Научная статья на тему 'Деятельность Кубанской казачьей Рады в области культуры на первом этапе возрождения казачества'

Деятельность Кубанской казачьей Рады в области культуры на первом этапе возрождения казачества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
456
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБАНСКАЯ КАЗАЧЬЯ РАДА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / РЕАБИЛИТАЦИЯ КАЗАЧЕСТВА / КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевченко Виктор Федорович

В статье рассматривается деятельность Кубанской казачьей Рады по возрождению и развитию самобытной казачьей культуры в начале 1990-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Кубанской казачьей Рады в области культуры на первом этапе возрождения казачества»

№ 2 (53), 2014

"Трибуна молодого ученого" ^ ^

В. Ф. ШЕВЧЕНКО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУБАНСКОЙ КАЗАЧЬЕЙ РАДЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА

В статье рассматривается деятельность Кубанской казачьей Рады по возрождению и развитию самобытной казачьей культуры в начале 1990-х годов.

Ключевые слова: Кубанская казачья Рада, народная культура, реабилитация казачества, кубанское казачество.

Сегодня в культурной жизни Кубани большую роль играет казачий компонент. Огромной популярностью пользуются казачьи творческие коллективы. Широкомасштабно отмечаются во всем крае традиционные кубанские праздники. Особенно привлекают зрителей парадные шествия кубанских казаков. Растет популярность литературы, посвященной казачеству. В школах Краснодарского края преподается согласно учебной программе кубановедение. На Кубани действует пять казачьих кадетских корпусов, большое количество казачьих гимназий и классов казачьей направленности.

Уникальная культурная атмосфера современной Кубани явилась во многом результатом деятельности возрожденного кубанского казачества. Успехи в области культуры стали ярким подтверждением жизнеспособности современного казачества.

В данной статье, для раскрытия темы автор использовал источники архивного фонда Кубанского казачьего войска, кубанскую периодическую печать, мемуары и воспоминания участников событий, в которых освещается деятельность кубанского казачества по возрождению своей самобытной культуры. Свое исследование мы ограничим первыми годами существования казачьего движения до 1993 года, так как это был наиболее трудный и в то же время очень важный период развития современной казачьей культуры.

На 1-м Всекубанском сборе казаков, проходившем с 12 по 14 октября 1990 года в Краснодаре, задача возрождения казачьей культуры ставилась как одна из первоочередных, что было закреплено, в том числе, и в Уставе Кубанской казачьей Рады [1].

Концепция культурного возрождения кубанского казачества, согласно первым программным документам Кубанской Рады, заключалась в разработке целого комплекса мероприятий, призванных возродить казачье самосознание, заинтересовать казачьей культурой широкий круг людей, восстановить историческую справедливость по отношению к казакам, в свое время репрессированным, осуществить духовное возрождение казачества.

В плане, разработанном помощником атамана В. П. Громова по культуре В. Г. Захарченко, были определены приоритетные направления

культурной сферы. Таковыми стали: активное сотрудничество и совместная работа с Русской православной церковью; работа по воспитанию и образованию молодежи; восстановление праздников, обрядов, традиций; восстановление названий улиц, площадей, скверов и других городских объектов; научная и издательская деятельность; создание и поддержка казачьих творческих коллективов [2].

Реализация разработанных планов и программ начала осуществляться с первых дней работы Кубанской Рады.

Уже с 1990 года казачество стало принимать активное участие в жизни православной церкви. Возрождена была традиция посещения казаками храмов в казачьей форме. После образования Кубанской Рады все крупные православные праздники на Кубани стали отмечать более широкомасштабно с обязательным присутствием казаков.

Между православными приходами и казачьими обществами в станицах стали налаживаться взаимосвязи. Обязательным стало присутствие священника на казачьем сборе. Присягу на верность казачеству стали проводить в храмах [3].

Казачество с первых дней возрождения стало оказывать активную поддержку и заступничество церкви. Казаки ходатайствовали перед администрацией о помощи в восстановлении разрушенных храмов, заброшенных обителей. Помогали в создании молитвенных домов, православных учебных заведений [4].

Часто члены казачьих обществ принимали личное участие в строительстве, восстановлении святынь. Самым знаменательным событием на заре возрождения казачества стало участие кубанских казаков в переносе мощей Серафима Саровского. В августе 1991 года 130 кубанцев во главе с походным атаманом А. А. Бабковым и священником Сергием (Овчинниковым) отправились в Дивее-во. Там они несли караульную службу, помогали в строительных работах. Многие из участников «дивеевского похода» были награждены памятным знаком [5].

