 года постановлением Совнаркома РСФСР республике были выделены 600 тыс. рублей на асфальтирование мостовых и тротуаров в Махачкале до конца года общей площадью 5 тыс. кв. метров; 250 тыс. руб. на оборудование гостиниц; 350 тыс. руб. на достройку головных сооружений Гергебельской ГЭС и оборудование радиосвязи на линии электропередач Гергебель-Буйнакск-Махачкала; 150 тыс. руб. на благоустройство садов и скверов, 100 тыс. рублей на восстановление уличного освещения в Махачкале. Было решено продолжить в 1946 году строительство первой очереди водопровода в Махачкале. Совнарком РСФСР обязал Наркомхоз РСФСР и Совнарком Дагестанской АССР разработать в первом полугодии 1946 года схему электроснабжения махачкалинского электроузла. [1]

Большая работа по улучшению условий жизни и труда велась по линии предприятий союзного и федеративного подчинения. Так, наркомат нефтяной промышленности в приказе от 25 августа 1945 года предложил тресту «Дагнефть» составить подробный титульный список жилищно-бытового строительства, закончить в ноябре 1945 года строительство линии электропередачи Махачкала-Буйнакск, провести к 1 ноября 1945 года вторую линию электропередачи Махачкала-Буйнакс, провести вторую линию электропередачи Двигательстрой - Махачкала, закончить монтаж подстанции, распределительных киосков, асфальтирование подъездов к махачкалинским нефтепромыслам. На все эти мероприятия выделялись строительные материалы (цемент, стекло, гвозди, железо, трубы, электрооборудование, краска), как за счет фондов Совнаркома РСФСР, так и за счет фондов наркомата нефтяной промышленности.

Тем же постановлением Совнаркома РСФСР предусматривается составление до начала строительного сезона 1946 года технического проекта строительства Дома Советов в Махачкале, строительство жилого дома на 32 квартиры. Окончание в 1946 году учебного корпуса Дагпединститута и биофизического корпуса Дагмединститута. На эти объекты выделялось 3 миллиона рублей.

Управлению по делам искусств при Совнаркоме РСФСР предложено разработать во втором полугодии 1945 года технический проект строительства в Махачкале театрального здания, а Огизу поручалось обеспечить республику во втором полугодии 1945 года 1 линотипом и оборудованием для цинкографии. [1] Если в военное время основное внимание местных Советов и их исполнительных органов было сосредоточено на удовлетворении нужд фронта, то после победы все внимание было направлено на решение задач восстановительного периода.

2 мая 1945 года XVII сессия Махачкалинского горсовета поставила на обсуждение вопросы улучшения медицинского обслуживания трудящихся города, о подготовке школ в новому учебному году в 1945-1946 гг. Участники сессии: врач городской детской больницы, проф. Подварко, Курлин, доктор Цюпак, главный санинспектор города Жадкевич, проф. Мордвинкин, зав. горздравотделом Шахин подвергли критике работу горисполкома по руководству медикосанитарным обслуживанием населения. В частности, было указано на необходимость быстрее обеспечить проведение в жизнь участкового принципа работы амбулаторно-поликлинических учреждений, практиковать отчеты участковых врачей перед населением, поднять культуру медицинского обслуживания, открыть при городской поликлинике кабинет по обслуживанию инвалидов.

С докладом «О подготовке школ к новому 1945-1946 году» выступил зав. Махачкалинским го-роно т. Кропотов. В новом учебном году намечено расширение школьной сети, организация в школах кабинетов физики, химии, естествознания, военных кабинетов, библиотек и пионерских комнат. [2] Материалы сессии свидетельствуют о том, что местные органы власти республики, в частности городские, и их исполнительные органы оперативно перестроили свою работу. С окончанием войны страна получила возможность своевременно проводить выборы в Советы всех уровней в предусмотренные Конституцией сроки - сессии Советов, заседания исполкомов.

Для решения задач, стоящих перед местными органами власти, необходимо было провести очередные выборы, обновить и пополнить состав местных Советов. 21 декабря 1947 года прошли первые послевоенные выборы в местные Советы Дагестана. В состав 41 районного Совета, 5 городских Советов, 3 районных Советов г. Махачкалы, 4 Советов рабочих поселков и 595 сельских Советов было избрано 8486 депутатов.

