Научная статья на тему 'Деятельность Ленинградского городского совета по развитию учреждений народного образования в 1950-е годы'

Деятельность Ленинградского городского совета по развитию учреждений народного образования в 1950-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ / ОРГАНЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВСЕОБУЧ / ДВУХСМЕННАЯ РАБОТА КЛАССОВ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE LENINGRAD CITY COUNCIL PUBLIC EDUCATION / UNIVERSAL EDUCATION / TWO-SHIFT WORK OF CLASSES / CULTURAL AND RECREATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щербаков А.С.

В статье рассматривается деятельность Ленгорсовета и Ленгорисполкома по управлению и развитию системы школьного образования и ликвидации безграмотности в Ленинграде в 1950 1960-е годы. Восстановление и поддержание полноценного функционирования системы жизнеобеспечения городов и районов партийным руководством возлагалось на местные органы советской властигородские и районные советы депутатов и их постоянно действующие исполнительные комитеты. Анализируется механизм решения сложных задач восстановления, строительства и благоустройства школьных зданий в контексте реализации генерального плана Ленинграда в данный период, обеспечению преподавательскими кадрами ленинградской школы, повышению качества их работы. Повышение интенсивности работы школы выявило проблему недостаточного укомплектования школ педагогическими кадрами в предыдущем учебном году. Несмотря на большие трудности, к началу 1953/1954 года было полностью осуществлено насыщение школ кадрами профессиональных педагогов. В качестве смежного сюжета уделено внимание развитию сети культурно-досуговых учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the specifics of the activities of the Leningrad City Executive Committee on the development of the school education system and the elimination of illiteracy in Leningrad in the 1950s1960s. By the beginning of the 1950s, in Leningrad, basically, the tasks of restoring the municipal economy and eliminating the damage caused by the war and the enemy blockade of the city were solved. The restoration and maintenance of the full-fledged functioning of the life support system for cities and regions by party leadership was entrusted to the local organs of the Soviet government-the city and district councils of deputies and their permanent executive committees. In this connection, the activity of the Leningrad City Council and its executive committee in the sphere of social policy and management of the life support of Leningrad is of interest. The mechanism of solving complex problems of restoration and building of school buildings, providing teaching staff of the Leningrad school, improving the quality of their work is analyzed.

Текст научной работы на тему «Деятельность Ленинградского городского совета по развитию учреждений народного образования в 1950-е годы»

УДК 930.2

DOI:10.18413/2075-4458-2018-45-1-150-157

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ПО РАЗВИТИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1950-е ГОДЫ

ACTIVITIES OF THE LENINGRAD CITY COUNCIL FOR THE DEVELOPMENT OF PUBLIC EDUCATION INSTITUTIONS IN THE 1950-s.

А.С. Щербаков A.S. Shcherbakov

Уфимский государственный нефтяной технический университет, Россия, 450062, Уфа, ул. Космонавтов 1

Ufa State Petroleum Technological University, 1, Kosmonavtov street, Ufa, 450062

E-mail: as19792004@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается деятельность Ленгорсовета и Ленгорисполкома по управлению и развитию системы школьного образования и ликвидации безграмотности в Ленинграде в 1950 - 1960-е годы. Восстановление и поддержание полноценного функционирования системы жизнеобеспечения городов и районов партийным руководством возлагалось на местные органы советской власти - городские и районные советы депутатов и их постоянно действующие исполнительные комитеты. Анализируется механизм решения сложных задач восстановления, строительства и благоустройства школьных зданий в контексте реализации генерального плана Ленинграда в данный период, обеспечению преподавательскими кадрами ленинградской школы, повышению качества их работы. Повышение интенсивности работы школы выявило проблему недостаточного укомплектования школ педагогическими кадрами в предыдущем учебном году. Несмотря на большие трудности, к началу 1953/1954 года было полностью осуществлено насыщение школ кадрами профессиональных педагогов. В качестве смежного сюжета уделено внимание развитию сети культурно-досуговых учреждений.

