7. Леткова Ек. Красивая жизнь (Из воспоминаний об А.П. Философо-вой) / Ек. Леткова // Сб. памяти А.П. Философовой: статьи и материалы. -Петроград, 1915. - Т. 2. - С. 27-34.
8. Леткова Ек. Елена Иосифовна Лихачева / Ек. Леткова // Русское богатство. - 1904. - № 12. - С. 202-208.
9. РГАЛИ. Ф. 280. Оп. 1. Д. 357.
10. РГАЛИ. Ф. 280. Оп. 1. Д. 3.
11. РНБ ОР. Ф. 757. Д. 43.
12. РГАЛИ. Ф. 280. Оп. 2. Д. 52.
13. РГАЛИ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 9.
14. Зинченко Н.Е. Женское образование в России: Ист. очерк / Николай Зинченко. - СПб.: Комм[ерч]. скор[опеч]., ценз. 1901. - 46 с.
15. Johanson С. Women's Struggle for Higher Education in Russia, 18551900 / Christine Johanson. -Kingston; Montreal: McGill-Quenn's univ. press, 1987. - 149 p.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКИХ ОБЩЕСТВ ВЗАИМОПОМОЩИ В 20-Е ГГ. В СССР
© Савельев А.Н.*, Костина Е.Ю.
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Именно этот этап отличается от всех других, тем что позволил в тяжелейших условиях государству через крестьянские общества взаимопомощи помочь беднейшим хозяйствам, но и наладить работу их через сплочение в коллективы.
Ключевые слова: крестьянские общества взаимопомощи, коллективизация, помощь, бедняцкие хозяйства.
Характерной чертой того времени, является то что в СССР сельское хозяйство возрождалось после тяжелейшей разрухи и крайнего упадка почти всех крестьянских хозяйств. Так как по переписи 1926 года, сельское население составляло 82 процента, то государство данную возложило задачу восстановления непосредственно на крестьян. Связано это также было с голодом 1921 года, когда тридцать миллионов человек голодали, а умерло 5 миллионов [1, с. 56].
Деятельность Крестьянских комитетов общественной взаимопомощи (ККОВ) узаконилась в 1921 году, однако действительно активную работу она начала с 1922 года, тогда и начали в деревнях создаваться ККОВ, на которые и возлагались самообеспечение и патронаж нуждающихся. Государ-
* Студент 1 курса кафедры Социальных наук (направление: социальная работа).
ство осуществляло социальную политику, через большую сеть сельских социальных учреждений. С февраля 1921 года, постановлением совета труда и обороны, определились цели и принципы работы комитетов, которые и осуществляли свою политику под надзором сельской администрации. Создание комитетов было также обусловлено отменой продразверстки, которая лишила огромное количество разорившихся и малоимущих хозяйств принудительной помощи от более рентабельных хозяйств.
Переименование крестьянских комитетов общественной взаимопомощи произошло 24 сентября 1925 года благодаря новому положению ВЦИК и СНК РСФСР, они стали называться крестьянские общества взаимопомощи [2, с. 102].
Но стоит отметить, что их основная задача осталась прежней, а именно организация помощи бедняцкому слою, семьям красноармейцев. Но надо отметить что благодаря новому положению в крестьянских обществах взаимопомощи допускалось теперь индивидуальное и коллективное вступление жителей всей деревни. На них так же возлагались следующие задачи, а именно: оживление работы за счет привлечения наиболее бедной части населения, кооперация бедноты, работа по организации колхозов; развитие общественных запашек; укрепление производственных предприятий сельскохозяйственного направления и создание новых; создание и пополнение семенного и земельного фондов; подготовка и проведение весенних и осенних посевных кампаний и уборочных, помощь семенами (бедняцким и малоимущим хозяйствам выделялось 50 % имеющегося в наличии семенного фонда на посев и 25 % - на продовольственные нужды); взаимодействие с местными культурно-просветительными организациями, выписка газет, организация красных уголков, изб-читален и др. [3, с. 206].
Огромное значение в увеличении натуральных и денежных фондов КОВ стали играть общественные запашки, которые создавались на свободных территориях местного земельного фонда. Надо отметить здесь так же что, увеличение общественных запашек поспособствовало к приобщению многих казаков и крестьян к общественным формам обработки земли. Так, например, из 18 крестьянских обществ взаимопомощи Тихорецкого района весной 1925 года, запашки были произведены в 17 обществах, на общей площади 980 десятин [4, с. 217].
Предпринятые меры поспособствовали к увеличению собственных средств обществ взаимопомощи. Однако полученные результаты не смогли в полной мере обеспечить крестьян и казаков, нуждавшихся в помощи. В данных условиях полученные средства отправлялись для помощи самым наибеднейшим хозяйствам. Так, в Майкопском районе в 1925/26 -1926/27 гг. КОВы выдали 806 хозяйствам денежную и натуральную возвратную помощь на сумму 4583 руб. 94 коп., а безвозвратную помощь оказали 203 хозяйствам на сумму 759 руб. 13 коп. [5, с. 46].
