Научная статья на тему 'Деятельность корпораций стран БРИКС в период глобального финансового кризиса'

Деятельность корпораций стран БРИКС в период глобального финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОРПОРАЦИИ СТРАН БРИКС / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жариков М. В.

В последние годы экономическое развитие стран БРИКС, а именно: Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (ЮАР), в качестве представителей стран с формирующимися финансовыми рынками (СФФР), привлекает все более пристальное внимание исследователей во всем мире. Начиная со второй половины 2011 г., ситуация в СФФР несколько ухудшилась, что в особенности связано с сокращением уровня ВВП стран БРИКС, оттоком капитала, относительной девальвацией национальных валют и безработицей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность корпораций стран БРИКС в период глобального финансового кризиса»

Список литературы:

1. Азиева Р.Х. Зарубежный опыт управления нефтяным комплексом / Р.Х. Азиева // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 189-195.

2. Базалева Р.В. Зарубежная и российская нормативная база освоения месторождений Арктики / Р.В. Базалева, Н.А. Пименова // Нефтепромысловое дело. - 2015. - № 4.

3. Кородюк И.С. Проблемы применения зарубежного опыта в государственном регулировании нефтегазового комплекса России / И.С. Кородюк, С.Е. Трофимов // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25. - № 1. - С. 103-109.

4. Павленко В.И. Регулирование сферы недропользования в приаркти-ческих странах (США, Канаде, Норвегии) / В.И. Павленко, Ю.Г. Селюков // Арктика: экология и экономика. - 2013. - № 3. - С. 50-57.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРПОРАЦИЙ СТРАН БРИКС В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

© Жариков М.В.*

Московский технологический институт, г. Москва

В последние годы экономическое развитие стран БРИКС, а именно: Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (ЮАР), в качестве представителей стран с формирующимися финансовыми рынками (СФФР), привлекает все более пристальное внимание исследователей во всем мире. Начиная со второй половины 2011 г., ситуация в СФФР несколько ухудшилась, что в особенности связано с сокращением уровня ВВП стран БРИКС, оттоком капитала, относительной девальвацией национальных валют и безработицей.

Ключевые слова международные корпорации стран БРИКС, глобальный финансовый кризис.

* Доцент кафедры Маркетинга, рекламы и предпринимательства, кандидат экономических наук.

Страны БРИКС все еще обладают огромными золотовалютными резервами, относительно низким общим уровнем заработной платы, емкими национальными рынками товаров и услуг, мощными производственными базами и крупными финансовыми центрами - все это чрезвычайно важно для участия в трансформационном процессе глобальной финансовой системы и требует существенных усилий для развития элементов финансовой инфраструктуры.

Рассматривая текущие изменения экономической ситуации, индекс развития национальных финансовых центров можно распространить на исследование уровня доверия к ним субъектов - потенциальных инвесторов. По каждому из финансовых центров проведен анализ уровня доверия по 5-тибалльной шкале.

В 2012 г. Шанхай сохранил первое место по уровню доверия иностранных инвесторов. За ним следуют Сан-Паулу, Москва, Йоханнесбург и Мум-баи. Однако существует существенный разрыв в уровне доверия между Шанхаем и следующими четырьмя финансовыми центрами. Так, уровень доверия к Сан-Паулу отстает от Шанхая на 0,51. Что касается сравнительного анализа уровней доверия по четырем следующим центрам, разрыв между ними менее значителен. Также уровень доверия к Шанхаю по 5-тибалльной шкале преимущественно колеблется между 4 и 5 %, в сумме показателей достигая 65,5 %, тогда как по остальным центрам стран БРИКС эти значения изменяются в пределах 3 и 4 %.

Компании СФФР оказались весьма чувствительными к условиям кредита во время глобального финансового кризиса [2]. Хотя кризис привел к расширению спредов по корпоративным облигациям как развитых, так и развивающихся стран, влияние кризиса было особо ощутимо в случае с инвестиционными облигациями, выпускаемыми компаниями СФФР, для которых средняя величина спреда подскочила на 250 базисных пунктов в период 2007-2009 гг., в то время как спреды по инвестиционным бондам американских компаний выросли лишь на 73 базисных пункта [6]. С другой стороны, средний спред по неинвестиционным облигациям компаний СФФР увеличился на меньшую величину, чем спред по аналогичным бумагам американских корпораций, хотя основная причина такой разницы могла заключаться

в том, что менее кредитоспособные заемщики развивающихся стран, как правило, вовсе не выходят на соответствующие рынки.