Annotation

The article deals with the specifics of the activities of the Leningrad City Executive Committee on the development of the school education system and the elimination of illiteracy in Leningrad in the 1950s-1960s. By the beginning of the 1950s, in Leningrad, basically, the tasks of restoring the municipal economy and eliminating the damage caused by the war and the enemy blockade of the city were solved. The restoration and maintenance of the full-fledged functioning of the life support system for cities and regions by party leadership was entrusted to the local organs of the Soviet government-the city and district councils of deputies and their permanent executive committees. In this connection, the activity of the Leningrad City Council and its executive committee in the sphere of social policy and management of the life support of Leningrad is of interest. The mechanism of solving complex problems of restoration and building of school buildings, providing teaching staff of the Leningrad school, improving the quality of their work is analyzed.

Ключевые слова. Ленинградский городской совет, органы местной власти, народное образование, всеобуч, двухсменная работа классов, культурно-досуговая деятельность. Keywords. the Leningrad City Council Public education, universal education, two-shift work of classes, cultural and recreational activities.

К началу 1950-х годов в Ленинграде, в основном, были решены задачи по восстановлению городского хозяйства и ликвидации ущерба причиненного войной и вражеской блокадой города [Красносельских, 2009]. Завершение Второй мировой войны повлекло изменения в системе управления страной - как известно были упразднены чрезвычайные

органы власти и управления военного времени в столице и на местах. Восстановление и поддержание полноценного функционирования системы жизнеобеспечения городов и районов партийным руководством возлагалось на местные органы советской власти - городские и районные советы депутатов и их постоянно действующие исполнительные комитеты. В этой связи представляет интерес деятельность Ленинградского городского совета и его исполнительного комитета (далее - Ленгорсовет и Исполком Ленгорсове-та/Ленгорисполком) в области социальной политики и управления жизнеобеспечением Ленинграда. Опыт решения Советами этих вопросов в 1950-е - начале 1960-х годов, при всех различиях во времени и характере стоящих проблем, представляет не только научный, но в практический интерес, поскольку эти вопросы и сегодня остро стоят перед обществом. Всесторонний анализ деятельности местных органов власти Ленинграда в первые послевоенные десятилетия будет актуальным и для использования в современной практике органов государственного управления и местного самоуправления.

Тема деятельности местных органов власти в послевоенный восстановительный период обширна и многогранна, она тесно перекликается с хозяйственно-экономической, военно-промышленной и культурной историей. В настоящей статье рассмотрены определенные сюжеты из истории послевоенного периода, которые проливают свет на характер и особенности деятельности Ленгорсовета и Ленгорисполкома, связанные с развитием восстановленного города. В советской историографии изучение данной тематики осуществлялось исходя из особых негласных правил, применимых ко всей системе управления, в целом. Наглядным примером этого служат сами названия работ, опубликованных в разное время, на материалах различных регионов. Почти все они содержат в своем названии фразы «Партийное руководство......», что подразумевало обращение особого внимания на руководящую роль и значимость Коммунистической партии в системе власти и управления [Ар-сюткина, 1966; Андреев, 1990; Аюпов, 1975; Добротин, 1984; Егендурыев, 1984; Жотабаев, 1981]. В наше время тема деятельности органов местной советской власти продолжает оставаться актуальной и вызывает интерес, как у историков, так и правоведов [Виноградов, 2015; Дудников, 2010; Дудников, 2013; Звягольский и др., 2016; Смирнова, 2016]. Деятельность органов местной власти Ленинграда в отечественной историографии двух последних десятилетий достаточно полно изучена относительно периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет [Ежов, 1993; Красносельских, 2009; Похилюк, 2015]. Дальнейший период деятельности Ленгорсовета и его Исполнительного комитета по обеспечению жизнедеятельности города не стал до сих пор отдельным сюжетом исторического исследования. Различные аспекты его деятельности рассматривались в общих работах по истории [Ваксер, 2005]. Между тем, комплексное изучение управленческой деятельности органов местной власти Ленинграда в области социальной политики и обеспечения качества жизни представляет несомненный интерес - и само по себе и в русле таких популярных сегодня направлений исторических исследований как история повседневности, факторный анализ (в данном случае - управленческих решений), сюжет городской антропологии и проч. Привлекаемые нами архивные материалы показывают значительный перспективный исследовательский потенциал обозначенной проблематики. Обширные материалы о деятельности местных органов власти Ленинграда содержатся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПБ). Все материалы архивных дел, использованные в данной статье, впервые вводятся в научный оборот.