В 1925-1927 году работа обществ взаимопомощи, если говорить в целом, привела к положительным результатам. Но в полной мере решить поставленные задачи, связанные например с объединением крестьянства и казачества, что существенно влияло на результаты общественной и хозяйственной работы.
В крестьянских обществах взаимопомощи входила в обязанность создавать и реализовывать план по коллективизации на местах, совместно с группами бедноты, членами сельсовета, и иными организациями. Связи с этим, каждый комитет обязательно должен был включать в план работ разработку коллективных хозяйств. Так, например, президиум Майкопского окружного комитета крестьянского общества взаимопомощи в апреле 1928 года, высказал мнение о необходимости при проведении землеустройства уделить особенное внимание со стороны сельских комитетов по созданию условий для организации крупных коллективных хозяйств [6, с. 94].
Также надо отметить, что активно шла политика направленная на сельских женщин, а именно вовлечение их работу в колхозах. Так, например, для вовлечение в колхозы Северо-Кавказский КОВ в августе 1929 года рекомендовал сельским комитетам уделить внимание созданию артелей из женщин. Для поставленной задачи были организованны экскурсии для женщин-крестьянок в женские колхозы, коммуны и в окрестные колхозы и коммуны, где женский труд воспринимался наравне с мужским.
В октябре 1929 года, Президиум ЦК КОВ одобрил постановление «О введении в системе крестьянской взаимопомощи целевых взносов». Осуществляя постановление, например, Донском окружном крестьянском обществе взаимопомощи, определились основные виды целевых взносов, среди которых больше всего были взносы, которые способствовали коллективизации крестьянских и казачьих хозяйств. В связи с этим, пример, с осени 1929 года, КОВ были задействованы в мероприятиях по реализации сплошной коллективизации сельского хозяйства на Дону и Кубани [7, с. 123].
А уже после принятия в 1929 году постановления пленума ЦК ВКП(б) о начале сплошной коллективизации, основной помощью для беднейших крестьян была преимущественно связанна с организацией и укреплением колхозов. После частичной коллективизации села и во время создания колхозов, крестьянские общества взаимопомощи ещё продолжали осуществлять свою деятельность, на основании действующего положения.
С принятием 13 марта 1931 г. ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о кассах общественной взаимопомощи колхозников и колхозниц» КОВ постепенно реорганизовывались в кассы взаимопомощи, в тех местах, где население в большей мере было уже коллективизировано. В данных условиях сельхозинвентарь, предприятия, постройки и другое имущество, которое принадлежало обществам, теперь поступало в неделимые капиталы колхоза, а продовольственные фонды и денежные средства в кассу взаимопомощи.
Полная ликвидация крестьянских обществ взаимопомощи произошла после принятия 1 февраля 1932 года, президиумом ЦИК СССР постановления «О кассах общественной взаимопомощи колхозов» [8, с. 142].
Таким образом можно сказать, что потребность в крестьянских комитетах общественной взаимопомощи в начале 1920-х гг. вызвана состоянием упадочным состоянием крестьянских хозяйств. В то время государственных средств не хватало, что не позволяло центральным и местным органам оказывать достаточную помощь для наиболее нуждающихся слоев сельского населения. В данных условиях был выбран наиболее разумное для того времени решение данной задачи, связанной с использованием внутренних ресурсов деревни.
В результаты их деятельности была накоплена большая база для исследования социальных проблем, а в целом можно сказать что деятельность их была не такая большая, связана была с малой заинтересованностью в их развитии, что и привело к их ликвидации в 1932 году.
Именно в организации крестьянских комитетов было показано государственное начало, которое было связанно с вопросами руководства и контроля за деятельностью комитетов. К тому же, согласно «Положению о ККОВ», местные органы предоставляли комитетам разные виды материальной помощи, такие например как, передача им бесхозного и конфискованного имущества, выделение земельных участков для общественных посевов и др. Именно этот период предоставил условия для развития организации и координации крестьянских обществ. Именно этот период создал условия для дальнейшего развития деревни и переход на коллективизацию.
Список литературы:
1. Алексанов П.А. В борьбе за социалистическое переустройство деревни / П.А. Алексанов. - М.: Мысль, 1971. - 271 с.
2. Бахтин М.И. Союз рабочих и крестьян в годы восстановления народного хозяйства / М.И. Бахтин. - М.: Соцэкгиз, 1961. - 292 с.
3. Бухарин Н.И. Избранные произведения / Н.И. Бухарин. - М.: Мысль, 1988. - 563 с.
4. Ефанов Л.Д. Крестьянская взаимопомощь Сибири / Л.Д. Ефанов. -Томск: изд. Том. 1982. - 257 с.
5. Калинин М.И. О крестьянских обществах взаимопомощи: речи, статьи, докладыт/ М.И. Калинин - М.: Профиздат, 1925. - 466 с.
6. Литошенко Л.Н. Кооперация, социализм и капитализм / Л.Н. Лито-шенко. - М.: Экономист, 1922. - 126 с.
7. Холостова Е.И. Социальная политика / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 237 с.