Хотя эти упрощенные сравнения спредов по облигациям развитых и развивающихся стран и экономические переменные позволяют до определенной степени представить общую картину поведения инвесторов и заемщиков, эконометрический анализ соответствующих данных дает углубленное понятие о факторах, определяющих движение спредов долговых ценных бумаг [1]. Поскольку оценка инвесторами риска по облигациям, связанного с их эмиссией и размещением, оказывает влияние на определение цены долговых ценных бумаг, выделяются пять групп переменных, которые определяют величину кредитных спредов в момент эмиссии:

1) условия безопасности долга и характеристики его структуры, включая срок погашения, объем, уровень срочности, купон, условия предложения, юридические требования, листинг, регулирующий закон, юрисдикция и рейтинг размера риска по облигации;

2) макроэкономические факторы, свойственные для страны эмитента; соответствующие данные собираются из различных источников, а затем она суммируется по месяцам, кварталам и годам, основываясь на частоте публикации первичной информации; следует также отметить, что страна-эмитент облигации определяется как страна происхождения родительской компании-эмитента или гаранта соответствующих бондов;

3) экономические переменные, охватывающие степень финансового, юридического и институционального развития каждой страны базирования эмитента;

4) глобальные экономические и финансовые условия, включая вола-тильность рынка, спрос и предложение ликвидных средств, а также глобальный экономический цикл;

5) сектор или отрасль происхождения эмитента облигаций.

Данный анализ демонстрирует, что более высокий ВВП на душу населения или темп экономического роста в СФФР тесно коррелирует с более низким уровнем спредов. По мере улучшения внутринациональных экономических условий увеличивается вероятность роста компаний, сокращения

кредитного риска и издержек, связанных с заимствованием. Однако корпоративные заемщики СФФР сталкиваются с необходимостью нести издержки значительного уровня инфляции. Такие данные соответствуют общепринятому мнению, в соответствии с которым международные инвесторы рассматривают темпы инфляции в странах-эмитентах облигаций в качестве показателя уровня экономической и финансовой стабильности [3-5]. Поскольку инфляция искажает процесс принятия экономических решений и накладывает серьезные издержки на деятельность компаний, следует отметить, что эффективная кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика может сократить связанные с эмиссией облигаций издержки компаний СФФР.

Фактором, который существенно уменьшает кредитные спреды, является также качество и уровень организации финансовых институтов, измеряемый с помощью международного индекса странового риска (International Country Risk Guide, ICRG). Чем выше значение этого индекса, тем меньше уровень страновых рисков. Это означает, что чем более развиты финансовые институты и финансовая инфраструктура конкретной страны и чем более стабильной и предсказуемой является ее законодательная система, тем ниже, как правило, издержки, связанные с получением займов на международном ссудном рынке. Стабильность законодательной системы представляется особенно важным фактором при возникновении финансовой нестабильности и необходимости реструктуризации национальных рынков капиталов, что зачастую требует обращения к законам и нормативам данной страны с целью укрепления государственных гарантий по вкладам, инвестициям и интересов безопасности объектов вложений. Анализ уровней государственного регулирования финансовых рынков, определяемых в зависимости от индикаторов всемирного регулирования институтов (Worldwide Governance Indicators, WGI), также выявляет существенное влияние качества уровня организации государственных учреждений на спреды по облигациям. Индекс всемирного регулирования финансовых рынков WGI, разработанный Всемирным Банком, включает индикаторы по шести уровням управления, а именно: гласность и подотчетность, политическая стабильность и отсутствие социальных конфликтов, эффективность работы национального правительства, качество контроля, исполнение законов и борьба с

коррупцией. Эти шесть индикаторов измеряются группами, выборками со значениями от -2,5 до 2,5. Чем выше величина индекса в установленных границах, тем эффективнее работает государство. Следует также отметить, что, как правило, глобальные инвесторы при оценке стоимости корпоративного долга СФФР не принимают во внимание обстоятельство, находилась ли страна эмитента долговых ценных бумаг в условиях экономического или финансового кризиса. Такая позиция вероятнее всего вызвана эффектами селективности, а именно: выйти на глобальные долговые рынки могут только компании, обладающие широкими экономическими перспективами, но эти заемщики, как правило, менее подвержены влиянию деловых циклов на национальном уровне и в боль -шей степени - на глобальном.