Организационно-хозяйственная деятельность Ленгорсовета и его Исполкома была направлена на определение основных приоритетов в развитии городского хозяйства: расширение объемов капитального строительства, развитие инженерных и транспортных коммуникаций города, развитие его инфраструктуры, модернизация топливно-энергетического хозяйства города и решение насущных вопросов в социальной сфере. Как установлено исследователями, в этот период Ленгорсовет и его исполнительный комитет обладали значительной самостоятельностью в разработке и принятии решений по различным сферам жизни города и отраслям городского хозяйства. Партийные органы, обладая политической монополией, сохраняли контроль над ситуацией в качестве «руководящей и направляющей силы», обеспечивая непосредственное управление лишь промышленно-оборонным блоком.

Их основная задача заключалась в первую очередь в идеологической работе среди населения, подготовке партийных кадров и политическом контроле [Красносельских, 2009]. По мнению некоторых авторов, такая ситуация в определенной степени была вызвана последствиями печально известного «Ленинградского дела» [Дзенискевич, 1998, с. 84-85.].

Составляя программу действий на ближайшие годы, руководство города исходило из предложений, сформулированных в новом пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР. Прежде всего, он предусматривал дальнейший подъем всех отраслей народного хозяйства. Тем не менее, особое внимание, было уделено образовательной сфере. Развитие детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, школ рабочей молодежи - находились в центре внимания городских властей. Значительное улучшение демографической ситуации в городе особенно остро поставило вопрос о развитии советской школы. Городу не хватало существовавших к началу 1950-х годов школьных зданий.

Генеральным планом развития Ленинграда на 1951 - 1960 годы предусматривалось строительство новых школ. Их численность рассчитывали, опираясь на прогнозы о возможном увеличении числа учащихся1.

В пояснительной записке к Генеральному плану прогнозируемая численность учащихся на 1960/1961 учебный год определялась на основе контингента обучающихся на 1954 год в школах с 1 по 3 классах, сведениях о рождаемости за 1947 по 1953 годы, а также с учётом того, что из числа учащихся, оканчивающих 7-е классы, около 10% поступают в техникум2.

Произведенные расчеты показали, что количество учащихся в общеобразовательных школах составит 14% от всего населения против 13,2% в 1950/1951 учебном году. Из 420 тысяч учащихся в образовательных школах на 1960/1961 учебный год, в городе Ленинграде будет учиться 378 тысяч человек и 42 тысячи - в школах, расположенных в населенных пунктах, подчиненных Исполкому Ленгорсовета.

Для определения существующей и сохраняемой на десятилетний период емкости школьной сети взять количество учащихся, занимающихся в первую смену, с учетом увеличения наполняемости классов в недогруженных школах, что составит 245 тысяч человек.

Таким образом, для ликвидации второй смены в существующих школах необходимо новое строительство школ: 420 - 245=175 тысяч мест или 200 новых двухкомплектных типовых школ. Из общего количества школьных мест 148 тысяч должно быть построено в самом Ленинграде, а 27 тысяч мест - в пригородах. Размещение школ должно было осуществляться с учетом их количества по каждому району Ленинграда или подчиненного Исполкому Ленгорсовета населенному пункту с учетом их равномерного распределения и территориальных возможностей.

В густонаселенных районах города, где строительство новых школ было затруднено, была предусмотрена реконструкция уже существующих школ с целью увеличить их емкость, примерно на 11 тысяч мест.

Те школьные здания, которые были заняты не по назначению, планировалось освободить. В плотно застроенных районах Ленинграда необходимо было освободить 16 школьных зданий вместимостью 15 тысяч мест, и использовать их под размещение школ.

Таким образом, из 148 тысяч школьных мест, подлежащих новому строительству в Ленинграде, 26 тысяч необходимо было возместить за счет возврата и реконструкции существующих школ.

Для строительства новых школ на территории Ленинграда было зарезервировано 136 участков размером 0,4 - 0,8 гектара каждый. Часть из них должна была быть размещена на свободных участках, часть на территории, занятой складами, деловыми дворами или малоценными жилыми зданиями.

1 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (далее ЦГА СПб). Ф. Р-7384. Оп. 36. Д. 471. Л. 1-2.

