Научная статья на тему 'Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: изменения в правовом регулировании'

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: изменения в правовом регулировании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА / RIGHTS / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / JUVENILES / ДЕПАРТАМЕНТ / DEPARTMENT / КОМИССИИ / ЗАЩИТА / PROTECTION / ОРГАН / COMMISSIONS / AGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Банщикова Светлана Леонидовна

Автор анализирует последние изменения федеральных нормативных правовых актов и актов регионального уровня, регулирующих процедуру создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также деятельность таких комиссий; вносит предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Банщикова Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of Commissions on Juvenile Rights and Affairs: changes in legal regulation

The author examines the recent changes in the federal normative legislative acts and regional acts which regulate setting up of commissions on juvenile rights and affairs and estimates the activities of such commissions. The author’s ideas on further advancement of the legislation are given.

Текст научной работы на тему «Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: изменения в правовом регулировании»

Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека . М ., 2006. С . 86 .

11 Гусев В. А. Восстановление нарушенных прав и возмещение вреда, причиненного гражданину действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России . 2012 . № 1(53) С . 108 .

12 По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И . Г. Черновой : определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О . Доступ из справ .-правовой системы «КонсультантПлюс» .

13 Чечетин А. Е. Оперативно-розыскные мероприятия и права личности : монография . Барнаул, 2006. С . 5 .

14 См ., напр .: Класс против Германии (1978) 2 EHRR 214 ;

и др .

15 По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части 1 статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в связи с жалобой гражданина И . В . Аносова : постановление Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. № 12-П . Доступ из справ .-правовой системы «Консультант-Плюс»

УДК 342.9 © С. Л. Банщикова, 2016

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: изменения в правовом регулировании

С. Л. Банщикова

Автор анализирует последние изменения федеральных нормативных правовых актов и актов регионального уровня, регулирующих процедуру создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также деятельность таких комиссий; вносит предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: права, несовершеннолетние, департамент, комиссии, защита, орган.

Вступившие в силу с 1 января 2015 г. изменения 1 в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 2 указывают на пристальное внимание законодателя к вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП) . КДНиЗП в России рассматривается как орган, координирующий деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

На протяжении ряда лет в Омской области существовало особое построение системы таких комиссий Наряду с Законом Омской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области» 3 с 2005 г. в регионе действует Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области 4, которое закрепляет нормы о создании и функционировании данной комиссии, а также содержит в качестве приложений Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав для каждого муниципального образования

Руководство деятельностью комиссий муниципальных районов Омской области и администра-

тивных округов г. Омска с мая 2005 г. 5 по февраль 2010 г. 6 осуществляла специальная структура Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта — Департамент по делам несовершеннолетних и защите их прав

В Департаменте функционировали два отдела: отдел по обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу и отдел по обеспечению деятельности комиссий по области Каждый отдел возглавлял начальник Отдел по обеспечению деятельности комиссий по городу состоял из девяти главных специалистов, второй отдел — из шестнадцати главных специалистов и такого же количества ведущих специалистов . Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Департамента осуществлялось за счет средств областного бюджета К задачам Департамента были отнесены: организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; осуществление организационного, материально-технического и кадрового обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области и комиссий по делам

несовершеннолетних и защите прав, действующих на территории Омской области (территориальных комиссий); организация работы по повышению профессионального уровня специалистов территориальных комиссий, а также специалистов органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Омской области .

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами анализировал состояние и причины безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, нарушения прав несовершеннолетних на территории Омской области, а также причины несчастных случаев с детьми, жестокого обращения с ними, иных социальных негативных проявлений, связанных с несовершеннолетними; анализировал деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обобщал и распространял положительный опыт работы; осуществлял иные функции 7.

С 2012 г. в структуре Министерства появился Департамент по обеспечению деятельности Министерства, в котором выделилось Управление по обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 8 . По сути, Управление дублировало задачи и функции Департамента по делам несовершеннолетних и защите их прав

В большинстве регионов полномочия КДНиЗП переданы на муниципальный уровень законами субъектов, поскольку согласно Конституции РФ органы местного самоуправления, в том числе и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в районных, городских муниципальных образованиях, не входят в систему органов государственной власти Организация и содержание административных комиссий, включая и КДНиЗП, не относятся к ведению органов местного самоуправления, но, возможно, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 9 .

Например, В Красноярском крае вопросам организации и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав посвящена глава 2 Закона Красноярского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 10, где содержатся правовые нормы о комиссиях двух уровней — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Совете администрации Красноярского края и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах. Таким же образом урегулированы вопросы организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в некоторых других регионах Российской Федерации 11.

