КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
УДК 378.095(470/620):304.4 С.С. ЗЕНГИН
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАСНОДАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
Зенгин Сергей Семенович, кандидат педагогических наук, ректор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются достижения Краснодарского государственного института культуры в свете реализации государственной культурной политики.
Ключевые слова: культура, культурная политика, государственная политика, образование, институт культуры.
UDC 378.095(470/620):304.4 S.S. ZENGIN
THE BEST PRACTICE OF THE KRASNODAR STATE INSTITUTE OF CULTURE IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING THE PRINCIPLES OF THE STATE
CULTURAL POLICY
Zengin Sergej Semenovich, PhD (ped.), the rector of the Krasnodar state University of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abstract. The article describes the achievements of the Krasnodar State Institute of culture in the light of implementation of the state cultural policy.
Keywords: culture, state policy, cultural policy, education, Institute of culture.
Сегодня культура все чаще признается одним из ведущих ресурсов общественного и социально-экономического развития страны, базовым фактором национальной безопасности. Свидетельство тому - принятые государством в последние три года такие важные документы, как федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)» [1], указы Президента РФ В.В. Путина «Об утверждении государственной культурной политики» (№ 808 от 24.12.2014 г.) [2], «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (№ 683 от 31.12.2015 г.) [3], распоряжение Правительства РФ «Об утверждении стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» (№ 326-р от 29.02.2016 г.) [4].
Основы государственной культурной политики определяют, что интеграция науки, образования и искусства закладывает фундамент для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности.
Наука, образование и искусство, по сути дела, - основные направления деятельности вуза культуры, поэтому именно высшей школе принадлежит, на наш взгляд, ведущая роль в реализации основ государственной культурной политики. Это понимание стало определяющим при формировании приоритетных направлений развития Краснодарского государственного института культуры.
"Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (61), 2016
Одним из таких значимых приоритетов развития КГИК является совершенствование содержания образования. Для его обеспечения, прежде всего при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, была обновлена учебно-материальная база института. Параллельно трансформировалось и само содержание образования - в целях изучения студентами основ государственной культурной политики в рамках учебного курса «Культурология» был введен обязательный учебный модуль «Основы государственной культурной политики Российской Федерации». Учебные планы пополнились такими дисциплинами, как «Культурная политика» и «Основы культурной политики». Это позволит обучающимися, а в дальнейшем - специалистам в сфере культуры, понимать цели государственной культурной политики, ее принципы и задачи, владеть базовыми понятиями и методами ее реализации, что, в свою очередь, крайне важно для формирования культурного пространства России.
С целью развития современных форм и содержания образования, минимизации психологических барьеров при переходе от одного уровня образования к другому в институте разработан проект «Краснодарский государственный институт культуры как центр многоуровневого художественного образования», цель которого - сформировать непрерывную систему образования от детских творческих кружков до программ предпрофессионального, среднего профессионального, а затем и высшего образования. В рамках проекта в институте активно работают детские студии по хореографии, вокалу, живописи, театральному искусству. Осуществлен набор на обучение по программам предпрофессионального образования по живописи, фортепиано, хореографическому творчеству, а также по программам среднего профессионального образования: хореографии, сольному и хоровому народному пению, дизайну, народной художественной культуре и другим. В дальнейшем эти обучающиеся смогут продолжить обучение по программам высшего образования (их в институте почти девяносто).
Важное место в структуре многоуровневого художественного образования займет музыкальный кадетский корпус.
Формируемая образовательная система позволит выполнить еще одну важную миссию института - выявление и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи.
Обновление содержания образования в региональном аспекте отразилось во введении в образовательный процесс учебного курса «Кубановедение», в рамках которого изучаются история культуры и быта народов Кубани. Студенты активно и с интересом принимают участие в полевой археологической практике и фольклорно-этнографических экспедициях. Это позволяет им накапливать ценнейший этнографический материал, изучать и перенимать опыт народных мастеров, что способствует сохранению и развитию народной культуры.
Российская высшая школа традиционно базируется на неразрывном единстве образования и науки. КГИК продолжает и развивает эти традиции, выступая одним из ведущих центров гуманитарных и культурологических исследований на Юге России, на базе которого работает почти тридцать научных школ, реализуются российские и международные гранто-вые исследования.
По результатам этих научных исследований издаются монографии, освещающие вопросы реализации современной культурной политики государства, ее исторические и региональные аспекты. Проводятся многочисленные научно-практические конференции, в рамках которых осуществляется осмысление теории и изучение практики реализации отечественной культурной политики.
Многие из этих конференций имеют не только важное научное, но и общественное значение. Так, совместно с Российским военно-историческим обществом проведены конференции «Невыученные уроки истории», «Великая Отечественная война: уроки истории и современность», реализован социокультурный проект «Мир без войны».
Помимо проведения собственно исследовательских работ, популяризация науки - значимая задача института. Студенты активно вовлекаются в науку через студенческое научное общество, для них организуются встречи с известными деятелями науки и культуры, открытые лекции, посещение тематических выставок и т.д. При этом во многих значимых
научных событиях студенты выступают не только как пассивные участники, но и организаторы. Примером может служить научно-практическая конференция и выставка «Православная Русь. Моя история. Романовы».
Особое место в деятельности Краснодарского государственного института культуры занимают художественно-творческие проекты, одна из главных целей которых - реализация ключевых направлений государственной культурной политики.
