Научная статья на тему 'Деятельность медицинских учреждений Тульской губернии в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг'

Деятельность медицинских учреждений Тульской губернии в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧЕБНАЯ УПРАВА / ТУЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ЗЕМСКИЕ ВРАЧИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков П. В.

Помощь медицинских учреждений во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. представляет существенный интерес. Круг обязанностей врачебной управы включал наблюдение за лазаретами, госпиталями и аптеками, назначение лекарей, физическое и топографическое описание губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность медицинских учреждений Тульской губернии в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг»

16.Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.47. Л.178.

17.Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.47. Л.171.

18.Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф.745, оп.1, д.47. Л.125.

S. Е .Matveev.

The Organization of Public Militia in Pskov Region in 1917.

The article describes the main stages of law enforcement agencies ’ reorganization in Russia in 1917. Due to the difficult social and political situation in the country, the reorganization of law enforcement agencies was impetuous in all the regions of the country. The main stages of new law enforcement agencies’ system of the country during its transitional phase are shown on the example of Pskov region.

Квy Words:police, delinquency, militia, people’squads.

Получено 23.03.2010

УДК 51 (091) (470.312) «1877-1878»

П.В. Поляков, канд. истор. наук, доц., (4872) 35-22-00, history@tsu.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРИОД РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1877-1878 гг.

Помощь медицинских учреждений во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. представляет существенный интерес. Круг обязанностей врачебной управы включал наблюдение за лазаретами, госпиталями и аптеками, назначение лекарей, физическое и топографическое описание губернии.

Ключевые слова: врачебная управа, Тульская губерния, русско-турецкая война, медицинская помощь, земские врачи.

60-70-е гг. XIX в. в России - время крупномасштабных преобразований, ставших первым этапом построения гражданского общества и получивших у современников название Великих Реформ.

Военная реформа 1874 г. завершила эти преобразования. Она была направлена на превращение русской армии из рекрутской в массовую армию современного типа. Этот процесс был замечательным образом описан видным отечественным военным теоретиком А.А. Свечиным: «... рационализация труда, экономил в человеческом материале...», представляет лейтмотив творчества Милютина и в военном строительстве. Его организационные достижения могут быть характеризованы следующими цифрами: николаевская армия, при мирной численности в 910 тыс., выставляла 29 пехотных дивизий; милютинская армия, при мирном составе в 666 тыс., выставляла 48 пехотных первоочередных дивизий; итого, в организационном отношении, личный состав армии

использовался в 2,24 раза рациональнее (31,4 тыс. и 13,9 тыс. мирного состава на пехотные дивизии). В действительности коэффициент повышения рационализации использования человеческого труда в армии был еще выше, так как милютинская армия отказалась от сотен тысяч солдатских детей, крепостных рабочих военной промышленности, крепостных крестьян военных поселений.

Эти резкие организационные достижения стали возможными вследствие общего отказа государства от натурального хозяйства, игравшего в николаевскую эпоху еще крупную роль. Денежные расходы на одного солдата милютинской армии (мирного состава) повысились до 225 рублей в год (считая в том числе все расходы военного министерства), т. е. больше чем втрое по сравнению с николаевской армией. Это повышение денежных расходов на армию стало возможным лишь благодаря переходу государства на новую ступень экономического развития, и в то же время освободило население государства от ряда тяжелых натуральных повинностей — по постою, набору, транспорту, фуражному довольствию, крепостному труду. Оно позволило резко повысить санитарное состояние армии, ежегодная смертность в войсках уменьшилась больше чем втрое, с 3,7 % до 1,1 %; начал накапливаться запас» [1, с. 339]. К сожалению, последовавшая вслед за реформой мобилизация и русско-турецкая война 1877-1878 гг. вскрыли ряд недостатков в организации вооруженных сил царской России.

Большинство исследователей уделяют внимание военному аспекту реформы, в то время как существенный интерес представляет реорганизация вспомогательных учреждений, в частности, медицинских.

Следует отметить, что медицинское обслуживание вооруженных сил во многом находилось на уровне XIX в. и осуществлялось преимущественно силами МВД, на местах - врачебными отделениями губернского правления.

Врачебные управы были учреждены в России на основании высочайше утвержденного доклада Медицинской коллегии «Об учреждении медицинских управ» от 19 января 1797 г. Целью их создания являлось «наблюдение за воинской и гражданской частью в губерниях» [2, т.24, №17743]. Штат управы состоял из инспектора, оператора и акушера, имеющих звание доктора или штаб-лекаря. Помимо медицинских и профилактических мероприятий в губернии круг обязанностей управы включал наблюдение за лазаретами, госпиталями и аптеками, назначение лекарей, физическое и топографическое описание губернии [Там же]. В случае начала военных действий инспектор и оператор направлялись в действующую армию в составе своих дивизий.

