Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС-КЛУБА «SKY»'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС-КЛУБА «SKY» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
620
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фитнес-клуб / SWOT-анализ / сильные и слабые стороны / возможности / угрозы / fitness club / SWOT analysis / strengths and weaknesses / opportunities / threats

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лифарь Евгения Викторовна, Власенко Татьяна Васильевна, Ткаченко Павел Анатольевич

Дана характеристика развития фитнес-индустрии в Хабаровске. Представлен SWOT-анализ развития фитнес-клуба «SKY». Выявлены сильные и слабые стороны, угрозы и возможности организации на основе экспертной оценки с целью привлечения новых и удержания действующих клиентов фитнес-клуба. Предложено поэтапное исследование организации, отражающее ее текущее состояние во взаимосвязи с внешней и внутренней средой, элементом которого является SWOT-анализ при разработке стратегических и маркетинговых планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лифарь Евгения Викторовна, Власенко Татьяна Васильевна, Ткаченко Павел Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE MARKETING SERVICE ON THE EXAMPLE OF THE FITNESS CLUB "SKY"

The characteristic of the development of the fitness industry in Khabarovsk is given. A SWOT analysis of the development of the SKY fitness club is presented. The strengths and weaknesses, threats and opportunities of the organization are identified based on expert assessment in order to attract new and retain existing clients of the fitness club. A phased study of the organization is proposed, reflecting its current state in relation to the external and internal environment, an element of which is a SWOT analysis in the development of strategic and marketing plans.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС-КЛУБА «SKY»»

УДК 796.01:339.138 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-1-40-46

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС-КЛУБА «SKY»

Е.В. Лифарь, Т.В. Власенко, П.А. Ткаченко

Дана характеристика развития фитнес-индустрии в Хабаровске. Представлен SWOT-анализ развития фитнес-клуба «SKY». Выявлены сильные и слабые стороны, угрозы и возможности организации на основе экспертной оценки с целью привлечения новых и удержания действующих клиентов фитнес-клуба. Предложено поэтапное исследование организации, отражающее ее текущее состояние во взаимосвязи с внешней и внутренней средой, элементом которого является SWOT-анализ при разработке стратегических и маркетинговых планов.

Ключевые слова: фитнес-клуб, SWOT-анализ, сильные и слабые стороны, возможности, угрозы.

ACTIVITIES OF THE MARKETING SERVICE ON THE EXAMPLE OF THE FITNESS CLUB "SKY"

Lifar E.V., senior lecturer, eivan250581@ ya.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Vlasenko T.V., candidate of economic sciences, associate professor, t.v.vlasenko@yan-dex.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Tkachenko P.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, deputy director of institute, pavel.tkachenko@mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State University of Railway Transport

The characteristic of the development of the fitness industry in Khabarovsk is given. A SWOT analysis of the development of the SKY fitness club is presented. The strengths and weaknesses, threats and opportunities of the organization are identified based on expert assessment in order to attract new and retain existing clients of the fitness club. A phased study of the organization is proposed, reflecting its current state in relation to the external and internal environment, an element of which is a SWOT analysis in the development of strategic and marketing plans.

Key words: fitness club, SWOT analysis, strengths and weaknesses, opportunities, threats.

Лифарь Евгения Викторовна, старший преподаватель, eivan250581@ya.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

Власенко Татьяна Васильевна, канд. экон. наук, доц., t.v.vlasenko@yandex.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

Ткаченко Павел Анатольевич, канд. пед. наук, доц., зам. директора института, pavel.tkachenko@ mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточный государственный университет путей сообщения

В современном мире процесс управления спортивным маркетингом сложный и экономически затратный. Тем не менее, каждая спортивная организация заинтересована в своей эффективной работе, конечным результатом которой должна быть прибыль. Для этого в спортивных организациях образуются отделы маркетинга, то есть специализированные подразделения, действующие на основе принципов и методов маркетинга.