2 ЦГА СПб. Ф. Р-7384. Оп. 36. Д. 363. Л. 4.

Только в одном - Куйбышевском районе, оказалось невозможным разместить новые школьные здания. В связи с этим, недостающее количество мест - 3,1 тысячи, намечено было возвести за счет приспособления отдельных жилых или административных зданий.

Строительство школ в населенных пунктах, подчинённых Ленгорисполкому, планировалось в соответствии с потребностью каждого населенного пункта. В местах с небольшим количеством жителей планировалось строительство маломестных школ на 400 мест каждая. Или, когда это диктовалось территориальными и транспортными соображениями, на 2-3 поселка проектировалась 1 школа.

Таким образом, всего в пригородах Ленинграда было намечено построить 36 школ одно- и двухкомплектных, общей емкостью на 27 000 мест.

Важной задачей было хорошее содержание действующих школ и приведение в порядок тех из них, которые нуждались в ремонте. Ежегодно конец лета для Ленгориспол-кома знаменовался проведением городского Педагогического совета и принятием решений о совершенствовании работы по подготовке школ к началу нового учебного года, строительстве новых школ в районных новой застройки и плотного проживания населения, ликвидации двухсменности в работе школ, улучшению качества преподавания и проч. Принятые решения ставились на самый жёсткий контроль и их исполнение контролировалось в течение года.

В связи с улучшением демографической ситуации в городе, напряженным периодом оказались 1953 - 1954 годы. На примере учебного 1953 - 1954 года можно проследить, каким был «повседневный» алгоритм решения вопросов улучшения работы ленинградской школы.

3 января 1954 года секретарю Ленинградского городского комитета КПСС И.К. Замчевскому была предоставлена Справка о «Выполнении решения Пленума Ленинградского городского комитета КПСС от 11 августа 1953 года «О готовности школ г. Ленинграда к новому 1953 - 1954 учебному году»1. Она была подписана заместителем Председателя Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся А. Цветковой и составлена на основе справки Отдела народного образования Ленгорисполкома по данному вопросу2.

Отмечалась, что работники школ и отделов народного образования с помощью общественных организаций проделали значительную работу по подготовке к новому учебному 1953/1954 году.

Так, в области выполнения закона о всеобщем обязательном семилетнем образовании, школы и отделы народного образования перед началом нового учебного года рассмотрели по каждой школе сеть классов на начинающийся год. По состоянию на 1 августа был проведен учет всех детей школьного возраста. Выявилось, что по различным причинам не обучалось 862 ребенка школьного возраста, из них: больных - 284, работающих - 345, нуждавшихся в специальных школах - 150, уклоняющихся от обучения - 83. По вине жилищных органов и исполкомов райсоветов учет детей школьного возраста был проведен неудовлетворительно. По данным учета детей школьного возраста значилось на 14 276 человек меньше, чем обучалось в школах3. Несмотря на то, что не все дети посещали школу, классы были переполнены, их было больше, чем школы могли обеспечить хорошими условиями содержания учащихся. По плану классов числилось 9130, фактически их было 93894.

Выполнение народнохозяйственного плана на 1953/1954 учебный год по контин-гентам учащихся характеризовалось следующими данными. В 1 - 4 классах по плану на 1953/1954 год должно было числиться 134 000 учащихся, принято - 136 100; в 5 - 7 классах: по плану - 122 100, принято - 118 200 учащихся; в 8 - 10 классах по плану - 88 400, принято - 89 500 учащихся. В первых классах вместо 50 000 школьников занималось 51 023 человека.

Повышение интенсивности работы школы выявило проблему недостаточного укомплектования школ педагогическими кадрами в предыдущем учебном году.

1 ЦГА СПб. Ф. Р-7384. Оп. 36. Д. 471. Л. 1.

2 Там же. Л. 7-11.

3 Там же. Л. 2.

4 Там же. Л. 7-8.

Несмотря на большие трудности, к началу 1953/1954 года было полностью осуществлено насыщение школ кадрами профессиональных педагогов. Дополнительно в 1953 году было направлено на работу в школу 409 молодых специалистов из числа выпускников высших и средних педагогических учебных заведений.