В сентябре 1798 г. вышел указ Военной Коллегии «О предписании всем полкам и командам чтоб они по врачебной части относились к врачебным управам», согласно которому медицинское обслуживание военно-

служащих гарнизона окончательно передавалось врачебной управе. «Врачебная управа должна быть блюстителем здравия всей губернии, подчиняя себе не только врачей уездных и служащих при войсках..., но и госпитали, лазареты, аптеки» [2, т. 27, № 21105].

В начале 70-х гг. XIX в. подобная ситуация, в целом, сохранялась, однако возросшие потребности вооруженных сил требовали привлечения дополнительных ресурсов. На примере деятельности Врачебного отделения Тульского губернского правления можно представить состояние военно-медицинских учреждений России в период войны 1877-1878 гг.

Устав 1874 г. содержал указание на возможность замены при необходимости военного врача городовым или уездным, а если такового не окажется - земским или частным. Мобилизация 1876 г. потребовала от командования военных округов привлечения гражданских врачей, поскольку оказалось невозможным даже выполнить распоряжение о назначении по одному военному врачу во все присутствия. В связи с этим в губернию поступило предложение Министерства внутренних дел «назначить вместо военных врачей медиков гражданского ведомства». В результате почти во все присутствия Тульской губернии были назначены городовые и земские врачи. Эта часть мобилизационных мероприятий была выполнена быстро и оперативно, впрочем, как и во всех мобилизуемых округах [3, л. 9]. Начало военных действий потребовало вскоре принятия и других дополнительных мероприятий.

1 октября 1877 г. в Туле был открыт лазарет гарнизонного батальона, где оказывалась помощь раненым с театра военных действий и больным всех военных команд губернии, а также пленным туркам, прибывшим из-под Никополя 31 июля 1877 г..

В отчете Тульской губернской земской управы за 1875-1876 гг. в разделе «Общественное призрение» отмечалась необходимость в случае «открытия военных действий отвести в городской земской больнице до 80 кроватей для больных и раненых воинов» [4, с. 49-93]. Действительно, во время войны помимо военных лазаретов и госпиталей Красного Креста в 1877-1878 гг. в Тульской губернской земской больнице находилось на излечении 80 раненых и больных военнослужащих, содержание и лечение которых взяло на себя земство. В 1876 г. при больнице были открыты шестинедельные курсы для сиделок. Слушательницами их стали 12 монахинь тульского монастыря и 12 горожанок. Лекции по уходу за больными читались им ординаторами безвозмездно [4, с. 49-9 3 ] В это же время врачи проводили подготовку учениц акушерской школы по программе Красного Креста. Все они выдержали экзамен на звание сестер милосердия Красного Креста и поступили на службу в лазареты, а две были направлены в действующую армию на Кавказ [4, с. 49-93; 5, л. 6].

19 ноября 1877 г. Медицинский департамент МВД известил тульского губернатора о растущей потребности армии и временных госпиталей в

медицинских работниках, причем «единственным контингентом впредь до выпуска молодых врачей в 1878 г. остаются вольнопрактикующие и сверхштатные врачи, подлежащие призыву на военную службу по собственному желанию» [6, с. 14]. При этом Главное медицинское управление надеялось в обязательном порядке мобилизовать из их числа не менее 300 человек для нужд действующей армии. Однако Военное министерство воспротивилось этому намерению, отметив, «что и без новых обязательных для врачей правил, все те из них, которые ... могут служить добровольно, по собственному патриотическому побуждению, предложат свои услуги». В связи с этим, министр внутренних дел А.Е. Тимашев просил тульского губернатора предоставить сведения обо всех земских, городовых, отставных и иных врачах, занимающих штатные должности, не позднее 11 февраля 1878 г. [6, с. 14].

Однако расчет на энтузиазм врачей себя не оправдал, главным образом, в силу организационных причин - не было указания, какие именно категории подлежат призыву и какие основания следует считать уважительными для отказа. В результате большинство врачей губернии подали рапорты о невозможности принять предложение Главного медицинского управления. Свой отказ они мотивировали различным образом вплоть до нежелания отправляться на театр военных действий.

В результате в Тульской губернии рапортовали о своей готовности «служить по военному ведомству» лишь уездный врач Белевского уезда К.А. Сарандино и земские врачи г. Ефремова П.А. Поляков и С.Г. Озеров. Все они были хирургами и «пользовались как врачи весьма хорошей репутацией».

К.А. Сарандино и С.Г. Озеров получили направление в Кавказскую армию, а П.А. Поляков не мог быть принят, так как мог поступить на военную службу только на срок от трех до четырех месяцев, а не до окончания военных действий, на чем настаивал Медицинский департамент (хотя в действительности война закончилась еще раньше) [6, с. 14].

Подводя итог данному мероприятию, можно отметить, что эффект его был невелик, но следует признать, что большинству врачей поступить на военную службу помешали служебные обязанности или состояние здоровья. В это же время большинство земских и частных врачей, помимо основной деятельности, работали в гарнизонном госпитале или лазарете Красного Креста г. Тулы.