Создание маркетинговой службы не решает всех проблем по привлечению новых клиентов, поэтому в исследовании

решили рассмотреть основные элементы маркетинговой службы и попытаться выявить основные ошибки в работе фитнес-клубов.

Целью исследования является анализ и совершенствование деятельности маркетинговой службы фитнес-клуба «Sky».

Задачи исследования:

1) провести оценку положения и проанализировать потребитель -ские предпочтения услуг физической культуры и спорта фитнес-клуба «Sky» на рынке г. Хабаровска;

2) разработать рекомендации совершенствования деятельности маркетинговой службы для фитнес-клуба «Sky», дать экономическое обоснование предложенных рекомендаций.

Методы и организация исследования. Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, анализ документальных и статистических материалов, социологический опрос (анкетирование), моделирование, SWOT-анализ.

Организация исследования. На первом этапе (2020-2021 г.) проводились анализ и обобщение литературных источников по стратегическому планированию, прогнозированию, управлению кадрами и целевым ком -плексным программам.

На втором этапе исследования (2021 г.) анализировались статистические данные по отчетам фитнес-клуба «Sky». Было проведено социологическое исследование среди посетителей данного фитнес-клуба.

На третьем этапе (2022 г.), после анализа и сравнения полученных в ходе исследования данных, были разработаны рекомендации и экономиче -ское обоснование по совершенствованию деятельности маркетинговой службы фитнес-клуба «Sky».

Результаты исследования и их обсуждение. Рынок фитнес-инду-стрии в России очень молод, поэтому направление развития выглядит перспективным.

На сегодняшний день в России открыто 3,5-3,7 тысячи спортивных клубов, а объем рынка российской спортивной индустрии не превышает 1 % мирового рынка [3].

Российский рынок спортивных услуг характеризуется географическим разнообразием. Спортивная сфера становится все более привлека-тельной. Самое интересное, что Хабаровск - это город с более чем 600 тыс. населения, с высокоразвитой инфраструктурой и предпосылками для достижения максимально возможного роста во всех возможных сегментах рынка.

Так, в RFG в первые годы своего существования входили спортив -ные клубы в таких городах, как Хабаровск, Саратов, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Уфа, Ростов-на-Дону [4].

Рынок фитнес-услуг Хабаровска представлен как федеральными сетевыми проектами, так и местными компаниями.

Сегодня в Хабаровске насчитывается около 80 фитнес -центров различного уровня.

Несмотря на то, что не существует единой классификации, определяющей статус фитнес-клуба, наиболее распространены схемы распределения данных учреждений по площади и стоимости обслуживания. По первому критерию, в зависимости от площади, клубы распределяются на крупные (более 2000 м2), средние (500-2000 м2) и малые (до 500 м2). Второй ценовой критерий означает, что все клубы относятся к какому-либо классу: «премиум», «люкс», «эконом».

Конечно, эти классификации взаимосвязаны, поэтому принадлежность к сегменту «премиум» подразумевает площадь не менее 2000 м2, но желательно не более 6000 м2. Клубы среднего размера могут работать в категории роскоши или эконом-класса, в зависимости от наличия нескольких залов и удобств, доступных в клубе.

В Хабаровске около 4-х клубов премиум-сегмента (стоимость абонемента составляет от 25 до 100 тыс. рублей), привлекающих клиентов не региональным расположением, а широким спектром услуг, наличием нескольких тренажерных залов и служб доставки. Три клуба WorldClass, Nautilus и River обладают большими площадями и бассейнами, отвечаю -щие всем современным требованиям [5].

Остальные игроки на рынке фитнес-услуг - это клубы с небольшими залами, ограниченным набором тренажеров, рассчитанные на местных клиентов. Сегодня на хабаровском рынке фитнес -услуг нет свободных ниш, но, по мнению экспертов, практически на каждом рынке есть место для новых игроков.