В Челябинской области наряду с Законом «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их

прав в Челябинской области» 12 действует Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» 13. Аналогичным образом на законодательном уровне решается вопрос об организации и функционировании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тверской области 14 и некоторых других регионах Российской Федерации 15 .

Примерное положение о КДНиЗП закрепило, что систему комиссий составляют КДНиЗП, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, и КДНиЗП, созданные органами местного самоуправления . И хотя это Положение является примерным в Омской области, формулировка данного акта была принята как руководство к действию . С 1 января 2015 г. вступил в силу Закон Омской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области», который предусматривает в системе комиссий КДНиЗП при Правительстве Омской области, а также муниципальные комиссии 16 . Правильность такого решения подтвердили изменения, произошедшие в ст. 11 Закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 17, где четко указано, что должны создаваться муниципальные комиссии, причем передача полномочий на муниципальный уровень теперь не требуется, создание таких КДНиЗП отнесено к обязанностям муниципальных образований.

На наш взгляд, логично ждать изменений в главе 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 18, поскольку к вопросам местного значения создание КДНиЗП отнесено ранее не было

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 489-ФЗ // Рос . газета . 2015 . 12 янв .

2 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Там же . 1999. 30 июня .

3 Ведомости законодательного собрания Омской области. 2001. № 3, ст. 1418 .

4 О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области : постановление Правительства Омской области от 10 июня 2005 г. № 70-п // Омская правда 2005 г № 48

5 Об утверждении положения о Департаменте по делам

несовершеннолетних и защите их прав Министерства по де-

лам молодежи, физической культуры и спорта Омской обла-

сти : приказ Министерства по делам молодежи, физической

культуры и спорта Омской области от 19 мая 2005 г. № 1 //

Сборник правовых актов исполнительной власти Омской об-

ласти . 2005. № 3 (9), ст. 53 .

Научное обеспечение противодействия правонарушениям

23

Пивоваров Д. В. Доставление как мера обеспечения производства по делам об административных.

6 Об изменении и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области : приказ Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от 24 февраля 2010 г. № 9 . URL: http://www. garant .ru/ (дата обращения: 14 . 01.2015) .

7 Глава 3 приказа Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от 19 мая 2005 г. № 1 «Об утверждении положения о Департаменте по делам несовершеннолетних и защите их прав Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области» // Сборник правовых актов исполнительной власти Омской области . 2005 . № 3(9), ст . 53 .

8 Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Омской области в Министерстве по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Омской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей : приказ Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от 25 сентября 2012 г. № 42 // Омский вестник . 2012 . № 45 .

9 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 . URL: http://www.consultant .ru/ (дата обращения: 14 . 01.2015) .

10 О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : закон Красноярского края от 31 октября 2002 г. № 4-608. URL: http://www. kodeks . ru/ (дата обращения: 12 . 01. 2015) .

11 См . , напр .: О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия : закон Республики Хакасия от 8 июля 2005 г. № 50-ЗРХ . URL: http://www. kodeks . ги/ (дата обращения: 12. 01.2015) .

12 О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Челябинской области : закон Челябинской обрасти от 5 октября 2005 г. № 403-30. URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01.2015) .

13 О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав : закон Челябинской области от 27 октября 2005 г . № 411-30 . URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01. 2015) .

14 О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию, исполнению полномочий и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав : закон Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 144-30. URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01. 2015) .

15 См . , напр . : О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав : закон Белгородской области от 13 ноября 2002 г. № 53 . URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01.2015) ; О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Читинской области : закон Читинской области от 15 марта 2006 г. № 780-3Ч0 . URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01.2015) ; О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Челябинской области : закон Челябинской обрасти от 5 октября 2005 г № 403-30 URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01. 2015) .

16 Омский вестник . 2014 . № 46 .

17 Рос. газета . 2015 . 12 янв .

18 URL: http://www. consultant .ги/ (дата обращения: 14 . 01.2015).

УДК 342.9 © Д. В. Пивоваров, 2016

Доставление как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции

Д. В. Пивоваров

Рассматриваются правовая природа доставления и место доставления в системе мер административных принуждений. Определяются непосредственные поводы применения доставления. Изучается взаимосвязь доставления и административного задержания. Указывается на необходимость законодательного уточнения максимально возможного срока нахождения доставленного гражданина в помещении ОВД. Предлагаются изменения в законодательство об административных правонарушениях.

Ключевые слова: доставление, административное задержание, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, срок доставления.

Доставление является одной из наиболее рас- обходимо заметить, что в ряде диссертационных пространенных мер обеспечения производства по исследований анализировалась правовая природа делам об административных правонарушениях . Не- данной меры обеспечения производства, изучались

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.