В обязанности депутата входило регулярно встречаться с избирателями, отчитываться перед ними о своей работе и высказывать свое мнение о работе совета депутатов трудящихся. Депутат должен вести полный учет всех наказов, замечаний и предложений, которые высказывались избирателями округа, и обязан был добиваться их исполнения.[з, л. 34]

Депутат должен был после каждой сессии встречаться со своими избирателями и рассказывать им о принятых решениях и вести с местными Советами необходимую работу по выполнению решений Совета. [3, л. 35]

Основной организационной формой деятельности Советов депутатов являются сессии, на которых обсуждали и решались важнейшие вопросы хозяйственного и культурного строительства территории. На первых сессиях местных Советов, проходивших в январе 1948 года, были решены организационные вопросы. Президиум Верховного Совета ДАССР 26 декабря 1947 года установил, что исполкомы местных Советов должны быть образованы в следующем составе: а) районные -председатель, заместители председателя, секретарь и 5 членов; б) городские - председатель, заместитель председателя, секретарь и от 6 до 11 членов. Сельские Советы с числом депутатов до 11 избирали исполком в составе председателя, его заместителя и секретаря, а Советы с числом депутатов свыше 11 - председателя, заместителя, секретаря и 4 членов. Президиум Верховного Совета ДАССР указал, что постоянные комиссии местных Советов образуются применительно к местным условиям, при этом как минимум, должны быть образованы следующие постоянные комиссии: а) при районных Советах - бюджетная, сельскохозяйственная, народного образования, здравоохранения, по промышленности и торговле, по дорожному строительству и по благоустройству; б) при городских Советах - бюджетная, народного образования, здравоохранения, по торговле, местной промышленности, коммунального хозяйства; в) при сельских Советах с числом депутатов до 11 - бюджетная, сельскохозяйственная и культурно-бытовая; при сельских Советах с числом депутатов бо-

лее 11 — бюджетная, сельскохозяйственная, культурно-просветительная, по дорожному строительству и по благоустройству.[3, л. 39]

Постоянным комиссиям в практической работе Совета, их связям с массами придавалось большое значение. Задачами постоянных комиссий являлись оказание содействия Совету в успешном выполнение народнохозяйственных планов, дальнейшем повышении материального и культурного уровня трудящихся, а также в выполнении других задач стоящих перед Советами.

Это содействие должно было осуществляться путем разработки комиссиями проектов мероприятий Совета по важнейшим отраслям его деятельности, а также участие в подготовке и проведении сессий, выступлений с докладами и подготовке решений Совета. Постоянные комиссии должны принимать активное участие в проведении в жизнь решений Совета и его исполнительного комитета.

В работу постоянных комиссий должны были широко вовлекаться советский актив, передовики МТС, лучшие колхозники, специалисты соответствующих отраслей. Правом решающего голоса в постоянной комиссии пользовались те депутаты, которые избраны в состав данной комиссии.

Новый состав местных Советов, особенно городских, активно включился в работу по выполнению народно-хозяйственных планов, дальнейшему улучшению жилищных условий и культурно-бытовых условий населения республики. Производство товаров народного потребления в первые послевоенные годы не удовлетворяло нужды населения. В основном оно пользовалось теми вещами, которые были приобретены еще в довоенные годы. Одежда и обувь в ограниченном количестве распределялись по карточкам.

Поэтому Махачкалинский городской исполком в первые послевоенные годы уделял значительное внимание деятельности мастерских по ремонту обуви (мастерские при плане производства 130 тыс. руб. отремонтировали обуви на 132 тыс. рублей), головных уборов и работу швейных мастерских. Отмена карточной системы и развитие государственной торговли значительно улучшили снабжение трудящихся непродовольственными товарами, возрос выпуск продукции предприятиями местной промышленности. Местные Советы, и их исполкомы требовали от руководителей предприятий местной промышленности улучшения качества и увеличения ассортимента выпускаемой продукции.[4, л. 15]

Серьезное внимание уделяли городские исполнительные советы вопросам экономии сырья и материалов. Они требовали вести индивидуальный учет каждого рабочего по экономии сырья и материалов. Обращалось внимание руководителей предприятий местной и кооперативной промышленности на необходимость дальнейшего расширения производств и механизации трудоемких процессов производства.

Ответственные задачи стояли перед местными Советами в деле развития сельского хозяйства. Успешное проведение сева, качество полевых работ, своевременное выполнение государственного плана заготовок, пополнение семенного фонда, доходы колхозов - все эти и многие другие вопросы сельскохозяйственного производства были в центре внимания местных Советов.