Самый насыщенный сегмент - «премиум», а сегмент с наибольшими возможностями роста - «эконом». Популярность фитнеса в России гораздо ниже, чем в Европе. В Хабаровске тем или иным видом фитнеса занимаются менее 1 % населения, а, например, в Лондоне - 25 % [1, 4].

Основными компаниями, предоставляющими фитнес-услуги в Хабаровске, являются WorldClass и Nautilus, River, Panovalife, Enka-Life, Academy, Sky и др. Таким образом, видим, что значительная часть хабаровского рынка фитнес-услуг поделена между несколькими крупными компаниями. Как правило, все компании, работающие на рынке, характе -ризуются одинаковым уровнем цен и набором предлагаемых услуг [2, 7, 8].

В первую очередь это касается фитнес-клубов со стоимостью абонемента до 30 тыс. рублей - представителей сегментов «комфорт», «эконом» и «лоукостер». Говоря о Хабаровске, следует отметить, что центральные районы очень насыщены предложениями по фитнес-услугам, а вовлечение в фитнес-индустрию загородных и спальных районов незначительно.

Проведен анализ положения «SkyFitnessClub» на рынке Хабаровского края в рамках внешней и внутренней конкурентной среды. Есть много компаний в индустрии фитнес-услуг, но рассмотрим один нишевый сегмент. Для анализа выбрали «Panovalife» и фитнес-клуб «URBAN 210».

Фитнес-клуб «Panovalife» - региональный центр, предлагающий оздоровительные и фитнес-услуги. Для потребителей специалисты центра подобрали различные программы тренировок и комплексные процедуры для бодрости и хорошего настроения. «URBAN 210» имеет такую же спе -циализацию, его ассортимент ближе всего к ассортименту фитнес-клуба «Sky».

Преимуществами фитнес-клуба «Panovalife» являются профессиональные инструкторы, занятия проходят по направлениям: Callanetic, Pilates, Yoga, танцы. В клубе имеется возможность пройти фитнес-тесты и получить консультацию у врача, а после тренировок - посетить сауну, солярий или салон красоты.

На первом месте по фитнес-услугам находится клуб «Panovalife», доля которого на рынке составляет 15 %, на втором - исследуемый объект - фитнес-клуб «Sky», его доля на рынке равна 11 %, на третьем - «URBAN 210», доля которого составляет 6 %. Доля других аналогичных фирм находится на уровне 68 %. К ним относятся все фирмы меньшей комплектации или специализированные на определенном виде услуг (например, только тренажерный зал) [1, 5].

Для проведения SWOT-анализа необходимо составить характеристику внутренней и внешней среды организации (таблица).

Характеристика внутренней и внешней среды фитнес-клуба «Sky»

Внутренняя среда Сильные стороны Слабые стороны

1. Большой опыт в сфере услуг. 2. Широкий ассортимент предоставляемых услуг. 3. Высокое качество услуг. 4. Хорошая репутация. 5. Наличие необходимых финансовых ресурсов. 6. Позитивный имидж компании. 7. Рост продаж. 8. Высококвалифицированный персонал 1. Проблемы финансирования. 2. Падение платежеспособности. 3. Маркетинговая служба. 4. Сбои в снабжении. 5. Ненадежные поставщики. 6. Высокая стоимость услуг в сравнении с ключевыми конкурентами. 7. Слабое продвижение. 8. Неэффективная реклама. 9. Банкротство компании

Внешняя среда Возможности (О) Угрозы (Т)

1. Есть новый сегмент рынка. 2. Снижение цен на услуги. 3. Привлечение новых клиентов. 4. Возможность дополнительных услуг. 5. Появление новых поставщиков. 6. Есть новые технологии. 7. Привлечение инвесторов. 8. Совершенствование маркетинговой службы 1. Интенсивная конкуренция на внутреннем и внешнем рынке. 2. Увеличение числа конкурентов. 3. Скачки курсов валют. 4. Ухудшение политической обстановки в стране (кризис). 5. Ужесточение законодательства. 6. Высокие цены поставщиков. 7. Изменение покупательских предпочтений. 8. Снижения реальных доходов населения

Проведенный анализ показал, что предприятие имеет множество как сильных, так и слабых сторон.