Ежегодно институтом проводятся почти 200 мероприятий, направленных на сохранение и развитие народной культуры, патриотическое воспитание молодежи, выявление и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи. Наиболее яркие из них - международные конкурсы пианистов им. М.А. Балакирева «Русская Музыка», камерной музыки «Краснодарская камерата», народной песни им. Г.М. Концевича, Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах «Жемчужина Кубани», фестивали для детей с ограниченными возможностями «Искусство для тебя» и «Солнечный луч надежды» и другие.
Особое место в творческой жизни вуза заняли новые творческие проекты, в которых в полной мере проявляется совместная деятельность педагогов и студентов. Основная цель художественно-творческого проекта «Арт-Передвижники» - популяризация классической, современной и народной культуры среди учащихся общеобразовательных школ и школ искусств малых городов и станиц Краснодарского края.
Целью проекта «Уроки-концерты по Кубановедению» стало создание силами преподавателей и студентов концертных программ для школьников, основанных на подлинных образцах культуры Кубани, позволяющих воспринимать информацию об истории Кубани, ее духовной культуре в живой художественной форме. Эти важные просветительские акции ежегодно посещают свыше 15 тысяч школьников.
В рамках проекта «Лицо Победы» преподаватели и студенты создают портреты ветеранов Великой Отечественной войны. Из этих портеров формируется обширная экспозиция, которая размещается на различных выставочных площадках, в образовательных учреждениях городов и станиц Краснодарского края. В дальнейшем каждый портрет дополняется фронтовой историей ветерана, и в итоге издается книга памяти «Лицо Победы», в которую входят не только портреты фронтовиков и тружеников тыла, но и их рассказы о самых запоминающихся днях периода войны.
Все художественно-творческие мероприятия интегрируются в образовательный процесс профессиональной подготовки студентов, содержат в себе выраженный воспитательный потенциал.
Таким образом, образовательные, научные и художественно-творческие проекты, осуществляемые Краснодарским государственным институтом культуры, активно реализуют основы государственной культурной политики, придавая дополнительную динамику активному развитию института.
Литература и источники
1. ФЦП Культура России (2012 - 2018 гг.) // Министерство культуры России 2006 - 2015. URL: http://fcpkultura.ru/programma/napravleniya-razdely-i-punkty-programmy/.
2. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. №808 // Администрация Президента России 2016. URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208/page/1.
3. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 // Администрация Президента России 2016. URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. № 326-р // Правительство Российской Федерации 2016. URL : http://government.ru/docs/all/105704/
Referenses
1. The Federal program Culture of Russia (2012 - 2018) // Ministry of culture of Russia 2006 - 2015. URL: http://fcpkultura.ru/programma/napravleniya-razdely-i-punkty-programmy/.
"Культурная жизнь Юга России" 1 0 !
№ 2 (61), 2016
2. The decree of the President of the Russian Federation of 24.12.2014 No. 808 // the presidential Administration of Russia 2016. URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208/page/1.
3. The decree of the President of the Russian Federation dated 31.12.2015 No. 683 // the presidential Administration of Russia 2016. URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391.
4. The government of the Russian Federation from 29.02.2016, No. 326-R // the government of the Russian Federation 2016. URL : http://government.ru/docs/all/105704/.
УДК 304.4 (470.62) Н.Г. ДЕНИСОВ
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ НА КУБАНИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Денисов Николай Григорьевич, доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры им. А.И. Манаенкова Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. Культурная жизнь и культурная политика в постсоветский период представляют собой разноуровневые и неоднородные субстанции, зачастую далекие от принципа соответствия, а нередко и прямо противоположные. В нынешних условиях изоляции России по вине западных политиков остро востребована народная культура, как духовная идеологическая опора, скрепляющая народы России совместной исторической памятью, этносоциальной идентичностью, человеческими связями, русской языковой культурой. Сегодня в этом направлении движется вся культурно-образовательная сфера Кубани. Ключевые слова: культурная политика, культурная жизнь, постсоветский период, народная культура, идентичность.
UDC УДК 304.4 (470.62) N.G. DENISOV
CULTURAL-EDUCATIONAL POLICY AND CULTURAL LIFE IN THE KUBAN REGION IN THE POST-SOVIET PERIOD
Denisov Nikolai Grigoryevich, PhD (philosoph.), Full Professor of Department of theory of a culture's history named after A.I. Manaenkov Krasnodar state Institute of culture (Krasnodar, St. 40 let Pobedy st., 33), [email protected]
Abstract. Cultural life and cultural policy in the post-Soviet period represent a multilevel and heterogeneous substance, often far from the principle of conformity, and often directly Pro-opposite signs. In the current circumstances, Russia's isolation by the fault of Western politicians desperately sought after folk culture, as the spiritual, ideological backbone that binds the peoples of Russia joint historical memory, social identity, human relations, Russian linguistic culture. Today in this direction moves the entire cultural-educational sphere of the Kuban.
Keywords: cultural policy, cultural life, the post-Soviet period, folk culture, identity.
Как показывает анализ, а также собственный опыт управления и методологического сопровождения культурных процессов в регионе, культурная жизнь и культурная политика в постсоветский период представляют собой разноуровневые и неоднопорядковые субстанции, зачастую далекие от принципа соответствия, а нередко и прямо противоположные.
Современные авторы, анализируя культурную жизнь и культурную политику, имеют свойство увлекаться количественными данными о числе учреждений культуры и искусства, состоявшихся концертов, спектаклей, культурно-массовых мероприятий и посетивших их зрителей, достижениями ведущих творческих коллективов. Наша задача - исследование причинно-следственных отношений в культурно-образовательной политике, выявление «сквозного действия» (по Станиславскому) [1, с. 93.], тенденций и направлений в духовно-нравствен-