Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корецкая Галина Александровна

Рассмотрен вопрос возрастания роли куратора в новом образовательном процессе. Предложены пути формирования общих и профессиональных компетенций специалистов технических профилей. В обсуждении вопроса приняли участие студенты Кузбасского государственного технического университета групп ГМ-092, ГК -071.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF THE CURATOR IN THE COMPETENCE APPROACH OF TRAINING SPECIALISTS

The question of increasing the role of the curator in the new educational process is considered. The ways of forming general and professional competencies of specialists of technical profiles are proposed. Students of the Kuzbass State Technical University of GM-092 and GC -071 groups took part in the discussion of the issue.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ»

ш шодяшшгшм©©:

юучпипнпг

УДК 528

ШяМтЛщ шй teswsllii@ir

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Корецкая Г.А.

Кузбасский государственный технический университет, г. Кемерово, Россия. AuthorlD: 786891 E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрен вопрос возрастания роли куратора в новом образовательном процессе. Предложены пути формирования общих и профессиональных компетенций специалистов технических профилей. В обсуждении вопроса приняли участие студенты Кузбасского государственного технического университета групп ГМ-092, ГК -071.

Ключевые слова: Куратор, компетенции, компетентностная модель специалиста.

Актуальность. Переход на образовательные стандарты третьего поколения высшего профессионального образования предъявляет новые требования к подготовке специалистов. Преподаватели и студенты страны активно включились в разработку новых учебных планов и рабочих программ дисциплин в рамках компе-тентностных моделей [1]. Для содействия студентам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий создаётся служба академических консультантов (тьюторов). Очевидно, эти изменения должны коснуться работы куратора.

Успех в формировании специалиста во многом зависит от правильно построенного учебно-воспитательного процесса, в котором участвует куратор. Он несет прямую ответственность за подготовку студентов к будущей профессии. Успех в формировании личности специалиста-выпускника определяется, с одной стороны, уровнем

сформированности самой личности куратора как человека и, с другой стороны, уровнем его профессиональных компетенций.

Традиционная роль куратора состоит в том, чтобы проводить воспитательную и организационную деятельность студентов в группе, создавать условия, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни. При этом основным принципом воспитания является гуманизм. Студент является главной ценностью в системе человеческих отношений. Принцип гуманизма требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести и вероисповедания, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье студента [2].

Преобразования высшей школы ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у студентов прогностиче-

Актуальные проблемы педагогики и психологии 2021. Т.2, № 4.

ской готовности к реализации разнообразных профессиональных и социальных задач. По-мнению работодателей, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, специалист должен обладать, прежде всего, общекультурными и личностными компетенциями, которые описывают поведение человека в коллективе: способность и готовность к межличностной коммуникации, к ответственному поведению в соответствии с моральными нормами и нравственными правилами, проявлять гражданскую позицию. С другой стороны, успешная трудовая деятельность предполагает освоение и реализацию комплекса профессиональных знаний, практических навыков, способность и готовность осваивать передовые технологии, принимать управленческие решения, развивать свои профессиональные компетенции.

Какую помощь ждут студенты от своих кураторов в новом образовательном пространстве? Этот вопрос обсудили куратор и студенты Кузбасского государственного технического университета групп ГК-071 «Городской кадастр» 120303 и ГМ-092 «Маркшейдерское дело» 130402.

Большинство студентов считают, что куратор должен помогать студентам в разработке индивидуального учебного плана, особенно на начальном этапе. Тьюторы формально подходят к этому процессу. Их задача наиболее рационально увязать базовую и вариативную часть плана с учётом необходимых кредитов и зачётных единиц, контролировать учебный процесс. Куратор, во-первых, может посоветовать в выборе дисциплин, формирующих компетенции в соответствии с будущей профессиональной деятельностью: научно-исследовательской, производственно-технологической, конструкторской или организационно-управленческой. Он хорошо знает каждого студента, психологические особенности его характера, увлечения, склонности и способности.

Во-вторых, с целью формирования необходимых общекультурных компетенций в условиях сокращения дисциплин гуманитарного и увеличения естественнонаучного и профессионального циклов,

куратору необходимо проводить как можно больше мероприятий совместно со студенческим активом ВУЗа таких, как встречи с интересными людьми города, области, России: писателями, художниками, актерами. Развивать творческую активность студентов. В КузГтГУ ежегодно проводятся конкурсы-концерты «Студенческая весна», выступления команды КВН. Неотъемлемой частью работы куратора является посещение бесплатных тематических концертов Губернаторского симфонического оркестра со студентами: «Музыка и живопись»; «Музыка и литература» и т.п.