Сильные стороны (Strengths): транспортная доступность клуба, размещение в жилом массиве, приемлемые цены, регулярные акции, сезонные скидки, специальные предложения, широкий спектр услуг, клиентоориен -тированный подход, профессиональный тренерский состав.

Слабые стороны (Weaknesses): неизвестный бренд, находится в глубине от центральной улицы, отсутствует карьерный рост у сотрудников, обширный набор задач менеджеров, нет мобильного приложения, низкая осведомленность клиентов о возможностях персонального тренинга, «текучесть» кадров, невысокая заработная плата.

Возможности (Opportunities): популяризация здорового образа жизни и спорта, успешные широкомасштабные рекламные кампании, поддержка отрасли государством в рамках программы «Спорт - норма жизни», налоговый вычет для клиентов клуба, увеличение спроса среди возрастного поколения, повышение квалификации тренеров по узкоспециализированным направлениям.

Угрозы (Threats): высокий уровень конкуренции, рост стоимости коммунальных услуг, рост инфляции, падение спроса вследствие снижения платежеспособности населения, ужесточение государственного регулирования, расторжение договорных отношений учредителей, снижение количества квалифицированного персонала.

Основываясь на выделенных сильных и слабых сторонах, угрозах и возможностях фитнес-клуба «Sky», сделали следующие выводы:

1. В данной организации представлен обширный список предоставляемых услуг, благодаря квалифицированным кадрам, что дает возможность успешно конкурировать на рынке.

2. Низкий темп развития организации обусловлен малой известностью бренда «Sky» и удаленностью месторасположения клуба от центральной улицы. Это негативно отражается на расширении клиентской базы.

3. Также развитие клуба замедлено высоким уровнем конкуренции на рынке фитнес-услуг и оттоком квалифицированных кадров (вследствие численности населения, отъезда из региона квалифицированных тренеров). Для изменения сложившейся ситуации требуется комплексный подход: увеличение как материальных вложений в маркетинговые коммуникации и обучение персонала, так и межличностных контактов с клиентами (общения).

4. При сложном взаимодействии учредителей и государственных структур, регламентирующих отрасль физической культуры и спорта, в нестабильной экономической обстановке происходит сокращение клиентов. Урегулирование данной ситуации возможно путем обращения в фирму консалтинга, пересмотра позиционирования, стратегии развития организации.

Список литературы

1. Абдиев Н.А. Некоторые существующие вопросы управления физической культурой и спортом // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск: Аэтерна, 2018. С. 10-13.

2. Денисенко К.А., Белая М.Н. Проведение SWOT-анализа услуг фитнес-клуба «SAFARI SPORT» // Управление качеством в образовании и промышленности: сб. статей Всерос. науч.-техн. конф. Севастополь: Изд-во СГУ, 2021. С. 101-104.

3. Зеньков И.В. Менеджмент и маркетинг: учеб. пособие. Красноярск: Изд-во СГУНиТ им. акад. М.Ф. Решетнева, 2022. 330 с.

4. Кирьяк Ю.Ю. Коррекция менеджмента фитнес-клуба с учетом внешних факторов и мнения клиентов (на примере фитнес-клуба «Галактика» // Современные аспекты подготовки и профессиональной деятельно -сти спортивного менеджера: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Малаховка: Изд-во МГАФК, 2017. С. 63-68.

5. Лифарь Е.В., Ткаченко П.А., Копиенко Р.Ю. Совершенствование деятельности тренера в фитнес-клубах на примере фитнес-клуба «SKY» // Физическая культура и спорт в современном обществе: сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием, посвящ. 55-летию со дня основания ДВГАФК / под ред. Е.А. Ветошкиной. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2022. С. 190-194.