Рычагами, с помощью которых местные органы власти должны были осуществлять эти задачи: своевременно доводились до колхозов, контролировали выполнение утвержденного производственного плана сельскохозяйственных работ; организацию и ход соцсоревнования внутри сельского совета между колхозами, бригадами и звеньями и колхозниками за своевременное и качественное проведение весеннего сева, за высокий урожай сельхозкультур, за увеличение общественного скота поголовья и повышению его продуктивности.[5, л. 19]

Сельские советы должны были оказывать всемерную помощь колхозам в повышении производительности труда, укреплении трудовой дисциплины, устранении недостатков в организации труда.[5, л. 19]

Немалое место в работе местных органов власти занимали и вопросы повышения материального благосостояния и культурного обслуживания населения. Все что касалось запросов трудящихся - торговля, медицинское обслуживание, работа культурно-просветительских учреждений, школ, коммунально-бытовых предприятий и т.д. - являлось предметом забот местных органов. Несмотря на то, что города республики не подвергались разрушению, жилищно-бытовое положение трудящихся в городах Дагестана было тяжелым.

Выполняя решение первой сессии Каспийского городского Совета и наказ избирателей за 1952 год - по линии ОКСа завода было построено и введено в эксплуатацию 7 жилых домов, общей площадью в 3114 кв.м., обеспечив выполнение плана на 103,8%. Отпущенные ассигнования на новое

строительство освоены на 100%. В сжатые сроки закончено строительство неполной средней школы на 440 учащихся и пионерский лагерь на 100 человек. [6, л.15].

Но государственное жилищное строительство еще не было в состоянии обеспечить нуждающихся жильем. Поэтому максимально использовались средства населения для строительства индивидуальных жилых домов. Индивидуальным застройщикам оказывало большую помощь государство, предоставляя долгосрочные кредиты.[7, с.180].

В постановлении исполкома Каспийского городского совета говорилось, что в Каспийске по состоянию на 1952 год в городе имелось 291 законченное строительство индивидуальных домов с общей площадью 9603 кв. метров. В порядке помощи за 1952 год выдано госсуды 300 тыс. рублей индивидуальным застройщикам для приобретения стройматериалов. Исполком планировал в 1953 г. добиваться организации в городе филиала «Востоклеса» и потребовать от управляющего отделением Дагторга полной выборки выделяемых фондов строительных материалов и реализации их населению. [6, л.15].

Районные Советы Дагестана на своих сессиях утверждали бюджеты на текущий год, обсуждали вопросы сельского хозяйства, рассматривали мероприятия по организационно-массовой работе. На сессиях сельских Советов обсуждали вопросы подготовки к весеннему севу, о благоустройстве, о ходе зимовки скота и др. К примеру, Джамбинский сельский Совет Ахтынского района в первом полугодии 1948 года провел 5 сессий, на которых было решено 15 вопросов, среди них 2 доклада председателя колхоза, доклады председателя сельского Совета о ходе выполнения решений исполкома и сессий, доклады директора школы, постоянных комиссий. Тот факт, что на 6 месяцев председатель колхоза дважды отчитывался перед сельским Советом о своей работе, свидетельствует о том, что в данном сельсовете хорошо поставлена проверка исполнения решений.

Важным стимулом в улучшении работы сельских Советов было социалистическое соревнование между сельскими Советами. Главными критериями в соревновании были: плановость в работе сельского Совета, успешное выполнение государственных заданий по хозяйственному и культурному строительству, работа по благоустройству населенных пунктов, ремонту мостов и дорог. [8, л.2].

При подведении итогов социалистического соревнования сельских Советов за II квартал 1949 года Совет Министров ДАССР признал победителями Дигбашинский сельский Совет Дахадаевско-го района, Хариколинский сельский Совет Хунзахского района и Верхне-Казанищенский сельский Совет Буйнакского района. [9].

В центре внимания городских Советов были вопросы развития местной промышленности, благоустройства, ремонта жилого фонда, народного образования, здравоохранения и торговли. Непосредственное и оперативное руководство всеми отраслями государственной деятельности данного Совета лежало на исполнительном комитете. Наиболее действенной формой контроля и оценки работы исполкома было обсуждение отчетов исполкомов, его отделов и управлений на сессиях Советов. За время деятельности Советов второго созыва на сессиях отчиталось большинство исполкомов. [10, с.244].

Постепенное улучшение работы местных Советов Дагестана привело к усилению их роли в решении вопросов местной жизни. Положительной чертой деятельности местных Советов являлось непростое преобладание вопросов хозяйственного и социально-культурного строительства, а значительное усиление организаторской роли Советов в их решении. [10, с.247].