Заемщики СФФР, которые пытаются минимизировать кредитные риски с помощью эмиссии облигаций с плавающим курсом, получают выгоду от значительного снижения издержек, связанных с получением финансовых средств. Облигации с плавающим курсом зачастую содержат рейтинговый корректор, который сбалансирует уровень спреда в случае превышения курсом долговой ценной бумаги ставки рефинансирования на следующую дату учета процента по ней, когда соответствующая эмиссия может быть понижена в рейтинге одним из ведущих агентств, отчасти компенсируя потери инвесторов от финансовых вложений. Для покупателей долга из СФФР такой механизм является чрезвычайно важным и необходимым, поскольку компании этих стран, как правило, более чувствительны к изменениям условий деловой среды в национальной экономике и, следовательно, являются более рискованными объектами инвестирования. Аналогичным образом, инвесторы зачастую готовы выплачивать премии за большие по размеру эмиссии, поскольку такими бумагами легче будет торговать, что позволит инвесторам корректировать структуру своих портфелей в случае изменений экономических перспектив эмитента. Поэтому отсутствие негативных условий заклада, которое подкрепляет права кредитора на взыскание последнего и обеспечивает первоочередность по соответствующим претензиям, вызывает рост издержек для заемщика финансовых средств. С другой стороны, инвесторы готовы выплачивать компенсацию заемщикам, которые не пре-

доставляют под залог свои активы, но в этом случае риск первых возрастает в результате сужения спредов.

Эти выводы имеют два важных последствия для компаний СФФР. Во-первых, поскольку СФФР растут быстрее, чем развитые государства, и они добиваются значительных улучшений национальных институтов, их доступ к международным рынкам облигаций будет продолжать расширяться. Со временем спреды по облигациям компаний СФФР сузятся до соответствующих значений своих конкурентов из развитых стран.

Во-вторых, этот процесс не автоматичен. Государство может играть активную роль в обеспечении доступа к финансовым ресурсам для своих корпоративных секторов посредством осуществления инвестиций в развитие институциональной инфраструктуры и создания устойчивой деловой среды. Повышение качества и уровня организации таких институтов, обеспечение стабильности и сбалансированности экономического развития, а также надежности законодательной системы могут сыграть ключевую роль в сокращении спредов, которые приходится оплачивать компаниям СФФР. Что касается заемщиков из развитых стран, как правило, инвесторы по определению знают о существовании там предсказуемой деловой среды и эффективно функционирующей юридической системе. Цель СФФР состоит в достижении роста доходов и усовершенствовании институциональной инфраструктуры, которая способна предоставить аналогичный уровень доверия инвесторов.

Список литературы:

1. Аношин В.Н., Кещян В.Г., Суетин С.Н. Формирование эффективного инвестиционно-финансового механизма акционерного общества // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 7 (48). - С. 791-794.

2. Наговицына Ю.С., Суетин С.Н. Финансовый кризис: формы его проявления и пути преодоления // Вестник КИГИТ. - 2010. - № 5 (14). - С. 59-62.

3. Суетин С.Н. Приоритетные инвестиционные стратегии на рынке акций в условиях кризиса // Современный финансовый рынок РФ: матер. Х Междунар. науч.-практ. конф. - Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2012. -С. 103-107.

4. Суетин С.Н. Формирование эффективной инвестиционной стратегии в условиях финансово-экономического кризиса (на примере «второй волны» кризиса) / отв. за выпуск М. А. Лойферман // Сб. «Образование и наука -инновационные разработки НОУ ВПО «КИГИТ». Посвящается 20-летию НОУ ВПО «КИГИТ». - Ижевск, 2013. - С. 37.

5. Суетин А.Н., Карасев В.А. Совершенствование инвестиционно-финансового механизма предприятия в условиях неопределенности [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11. - Ч. 4. -C. 719-723. - Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op= show_article&article_id= 10002460 (дата обращения: 21.09.2015).

6. Dealogic DCM Analytics and Loan Analytics.

ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ США

© Махова Е.А.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В данной статье изучается динамика и структура основных показателей внешней торговли США.

Ключевые слова экспорт, импорт, США.

Анализ динамики и структуры экспорта и импорта имеет важное значение для оценки развития экономики любой страны.

В период с 2012 г. по 2014 г. наблюдался стабильный рост объема внешнеторгового оборота США, который в среднем ежегодно увеличивался на 112 млрд. долл. США (на 2,23 %) и к 2014 г. достиг 5194,6 млрд. долл. США.

Объем экспорта США в течение рассматриваемого периода в среднем ежегодно увеличивался на 64,2 млрд. долл. США (на 2,86 %) и в 2014 г. по данным Управления по экономике и статистике США составил

* Студент. Научный руководитель: Бабич С.Г., доцент кафедры Теории и социально-экономической статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.