Значительные затруднение вызвало укомплектование школ кадрами учителей физики и математики. Частично дефицит преподавательских кадров был восполнен за счет привлечения на работу в школы лиц, имеющих инженерно-техническое образование, а также за счет увеличения нагрузки на действующих преподавателей до 35 - 40 часов в неделю. Это отрицательно сказывалось на качестве преподавания и знаниях учащихся по физике и математике.

В период с 25 по 28 августа 1953 года Городской отдел народного образования Ленгорисполкома организовал в каждом районе учительское совещание «О задачах учительства в 1953/1954 учебном году». По каждому предмету были проведены секционные совещания учителей, на которых обсуждены меры по улучшению преподавания в новом учебном году. 24 августа было проведено городское совещание директоров школ и заведующих РОНО по вопросу «Об улучшении руководства работой школ и учителей»

В целях повышения квалификации 1 200 учителей и 100 директоров школ и заведующих учебной частью направлены на годичные курсы Института усовершенствования учителей. Для остальных руководящих работников созданы постоянно действующие семинары по специальному плану Гороно1.

Задачей большой важности было укрепление материальной базы школ. К началу 1953/1954 года построено и введено в эксплуатацию три новых школы на 2 800 ученических мест. Вновь открыта была одна новая школа в Невском районе в освобожденном здании, которое занималось не по назначению. Четвертая школа не была достроена, так как 19 строительный трест не выполнил своего задания по сооружению здания школы.

Несмотря на значительные трудности с денежным обеспечением, все вновь открытые школы были оснащены учебным и хозяйственным инвентарем по нормам министерства просвещения для новых школ. Значительно было пополнено оборудование учебных кабинетов школ как учебным, так и хозяйственным инвентарем. В дополнение к четырем миллионам рублей по бюджету, Советом Министров СССР выделено дополнительно на оборудование школ и детских учреждений Ленинграда еще два миллиона рублей.

Значительную помощь школам оказывали шефские организации. Школе 331 - завод «Экономайзер», школе 349 - Октябрьский вагоностроительный завод, школе 338 - 5-я ГЭС, которые создали при кабинетах физики подшефных школ рабочие комнаты2.

Из 407 школ города 149 школ имели пришкольные учебно-опытные участки. Однако, огорожено было только 98 из них. Исполкомам районных советов было указано необходимость принять неотложные меры к огораживанию всех учебно-опытных участков.

На капитальный ремонт школ Ленинграда было выделено в 1953 году 19,9 миллионов рублей, к 1 сентября 1953 года освоено было 19,6 млн. Всего было отремонтировано 134 школы. Ремонты школы осуществлялись также с помощью шефов. Так, осуществили ремонты школ: №136 - завод ГОМЗ, №144 - фабрика «Возрождение», №131 - совхоз «Ручьи».

Ленгорисполком возбудил ходатайство перед Советом Министров СССР о строительстве еще 7 школ за счет бюджета Министерства просвещения и 9 школ - за счет бюджета других Министерств. Зав. Ленгороно Д. Патрикеев информирует зам. Председателя Ленгорисполкома А.И. Цветкову, что во исполнение решения Пленума Ленинградского горкома КПСС от 2 - 5 сентября 1953 года на 1953 - 1954 гг. запланировано строительство 10 новых школ во вновь отстроенных районах Ленинграда3. Заместителю Председателя Ленгорисполкома А.И. Цветковой также был представлен доклад о выполнении постановления Пленума Ленинградского горкома КПСС от11 августа 1953 года «О готовности школ г. Ленинграда к новому 1953-1954 году»4. В нем отмечалось, что по-прежнему

1 ЦГА СПб. Ф. Р-7384. Оп. 36. Д. 471. Л. 3.

2 Там же. Л. 9-10.

3 Там же. Л. 5.

4 Там же. Л. 7.

остро стояла задача всеобщего обучения грамоте молодежи допризывного возраста. Война и послевоенная разруха стали причиной тому, что ряд подростков не знали грамоты. 9 февраля 1954 года Председателю Совета Министров РСФСР А.М. Пузанову Ленгорис-полком докладывал о работе по ликвидации неграмотности юношей 15 -летнего возраста и старше (до 17 лет). На 1 января 1954 года подлежащих обучению было 425 человек, из них обучалось 307. Председатель Ленгорисполкома обещал с помощью партийных комитетов и советских учреждений, а также общественности обеспечить полный охват юношей.