Характерной особенностью деятельности, городских Советов третьего созыва являлось значительное усиление внимания к организационно-политическим вопросам. Городские Советы Дагестана в 1950 и 1951 гг. специально обсуждали мероприятия, связанные с подготовкой и проведением выборов в Верховные и местные Советы, рассматривали вопросы улучшения организационно-массовой работы, выполнения наказов избирателей, организации социалистического соревнования между городами. Непростое преобладание вопросов хозяйственного и социально-культурного строительства, а значительное усиление организаторской роли Советов в их решении. Это было вызвано, с одной стороны, расширением масштаба деятельности Советов в связи с ростом хозяйственного и культурного строительства. С другой стороны, это было обусловлено укреплением работы самих местных Советов, совершенствованием форм и методов их работы.

Районные, городские и сельские Советы и их исполкомы обсуждали и решали вопросы развития промышленности, сельского хозяйства, народного образования, здравоохранения, торговли, жилищного строительства, благоустройства городов и селений. В своем отчете Каспийскому город-

скому Совету председатель Каспийского исполкома Булыгин отмечал, что работа исполкома Каспийского городского совета проходила под знаком мобилизации трудящихся города на выполнение и перевыполнение государственных планов развития народного хозяйства, коренного улучшения работы предприятий и организаций призванных обслуживать материальные и культурные запросы трудящихся.

Недостатком работы местных органов власти в восстановительный период было не обеспечение исполкомами многих советов должной подготовки к проведению сессий, слабое вовлечение в эту работу постоянных комиссии, что отрицательно сказывалось на деятельности депутатов. На сессиях многих Советов значительное число депутатов не присутствовало, и имели место случаи проведения сессии при отсутствии кворума. Так в отчете исполкома Махачкалинского городского Совета за 1951 год отмечалось: «депутаты пребывающие на сессию едва покрывают потребности кворума». [6, л.15]. На наш взгляд, такое положение можно объяснить инерционными процессами, в деятельности советов, которые не смогли быстро перестроить свою работу в условиях мирного времени.

Определенной части депутатов оказались не по плечу задачи стоящие перед избранниками народа. Говоря об активности депутатов в отчете о работе исполкома Гунибского районного Совета за 1951 год называются всего три фамилии: Дибировой П. (Ругуджинский избирательный округ), Курбанова А.Г. (Хиндахский избирательный округ), Омарова Д. (Чохский избирательный округ).

Среди депутатов были и такие на которых можно было равняться и нужно было брать пример. Депутатат Казаров С.М., заслуженный врач РСФСР (член исполкома Махачкалинского городского Совета и зам. Председателя комиссии здравоохранения). Казаров С.М. добился, чтобы Дагрыбтрест установил регулярное движение пассажирского автобуса между Махачкалой и поселком Лопатино; поставил вопрос о строительстве новой школы в поселке Лопатино перед Министерством рыбной промышленности. Встретился в Махачкале с министром рыбной промышленности т. Ишковым, который дал главку указания о выделении средств на строительство школы и отпуска материалов для этого.[8, л.29].

Слабо была еще поставлена работа по вовлечению депутатов в практическую деятельность Советов. Депутатам не оказывалась помощь в организации отчетов перед избирателями и они не привлекались к подготовке сессий.

Областная партийная организация, республиканские органы власти принимали меры к устранению недостатков в деятельности местных Советов Дагестана и постоянное внимание, уделяемое местным Советам, способствовало улучшению их работы. Все больше Советов стали проводить сессии в конституционные сроки; значительно расширился круг вопросов обсуждаемых на сессиях районных и городских Советов. В 1952 году многие районные Советы обсудили вопрос об улучшении работы с депутатами и постоянными комиссиями, о мерах ликвидации Устава сельскохозяйственной артели. Избербашский и Каспийский городской Советы обсудили на сессиях вопрос о ходе выполнения наказов избирателей, а также об отчетности депутатов перед избирателями. Махачкалинский городской Совет обсудил вопрос о мерах улучшения воспитательной работы в школах и детских учреждениях. Хасавюртовский городской Совет обсудил на сессии вопрос о состоянии разбора жалоб и заявлений трудящихся в горисполкоме и его отделах. На сессиях был рассмотрен и ряд других вопросов, которые раньше районными и городскими Советами не обсуждались. Постоянные комиссии районных Советов стали чаще выступать на сессиях с содокладами. Если за весь 1951 год ими было сделано 54 содоклада, то уже за первое полугодие 1952 года - 40. Постоянные комиссии стали чаще отчитываться перед Советами. [10, ^249]. То есть органы местной власти теперь решали не только общие задачи, но стали ближе к проблемам конкретного избирателя.