Помимо решения организационных вопросов и командирования врачей в действующую армию, в задачи управы входило оказание медицинской помощи раненым, прибывающим с театра военных действий. Особого внимания заслуживают мероприятия по предотвращению эпидемий среди пленных турок.

В соответствии с рапортом тульского полицмейстера к 30 января 1878 г. в Туле насчитывалось 493 пленных, из них 90 больных, преимуще-

ственно, тифом (70 человек). В уездах губернии к этому времени насчитывалось около 200 больных тифом пленных, из них около 20 человек умерло. 2 февраля 1878 г. была создана Комиссия о турецких военнопленных во главе с генерал-адъютантом князем С.П. Голицыным. Положение об образовании Комиссии было направлено во все губернии, где находились пленные турки.

На тульское врачебное отделение была возложена обязанность следить за продовольственным обеспечением находящихся в губернии военнопленных, осуществлять противоэпидемические мероприятия. 15 февраля 1878 г. Тулу посетили члены Комиссии - генерал-майор Ермолов и дивизионный врач статский советник Вержбицкий. Согласно их рапорту от 28 февраля 1878 г., в Тульской губернии в это время находилось 798 военнопленных, в том числе в Туле - 601. Содержались они в двух частных домах, нанимаемых городом (офицеры - на частных квартирах). Питание пленных, их внешний вид производили хорошее впечатление. Больные помещались в лазарете гарнизонного батальона (97 человек) и земской больнице (12 человек). «Пользование больных в отличном порядке». Всего с лета 1877 г. из числа пленных выздоровело 82, умерло 43 человека. Причиной заболевания послужили 180 пленных, прибывших из-под Плевны и Шипки в истощенном состоянии, вследствие лишений, вызванных условиями осадной войны и неудобствами транспортировки. Среди них умерло 40 человек. Случаев заболевания тифом среди жителей Тульской губернии не было. [7, л. 13]

После совещания с местными властями, комиссия пришла к выводу о необходимости уменьшить распространение болезни «ввиду приближения весны и невыгодного в санитарном отношении» положения города Тулы. Было решено осуществлять дезинфекцию вагонов с военнопленными в сочетании с медицинским осмотром всех вновь прибывающих. Министерство внутренних дел выделило для погребения умерших пленных сверхсметный кредит. Земских врачей обязали раз в неделю осматривать пленных [7, л. 13].

Принятые меры себя оправдали - эпидемия тифа в губернии распространения не получила, а смертность среди пленных была сведена к минимуму. Вообще, обращение с турецкими пленными в России было очень гуманным, о чем свидетельствовали воспоминания врача А.В. Елисеева, посетившего Турцию в 1881 г.: «Во всех городах турецкого Востока мне невольно бросалось в глаза. изменение к лучшему отношения мусульман к русскому имени. Война и сотни тысяч пленных, побывавших в хлебосольной Московии, с самой выгодной стороны повлияли на все слои населения империи» [8, с.23]. Аналогичные сведения содержатся в воспоминаниях сотрудника русского консульства в Адрианополе Ю.А. Карцева: «Все турецкие военные, солдаты и офицеры, возвратившиеся из русского плена, были преисполнены чувством горячей признательности за оказанное им в

России гостеприимство. Симпатии наших недавних врагов могли бы стать могучим подспорьем для искусной политики» [8, с.23].

Подводя итог врачебным мероприятиям в Тульской губернии, можно отметить, с одной стороны, безусловный профессионализм врачей всех уровней, качественное медицинское обслуживание больных и раненых, эффективность противоэпидемических мероприятий. Однако в то же время еще на стадии ограниченной мобилизации ощущалась нехватка подготовленных кадров, разногласия между различными инстанциями Военного министерства, МВД, земских учреждений. Деятельность врачебных заведений того времени в существующей обстановке следует считать достаточно позитивной, но не выходящей за пределы самообеспечения.

Список литературы

1. Свечин А.А. Эволюция военного искусства, Т. 2. М.;Л.: Военгиз,

1928.

2. Полный Свод Законов Российской Империи 1.

3. ГАТО. Ф. 744. Оп. 1, Д. 349

4. Отчет Тульской губернской земской управы о действиях ее с 1/IX 1875 г. по 1/X 1876 г. Тула, 1877.

5. ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 95.

6. ГАТО, Ф. 744. Оп. 1. Д. 637.

7. ГАТО, Ф. 744. Оп. 1. д. 687.

8. Шеремет В. «Мужикистан» и «Туретчина»// Родина, 1998, № 5-6.

P.V.Poljakov.

The activities of medical institutions of Tula region during Russian-Turkish war 1877-1878.

The help of medical institutions during Russian-Turkish war 1877-1878 are very interesting. The range of duties of medical board included control for sick quarters, hospitals, and pharmacies, appointment of doctors, physical and topographical description of region.

Kew words: medical board, Tula region, Russian-Turkish War, medical help, doctors of Zemstvo.

Получено 12.03.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.