Наиболее успешно развивалась работа по ликвидации неграмотности в Дзержинском районе Ленинграда. Секретарь исполкома Дзержинского района Лаврентьев 10 марта 1954 года сообщал А.И. Цветковой о ликвидации неграмотности у молодежи призывного и допризывного возраста. На 1 января 1954 года на учете в районном отделе народного образования состояло 233 человека. Из них в школе рабочей молодежи обучалось 204 человека, в группе малограмотных - 25 человек, отказались учиться - 4 человека1.

Теснейшим образом решение этой задачи было связано со строительством еще одного типа образовательных учреждений - школ рабочей молодёжи. Эта задача в значительной степени была возложена на ленинградские предприятия. Планировалось также открытия групп для малограмотных и в общеобразовательных школах.

Строительство новых школ было сопряжено со значительными трудностями. Например, заместитель Министра электростанций и электропромышленности Н. Шевченко в своем письме 20 февраля 1954 года Председателю Ленгорисполкома П.Ф. Ладанову сообщает о невозможности полного финансирования строительства школы заводом № 496 ввиду недофинансирования предприятия в 1954 году2.

В связи с острой нехваткой средств на строительство школьных зданий 7 января 1954 года Председатель Ленгорисполкома П. Ладанов просит заместителя Министра электростанций и электропромышленности М.Г. Первухина выделить средства на строительство школы заводом № 240 (3 500 000 рублей). Такая необходимость была вызвана заселением жилого фонда, построенного для предприятия в поселке Металлострой3. А 1 марта 1954 года зам. зав. Ленгороно М. Власов сообщал секретарю Курортного райкома КПСС А. Иванову о том, что район отказался от строительства новой школы в поселке Серово Курортного района4.

Необходимо было улучшать руководство учебно-воспитательной и культурно-просветительской работой школ. Культурно-воспитательные мероприятия расширяли кругозор учащихся, обогащали их внутренний мир, приобщали к высоким образцам отечественной и мировой культуры. Школы широко практиковали проведение коллективных посещений театров и кино. Большое значение имело коллективное обсуждение просмотренных спектаклей и фильмов. Это способствовало развитию навыков эмоционального сопереживания и аналитических способностей у подростков и молодежи.

Ленгорисполком уделял большое внимание формированию сети культурно-досуговых учреждений, доступных детям и подросткам, обучавшимся в школах. В 1950 году в Ленинграде было 52 государственных кинотеатров вместимостью 26,2 тысячи зрителей и 72 профсоюзных киноустановок, расположенных в зданиях клубов, домов культуры и прочих зданиях, вмещающих 24,2 тысячи зрителей.

Для дальнейшего обеспечения растущих культурных потребностей населения, в проект десятилетнего плана развития Ленинграда, было намечено строительств новых кинотеатров в городе и пригородах.

В течение 1951 - 1960 годов было намечено построить 8 новых отдельно стоящих кинотеатров на 3280 мест и 8 встроенных в габариты жилых домов общей вместимостью на 2 400 мест. Строительство планировалось вестись в районах, где они более всего нужны5.

1 ЦГА СПб. Ф. Р-7384. Оп. 36. Д. 471. Л. 22.

2 Там же. Л. 17.

3 Там же. Л. 18.

4 Там же. Л. 19.

5 Там же. Д. 363. Л. 19.

Особое воздействие на чувства и эмоции юных зрителей оказывали театры. К 1951 году в Ленинграде было 17 стационарных театров, вмещающих 20,4 тысячи зрителей. Кроме того, в Ленинграде имелось 15 Домов культуры с 17,7 тысяч мест в зрительных залах и около 100 клубов со зрительными залами на 31,1 тысяч мест.

Имевшийся в городе Театр юного зрителя вмещал всего 500 зрителей, что не удовлетворяло потребностей детского населения. Поэтому в период с 1951 до 1960 годы на проспекте Добролюбова планировалось построить новый ТЮЗ на 1000 мест. Составление проекта театра началось в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1953 года № 11898-р1.

Формирование личности юного человека немыслимо представить без книги, печатного слова. В период активной застройки города в новых районах была явная нехватка библиотек, как детских, так и для взрослого населения.