22 февраля 1953 года состоялись очередные выборы в местные Советы депутатов трудящихся РСФСР. Перед местными Советами нового созыва стояли большие задачи как в области развития промышленности, сельского хозяйства, так и в повышении материального благосостояния дагестанцев.

Сессии Советов нового созыва проводились в соответствии с Конституцией республики. Однако многие недостатки в работе местных органов власти предыдущего созыва еще не были изжиты. Исполкомы как и раньше, не принимали мер к повышению активности депутатов на сессиях; число депутатов районных Советов, принимавших участие в обсуждении вопросов, оставалось невысоким. В основном на сессиях выступали депутаты из числа руководящих работников. Некоторые ис-

полкомы районных Советов приглашали на сессии лиц, не являющихся депутатами, в количестве, в два раза большем, чем число присутствовавших депутатов.[10, с.250].

При значительном расширении прав Советов, часть из них перестала вникать в конкретные вопросы экономики. Так, Буйнакский и Казбековский районные Советы не рассматривали на сессиях вопросов о выполнении бюджета за 1952 г. и не утвердили бюджет на 1953 год. Такие животноводческие районы, как Дахадаевский, Докузпаринский и Чародинский ни разу не обсуждали на сессиях вопросов о развитии животноводства, о заготовке кормов, о подготовке к зимовке скота. [11, с.150]. ^ ^

В 1954 году организационный уровень работы районных Советов по сравнению с 1953 годом снизился. За первое полугодие 1954 года 25 районных Советов нарушили сроки созыва сессий. [10, с.250].

Местные Советы Дагестана, выполняя постановление ЦК КПСС от 22 января 1957 года «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами», проделали определенную работу для улучшения организационной работы, повернулись лицом к конкретным вопросам хозяйственного и культурного развития.

Выполнение постановления ЦК КПСС от 22 января 1957 года способствовало появлению и развитию новых форм организационно-массовой работы. Одной из таких форм стало проведение выездных сессий. Выездные сессии давали положительные результаты. Такие сессии обеспечивали депутатам возможность лично знакомиться с положением дел на местах и принимать по обсуждаемым вопросам конкретные решения.

Значительную роль в повышении роли Советов, в укреплении их связи с массами, привлечении трудящихся к государственному управлению принадлежала постоянным комиссиям. Задачами деятельности постоянных комиссий было содействие успешному выполнению народнохозяйственных планов, повышению культурного уровня трудящихся, организации социалистического соревнования, дальнейшему вовлечению трудящихся масс в советское государственное строительство. Там, где работе постоянных комиссий уделялось необходимое внимание, где им оказывалась необходимая практическая помощь - там они приносили большую практическую помощь.

В «Памятке депутата», изданной исполнительным комитетом Буйнакского городского Совета в 1957 году в конспективной форме излагается материал о правах и обязанностях депутата, работе постоянных комиссий. Такая форма работы с депутатами, наверно, тоже принесла определенную пользу.

Восстановительный период стал временем, когда местные советы республики смогли вернуться к демократическим методам в своей деятельности, были приняты законодательные акты, повышающие организаторскую роль советов в хозяйственном и культурном строительстве. Многие местные советы республики не смогли оперативно перестроить свою работу, изжить такие недостатки в своей работе, как срыв сессии, отсутствие кворума.

Но, несмотря, на эти недостатки, как убедительно свидетельствуют как архивные материалы, так и газетные публикации того периода, местные органы власти республики сыграли большую положительную роль в восстановлении народного хозяйства, решении жилищно-бытовых и культурных запросов дагестанцев.

Список литературы:

1. Дагестанская правда. 21 сентября 1945.

2. Дагестанская правда. 25 мая 1945.

3. Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее ЦГА РД). Ф. 168-р. Оп. 43. Д. 83. Л. 34.

4. ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 40. Д. 47- Л. 15.

5. ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 40. Д. 55. Л. 19.

6. ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 40. Д. 81. Л. 15.

7. Мирзабеков М.Я., Ананьева Е.С., Юнаева В.Д. Культура дагестанского города XX в. Махачкала, 2007.

8. ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 40. Д. 23. Л. 2.

9. Дагестанская правда. 5 августа 1949.

10. Казанбиев МА. Создание и укрепление национальной государственности. Махачкала, 1970.

11. Мирзабеков М.Я. Культурное строительство на селе в 1959-1970 годах (по материалам Дагестанской АССР). Дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.