Около двух лет потребовалось Кубанской казачьей Раде чтобы получить первые результаты в области образования подрастающего поколения. Только в январе 1993 года была открыта первая на Кубани казачья гимназия. Она была образована на базе средней школы № 60 (пос. Пашковский).

10д "Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (53), 2014

Гимназия финансировалась за счет средств Ку -банской казачьей Рады, наиболее успешным ученикам назначалась стипендия. Казаки помогали школе обустраивать помещения, проводить ремонтные работы. В рамках классных часов и факультативов изучалась история Кубанского казачества. На школьных праздниках и мероприятиях усваивались казачьи традиции. Для мальчиков в обязательном порядке проводились военные сборы [6].

Успех с гимназией получил свое продолжение. Уже 1 сентября 1993 года, согласно приказу администрации Краснодарского края, в казачью гимназию была преобразована также средняя школа № 1 в станице Тбилисской [7].

Устройством гимназий дело образования для казаков не ограничивалось. С 1993 года в архивном фонде кубанского казачества появляются прошения, адресованные администрациям города и края о выделении под кадетский казачий корпус здания. Открытие кадетского корпуса для военизированной и патриотической казачьей организации было необходимо. Этот вопрос Всеку-банскому войску удалось успешно разрешить уже в 1994 году [8].

Для пополнения рядов кубанского казачества в ближайшем будущем грамотными, высококлассными специалистами и просто интеллектуально развитыми молодыми казаками, Правление и атаман Кубанской Рады активно ходатайствовали о поступлении членов казачьих обществ и их детей в различные высшие учебные заведения. Кроме помощи в поступлении, Рада занималась организацией учебного процесса на уровне высшей школы. Так она была соучредителем негосударственного высшего профессионального образовательного учреждения «Академия народного хозяйства» [9]. В 1992 году при участии Кубанской Рады в КубГУ открылся русско-американский гуманитарный факультет. Задачей этого факультета была подготовка специалистов по истории, филологии, культурологии со знанием английского языка. Обучение должно было проходить по мировым стандартам: 4 года - бакалавриат, 1,5 года - магистратура. Учащиеся по окончании факультета должны были получить офицерское звание. Серьезное внимание на факультете отводилось физической подготовке (самбо, рукопашный бой). Но обучение должно было осуществляться на коммерческих основах. В свою очередь Кубанская казачья Рада обязывалась за свой счет направлять на обучение 8 человек, прошедших конкурс. Можно было больше, но уже за счет первичных казачьих обществ [10].

Задачи реабилитации казачества требовали от представителей Кубанской казачьей Рады распространения правдивой истории, открытия для современного поколения духовной и материальной культуры казаков. Самыми эффективными средствами в данном деле, по мнению Правления

Рады, были издание литературы о казачестве и работа со средствами массовой информации. В 1992 года Кубанская Рада заключила с издательством «Южная звезда» договор о ежегодном выпуске книг по казачьей тематике на 400 тыс. руб. В этом же году с издательством «Советская Кубань» был заключен договор об издании работ А. Д. Знаменского. На следующий год был осуществлен заказ на издание работы В. П. Бардады-ма «Ратная доблесть кубанцев». Рада занималась реализацией среди казаков сборника поэтических произведений И. Ф. Вараввы «Казачья бандура», и трехтомного Казачьего словаря справочника. Решено было также за счет Рады издать двухтомник Ф. А. Щербины количеством в 25 тыс. экз. [11].

11 апреля 1992 года вышел первый выпуск еженедельной газеты «Казачьи вести» тиражом в 12 тыс. экз. Правлением Рады была разработана инструкция по реализации периодического печатного издания в казачьих обществах, а также налаживанию корреспондентской работы на местах с выделением внештатного сотрудника. В этом же году стала выходить в эфир радиопередача «Казаки Кубани» [12].

В рамках развития народной культуры Кубан -ская казачья Рада оказывала всякого рода помощь творческим группам, развивающим различные направления казачьего искусства. Чувствительную поддержку получили кубанские художники. Рада помогала кубанскому казачьему братству «Рада» в регистрации устава, с льготным налогообложением на первые два года, содействовала в приобретении братством художников ряда помещений, в организации выставок. Правление Кубанской казачьей Рады активно ходатайствовало перед властями о передаче знаменитому Кубанскому казачьему хору здания для концертного зала на ул. Красной 5. Оказывало финансовую помощь фольклорному ансамблю «Кубаночка» [13].