До 1960 года во вновь застраиваемых районах города планировалось встроить в первые этажи строящихся жилых домов 20 новых библиотек для взрослых читателей и для детей2.

Просветительские мероприятия влияли и на выбор школьниками будущей профессии. Совместная работа школьных педагогов и сотрудников детских библиотек помогали школьникам и рабочей молодежи в освоении новых знаний, что повышало качество учебы и работы. Культурно-просветительная работа среди детей, подростков и молодежи играла большую социальную роль. Участие подрастающего поколения в просветительной деятельности стимулировало их самоорганизацию, готовило к участию в общественной жизни, приобщало к правилам поведения в обществе.

Необходимо отметить, что несмотря на трудности восстановительного периода, социальная работа Ленгорисполкома была выстроена достаточно успешно, о чем свидетельствует развитие системы народного образования и просвещения в 1950 - 1960-е годы. Систематической работой и прилагаемыми усилиями преодолевались трудности в развитии народной школы и системы ликвидации безграмотности. Опыт решения Советами этих вопросов в 1950-е - начале 1960-х годов, при всех различиях во времени и характере стоящих проблем, представляет не только научный, но в практический интерес. Проблематика этого времени не утратила своей научной актуальности и значимости, особенно учитывая, что изучение различных аспектов повседневности является одним из приоритетных направлений истории и культурной (социальной) антропологии.

Список литературы References

1. Арсюткина О.Н. 1966. Деятельность Ленинградской партийной организации по восстановлению жилого фонда города. Диссертация .... канд. ист. наук. Л., 184.

Arsiutkina O.N. 1966. Deiatel'nost' Leningradskoi partiinoi organizatsii po vosstanovleniiu zhi-logo fonda goroda. Dissertatsiia ... kand. ist. nauk. Leningrad., 184. (in Russian)

2. Андреев В.П. 1990. Руководство Коммунистической партии городскими Советами РСФСР (1926-1937 гг.). Томск, Издательств ТГУ, 174.

Andreev V.P. 1990. Rukovodstvo Kommunisticheskoi partii gorodskimi Sovetami RSFSR (1926-1937 gg.). Tomsk: Izdatel'stvo TGU, 174. (in Russian)

3. Аюпов Р.С. 1975. Руководство Башкирской партийной организации Советами и хозяйственными органами в годы Великой Отечественной войны /1941-1945 гг./ Уфа, 200.

Aiupov R.S. 1975. Rukovodstvo Bashkirskoi partiinoi organizatsii Sovetami i khoziaistvennymi organami v gody Velikoi Otechestvennoi voiny /1941-1945 gg. / Ufa, 200. (in Russian)

4. Ваксер А.З. 2005. Ленинград послевоенный 1945-1982 годы. СПб., Остров, 436.

Vakser A.Z. 2005. Leningrad poslevoennyi 1945-1982 gody. SPb., Ostrov, 436. (in Russian)

5. Виноградов С.В. 2015. Деятельность местных органов власти Нижнего Поволжья по укреплению тыла Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Современная научная мысль. 2: 63-73.

1 ЦГА СПб. Ф. Р-7384. Оп. 36. Д. 363. Л. 19.

2 ЦГА СПб. Ф. Р-7384. Оп. 36. Д. 363. Л. 21.

Vinogradov S.V. 2015. Deiatel'nost' mestnykh organov vlasti Nizhnego Povolzh'ia po ukrepleniiu tyla Krasnoi Armii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny. Sovremennaia nauchnaia mysl'. 2: 63-73. (in Russian)

6. Дзенискевич А.Р. 1998. Блокада и политика. Оборона Ленинграда в полит. конъюнктуре. СПб., «Нестор», 139.

Dzeniskevich A.R. 1998. Blokada i politika. Oborona Leningrada v polit. koniunkture. Sankt-Peterburg: "Nestor', 139. (in Russian)

7. Добротин В.Е. 1984. Руководство Московской партийной организации деятельностью Советов столицы в годы четвертой пятилетки (1946-195G гг.). Диссертация .... канд. ист. наук. М., 214.

Dobrotin V.E. 1984. Rukovodstvo Moskovskoi partiinoi organizatsii deiatel'no-st'iu Sovetov sto-litsy v gody chetvertoi piatiletki (1946-1950 gg.). Dissertatsiia .... kand. ist. nauk. Moskwa, 214. (in Russian)

8. Дудников А.А. 2010. Правовой статус местных Советов депутатов трудящихся в послевоенные годы. Вестник Краснодарского университета МВД России. 1: 32-34.