6. Лужкова Е.А. Маркетинговые исследования особенностей фит-нес-клубов Нижегородской области // Мой профессиональный стартап: сб. статей по материалам VIII Всерос. науч.-практ. конф. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ им. Козьмы Минина, 2021. С. 88-92.

7. Маркетинговое управление разработкой продукта: учеб. пособие / И.И. Скоробогатых [и др.]. М.: Изд-во «Дашков и К», 2022. 176 c.

8. Рощина А.С., Ткаченко П.А. Анализ статистических данных спортивных и физкультурных мероприятий, проводимых на территории Хабаровского края // Современные проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов ХХГУ Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е.А. Ветошкиной. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2020. С. 232-237.

References

1. Abdiev N.A. Nekotorye sushchestvuyushchie voprosy upravleniya fizicheskoj kul'turoj i sportom [Some existing issues of physical culture and sports management] // Information-educational and upbringing strategies in modern psychology and pedagogy: coll. articles of the International scientific-practical. conf. Chelyabinsk: Aeterna, 2018. P. 10-13.

2. Denisenko K.A., Belaya M.N. Provedenie SWOT-analiza uslug fitnes-kluba «SAFARI SPORT» [Conducting a SWOT analysis of the services of the fitness club "SAFARI SPORT"] // Quality management in education and industry: coll. articles Vseros. sci.-tech. conf. Sevastopol: SSU Publishing House, 2021. P. 101-104.

3. Zen'kov I.V. Menedzhment i marketing [Management and marketing]: textbook. allowance. Krasnoyarsk: Publishing house of SGUNiT im. acad. M.F. Reshetneva, 2022. 330 p.

4. Kir'yak Yu.Yu. Korrekciya menedzhmenta fitnes-kluba s uchetom vneshnih fakto-rov i mneniya klientov (na primere fitnes-kluba «Galaktika» [Correction of the management of a fitness club, taking into account external factors and the opinions of customers (on the example of the fitness club "Galaktika] // Modern aspects of training and professional activities of a sports manager: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Malakhovka: MGAPC Publishing House, 2017. P. 63-68.

5. Lifar' E.V., Tkachenko P.A., Kopienko R.Yu. Sovershenstvovanie deyatel'nosti trenera v fitnes-klubah na primere fitnes-kluba «SKY» [Improving the activity of a coach in fitness clubs on the example of the fitness club "SKY"] // Physical culture and sport in modern society: coll. materials Vseros. scientific conf. with international participation, dedicated to the 55th Anniversary of the Foundation of the Far East State Academy of Physical Culture / ed. E.A. Vetoshkina. Khabarovsk: DVGAFK Publishing House, 2022. P. 190-194.

6. Luzhkova E.A. Marketingovye issledovaniya osobennostej fitnes-klubov Nizhego-rodskoj oblasti [Marketing research of the features of fitness clubs in the Nizhny Novgorod region] // My professional start-up: coll. articles based on the VIII Vseros. scientific-practical. conf. Nizhny Novgorod: Publishing house of NGPU im. Kozma Minina, 2021. P. 88-92.

7. Marketingovoe upravlenie razrabotkoj produkta [Marketing management of product development]: textbook. allowance / I.I. Skorobogatykh [et al.]. M.: Publishing house "Dashkov and K", 2022. 176 p.

8. Roshchina A.S., Tkachenko P.A. Analiz statisticheskih dannyh sportivnyh i fiz-kul'turnyh meropriyatij, provodimyh na territorii Habarovskogo kraya [Analysis of statistical data of sports and physical culture events held on the territory of the Khabarovsk Territory] // Modern problems of physical culture and sports: coll. materials XXIV All-Russian. scientific-practical. conf. / ed. E.A. Vetoshkina. Khabarovsk: DVGAFK Publishing House, 2020. P. 232-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.