Еще одним направлением деятельности Кубанской казачьей Рады в сфере культуры было проведение казачьих праздников и обрядов. В 1991 года впервые после многолетнего перерыва был проведен обряд Тиховских поминовений, в знак памяти подвига казаков Ольгинского кордона [14]. С тех пор поминовения снова стали ежегодными. В 1992 году в станице Новодеревянковской был проведен праздник-презентация, посвященный Ф. А. Щербине и его труду «История Кубанского казачьего войска». Кубанские казаки принимали участие в праздновании значимых дат соседних казачьих войск. В 1991 году кубанская делегация участвовала в праздновании юбилея атамана Платова в Новочеркасске, а также в 350-летии Азовского сидения и в 400-летии Уральского казачьего войска, проходившем в г. Уральске [15]. Некоторые казачьи мероприятия носили протестный характер, так 27 января 1991 года был проведен митинг возле памятника Свердлову, в память казаков, погибших в годы Гражданской войны [16].

№ 2 (53), 2014

"Трибуна молодого ученого" ^ ^д

Большую работу Кубанская казачья Рада проводила в сфере науки. Приоритетом здесь пользовались, прежде всего, гуманитарные дисциплины, а именно история, этнография, культурология. Кубанская Рада организовывала конференции, в том числе и международные, по вопросам истории и культуры кубанскогоказачества, конгрессы кубанских казаков. Для молодых ученых в 1992 году был учрежден научный конкурс «Истоки» -на лучшие работы по истории, этнографии, фольклористики. В августе 1991 года Рада была одним из организаторов в Мостовском районе научной фольклорно-этнографической экспедиции [17].

Как видно из вышесказанного в первые годы возрождения кубанского казачества были насыщены работой в области культуры. Постав ленные Кубанской казачьей Радой задачи в основном были с успехом реализованы.Было положено начало современному казачьему образованию на Кубани. Началась активная научно-исследовательская деятельность по изучению истории Кубани. Огромную поддержку стали получать творческие казачьи коллективы. Массово на Кубани начали отмечать памятные казачьи даты. Кубанская Рада наладила выпуск собственной газеты, издание литературы о казачестве. Возродила крепкие отношения казаков с церковью. Усилиями членов Кубанской Рады была создана основа, на которой в дальнейшем стала развиваться самобытная казачья культура. Мы можем отметить, что многие

идеи, разработанные и реализованные Кубанской Радой в первые годы своей деятельности, продолжают развиваться и сегодня.

Литература и источники

1. Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве / Матвеев О. В. и истории православной церкви / Шептун С. В. Краснодар, 1995. С. 324.

2. ГАКК. Ф. Р-1843. Оп. 1. Д. 3. Л. 3.

3. ГАКК. Ф. Р-1843. Оп. 1. Д. 21. Л. 15.

4. Там же. Л. 77.

5. Хроника казачьего конвоя по охране диве-евских торжеств // Казачьи вести. 1993. № 15-16.

6. ГАКК. Ф. Р-1843. Оп. 1. Д. 12. Л. 319.

7. Там же. Л. 282.

8. ГАКК. Ф. Р-1843. Оп. 1. Д. 152. Л. 32.

9. ГАКК. Ф. Р-1843. Оп. 1. Д. 12. Л. 126.

10. Интервью В. Громова // Казачьи вести. 1992. № 14.

11. ГАКК. Ф. Р-1843. Оп. 1. Д. 12. Л. 57.

12. Там же. Л. 98.

13. Там же. Л. 292.

14. ГАКК. Ф. Р-1843, Оп. 1, Д. 1, Л. 45.

15. Там же. Л. 134.

16. Бурмагин А. Г. От Кубанского казачьего клуба к Кубанской казачьей Раде. Краткая история начала возрождения кубанского казачества 19891992 гг. Краснодар, 2009. С. 149.

17. ГАКК. Ф. Р-1843. Оп. 1. Д. 12. Л. 20.

V. F. SHEVCHENKO. ACTIVITIES OF THE KUBAN COSSACK RADA IN THE FIELD OF CULTURE IN THE FIRST STAGE REVIVAL OF THE COSSACKS

The article deals with the activities of the Kuban Cossack Rada to revive and develop original Cossack culture in the early 1990s.

Key words: Kuban Cossack Rada, folk culture, the rehabilitation of the Cossacks, Kuban Cossacks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.