На формирование социально-личностных компетенций, по мнению студентов, направлены все внеучебные мероприятия, в том числе разнообразные тренинги по формированию команд, ролевые игры, а также туристические походы, организация летнего и зимнего отдыха [3]. На базе КузГТУ функционирует Учебно-производственный комбинат в г. Шереге-ше, где зимой студенты занимаются горнолыжным спортом.

В-третьих, важной задачей куратора является содействие по формированию профессиональных компетенций. С этой целью устраиваются встречи с производственниками, беседы о перспективах развития техники и технологии в регионе. Вместе с куратором студенты посещают Областной краеведческий музей, Исторический и Геологический музеи, созданные на базе КузГТУ. Музеи предоставляют уникальные материалы для научно-исследовательской деятельности студентов. Одним из важных мероприятий в этом направлении студенты групп ГК и ГМ считают посещение ежегодных Международных выставок-конференций в г. Новосибирске. Цель этих выставок - обмен опытом использования инновационных технологий по маркшейдерскому дело, геодезии, картографии и аэросъёмке. Студенты знакомятся с самыми передовыми технологиями: создание 3Д модели в геоинформационных системах, лазерное сканирование и цифровая аэросъёмка, космическая съёмка; знакомятся с современной электронно-оптической геодезической аппаратурой и

спутниковыми навигационными системами. Журналы, проспекты, электронные диски с программным обеспечением, привезённые с конференций и выставок - всё это используется студентами в курсовых и дипломных проектах, в студенческой научно-исследовательской деятельности. Для привлечения студентов КузГТУ к научной деятельности ежегодно проходит весенняя студенческая научно-

исследовательская конференция.

Заключение

ста. В связи с изменениями в структуре высшего образования каждый куратор должен принимать активное участие в совершенствовании подготовки специалистов. Успех образования зависит от совместной работы преподавателей, работодателей, студентов и куратора, направленной на развитие общих и профессиональных компетенций выпускника, его способности применять полученные знания в условиях конкурентной рыночной экономики.

Куратор является важным звеном в профессиональной подготовке специали-

Литература

1. Силласте, Г.Г. Будущее студентов в контексте закона о двухуровневой систе-) ме образования / Г.Г. Силласте // Молодёжь и общество. - 2007. - №4 - С. 140—

150.

2. Дереклева, Н.И. Дневник куратора учебной группы / Н.И. Дереклева. - М.,

2008. - 152 с.

3. Настольная книга куратора. - Кемерово: изд-во КузГТУ, 2009. - 37 с.

Для цитирования: Корецкая Г.А. Деятельность куратора в компетентностном подходе подготовки специалистов / Г.А. Корецкая // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2, № 4. С. 23-26.

Сведения об авторе

Корецкая Галина Александровна. Старший преподаватель кафедры маркшейдерского дела кадастра и геодезии. Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева. Кемерово, Россия. AuthorID: 786891 E-mail: [email protected]

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 4, pp. 23-26.

THE ACTIVITY OF THE CURATOR IN THE COMPETENCE APPROACH OF TRAINING SPECIALISTS

Koretskaya G. A.

Kuzbass State Technical University, Kemerovo, Russia. AuthorID: 786891 E-mail: kga1957@mail. ru

Abstract. The question of increasing the role of the curator in the new educational process is considered. The ways of forming general and professional competencies of specialists of technical profiles are proposed. Students of the Kuzbass State Technical University of GM-092 and GC -071 groups took part in the discussion of the issue.

Keywords: Curator, competencies, competence model of a specialist.

Актуальные проблемы педагогики и психологии 2021. Т.2, № 4.

References

1. Sillaste G.G. Buduschee studentov v kontekste zakona o dvuhurovnevoy sisteme obrazovaniya [The Future of students in the context of the act, a two-tier system of education]. Molodyozh i obschestvo [Youth and society], 2007, no. 4, pp. 140-150. (In Russ.).

2. Derekleva N.I. Dnevnik kuratora uchebnoy gruppyi [Diary of a curator of academic groups]. Moscow, 2008. 152 p.

3. Nastolnaya kniga kuratora [The curator's handbook]. Kemerovo, 2009. 37 p.

Information about the author

Koretskaya Galina Aleksandrovna. Senior lecturer of the Department of Surveying, Cadastre and Geodesy. Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev. Kemerovo, Russia. Au-thorlD: 786891 E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 10.04.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 15.04.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.