Dudnikov A.A. 2010. Pravovoi status mestnykh Sovetov deputatov trudiashchikhsia v poslevoennye gody. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 1: 32-34. (in Russian)

9. Дудников А.А. 2013. Деятельность местных Советов депутатов трудящихся по осуществлению представительских функций (1945 - 1953). Общество и право. 3 (45): 49 - 53.

Dudnikov A.A. 2013. Deiatel'nost' mestnykh Sovetov deputatov trudiashchikhsia po osushchestvleniiu predstavitel'skikh funktsii (1945 - 1953). Obshchestvo i pravo. 3 (45): 49 - 53. (in Russian)

1G. Егендурыев А. 1984. Партийное руководство Советами и общественными организациями в 1952-1961 гг. (по материалам Туркменской ССР). Диссертация .... канд. ист. наук. Ашхабад, 175.

Egenduryev A. 1984. Partiinoe rukovodstvo Sovetami i obshchestvennymi organi-zatsiiami v 1952-1961 gg. (po materialam Turkmenskoi SSR). Dissertatsiia .... kand. ist. nauk. Ashkhabad, 175. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ежов М.В. 1993. Местное самоуправление Ленинграда в годы Великой Отечественной войны: опыт, проблемы, уроки. СПб., СПбГУЭФ, 159.

Ezhov M.V. 1993. Mestnoe samoupravlenie Leningrada v gody Velikoi Otechestven-noi voiny: opyt, problemy, uroki. SPb., SPbGUEF, 159. (in Russian)

12. Жотабаев Н.Р. 1981. Партийное руководство Советами и общественными организациями. Алма-Ата: Казахстан, 48.

Zhotabaev N.R. 1981. Partiinoe rukovodstvo Sovetami i obshchestvennymi organiza-tsiiami. Alma-Ata: Kazakhstan, 48. (in Russian)

13. Звягольский А.Ю., Турицын И.В., Упоров И.В., Епифанцев А.А. 2G16. Местные Советы депутатов трудящихся в послевоенное время (1945 - 1953 гг.): организационно-правовые основы формирования и деятельности: Монография. М., НИИ ИЭП, 131.

Zviagol'skii A.Iu., Turitsyn I.V., Uporov I.V., Epifantsev A.A. 2016. Mestnye Sovety deputatov trudiashchikhsia v poslevoennoe vremia (1945 - 1953 gg.): organizatsionno-pravovye osnovy formiro-vaniia i deiatel'nosti: Monografiia. M., NII IEP, 131. (in Russian)

14. Красносельских А.Г. 2GG9. Деятельность Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся по восстановлению и развитию городского хозяйства в середине 4G - начале 5G^ годов XX века. Диссертация .... канд. ист. наук. СПб., 2GG9. 175.

Krasnosel'skikh A.G. 2009. Deiatel'nost' Leningradskogo gorodskogo Soveta depu-tatov trudiashchikhsia po vosstanovleniiu i razvitiiu gorodskogo khoziaistva v seredine 40 - nachale 50-kh godov XX veka. Dissertatsiia ... kand. ist. nauk. SPb., 2009. 175. (in Russian)

15. Похилюк А. В. 2015. Деятельность партийных и советских органов Ленинграда по социальному обеспечению семей защитников города в годы блокады. Война. Народ. Победа. СПб., СПбУ МВД РФ, 29-34.

Pokhiliuk A. V. 2015. Deiatel'nost' partiinykh i sovetskikh organov Leningrada po sotsial'nomu obespecheniiu semei zashchitnikov goroda v gody blokady. Voina. Narod. Pobeda. SPb., SPbU MVD RF, 29-34. (in Russian)

16. Смирнова К.С. 2016. Организация деятельности представительных органов местных Советов депутатов трудящихся в период «оттепели» (1953-1964). Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 8-9: 248-250.

Smirnova K.S. 2016. Organizatsiia deiatel'nosti predstavitel'nykh organov mestnykh So-vetov deputatov trudiashchikhsia v period "ottepeli' (1953-1964). Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 8-9: 248-250. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.